+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Для инвалидов приспособления в гос учреждениях

Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов учреждений (организаций), предоставляющих услуги населению

С 01.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Статьей 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого органы исполнительной власти, органы местного самоуправления утверждают и реализуют мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности.

Порядки обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи установлены федеральными органами исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.

С 01.01.2016 работа по обеспечению условий доступности для инвалидов осуществляется собственниками (пользователями) объектов по отраслевому принципу в соответствии с установленными федеральными органами исполнительной власти порядками по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, в соответствующих сферах деятельности, по двум направлениям: обеспечение доступности объектов и обеспечение доступности предоставляемых услуг с учетом проведения собственниками (пользователями) объектов их паспортизации.

Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов социальной и транспортной инфраструктур обязательно с 01.07.2016 в отношении вновь вводимых в эксплуатацию объектов, а также прошедших капитальный ремонт и реконструкцию объектов и средств.

Контроль за вводом с 01.07.2016 объектов нового строительства, соответствующих обязательным требованиям доступности, в Санкт-Петербурге обеспечивается Комитетом по строительству и Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга с учетом изменившихся в 2017 году требований строительных сводов и правил, действующих в период 2015—2017 годов. Контроль за вводом с 01.07.2016 транспортных средств, соответствующих обязательным требованиям доступности для инвалидов, обеспечивается Комитетом по транспорту.

В случаях, если существующие объекты социальной инфраструктуры до их реконструкции или капитального ремонта невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов собственники (пользователи) этих объектов обеспечивают доступность услуги — принимают согласованные с одним из общественных объединений инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечивают предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Доступность для инвалидов предоставляемых услуг обеспечивается собственниками объектов путем организации сопровождения на объектах инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, в том числе оказание работниками учреждений помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Собственниками объектов организуется проведение инструктирования специалистов, обеспечивающих соблюдение требований доступности, и специалистов, в должностные инструкции которых включено сопровождение инвалидов, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг.

В Санкт-Петербурге обеспечение для инвалидов доступности объектов, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга , осуществляется поэтапно в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016—2020 годы’ (далее — Дорожная карта), утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2015 № 84-рп (в редакции распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 29.08.2017 № 47-рп).

Информационное сопровождение проводимых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга мероприятий по созданию условий доступности для инвалидов объектов и услуг и реализации Дорожной карты обеспечивается посредством официального сайта Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Городской информационно-методический центр ‘Доступная среда» www.dostupnigorod.ru.

Отраслевые отчеты о реализации Дорожной карты размещаются на указанном сайте в разделе «Создание доступной среды» с указанием ответственного исполнителя отраслевых Комитетов, обеспечивающего координацию работы по выполнению Дорожной карты.

Обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды

В целях обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее — постановление РФ № 649) утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

В Санкт-Петербурге в целях реализации постановления РФ № 649 принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.05.2017 № 389, предусматривающее организацию работы региональной межведомственной комиссии Санкт-Петербурга и районных подкомиссий региональной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды в целях оценки их приспособления и обеспечения условий их доступности с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности.

Координацию мероприятий по приспособлению занимаемых инвалидами жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда Санкт-Петербурга и частного жилищного фонда, с учетом потребностей инвалидов осуществляет Жилищный комитет.

Для проведения обследования необходимо обращаться в районные подкомиссии региональной межведомственной комиссии Санкт-Петербурга по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды. Информация о секретарях районных подкомиссий размещена на сайте Жилищного комитета.

Как сделать здание доступным инвалидам и маломобильным группам населения

Какое здание считается доступным для инвалидов? Как сделать здание доступным для инвалидов? Каким требованиям должен отвечать магазин доступный для маломобильных групп населения?

Прежде всего надо понять, что инвалиды бывают разные. Обычно их делят на 4 категории: 1) инвалиды-колясочники; 2) инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата; 3) инвалиды по зрению (слепые и слабовидящие); 4) инвалиды по слуху (глухие и слабослышащие). Доступность для каждой категории инвалидов определяется индивидуально. Например, для слабовидящего человека не составит труда подняться по ступенькам, но он может просто не заметить вход в магазин, если он не выделен звуковым маяком и/или тактильной плиткой.

В первую очередь эти положения касаются вновь возводимых объектов, хотя и при реконструкции старых есть возможность применить часть норм.

Благоустройство территории рядом со зданием

Даже если ваш магазин приспособлен для посещения людьми с ограниченными возможностями, необходимо убедиться, что окружающая территория приспособлена для этого. Например, есть пандус при заезде на тротуар, а сам переход через дорогу выделен тактильной плиткой. Также, согласно законодательству, 10% мест (но не менее 1 места) для парковки должно быть выделено под транспортные средства инвалидов. Они отмечаются специальным знаком и не могут заниматься другим транспортом.

Комплекс работ по приспособлению входа в здание для инвалидов всех категорий

  1. Вход должен быть с уровня тротуара, либо оборудован лестницей с поручнями, удобными для инвалидов. Первая и последняя ступени окрашены контрастным цветом, перед лестницей полоса из тактильной плитки для инвалидов по зрению
  2. Для инвалидов-колясочников вход оборудуют пандусом, а при невозможности его установить подъемником для инвалидных колясок
  3. Верхняя площадка размером менее 2,2х2,2 метра будет неудобна для человека в инвалидном кресле
  4. Автоматические раздвижные двери или легко открываемые двери
  5. Дверной проем (желательно без порога, или с порогом менее 2,5 см) шириной не меньше 90 сантиметров.
  6. Звуковой маяк на входе для слабовидящих слоев населения
  7. Желательно выделить вход в магазин контрастным цветом или архитектурным решением.
  8. Надписи ВХОД» и «ВЫХОД» наносятся контрастными цветами на соответствующей двери
  9. Табличка с названием магазина и с часами работы делается тактильной (с выпуклыми буквами или шрифтом Брайля)

Также не следует забывать, что доступность магазина можно обеспечить организационными способами. Например, кнопка вызова продавца чтобы осуществить покупку не поднимаясь в магазин, либо возможность вызова сотрудника для установки переносного пандуса, либо для помощи при подъеме по крутому пандусу, для транспортировке на подъемнике. Если проемы не соответствуют требованиям, возможно предоставление более узкой коляски на время посещения.

Доступная среда для инвалидов

Среди нас старики на костылях и старушки с палочками, безногие ветераны, пострадавшие в аварии спинальники, Во времена наших предков слабых и убогих сбрасывали со скалы, нынче общество терпимее относится к маломобильным группам населения (далее МГН). Сегодня их называют людьми с особыми потребностями и делают все возможное, чтобы они не чувствовали так остро свою непохожесть.

Доступная среда для инвалидов — что за программа?

Чтобы облегчить существование лиц с инвалидностью и вывести в качество их жизни, одним из профильных министерств (Минтруда) разработана гос программа «Доступная среда». Каждое десятилетие в нее вносят поправки, приближая строительные нормы к мировым, а морально устаревшие параметры заменяют современными.

Главные задания данной инициативы:

  • комфорт использования объектов;
  • бережное отношение к инвалидам и их проблемам в обществе;
  • модернизация объектов и свободный доступ к ним МГН.

Документы по доступной среде

Конвенция по правам инвалидов декларирует стремление государства к защите лиц с инвалидностью и МГН. К мировым соглашениям Россия присоединилась с 2014 года.

Кодексы, архитектурные правила, постановления властей и строительные нормы призывают создавать достойные условия жизни этим гражданам. За ненадлежащее исполнение на гос чиновников налагаются штрафы, и немалые. И на всех, причастных к процессу.

Приспособления для инвалидов в гос. учреждениях

Со времен Сочинской олимпиады прошло не так много времени, и общество успело заметить, что инвалиды могут быть сильными и мужественными. Каждый день для большинства из них – сражение обычных человеческих желаний с ограниченными возможностями. Для адаптации к потребностям МГН разработан инструментарий, доступный для использования и в здании старой планировки, и в новостройках. Изготавливается индивидуально, ориентирован на слабослышащих, незрячих или спинальников с характеристиками малой мобильности, разрешен для гос учреждений.

Условно все приспособления можно разделить так:

  • Системы информирования.
  • Тактильные знаки.
  • Вспомогательные средства — техника и комплектующие.
  • Запоры. Котельные и бойлерные закрывают на запор и вешают предупреждение. Ведь бывают и такие, внешне здоровые, но со специфическими диагнозами: так и норовят куда-нибудь залезть.

Около пяти процентов полезной площади в спроектированных для нужд общества помещениях (кафе, поликлиники, различные службы) по закону доступны для инвалидов. В многоэтажках — места отдыха для МГН: скамейка, диванчик в поликлинике, кресло в приемной чиновника. Какой будет зона для инвалида, регламентируется сводом правил (далее СП). Учитываются мобильность и заболевания посетителя, инвалиды располагаются по принципу: видно, слышно, комфортно.

Это интересно:  Высота забора между соседями по закону 2020

Можно книгу почитать, спектакль посмотреть, пиццу заказать. Все зависит от того, где инвалид планирует быть. На практике инвалидам приходится убеждать всех, что они не представляют проблемы. А о подготовленных по спец программам помощниках пока приходится только мечтать. Заведения могут предложить только столики или персональные ряды для инвалидов в радиусе 40 метров от выхода. Предусмотрен запасной путь отхода для МГН и колясочников. Чтобы сохранить мобильность, больше трех инвалидных колясок среди кресел рядом не ставят. Незрячие или инвалиды с дефектами слуха занимают места в 10 метрах от сцены. Рядом должен находиться сопровождающий переводчик.

Доступная среда для детей инвалидов в школе

  • В школьных туалетах рядом с унитазом для инвалида нужна тревожная кнопка.
  • В идеале — лифт, как вариант мобильный подъемник.
  • Рядом с инклюзивами сенсорные комнаты. Психологи и другие специалисты, работающие с особенными детьми, обязаны использовать песочную, свето- и цветотерапию, другие методики коррекции, влияющие на сенсорику. Школа сможет не только учить, но и лечить душу ребенка.
  • Дооборудование школ и садов мягкими игровыми наборами, сухими бассейнами с яркими шариками или поролоновыми кубиками, фиброоптическими системами, звуковым и музыкальным оборудованием необходимо.
  • Для детей с нарушениями нужна мобильная или бескаркасная мебель, имеющая разрешения и гигиенические сертификаты, принтеры с печатью брайля, другие адаптационные устройства для компьютерной техники.
  • По персональной программе — занятия в бассейнах или на тренажерах, в общих залах для лечебной физкультуры.

Дети должны развиваться. Пример тому — теоретик физики С. Хокинг. А гениальность создает радость от успеха, общения и чувства востребованности у ребенка-инвалида.

Двери для инвалидов колясочников

Дома старой планировки адаптируются под стандарты очень медленно. Современные новостройки и общественные постройки по новым проектам имеют несколько входных дверей.

Кратко о СП для входа:

  • При модернизации лечебных учреждений, аптек или кафе рядом с дверью крепят звонок или речевой информатор.
  • Инвалиду нельзя перекрывать обзор. Для этого предусмотрена входная дверь с панелью из прозрачного и ударопрочного материала. Материал не должен иметь зеркального блеска, нижняя часть дверного стекла — от 0,5 до 1,2 метра от уровня пола. На высоте 30 см она дополнительно защищена от удара.
  • Инвалиду удобна дверь без порога, если монтаж коробки предполагает его наличие, высота не должна превышать 1,4-2,5 см.
  • В офисах или торговых центрах монтируют автоматические двери с датчиками движения.
  • В качестве запоров на запасных входах рекомендованы ручки нажимного действия.
  • Если предполагается открывать двустворчатую дверь вручную, ее части должны иметь различную ширину. Узкая — на глухом запоре, движущаяся — шириной как одинарная дверь. Материал, из которого изготовлена, — ударопрочный.

На прозрачных полотнах дверей — яркая контрастная маркировка: 10 см в высоту и 20 см в ширину.

Бюджетный вариант для дома — двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами. Должна закрываться за время от 5 секунд. Или распашные двери с доводчиком (с усилием 2,5 кг).

Ширина дверного проема

Оптимально равна 90 см. Если на входе установлена двустворчатая дверь, то одна из створок имеет ширину 90 см.Чтобы двери для колясочников монтировались без проблем, проем в стене должен быть 1050–1100 мм. Пока этот стандарт исполняется только в новостройках.

Тамбур для инвалидов

Чтобы инвалиду было удобно, его параметры имеют несколько вариантов:

  • Если направление движения прямо, глубина — 1,8 и ширина — 2,2 метра.
  • Если предполагается поворот, тамбур похож на квадрат со стороной 2,2 метра.
  • Если обе двери открываются в одну сторону, глубина — должна быть не менее 2,3 при ширине — 1,50 метра. Если дверь нужно толкнуть «от себя» — необходимый доступ 30 см, потянуть «на себя» — 60 см.

Габариты инвалидной коляски в более узкий коридор не пройдут.

Колонны на входе, зеркала или стены с зеркальным эффектом запрещены.

Пространства для маневра коляски перед дверью при движении «от себя» около 1,2 м, а при открывании «к себе» — 1,5 метра. Идеальны параметры: глубина тамбура 1,8, ширина 2 метра; или 1,5 на 2,2 метра. Как утверждают инвалиды, такая глубина необходима не только для маневрирования инвалидов на креслах-колясках, но и для незрячих.

Противоударная полоса на двери

Нужна для защиты наружных дверей, новые имеют ее в стандартной комплектации. Противоударная полоса закрепляется на высоте от 30 см. Лучше, если она изготовлена из прозрачного ударопрочного материала. Можно сделать и адаптировать для входа своими руками.

Пандусы

Не только инвалиды, но и молодые мамочки с колясками и детскими велосипедами испытывают трудности в движении через городские препятствия: ступеньки, бордюры или другие преграды. Чтобы преодолеть их, проектируют пандусы — своеобразные покатые «горки».

Общие правила гласят:

  • На каждых 10 см высоты нужно делать 1,2 м длины. Если перевести в цифры, то уклон равен 8%. Если цифра больше, можно покалечиться. Меньше — можно: 5%, или на каждых 10 см высоты 2 м длины. Поручни с двух сторон или помощь сопровождающего могут поправить ситуацию. Бортики высотой от 5 см у края пандуса застрахуют коляску от соскальзывания.
  • Если пандус удобный, имеет от 5 до 8% наклона, то поручни можно не предусматривать.
  • Высота от 3 метров для пандусов критическая: нужно либо менять конструкцию, либо использовать подъемник (лифт). Яркий пример правильного решения — адаптированные для инвалидов подъемниками станции метро или покатые горки-эскалаторы в некоторых гипермаркетах.
  • Если есть разрешение на винтовую конструкцию пандуса: ширина разрешена от 2 м, длина 8-9 м. На каждом повороте нужна горизонтальная площадка, чтобы инвалид мог отдохнуть, не опасаясь скатиться вниз.

В начале движения и вверху на путях движения размер такой площадки не менее 1 метра 59 см.Поверхность пандуса должна быть сплошной, две рейки на ступеньках травмоопасны. Временно могут использоваться мобильные пандусы, но их придется снимать и разворачивать для каждого инвалида персонально.

Лестницы

Ни один мало-мальски приличный сериал до недавнего времени не пропускал эпизодов, в которых герой или героиня кубарем катятся с лестницы и попадают в больницу. Чтобы этого не случилось в реальной жизни, высота и длина ступени имеют соотношение 1:2.

Технические требования к ступеням:

  • По качеству исполнения ступени допускаются только глухие и ровные, с шероховатой поверхностью. Если между ними пустота, вероятны падение или травма.
  • Края ступеней без острых углов, округлые, с радиусом до 5 см.

Лестница и площадка должны отличаться по цвету. Ребро последней верхней ступеньки и первой нижней на входе или выходе окрашивают, чтобы слабовидящие могли правильно сориентироваться в направлении движения.

Поручни

Делают перила и поручни из соображений безопасности. В жилых домах есть только с одной стороны лестницы.

  • Поручни на высоте 90 см (плюс — минус 5 см), у пандусов — на высоте 0,7 м. Необходимы с двух сторон.
  • С внутренней стороны лестницы поручни должны быть непрерывными.
  • Чтобы удобно остановиться или отдохнуть, предусмотрены в нормативах горизонтальные участки, выходящие за пределы длины лестницы: 30 см внизу и 30 см вверху.

Лифты и подъемники

Без этого чуда инженерной мысли мечта выехать на прогулку у большинства инвалидов никогда бы не воплотились в жизнь.

Параметры у большинства лифтов в старых постройках позволяют выехать из дому коляске в сложенном виде отдельно, а ее владельцу, чаще всего на руках, отдельно. В новых домах ширина лифтовой кабины 1,7 метра, глубина — 1,5. Двери широкие, можно въехать без проблем и развернуться.

Новые стандарты более лояльны.

Каким должен быть санузел для инвалидов?

Туалет для инвалидов без порога. Интерьерное зеркало — на уровне сидящего человека. Краны в умывальнике открываются одним движением: не у всех колясочников развита моторика. Мыло и сушка на удобной высоте, а унитаз — на уровне сиденья в коляске.

Предусмотрено, что габариты коляски могут вписаться в кабинку, даже сделать необходимый разворот.

Санитарно-гигиенические помещения комплектуются специальными поручнями и опорами.

Некоторым инвалидам хотелось бы иметь в кабинке удобный пуф или топчан, чтобы привести себя в порядок до того, как усядутся в кресло. Но такие излишества нормами не предусмотрены.

Нормативно-правовая документация

Программа адаптации «Доступная среда» для инвалидов действует уже несколько лет, но около половины людей с особыми потребностями не скрывают, что им по-прежнему не комфортно. Большинство зданий и жилых домов старые, а инвалиды даже с первого этажа на улицу без посторонней помощи спуститься не могут. Чтобы избежать такой картины в новостройках, были изменены строительные стандарты и требования.

СНиП. «Доступная среда»

Это строительные нормы и правила (сокращают СНиП). Действуют на всей территории России.

Застройщики предполагают использование СНиП на добровольной основе. Причина такого отношения банальна: есть аналоги в СП и актуализированных редакциях СНиП. Их требования в большинстве случаев совпадают.

СП для инвалидов (актуально в текущем году)

Архитекторам, дизайнерам, членам комиссий по приемке построек и обычным жильцам рекомендуется группа СП, где детально описаны размеры, габариты, правила проектирования для инвалидов и установки необходимых конструкций, общественные здания, объекты городской среды с учетом потребностей мало мобильных групп населения. Документы есть на официальных сайтах. Доступность их не ограничена.

  • СП 59.13330.2016
  • СП 59.13330.2012
  • СНиП 35-01-2001
  • СП 136.13330.2012
  • СП 137.13330
  • СП 138.13330
  • СП 139.13330
  • СП 140.13330.2012

Итоги

По данным статистики, около 9 % жителей России — инвалиды, треть из них молодые люди. Работу нашли только 800 тысяч, а чувствуют себя в безопасности на улицах и того меньше. «Доступная среда» для них — настоящее спасение. Когда есть слишком много свободного времени, можно посетить театр, кино или выставку. Встретиться с такими же, как сам, в кафе и торговом центре. Проехать в коляске по парку или по городу в адаптированном автобусе. Их жизнь могла бы быть ярче и насыщенней. И последнее. Инвалид умеет думать, способен чувствовать. Многие из них ощущают себя затворниками, заключенными в четырех стенах. Инвалиды хотят находиться в социуме. У всех категорий инвалидов есть право быть услышанными, вне зависимости от достижений и способностей: инвалиду важны взаимоотношения с окружающим миром.

Доступность образовательных учреждений и их услуг для инвалидов (Ратовская С.А.)

Дата размещения статьи: 23.04.2016

В 2016 г. стартует широкомасштабная кампания по обеспечению доступности зданий образовательных учреждений и оказываемых ими образовательных услуг для инвалидов. Для этой цели будет проводиться паспортизация всех зданий, по итогам которой будут приняты решения о приспособлении зданий, их реконструкции или дооборудовании.

Это интересно:  Открытие строительной компании ип

Доступные условия

Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее — Порядок N 1309). Порядок N 1309 вступил в силу с 1 января 2016 г.

Он распространяется на образовательные учреждения, подведомственные Минобрнауки России, и устанавливает правила обеспечения доступности для инвалидов объектов учреждений (зданий, строений, сооружений и помещений) и образовательных услуг (п. 1 Порядка N 1309).

Порядок N 1309 распространяется не только на новые и реконструируемые, но и на действующие здания образовательных учреждений. Согласно п. 3 Порядка N 1309 руководители образовательных учреждений обязаны обеспечить создание инвалидам следующих условий доступности объектов:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью работников объекта;

г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

Доступность образовательных услуг, которую должны обеспечить руководители учреждений, согласно п. 4 Порядка N 1309, обеспечивается следующими условиями:

а) наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;

в) предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика;

г) наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;

д) адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

е) обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;

ж) предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

з) оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

Кроме того, необходимо обеспечить условия доступности услуг в сфере образования для инвалидов, предусмотренные порядками организации об осуществлении образовательной деятельности для соответствующего уровня образования (пп. «и» п. 4 Порядка N 1309).

Приспособление зданий и объектов

Образовательные учреждения обязаны обеспечить проектирование, строительство и приемку с 1 июля 2016 г. вновь вводимых в эксплуатацию, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов с соблюдением требований их доступности для инвалидов (п. 5 Порядка N 1309).

Требования доступности установлены ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также п. 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521.

СП 59.13330.2012 устанавливает требования к территориям, парковкам, подъездным путям, зданиям, санитарным помещениям, путям эвакуации и др.

К требованиям, которые образовательные учреждения обязаны исполнять в силу п. 5 Порядка N 1309, относятся следующие.

Территория и пути движения

На путях движения маломобильных групп населения (далее — МГН) не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, турникеты и другие устройства, создающие преграду для МГН (п. 4.1.2 СП 59.13330.2012).

При пересечении пешеходных путей и проезжих частей с обеих сторон перехода необходимо устанавливать бордюрные пандусы (п. 4.1.5). На пешеходных путях необходимо располагать тактильные полосы, выполняющие предупредительную функцию (п. 4.1.10).

Лестницы в учреждении должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами, а ширина лестничных маршей открытых лестниц должна быть не менее 1,35 м (п. п. 4.1.12, 4.1.14). В исключительных случаях при реконструкции могут применяться передвижные пандусы (п. 4.3.7).

На индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске (п. 4.2.1).

Места отдыха МГН должны быть освещены, при этом светильники должны обеспечивать уровень освещенности не менее 20 лк и располагаться ниже уровня глаз сидящего (п. 4.3.3).

Уровень освещенности измеряется в люксах (лк).

Устройства и оборудование (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т.п.) на наружных стенах, выступающие элементы зданий не должны сокращать нормируемое пространство для прохода, а также проезда и маневрирования кресла-коляски. Если оборудование и элементы выступают за вертикальную поверхность свыше установленных норм, пространство под ними необходимо выделить бордюрным камнем или ограждениями (п. 4.3.4).

В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием (п. 5.1.1).

Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни при ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (п. 5.1.2).

Входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий — подогрев поверхности покрытия. Размеры входной площадки должны быть не менее установленных п. 5.1.3 СП 59.13330.2012. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1 — 2%. Прозрачные двери на входах и в здании, а также ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку (п. 5.1.5).

При наличии контроля на входе следует применять контрольно-пропускные устройства и турникеты шириной в свету не менее 1,0 м, приспособленные для пропуска инвалидов на креслах-колясках (п. 5.1.8).

Помещения и пути эвакуации

Пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания проектируют в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.

Ширина пути движения (в коридорах, галереях и т.п.) должна быть не менее 1,5 м при движении кресла-коляски в одном направлении, 1,8 м — при встречном движении (п. 5.2.1 СП 59.13330.2012).

При движении по коридору инвалиду на кресле-коляске следует обеспечить минимальное пространство для поворота и разворота, нормируются также размеры дверных проемов, площадь подходов к различному оборудованию и мебели.

Участки пола на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом должны иметь тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенную поверхность. Рекомендуется предусматривать световые маячки (п. 5.2.3).

По продольным краям маршей пандусов должны быть колесоотбойники высотой не менее 0,05 м. Поверхность марша пандуса должна визуально контрастировать с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса. Допускается для выявления граничащих поверхностей применение световых маячков или световых лент (п. 5.2.14).

Вдоль обеих сторон всех пандусов и лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п. 5.2.15).

Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами для обеспечения доступа инвалидов на креслах-колясках на этажи выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа) (п. 5.2.17). Расчет числа лифтов, необходимых для эвакуации инвалидов из зон безопасности, ведется по Приложению Г к СП 59.13330.2012.

Во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения, должны быть предусмотрены специально оборудованные для МГН места в раздевальных, универсальные кабины в уборных и душевых, ванных (п. 5.3.1).

Приборы для открытия и закрытия дверей, горизонтальные поручни, а также ручки, рычаги, краны и кнопки различных аппаратов, отверстия торговых, питьевых и билетных автоматов, отверстия для чип-карт и других систем контроля, терминалы и рабочие дисплеи и прочие устройства, которыми могут воспользоваться МГН внутри здания, следует устанавливать на высоте не более 1,1 м и не менее 0,85 м от пола и на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены помещения или другой вертикальной плоскости (п. 5.4.2 СП 59.13330.2012).

Кроме того, для образовательных учреждений обязательны требования п. 7.2 СП 59.13330.2012, где изложены специальные требования к зданиям и помещениям учебно-воспитательного назначения.

Информация для МГН

Доступные для МГН элементы здания и территории должны идентифицироваться символами доступности (п. 5.5.1).

Системы средств информации и сигнализации об опасности, размещаемые в помещениях (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов и на путях их движения, должны быть комплексными и предусматривать визуальную, звуковую и тактильную информацию с указанием направления движения и мест получения услуги (п. 5.5.2).

В вестибюлях общественных зданий следует предусматривать установку звуковых информаторов по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения, и текстофонов для посетителей с дефектами слуха (п. 5.5.6).

Замкнутые пространства зданий (помещения различного функционального назначения, кабины уборной, лифт, кабина примерочной и т.п.), где инвалид, в том числе с дефектами слуха, может оказаться один, а также лифтовые холлы и зоны безопасности должны быть оборудованы системой двусторонней связи с диспетчером или дежурным (п. 5.5.7).

План действий

Очевидно, что для выполнения в полной мере данных условий и требований учреждениям необходимо время, разработанный план действий, а также приобретение необходимого оборудования, инвентаря и услуг.

В том случае, если учреждение арендует здания или помещения, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, они обязаны принять меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в проекты договоров аренды условий о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов (п. 6 Порядка N 1309).

Это интересно:  Что нельзя делать в природе

Паспортизация объектов

В целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг образовательные учреждения должны провести обследование, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (п. 7 Порядка N 1309). Паспорт доступности должен содержать следующие разделы:

а) краткую характеристику объекта и предоставляемых на нем услуг;

б) оценку соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков;

в) оценку соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности;

г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие требованиям законодательства РФ.

Для проведения обследования и паспортизации распорядительным актом учреждения создается комиссия, утверждаются ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации, а также организуется работа комиссии (п. 9 Порядка N 1309). В состав комиссии включаются (по согласованию) представители общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, где расположен объект, на котором планируется проведение обследования и паспортизации (п. 10 Порядка N 1309).

Если учреждение арендует здание, в состав комиссии включается представитель собственника (п. 15 Порядка N 1309).

Доступность объектов

Согласно п. 11 Порядка N 1309 оценка соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов объектов осуществляется с использованием следующих показателей доступности:

а) удельный вес введенных с 1 июля 2016 г. в эксплуатацию объектов (зданий, помещений), в которых предоставляются услуги в сфере образования, а также используемых для перевозки инвалидов транспортных средств, полностью соответствующих требованиям доступности для инвалидов, от общего количества вновь вводимых объектов и используемых для перевозки инвалидов транспортных средств;

б) удельный вес существующих объектов, которые в результате проведения после 1 июля 2016 г. на них капитального ремонта, реконструкции, модернизации полностью соответствуют требованиям доступности для инвалидов объектов и услуг, от общего количества объектов, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию;

в) удельный вес существующих объектов, на которых до проведения капитального ремонта или реконструкции обеспечивается доступ инвалидов к месту предоставления услуги, предоставление необходимых услуг в дистанционном режиме, предоставление, когда это возможно, необходимых услуг по месту жительства инвалида, от общего количества объектов, на которых в настоящее время невозможно полностью обеспечить доступность с учетом их потребностей;

г) удельный вес объектов, на которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по объекту, от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги, в том числе на которых имеются:

— выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов;

— подъемные платформы (аппарели);

— доступные входные группы;

— доступные санитарно-гигиенические помещения;

— достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги в сфере образования;

д) удельный вес объектов с надлежащим размещением оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги в сфере образования;

е) удельный вес объектов в сфере образования, имеющих утвержденные паспорта доступности, от общего количества объектов, на которых предоставляются услуги в сфере образования.

Доступность услуг

Согласно п. 12 Порядка N 1309 оценка соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов услуг в сфере образования осуществляется с использованием следующих показателей:

а) удельный вес объектов, в которых одно из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, оборудовано индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой, от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги в сфере образования;

б) удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых с использованием русского жестового языка, допуском сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, от общего количества предоставляемых услуг в сфере образования;

в) доля работников учреждения, прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования, от общего числа работников органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования;

г) удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых инвалидам с сопровождением ассистента-помощника, от общего количества предоставляемых услуг в сфере образования;

д) удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых инвалидам с сопровождением тьютора, от общего количества предоставляемых услуг в сфере образования;

е) доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, имеющих образование и (или) квалификацию, позволяющие осуществлять обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, от общего числа педагогических работников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций.

Также необходимо обеспечить доступность сайта учреждения для слабовидящих.

Пунктом 12 Порядка N 1309 предусмотрен еще ряд критериев, которые по смыслу могут применяться только для органов управления образованием.

Предложения комиссии

Согласно п. 13 Порядка N 1309 по результатам обследования для включения в паспорт доступности комиссией разрабатываются предложения по принятию управленческих решений, которые могут включать:

— приспособление существующего объекта до его реконструкции или капитального ремонта;

— мероприятия по реконструкции и ремонту, закупке нового оборудования для существующих зданий;

— включение в техническое задание на проектирование новых зданий всех необходимых условий, обеспечивающих их полное соответствие требованиям доступности объектов для инвалидов.

Паспорт доступности организации, разработанный комиссией, утверждается руководителем учреждения и представляется в течение 10 рабочих дней после утверждения:

муниципальными учреждениями — в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность;

государственными учреждениями субъектов РФ — в органы управления образованием субъектов РФ;

федеральными государственными учреждениями — учредителю.

Образовательные учреждения на основе паспорта доступности, используя показатели оценки (п. п. 11 и 12 Порядка N 1309), разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее — «дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов. «Дорожные карты» создаются в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 599.

Затраты

В рамках повышения доступности зданий и услуг для инвалидов учреждения могут осуществлять следующие мероприятия:

— устанавливать на территории пандусы, тактильную плитку;

— дооборудовать или реконструировать здание (установить пандусы, поручни, лифты, подъемные устройства, расширить дверные проемы, заменить двери и калитки, установить колесоотбойники, установить систему связи с дежурным, оборудовать санузел для инвалидов);

— приобрести отдельные основные средства (сменная кресло-коляска, звукоусиливающее оборудование, звуковые информаторы и текстофоны и др.);

— приобрести материальные запасы (тактильные полосы, световые маячки, наклейки с символами доступности и др.);

— приобрести отдельные услуги сторонних организаций (услуги сурдопереводчика, тифлопереводчика, услуги по доработке сайта учреждения для слабовидящих).

Отдельные виды поступающих нефинансовых активов могут быть отнесены как к материальным запасам, так и к основным средствам в зависимости от предполагаемого срока службы. Это относится, например, к табличкам Брайля, дублирующим надписи и знаки.

Для организации обеспечения услуг тьютора учреждение может либо заключить договор гражданско-правового характера с соответствующим специалистом, либо ввести в штат такую должность.

Соответственно, услуги тьютора будут квалифицироваться в учете либо как услуги стороннего подрядчика (в первом случае), либо как заработная плата штатного специалиста (во втором случае).

Также отметим, что списание материальных запасов на мероприятия по обеспечению доступности зданий для инвалидов может квалифицироваться по-разному в зависимости от комплекса мер, особенности программы приспособления здания и др.

Например, если учреждением планируется масштабная реконструкция здания для приспособления его к потребностям инвалидов, то отдельные материальные запасы (световые маячки, символы доступности, таблички) могут быть включены в общую смету реконструкции учреждения и войдут в его стоимость. Если они приобретаются отдельно (например, если недостает часть табличек или символов), их необходимо учесть в составе текущих затрат.

Капитальные затраты учреждений на дооборудование и реконструкцию зданий, приобретение основных средств, материальных запасов, услуг, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, должны учитываться по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Заработная плата штатных специалистов учреждения, работающих с инвалидами, учитывается по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений».

При приобретении тактильных полос, световых маячков, табло, наклеек и других материальных запасов делается запись:

— приняты к учету материальные запасы, необходимые для обеспечения доступности здания для инвалидов.

По факту установки данные материальные запасы списываются на текущие затраты записью:

— отражено использование материальных запасов по назначению.

Если же материальные запасы используются в процессе реконструкции здания (тактильная плитка, таблички, пандусы, поручни, подъемные устройства, колесоотбойники, элементы системы связи), их приобретение отражается аналогично, а расходование отражается в составе вложений в здание:

Услуги по монтажу необходимых материалов, строительных конструкций и систем отражаются в учете так:

— отражены произведенные монтажные работы по реконструкции здания;

— принят к бухгалтерскому учету результат работ по дооборудованию здания.

Услуги тьютора, сурдопереводчика или сурдопедагога, тифлопереводчика или тифлопедагога, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, отражаются в качестве прочих работ, услуг. Бухгалтерская запись аналогична вышеприведенной.

При этом необходимо помнить, что учреждение должно начислить страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на сумму вознаграждения.

Начисление заработной платы штатным сотрудникам учреждения отражается в бухгалтерском учете записью:

Основные средства, приобретаемые с целью улучшения доступности зданий и услуг образовательных учреждений для инвалидов, но не относящиеся к реконструкции здания, должны быть учтены в качестве отдельных инвентарных объектов (сменная кресло-коляска, звукоусиливающее оборудование, звуковые информаторы и текстофоны).

Согласно п. 44 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н) при отсутствии в законодательстве РФ норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, срок определяется на основании рекомендаций, содержащихся в документах производителя, в случаях отсутствия информации и в документах производителя — на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

Учет данных видов основных средств ведется на счете 0 101×4 000 «Машины и оборудование».

Статья написана по материалам сайтов: bezpregrad.com, proinvalid.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector