+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Дошкольное образование оказывает населению услуги по

Классификация образовательных услуг

Скачать:

Вложение Размер
2.3_2.docx 24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация образовательных услуг

В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, можно часто встретить словосочетание «образовательные услуги», которое в некоторых случаях дополняется словом «платные», иногда словом «дополнительные». Данное дополнение употребляется именно для того, чтобы разграничить характер образовательной деятельности осуществляемой на платной и бесплатной основе. Когда речь заходит о бюджетных образовательных учреждениях, то, как правило, употребляется понятие «платные образовательные услуги». Однако при регламентации деятельности негосударственных образовательных учреждений выражение «платные образовательные услуги» практически не используется, так как все услуги в данных организациях предоставляются за плату.

Все услуги, оказываемые в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам. Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением. Основываясь на данных ОКУН, можно говорить об услугах в системе образования, выделив:

  1. Услуги в системе (дошкольного, среднего и высшего) образования.
  2. Услуги в системе технической подготовки кадров (профессиональная реабилитация кадров).
  3. Обучение населения на курсах (иностранные языки; вождение автомобилей и другие).
  4. прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).

Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, услуги в системе школьного образования предоставляются школьными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. Основные образовательные услуги — услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. Содержание обязательного минимума основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции.

Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений и навыков, а также развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, цель которых удовлетворение образовательных потребностей. Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные.

Все образовательные услуги могут быть разделены на два основных вида: платные и бесплатные. Под бесплатными образовательными услугами (на бюджетной основе) понимают услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями, рамками которых служат государственные образовательные стандарты и образовательные программы, финансируемые бюджетными средствами. В связи с данным определением необходимо выделить три существенных признака.

Во-первых, бесплатные образовательные услуги оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Во-вторых, бесплатные образовательные услуги реализуются только по основным образовательным программам, финансируемым из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). И, в-третьих, реализация бесплатных образовательных услуг осуществляется только в пределах государственных образовательных стандартов. Предоставление бесплатных образовательных услуг не регулируется договорными отношениями между потребляющими эти услуги, и соответствующими образовательными учреждениями. Не применяются к правоотношениям, которые возникают в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства (в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей»). Данные правоотношения регулируются законодательством РФ (в широком смысле) об образовании.

Платными образовательными услугами принято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, за соответствующую плату. Следует отметить, что настоящее определение является общим и не содержит указания на конкретные условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности. В связи с этим необходимо внести некоторые уточнения. Во-первых, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги: не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами; за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в том числе родителей воспитанников и обучающихся). Фактически это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги. Во-вторых, негосударственные образовательные организации вправе осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, то есть предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги. Настоящее правило распространяется также на лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью. В-третьих, перечень платных образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) должен быть в обязательном порядке закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций.

Также можно классифицировать образовательные услуги по следующим видам:

1) по сферам оказания образовательных услуг – дополнительное детское образование (спортивно-техническое, художественное, научно-техническое и другие сферы); дополнительное школьное образование (языковое, культурологическое, информационно-компьютерное, а также другое при углубленном изучении предметов, превышающих нормы Госстандарта, услуги по аттестации учащихся, находящихся на домашнем обучении у гувернеров и частных лиц, занимающихся индивидуальной педагогической практикой; дополнительное образование взрослых – курсы по освоению профессии (водителей, парикмахеров, массажистов), по подготовке к поступлению в учебное заведение, курсы повышения квалификации и переподготовки кадров и другое;

2) по времени оказания образовательных услуг (от нескольких дней – курсы, до нескольких лет (факультеты дополнительного образования);

3) по специализации – детское творчество и развитие, углубленная предметная подготовка, профессиональная подготовка и переподготовка кадров и прочее;

4) по возрасту – для дошкольников, школьное, профессиональное образование взрослых;

5) по таланту – художественные, музыкальные услуги и так далее;

6) по отклонениям – компенсаторные, релаксационные услуги и другое;

7) информационные образовательные услуги, то есть использование телекоммуникационных систем (например, платные образовательные сайты, система тестирования и тому подобное).

Таким образом, классификация образовательных услуг позволит учесть специфику образовательной услуги, определить статус публичных или частных возмездных отношений, в оказании данного вида услуг.

МБ ДОУ «Детский сад № 252»

г. Новокузнецка

Перечень услуг, оказываемых бесплатно

Перечень услуг, оказываемых МБ ДОУ «Детский сад №252»

бесплатно в рамках реализации общеобразовательной программы

в соответствии с ФГОС

П/П Наименование услуги (работы) 1 Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет (группа 12 часового пребывания, 5 дней в неделю) 2 Реализация программ дополнительного дошкольного образования 3 Услуги по содержанию, воспитанию и социальной адаптации 4 Создание условий для обеспечения горячим питанием воспитанников 5 Создание условий для обеспечения медицинского обслуживания воспитанников 6 Накопление методических материалов, а также материалов, отражающих результаты работы дошкольного образовательного учреждения 7 Проведение отчетов в форме концертных программ, выставок, фестивалей, конкурсов по направлениям деятельности дошкольного образовательного учреждения 8 Разработка интерактивных образовательных мероприятий, в т.ч. учебных, методических, музейно-педагогических, культурно-просветительских и пр. 9 Участие творческих коллективов (отдельных исполнителей) в районных и общегородских культурно-массовых мероприятиях, фестивалях, программах международного и межрегионального сотрудничества 10 Создание печатной, видео и аудио продукции для ознакомления с результатами педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения 11 Содержание помещений и зданий

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Перечень услуг оказываемых образовательным учреждением

В соответствии с Уставом МАДОУ Детский сад № 28″ осуществляет свою деятельность в целях создания условий для реализации гарантированного гражданами Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Таким образом, все образовательные услуги в рамках реализации основной образовательной программы оказываются бесплатно.

Перечень услуг, оказываемых ДОУ бесплатно в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС.

1.Образовательная деятельность по основной образовательной программе и программам дополнительного образования в рамках занятий, с предоставлением всех необходимых материалов ( краски, пластилин и пр.)в соответствии с правом граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

2.Организация индивидуально-групповых занятий, проектной деятельности

3. Образовательная деятельность по программам специального коррекционного образования: оказание педагогической, логопедической помощи воспитанникам, имеющим ограниченные возможности здоровья и проблемы в обучении.

4. Научно-просветительская деятельность: оказание консультативной и педагогической помощи родителям (законным представителям) воспитанников, посещающих образовательное учреждение. Консультации педагогов, психолога, учителя-логопеда, медицинского работника.

Платные образовательные услуги в учреждении будут осуществляться после прохождения лицензирования на дополнительные платные услуги

Нормативное регулирование организации дополнительных платных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении

Структура и отличительные особенности услуг, оказываемых дошкольным образовательным учреждением

В нашей работе исследуется тип дошкольной образовательной организации, которая создана в организационно-правовой форме учреждения, т.е. государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с характерными особенностями, вытекающими из положений Гражданского Кодекса [19]:

  • — основная цель его деятельности образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
  • — ДОУ создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение);- ДОУ «…отвечает по своим обязательствам всем, находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно;

Для достижения цели исследования определим какие услуги имеют право оказывать ДОУ и их особенности.

Основной деятельностью, ради которой создается ДОУ, является образовательная — деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон) сказано, что данные программы направлены на «разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности» [1]. В Законе также дано понятие образованию, как целенаправленному процессу воспитания и обучения. Еще одной основной услугой, которую оказывают ДОУ, является присмотр и уход за ребенком. Это новое понятие, введенное с 01.01.2013 года вместе с вступлением в силу Закона. Законом разделены функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В Законе присмотр и уход за детьми определен как комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Если ребенок находится в ДОУ более четырех часов, возникает необходимость организации приема пищи для ребенка, следовательно, возникает услуга по присмотру и уходу. В зависимости от режима работы, в ДОУ может быть только образовательная деятельность (в группах кратковременного пребывания детей) или, если режим работы ДОУ более четырех часов, в сочетании с присмотром и уходом за ребенком (в группах полного дня, удлиненного дня и круглосуточного пребывания детей в ДОУ). В настоящее время наиболее распространено в деятельности ДОУ сочетание образования и присмотра и ухода за детьми. В связи с последними изменениями в законодательстве (разделение услуг в формулировке Закона), в будущем возможно развитие дошкольных учреждений только с присмотром и уходом, предоставляющим родителям право выбора образовательных услуг за дополнительную плату.

Наряду с основными услугами у ДОУ есть право на организацию ДПУ, т.е. предоставление дополнительных образовательных услуг, не входящих в основную образовательную программу, за определенную плату. Вопрос выбора услуги для предоставления родителям на платной основе зависит от содержания основной образовательной программы. Дополнительные занятия, которые входят в вариативную часть программы, для реализации которой созданы условия в ДОУ и в штатном расписании есть ставки дополнительных педагогов, не могут быть платными. Например, для одного ДОУ кружок « История родного города» будет считаться дополнительной, но платной она не может быть, т.к. предусмотрены ставка педагога дополнительного образования и он проводит занятия, включенные в образовательную программу. А для ДОУ, в штатном расписании которых нет дополнительных педагогов данное занятие может быть платными, если руководитель решит его организовать.

Вопрос правомерности организации ДПУ подробно рассмотрен в параграфе 1.2 данной работы, а результаты опроса заведующих и родителей ДОУ, подтверждающие необходимость данной деятельности во второй главе. Организация ДПУ возможна, если при ее предложении подтвердится спрос на услугу со стороны законных представителей ребенка (родителей) и потребителя (самого ребенка).

Услуги, оказываемые ДОУ, обладают особенностями, которых нет на других уровнях образования. Они оказывают влияние на деятельность ДОУ и на возможность руководителями ДОУ организовать ДПУ. Рассмотрим основные особенности услуг:

1. Возрастная особенность. Содержание образовательной программы и

формы организации процесса воспитания и обучения в ДОУ должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Для дошкольников должны выполняться требования по максимально допустимому количеству учебных занятий и их продолжительности в зависимости от возраста, чтобы не допустить отрицательного воздействия учебной нагрузки на здоровье. На данном этапе образования наиболее тесно налажена связь с родителями, чем на последующих (начальном, среднем, общем).

2. Первый уровень образования. Дошкольное образование — это первый уровень общего образования. Это новшество, введенное Законом (ч.4 ст.10 ) [1]. Отличием первого уровня от следующего является его необязательность. Многие родители считают посещение ребенком детского сада необходимостью не только потому, что они сами не могут с ним находиться, но и по причине того, что ребенок получит в ДОУ уровень развития, а также приобретет как можно больше навыков и умений в детском саду, которые необходимы для дальнейшей жизни и для успешного освоения им образовательных программ начального образования, являющегося обязательным. Родители доверяют развитие и образование ребенка профессионалам, т.к. считают, что педагоги ДОУ смогут дать ребенку то, чего не смогут дать родители на дошкольном этапе.

Именно на дошкольном уровне образования родители впервые сталкиваются с таким вопросом, как потребление образовательной услуги для своего ребенка. За несколько лет в ДОУ родители адаптируются к дошкольной системе образования, у них формируется свое отношение к понятию «качество образования» и они с детьми переходят на следующие уровни: начальное, основное, среднее общее образование и уровни профессионального образования. И на всех уровнях родители сопровождают ребенка, основного получателя образовательной услуги, как его представители и как заказчики услуги до совершеннолетия.

3. Разделение услуг ДОО на образовательную и присмотр и уход за детьми.

Законом об образовании, разделены функции по предоставлению бесплатного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми. Государство нормативно закрепило такое разделение и дало определение данным понятиям, которые нами были рассмотрены выше. Как показало анкетирование родителей, для них эти понятия неразделимы. У родителей абсолютно другое представление об услуге по присмотру и уходу, чем это определено в Законе.

Но мнение родителей нельзя считать неправильным, на него нужно ориентироваться, одновременно с этим проинформировать их о том, что под данной услугой понимают законодатели. А законодатель разделил услуги, чтобы установить родительскую плату. Поэтому, руководители ДОУ должны объяснить родителям разницу между услугами с той целью, чтобы они знали за что они должны платить. Для руководителя же в определении услуги по присмотру и уходу также вложено требование государства: доходы от родительской платы направлять только на организацию питания и осуществление хозяйственно-бытового обслуживания детей. Использование родительской платы на приобретение расходных средств, используемых для образовательной деятельности (игрушек, учебных пособий, развивающих материалов, канцелярских товаров и т.д.) будет расцениваться как нарушение Закона и нецелевое использование бюджетных средств т.к. образование предоставляется бесплатно.

4. Потребитель услуги не является заказчиком.

Родители — это законные представители потребителей (детей) и именно родители выступают субъектом выбора образовательных услуг. Это является особенностью образовательной услуги в ДОУ: когда заказчик (родитель) и потребитель (ребенок) не являются одним лицом. Вот здесь возникают сложности в анализе потребностей и предпочтений потребителя. Педагоги ДОУ и родители могут расходиться во мнении, что для конкретного ребенка важно на том или ином этапе обучения и воспитания.

Ребенок в силу возраста не может сам определить свои образовательные потребности, за него это делают родители, ориентируясь на его способности и умения. На этом этапе и появляется спрос на ДПУ. В то же время родителю трудно оценить полученную ребенком образовательную услугу, т.к. ребенок пребывает в ДОУ от 8 до 12 часов. Также, не легко определить грань: в чем результат ребенка — это заслуга ДОУ, а в чем их собственная. Как показали ответы родителей, все они занимаются с детьми дома. Задача ДОУ состоит в том, чтобы родители почувствовали плоды труда педагогов, вложенного в ребенка, чтобы могли оценить качество образовательной услуги.

5. Отсутствие промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Оценка качества образовательной услуги всех уровней образования, следующих за дошкольным, подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся путем промежуточной и итоговой аттестации.

Достижения воспитанников ДОУ не подтверждаются аттестацией — это закреплено в Законе (ст.64.п.2) [1]. В то же время, в этом же документе сказано, что образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста и на достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Поэтому, прежде чем говорить об уровне развития, его нужно оценить. Трудно судить о качестве образования, не зная его результат.

ФГОС определяет результаты освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые будут характеризовать достижения ребенка на этапе окончания ДОУ. Обязательное достижение целевых ориентиров нельзя требовать от воспитанника. Эта особенность первого уровня общего образования связана с возрастной спецификой воспитанников и с тем, что ребенок дошкольного возраста не может брать на себя ответственность за результат своего развития.

Еще одна особенность образовательной услуги в ДОУ состоит в том, что данные целевые ориентиры, как об этом говорится вj ФГОС [2], не могут быть показателями качества выполнения государственного задания. В таком случае, можно предложить схему на рис.2, на которой видно, как удовлетворенность родителей уровнем достижений своего ребенка можно использовать для оценки качества образовательной услуги.

Схема использования целевых ориентиров для оценки качества ОУ

Рис.2 Оценка качества образования

Т.к. ФГОС предполагает взаимодействие с семьей, то ДОУ может оценивать свою деятельность через удовлетворенность родителей достижениями детей, т.к. удовлетворение потребностей потребителя ДОУ может являться одной из составляющих качества ОУ.

ФГОС регулирует отношения, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования, и прописывает задачи и обязательные требования к дошкольному образованию. Считаем, что организация ДПУ в ДОУ, превышает результат решения следующих задач, поставленных во ФГОС:

  • — создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • — развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
  • — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Таким образом, запросы и удовлетворенность родителей являются показателями качества оказания услуг, а их выявление относится к мероприятиям по повышению качества образования, наравне с выполнением федеральных государственных стандартов, поэтому одной из задач руководителя ДОО, наравне с выполнением требований ФГОС дошкольного образования, является выявление запросов родителей и ориентация на них.

6. Государственное регулирование. Четкое регулирование образовательной деятельности со стороны государства. Оказание услуг согласно государственному заданию и соответствие деятельности федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

В данном параграфе мы описали основные особенности услуг, предоставляемых ДОУ. Они оказывают влияние на всю уставную деятельность, включающую образовательную, присмотр и уход за ребенком, и иную, приносящую доход.

Все вышеперечисленные особенности образовательной услуги необходимо учитывать как при реализации основной образовательной услуги, так и при организации ДПУ. Устанавливать продолжительность занятий в зависимости от возраста, выбирать виды ДПУ, отвечающие запросам родителей на подготовку детей к переходу на следующую ступень образования, оценивать качество предоставления ДПУ через удовлетворенность родителей результатами освоения ребенком дополнительной программы, оказывать ДПУ в соответствии с нормами, регулируемыми государством.

Статья написана по материалам сайтов: www.edu42.ru, dou28.caduk.ru, vuzlit.ru.

»

Это интересно:  Задачи по законам ману
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector