+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Домашнее насилие над детьми

Особенно конфликтогенным, по мнению А.В. Дмитриева, является жестокое обращение с детьми, наблюдаемое не только в бедных, но и в относительно благополучных семьях [32, с. 274]. В этом ракурсе особое место занимает проблема насилия над детьми в семье. Например, в 1992 г. органами внутренних дел России зарегистрировано более 115 тыс. детей, убежавших из дома из-за жестокости, издевательств со стороны родителей. Ежегодно около 9 тыс. родителей лишаются родительских прав, и, таким образом, они не имеют права претендовать на алиментное содержание в старости со стороны своих детей. Больше 2,5 тыс. детей забираются у родителей без лишения родительских прав, так как пребывание в семье угрожает жизни детей [114,с. 163].

Статистические данные наглядно свидетельствуют о том, насколько велика степень открытого и явного насилия в отношении детей и подростков со стороны взрослых:

  • • спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских домов и интернатов;
  • • в общей сложности 25—26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8—9 тыс. получаю телесные повреждения;
  • • в России регистрируются свыше 2,5 тыс. сексуальных преступлений, включающих развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей, с каждым годом все больше совершается изнасилований несовершеннолетних [36, с. 162].

Причем следует отметить, что во многих случаях акты физического, психологического, сексуального насилия осуществляют школьные учителя, тренеры в спортивных школах и кружках и другие лица, которые по роду своей деятельности должны как раз оберегать детей от преступного посягательства, воспитывать и формировать в них способности к нормальному, бесконфликтному взаимодействию со сверстниками, родителями и другими людьми старшего возраста.

Однако открытое насилие со стороны взрослого мира в отношении детей совершенно очевидно, о чем свидетельствуют приведенные статистические данные. А ведь это только зарегистрированные случаи жестокого обращения с детьми. Но сколько несчастных детей подвержены насилию в семье и в окружающем мире и не получают необходимой защиты ввиду боязни быть осужденными самим обществом за обвинение против своих роди- телей-мучителей или, к примеру, «порядочного» преподавателя физкультуры. Поэтому они продолжают терпеть нападки со стороны последних и нести эту ношу на своих плечах, а за этим скрывается множество искалеченных судеб с травмированной психикой, из которых впоследствии может и не вырасти полноценного человека, нормального члена общества. А ведь дети — это наше будущее, и от нас зависит, какими мы их вырастим и воспитаем.

Отношение родителей к детям в рамках института семьи менялось на протяжении всей истории человечества. Американский историк Л. Демоз, изучая особенности воспитания и взаимоотношения родителей в историческом срезе, выделил шесть стилей отношения к детству [31]:

  • 1) инфантицидный (разрешение детоубийства, убийства стариков) — с древности до IV в. н.э. Стиль характеризуется массовыми детоубийствами, насилием. Первобытные родители приносили детей в жертву, съедали их. Главнейшим методом воспитания была жестокость. Умерщвление детей стало рассматриваться как убийство лишь в 374 г. н.э.;
  • 2) бросающий — IV—XIII вв. Ребенок остается объектом семейной агрессии, его часто отдают в монастырь, кормилице, в чужую семью;
  • 3) амбивалентный — XIV—XVII вв. Ребенок еще не стал духовной личностью и полноправным членом семьи, ему отказывают в самостоятельности, индивидуальности, в воспитании преобладает «лепка» характера. Если ребенок сопротивляется, его избивают. В XVI в. еще сохранялась торговля детьми, использование их в качестве залога;
  • 4) навязчивый — XVIII в. Ребенок становится ближе к родителям, но поведение, внутренний мир ребенка контролируется. В качестве контроля над ребенком использовалось запугивание. Перед детьми держали изображения демонов и ведьм, готовых их украсть, съесть;
  • 5) социализирующий — XIX — первая половина XX в. Ребенок — объект воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни. Но в целом отношение общества к ребенку осталось неоднозначным. Развитие индустрии обусловило развитие экономического вида насилия над детьми. Дети должны были работать на предприятиях наравне со взрослыми, нередко по 14—16 часов в день;
  • 6) помогающий — с середины XX в. по настоящее время. Родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка, в отношениях преобладает эмоциональный контакт и сочувствие.

Жестокое обращение с детьми в различных его проявлениях характерно для всех стран современного мира. В отношении ребенка распространены такие формы насилия, как физическое, психологическое, сексуальное и пренебрежение основными нуждами и интересами ребенка.

Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как распространенная форма домашнего насилия может иметь следующие проявления:

  • • недостаточное удовлетворение потребностей в еде, физической и психологической безопасности, любви и признании;
  • • отсутствие необходимого уровня опеки и контроля;
  • • недостаточное обеспечение ребенка необходимой медицинской помощью, когда он в этом нуждается;
  • • причинение умышленного вреда ребенку;
  • • воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами, зависимым поведением родителей (например, ребенок наблюдает за актами насилия по отношению к матери, алкоголизм родителей);
  • • эксплуатация ребенка, принуждение к непосильному труду.

В практике работы со случаями домашнего насилия физическое насилие над ребенком определяется как преднамеренное нанесение физических повреждений и травм ребенку родителями либо лицами, их заменяющими или ответственными за его воспитание, в результате чего происходят серьезные (требующие медицинского вмешательства) нарушения физического или психического развития и здоровья ребенка, или наступает летальный исход [82]. Таким образом, физическое насилие признается таковым только в том случае, если ребенок получает достаточно серьезные травмы и повреждения. Тогда возникает вопрос: является ли физическое наказание ребенка в дисциплинарных целях насилием? Английский педиатр К. Хоббс, имеющий большой опыт лечения детей, пострадавших от насилия, считает, что при физическом наказании ребенка страдает его самоуважение, и, «хотя имеется различие между физическим наказанием и физическим насилием, совершенно ясно, что они связаны друг с другом. Многие родители, начиная с физического наказания своих детей в дисциплинарных целях, заканчивают их избиением. Повреждения и травмы являются результатом того, что сознание не контролирует то, что делают руки», — пишет К. Хоббс.

В качестве причин физического насилия М.В. Сапоровская выделяет следующие факторы [95, с. 12]:

  • 1) особенности личности родителей: низкий уровень контроля собственных поступков и действий; убежденность родителя в необходимости и пользе физических наказаний; воспитательная неуверенность и педагогическая некомпетентность; наличие травматического детского опыта родителей; личностные расстройства (садомазохистские наклонности, сопровождающиеся агрессивными реакциями);
  • 2) нарушения детско-родительских отношений: нежелание иметь ребенка; вынужденное исполнение родительской роли; эмоциональное отвержение, которое проявляется в том, что потребности ребенка игнорируются родителем, ребенка лишают удовольствий, наказывают даже за незначительные нарушения поведения, избивая и истязая его.

Последствиями физического насилия являются синяки, ушибы, травмы, переломы и, как следствие, регресс в развитии, отказ от учебы, тревога, страхи, низкая самооценка, рост агрессивности, криминальное и зависимое поведение.

Составляющим компонентом всех форм насилия и пренебрежения в отношении детей является психологическое (эмоциональное) насилие, определяемое как однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, которое приводит к нарушению эмоционального развития ребенка, его поведения и способности к социализации [82, с. 42].

Оно может выражаться как словесным грубым обращением с ребенком, так и нелюбовью, нерасположенностью к нему, которые демонстрируются различными способами. Эмоциональным насилием является также отсутствие эмоционального контакта родителей с ребенком, когда родители не проявляют свою любовь, не поддерживают ребенка, не подбадривают или не принимают его.

Последствия психологического насилия пагубны для развития и здоровья ребенка. В психологии существует такое понятие, как «психологическая карликовость», когда ребенок, растущий в неблагоприятных для него психологических условиях, сильно отстает в росте от сверстников и имеет задержку психического развития. У ребенка, подвергавшегося насилию, может развиться комплекс неполноценности, он склонен к уединениям, фантазиям, а также к агрессии и антисоциальному поведению. При этом агрессия может быть направлена как против других, так и против себя.

По мнению практикующих специалистов, полная оценка причин и последствий психологического насилия над ребенком должна включать:

  • • установление происхождения нарушений, имеющихся у ребенка;
  • • идентификация факторов риска психологического насилия со стороны семьи, определение характера необходимых изменений в семье;
  • • определение необходимости вмешательства со стороны органов опеки и попечительства, других служб для того, чтобы вызволить ребенка из опасной для его здоровья ситуации или изменить ее;
  • • изучение способности семьи к изменению и готовность родителей работать со специалистами.

Еще одной опасной формой насилия над детьми является сексуальное насилие, или растление. Особенностью внутрисемейного сексуального насилия (инцеста) является его латентность, зачастую дети вовлекаются в сексуальное насилие, не подозревая об этом.

Сексуальное насилие, или развращение, в практике работы со случаями насилия определяется как вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослым (или с человеком старше его не менее чем на три года) с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, так как ребенок:

  • 1) не обладает свободной волей, находясь в зависимости от взрослого;
  • 2) может не осознавать значения действий взрослого в силу функциональной незрелости;
  • 3) не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия этих действий [82, с. 45].

Сексуальное насилие по отношению к детям может быть контактным и неконтактным. Также к сексуальному насилию детей относятся сексуальная эксплуатация ребенка, вовлечение в проституцию.

Сексуальное насилие над детьми может быть внутрисемейным и внесемейным. Приведем некоторые статистические данные. Распространенность сексуальных посягательств в отношении детей до 15 лет составляет 30% от общего количества насилия в отношении детей [107]. Наибольший процент насилия над детьми совершается вне дома: 20% насильников — это родители, 20% — близкие родственники (братья, сестры, мачехи/ отчимы, дяди, тети), 45% — это хорошо знакомые ребенку люди (друзья дома, соседи, репетиторы, учителя, помощники по дому). Девочки чаше являются жертвами сексуального насилия, но и мальчики нередко становятся такими объектами. Насилие совершается над детьми любого возраста, но наиболее уязвимый для семейного сексуального насилия возраст 6—9 лет. В 80% случаев насильником является мужчина, но оставшиеся 20% — женщина, при этом 14% из них совершают насилие по отношению к мальчикам, а 6% — к девочкам [95, с. 13].

Субъектом насилия над детьми может быть как отдельно взятый человек, так и группа, например, семья. Анализируя причины агрессивного поведения, психологи выдвигают три основные теоретические концепции: а) агрессия обусловлена врожденными инстинктами; б) агрессия является естественной реакцией на фрустрацию’, в) агрессивное поведение людей является результатом научения.

Ученые условно выделяют четыре группы факторов риска, связанные с семьей [89]:

  • 1) факторы риска, связанные с особенностями семьи в целом. К ним относятся: семьи с низким материальным уровнем жизни; неполные или конфликтные семьи; семьи, где есть усыновленные дети;
  • 2) факторы риска, связанные со здоровьем родителей: алкоголизм одного или обоих родителей; умственная отсталость родителей; душевные заболевания;
  • 3) факторы риска, связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также с родительскими установками: раздражительность родителей, их агрессивность; нереалистично высокий уровень ожиданий по отношению к ребенку; неоправданные упования родителей (физические, интеллектуальные возможности и способности ребенка могут увеличивать риск применения наказаний); искаженное восприятие ребенка; преувеличение ценности физических наказаний; собственный детский опыт, связанный с насилием;
  • 4) факторы риска, связанные с особенностями ребенка: гиперкинетический синдром (чрезмерная подвижность, сниженная способность к концентрации внимания); нелюбимый или нежеланный ребенок; физические и психические отклонения у ребенка.

Проявления жестокости в жизни ребенка приводят к тому, что, став взрослыми и создав свою семью, дети часто повторяют эти действия, но уже по отношению к собственным детям. Замечено, что многие жертвы семейного насилия часто воспроизводят полученный опыт во взаимодействии с другими людьми [32, с. 274]. Также отмечается тенденция проявления насилия в отношении своих уже состарившихся родителей.

Для предотвращения глобальных последствий влияния насильственного поведения в семье на развитие личности как субъекта межпоколенных взаимодействий необходимо своевременное проведение профилактических мероприятий с семьями «группы риска», к числу которых также относится и семья, где применяется (применялось) насилие. Так, например, согласно ст. 73 Уголовного кодекса РФ предусмотрено, что условно осужденные за совершение преступления, сопряженного с насилием в семье, обязаны пройти курс социальной реабилитации, который осуществляют специалисты социальной сферы.

Проявление насилия в семье является одной из причин побега ребенка из дома. Убежавшие дети пополняют ряды беспризорников, об этом говорит статистика. Как отмечает вице-премьер

О. Голодец, в 2013 г. самовольно покинули дом (или госучреждение) 41 тыс. детей и подростков, в 2014 г. уже 53,1 тыс., т.е. на 22% больше. Полной достоверной статистики по беспризорным и бездомным детям нет. Это объясняется отсутствием единого банка таких данных в России. Все статистические данные, имеющиеся в отдельных министерствах (например в министерствах образования, культуры или внутренних дел), содержат сведения только о тех категориях лиц, учет которых возложен на них соответствующими методическими рекомендациями или инструкциями. Поэтому эти сведения не отражают реального положения дел. Согласно сводным цифрам существующей статистики речь идет о количестве примерно 1,5—2 млн учтенных беспризорных и безнадзорных. А фактически эта цифра приближается к 4 млн! Таким образом, первостепенной задачей органов исполнительной власти является создание единого банка данных беспризорных и безнадзорных детей [13].

Это интересно:  Банк открытие кредит без страховки

Так, наряду с правоохранительными органами непосредственно работают и специалисты по социальной работе, и психологи. Но, увы, не всех детей удается вернуть в семью, некоторых родителей лишают родительских прав, некоторые дети никогда не имели родителей, поэтому они возвращаются в социальные учреждения, где ими занимаются специалисты социальной сферы.

На основе рекомендаций Международной федерации социальных работников в 2003 г. был разработан кодекс этики социального педагога и социального работника, который представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной и социально-педагогической работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Согласно кодексу, социальная работа понимается как совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто обращается за помощью к социальному работнику или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной и социально-педагогической работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую-либо группу или сообщество [46].

Особое внимание уделяется методике социальной работы с конфликтной, проблемной семьей и семьями, где применялось насилие. Дети из таких семей бегут из дома, попадают на улицу и под влияние более сильных и опять оказываются в тисках «насилия». Но опасения вызывает тот факт, что они успешно адаптируются в условиях улицы, не желают возвращаться домой, и это объяснимо, но все более проявляют агрессивное поведение к слабым «обитателям улиц» (избиение с целью избиения, даже приводящее к летальным исходам). В этом ракурсе необходимо проводить мероприятия по выявлению «детей улицы», их социальную реабилитацию и адаптацию.

Одно из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей из семьи «группы риска» — центр социальной реабилитации несовершеннолетних.

Анализ социального статуса детей, находящихся в социальнореабилитационных центрах, показывает, что большинство из них попадают в учреждения из-за семейных проблем.

Профилактическая и коррекционная работа в таких центрах строится на принципе своевременности, гуманизма, индивидуального подхода, стимулирования семьи к самопомощи и принципе комплексного подхода.

Попадая в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, ребенок в первую очередь проходит этап диагностики, которую проводят специалисты различного профиля: социальные педагоги, детские психологи, логопеды, медицинские работники. Социальный педагог определяет уровень социальной дезадаптации ребенка, степень педагогической запущенности. Психологи же при работе с детьми уточняют отклонения в психическом развитии, изучают психологические особенности личности ребенка, особенности семейных отношений.

Для успешной реабилитации ребенка семьи «группы риска» в условиях социально-реабилитационных центров необходима работа не только с самим ребенком, но и с его семьей. Эта работа складывается из нескольких этапов. Остановимся на них подробнее.

  • 1. Постановка социального диагноза, т.е. оценка семейной ситуации, выявление степени неблагополучия семьи, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки плана вмешательства и программы помощи семье. Как правило, такой первичный диагноз семьи носит психосоциальный характер и для него необходимы следующие данные:
    • • общие сведения о семье;
    • • характеристика межличностных отношений в семье и характер ее взаимодействия с социальным окружением;
    • • факторы, определяющие все внутрисемейные отношения и их предварительный анализ.

Первичная информация о семье должна отвечать следующим требованиям:

  • • наличие данных об имеющихся проблемах, которые следует решать в первую очередь, что дает возможность предотвращать организационные кризисы и последовательно выполнять намеченные планы;
  • • использование как можно большего количества каналов поступления информации, ее систематизация и упорядочение. Сведения не должны основываться только на эмоциональных впечатлениях самих социальных работников, они должны быть по возможности многоплановыми, разносторонними, объективными;
  • • адекватность и направленность на решение тех проблем семьи, где сосредоточены основные трудности;
  • • необходимость фиксирования всей информации о семье, например, в журнале или в социальном паспорте.
  • 2. Определение плана вывода семьи из тяжелой жизненной ситуации, составление плана или карты индивидуальной реабилитации, организация необходимой помощи и поддержки со стороны социально-реабилитационного центра. Можно выделить несколько вариантов помощи семьям «группы-риска»:
    • • помощь в решении медико-социальных проблем членов семьи (побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации; оздоровление детей в условиях центра или помещение их в специализированные медицинские учреждения);
    • • содействие родителям в восстановлении социального статуса (помощь в трудоустройстве, профессиональном самоопределении), укреплении родительского статуса;
    • • правовая поддержка (предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении);
    • • содействие в создании более благоприятных условий для жизни и развития детей (помещение их в стационар или отделение дневного пребывания социально-реабилитационного центра, организация материально-бытовой помощи);
    • • психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношений, преодоление барьеров коммуникации в семье).
  • 3. Контроль результативности проведенных реабилитационных мероприятий. Отметки о результатах проведенной работы специалисты вносят в социальный паспорт семьи, в реабилитационную карту.

Такая последовательная работа специалистов социально-реабилитационных центров во взаимодействии с различными государственными и общественными структурами позволит ослабить социальное неблагополучие семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и избежать нарушений в развитии ребенка как полноценной личности и активного субъекта межпоколенных взаимодействий. Поэтому важно обратить внимание на то, что учреждения социальной помощи семье и детям должны осуществлять свою деятельность в тесном сотрудничестве и, по возможности, обмениваться опытом своей работы.

Консультация ( группа) на тему:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Домашнее насилие над детьми»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Домашнее насилие над детьми: причины Насилие над детьми в семье: виды Защита детей от насилия: телефон доверия, обращение в специальные службы

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx 171.9 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Домашнее насилие над детьми: причины

Основные причины жестокого обращения с детьми носят социальный характер. Особенно это касается физического и сексуального видов насилия, которые чаще всего практикуются в семьях, где не принято считаться с нормами этики и морали.

Вот примерный перечень факторов, которыми в большинстве случаев бывает обусловлено жестокое обращение:

  • неполные, малообеспеченные семьи;
  • семьи, в которых один из родителей не приходится ребенку кровным родственником (отчим, мачеха);
  • отсутствие у родителей постоянного места работы;
  • криминальное прошлое родителей или других взрослых членов семьи;
  • наличие у одного или обоих родителей алкогольной или наркотической зависимости;
  • низкий уровень образования и культуры внутри семьи;
  • наличие у ребенка психических, умственных или физических отклонений и пр.

В группу повышенного риска попадают семьи, в которых присутствует сразу несколько факторов, причем на практике именно так и происходит: трудно найти семью алкоголиков или наркоманов, обладающих стабильным заработком и высокими моральными устоями.

Но, к сожалению, внешнее благополучие далеко не всегда является гарантией уважительного отношения к ребенку внутри семьи — нередко насилие, особенно психологическое, применяют к своим детям и вполне образованные люди и, что прискорбнее всего, не видят в этом ничего плохого или противоестественного.

Насилие над детьми в семье: виды

Под категорию « жестокое обращение с детьми » подпадает любое насилие по отношению к ребенку со стороны родителей или тех, на кого их функции возложены законом (например, опекунов или попечителей, воспитателей детских домов и пр.), а также других более взрослых членов семьи. При этом оно необязательно должно выражаться в применении телесных наказаний или в виде сексуального домогательства — психологическое насилие ничуть не менее опасно.

Недопустимость жестокого обращения с детьми юридически закреплена как на международном, так и на всероссийском уровне: статья 19 «Конвенции о правах ребенка» обязывает все участвующие в ней государства (к которым с 1990 года относится СССР, а с 1999 года — Россия как правопреемник Советского Союза) принимать все возможные меры по защите детей от любых форм насилия.

В Российском же законодательстве ответственность за подобные действия предусмотрена множеством отраслей права: уголовным, семейным, административным и пр.

Побои (как однократные, так и систематические), нанесение телесных повреждений, любое другое физическое воздействие на ребенка, а также намеренное лишение его пищи, воды и возможности отправлять естественные надобности, прочие издевательства и истязания — все это квалифицируется как насилие, независимо от тяжести последствий, которая влияет лишь на меру ответственности.

Под ним понимаются домогательства, имеющие сексуальную подоплеку, вовлечение ребенка в совершение действий соответствующего характера, демонстрация половых органов или любых произведений порнографического содержания (иллюстраций, книг, фильмов, видеороликов и пр.).

Важно: ребенок, не достигший 16 лет, обладает тотальной половой неприкосновенностью. Поэтому его согласие на участие в подобных действиях не означает отсутствие в них насильственной составляющей. В силу возраста и особенностей психики, дети и подростки не способны осознать недопустимость подобного поведения по отношению к ним, а также степень причиняемого вреда.

Эмоциональное (психическое) насилие

Это самый сложно доказуемый вид жестокого обращения с детьми , но в то же время самый часто применяющихся в семьях. Особенно это касается ячеек общества с пониженным культурным уровнем. Психическое насилие может принимать следующие формы:

  • высказывание в адрес ребенка угроз (в том числе в виде шантажа — например, угроза причинения побоев в случае невыполнения требований родителей, непослушания, низкой успеваемости и пр.);
  • оскорбление, унижение достоинства (обзывательства, грубая критика и пр.);
  • демонстрация пренебрежения как к самому ребенку, так и к его нуждам и интересам (в том числе ограничение без объективной мотивации общения ребенка со сверстниками, отказ в обеспечении условий для развития и пр.).

Несмотря на кажущуюся незначительность последствий эмоционального насилия по сравнению с физическим или сексуальным, результатом психологического воздействия нередко становится формирование у ребенка патологических и прочих негативных черт характера, смещение системы ценностей, возникновение сложностей в социализации.

Психологическое насилие над детьми

Опасность жестокого обращения с детьми , выраженного в применении психологического насилия, нередко вызывает сомнения. Однако последствия его могут принимать глобальный и порой необратимый характер:

  • формирование у ребенка негативных жизненных установок;
  • задержка умственного, психического или речевого развития;
  • возникновение сложностей при адаптации в обществе и снижение коммуникативных навыков;
  • снижение способности к обучению;
  • утрата уважительного отношения к родителям;
  • патологические изменения психики, трудно поддающиеся коррекции.

Все это практически неизменно приводит к полной или частичной асоциализации, признаки которой все сильнее проявляются по мере взросления ребенка. Впоследствии попытки самоутвердиться нередко приводят к плачевным результатам — криминализации, алкоголизму, наркомании и пр.

Кроме того, ребенок, выросший в атмосфере непрерывного давления и насилия (это относится к любому его виду), воспринимает такую модель поведения родителей как норму и впоследствии реализовывает ее в собственной семье.

Защита детей от насилия: телефон доверия, обращение в специальные службы

Горячая телефонная линия, занимающаяся защитой прав детей, есть в каждом более-менее крупном городе. Номер телефона при желании и необходимости всегда можно найти в Интернете. Однако проблема в том, что дети, подвергающиеся жестокому обращению, часто воспитываются в неблагополучных семьях, претерпевающих перманентные финансовые трудности (то есть доступ к глобальной сети есть не у всех).

Кроме того, по статистике, низкий культурный уровень и, как следствие, допущение жестокого обращения с детьми наиболее характерны для жителей небольших населенных пунктов, где крайне редко бывает организован нужный телефон доверия.

В таких случаях оптимальной защитой детей от насилия становится обращение в органы опеки и попечительства, а также в инспекцию по делам несовершеннолетних, которые существуют в каждом подразделении МВД. Инициатива обращения может исходить как от самого ребенка, страдающего от жестокого обращения, так и от любого другого лица, не равнодушного к его судьбе.

В обязанности уполномоченных органов входит проведение тщательной объективной проверки условий жизни ребенка, по результатам которой может быть принято одно из следующих решений:

  • передача материалов в полицию или прокуратуру для решения о возбуждении дела в отношении родителей или других членов семьи за жестокое обращение с детьми
  • направление в прокуратуру заключения о целесообразности лишения родителей родительских прав (или ограничения в правах) и передаче ребенка на попечение другим родственникам или в специализированное детское учреждение;
  • вынесение родителям предупреждения и постановка семьи на контроль с последующими систематическими проверками (как правило, при этом выдается предписание об изменении образа жизни — например, об обязательном трудоустройстве, прохождении лечения от алкогольной или наркотической зависимости, недопустимости применения к ребенку любого рода насилия и пр.).

Ответственность за жестокое обращение с детьми: юридическое оформление

Жестокое обращение с детьми в России неизменно влечет наступление ответственности — уголовной, гражданско-правовой или административной. Так, в соответствии со статьей 156 УК РФ, родителям или лицам, призванным заменять их в силу закона, за применение насилия к ребенку грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет либо уплата крупного штрафа.

Эта норма в равной степени распространяется также на педагогов, воспитателей или сотрудников учреждений, осуществляющих надзор за детьми, оставшимися без попечения родителей (детские дома, дома ребенка, приюты и пр.).

Важно: при нанесении ребенку телесных повреждений, допущении в отношении него развратных действий, сексуальных домогательств или полового насилия виновным лицам помимо статьи 156 вменяются также и иные преступления. Например, если в результате жестокого обращения здоровью ребенка был причинен вред средней тяжести, действия родителя (другого лица), применявшего насилие, подлежат квалификации по статьям 156 и 112 УК РФ.

В дополнение к судимости недобросовестные родители рискуют подвергнуться куда более жесткой санкции — лишению родительских прав, о чем недвусмысленно свидетельствует статья 69 Семейного кодекса РФ (См. Каковы основания и порядок лишения или ограничения родительских прав? ). Эта мера может быть необратимой: с появлением в России элементов ювенальной юстиции процедура восстановления в родительских правах стала гораздо сложнее, нежели процедура по их лишению.

Вопреки распространенному мнению, доказать применение насилия к ребенку вполне возможно, даже если последний это отрицает: плановый медицинский осмотр, появление в детском учреждении с явными следами побоев, показания соседей — этого более чем достаточно для привлечения родителей к ответственности.

Сложнее обстоят дела с доказыванием насилия психологического характера, однако и в этом случае способы есть: патологические изменения эмоционального состояния ребенка являются бесспорным основанием для проведения проверки со стороны представителей органов опеки и попечительства.

Профилактика жестокого обращения с детьми

Еще одна немаловажная обязанность органов опеки — профилактика жестокого обращения с детьми . Для этого существуют специально разработанные программы и инструкции, которые содержат следующие меры:

  • выявление неблагополучных семей и семей с низким уровнем дохода (как правило, при сотрудничестве с полицией, в частности с участковыми уполномоченными и инспекторами ИДН);
  • проведение профилактических бесед с родителями, входящими в группу риска;
  • контроль посещения несовершеннолетними образовательных учреждений, адекватных их возрасту и развитию;
  • организация взаимодействия с участковыми педиатрами и представителями образовательных учреждений;
  • мониторинг поступающих в полицию заявлений о без вести пропавших несовершеннолетних (в том числе связанных с постоянным длительным отсутствием дома);
  • содействие в трудоустройстве членов малообеспеченных семей и организации их лечения от алкогольной и наркотической зависимости.

Этот перечень далеко не полон, основные принципы работы органов опеки — индивидуальный подход и соблюдение закона. Поэтому, если применение к ребенку насилия носило разовый характер и являлось скорее исключением, чем правилом, особых санкций не последует. Однако вероятность попадания в поле зрения и пристального внимания уполномоченных организаций все же существует.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное насилие является одна из актуальнейших проблем современности, практика последних лет показывает переосмысление данного вопроса и выработку нового подхода к существующей проблеме связанно.

Психологическое насилие над детьми в семье Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы.

Консультация про насилие над детьми.

Семинар — практикум: «Насилие над детьми разрушает надежду» представлен на широкую аудиторию педагогов ДОУ. Данный семинар раскрывает самые актуальные проблемы нашего общества — насилие над детьми. Он.

Семинар — практикум для педагогов ДОУ.

Материалы Уполномоченного по правам ребенка в детском саду.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙДомашнее насилие над детьми: причины.

Домашнее насилие над детьми

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей[4].

Различают четыре основных вида семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах.

Виды насилия над детьми:

Физическое насилие — насилие, выражающееся в непосредственном воздействии на организм ребенка: нанесение побоев, телесных повреждений, истязаний. В результате физического насилия потерпевшему могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью. Спектр физического насилия широк: от нанесения незначительных побоев до крайней формы – убийства. Физическое насилие относительно легко распознается на основе данных медицинского осмотра.

Физическое насилие в семье над ребенком имеет гендерную направленность. Насилие рассматривается как проявление мужской или женской доминантности и агрессивности, приветствуемыми в культуре. Физическое насилие в отношении детей происходит в устойчивых супружеских парах, т. е. в том типе семей, которые считаются благополучными и соответствующими норме. Дети, подвергающиеся домашнему физическому насилию, имеют чрезмерное терпение, и готовность к многократному прощению обидчика, так как ими являются их родители. Это терпение связано с чувством страха, любовь к родителям.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей.

Младший школьный возраст:

стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.

Психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребёнка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. Этот тип насилия является наиболее распространенным и присутствует практически во всех случаях насилия в семье.

К формам психологического насилия относят:

Отвержение вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребёнка, принижающие его достоинство:

— враждебное отношение к ребёнку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;

— высмеивание ребёнка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.);

— превращение ребёнка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания.

Терроризирование угроза убить ребёнка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

— помещение ребёнка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;

— оставление его в опасной ситуации;

— нереалистичные ожидания от ребёнка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказания за невыполнение;

— угроза совершения насилия над самим ребёнком;

— угроза совершения над тем, кого ребёнок любит (включая домашних животных)

Изоляция последовательные действия, направленные на лишение ребёнка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его;

— необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребёнка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Игнорирование отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка и лишение его эмоциональной стимуляции:

— нежелание или неспособность взрослого к взаимодействию с ребёнком;

— взаимодействие с ребёнком только в случае крайней необходимости;

— отсутствие проявлений привязанности к ребёнку, любви и заботы.

Особенности поведения младшего школьника, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию:

беспокойство, тревожность, нарушение сна, склонность к уединению, подавленность, агрессивность, чрезмерная уступчивость и послушание. Заискивающее, угодливое поведение, побеги из дома, угрозы и попытки суицида, проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка.

Сексуальное насилие — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Объектом посягательств на половую свободу и неприкосновенность могут становиться как девочки, так и мальчики. Жизнь детей, подвергающихся сексуальному насилию, проходит в условиях социальной изоляции. Сексуальное насилие, как правило, скрывается и самим ребенком, и взрослыми.

Экономическое насилие — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п[5].

Пренебрежение основными нуждами ребёнка — нежелание или неспособность родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности ребёнка, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию.

Под пренебрежением интересами и нуждами ребёнка понимается:

— отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения;

— оставление ребёнка без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям;

— лишение ребёнка должного внимания и заботы, в результате чего для ребёнка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлечённым в употребление алкоголя или наркотиков, а также совершение преступления.

Особенности внешнего вида ребёнка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого и моторного развития, утомлённый вид, сонливость, опухшие веки, обезвоживание организма (у грудничков), педикулёз, неопрятная или неподходящая по сезону одежда, хронические инфекции, многократная госпитализация, многократные повреждения от случайных травм или отравлений.

Насилие в семье над ребенком: виды, признаки, последствия, профилактика

Тема насилия всегда неприятна и пугает, особенно если речь идет о детях. Но говорить об этом важно и нужно для того, чтобы каждый человек мог помочь, при необходимости распознать насилие и сообщить в соответствующие службы. Дети составляют особую группу риска, так как во всем зависимы от взрослых (родители, воспитатели, учителя), находятся в их власти.

Суть и причины насилия

Семья – первый социальный институт для ребенка. Это место, в котором он всегда должен чувствовать себя в безопасности, но иногда случается наоборот: семья оказывается самым опасным местом для ребенка.

Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей (детей). Но насилием может быть и бездействие, создающее угрозу физическому и психическому здоровью ребенка. Вдвойне опасно, если насилие и семья представляют собой одно и то же.

Зарождение этого явления принято относить к XIX веку, когда началась индустриализация общества, а детей стали эксплуатировать, отправлять на работу, лишать учебы и перспектив. Тогда же начали появляться первые общественные организации по защите детей от насилия и эксплуатации.

В XX веке появились новые подходы к изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Были составлены первые классификации. Тогда насилие подразделяли на педиатрическое, психиатрическое и правовое.

К основным причинам насилия относится:

  • подобный опыт в жизни супругов (модель, стереотип поведения);
  • личный опыт в виде подавления в детстве, авторитетного стиля воспитания со стороны матери (в будущем отражается насилием над женщинами, как попытками разорвать связь с матерью);
  • влияние социально-экономической неблагоприятной обстановки, безработица, низкое социальное положение;
  • неудовлетворенность собой и жизнью;
  • психопатологии;
  • девиации и аддикции;
  • страх;
  • неадекватное самоутверждение и достижение власти, вызванные низкой самооценкой и низким самоуважением;
  • нежеланный ребенок в семье.

Причина насилия, естественно, кроется в психике родителя. Необходимость найти это и проработать – одна из задач психотерапевта при работе с семьей (работа ведется не только с ребенком). У любой агрессии, насилия всегда есть субъективный мотив. Другой вопрос, что он не всегда осознается самим агрессором.

Иногда насилие – попытки стабилизировать состояние семьи как системы, например, при борьбе за порядок или власть. Тогда нужно работать именно с семьей как системой и устранять причины ее дисфункции. В противном случае насилие станет либо хроническим, либо эпизодическим.

Насилие над детьми как психотравма обладает рядом особенностей:

  • не всегда дети осознают суть происходящего;
  • если осознают суть, то не всегда осознают истинные последствия для их физического и психического здоровья;
  • события могут забыться (детский мозг устроен так, чтобы быстро вытесняет негатив), но дать о себе знать во взрослой жизни;
  • о насилии дети чаще рассказывают сверстникам, а не другому члену семьи (если вообще рассказывают).

Виды насилия

Насилие бывает прямым и косвенным, единичным или систематическим, актуальным или прошедшим. Но важнее других выглядит классификация по содержанию насилия:

  1. Физическое насилие. Это любые физические насильственные действия в отношении ребенка до 18 лет, в том числе варианты наказания (шлепки, толкание, хватание и другое).
  2. Пренебрежение обязанностями. Под этим подразумевается несоблюдение родительских обязанностей, игнорирование потребностей ребенка, ненадлежащий уход за ребенком.
  3. Сексуальное насилие. Использование ребенка до 18 лет с целью получения сексуального удовольствия. Любой эротический контакт с ребенком или его эксплуатация (порнография).
  4. Психологическое насилие. Унижения, оскорбления, высмеивание и другие унижающие личностное достоинство модели поведения.

Сексуальное насилие включает в себя несколько форм:

  • Развратные действия. Любые действия со стороны взрослого человека, способные вызвать возбуждение у ребенка до 14 лет и сформировать неадекватное отношение к сексуальным отношениям. Действия могут носить физический (телесный) характер или интеллектуальный (демонстрация материалов).
  • Педофилия. Сексуальное преследование ребенка до 14 лет.
  • Порнография. Любые формы демонстрации сексуальных отношений (книги, фильмы, журналы).
  • Принуждения к сексуальным действиям. Не физическое, а психическое воздействие на ребенка, постепенно вынуждающее его вступить в какие-либо сексуальные отношения. Давить можно статусом взрослого, шантажом.

Жестокое обращение с детьми – обобщенное название любого насилия. Это фактическое причинение вреда ребенку:

  • через оскорбления и некорректные наказания;
  • неадекватные требования и жесткий контроль;
  • запреты.

Жестоким обращением можно назвать физические действия (побои), убийство, вред из-за неоказания помощи, пренебрежение ребенком и его потребностями, вред психике, дефицит защиты и заботы.

Признаки насилия

Насилие со стороны заподозрить непросто, что обусловлено:

  • закрытостью семьи как системы;
  • взаимозависимыми отношениями агрессора и жертвы;
  • недостатком информации;
  • запуганностью и недоверием со стороны жертвы.

В основном все сводится к тому, что семья, где царит насилие – закрытая система. Но кое-что может намекнуть о насилии над ребенком:

  • крики, хлопки, шлепки, ругань, явно слышимая за стеной (многие квартиры разделены тонкими стенами, а насилие далеко не всегда протекает бесшумно);
  • следы побоев на ребенке;
  • неопрятный внешний вид ребенка, одежда не по погоде.

К признакам физического насилия относится:

  • повреждения органов тела и нарушения органов чувств;
  • малоподвижность, вялость, задержка физического и психического развития;
  • тревожность и агрессивность в отношении других людей или животных;
  • стеснительность, пассивность, страх перед взрослыми;
  • избегание дома, боязнь тактильных контактов;
  • общение с детьми младшего возраста.

К признакам психологического насилия относится:

  • психотравма и (или) посттравматический стрессовый синдром;
  • у детей до среднего школьного возраста – задержка в физическом и речевом развитии;
  • у подростков – потеря смысла и цели жизни, дезориентация, мысли о суициде;
  • импульсивность, злость, манипулятивные расстройства (сосание пальца, вырывание волос);
  • покорность и податливость;
  • страхи и проблемы со сном;
  • депрессия и заторможенность;
  • девиации;
  • болезни.

Признаки сексуального насилия над ребенком:

  • несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях;
  • сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым;
  • жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов;
  • тревога при плаче других детей;
  • нервный тик, покачивание, сосание пальца.

Общие признаки насилия:

  • неумение ребенка сосредоточиться;
  • нарушения памяти;
  • ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка;
  • пессимизм;
  • недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей;
  • приступы гнева или агрессии;
  • хроническое чувство страха, стыда, вины;
  • отстраненность от социума;
  • депрессия;
  • ангедония.

По закону Российской Федерации ребенок сам может обратиться в органы опеки за защитой, а с 14 лет – в суд, но редко какой ребенок решится на это. Насилие, как правило, сопровождается запугиванием, а также страхом и привыканием жертвы.

Каждый случай насилия (жестокость и интенсивность) оценивается в индивидуальном порядке. Учитывается индивидуальная чувствительность ребенка, возраст и характер отношений между ним и взрослым.

Сложнее всего заподозрить психологическое насилие или насилие над душой ребенка. Это многогранная категория:

  • нехватка любви и внимания;
  • угрозы и насмешки;
  • неадекватные и чрезмерные требования;
  • любое поведение родителей, вызывающее страх у ребенка;
  • запреты;
  • психологическое давление;
  • гиперопека;
  • манипуляции;
  • любые побуждения «из любви», наносящие вред здоровью ребенка.

Из-за этого отмечается заниженная самооценка, неуверенность в себе, утрачивается чувство собственного достоинства. При гиперопеке развивается чувство беспомощности и полной зависимости от родителей. Оторванность от семьи, социальное или физическое сиротство ребенка навсегда оставляет след в виде чувства эмоциональной незащищенности. Не факт, что последствия сразу проявят себя, это может возникнуть спустя годы.

Последствия насилия

Переживший насилие ребенок или подросток чувствует страх, замешательство, стыд, бессилие. Часто винит себя и воспринимает как соучастника и первопричину случившегося. Иногда причиной считает свое поведение или положение в семье. Среди других последствий значится снижение доверия и круга общения.

Многие реакции зависят от возраста ребенка:

  1. Дети до 3 лет. Среди популярных реакций: страх, смешанные чувства, агрессия, потеря аппетита.
  2. Дошкольники. Отмечается тревога, боязливость, чувство вины и стыда, смешанность чувств, отвращение, чувство беспомощности.
  3. Младшие школьники. Наблюдается неопределенность школьника в семейных ролях, двойственное отношение к взрослым людям, страх, стыд, отвращение, недоверие ко всему миру.
  4. Младшие подростки. К предыдущим последствиям добавляется депрессия, чувственная опустошенность (нет никаких ощущений и чувств).
  5. Старшие подростки. Характерно отвращение, стыд, чувство вины, двойственность чувств в отношении взрослых, девиантное поведение, ощущение ненужности.

Особенно опасно сексуальное насилие, которое во взрослой жизни проявляется:

  • психосоматическими заболеваниями;
  • непринятием своего тела;
  • зависимым поведением;
  • проблемами в сексуальных отношениях;
  • повторным насилием (мужчины, подвергшиеся насилию, сами его совершают; женщины, подвергшиеся насилию, снова оказываются в роли жертвы).

По мере взросления ребенка также может отмечаться ответное насилие, потеря самоуважения, психические расстройства и попытки суицида.

Любое насилие во взрослой жизни оставляет такие следы:

  • нарушение Я-концепции;
  • чувство вины;
  • депрессия;
  • сексуальные дисфункции;
  • проблемы в межличностных отношениях.

Нарушение физических и психических границ в результате насилия влияет на всю дальнейшую жизнь и поведение человека. А пережитый опыт воспроизводится снова и снова.

Вообще в семье можно выделить 3 сферы насилия: родителей над детьми, взрослых над взрослыми, кого-либо из членов семьи над стариками. И каждая из этих форм опасна для ребенка. Если насилию подвергается не непосредственно он, а, например, мать, то возможны:

  • психоэмоциональные и психосоматические расстройства;
  • школьная дезадаптация;
  • проблемы в социальной адаптации.

Семьи с насилием всегда относятся к группе риска, так как такая атмосфера не подходит для воспитания ребенка. Выросшие в насилии дети, как правило, позже сами становятся жертвой или агрессором (95 %).

Диагностика насилия

Выявить насилие сложно еще и потому, что сами родители не всегда воспринимают свои действия как насильственные. Они воспитывают своего ребенка, да, методом кнута без пряника, но это воспитание. Или методом кнута и пряника, тогда ребенок воспринимает избиения как должное за его провинности и потому еще меньше вероятность, что он кому-то расскажет.

Осложняет ситуацию и еще один момент. По сути любое насилие сопряжено с психическим. Потому работать приходится сразу с несколькими формами насилия.

Физическое насилие

Диагностические признаки насилия, которые можно отметить во время беседы с родителями:

  • нервное поведение;
  • фантастическое описание происхождения травм ребенка;
  • обвинение других людей или самого ребенка;
  • множественные противоречия в истории получения травм;
  • обвинение ребенка во лжи;
  • неадекватная оценка, ожидания и требования, не соответствующие возрасту или уровню развития ребенка.

Усилить подозрение должен факт частых нахождений ребенка в травмпункте, повторяющихся похожих травм, большого временного промежутка между травмами и обращением в больницу.

Проблема в том, что заметить невербальные и вербальные признаки вранья и изворотливости родителей можно только в условиях тесного наблюдения и общения. Доступна ли такая ситуация всем неравнодушным? Нет. Соседа и на порог дома не пустят. Добиться такой встречи с родителями могут только социальные работники. Задача свидетелей и очевидцев – поспособствовать этой встрече.

Диагностические реакции в процессе беседы с детьми:

  • тревожность;
  • нежелание и страх перед встречей с родителями;
  • убежденность ребенка в оправданности наказаний;
  • страх, что социальные работники (защитники) встанут на сторону родителей после беседы и выяснят, что наказания оправданы плохим поведением ребенка;
  • плач при любой неудаче;
  • склонность к дракам;
  • вздрагивание при малейшем движении руки рядом.

Иногда действительно бывает так, что ребенок придумывает рассказ о насилии, что может быть вызвано потребностью во внимании и сочувствии, конфликтами с друзьями или в семье, богатой фантазией. Но тогда эмоциональные и поведенческие реакции ребенка будут противоречить содержанию рассказа. Не отмечается в таких случаях страх перед родителями и иные признаки и последствия насилия, но заметно удовольствие ребенка от того, что его слушают, и увлеченность рассказом.

Нельзя расценивать описанные признаки отдельно от контекста и истории семьи, но существует ряд диагностических маркеров, которые ясно дают понять о физическом насилии:

  • синяки, укусы, ожоги, рубцы;
  • следы удушья;
  • любые повреждения, остающиеся без внятного и корректного объяснения со стороны родителей;
  • низкая самооценка ребенка;
  • нежелание и страх возвращаться домой;
  • мешковатая одежда, скрывающая побои;
  • самообвинение в провокациях в сторону насильника;
  • ребенок воспринимает побои как семейный порядок и норму;
  • волнение, плач, испуг при криках, скандалах.

Сексуальное насилие

Сложность диагностики сексуального насилия в том, что одни члены семьи могут покрывать других, даже если известно о преступлении.

Подростки реагируют серьезнее, так как понимают, что именно с ними случилось. Как правило, они меняют весь стиль жизни и одежды, окружение. Здоровые чувства типа сочувствия и симпатии превращаются в агрессию или слепую подчиненность (человеку, делу). У детей доподросткового возраста отмечаются классические признаки.

К диагностическим маркерам сексуального насилия над ребенком в семье относится:

  • не по возрасту хорошая осведомленность в вопросах сексуальных отношений;
  • синяки, зуд, кровь в области половых органов;
  • сексуальные поведенческие извращения;
  • резкие изменения в поведении ребенка;
  • смена походки, неудобство при ходьбе и сидении;
  • пищевые расстройства;
  • отвращение к себе;
  • ночные кошмары и нарушения сна;
  • суицидальные наклонности и депрессия;
  • потакательство, уступчивость в отношении взрослых;
  • девиантное поведение.

Пренебрежение нуждами ребенка

Самый часто встречающийся вариант насилия и наименее осознаваемый родителями. Даже в благополучных, казалось бы, семьях можно найти его элементы, например, недостаток любви и внимания из-за занятости на работе.

Поэтому этот вид самый неоднозначный в плане диагностики. Судить о пренебрежении принято при очевидных и злостных нарушениях: ребенок голодает, плохо одет, грязный, не получает медицинской помощи или образования, оказывается оставленным один и подвергнут опасности.

Лишенные дети отличаются неразборчивостью в построении отношений и попытками привлечь внимание. К другим диагностическим маркерам относится:

  • педагогическая запущенность (малый словарный запас, проблемы с речью);
  • отставание в физическом развитии;
  • неприятный запах, грязь и голод;
  • подавленность, пассивность и пугливость;
  • скупость эмоций и бедность реакций на доброту, похвалу;
  • чувство ненужности и убеждение «Я – не хороший, ничего не заслуживаю, и никогда не буду заслуживать».

Психологическое насилие

Решающая роль в диагностике отводится поведению взрослых. Психологическое насилие можно заподозрить, если родители:

  • не спешат утешить ребенка, пообщаться с ним, обнять;
  • сверхкритично относятся к ребенку;
  • ругают, оскорбляют, унижают;
  • негативно характеризуют ребенка;
  • вымещают на нем злобу на кого-то из родственников (ассоциируют ребенка с ним);
  • открыто признаются в нелюбви;
  • винят его в своих неудачах.

Со стороны ребенка о психологическом насилии намекнут:

  • неуверенность и низкая самооценка;
  • задержка речи и восприятия;
  • напряжение от ожидания наказания;
  • неразвитое логическое мышление;
  • неуважение и недоверие к взрослым;
  • наигранная зрелость или независимость как реакция защиты;
  • суицидальные наклонности.

Реабилитация

Устранение насилия всегда требует комплексной работы психолога с родителями и детьми. Наиболее эффективными методами являются:

  • психотерапия;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • тренинги.

Взаимодействуя с ребенком, нужно сначала добиться расположения и доверия с его стороны. Для этого нельзя акцентировать внимание на ситуации, то есть говорить «Не бойся», «Не переживай». Главный метод работы с ребенком – консультационная беседа. Но проводить ее может только квалифицированный специалист.

Насилие – всегда стрессовая ситуация для ребенка, влекущая за собой психотравму. Соответственно, работа должна быть направлена на устранение психотравмы и посттравматического стрессового расстройства, если оно наблюдается. Лучший метод – психотерапия.

Профилактика насилия

Основные направления профилактики: просвещение и информирование. Они должны проводиться в отношении детей, родителей, работников детских учреждений и вообще всех граждан. Важно говорить:

  • о том, что такое насилие;
  • о его видах;
  • что делать, если вы стали свидетелем или жертвой насилия;
  • какова ответственность за насилие;
  • куда можно сообщить о насилии (организации, телефоны).

Не стоит говорить в контексте «как не стать жертвой насилия», так как это сразу дает установку на самообвинение. Как говорилось в статье, жертвы и так склонны искать причину в себе, но это не так.

Статья написана по материалам сайтов: nsportal.ru, www.sites.google.com, psychologist.tips.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector