+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Форма и структура конституции рф

Выяснив сущность и особенности науки конституционного права, логично перейти к общей характеристике того, что составляет важней­ший источник и фундаментальную основу конституционного права и науки о нем – конституции. В этой связи в данной главе последова­тельно рассматриваются основные вопросы общей теории конститу­ции, а также общей характеристики Конституции РФ.

Хотя история института государства и различные учения о нем на­считывают тысячелетия, первые конституционные акты и конституции в современном их понимании появились лишь два-три столетия назад, в XVII—XVIII вв. (в Великобритании — «Хабеас корпус акт» 1689 г.; в США — Конституция 1787 г. и Билль о правах 1789 г., во Франции — Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции 1791 и 1793 гг., в Польше — Конституция 1791 г.). И это не случайно. Сам факт принятия этих документов отражал достижение относительно высокого уровня политико-правового развития человечества. Конститу­ция — это важнейший институт демократии, отразивший при своем возникновении назревшую общественную потребность установления определенных правовых рамок для деятельности государства и надеж­ного обеспечения прав и свобод личности. Вполне закономерно поэто­му то, что первые конституционные документы появились на волне де­мократических антиабсолютистских революций XVII—XVIII вв.

Понятие и основные свойства конституции. Когда в современном языке употребляется термин «конституция», то надо иметь в виду, что он может иметь двоякое значение: значение фактической конституции (т. e . реально, фактически существующей организации основ общест­венного и государственного устройства и взаимоотношений личности, общества и государства), которую не может не иметь в том или ином виде любое государство, независимо от того, имеет ли оно или нет конституцию как политико-правовой документ, и значение юридичес­кой конституции (т.е. документа или документов в виде высшего и основного закона страны, имеющего соответствующий объект полити­ко-правового регулирования). Соотношение этих понятий выражает степень соответствия пли несоответствия основного закона страны ре­альному, фактическому положению в ней. И если здесь имеют место принципиальные расхождения, то говорят, что конституция (юриди­ческая) носит фиктивный, номинальный характер в целом или в той или иной своей части Это особенно свойственно конституциям авто­ритарных и особенно тоталитарных стран, стремящихся декларатив­ным провозглашением тех или иных прав и свобод замаскировать не­демократическую и антидемократическую действительную сущность соответствующего политического режима. Поскольку понятие «кон­ституция» обычно используется именно в юридическом смысле, то в дальнейшем здесь оно также используется в этом значении.

Конституция – это важнейший и основной политико-правовой нормативный акт (или ряд, совокупность, система таких актов), имею­щий высшую юридическую силу и регулирующий основы устройства государства и его взаимоотношений с обществом и личностью (челове­ком и гражданином).

Хотя в подавляющем большинстве стран мира конституции представляют собой единый и единственный консолидированый документ, в ряде государств (Великобритания, Канада, Швеция, Израиль, Ав­стрия, Финляндия и др.) они выступают в виде ряда (в Великобрита­нии более 300) законов, принятых в разное время, а в отдельных стра­нах — в виде совокупности законов, судебных прецедентов и неписа­ных конституционных обычаев (Великобритания, Новая Зеландия и др.). В редких случаях (например, Оман) роль конституции выпол­няет Коран — священная книга мусульман, а в других странах (Иран, Саудовская Аравия и др.), имеющих конституцию, он ставится даже выше ее.

Верховенство, высшая юридическая сила конституции находит свое выражение в том, что, во-первых, хотя она и выступает как закон, но не может быть поставлена в один ряд с другими, обычными законами, ибо является главным, верховным, основным законом, имеющим приоритет перед всеми другими законами, своего рода «законом законов». Любой закон, не говоря уже об административных актах, противореча­щий или не соответствующий конституции, является недействитель­ным и подлежит отмене. Такое верховенство устанавливается не каким-либо другим законом, а самой конституцией. Во-вторых, конституция носит учредительный характер, поскольку принимается на­родом или от имени народа как носителя суверенитета и единственного источника власти, а ее установления носят первичный характер. При этом она регулирует основы общественного и государственного строя, служит основополагающим источником других отраслей права. В-тре­тьих, конституции обычно принимаются, изменяются и отменяются в особом порядке, подчеркивающем их особую роль и значение, о чем речь ниже. В-четвертых, именно конституции определяют субъекты правотворчества, его порядок и процедуры. В-пятых, конституцию обя­заны соблюдать все государственные op ганы, общественные организа­ции, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения. В-шестых, особое место конституции в системе наци­онального законодательства обеспечивается, как правило, специальным механизмом ее реализации и охраны (подробнее об этом см. § 3 и 4 данной главы).

И еще один важный момент. Многие современные демократические конституции являются нормативными правовыми актами прямого действия. Это означает, что действие таких конституции проявляется не только через действие других законов и иных правовых норм, издан­ных на основе конституции, но и прямо, непосредственно, само по себе. Все субъекты права обязаны соблюдать и применять нормы конститу­ции вне зависимости от того, получили ли они конкретизацию в иных правовых нормах. Это особенно важно подчеркнуть потому, что в не­давнем прошлом у нас это не предусматривалось и не практиковалось. Конституции советского периода применялись только путем их разъ­яснения и детализации в иных нормативно-правовых актах. Ясно, что это существенно ограничивало их действие, принижало их значение и роль в качестве основного закона, обладающего верховенством. Ны­нешняя Конституция РФ, как показано ниже (§ 4 данной главы), — конституция прямого действия.

Характерными чертами конституции являются также ее легитимность и стабильность. Легитимность конституции означает, что она принята нормативным путем, признана обществом или его большей частью, большинством его представителей. Это — основа демократи­ческой власти, правовой системы и политики, источник их авторитета, уважения, признания, добровольного подчинения и соблюдения право­вых норм. Поэтому конституции, принятые иным путем (например, в результате дворцовых переворотов без их легитимизации) и не полу­чившие одобрения со стороны большинства народа или его представи­телей, не могут быть признаны легитимными и пользоваться необходи­мым уважением со стороны мирового сообщества.

Стабильность отражает иное свойство конституции, состоящее в том, что ее установления, в отличие от положений многих других зако­нов и иных правовых актов, обычно носят более устойчивый, постоян­ный, фундаментальный характер и не подвержены частым изменениям под влиянием временных перемен в социально-экономической и поли­тической конъюнктурах. Стабильность конституций не означает, одна­ко, их неизменность вообще, поскольку их реальное действие, функци­онирование неизбежно вызывает со временем назревшую потребность частичного обновления и совершенствования любой конституции в соответствии с серьезно изменившимися условиями, вновь обнаружив­шимися ее недостатками, достигнутым новым уровнем развития кон­ституционной теории и т.д.

Говоря о сущности и свойствах конституции, нельзя забывать, что она — не только высший и основной правовой, но и важный политичес­кий и идеологический документ.* Как политический акт она отражает сложившееся в обществе соотношение общественно-политических сил и их определенный социально-политический компромисс, а то и кон­сенсус, представляющие собой своего рода равнодействующую интере­сов и устремлений этих сил. Так, серьезное усиление влияния левых сил в первый послевоенный период во многих странах не могло не наложить свой серьезный отпечаток на содержание принятых тогда новых конституций (например, во Франции и Италии). В этом смысле в демократической стране конституцию можно рассматривать как своеобразный общественный договор разнохарактерных сил страны, согласившихся отстаивать свои интересы и цели в рамках определен­ного конституционно-правового порядка, закрепленного в этом дого­воре. Конечно, сказанное не означает, что конституция в одинаковой мере отражает интересы и цели всех. В ней чаще и больше всего отра­жается преобладающее в демократическом обществе мнение большин­ства. Но если это действительно демократическая, а не авторитарная и тем более не тоталитарная страна, то ее конституция не может не учи­тывать в той или иной мере и мнение меньшинства.

* Поскольку этот аспект проблемы рассматривается в курсе политологии, здесь внимание сосредоточивается на ее конституционно-правовой стороне.

Как идеологический документ конституция представляет собой теоретическое выражение определенных мировоззрений, интересов, целей и идеалов, декларацию, охрану и защиту соответствующих цен­ностей и норм. Сегодня демократические общество и государство вы­двигают и отстаивают в конституции как высшую ценность человека, его права и свободы. К числу важнейших демократических ценностей и норм относятся и институты народовластия и народного представи­тельства, разделения властей и парламентаризма, гражданского обще­ства и правового государства, многопартийности, политического и идеологического плюрализма, гласности и др.

Некоторые авторы отрицают какую-либо связь конституции с идеологией, ссылаясь на то, что это якобы свойственно лишь тота­литарному государству, что «конституция — вне идеологии» и что «сумма ценностей, лежащих в основе конституции демократического правового государства, находится как бы за пределами идеологическо­го плюрализма».* На наш взгляд, отказ от былой сверхклассовости, сверхидеологизации советских конституций не должен вести к отрица­нию всякой связи конституций с идеологией в современном демокра­тическом обществе и государстве. «Философия свободы и правового государства», о которой говорит указанный автор как об универсаль­ной идеологии, — это тоже, по нашему мнению, определенная идеоло­гия, которая и в современном демократическом, не говоря уже об ином обществе пока еще не носит универсального характера, хотя и, несомненно, имеет сегодня значительно более широкую социальную базу, чем в прошлом.

* См., напр.: Баглай М.В. Указ. соч. С. 65.

Конечно, если под идеологией по-старому понимать лишь классо­вую идеологию, т.е. выражение интересов и идеалов только одного класса, то демократическая конституция lie может и не должна быть ее воплощением, ибо призвана базироваться на учете интересов общества в целом, выражать баланс интересов различных общественно-полити­ческих сил. Ценности, принципы и нормы современной демократии и цивилизации, на которые опираются конституционные основы демо­кратической страны, действительно имеют внеклассовый или надклас­совый характер. Но выражение и отстаивание этих ценностей, интере­сов и идеалов — это тоже идеология, идеология современной демокра­тии, гуманизма и цивилизации. Другое дело, что идеология бывает разной и способна играть различную роль в жизни общества и в кон­ституционном праве. Но от этого практически любая современная де­мократическая конституция не перестает быть в той или иной мере и идеологическим документом. Даже закрепление в такой конституции принципа идеологического плюрализма — это не что иное, как вопло­щение идеологии демократии. А во многих мусульманских странах их конституции — выражение идеологии ислама. Сам указанный автор хотя и отрицает идеологическую функцию конституций, признает, что конституция — «необходимое условие для выражения любой идео­логии».

Структура и содержание конституций. По своим структуре и со­держанию конкретные конституции чрезвычайно разнообразны, что отражает многообразные особенности исторического, политического, социально-экономического, этнического, конфессионального и иного развития соответствующей страны. Не оставались неизменными структура и содержание конституций и на различных этапах истории мира в целом и отдельных стран. Претерпевают они эволюцию и на современном этапе общественного развития. Но при всем этом здесь можно и нужно выделить то общее, что обычно составляет области и объекты конституционного регулирования и тем самым основную структуру и основное содержание конституций. Конечно, в каждой конкретной конституции той или иной страны может и отсутствовать какой-то компонент или ряд компонентов такой общей и основной структуры или содержания. Форма и степень отражения одного и того же элемента такой структуры и содержания также могут быть далеко не одинаковыми. Это, однако, не может служить препятствием для выделения наиболее типичного в структуре и содержании конституций и их эволюции. Хотя среди ученых и специалистов-практиков в мире нет единого мнения по вопросам оптимальной структуры и содержания конституции, современная демократическая конституционная теория выработала определенные общие требования к ним как отражению и конкретизации сущности этих конституций.

На ранних стадиях исторического развития конституционализма содержание и структура конституций были достаточно узкими и охва­тывали преимущественно три основных блока проблем: а) личные и отчасти политические права и свободы человека и гражданина; б) ор­ганизация и деятельность высших органов государственной власти; в) политико-территориальное устройство страны. Позднее, во второй половине прошлого века в конституции стали включаться нормы, ре­гулирующие внешнеполитическую деятельность государств. В XX в., особенно во второй его половине, в связи с существенно возросшей экономической и социальной ролью государства в сферу конституци­онного регулирования включаются все новые области общественных отношений, прежде всего социального, экономического и обществен­но-политического характера, а также международных отношений. На­ряду с этим значительно расширяются и конкретизируются права и свободы человека и гражданина, особенно экономические, социальные и культурные. Важное место занимают вопросы экологической без­опасности. В области организации и деятельности органов государст­венной власти в целом обнаруживается тенденция усиления исполни­тельной власти и повышения ее устойчивости, известного ограничения полномочий парламента, регулирования института конституционного контроля (надзора). За последние десятилетия в конституционном за­конодательстве особое место нашли положения, связанные с обеспече­нием мира и международной безопасности, а также с региональной интеграцией, особенно европейской, усилилось внимание к вопросам внешней политики и международных отношений. Так, в связи с приня­тием Маастрихстских соглашений в Конституцию Франции в 1992 г. был введен специальный раздел «Европейский союз».

Это интересно:  Управление в области использования и охраны земель

Сегодня, говоря обобщенно, структуру и основное юридическое содержание конституций составляют нормы, закрепляющие: а) основы общественного строя; б) основы государственного строя; в) основные права, свободы и обязанности личности; г) систему органов государст­венной власти, их статус и основы механизма их деятельности и взаи­модействия; д) основы избирательной системы; е) основы местного управления и самоуправления.

Выше уже отмечалось, что специалисты по-разному и даже проти­воположно решают принципиальные вопросы структуры и содержания конституций. Так, по вопросу о масштабах и характере вмешательства государства в различные сферы общественной жизни одни высказыва­ются за резкое сужение сферы конституционного регулирования, а дру­гие, наоборот, выступают за ее всемерное расширение. Практика, одна­ко, показывает, что необходимо избегать обеих этих крайностей. Не только всепроникающее и всепоглощающее государственное руковод­ство обществом, характерное для тоталитарных этатистских систем, но и необоснованный, неподготовленный, преждевременный отказ от кон­ституционного регулирования основ экономической, социальной и по­литической структур общества способны нанести большой вред. Ко­нечно, в различных условиях разных стран этот вопрос не может и не должен решаться по шаблону, однозначно. Но в целом сегодня эти вопросы остаются в сфере конституционного регулирования. При этом важно отметить, что в развитых демократических странах речь идет о конституционном закреплении лишь принципиальных основ в данных областях. Это отнюдь не мешает формированию или развитию граж­данского общества в этих странах. Можно предполагать, что и в других странах, по мере формирования и утверждения такого общества и со­здания других необходимых предпосылок, сфера конституционного регулирования этих вопросов будет сужаться.

Содержание конституций (если они выражены в форме единых кодифицированных документов) определенным образом структуриру­ется и получает свое выражение в структуре конституции, т.е. в приня­том порядке их организационного построения, внутреннего согласова­ния и расположения разделов, глав, статей и т.д. Не только в содержа­нии, но и в структуре конституции отражается общий замысел законо­дателя и глубинный смысл данного основного закона. Так, выдвижение на первый план в структуре многих современных конституций раздела, посвященного политико-правовому статусу личности, несомненно, от­разило возрастание роли и значения гуманистических начал в жизни демократического общества и в его правовой системе. Тем более что в конституциях авторитарных и тоталитарных стран этот раздел обычно либо вообще отсутствовал, либо был достаточно куцым и относился в конец текста. Другой пример: в Конституции Франции 1958 г. главу о президенте и правительстве поставили перед главой о парламенте, что несомненно, должно было отразить переход от парламентской к прези­дентской форме правления и усиление роли исполнительной власти в стране. Аналогичное заключение можно сделать и из факта помещения главы о Президенте РФ в Конституции РФ 1993 г. перед главой о Федеральном Собрании.

Самая общая структура конституций обычно включает: преамбулу (введение); основную часть; заключительные, переходные и дополни­тельные положения; а иногда и приложения. Преамбула, имеющаяся в большинстве конституций, чаще всего в торжественно-декларативной форме отражает причины, принципы, цели и исторические условия принятия конституции, важнейшие нравственные начала государст­венной политики и др. Положения преамбулы несут большую полити­ческую и идеологическую нагрузку, но, как правило, непосредственно не имеют юридической силы, если только не включают в себя (в поряд­ке исключения из общего правила) положений нормативного характе­ра (например, провозглашение прав и свобод граждан в действующей преамбуле Конституции Франции 1946 г.). Другое дело, что текст пре­амбулы имеет важное нормативное значение для юридического толко­вания и применения других установлений конституции. В ряде кодифицированных конституций преамбула отсутствует (Италия, Бельгия, Нидерланды, Греция, Норвегия, Египет, Малайзия и др.).

Основную часть конституции чаще всего составляют: общие нор­мы, характеризующие важнейшие основы общественного и государст­венного строя; нормы об основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о политико-территориальном устройст­ве государства (особенно федеративного); нормы о системе и статусе государственных органов и взаимоотношениях между ними; нормы о местном самоуправлении; нормы об избирательной системе; нормы о государственной символике и порядке изменения конституции.

Хотя в большинстве конституций ее основная часть начинается с общего, вводного раздела, в ряде конституций (например, конституци­ях ФРГ, Нидерландов и др.) таких разделов нет и они начинаются сразу с раздела об основных правах человека и гражданина. Некоторые кон­ституции начинают свою основную часть с других разделов. Конститу­ция Бельгии, например, — с раздела о политико-территориальном уст­ройстве страны — «О Бельгийской федерации, ее составных частях и территории». Расположение и наименование глав внутри разделов, по­священных организации и деятельности органов государственной власти, во многом определяется принятой формой правления. Ясно, например, что в конституциях монархических стран этот раздел не только по структуре, но и по содержанию будет существенно отличать­ся от конституций стран, избравших республиканскую форму правле­ния. Конституция Японии даже начинается с главы «Император». В рамках конституций стран республиканской формы правления рас­положение глав в данном разделе чаще всего зависит от того, идет ли речь о президентской или парламентской республике: в первых вначале обычно дается глава о президенте (Франция, Россия, Конго, Казахстан и др.), а во-вторых глава о парламенте (Италия, Чехия, Болгария и др.).

Заключительные, переходные и дополнительные положения содер­жат обычно самые разнообразные, разнохарактерные и разномасштабные нормы: о порядке вступления в силу конституции; о временных исключениях при применении некоторых конституционных норм; о сроках принятия законов, издание которых предусмотрено конститу­цией; о временном осуществлении власти до создания предусмотрен­ных конституцией государственных институтов и др. Что касается при­ложений, то они также весьма неодинаковы как по содержанию, так и по значению. Так, Конституция Индии 1950 г. имеет десяток приложе­ний, которые, по сути дела, являются конкретизацией соответствую­щих статей основной части конституции.

Формы и виды конституций. В науке конституционного права нет достаточно четкого и однозначного разграничения понятий «структу­ра», «форма» и «виды» конституций. Так, форма конституции обычно определяется как способ организации заключенного в ней материала, т.е. конституционных норм. И в то же время структура конституции понимается как порядок ее организационного строения.* Однако один и тот же вопрос о подразделении конституций на писаные и неписаные или на кодифицированные (консолидированные) и некодифицирован­ные (неконсолидированные), о чем уже упоминалось выше, рассматривается то как пример различных форм конституции, то как пример их различных структур, то как пример различных видов (классов) консти­туций в результате их классификации. При этом в одних учебниках специально выделяется проблема формы конституции,** а в других это не делается и вопросы формы конституции рассматриваются в рамках общей их классификации, т.е. как разновидности конституций.***

* См., напр.: Конституционное право: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. С. 43—44; Конституционное право: Учебник / Под ред. А.Е. Козлова. С. 32—33.

** См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник / Под ред. Б.А Страшуна. С. 54, 56, 69; Конституционное право: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. С. 43, 44, 53.

*** См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. С. 41; Баг­лай M.В. Указ. соч. С. 71-72.

На наш взгляд, форма конституции — это внешний способ ее выра­жения. Это и отражает традиционное деление конституций на писаные и неписаные, т.е. проявляющиеся в форме писаных законодательных актов или (хотя бы частично) в форме неписаных конституционных обычаев (конвенциональных норм, соглашений) и доктринальных тол­кований. Это действительно различные внешние способы выражения конституционных норм, конституций, в отличие от внутреннего спосо­ба организации материала конституции, воплощенного в ее структуре. В другом случае речь идет о таких различных внешних способах выражения конституции, как, с одной стороны, форма единого и единствен­ного консолидированного, кодифицированного конституционного акта (формальная конституция) и, с другой стороны, форма нескольких или многих нормативных актов конституционного значения (материальная конституция). И хотя эти разные формы конституции можно, конечно, в принципе рассматривать и как различные их разновидности в рамках общей классификации конституций по одному из оснований — по внешнему способу (форме) их выражения, нельзя, однако, не видеть особого, специфического места данной классификации по сравнению с другими. Поэтому, по нашему мнению, есть резон особо выделять про­блему форм конституций из общей их классификации по другим осно­ваниям и не растворять эту проблему в такой классификации, не ото­ждествлять ее с проблемой видов конституций.

В марксизме-ленинизме классификация конституций, как извест­но, происходила прежде всего по природе и характеру закрепляемого в них общественного и государственного устройства и в связи с этим они подразделялись на буржуазные, социалистические и переходные. Такая классово ограниченная классификация и раньше, и особенно сегодня серьезно искажает и огрубляет действительную суть конститу­ций разных стран мира, тем более что ныне многие «буржуазные» кон­ституции западных демократических стран реально закрепляют, гаран­тируют и защищают многие из тех ценностей и идеалов, которые до недавнего времени считались социалистическими. Более точной и рас­пространенной в настоящее время является классификация конститу­ций по закрепляемому в них политическому режиму на демократичес­кие, авторитарные и тоталитарные (подробно об этом см. гл. 7). Опыт показал, что конституции авторитарного и тоталитарного типа могут иметь место как в капиталистических странах, так и в странах, которые ранее именовались социалистическими, а также в развивающихся стра­нах. Следует, правда, иметь здесь в виду, что содержание конституций стран авторитаризма и тоталитаризма далеко не всегда адекватно отра­жает истинную суть их политического режима, ибо часто выполняет роль декоративной ширмы, призванной скрыть за внешне демократи­ческими конституционными формулировками их антидемократичес­кую сущность.

По способу, порядку принятия конституции делятся на октроиро­ванные (т.е. дарованные сверху, чаще всего главой государства — мо­нархом) и «народные» (т.е. принятые на референдуме или представи­тельным органом — парламентом, учредительным или конституцион­ным собранием). Сегодня к числу октроированных конституций, кото­рых в мире осталось сравнительно немного, относятся конституции Саудовской Аравии, Иордании, Кувейта, Катара, Лихтенштейна и не­которых других стран. Подавляющее большинство конституций стран мира принимается иным, указанным «народным» путем.

Конституции могут классифицироваться по времени их принятия. Тогда их условно подразделяют на «старые» (или «старого (первого) поколения», т.е. принятые до XX в. или даже до его середины, до Второй мировой войны (например, конституции США, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Австрии, Австралии и др.), и «новые» (или «нового (второ­го) поколения»), т.е. принятые в послевоенный период (например, кон­ституции Италии, Японии, ФРГ, Индии и др.). К числу вторых сегодня относят и десятки конституций новых, освободившихся от колониа­лизма государств, а также конституции России и других самостоятель­ных государств, возникших в результате распада бывшего СССР и бывших Югославии и Чехословакии.

По порядку их изменения и дополнения конституции делятся на «гибкие» и «жесткие» (подробно об этом см. в следующем параграфе). Первые изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычное законодательство (например, Конституция Великобритании); а вто­рые — в более жестком, сложном порядке (например, голосованием квалифицированным большинством или через референдум). Подав­ляющее большинство конституций стран мира носит «жесткий» харак­тер (США, Россия, Италия, ФРГ, Франция, Япония, Греция и др.). Более чем за 200 лет в Конституцию США было внесено лишь 27 по­правок, хотя вносилось около десяти тысяч. К этому следует добавить, что бывают и «смешанные» в этом отношении конституции, одни ста­тьи которых вообще не подлежат изменению, другие — изменяются в жестком порядке, а третьи — в обычном порядке. По времени своего действия различают конституции постоянные и временные. Постоян­ные — это те, которые имеют формально неограниченный срок своего действия, а временные — те, которые принимаются на определенный срок. Постоянство указанных конституций нельзя истолковывать как их неизменность. Опыт показывает, что постоянные конституции могут неоднократно меняться (особенно в странах Латинской Амери­ки), а временные (Ирак, ОАЭ) — действовать более четверти века. Вре­менные конституции особенно распространены в переходные периоды после государственных переворотов.

Это интересно:  Приватизация дачи с чего начать 2020 года

Содержание

Форма и структура конституций.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Форма конституции — это способ организации и выражения конституционных норм.

Прежде всего форма конституции определяется тем, что конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. В последнем случае общим для актов, составляющих конституцию является то, что все они в равной мере обладают высшей юридической силой.

Единым и единственным конституционным актом является , например, Основной Закон Германии, Конституция Испании, Политическая конституция Мексики 1917 года, Конституция США 1787 года. Применительно к Германии, США и Мексики надо иметь в виду, что в силу их федеративного устройства конституции там имеются также у субъектов федерации, но на федеральном уровне указанные выше конституционные акты — единые и единственные.

Напротив, конституции Швеции и Великобритании состоят из нескольких нормативных актов ( привести пример и их название). В Чехословакии конституция состояла из множества конституционных законов, из которых лишь только один назывался конституцией.

Если конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то ее можно определить как кодифицированную. Если те же вопросы регулируются несколькими писанными актами, то мы имеем дело с некодифицированной конституцией. Кодифицированные конституции в зависимости от степени кодификации можно подразделить на развернутые и неразвернутые. Примеры развернутых конституций дают греческая, португальская; неразвернутых — действующая французская, не говоря уже об американской. Развернутые конституции нередко содержат нормы, которые в других странах включены в текущее или органическое законодательство.

Встречаются конституции смешанного типа. Частично они писаны и включают парламентские законы и судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами. Частично же состоят из обычаев и доктринальных толкований. Например, конституция Великобритании включает законы (статуты), как, например, Акт о Парламенте 1911 года, Акт о Палате общин (управлении делами)1978 года, далее судебные прецеденты (так называемое общее право), но также обычаи, именуемые конституционными соглашениями, в которых содержатся конвенционные нормы. Британская конституция эволюционирует в направлении постепенной замены обычаев и судебных прецедентов законами, принимаемыми Парламентом.

Бывают и неписаные конституции, вообще незафиксированные в документах, он они существуют обычно временно — после революции, переворотов и т.п., как, например, было в Румынии в первые месяцы после декабрьского восстания 1989 года. В это время, как правило, сохраняют свое действие прежние акты текущего законодательства, если они не противоречат сущности и целям нового режима.

Деление конституций на писаные, смешанные и неписаные достаточно условно, поскольку и при наличии писаной конституции в стране действуют конституционные обычаи. Например, французский Премьер-министр по Конституции ответственен только перед нижней палатой Парламента — Национальным собранием, но на практике несет ответственность и перед Президентом Республики.

Структура конституции. В данном случае речь идет об актах, имеющих кодифицированный характер, то есть, как правило, единых и единственных — охватывающих в одном документе все нормы высшей юридической силы. Эта структура, за некоторым исключением, имеет стандартизированный вид. Она включает: преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка также приложения.

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Эта часть конституции наиболее важна в политическом и идеологическом плане. Что же касается нормативной природы и юридической силы преамбул, то обычно признается, что положение преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толковая и применения остальных положений конституции.

В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституций. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего первоначально идут нормы о парламенте, затем — о главе государства и правительстве, далее следуют нормы о судебной власти и, наконец, об организации власти на местах. Но нередко встречается иной порядок — сначала — глава государства, а в конце — орган конституционной юстиции (Конституция Испании).

В заключительных положениях обычно содержатся нормы устанавливающие порядок вступления конституции в силу. Иногда, если это не урегулировано в основной части, здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или государственных символах.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Иногда в переходных положениях устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствии с конституцией.

Дополнительные положения конституции также обычно оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.

Приложения к конституциям подчас имеют важное юридическое значение. Например, в некоторых приложениях к Конституции Индии 1950 года содержится разделение компетенции между Союзом и штатами.

Писаные некодифицированные конституции не имеют какой-либо системы изложения материала, и трудно обнаружить логику в их строении. Например, три акта, составляющие конституцию Швеции, регулируют лишь вопросы, указанные в их названиях, тогда как многие вопросы конституционного характера не получили в них своего регулирования.

Форма и структура конституции

Основной порядок принятия и изменения конституции. Основы и принципы конституционного строя в России. Характеристика организации и деятельности центральных органов государства. Утверждение поправок на референдуме и созыв учредительного собрания.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 05.11.2016
Размер файла 20,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Форма и структура конституции

Волосатова Ольга Федоровна

Под формой Конституции принято понимать способ организации заключенного в ней материала. В науке конституционного права принято различать две формы Конституции: писаные (таких конституций в мире большинство, в том числе и Конституция РФ) и неписаные. Писаные конституции в свою очередь делятся на консолидированные (кодифицированные) и неконсолидированные. На форму, т.е. способ организации заключенного в Конституции материала в единый писаный акт, непосредственное влияние оказывает содержание Конституции. Изменение содержания влечет за собой изменение формы.

Если категория «содержание» отвечает на вопрос что в Конституции заключено, то «форма» дает представление о том, какова внутренняя организация этого содержания, в какие структурные элементы оно воплощено. В Конституции это преамбула, разделы, главы, статьи. Вместе с тем, различие содержания и формы Конституции имеет в известной мере условный характер. Конституция как явление общественной жизни выступает в единстве формы и содержания. Форма Конституции имеет внешнюю и внутреннюю стороны, т.е. систему и структуру.

Консолидированные конституции представляют собой единый нормативный правовой акт, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. Неконсолидированные конституции представляют собой совокупность нескольких актов, принятых в разное время и провозглашенных в качестве основного закона. Совокупность таких актов также наделяется высшей юридической силой. Такие конституции существуют в Швеции, Финляндии, Канаде, Израиле.

Под структурой Конституции понимаются порядок расположения, внутренняя согласованность и логическая последовательность ее частей: разделов, глав, статей. Такая последовательность отражает взаимосвязь конституционных институтов. Конституции по своей структуре различны, как различны государства, в которых они действуют. Эти государства могут быть унитарными или федеративными, включать или не включать в себя автономные образования или территории с особым конституционно-правовым статусом, быть республиками или монархиями, иметь однопалатный или двухпалатный парламент, систему местною управления или самоуправления и т.д. Однако можно увидеть много общих черт в структуре конституций континентальной Европы, принятых после Второй мировой войны и в последние десятилетия. К таким конституциям относится и российская.

Структура Конституции РФ.

Структура Конституции РФ включает в себя преамбулу — вводный текст, имеющий обычно политическую направленность. Текст преамбулы невелик по объему, но содержит принципиальные положения, объясняющие цель принятия Конституции, отражающие идеи приоритета прав и свобод человека и гражданина, сохранения исторически стожившегося государственного единства России, возрождения суверенной государственности страны, ответственности перед нынешним и последующими поколениями за судьбу России.

Конституция РФ содержит два раздела: первый включает девять глав, второй, завершающий, раздел называется «Заключительные и переходные положения».

Первый раздел — Первая глава. Конституции РФ «Основы конституционного строя» посвящена вопросам, которые являются решающими для определения сущности строя, существующего в России, характеристике Российского государства, признающего и гарантирующего права человека и гражданина, формам и принципам осуществления власти, политической и экономической организации общества, основополагающим принципам российской правовой системы. Значение первой главы Конституции очень велико, именно в ее нормах содержатся основы, принципы конституционного строя в России.

Вторая глава. Формы осуществления народом власти, принципы организации государства раскрываются в последующих главах Конституции, но нормы, закрепляющие основы конституционного строя, наделяются законодателем наивысшей юридической силой (более высокой, чем остальные нормы Конституции). Это прямо закреплено в ч. 2 ст. 16: никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» посвящена закреплению основ правового статуса личности и их центрального элемента — основных прав, свобод и обязанностей, которые как бы составляют минимальный стандарт прав и свобод человека. Наряду с ними в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Как подчеркнут в ст. 55 указанной главы Конституции, перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Нормы второй главы не ограничиваются положениями о правах и свободах, они раскрывают принципы взаимоотношений государства и личности, содержат важнейшие гарантии прав и свобод, некоторые положения о гражданстве Российской Федерации.

Третья глава. Конституции РФ посвящена федеративному устройству государства. Ее нормы в концентрированном виде закрепляют структуру Российской Федерации, содержат принципиальные положения, касающиеся конституционного статуса федеративного государства, формулируют предметы ведения и полномочия Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, закрепляют символы российской государственности.

Главы с четвертой по восьмую посвящены организации и деятельности центральных органов государства, воплощающих законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, основам построения системы органов государственной власти субъектов РФ, а также местному самоуправлению. Это наиболее объемная часть Конституции России.

Это интересно:  Проф календарь 2020 года с праздничными днями

Первый раздел Конституции РФ завершается главой девятой о порядке ее пересмотра и изменения. Конституция устанавливает фактическую неизменность некоторых своих принципиальных положений — об основах конституционного и свободах человека и гражданина и о порядке внесения поправок в конституционный текст. В этой главе также определяется, кто и как может вносить поправки в Конституцию РФ.

Второй раздел — Его назначение — определение срока вступления в силу Конституции РФ, а также порядка, условий и сроков применения законодательства, принятого до вступления Конституции в силу. Многие положения этого раздела уже утратили свою силу, поскольку Россия миновала переходный период, в полную силу действуют все высшие органы государственной власти, существенно обновлено текущее законодательство. Четкая внутренняя структура Конституции значительно облегчает пользование ею, имеет большое значение для правоприменительной практики, для юридической техники.

Порядок принятия и изменения конституции.

Самый распространенный способ принятия конституции — принятие парламентом. Обычно парламенты принимают конституции квалифицированным большинством (2/3, иногда 3/5, 3/4) от общего числа членов парламента.

Принятие конституции осуществляется на референдуме. В некоторых странах (например, в Румынии) совмещаются оба способа. Конституция принимается парламентом, а затем утверждается на референдуме, т. е. принимается смешанным способом.

Учредительное собрание — особый орган, специально избираемый для принятия конституции, по достижении указанной цели распускается или преобразуется в постоянно действующий представительный орган (парламент). Обычно учредительным собранием принимаются конституции новых только, что созданных государств (Конституция США 1787 г.), либо государств, кардинально меняющих форму правления или общественный строй (Конституция Италии 1947 г., Конституция Болгарии 1991 г.).

Октроированные конституции — это конституции дарованные. Изначально дарование конституций осуществлялось монархом (например, Конституция Японии 1889 г., Марокко 1911 г., Монако 1962 г. и др.). После Второй мировой войны метрополии-монархии (Великобритания, Голландия и др.) даровали своим освободившимся колониям так называемые «колониальные конституции».

По порядку проведения конституционных реформ конституции подразделяются на гибкие и жесткие. Большинство современных конституций — это жесткие конституции. Такая жесткость необходима для придания конституциям стабильности и авторитета. Элементами жесткого порядка внесения изменений в действующие конституции могут быть:

— требование квалифицированного большинства голосов в органе, принимающем поправку или конституцию;

— необходимость созыва учредительного собрания;

— утверждение поправки на референдуме;

— требование двойного вотума — простой вотум, при котором для принятия поправки необходимо голосовать дважды — на двух сессиях парламента, при сложном двойном вотуме поправка принимается двумя разными составами парламента;

— ратификация поправок законодательными органами субъектов федерации при федеративной форме государственного устройства.

Некоторые положения жестких конституций вообще не могут быть пересмотрены: например, форма правления в конституциях Италии, Франции и др. Так, согласно статье 139 Конституции Итальянской Республики 1947 г. «Республиканская форма правления не может быть предметом конституционного пересмотра». Конституция Мексики 1917 г. в целом объявлена не подлежащей пересмотру. Конституции Румынии, Испании, Эстонии не допускают изменений и дополнений в них в период чрезвычайного положения. Согласно части 2 статьи 161 Конституции (Основного закона) Эстонской Республики 1992 г. «Вопрос об изменении Конституции не может быть возбужден и Конституция не может быть изменена в период чрезвычайного или военного положения».

Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции это:

2. Совет федерации.

3. Государственная Дума.

4. Правительство РФ.

5. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

6. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Перечень этих органов государственной власти уже тех, которые согласно Конституции РФ обладают правом законодательной инициативы. Здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания.

конституция государство референдум собрание

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

История развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции. Конституционно-правовое регулирование изменения Конституции. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ. Процесс принятия поправки.

курсовая работа [25,6 K], добавлен 01.03.2011

Структура Конституции Российской Федерации как высшего нормативного правового акта государства. Порядок принятия и вступления в силу поправок к основному закону. Хронология принятия поправок. Порядок образования нового субъекта в составе Федерации.

контрольная работа [39,3 K], добавлен 10.04.2014

Юридические свойства Конституции РФ. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993г. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений. Конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права.

курсовая работа [46,7 K], добавлен 15.09.2008

Изучение особенностей конституции Российской Федерации, которая является актом долговременного действия, жесткой по характеру пересмотра. Характеристика предпосылок принятия Конституции РФ, правовых возможностей ее изменения и анализ последних поправок.

курсовая работа [40,3 K], добавлен 15.02.2010

Основы учения о Конституции, ее понятие и значение в функционировании государства. История формирования и развития первой Конституции России, оценка ее современного состояния через категорию и стабильность. Главные положения конституционного строя.

реферат [33,3 K], добавлен 13.04.2014

Возникновение термина «конституция». Формирование российского конституционализма. Конституция РФ: основные черты и юридические свойства. Сущность, состав и форма Конституции РФ. Характеристика порядков принятия и изменения Основного Закона государства.

курсовая работа [38,7 K], добавлен 20.01.2016

Краткая история развития конституционного строя Германии. Общая характеристика конституции — структура, основы конституционно строя, статус гражданина, федеративное устройство и местное самоуправление. Система органов государственной власти в ФРГ.

реферат [42,2 K], добавлен 24.11.2014

дипломная работа [101,5 K], добавлен 20.11.2013

Этапы развития Конституции, ее правовые особенности. Понятие конституции, юридические свойства, сущность, структура и функции. Конституционные поправки, процедура изменения, порядок пересмотра положений конституции и внесение в нее поправок и изменений.

дипломная работа [78,6 K], добавлен 14.03.2010

Положения, содержащиеся в разных разделах и главах Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя как форма организации государства. Гражданин как участник гражданских правоотношений. Определение гражданско-правового статуса гражданина.

контрольная работа [33,9 K], добавлен 29.05.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Форма и структура Конституции Российской Федерации

Конституция любого государства имеет конкретную форму — т.е. способ организации и выражения конституционных норм. Прежде всего, форма конституции определяется тем, что конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов.

Содержание и форма конституции взаимозависимы. Форма конституции в узком (формально-правовом) аспекте — основной закон. Форма конституции в широком (материально-правовом) аспекте — вся нормативная структура, составляющая конституционный строй страны (все источники норм конституционного права).

Форма Конституции РФ — это объективное выражение Конституции РФ в общественно-правовой действительности.

Виды форм Конституции РФ:

Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации);

Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей);

Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. В основе обобщения конституционных норм в общие разделы, главы лежит единство предмета регулирования, т. е. их связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.

В основе определения последовательности расположения в конституции этих комплексов норм лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга. Структура Конституции Российской Федерации на разных этапах ее развития не была постоянной. В ней отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию.

Значительное влияние на структуру Конституции России оказал факт пребывания РСФСР в составе бывшего СССР в качестве союзной республики, поскольку структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить принятую в союзной. Такая установка особенно четко выражена в Конституции РСФСР 1937 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., совпадавших по своей структуре с соответствующими Конституциями СССР.

Для первых советских конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Их отличало сначала отсутствие особого раздела о правах граждан, затем его включение в Конституцию 1937 г. в качестве одной из последних глав (гл. 11).

При разработке проекта Конституции 1993 г. предполагалось начать Конституцию именно с раздела о правах и свободах человека и гражданина. Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, так как начинать Конституцию с закрепления прав человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является, невозможно. Однако Конституция не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, уже во второй статье закрепив их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.

Обычно в начале текста конституции выделяется декларативная преамбула политико-нравственного вводного характера. Конституция может делиться на части, разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части и подпункты частей, разделов, глав, статей и параграфов.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

  • 1. Основы конституционного строя.
  • 2. Права и свободы человека и гражданина.
  • 3. Федеральное устройство.
  • 4. Президент.
  • 5. Федеральное собрание.
  • 6. Правительство Российской Федерации.
  • 7. Судебная власть.
  • 8. Местное самоуправление.
  • 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

Указанная структура Конституции России существенно отличается от имеющейся в предшествующей. В последней редакции выделялись преамбула, одиннадцать разделов и в качестве приложения включался Федеративный договор.

В структуре новой Конституции России четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующем:

  • 1. В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» — отражение качественного изменения характеристики строя.
  • 2. В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания».
  • 3. Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства.
  • 4. Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции принципа разделения властей.
  • 5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов Российской Федерации, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структуре Конституции путем устранения таких разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономного округа и города.
  • 6. Снят раздел о государственном плане экономического и социального развития России, который и в прежней Конституции уже являлся неоправданным.
  • 7. В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности без увязки ее статуса с государством.

Конституция Российской Федерации 1993 г. не включила текст Федеративного договора, поскольку его положения нашли отражение в Конституции. Раздел второй Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела — явление нередкое. В этом разделе в Конституции закрепляются положения по вопросам, связанным с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы власти и управления.

Статья написана по материалам сайтов: students-library.com, revolution.allbest.ru, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector