+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Договор перевозки груза характеризуется как

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

Заключая различные договоры с целью систематического извлечения прибыли, деловой человек неминуемо рискует своим капиталом, имуществом, честным именем а, следовательно, и своим будущим. Залогом успешной реализации своих прав и обязанностей, связанных с предпринимательской деятельностью, служит глубокое знание правовой базы договорных отношений.

По договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз по назначению и выдать его уполномоченному лицу (грузополучателю), а отправитель — внести за перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Грузоотправитель вместе с транспортной накладной передает перевозчику все документы, требуемые санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами (например, карантинный сертификат, карантинное разрешение, ветеринарное свидетельство и другие документы, выдаваемые компетентными органами).

Предмет договора: оказание транспортных услуг по перевозке груза от грузоотправителя перевозчиком.

Характеристика договора: публичный, двусторонний, реальный, возмездный.

Особые условия договора:

1) договор считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком;

2) договор заключается только в письменной форме (транспортная накладная);

3) отправитель может быть и получателем, но чаще в качестве получателя выступает лицо, не участвующее в заключении договора

Как правило, договор перевозки является публичным, поскольку в силу закона, иных правовых актов, вытекает обязанность перевозчика осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 426, 789 ГК РФ). Перечень организаций, осуществляющих перевозки для любого обратившегося за услугами (ГК называет такой транспорт транспорт общего пользования»), публикуется в установленном порядке (п. 1 ст. 789 ГК).

Законодательство предусматривает три основные стадии заключения договора, которые являются общими для различных видов договоров и вступающих в отношения субъектов: направление одной стороной предложения заключить договор (“оферту”, письменно в форме заявки), рассмотрение другой стороны оферты и дача ответа о принятии предложения (“акцепт”) получение акцепта стороной, направившей оферту. Согласно ст.433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (ст.224 ГК РФ). Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Как мы видим, пункт 2 ст.433 ГК РФ для определения момента заключения реального договора отсылает нас к ст.224 ГК РФ, где указывается, что передачей имущества является не только его вручение соответствующему лицу, но также и сдача транспортной организации либо организации связи для доставки адресату. К передаче вещи приравнивается передача товарораспорядительного документа (коносамента в случае международных перевозок

Договор перевозки груза заключают транспортная организация/индивидуальный предприниматель и грузоотправитель (грузовладелец). Если после доставки в пункт назначения груз подлежит выдаче самому отправителю, то круг участников обязательства перевозки этим и ограничивается. Чаще всего, однако, в качестве грузополучателя указывается третье лицо, которое является контрагентом отправителя по договору (купли-продажи и др.). Ему и должен быть выдан груз в пункте назначения. Договор перевозки груза определяется как соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).

Перевозка грузов нетоварного характера (грунт в отвалы, снег и другие грузы, по которым не ведется складской учет) оформляется не накладной, а актом замера или взвешивания.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — Правила) и новая форма транспортной накладной. Применять ее следует начиная с 25 июля 2011 г. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза (п. 20 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее — Закон N 259-ФЗ). (см. Приложение №1 к выпускной квалификационной работе №1)

Заключение договора перевозки или договора на оказание транспортных услуг в обязательном порядке должно быть подтверждено выданным отправителю документом на груз (транспортная накладная , товарно-транспортная накладная, коносамент). «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971) (с изм. от 21.05.2007)

Необходимость использования транспортной накладной и заполнения ее реквизитов установлена п. 6 Правил перевозки грузов (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

Начиная с 25 июля расходы на доставку при перевозках грузов автотранспортом необходимо подтверждать транспортной накладной, составленной по новой форме. Этот документ потребуется и при налоговой проверке, когда налоговики оценивают реальность операций и обоснованность расходов.

Новая форма транспортной накладной используется в случае, когда товар перевозит специализированная транспортная компания или предприниматель, оказывающий услуги по автоперевозке. То есть участниками операции по перевозке являются грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель.

Товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, используется для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Форма N Т-1 может использоваться в случае, когда перевозка товаров осуществляется без участия специализированной транспортной компании. В этом случае договор перевозки груза не составляется. Организация, выступающая в роли отправителя или получателя, самостоятельно осуществляет перевозку товаров (п. 2 Постановления N 78).

Договор перевозки груза

Перевозка — вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров. Отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых. Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств. Однако при его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.).

Транспортное обязательство определяется в литературе как обязательство, в силу которого одно лицо — перевозчик обязуется совершить в пользу другого лица — грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа — определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо — оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.

Транспортные обязательства получают правовое оформление в виде транспортных договоров, традиционно подразделяющихся на следующие группы:

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Понятие договора перевозки груза.

Правовое регулирование договора перевозки груза. Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ. Это унифицированные нормы, относящиеся ко всем видам транспорта: железнодорожному, морскому, воздушному, автомобильному, внутреннему водному. Более детально общие условия перевозки этими видами транспорта определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил (п. 2 ст. 784 ГК РФ). В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы: Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее — УЖТ); Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее — КВВТ); Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее — КТМ); Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее — ВК); Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее — УАТ).

Отношения в сфере перевозок регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ и др. Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Условия перевозок в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и РФ.

Следует отметить, что правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяются на услуги перевозки (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

Правовая характеристика договора перевозки груза. Договор перевозки груза является возмездным и взаимным. Это реальный договор: он считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке (исключение составляет договор морской перевозки — фрахтование (чартер), являющийся консенсуальным).

Перевозка грузов транспортом общего пользования подразумевает, что договор является публичным.

Существенные условия договора перевозки груза. Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки груза. Предметом договора перевозки груза является услуга по перемещению груза в пункт назначения на том или ином виде транспорта. Помимо услуги по перемещению груза перевозчиком оказываются и сопутствующие услуги (погрузка и выгрузка груза, его хранение и др.). Но эти услуги не являются предметом отдельных договоров, а направлены на надлежащее исполнение перевозчиком своих обязательств по договору перевозки.

Правилами перевозки может быть предусмотрено, что перевозка опасных грузов запрещена или ограниченна.

Срок договора перевозки груза. Срок в договоре перевозки груза — это промежуток времени, в течение которого груз должен быть перевезен в пункт назначения. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определяемые:

  • транспортными уставами и кодексами;
  • при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

При прямых смешанных перевозках (перевозках груза разными видами транспорта по единому документу) срок доставки определяется как совокупность сроков, исчисляемых на основании правил, действующих на соответствующих видах транспорта.

Цена договора перевозки груза. Цена в договоре перевозки понимается как провозная плата. Плата за перевозку транспортом общего пользования устанавливается на основании тарифов, утверждаемых государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях провозная плата взимается по соглашению сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

Стороны договора перевозки груза. Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель. Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.

Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

При прямых перевозках одним видом транспорта или прямых смешанных перевозках возникает обязательственное правоотношение со множественностью лиц — соперевозчиков. При этом каждый из перевозчиков, принимая груз от предыдущего перевозчика, исполняет свою обязанность по перевозке на соответствующем участке движения груза. Эта обязанность возникает из договора, который был заключен первой транспортной организацией с отправителем. Отправитель дает согласие на участие соперевозчиков в исполнении договора, подписывая накладную, в которой указываются путь следования и пункты перевалки. Первый перевозчик при заключении договора выступает и от имени последующих перевозчиков. Такое представительство основано на законе или соглашениях между перевозчиками.

Чаще всего после доставки в пункт назначения груз подлежит выдаче не самому отправителю, а указанному в договоре третьему лицу — грузополучателю. Грузополучатель не совпадает с отправителем и не участвует в заключении договора перевозки, но тем не менее приобретает права и несет перед перевозчиком определенные обязанности.

В настоящее время однозначное понимание статуса грузополучателя в литературе отсутствует. На этот счет имеются различные точки зрения: 1) грузополучатель вместе с отправителем является одной стороной договора; 2) грузополучатель — одна из сторон договора, который в свою очередь является трехсторонним; 3) это лицо, принимающее исполнение за отправителя; 4) грузополучатель является лицом, в пользу которого заключается договор. Последняя точка зрения наиболее распространена, ее сторонники рассматривают получателя груза как особого субъекта обязательства по перевозке — третье лицо, в пользу которого заключен договор. Это позволяет им сделать вывод, что договор перевозки груза с участием грузополучателя является договором в пользу третьего лица.

Форма договора перевозки груза. Для рассматриваемого договора предусмотрена письменная форма. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Накладная представляет собой перевозочный грузосопроводительный документ. Она доказывает факт заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент — товарораспорядительный документ. Он является ценной бумагой, удостоверяющей вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Виды договора перевозки груза. Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки.

Железнодорожная перевозка.

Перевозки грузов по договорам перевозки железнодорожным транспортом осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки.

Для осуществления перевозки грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную заявку на перевозку грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений (ст. 11 УЖТ). Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки. Владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки и возвращает заявку перевозчику с отметкой о результате согласования. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю.

При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза (ст. 25 УЖД).

В указанных документах перевозчик обозначает дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей для грузополучателей (ст. 33 УЖД).

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. В случае если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.

Если на железнодорожной станции назначения отсутствует грузополучатель, указанный в транспортной железнодорожной накладной, перевозчик запрашивает грузоотправителя о дальнейшей судьбе грузов. В случае непринятия грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение десяти суток (а о судьбе продовольственных и скоропортящихся грузов — в течение четырех суток) перевозчик может возвратить грузы грузоотправителю за счет последнего, а при невозможности возврата — реализовать их в порядке, предусмотренном УЖТ (ст. 34 УЖТ).

Это интересно:  Предварительный договор купли продажи земельного участка

По прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.

В случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей перевозчик, если иная форма уведомления не предусмотрена соглашением сторон, вправе удерживать грузы с уведомлением об этом в письменной форме грузоотправителя, который в течение четырех суток после получения такого уведомления обязан распорядиться грузами. Если же в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению причитающихся перевозчику платежей и грузоотправитель не распорядится грузами, перевозчик имеет право реализовать удерживаемые грузы в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ст. 35 УЖТ).

При своевременном уведомлении о прибытии прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение двадцати четырех часов после окончания срока доставки.

Груз считается утраченным, если он не выдан грузополучателю по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки или по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении (ст. 38 УЖД).

Автомобильная перевозка.

Перевозки автомобильным транспортом принято разделять на централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с отправителем (поставщиком либо грузообразующим пунктом-станцией, портом и др.), по указанию которого грузы доставляются к получателям. При децентрализованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с каждым из получателей, по заданию которых и доставляет им грузы. Для автомобильной перевозки характерно условие о том, кем будут экспедироваться грузы — отправителем или получателем.

Виды автоперевозок выделяют также по территориальному признаку (см. ст. 5 УАТ):

  • городские (в пределах черты города либо другого населенного пункта);
  • пригородные (за пределы города или другого населенного пункта на расстояние до 50 км включительно);
  • междугородные (за пределы города или другого населенного пункта на расстояние более 50 км);
  • межреспубликанские (на территории нескольких субъектов Федерации);
  • международные.

Сдача груза к перевозке оформляется товарно-транспортной накладной, являющейся основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем (ст. 47 УАТ). Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние могут оформляться также актом замера или актом взвешивания суммарно на весь объем перевозок, выполненных автомобилем в течение смены (ст. 48 УАТ). Пользование автомобилем с оплатой его работы по повременному тарифу оформляется записями отправителя (получателя) в путевом листе.

Автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечивать своевременную подачу исправного подвижного состава по всем пунктам погрузки и выгрузки в соответствии с договорами на перевозку грузов автомобильным транспортом, а также подавать грузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям.

Все расчеты за перевозку производятся заказчиками автотранспорта, как правило, до сдачи груза к перевозке. До внесения провозной платы автотранспортные предприятия и организации грузы к перевозке не принимают (ст. 103 УАТ).

Автотранспортные предприятия и организации обязаны перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега. Перевозчик обязан при приеме заказа поставить грузоотправителя в известность об увеличении расстояния перевозки. В этом случае провозная плата взимается за фактическое расстояние перевозки.

Выдача груза производится в пункте назначения грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной. Получение груза удостоверяется подписью и печатью грузополучателя в трех экземплярах товарно-транспортной накладной, два из которых остаются у шофера-экспедитора.

При городских и пригородных перевозках в случаях отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, груз переадресовывается грузоотправителем другому грузополучателю или возвращается грузоотправителю. При междугородных перевозках грузополучатель обязан принять от перевозчика доставленный ему груз. В случае прибытия груза, поставка которого не предусмотрена (договором, заказом), грузополучатель принимает такой груз на ответственное хранение, о чем указывается в товарно-транспортной накладной.

Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые автотранспортное предприятие или организация несет ответственность, изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению (ст. 72 УАТ).

Хранение грузов на складах автотранспортных предприятий и организаций производится бесплатно в течение одних суток с момента извещения грузополучателя о прибытии груза. Предельный срок хранения грузов составляет 30 суток. По истечении этого срока не востребованные грузополучателем грузы подлежат реализации (ст. 71 УАТ).

Перевозка внутренним водным транспортом.

Система документов, их правовое значение и порядок заключения договора перевозки груза на внутреннем водном транспорте близки к применяемым на железнодорожном транспорте.

Перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок. Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования).

Заключение договора перевозки груза подтверждают транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки (ст. 67 КВВТ). Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью грузоотправителя.

В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик проставляет календарный штемпель в транспортной накладной и выдает грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки.

О времени прибытия судна в порт погрузки перевозчик извещает грузоотправителя не позднее чем за 24 часа до прибытия судна, а о времени подачи судна под погрузку — не позднее чем за 6 часов до подачи судна, если погрузка груза осуществляется грузоотправителем. Грузоотправитель или грузополучатель, получившие извещение о времени прибытия судна, обязаны заблаговременно указать место, к которому должно быть подано судно (ст. 73 КВВТ).

Плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента отправления груза из порта отправления, если иное не установлено соглашением сторон. При несвоевременном внесении указанных платы и платежей отправление груза перевозчиком может быть задержано и до их внесения может быть прекращена подача судна для следующей погрузки груза (ст. 75 КВВТ).

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов, если выгрузка грузов является обязанностью перевозчика. Груз выдается грузополучателю, указанному в транспортной накладной, после внесения всех причитающихся перевозчику платежей. Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости.

Грузополучатель обязан принять и своевременно вывезти из порта прибывший в его адрес груз. В случае если после истечения срока доставки груза грузополучатель не принял груз, перевозчик вправе сдать его на хранение за счет грузоотправителя с уведомлением его об этом.

Грузополучатель может отказаться от приема груза, за исключением опасного и скоропортящегося груза, только в случае, если его качество вследствие повреждения (порчи) изменилось настолько, насколько исключается возможность полного или частичного использования такого груза, что подтверждается выводами независимой экспертизы. В этом случае перевозчик реализует груз и осуществляет все необходимые расчеты (ст. 79 КВВТ).

Если в течение сроков, предусмотренных правилами перевозок грузов или соглашением сторон, груз не принят и не вывезен грузополучателем, он считается невостребованным. Перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя. Невостребованный груз перевозчик вправе реализовать. Полученная сумма за вычетом причитающихся перевозчику платежей и расходов подлежит перечислению грузополучателю в случае оплаты им стоимости грузов или грузоотправителю в остальных случаях. Если суммы, полученной за реализацию грузов, недостаточно для покрытия причитающихся перевозчику платежей и расходов на хранение и реализацию грузов, он вправе взыскать недополученную сумму с грузоотправителя (ст. 85 КВВТ).

Морская перевозка.

Договор морской перевозки груза может быть заключен (ст. 115 КТМ): 1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер); 2) или без такого условия. В первом случае заключается договор фрахтования судна (чартер). Во втором случае договор оформляется коносаментом. Чартер применяется при перевозках значительных партий грузов, а коносамент — при небольших по объему перевозках.

Чартер — консенсуальная разновидность договора перевозки. Поскольку его заключение не свидетельствует о приеме груза к перевозке и не дает возможности распорядиться им, при чартерных перевозках может быть выписан и коносамент. Тогда отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них (ст. 119 КТМ).

Отправитель должен своевременно передать перевозчику все требуемые в соответствии с портовыми, таможенными, санитарными или иными административными правилами касающиеся груза документы и несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, недостоверности или неполноты таких документов (ст. 141 КТМ).

Перевозчик обязан подать судно в указанный в чартере порт погрузки или в указанный фрахтователем порт в соответствии с условиями чартера. При перевозке груза по чартеру перевозчик обязан в письменной форме уведомить фрахтователя или отправителя, если он указан фрахтователем, о том, что судно готово или будет готово в определенное время к погрузке груза. После приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать ему коносамент, морскую накладную или иной подтверждающий прием груза для перевозки документ.

Все причитающиеся перевозчику платежи (фрахт) уплачиваются отправителем или фрахтователем. В случаях, предусмотренных соглашением между отправителем или фрахтователем и перевозчиком, и при включении данных об этом в коносамент допускается перевод платежей на получателя (ст. 163 КТМ). Размер фрахта устанавливается соглашением сторон. При отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза.

Груз должен быть доставлен в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом.

По прибытии груза в порт назначения перевозчик обязан послать извещение получателю. Грузополучатель должен в установленные сроки принять и вывезти прибывший в его адрес груз.

Груз, перевозка которого осуществляется на основании коносамента, выдается перевозчиком в порту выгрузки при предъявлении оригинала коносамента (ст. 158 КТМ): именного коносамента — получателю, который указан в коносаменте, или лицу, которому коносамент передан по именной передаточной надписи или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования; ордерного коносамента — лицу, приказу которого составлен коносамент, при наличии в коносаменте передаточных надписей лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью; коносамента на предъявителя — предъявителю коносамента.

В случае если перевозка груза осуществляется на основании морской накладной или на основании иного подобного ей документа, перевозчик может выдать груз получателю, указанному в таком документе, или получателю, указанному отправителем.

В соответствии со ст. 160 КТМ получатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки, если это предусмотрено коносаментом или другим документом, на основании которых осуществлялась перевозка груза.

В случае если в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки сданный на хранение груз не будет востребован и отправитель или фрахтователь либо управомоченное распоряжаться грузом лицо не уплатит перевозчику все причитающиеся за данную перевозку груза платежи, перевозчик вправе продать груз в установленном порядке. Вырученная от продажи груза сумма за вычетом причитающихся перевозчику платежей и расходов на хранение и продажу груза передается перевозчиком отправителю или фрахтователю (пп. 3, 4 ст. 159 КТМ).

В КТМ перечислены условия, при которых договор перевозки может быть расторгнут одной стороной с уплатой или даже без уплаты вознаграждения другой стороне (статьи 154—156 КТМ). Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места погрузки груза вследствие не зависящих от сторон обстоятельств:

  • судно погибнет или будет насильственно захвачено;
  • судно будет признано непригодным к плаванию;
  • погибнет груз, индивидуально определенный;
  • погибнет груз, определенный родовыми признаками, после сдачи его для погрузки и отправитель не успеет сдать другой груз для погрузки (ст. 157 КТМ).

Воздушная перевозка.

Воздушный кодекс выделяет фигуры перевозчиков (ст. 100 ВК), эксплуатантов и авиационных предприятий (ст. 61 ВК). Под авиационным предприятием понимается юридическое лицо, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок и (или) выполнение авиационных работ на основании лицензии. Эксплуатант — гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие его для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки на основании договоров воздушной перевозки.

Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной (ст. 105 ВК), которая составляется отправителем. Наряду с обычной воздушной перевозкой используется также договор воздушного чартера (ст. 104 ВК). По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов.

Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сторон в порядке, установленном ст. 790 ВК. Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок (расписанием движения самолетов). В случае перерыва или прекращения полетов перевозчик обязан поставить об этом в известность грузоотправителя и грузополучателя.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии груза в сроки, предусмотренные федеральными авиационными правилами или правилами воздушных перевозок. Грузополучатель обязан принять и вывезти груз. Грузополучатель вправе отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.

Если грузополучатель не востребовал прибывший груз в срок либо отказался от его приема, перевозчик обязан, уведомив об этом грузоотправителя, оставить груз у себя на хранение за счет средств грузоотправителя и на его риск. В соответствии со ст. 112 ВК груз, не полученный в течение срока, предусмотренного федеральными авиационными правилами, установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок или договором воздушной перевозки груза, считается невостребованным и подлежит реализации.

Обязанности перевозчика по договору перевозки груза.

Перевозчик по договору перевозки грузов обязан:

1. Подать транспортное средство отправителю под погрузку.

Перевозчик должен исполнить эту обязанность в срок, установленный принятой им заявкой (заказом), договором перевозки или договором организации перевозок.

Погрузка груза осуществляется перевозчиком или отправителем в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 971 ГК РФ).

В случае невыполнения перевозчиком указанной обязанности отправитель вправе требовать применения мер ответственности: уплаты исключительной неустойки или штрафа в размере, установленном транспортными уставами и кодексами, за учетную единицу (вагон, контейнер, тонну) или в процентном соотношении к провозной плате либо к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). Перевозчик освобождается от ответственности при неподаче транспортных средств, если это произошло вследствие (п. 2 ст. 794 ГК РФ):

  • обстоятельств непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
  • в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.
Это интересно:  Договор морской перевозки грузов

2. Подать транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Если данная обязанность не выполнена перевозчиком, отправитель груза вправе:

  • отказаться от поданных транспортных средств, непригодных для перевозки соответствующего груза;
  • требовать применения мер ответственности: уплаты исключительной неустойки или штрафа в размере, установленном транспортными уставами и кодексами, за учетную единицу (вагон, контейнер, тонну) или в процентном соотношении к провозной плате либо к МРОТ.

В том случае, если отправитель не реализовал свое право на отказ от транспортных средств, непригодных для перевозки соответствующего груза, и использовал неисправные транспортные средства под погрузку, а в пути следования или при выдаче получателю груза установлены его утрата, недостача или повреждение по этой причине, перевозчик может использовать данное обстоятельство (принятие отправителем неисправных транспортных средств) как основание для защиты против требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза.

3. Обеспечивать сохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю.

Перевозчик несет ответственность с момента принятия груза к перевозке, т.е. его вручения перевозчику, и до его выдачи управомоченному лицу. Время принятия груза к перевозке и его выдачи обычно указывается в транспортном документе (накладной, коносаменте).

Если перевозчик не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые тот не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, грузоотправитель вправе требовать применения мер ответственности (пп. 2, 3 ст. 796 ГК РФ):

  • возмещения ущерба: а) в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза; б) в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза;
  • возвращения провозной платы, взысканной за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза (если эта плата не входит в стоимость груза).

4. Доставить груз в пункт назначения в срок.

Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

Права отправителя и ответственность перевозчика при неисполнении последним данной обязанности определяются в транспортных уставах и кодексах. Так, ст. 97 УЖТ предусматривает право отправителя требовать уплаты пени в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов. Но перевозчик освобождается от ответственности при наличии:

  • обстоятельств непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • иных независящих от перевозчика обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок.

Порядок обращения в суд с иском к перевозчику.

До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 1 ст. 797 ГК РФ). В настоящее время такой порядок установлен УЖТ (статьи 120—124), УАТ (статьи 158—165 и 168), КВВТ (статьи 161—163), КТМ (статьи 402—407) и изданными на их основе правилами.

Гражданский кодекс не называет срок, в течение которого отправитель или получатель могут обратиться к перевозчику с претензией. Такой срок установлен УЖТ, УАТ, ВК — 6 месяцев для предъявления претензий об утрате, недостаче, повреждении (порче) груза; по КТМ и КВВТ претензия к перевозчику, вытекающая из договора перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности.

Претензия должна быть заявлена в письменной форме с приложением накладной (коносамента). В транспортных уставах и кодексах содержится указание о приложении к претензии также коммерческого акта либо иного установленного уставом или кодексом документа в случае недостачи или повреждения (порчи) груза. К претензии должен быть приложен также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. Отсутствие последнего не лишает права на обращение с претензией, но может затруднить принятие перевозчиком решения об удовлетворении претензии.

Право на предъявление претензии принадлежит получателю или отправителю при условии представления соответствующего транспортного документа, получателю — в случае просрочки в доставке груза. Передача другим лицам права на предъявление претензии на большинстве видов транспорта не допускается, за исключением передачи такого права отправителем получателю и наоборот, а также любым из них экспедитору или страховщику.

В течение месячного срока (на воздушном транспорте — 45-дневного) перевозчик обязан рассмотреть претензию и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный ответ об отказе в удовлетворении претензии полностью или в части. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения по окончании месячного срока ответа на претензию грузоотправитель и грузополучатель могут предъявить иск к перевозчику (п. 2 ст. 797 ГК РФ).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК РФ). Так, согласно ст. 125 УЖТ иски к железным дорогам, возникшие в связи с осуществлением перевозки груза, грузобагажа, багажа, могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа железной дороги удовлетворить претензию либо неполучения от железной дороги ответа в течение установленного для ответа срока.

Обязанности грузоотправителя по договору перевозки груза.

Отправитель по договору перевозки груза обязан:

1. Предъявить груз для перевозки в соответствии с принятой перевозчиком заявкой.

Погрузка груза, осуществляемая силами и средствами отправителя, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, а если такие сроки не установлены — транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК РФ).

В случае непредъявления отправителем груза либо неиспользования им поданных транспортных средств по иным причинам перевозчик вправе требовать применения мер ответственности: уплаты исключительной неустойки или штрафа в размере, установленном транспортными уставами и кодексами, за учетную единицу (вагон, контейнер, тонну) или в процентном соотношении к провозной плате либо к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Отправитель освобождается от ответственности при наличии (п. 2 ст. 794 ГК РФ):

  • обстоятельств непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
  • в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

2. Не искажать в накладной наименования грузов, сведения об их свойствах.

Права перевозчика и ответственность отправителя при невыполнении последним указанной обязанности устанавливаются в транспортных уставах и кодексах. Например, согласно ст. 98 УЖТ перевозчик может требовать уплаты штрафа в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

3. Уплатить плату за перевозку груза.

Провозная плата обычно должна быть внесена грузоотправителем при заключении договора перевозки. Допускается также перевод платежной обязанности на получателя. Кроме провозной платы отправитель обязан оплатить дополнительно оказанные ему услуги (за хранение груза и т.д.). Они оплачиваются по соглашению сторон.

При уклонении грузоотправителя от уплаты провозной платы перевозчик вправе:

  • удерживать переданный ему груз в обеспечение причитающихся платежей (если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства);
  • требовать применения меры ответственности (уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ).

4. Соблюдать установленные правила перевозки.

Конкретные правила перевозки, а также права перевозчика и ответственность отправителя в случае их несоблюдения отправителем определяются соответствующими транспортными уставами и кодексами.

В транспортных уставах и кодексах устанавливается также ответственность грузополучателей за неисполнение своих обязанностей. Так, например, в соответствии со ст. 103 УЖТ грузополучатель за непроведение дезинфекции вагона, в котором находился опасный груз, уплачивает штраф 45 МРОТ за вагон.

Понятие, виды и общая характеристика транспортных договоров

Понятие транспортных договоров

Перевозка (в широком значении) — это обязательства, в силу которых перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемещению (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель обязуется оплатить эти действия.

Договор перевозки относится к так называемым транспортным обязательствам (транспортным договорам).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Гражданский кодекс, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство. В настоящее время основными актами, регламентирующими транспортные отношения, являются:

  1. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ;
  2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;
  3. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207);
  4. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001);
  5. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ.

Транспортные отношения не всегда строятся по классической двусторонней схеме: грузоотправитель — перевозчик. Перевозка груза по своей конструкции, как правило, предусматривает участие третьего лица — грузополучателя. Например, в купле-продаже (поставке) продавец может являться грузоотправителем, а покупатель — грузополучателем. На ясную и простую конструкцию купли-продажи «накладывается» договор перевозки, усложняя, в т.ч. многочисленными рисками, получение сторонами экономического результата сделки. В определенный этап развития комплексных правоотношений продажи между продавцом (грузоотправителем) и покупателем (грузополучателем) на первый план выступает надлежащее исполнение договора перевозки.

Гражданский кодекс устанавливает основное правило, что условия перевозки, а также ответственность сторон определяются соглашением сторон, если Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Виды транспортных договоров

К транспортным договорам относятся:

  1. договоры об организации перевозок грузов;
  2. договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа:
    • железнодорожная перевозка;
    • автомобильная перевозка;
    • воздушная перевозка;
    • воздушный чартер;
    • морская перевозка;
    • перевозка по внутренним водным путям.
  3. договоры буксировки .

Кроме того, закон выделяет договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу) — порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с транспортным законодательством о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).

По цели договоры перевозки разделяются на:

  1. договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества пода­ваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправи­телей и перевозчиков (договоры об организации перевозок; договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов; дого­воры, заключаемые путем принятия заявки или заказа отправителя);
  2. договоры, направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации пере­возок в прямом смешанном сообщении; узловые соглашения);
  3. договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор перевозки пассажира).

По статусу перевозчика договоры перевозки включают:

  • договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом об­щего пользования (являющиеся публичными договорами);
  • договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации.

По форме договора можно выделить:

  • договоры, оформляемые транспортной накладной или коносамен­том (реальные договоры перевозки конкретного груза);
  • договоры, заключаемые путем совершения конклюдентных действий (принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотправителя; договоры перевозки пассажиров, приобретающих биле­ты непосредственно в автобусе, маршрутном такси и т.п.);
  • договоры, заключаемые в общем порядке.

По моменту заключения договора выделяются:

  • реальный договор перевозки конкретного груза;
  • все остальные виды договора перевозки, которые носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозки грузов и т.д.).

По предмету договора выделяются:

  • договоры перевозки пассажиров;
  • договоры перевозки грузов (как реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор на организацию перевозок);
  • договор фрахтования (чартер).

По субъектному составу выделяются:

  • договоры перевозки пассажиров;
  • договоры перевозки грузов (заключаемые грузоотправителями);
  • договоры о порядке организации работы по обеспечению перевозок, заключаемые между транспортными организациями.

На морском транспор­те перевозки внутри страны называются каботажем:

  • малый каботаж — перевозки между портами одного морского бассейна;
  • большой каботаж — перевозки между портами нескольких морских бас­сейнов.

На автомобильном транспорте выделяют перевозки:

  • городские (в преде­лах черты города),
  • пригородные (за пределами черты города, но не бо­лее 50 километров),
  • междугородные (более 50 километров за чертой го­рода),
  • межреспубликанские;
  • международные.

Наряду с этим выделяются перевозки:

  1. местные — в пределах действия одной транспортной органи­зации (железной дороги, пароходства и т.п.);
  2. прямые — осуществляемые несколькими транспортными организациями одно­го вида транспорта и по одному транспортному документу;
  3. прямые смешанные — осуществляемые несколькими транс­портными организациями, относящимися к различным видам транс­порта, но на основе одного транспортного документа.

Общая характеристика транспортных договоров

Источники правового регулирования обязательств по перевозке

В ГК включены лишь основные, принципиальные положения о до­говоре перевозки, применимые в равной степени к отношениям, свя­занным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными вида­ми транспорта. Основную роль в регулировании взаимоотношений участников конкретных перевозок традиционно играют транспортные кодексы и уставы . При этом они должны приниматься только в каче­стве федеральных законов, что гарантирует единообразие правового регулирования сходных отношений.

Вместе с тем следует иметь в ви­ду, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их согла­шением , если транспортными уставами и кодексами, иными закона­ми и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК).

Собственно перевозку (транспортировку) грузов опосредствует до­говор перевозки груза, по которому перевозчик обязуется доставить вве­ренный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК). Этот договор является реальным , поскольку обязательства пе­ревозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз). В договорных отношени­ях по перевозке груза помимо перевозчика и отправителя участвует и получатель, на стороне которого имеются не только права, но и оп­ределенные обязанности.

Условия договора перевозки должны содержаться в соот­ветствующем транспортном документе:

  • на железнодорожном, речном и воздушном транспорте — в накладной;
  • на морском транспорте — в на­кладной или коносаменте;
  • на автомобильном транспорте — в транс­портной накладной или акте замера (взвешивания).
Это интересно:  Изменение суммы аннуитетного платежа или срока договора

Составление и вы­дача грузоотправителю накладной или иного перевозочного доку­мента одновременно служат подтверждением заключения договора перевозки грузов.

Особо выделяются договоры перевозки транспортом общего пользо­вания, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организа­ция, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица, оформляемые публичными договорами.

Наряду с договором перевозки конкретного груза широко исполь­зуются также договоры об организации перевозок и договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспече­нию перевозок грузов.

По договору об организации перевозки груза перевозчик обязуется в ус­тановленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевоз­ке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК). Такие договоры носят дол­госрочный характер и заключаются перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок гру­зов. К ним относятся:

  • навигационные договоры — на морском и речном транспорте;
  • специальные договоры — на воздушном транспорте;
  • годо­вые договоры — на автомобильном транспорте.

Важнейшую юридическую особенность отношений по пере­возкам пассажиров, грузов и багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обяза­тельств . Так, обязательственные отношения между грузоотправителем и перевозчиком не сводятся к договору перевозки конкретного груза. Они возникают уже на стадии подачи транспортных средств под погруз­ку и предъявления груза к перевозке. Основанием их возникновения яв­ляются:

  • при систематических перевозках и долгосрочных отношениях сторон — договоры об организации перевозок;
  • в иных случаях — догово­ры перевозки (договор фрахтования (чартер) на морском и воздушном транспорте) или договоры, заключаемые путем принятия перевозчиком заявки (заказа) грузоотправителя.

Лишь собственно транспортировка груза охватывается договором перевозки груза, исполнение которого (при выдаче груза получателю в местах общего пользования) является основанием прекращения отношений по перевозкам. Но и указанная система отношений характерна лишь для элемен­тарной организации перевозочного процесса. В реальном имуществен­ном обороте для оформления грузовых перевозок используются более сложные схемы правоотношений. В частности, нередко грузоотправи­тели заключают с автотранспортными организациями или с товарны­ми (экспедиционными) конторами других видов транспорта договоры централизованной перевозки грузов на станции, в порты (на приста­ни), аэропорты. Между транспортными организациями заключают­ся договоры об организации работы по обеспечению перевозок гру­зов (например, договор на централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) аэропорты). При пе­ревозках грузов по единому транспортному документу между транс­портными организациями различных видов транспорта заключаются соглашения о порядке организации перевозок грузов в прямом сме­шанном сообщении.

Все эти договоры порождают гражданско-право­вые обязательства между участниками перевозочного процесса — гру­зоотправителем, перевозчиком, иными транспортными организация­ми, грузополучателем.

Таким образом, в настоящее время договор перевозки конкретно­го груза уже нельзя рассматривать как некий «центральный договор», к которому примыкают призванные его обслуживать различные пра­вовые формы: отношения по перевозкам грузов действительно регули­руются системой договоров , в которой данный договор является лишь одной из разновидностей. Попытки выделения категории «транс­портных договоров» или «транспортных обязательств», претендующих на собственное место в системе гражданско-правовых обязательств, представляются искусственными и ошибочны по существу.

Между организациями различных видов транспорта заключаются также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (ст. 799 ГК), в которых определяется порядок передачи и приема гру­зов с одного вида транспорта на другой, а также условия осуществле­ния таких перевозок: узловые соглашения, договоры на централизован­ный завоз (вывоз) грузов между организациями автомобильного и дру­гих видов транспорта и др.

Особое место в отношениях по перевозке занимает договор перевоз­ки пассажира (ст. 786 ГК), по которому перевозчик обязуется перевез­ти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управо-моченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Заключение догово­ра перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, а сдача багажа — багажной квитанцией. Этот договор в отличие от реального договора перевозки конкретного груза является консенсуальным и считается заключенным после приобре­тения пассажиром билета или багажной квитанции. Кроме того, на эти отношения распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, а пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав.

Договор фрахтования (чартер), по которому одна сторона (фрах­товщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспорт­ных средств на один или несколько рейсов для перевозок грузов, пас­сажиров и багажа (ст. 787 ГК), отличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозки пассажира.

Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по пре­доставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов, что предопределяет и специфику содер­жания этого обязательства. Более того, договорные отношения между грузоотправителем (гру­зополучателем) и перевозчиком возникают уже при подаче грузоотпра­вителем заявки (заказа) на перевозку груза и принятии ее перевозчиком (п. 1 ст. 791 ГК), т.е. до заключения договора перевозки груза. Из факта ее принятия перевозчиком вытекает его обязательство подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправи­теля предъявить соответствующие грузы к перевозке.

Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора: договора перевозки, до­говора об организации перевозок либо из договора, заключаемого пу­тем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя.

Субъекты транспортного договора

Правовое положение перевозчика

В качестве перевозчика на морском транспорте выступает, как пра­вило, судовладелец — лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или исполь­зует его на ином законном основании (ст. 8 КТМ).

Судовладельцами (т.е. и перевозчиками по договорам морской перевозки) могут являться:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым морские суда принадлежат на праве хозяйственного ведения;
  • учреждения, обладающие морскими судами на праве опера­тивного управления;
  • собственник (однако при передаче судна во владение и пользование другому лицу, например доверительному управляюще­му (ст. 8, 14 КТМ), собственник утрачивает статус судовладельца и ис­ключает себя из правоотношений по перевозкам грузов);
  • коммерческие организации, находящиеся в морских портах и осуществляющие операции с грузами.

По договору воздушной перевозки перевозчиком признается так на­зываемый эксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воздуш­ной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты (ст. 100 ВК). Эксплуатантом является гражданин или юридическое лицо, имеющие воз­душное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие его для полетов и имеющие серти­фикат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК), т.е. лицо, владею­щее воздушным судном на законном основании.

На железнодорожном транспорте в качестве перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров понимается вся­кое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, при­нявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспор­том общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю). Основные требования к перевозчику определены в ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте.

Особая роль в перевозочном процессе отведена владельцу инфра­структуры, которым считается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на осно­вании лицензии и договора. Он обязан заключать со всеми владель­цами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения по организации диспетчерского управления перевозочным процессом, установлению порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, объектов энергетики и дру­гих объектов, а также устанавливающие ответственность перед пере­возчиками по обязательствам, вытекающим из перевозок в прямом железнодорожном сообщении.

Правовое положение грузоотправителя, грузополучателя и транспортных организаций, участвующих в исполнении транспортных обязательств

Грузоотправитель непосредственно заключает договор перевозки с перевозчиком и является его стороной.

В качестве грузоотправителя по договору перевозки груза может выступать любое физическое или юридическое лицо, хотя чаще всего в этой роли оказываются ком­мерческие организации, осуществляющие отправку грузов (в основ­ном производимых ими товаров) для исполнения своих договорных обязательств, связанных с продажей (поставкой) товаров и выполне­нием других договоров.Как правило, грузоотправитель является соб­ственником отправляемых грузов (грузовладельцем) либо лицом, на­деленным собственником соответствующими полномочиями по от­правке груза.

В отличие от грузоотправителя грузополучатель не принимает уча­стия в заключении договора перевозки и, следовательно, не может считаться стороной этого договора . В то же время законодательство наделяет грузополучателя определенными правами, связанными с пе­ревозкой груза, и, более того, возлагает на грузополучателя ряд обя­занностей, вытекающих из перевозки груза. Данное обстоятельство породило различные взгляды на правовое положение грузополучателя. В настоящее время господствующей яв­ляется позиция, объясняющая правовое положение получателя тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается договор перевозки (ст. 430 ГК), поскольку перевозчик обязан выдать приня­тый к перевозке и доставленный в пункт назначения груз именно гру­зополучателю (управомоченному им лицу) и только последний вправе требовать от перевозчика выполнения этой обязанности. Более того, после обращения получателя к перевозчику с требованием о выдаче груза перевозчик должен выполнить свою обязанность, а грузоотпра­витель не вправе переадресовать груз либо изменить (в том числе по согласованию с перевозчиком) какие-либо условия договора перевоз­ки груза, что соответствует общему правилу п. 2 ст. 430 ГК. Кроме того, перевозчик вправе не выдавать получателю груз до мо­мента полной уплаты причитающихся ему провозных платежей (в том числе и тех, которые не были уплачены грузоотправителем), а также вы­двигать возражения против требований грузополучателя в связи с не­сохранностью груза (в том числе относительно вины грузоотправителя в неправильной погрузке, упаковке и креплении груза), что также соот­ветствует общему правилу п. 3 ст. 430 ГК. Наконец, невостребованны­ми получателями грузами вправе распоряжаться их грузоотправители, что также соответствует общему правилу п. 4 ст. 430 ГК. Таким обра­зом, все без исключения положения ГК, регулирующие договор в поль­зу третьего лица, относятся к договору перевозки груза.

20. Договор перевозки: общая характеристика. Виды договоров перевозки. Договор транспортной экспедиции.

По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Особенности договора перевозки грузов:

договор перевозки грузов является двусторонним и возмездным;

наличие в договоре третьего лица (получателя груза), который не участвует в заключении договора, однако наделяется определенными правами (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обязанностями (обязанность принять груз и доплатить провозную плату). Грузополучателем также может быть грузоотправитель или его экспедитор;

сам по себе договор перевозки грузов является реальным, т.е. он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику;

договор перевозки грузов обычно заключается не путем подписания единого документа, а путем составления квитанций, накладных, коносаментов, иных документов, предусмотренных транспортным законодательством;

провозная плата часто жестко регулируется тарифами, установленными нормативно-правовыми актами.

Виды договоров перевозки:

• договоры перевозки транспортом общего пользования:

• договоры перевозки железнодорожным транспортом;

• договоры перевозки внутриводным транспортом;

• договоры перевозки воздушным транспортом;

• договоры перевозки внутриводным транспортом; договоры перевозки морским транспортом;

• международные морские перевозки;

• перевозки внутри страны (каботажные перевозки), в том числе малый каботаж (перевозки между портами одного моря) и большой каботаж (перевозки между портами разных морей).

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить его отправку и получение,а также другие обязанности.

Договор является взаимным, возмездным, может быть либо консенсуальным, либо реальным.

Предмет договора — услуги, связанные с перевозкой груза, которые делятся на основные (заключение договора перевозки и ее организация) и дополнительные (любые услуги, связанные с транспортировкой груза).

Экспедитором может быть только предприниматель,имеющий лицензию на этот вид деятельности.

Форма договора простая письменная.

Прекращение договора имеет особенность: оно возможно в результате одностороннего отказа любой стороны, но с обязательным предупреждением другой стороны в разумный срок и возмещении стороной,заявившей об отказе, убытков, вызванных расторжением договора.

21. Договор хранения: общая характеристика. Виды хранения. Особенности хранения на товарном складе.

По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Договор хранения должен быть заключен в письменной форме в случаях, если:

заключается между юридическими лицами и с гражданами;

заключается гражданами между собой и если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда.

Простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю:

сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем;

номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения.

хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором хранения срока;

если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем;

если срок хранения определен моментом востребования вещи поклажедателем, хранитель вправе по истечении обычного при данных обстоятельствах срока хранения вещи потребовать от поклажедателя взять обратно вещь, предоставив ему для этого разумный срок.

• обычное хранение и специальное хранение:

а) на товарном складе;

в) в камере хранения в транспортной организации;

д) в гостинице и других местах временного проживания;

е) вещей,являющихся предметом спора;

ж) нотариальный депозит;

з) культурных ценностей;

• регулярное (обычное) хранение (после окончания договора поклажедателю выдается та же самая вещь,которую он сдал) и иррегулярное — хранение с обезличением;

• профессиональное хранение (вещь хранит профессиональная организация) и непрофессиональное;

• хранение, возникшее при обычных условиях гражданского оборота и возникшее в чрезвычайных ситуациях;

• хранение, возникшее из договора и хранение, возникшее в силу закона (напр.,хранение находки, безнадзорных животных, наследуемого имущества, незаконного товара).

По договору складского хранения товарный склад обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем, и возвратить их в сохранности. Товарным складом признается организация, хранящая товары в качестве предпринимательской деятельности и оказывающая связанные с хранением услуги.

Письменная форма договора складского хранения считается соблюденной, если его заключение и принятие товара на склад удостоверены складским документом.

В договоре складского хранения хранителем является специальный субъект — товарный склад. Такой договор является консенсуальным. Предмет этого договора — деятельность по хранению товара, т.е. предназначенных для продажи вещей.

Товарный склад в подтверждение принятия товаров на хранение выдает один из следующих документов:

• двойное складское свидетельство(складское свидетельство и залоговое);

• простое складское свидетельство;

Оба вида складских свидетельства являются ценными бумагами.

Складская квитанция является распиской в принятии товара на хранение. Залог складского свидетельства — залог товара, право возврата которого оно удостоверяет.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, jurkom74.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector