+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Характеристика современного международного политического процесса

Международные отношения представляют собой весьма специфическую область мира политики. Их особый облик стал складываться по мере возникновения и развития государств, которые не только оформили сложившиеся к тому времени отношения между различными этносами и народностями, но и стали постепенно формировать внешние отношения друг с другом. Действуя за рамками собственных границ, в которых они обладали полным внутренним суверенитетом, государства должны были решать и целый ряд дополнительных задач: устанавливать контроль за деятельностью на своей территории иностранных сил и структур, усложнявших достижение стабильности; отражать угрозы своей целостности и безопасности; учиться согласовывать интересы с более сильными противниками; пополнять ресурсы, несмотря на сопротивление своим императивным стремлениям, и т.д. Безраздельные владыки в собственном государстве постепенно учились налаживать отношения с не менее коварными и грозными властителями в других державах.

Постепенно создавались и развивались такие механизмы взаимодействия государств на международной арене, как союзничество и конфронтация, протекторат (покровительство) и партнерство и т.п., которые выстраивали особую логику межгосударственных связей и отношений. В ходе длительной истории развития последних сформировалась специфическая конфигурация внешнеполитической сферы как самостоятельной области политики, по-своему преломляющей ее общие черты и свойства, демонстрирующей специфические источники своих изменений и развития.

В целом специфичность международных политических процессов проявляется прежде всего в том, что в этой области политики не существует единого легитимного центра принуждения, единого источника власти, который обладал бы непререкаемым авторитетом для всех участников этих связей и отношений. Если в области внутренней политики государства в основном опираются на законы и нормы, то в сфере отношений с другими обладателями внутреннего суверенитета им приходится ориентироваться в основном на собственные интересы и находящиеся в их распоряжении механизмы локального принуждения, способствующие их реализации.

Как относительно самостоятельная область политических отношений международная сфера политики регулируется различными нормами. Главным ее собственно политическим регулятором является складывающийся баланс сил между государствами (блоками государств), подчиняющими свою деятельность по реализации национальных интересов на международной арене. В этом смысле стоящие перед государствами цели нередко влекут за собой одностороннюю трактовку ими норм международного права, провоцируют отклонения и нарушения от соответствующей системы требований. Даже в настоящее время, с учетом всего положительного опыта сотрудничества государств в рамках ООН и иных, региональных систем международного сотрудничества (ОБСЕ), можно говорить об ограниченных возможностях международного права в деле регулирования отношений государств, не только имеющих различные интересы, но и обладающих несоизмеримыми ресурсами для их обеспечения. Как показывает практический опыт, эффективность правовых регуляторов зависит не столько от политической поддержки институтов международного права, сколько от влияния обладающих мощными экономическими или военными ресурсами конкретных стран.

Однако, несмотря на приоритеты собственно политических структур и механизмов в регулировании международной сферы, здесь сохраняются определенные возможности как для правовых, так и для нравственных регуляторов. В середине 70-х гг. в Хельсинки (Финляндия) в заключительном акте СБСЕ были сформулированы принципы современных международных отношений, которые включали в себя: признание суверенного равенства государств; нерушимость установленных границ; принцип неприменения силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях; признание территориальной целостности государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела других государств; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой; необходимость сотрудничества между государствами и добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Выполнимость сформулированных принципов и их реальная поддержка европейскими государствами обусловлены их соответствием долгосрочным интересам всех государств, стремящихся к обеспечению собственной безопасности. Прошедшее после подписания Хельсинкского акта время показало, что европейское сообщество в целом поддерживало и практически ориентировалось на данные принципы. Соответственно изменились и этические стандарты в сторону осуждения агрессии, территориальной экспансии, нарушения прав человека.

Международная сфера политики регулируется различными нормами. Главный ее политический регулятор – баланс сил между государствами, подчиняющими свою деятельность по реализации национальных интересов на международной арене. Но в данной сфере сохраняются также определенные возможности как для правовых, так и для нравственных регуляторов. К принципам современных международных отношений относятся: признание суверенного равенства государств; нерушимость установленных границ; неприменение силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях; равноправие народов, их право распоряжаться собственной судьбой и т.д. Данные принципы соответствуют долгосрочным интересам всех государств, стремящихся к обеспечению собственной безопасности. После распада СССР западные государства, объединенные в блок НАТО, предложили миру критерии урегулирования международных политических отношений на основе общественных идеологических стандартов и приоритетов: концепция транснационализма – предусматривает и оправдывает их вмешательство в дела суверенных государств не только в случае проведения ими экспансионистской политики, но и нарушения норм и принципов прав человека.

Несмотря на стремление выдвинуть в качестве правовых оснований международной политики более гуманистические требования, способные остановить наиболее разрушительные для человека действия государств как на международной арене, так и по отношению к собственным народам, такие действия тем не менее встретили решительное противодействие со стороны целой группы государств. Многие страны были не согласны не столько с содержательной стороной политико-правовых требований, сколько с тем, что право на соответствующие оценки государственной политики было явочным порядком присвоено совершенно определенной группой стран, проигнорировавших тем самым сложившиеся международные институты, способные более взвешенно проводить подобную политику. Однако, получив практическое выражение в действиях НАТО в урегулировании этнического конфликта в Косово, такая линия поведения на мировой арене практически возвестила о сломе сложившейся системы международного права.

Постоянный плюрализм государственных суверенитетов делает межгосударственные отношения достаточно непредсказуемыми, хаотичными, неуравновешенными. В такой атмосфере ни одно государство не способно постоянно сохранять четко выраженные и неизменные позиции по отношению другу к другу, находясь, к примеру, с кем-либо в постоянной конфронтации или в столь же устойчивых союзнических отношениях. Не случайно в этой политической области бытует неписаное правило: «у государства нет друзей и врагов, а есть только неизменные интересы».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лекции для студентов тема политология как наука и учебная дисциплина 4 > Предмет политологии. Возникновение и развитие политической науки 4 > Методологические основы и функции политологии 9

Вид материала Лекции

Содержание

2. Характеристика международного политического процесса
2.2. Субъекты международного политического процесса

Подобный материал:

  • Контрольная работа. Зачет. Перечень семинарских занятий по политологии политология, 301.02kb.
  • Содержание курса разделы курса Методологические и исторические аспекты политической, 142.3kb.
  • Темы контрольных работ по дисциплине «политология» Предмет политической науки. Возникновение, 71.42kb.
  • Тема Предмет, методы и функции политологии Политика как общественное явление и объект, 54.07kb.
  • Вопросы к экзамену по политологии Возникновение политической науки, её предмет и функции, 56.14kb.
  • 1. Предмет, структура и социальные функции политической науки, 15.93kb.
  • Б. И. Краснова. Общая и прикладная политология, 11773.75kb.
  • Конспект лекций Содержание Политология междисциплинарная наука, ее законы и категории., 1824.74kb.
  • Тема Введение. Политология как система знаний о политике (2 ч.), 41.33kb.
  • Программа курса «сравнительная политология» для студентов 2-3 курса факультета Политологии, 1284.26kb.

2. Характеристика международного политического процесса

2.1. Понятие и особенности

Международные отношения представляют собой весьма специфическую область мира политики. Их особый облик стал складываться по мере возникновения и развития государств, которые не только оформили сложившиеся к тому времени отношения между различными этносами и народностями, но и стали постепенно формировать внешние отношения друг с другом. Действуя за рамками собственных границ, в которых они обладали полным внутренним суверенитетом, государства должны были решать и целый ряд дополнительных задач: устанавливать контроль за деятельностью на своей территории иностранных сил и структур, усложнявших достижение стабильности; отражать угрозы своей целостности и безопасности; учиться согласовывать интересы с более сильными противниками; пополнять ресурсы, несмотря на сопротивление своим императивным стремлениям, и т.д. Безраздельные владыки в собственном государстве постепенно учились налаживать отношения с не менее коварными и грозными властителями в других державах.

Постепенно создавались и развивались такие механизмы взаимодействия государств на международной арене, как союзничество и конфронтация, протекторат (покровительство) и партнерство и т.п., которые выстраивали особую логику межгосударственных связей и отношений. В ходе длительной истории развития последних сформировалась специфическая конфигурация внешнеполитической сферы как самостоятельной области политики, по-своему преломляющей ее общие черты и свойства, демонстрирующей специфические источники своих изменений и развития.

В целом специфичность международных политических процессов проявляется прежде всего в том, что в этой области политики не существует единого легитимного центра принуждения, единого источника власти, который обладал бы непререкаемым авторитетом для всех участников этих связей и отношений. Если в области внутренней политики государства в основном опираются на законы и нормы, то в сфере отношений с другими обладателями внутреннего суверенитета им приходится ориентироваться в основном на собственные интересы и находящиеся в их распоряжении механизмы локального принуждения, способствующие их реализации.

Как относительно самостоятельная область политических отношений международная сфера политики регулируется различными нормами. Главным ее собственно политическим регулятором является складывающийся баланс сил между государствами (блоками государств), подчиняющими свою деятельность по реализации национальных интересов на международной арене. В этом смысле стоящие перед государствами цели нередко влекут за собой одностороннюю трактовку ими норм международного права, провоцируют отклонения и нарушения от соответствующей системы требований. Даже в настоящее время, с учетом всего положительного опыта сотрудничества государств в рамках ООН и иных, региональных систем международного сотрудничества (ОБСЕ), можно говорить об ограниченных возможностях международного права в деле регулирования отношений государств, не только имеющих различные интересы, но и обладающих несоизмеримыми ресурсами для их обеспечения. Как показывает практический опыт, эффективность правовых регуляторов зависит не столько от политической поддержки институтов международного права, сколько от влияния обладающих мощными экономическими или военными ресурсами конкретных стран.

Однако, несмотря на приоритеты собственно политических структур и механизмов в регулировании международной сферы, здесь сохраняются определенные возможности как для правовых, так и для нравственных регуляторов. В середине 70-х гг. в Хельсинки (Финляндия) в заключительном акте СБСЕ были сформулированы принципы современных международных отношений, которые включали в себя: признание суверенного равенства государств; нерушимость установленных границ; принцип неприменения силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях; признание территориальной целостности государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела других государств; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой; необходимость сотрудничества между государствами и добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Выполнимость сформулированных принципов и их реальная поддержка европейскими государствами обусловлены их соответствием долгосрочным интересам всех государств, стремящихся к обеспечению собственной безопасности. Прошедшее после подписания Хельсинкского акта время показало, что европейское сообщество в целом поддерживало и практически ориентировалось на данные принципы. Соответственно изменились и этические стандарты в сторону осуждения агрессии, территориальной экспансии, нарушения прав человека.

Однако изменение границ в конце 80-х — начале 90-х гг. в связи с «бархатными революциями» в Восточной Европе, приведших к власти новые политические силы, и распадом СССР существенно видоизменило баланс сил в мире. В результате западные государства, объединенные в блок НАТО, предложили миру критерии урегулирования международных политических отношений на основе собственных идеологических стандартов и приоритетов. Выступая от лица «мирового сообщества», эти государства оформили данные притязания в концепции транснационализма, предусматривающей и оправдывающей их вмешательство в дела суверенных государств не только в случае проведения ими экспансионистской политики, но и нарушения норм и принципов прав человека, применения вооруженной силы против мирного населения внутри страны.

Несмотря на стремление выдвинуть в качестве правовых оснований международной политики более гуманистические требования, способные остановить наиболее разрушительные для человека действия государств как на международной арене, так и по отношению к собственным народам, такие действия тем не менее встретили решительное противодействие со стороны целой группы государств. Многие страны были не согласны не столько с содержательной стороной политико-правовых требований, сколько с тем, что право на соответствующие оценки государственной политики было явочным порядком присвоено совершенно определенной группой стран, проигнорировавших тем самым сложившиеся международные институты, способные более взвешенно проводить подобную политику. Однако, получив практическое выражение в действиях НАТО в урегулировании этнического конфликта в Косово, такая линия поведения на мировой арене практически возвестила о сломе сложившейся системы международного права.

Постоянный плюрализм государственных суверенитетов делает межгосударственные отношения достаточно непредсказуемыми, хаотичными, неуравновешенными. В такой атмосфере ни одно государство не способно постоянно сохранять четко выраженные и неизменные позиции по отношению другу к другу, находясь, к примеру, с кем-либо в постоянной конфронтации или в столь же устойчивых союзнических отношениях. Не случайно в этой политической области бытует неписаное правило: «у государства нет друзей и врагов, а есть только неизменные интересы».

2.2. Субъекты международного политического процесса

Субъектами международного политического процесса являются государства, межгосударственные объединения и неправительственные международные объединения.

В сфере международной политики одновременно складываются системы международных отношений различного уровня. Например, в настоящее время в мире сложились тесные межгосударственные отношения между семью наиболее развитыми странами — США, Англией, Канадой, Германией, Японией, Италией и Францией, оказывающими наиболее существенное влияние на состояние мировых экономических связей. Кроме того, сформировались различные международные системы регионального характера в Юго-Восточной Азии, Африке и других районах мира. Как правило, в этих международных системах формируются различные конфигурации в отношениях между государствами, не исключающие временных иерархических отношений, доминирования, равноправия и т.д.

Наличие такого рода международных систем показывает и то, что взаимодействия разнообразных и разнопорядковых субъектов международной политики всегда отличает различная плотность складывающихся отношений, неодинаковая насыщенность политических контактов и связей. Например, постоянные отношения союзников или стран, вовлеченных в устойчивые торгово-экономические связи друг с другом, соседствуют с непостоянными, спорадически возникающими отношениями между другими государствами, формирующими зону как бы разреженных международных контактов. Страны же, вообще не поддерживающие отношений друг с другом, и вовсе создают вакуум в зоне мировой политики. Таким образом, сфера международных отношений представляет собой область неравновесных и неравномерных политических взаимодействий.

Как показывает практика, в последние десятилетия несбалансированность международных отношений возрастает в связи с тем, что на международную политическую арену помимо государств вышли и иные самостоятельные субъекты: различные социальные (национальные, конфессиональные, демографические и прочие) группы, налаживающие самостоятельные отношения со своими сторонниками за рубежом; международные организации, регулирующие те или иные отношения между политическими субъектами; транснациональные кампании, ведущие экономическую деятельность в различных государствах; разнообразные корпоративные структуры (СМИ, общественные организации, туристические фирмы, террористические группировки и т.д.) и даже отдельные лица (в частности, бывшие политики, играющие посреднические роли в урегулировании конфликтов). Благодаря современной системе международного права даже рядовой гражданин может выступить оппонентом своих властей, предъявить претензии другим государствам или международным организациям.

Сложность и неоднозначность отношений участников мировой политики обусловлены также тем, что их поведение в данной сфере инициируются самыми разными и неоднозначными причинами. Так, для отдельных государств такими источниками их поведения, как правило, всегда являются одновременно действующие: внутриполитические (обусловленные отношениями власти и общества), локальные (выражающие, к примеру, соображения региональной безопасности) и глобальные изменения (в частности, экологический кризис, распространение терроризма и др.). На уровне отдельных организаций (корпораций) или индивидов мотивация участия в мировой политике еще более усложняется.

Динамика мотивов и установок участия в мировых политических процессах сочетается с постоянным изменением действующих в них стандартов и ценностей безопасности, эволюцией норм международного права, морально-этических стереотипов, оправдывающих достижение государствами внешнеполитических целей, и т.д. Нередко меняется и соотношение внутри- и внешнеполитических приоритетов граждан. Например, в отдельных странах люди иногда боятся собственных правительств больше, чем иностранного вторжения, больше доверяют не собственным политикам, а международным организациям и структурам.

Вопрос 59. Особенности современного мирового политического процесса

Мировой политический процесс – это совокупная деятельность институциональных и многообразных неинституциональных субъектов международных отношений, взятых в развитии в пространстве и во времени, по осуществлению своих функций; совокупность разнообразных политических процессов в системном мире.

Его субъектами выступают народы, этносы, цивилизации, государства, международные организации, негосударственные объединения, общественные движения, транснациональные корпорации, религиозные организации, политические и общественные лидеры; структурными элементами: политически значимая деятельность ООН; политическая деятельность международных органов, организаций, учреждений; политические акции региональных институтов, объединений, союзов, внешнеполитическая деятельность суверенных государств.

Современный мировой политический процесс характеризуется переходом от биполярного к многополюсному миру при сохранении доминирующих позиций США, в нем участвует двести суверенных государств. Для него характерны процессы демократизации многих обществ и государств. В мировую политику включены сотни миллионов людей. Происходит сложный двуединый процесс глобализации политических и экономических взаимосвязей и отношений. Он проявляется в том, что “при наличии в мире огромного разнообразия народнохозяйственных и национально-государственных структур (от самых архаичных до сверхсовременных) наблюдается определенная медианность развития, приобретают все большее значение общие черты общественного прогресса, судьбоносные интересы мировой цивилизации”4. Значительно повысилась управляемость мировой политикой. Доминантой современного международного политического процесса является проблема укрепления международной безопасности, устранения феномена войны из жизни человечества, проявились тенденции к демократизации основных сфер международной и национальной жизнедеятельности, к повышению в мире роли различных представительных сил и движений, человека в мировой политике в целом. Современный мировой политический процесс развивается в новых исторических условиях, когда мирополитические отношения и связи становятся одной из главных доминант грядущих перемен и перспектив в развитии цивилизации.

Характерные черты мирового политического процесса:

* наличие центра, в качестве которого выступает Организация Объединенных Наций; взаимодействия стран “восьмерки”; деятельность ведущих международных институтов и организаций: НАТО, МВФ и др.;

* выдвижение на первый план глобальных проблем развития человеческой цивилизации;

* нарастание тенденций к сотрудничеству, взаимодействию и растущее разнообразие политического развития;

* противоречивое взаимодействие постоянно расширяющегося и обновляющегося числа субъектов мирового политического процесса, повышение роли человека, его прав, свобод и жизненных интересов в мировой политике; [c.443]

* сложная совокупность базовых (центральных) и периферийных, транснациональных, региональных, национальных и локальных, цивилизационных и этнополитических политических процессов: противоречивое действие тенденций к “многополюсному” и “однополюсному” (США) миру; коллизионное взаимодействие между основными международными центрами силы (США, Западная Европа, Россия, Китай, Япония, “новые индустриальные страны” и др.); противоречия между цивилизациями (Западной, Восточной, Исламской, Россией и др.);

* многообразие социально-политических сил, средств, форм и методов реализации политики;

* противоречивые тенденции: преемственность и новизна, направленность и слабая предсказуемость, стабильность и изменчивость, переплетение революционных и эволюционных начал, сознательности и стихийности;

* относительная самостоятельность при детерминации финансовыми и экономическими факторами.

Особенности современного мирового политического процесса

1. Классификация особенностей мирового политического процесса

2. Типологизация глобальных проблем

3. Демографические проблемы

4. Проблемы терроризма, преступности, наркомании

5. Экологические проблемы

1. П. Кеннеди Вступая в ХХ1 век, М, 2002

2. Юрий Царик. Кризис международного права. — «Ноополис», 15 марта 2007

3. Иванич Ю. Наркотики и терроризм. Паутина зла М., 2005

4. Журавель В. Терроризм, экстремизм, сепаратизм, А., 2006

5. Дубинин Ю. А., Мартынов Б. Ф., Юрьева Т. В. История международных отношений (1975—1991 гг.): МГИМО. — М.: РОССПЭН, 2006.

7. Жумалы Р. Геополитика Центральной Азии, А.. 2006

8. Гудби Д. Стратегия стабильного мира, М., 2003

9. Конышев В.Н. Американский неореализм о проблемах мировой политики // Американский ежегодник 2006. — М.: Наука, 2008.

9. Сергунин А.А. Суверенитет: эволюция концепта // Политэкс, 2010, № 4

Цель – определение специфики и особенностей мирового политического процесса в контексте развития государства Казахстан.

Мировая (международная) политика – совокупная, целенаправленная политическая деятельность основных субъектов международных отношений; интегрированный интерес, выраженный в деятельности ООН и других законных и общепризнанных органах и организациях мирового сообщества. Мировая политика структурно представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств, глобальной деятельностью ООН, международных союзов, организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.
Сфера мировой политики охватывает все поле политических отношений, складывающееся между государствами ив надгосударственных рамках. Поскольку основные элементы мировой политики взаимосвязаны, постольку можно и нужно говорить о мировых политических отношениях, о едином мировом политико-временном пространстве, на протяжении которого или в его составных частях и развертываются основные международные политические действия. Основные приоритеты мировой политики обусловлены необходимостью решения общих проблем, стоящих перед человечеством и национальными интересами ее субъектов. Ведущая роль политики в международных отношениях обусловлена следующими факторами: Во-первых, субъекты мировой политики располагают колоссальными ресурсами и возможностями воздействия на весь окружающий мир, владеют мощными рычагами управления как собственно политическими, так и неполитическими международными процессами. К ним относятся деятельность ООН, внешнеполитическая деятельность суверенных государств, ведущих и авторитетных международных организаций, органов, общественных группировок. Именно политические решения и соглашения международного характера выступают в качестве основы для всего мирового порядка; они служат ориентирами для развития всего комплекса отношений между государствами. Во-вторых, международные отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, усложнению и расширению, что требует совершенствования международных политических механизмов для их регулирования. В-третьих, как никогда остро стоят вопросы безопасности всего человечества, проблемы его выживания. Именно на этом направлении концентрируется главное направление мировой политики в ядерную эпоху. В-четвертых, все большее значение приобретает разрешение противоречия современного мирового развития, между растущим разнообразием мира и функционирующих в нем политических и социально-экономических систем, с одной стороны, и действующей тенденцией к целостности человечества, к развитию и расширению взаимных отношений между народами и государствами – с другой. Единение человечества означает и углубление свободы человеческой практики, свободы выбора и ориентации в направлении прогресса. Ориентиры и пути такого единения на планете намечают и пролагают совместными усилиями все члены мирового сообщества. Сущность и содержание международной политики раскрывается как через анализ общечеловеческих проблем, так и через понятие национального интереса, который лежит в основе деятельности любого государства. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности политических лидеров государства его коренных потребностей. Известный политолог-международник и государственный деятель США Г. Моргентау (1891–1967) отмечал, что “международная политика, как и всякая другая, – это борьба за власть. Цели внешней политики должны определяться в терминах национального интереса и поддерживаться соответствующей силой”. Именно концепция интереса, выраженная в категориях силы, спасает нас, считает Г. Моргентау, как от моральных крайностей, так и от политического безрассудства. Мы сможем лишь тогда всем государствам воздать должное, если будем рассматривать их как политические общности, преследующие свои интересы, определенные в силовом выражении. Действительно, достижение “баланса сил и интересов” представляется весьма важным фактором в обеспечении стабильности в мировой политике. Г. Киссинджер отмечал, что “в международной системе, для которой характерно наличие, возможно, пяти или шести великих держав и множества меньших государств, порядок должен возникнуть в основном, как и в прошлые столетия, на базе примирения и балансирования соперничающих национальных интересов».

К слагаемым силы субъектов мировой политики (государств) относятся: их военная подготовка и организация, географическое положение, природные ресурсы, промышленный потенциал, численность населения, качество дипломатии и разведки, состояние морали, национальный характер и др.
Международная политика имеет двойственный характер: защищая и реализуя собственные интересы, любой субъект международных отношений должен учитывать в той или иной мере интересы других государств, мирового сообщества. Соответственно, мировая политика выступает как производная от борьбы ее субъектов за свои (национальные) интересы, а также назревшие и актуальные общие цели и задачи, стоящие перед всем человечеством. В ее основе – борьба за власть и влияние в мировом сообществе.
На нашей планете, со времени эпохи великих географических открытий, создается глобальная система взаимосвязей. К настоящему времени “мир превратился в систему, в которой различные части структуры функционально и необходимо взаимосвязаны, – отмечал известный российский политолог-международник Ю.М. Павлов, – в систему, которая функционирует в соответствии со своими законами. Мир являет собой некую целостность, взаимодействия в которой осуществляются на транснациональном, региональном, национальном и местном уровнях”. Взаимодействие субъектов мировой политики с целью реализации своих интересов представляет собой своеобразную систему политических процессов. Мировой политический процесс – это совокупная деятельность институциональных и многообразных неинституциональных субъектов международных отношений, взятых в развитии в пространстве и во времени, по осуществлению своих функций; совокупность разнообразных политических процессов в системном мире. Его субъектами выступают народы, этносы, цивилизации, государства, международные организации, негосударственные объединения, общественные движения, транснациональные корпорации, религиозные организации, политические и общественные лидеры; структурными элементами: политически значимая деятельность ООН; политическая деятельность международных органов, организаций, учреждений; политические акции региональных институтов, объединений, союзов, внешнеполитическая деятельность суверенных государств. Исторически развитие политических процессов в мире прошло ряд этапов. Вначале они протекали как региональные и характеризовались наличием мощной державы, которая доминировала в обширном регионе над сопре-дельными государствами (Древний Египет, Персия, Древний Китай, Древняя Индия, Рим и др.). Создание первых элементов мирового политического взаимодействия явилось результатом великих географических открытий и относится к середине XV в. (Договор между Португалией и Испанией в Тордесильясе (1434) о разделе сфер влияния). Далее можно выделить мировые процессы, связанные с последствиями Великой французской революции и войнами Наполеона, системы международных отношений, выработанной Венским конгрессом (1815), итогами Первой и особенно Второй мировой войны для установления качественно новой системы мирового взаимодействия. Современный мировой политический процесс характеризуется переходом от биполярного к многополюсному миру при сохранении доминирующих позиций США, в нем участвует двести суверенных государств. Для него характерны процессы демократизации многих обществ и государств. В мировую политику включены сотни миллионов людей. Происходит сложный двуединый процесс глобализации политических и экономических взаимосвязей и отношений. Он проявляется в том, что “при наличии в мире огромного разнообразия народнохозяйственных и национально-государственных структур (от самых архаичных до сверхсовременных) наблюдается определенная медианность развития, приобретают все большее значение общие черты общественного прогресса, судьбоносные интересы мировой цивилизации”. Значительно повысилась управляемость мировой политикой. Доминантой современного международного политического процесса является проблема укрепления международной безопасности, устранения феномена войны из жизни человечества, проявились тенденции к демократизации основных сфер международной и национальной жизнедеятельности, к повышению в мире роли различных представительных сил и движений, человека в мировой политике в целом. Современный мировой политический процесс развивается в новых исторических условиях, когда мирополитические отношения и связи становятся одной из главных доминант грядущих перемен и перспектив в развитии цивилизации.
Характерные черты мирового политического процесса:
• наличие центра, в качестве которого выступает Организация Объединенных Наций; взаимодействия стран “восьмерки”; деятельность ведущих международных институтов и организаций: НАТО, МВФ и др.;

• выдвижение на первый план глобальных проблем развития человеческой цивилизации;

• нарастание тенденций к сотрудничеству, взаимодействию и растущее разнообразие политического развития;

• противоречивое взаимодействие постоянно расширяющегося и обновляющегося числа субъектов мирового политического процесса, повышение роли человека, его прав, свобод и жизненных интересов в мировой политике;

• сложная совокупность базовых (центральных) и периферийных, транснациональных, региональных, национальных и локальных, цивилизационных и этнополитических политических процессов: противоречивое действие тенденций к “многополюсному” и “однополюсному” (США) миру; коллизионное взаимодействие между основными международными центрами силы (США, Западная Европа, Россия, Китай, Япония, “новые индустриальные страны” и др.); противоречия между цивилизациями (Западной, Восточной, Исламской, Россией и др.);

• многообразие социально-политических сил, средств, форм и методов реализации политики;
• противоречивые тенденции: преемственность и новизна, направленность и слабая предсказуемость, стабильность и изменчивость, переплетение революционных и эволюционных начал, сознательности и стихийности;
• относительная самостоятельность при детерминации финансовыми и экономическими факторами

Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Ключевые термины по теме лекции: мировой политический процесс, баланс сил, понятие глобальных проблем, терроризм, экстремизм, наркобизнес, демографическая безопасность, продовольственная безопасность, оружие массового уничтожения.

Тема 18

Национально-государственные интересы Казахстана в новой геополитической конфигурации мира.

1. Геополитика: основные понятия, концепции

2. Новая геополитическая конфигурация мира.

3. Национально-государственные интересы Казахстана

4. Геополитика Казахстана

1. Рахманова Г.Б. Казахстан и проблемы безопасности в Центральной Азии, А.. 2006

2.Чжен Кун Фу Геополитика Казахстана. А.. 1999

3. Звягинская И. Становление государств в Центральной Азии. Политические процессы

4. Бакаев Л. Национальная безопасность Республика Казахстан. В контексте истории и современности. А., 2005.

5. Центральная Азия: внешний взгляд. Международная политика с центрально-азиатской точки зрения. А., 2006

6. Казахстан сегодня. – Астана, 2010

7. Жумалы Р. Геополитика Центральной Азии, А.. 2006

8. Гудби Д. Стратегия стабильного мира, М., 2003

Цель – определение национально-государственных интересов Казахстана в новой геополитической конфигурации мира

Геополитические интересы Казахстана стали определяться после распада СССР 15 союзных республик, провозглашение государственного суверенитета вовсе не означало разрушения сложившегося на территории СССР единого геополитического пространства.

Статья написана по материалам сайтов: geum.ru, studopedia.info, infopedia.su.

Это интересно:  Ип поменял прописку что делать 2020 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector