+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам

Текст Ст. 108 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Комментарий к Ст. 108 Конституции Российской Федерации

1. Комментируемой статьей на парламент возложена обязанность принимать федеральные конституционные законы, которые в иерархии нормативно-правовых актов Российской Федерации занимают следующее место после Конституции РФ и стоят перед обычными федеральными законами.

Федеральные конституционные законы, по существу, продолжают и развивают Конституцию РФ, персонифицируют субъектов властвования, учреждают государственные органы и определяют их компетенцию и порядок деятельности, устанавливают пределы государственной власти и гарантии единства и целостности государства, стабильности ее субъектного состава. Иначе говоря, федеральные конституционные законы являются органическими законами, дополняющими и развивающими Конституцию Российской Федерации*(605).

Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов по предметам ведения Российской Федерации, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).

Кроме этого, в Конституции РФ указываются в отдельных статьях конкретные предметы ведения России, подлежащие регулированию федеральными конституционными законами:

чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 56);

принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 65);

статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66);

государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70);

Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом (п. «в» ст. 84);

режим военного положения определяется федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 87);

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение (ст. 88);

к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом (п. «д» ч. 1 ст. 103);

порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 114);

судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118);

полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 128);

если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (ч. 2 ст. 135);

изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137).

В настоящее время принято 13 федеральных конституционных законов:

от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»;

от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»;

от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»;

от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»;

от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;

от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2. Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет свои особенности, обусловленные чрезвычайной важностью таких законов. Это федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о референдуме РФ, о чрезвычайном положении, о Правительстве РФ, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и др.

Именно поэтому Конституцией РФ закреплен особый порядок и процедура принятия таких законов, предусматривающие объединение и согласие по рассматриваемому закону всех политических сил.

Федеральный конституционный закон рассматривается во всем мире как особая категория правовых актов и, являясь основой для регулирования глобальных вопросов жизненной важности, должен быть принят большинством субъектов интересов Федерации.

Главной особенностью рассмотрения федеральных конституционных законов является то, что Конституция РФ не содержит никаких ограничений (как, например, содержащиеся в ч. 4 и 5 ст. 105 Конституции РФ условия для принятия обычных законов) для их рассмотрения и принятия, за исключением требования квалифицированного большинства голосов. Так, федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 3/4 членов от общего числа членов Совета Федерации (не менее 134 голоса) и не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы (не менее 300 голосов). При выполнении этого условия закон считается принятым парламентом и отправляется на подписание и обнародование Президенту РФ.

Исходя из текста комментируемой части, можно заключить, что в отношении принятия федеральных конституционных законов палаты Федерального Собрания полностью равноправны, но, хотя об этом и не сказано в Конституции РФ напрямую, обычный порядок прохождения закона по палатам все же соблюдается. Так, Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П по делу о толковании статей 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции РФ указывает, что федеральные конституционные законы принимаются палатами Федерального Собрания раздельно и в обычном порядке (сначала происходит рассмотрение Госдумой и только затем — Советом Федерации)*(606).

Это интересно:  Люблю когда жена дает другим

Однако, надо отметить, и в такой важной сфере, как принятие федеральных конституционных законов, не обходится без организационных проблем. Так, регламенты палат не учитывают особенностей прохождения федеральных конституционных законов, и в основном они рассматриваются по процедурам, которые установлены для обычных федеральных законов.

Другой особенностью статуса федеральных конституционных законов является то, что Президент РФ не вправе вернуть их в палаты Федерального Собрания РФ для доработки либо отклонить (использовать право «вето»). Конституция РФ обязывает его подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней вне зависимости от того, имеются у него возражения по принятому Федеральным Собранием закону или нет. При этом обнародование федерального конституционного закона осуществляется путем его опубликования (см. комментарий к ч. 2 ст. 107 Конституции РФ) в тех же официальных изданиях, где публикуются обычные федеральные законы, т.е. в «Парламентской газете», в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации».

Федеральные конституционные законы

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Федеральные законы

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принимаются они большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом, обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего этот закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его. Если Президент в течение этого срока с момента поступления закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленным Конституцией порядке вновь его рассматривает. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Подзаконные акты

К подзаконным актам относятся акты органов исполнительной власти, акты органов местного самоуправления, а также акты, регламентирующие внутреннюю структуру и распорядок деятельности предприятий, учреждений, организаций.

Под подзаконными следует понимать акты, изданные на основе и во исполнения законов. Такие акты не могут противоречить закону, выходить за рамки закона и за рамки полномочий издающего его органа, предоставленным ему законом. Таким образом, соответствие закону и законным полномочиям субъекта правотворчества является главным признаком подзаконности нормативных актов. Подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона. При этом всякое исполнительное действие, в том числе и издание правовых актов (инструкций, приказов), должно соответствовать закону.

Указания и распоряжения Президента Российской Федерации

Нормативные указы Президента Российской Федерации связаны в основном с конкретизацией и детализацией действующих федеральных законов. Юридической базой для принятия указов нередко являются положения самой Конституции Российской Федерации. В частности, в соответствии с Конституцией и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч.3 ст.80). Естественно, что такое определение осуществляется в форме многочисленных указов. Указом Президента Российской Федерации утверждается военная доктрина России, назначается референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом (п. «з» ст. 83, п. «в» ст.84)

Нормативными являются указы президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам гражданства и помилования.

Ненормативные указы издаются Президентом Российской Федерации по вопросам применения права. Такими указами производятся назначения определенных должностных лиц, награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий, высших воинских и специальных званий, предоставление политического убежища, помилование отдельных граждан, решение организационно-административных вопросов и т.п.

Таким образом указы Президента по ныне действующей Конституции Российской Федерации представляет собой подзаконный акт, обладающий после федерального закона наибольшей юридической силой. Содержание указа определяется конституционным статусом Президента Российской Федерации как главы государства.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам

Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания. В соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.

Принятые федеральные конституционные законы

Год Номер Название Статус
Основной О внесении изменений и дополнений
1994 1-ФКЗ О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1995 1-ФКЗ ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2-ФКЗ О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ утратил силу
1996 1-ФКЗ О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1997 1-ФКЗ ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2-ФКЗ О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
1999 1-ФКЗ О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2000 1-ФКЗ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2-ФКЗ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3-ФКЗ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГИМНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2001 1-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГИМНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3-ФКЗ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ
4-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
5-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
6-ФКЗ О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЕ СОСТАВЕ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2002 1-ФКЗ О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ
2-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
4-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
5-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» утратил силу
2003 1-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И «О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ»
3-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
4-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2004 1-ФКЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ И КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
2-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 24 И 33.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 100 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
4-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
5-ФКЗ О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2005 1-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ» В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
4-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
5-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ И КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
6-ФКЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ЭВЕНКИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
7-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 10 И 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЕ СОСТАВЕ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2006 1-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ И КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
2-ФКЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ И КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
3-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 24 И 33.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
4-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 32 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
5-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
6-ФКЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
7-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 48 И 52 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2007 1-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 7 И 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
4-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
5-ФКЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ И АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
6-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 24 И 33.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» не вступил в силу
2008 1-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 24 И 33.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
4-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
5-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
8-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2009 1-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2-ФКЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Это интересно:  Полномочия временного управляющего на стадии наблюдения

См. также

  • Федеральный закон
  • Указ Президента
  • Постановление Правительства
  • Федеральный закон о поправке к Конституции

Ссылки

  • Подборка федеральных конституционных законов
  • Информационно-правовой консорциум «Кодекс» Федеральное законодательство

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Федеральные конституционные законы» в других словарях:

Федеральные конституционные законы РФ — основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа… … Финансовый словарь

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РФ — основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. ФКЗ РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/, голосов от общего числа депутатов Государственной… … Юридический словарь

федеральные конституционные законы — (ФКЗ) в РФ основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. ФКЗ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов… … Большой юридический словарь

федеральные конституционные законы РФ — основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в конституции РФ. фкз РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов совета федерации и не менее 2/, голосов от общего числа депутатов государственной… … Большой юридический словарь

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РФ — (ФКЗ) один из видов законов, предусмотренных Конституцией РФ. ФКЗ принимаются квалифицированным большинством голосов палат Федерального Собрания РФ, имеют более высокую юридическую силу по сравнению с обычными ФЗ РФ и тем более иными правовыми… … Энциклопедия юриста

ФКЗ — (федеральные конституционные законы) в РФ основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. ФКЗ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от… … Большой юридический словарь

Это интересно:  Общедоступная группа как не платить за капремонт

Законодательство — (Legislation) Содержание Содержание как комплекс нормативных актов Законодательство как деятельность по принятию Систематизация нормативных актов Правовая природа и основные характеристики понятия закон. . Основные признаки закона. .… … Энциклопедия инвестора

Закон — (Law) Определение закона, признаки и классификация законов Информация об определении закона, признаки и классификация законов Содержание Содержание Правовая природа и основные характеристики понятия . . Основные признаки закона. . Классификация… … Энциклопедия инвестора

Россия, Российская Федерация — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Уголовный процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в восточной части Европы и северной части Азии.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Статья 109

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

ГЛАВА 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 110

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 111

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Статья 112

Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 113

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Статья 115

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 116

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Статья 117

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, dic.academic.ru, zdamsam.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector