+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

К вопросам местного значения относится

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, указанным ФЗ, законами субъектов РФ. Вопросы местного значения регулируются на уровне федерального законодательства (Конституция РФ), законодательства субъектов РФ, устава муниципального образования и иных нормативных актов органов местного самоуправления, конкретизирующих отдельные вопросы местного значения.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к числу вопросов местного значения относятся:

  1. принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
  2. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  3. местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
  4. комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
  5. содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
  6. организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования;
  7. организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
  8. охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
  9. регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
  10. создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
  11. контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
  12. регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
  13. организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
  14. организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
  15. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  16. благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  17. организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  18. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
  19. организация и содержание муниципальных архивов;
  20. организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
  21. создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  22. создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
  23. сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
  24. организация и содержание муниципальной информационной службы и др.

newinspire

Вопросы местного значения поселений

Ключевые слова: вопросы, местного, значения, поселений

К вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16) оказание содействия в установлении в соответствии с законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;

17) формирование архивных фондов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

20) планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными, региональными законами, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ). . читать далее .

Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района

Комментарий к статье 15 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

  1. Часть 1 ст. 15 комментируемого Закона устанавливает перечень вопросов местного значения муниципального района.

В целом положения п. 1 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона аналогичны положениям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона.

Обратим внимание, что до 1 января 2015 г. органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 комментируемой статьи в редакции, действовавшей до дня вступления в силу ФЗ от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ.

  1. К вопросам местного значения муниципального района согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 комментируемой статьи относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района.

В настоящее время согласно положениям НК РФ местные налоги и сборы зачисляются в бюджеты поселений. Об установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов муниципального района также см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 14.

  1. Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения поселений и муниципальных районов, разграничивается положениями ст. 50 комментируемого Закона. О владении, пользовании и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, также см. комментарий к п. 3 ч. 1 ст. 14.
  2. К вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В ведении муниципального района находится только электро- и газоснабжение поселений. Органы местного самоуправления муниципального района ответственны за организацию соответствующих коммуникаций между поселениями в границах района. Об организации в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений также см. комментарий к п. 4 ч. 1 ст. 14.
  3. Согласно п. 5 ч. 1 комментируемой статьи одним из вопросов местного значения муниципального района является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

О дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществлении иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ также см. комментарий к п. 5 ч. 1 ст. 14.

  1. В ведении муниципального района находится создание условий для предоставления транспортных услуг и организация транспортного обслуживания населения только между поселениями в границах муниципального района. О данном вопросе местного значения муниципального района также см. комментарий к п. 7 ч. 1 ст. 14.

Об участии органов местного самоуправления муниципального района в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района см. комментарий к п. 7.1 ч. 1 ст. 14.

Пункт 6.2 ч. 1 комментируемой статьи содержит положения, в целом аналогичные положениям, закрепленным в п. 7.2 ч. 1 ст. 14. При этом если в поселении лишь создаются условия, то в муниципальном районе должны разрабатываться и осуществляться меры, направленные, с одной стороны, на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов, а с другой – на поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств. Положение, касающееся реализации прав национальных меньшинств, не включено в компетенцию поселений. Отметим, что защита прав национальных меньшинств согласно п. “в” ст. 71 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации.

В силу чрезмерного обобщения в рамках одного вопроса местного значения, отсутствия соответствующего отраслевого законодательного регулирования и очевидной политической составляющей рассматриваемого вопроса, на наш взгляд, затруднительно представить конкретные меры и полномочия органов местного самоуправления по решению данного вопроса местного значения.

  1. Об участии органов местного самоуправления муниципального района в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района см. комментарий к п. 8 ч. 1 ст. 14.
  2. Согласно абзацу 2 ч. 3 ст. 83 Закона п. 8 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции. В настоящее время закон, регламентирующий полномочия органов местного самоуправления в области организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией, не принят.
  3. Пункты 8.1 и 8.2 ч. 1 комментируемой статьи введены Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. О данном вопросе местного значения см. комментарий к п. п. 33.1, 33.2 ч. 1 ст. 14.
  4. Комментируемый Закон не устанавливает компетенции поселения по охране окружающей среды. В ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” предусмотрены вопросы местного значения, аналогичные установленным в рассматриваемой сфере комментируемым Законом.

Кроме того, согласно ст. 55 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” органы местного самоуправления при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ “О радиационной безопасности населения” радиационная безопасность обеспечивается в том числе осуществлением органами местного самоуправления мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами местного самоуправления проводится оценка радиационной безопасности (ч. 1 ст. 13 Закона).

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” закрепляет, что органы местного самоуправления могут устанавливать иные, помимо перечисленных в Законе, категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” в ст. 6 регламентирует полномочия органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов (см. комментарий к п. 27 ч. 1 ст. 14). Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” в ст. 9 устанавливает полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:

а) делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

б) принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;

в) организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

г) организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;

д) информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;

е) информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органов государственной власти субъектов РФ о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

ж) осуществление в соответствии с законодательством РФ иных полномочий в данной области.

Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов имеют право:

а) получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

б) направлять в письменной форме федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

  1. Положения п. 11 ч. 1 комментируемой статьи развивают положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Комментируемый Закон сосредотачивает все функции местного самоуправления в сфере образования на уровне муниципального района и городского округа:

а) организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;

б) организацию предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;

в) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

Это интересно:  Порядок увольнения по сокращению штата или численности

г) организацию отдыха детей в каникулярное время.

Полномочия органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. В соответствии со ст. 9 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

7) осуществление иных установленных данным Законом полномочий в сфере образования.

В субъектах РФ – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право на осуществление функций учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года.

Органы местного самоуправления городских округов вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.

  1. К вопросам местного значения муниципального района п. 12 ч. 1 комментируемой статьи относит создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий (см. распоряжение Правительства РФ от 21 августа 2006 г. N 1156-р)) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 29 указанного Закона устанавливает, что муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

В соответствии со ст. 17 Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”) в сфере охраны здоровья относятся:

1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта РФ в пределах полномочий, установленных комментируемым Законом;

2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”;

3) информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта РФ;

4) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;

5) участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

6) реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта РФ;

7) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с комментируемым Законом.

  1. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района реализуют указанные полномочия самостоятельно или заключают договоры на осуществление деятельности по утилизации и переработке отходов.

С 1 января 2016 г. данное полномочие в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” будет предусматривать участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

О понятии твердых коммунальных отходов, их сбора и транспортировки см. комментарий к п. 18 ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона. К обработке отходов согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (в редакции ФЗ от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ) относится предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. Утилизация отходов – это процесс использования отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Обезвреживание отходов – уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

  1. Полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения регулируются ГрК РФ, ЗК РФ, Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ “О землеустройстве”. О полномочиях органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, закрепленных в п. 15 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона, также см. комментарий к п. 20 ч. 1 ст. 14.

Полномочия органов местного самоуправления муниципального района в области градостроительной деятельности закреплены в ст. 8 ГрК РФ. К ним относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов;

3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

Требования к содержанию схемы территориального планирования муниципального района, порядок подготовки и утверждения схемы, особенности согласования проекта схемы закреплены в ст. ст. 19 – 21 ГрК РФ. Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района. Реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется на основании плана реализации схемы территориального планирования муниципального района, который утверждается главой местной администрации муниципального района в течение трех месяцев со дня утверждения такой схемы. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до ее утверждения и размещается на официальном сайте муниципального района (при наличии официального сайта муниципального района) в сети Интернет. Утвержденная схема также размещается на указанном сайте.

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ “О землеустройстве” устанавливает требования к землеустроительной документации, к которой согласно ст. 19 указанного Закона относится схема землеустройства муниципальных образований.

  1. К вопросам местного значения муниципального района в соответствии с п. 15.1 ч. 1 комментируемой статьи относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе”.

Под рекламной конструкцией в указанном Законе понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения.

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством РФ. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается представительными органами муниципальных образований.

Согласно ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе” органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта РФ. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Закон устанавливает, в частности, требования к порядку выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, основания для отказа в выдаче разрешений, аннулирования разрешений.

  1. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ “Об архивном деле в Российской Федерации” определяет муниципальный архив как структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, а также других архивных документов.

Статья 13 указанного Закона обязывает органы местного самоуправления муниципального района и городского округа создавать архивы в целях хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.

Законом орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.

О других полномочиях в рассматриваемой сфере см. комментарий к п. 17 ч. 1 ст. 14.

  1. Вопросы организации ритуальных услуг, содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального района регулируются аналогично рассматриваемым в комментарии к п. 22 ч. 1 ст. 14.
  2. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ “О связи” органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов содействуют организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи. О полномочиях органов местного самоуправления муниципального района в рассматриваемой сфере также см. комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 14.
  3. Вопросы организации библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов регулируются аналогично рассматриваемым в комментарии к п. 11 ч. 1 ст. 14.
  4. Полномочия органов местного самоуправления муниципального района в области культуры установлены Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”. К таковым относятся:

а) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

б) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

в) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.

Другие вопросы деятельности органов местного самоуправления в данной сфере рассмотрены в комментарии к п. 12 ч. 1 ст. 14.

  1. О создании органами местного самоуправления муниципального района условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района, см. комментарий к п. 13.1 ч. 1 ст. 14.
  2. В соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” с 1 января 2016 г. в качестве вопроса местного значения муниципального района будет выступать сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района. Полномочия, закрепленные Федеральным законом “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” за органами местного самоуправления поселений и городских округов, будут распространяться и на муниципальные районы.
  3. Порядок решения предусмотренного п. 20 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона вопроса местного значения более подробно рассматривается в комментарии к ст. 60.
  4. Об организации и осуществлении мероприятий по территориальной и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера см. комментарий к п. 23 ч. 1 ст. 14.
  5. О создании, развитии и обеспечении охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, осуществлении муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения см. комментарий к п. 27 ч. 1 ст. 14, ст. 17.1.
  6. Об организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района, см. комментарий к п. 8 ч. 1 ст. 14.1.
  7. Об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья см. комментарий к п. 26 ч. 1 ст. 14.
  8. О создании условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширении рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействии развитию малого и среднего предпринимательства, оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству см. комментарий к п. 28 ч. 1 ст. 14.
  9. Об обеспечении условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района см. комментарий к п. 14 ч. 1 ст. 14.
  10. Об организации и осуществлении мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью см. комментарий к п. 30 ч. 1 ст. 14.
  11. Об осуществлении органами местного самоуправления муниципального района полномочий, предусмотренных в п. 28 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона, см. комментарий к п. 31 ч. 1 ст. 14. Также следует иметь в виду, что ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, помимо полномочий собственника, рассмотренных в комментарии к п. 31 ч. 1 ст. 14, относит установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
  12. В соответствии с п. п. 29 – 35 ч. 1 комментируемой статьи к вопросам местного значения муниципального района относятся также:
Это интересно:  Выплаты при увольнении по инициативе работодателя

– осуществление муниципального лесного контроля (см. комментарий к п. 32 ч. 1 ст. 14);

– обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом (см. комментарий к п. 37 ч. 1 ст. 14);

– осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района (см. комментарий к п. 38 ч. 1. ст. 14);

– присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах межселенной территории муниципального района, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре (см. комментарий к п. 21 ч. 1 ст. 14);

– осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” ч. 1 комментируемой статьи дополнена п. 36, предусматривающим, что к вопросам местного значения муниципального района также относится организация в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории (см. комментарий к п. 39 ч. 1 ст. 14 Закона).

  1. Органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо вопросов местного значения, установленных ч. 1 комментируемой статьи, решают вопросы местного значения поселений на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями. Комментируемая часть включает в компетенцию органов местного самоуправления муниципальных районов полномочия по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов на указанных территориях.
  2. Делегирование полномочий, осуществляемое на всех уровнях власти, находит отражение в комментируемом Законе, в том числе и применительно к полномочиям органов местного самоуправления различных уровней. В ч. 4 комментируемой статьи речь идет о том, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется только уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Данное положение не столько призвано усилить роль представительных органов муниципальных образований в процедурах формирований соглашений, сколько должно обеспечить некоторую гарантию от злоупотреблений при решении вопросов передачи полномочий со стороны исполнительно-распорядительных органов.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования. Закономерным представляется введенное Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ положение (ч. 5 комментируемой статьи), определяющее, что в предусмотренном комментируемым Законом случае, когда местная администрация в поселении не формируется, а ее полномочия осуществляет местная администрация муниципального района, финансирование полномочий местной администрации осуществляется за счет бюджета муниципального района (см. также комментарий к ст. 34 Закона).

Статья 15.1. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов

Комментарий к статье 15.1

  1. Большинство вопросов, на решение которых в контексте комментируемой статьи имеют право органы местного самоуправления муниципального района, во многом аналогичны соответствующим вопросам, закрепленным за органами местного самоуправления поселений.

Вместе с тем органам местного самоуправления муниципального района предоставлено право решения вопросов, не включенных в перечень, установленный для поселений:

1) осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года. Аналогичная норма приведена в ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”; 2) осуществление мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ “О донорстве крови и ее компонентов”. Согласно ст. 11 указанного Закона уполномоченные органы местного самоуправления в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов вправе:

– организовывать заготовку, хранение, транспортировку и обеспечение безопасности донорской крови и (или) ее компонентов в созданных не позднее 1 января 2006 года структурных подразделениях медицинских организаций, подведомственных уполномоченным органам местного самоуправления;

– осуществлять мероприятия по организации, развитию и пропаганде донорства крови и ее компонентов;

– создавать условия для развития службы крови и реализации региональных программ развития службы крови.

  1. О решении органами местного самоуправления муниципального района вопросов, указанных в ч. 2 комментируемой статьи, см. комментарий к ч. 2 ст. 14.1 комментируемого Закона.

На решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения

муниципальных районов[312]

1. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на:

1) создание музеев муниципального района;

2) утратил силу[313];

3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;

5) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района;

6)[314] утратил силу[315] с 1 января 2012 г.;[316]

7) осуществление функций учредителя муниципальных образовательных организаций высшего образования[317], находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года;

8) создание условий для развития туризма;[318]

9) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;[319]

10) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;[320]

11) осуществление мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О донорстве крови и ее компонентов»;[321]

12) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса;[322]

13) создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.[323]

2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений[324].

Статья 16. Вопросы местного значения городского округа

1. К вопросам местного значения городского округа относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа[325];

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

4) организация в границах городского округа электро-, тепло-[326], газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации[327];

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них[328], включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)[329], осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов в границах городского округа,[330] а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;[331]

6) обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;[332]

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;

7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах городского округа;[333]

7.2) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории городского округа, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;[334]

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;

9) организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;

9.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке городского округа сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;[335]

9.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;[336]

10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;

11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

12) утратил силу[337];

13) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;[338]

14)[339] создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях,[340] подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи[341];[342]

15) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

16) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности[343] их библиотечных фондов библиотек городского округа[344];

17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

17.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;[345]

18) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа[346];

19) обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа[347];

20) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

21) утратил силу[348];

22) формирование и содержание муниципального архива;

23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;[349]

25) утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;[350]

26) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами)[351], разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции [352] объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа,[353] утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель[354] и изъятие [355] земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального[356] земельного контроля в границах городского округа,[357] [358] осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений[359];

26.1) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию[360] рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных [361] рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе»;[362]

27) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;[363]

28) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и[364] гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

29) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа;

30) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения[365];

31) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа;

32) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;[366]

33) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего[367] предпринимательства[368], оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству[369];

Это интересно:  Порядок проведения предрейсового контроля технического состояния тс

34) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе;[370]

35) утратил силу[371];

36) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам[372];[373]

37) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин[374];[375]

38) осуществление муниципального лесного контроля[376];[377]

39)[378] утратил силу[379];

40)[380] утратил силу[381];

41) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд городского округа, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;[382]

42) осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа;[383]

43) организация в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.[384]

1.1. утратила силу[385].

2. утратила силу[386].

3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.[387]

Статья 16.1.[388]Права органов местного самоуправления городского округа,

городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района[389]

1. Органы местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением[390] имеют право на:

1) создание музеев городского округа;

2) утратил силу[391];

3) создание муниципальных образовательных организаций высшего образования[392];

4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

5) утратил силу[393];

6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа;

7) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа;

8)[394] утратил силу[395];[396]

8.1) создание муниципальной пожарной охраны;[397]

9) создание условий для развития туризма;[398]

10) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;[399]

11) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;[400]

12) осуществление мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О донорстве крови и ее компонентов»;[401]

13) создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами;[402]

14) предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством;[403]

15) осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.[404]

1.1. Органы местного самоуправления внутригородского района имеют право на:

1) создание музеев внутригородского района;

2) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

3) создание условий для развития туризма.[405]

2. Органы местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением[406] вправе решать вопросы, указанные в частях 1 и 1.1[407] настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений[408].

Статья 16.2. Вопросы местного значения внутригородского района[409]

1. К вопросам местного значения внутригородского района относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета внутригородского района и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

4) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах внутригородского района;

5) создание условий для обеспечения жителей внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

6) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей внутригородского района услугами организаций культуры;

7) обеспечение условий для развития на территории внутригородского района физической культуры, школьного спорта и массового спорта[410];

8) создание условий для массового отдыха жителей внутригородского района и организация обустройства мест массового отдыха населения;

9) формирование и содержание архива внутригородского района;

10) утверждение правил благоустройства территории внутригородского района, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории внутригородского района;

11) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, благотворительной деятельности и добровольчества;

12) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью;

13) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

2. Законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением и принятыми в соответствии с ними уставом внутригородского района за внутригородскими районами могут закрепляться также иные вопросы из числа установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом вопросов местного значения городских округов.

3. Полномочия органов местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органов местного самоуправления внутригородских районов по решению установленных частью 1 и в соответствии с частью 2 настоящей статьи вопросов местного значения внутригородских районов могут разграничиваться законами субъекта Российской Федерации между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

4. Состав муниципального имущества внутригородских районов определяется законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами городских округов с внутригородским делением и уставами внутригородских районов в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным для внутригородских районов настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

5. Источники доходов местных бюджетов внутригородских районов определяются законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами городских округов с внутригородским делением и уставами внутригородских районов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами городских округов с внутригородским делением и уставами внутригородских районов к источникам доходов бюджетов внутригородских районов, зачисляются в бюджеты городских округов с внутригородским делением.

Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления

по решению вопросов местного значения

1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями[411]:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями,[412] осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд[413];

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями,[414] если иное не предусмотрено федеральными законами;

4.1) регулирование[415] тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей[416]. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию[417] тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения[418];

4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»;[419]

4.3) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;[420]

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

6.1) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов,[421] требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;[422]

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации[423];

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

8.1)[424] организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений,[425] организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе[426];

8.2) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;[427]

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

1.1. По вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации[428].[429]

1.2. Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.[430]

2. Органы местного самоуправления поселений, органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления городских округов с внутригородским делением, органы местного самоуправления внутригородских районов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.1 – 9, 15 и 19 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, вопросов местного значения городских округов, городских округов с внутригородским делением, предусмотренных пунктами 7.1 – 11, 20 и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, вопросов местного значения внутригородских районов, предусмотренных пунктами 4, 8 и 10 части 1 статьи 16.2 настоящего Федерального закона[431].

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

2.1. Органы местного самоуправления муниципальных образований в случае включения в их границы территорий, ранее входивших в закрытые административно-территориальные образования, в отношении которых Президентом Российской Федерации принято решение о преобразовании или об упразднении, в порядке, установленном Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-I «О закрытом административно-территориальном образовании», ведут учет граждан, сохранивших право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами указанных территорий, определяют размер указанной выплаты, осуществляют контроль за соблюдением гражданами условий ее получения, а также имеют право оплачивать стоимость проезда граждан и членов их семей от прежнего места жительства до нового места жительства и стоимость провоза багажа.[432]

3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований[433] самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Статья 17.1. Муниципальный контроль[434]

1. Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации[435].

2. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Статья 18. Принципы правового регулирования полномочий

органов местного самоуправления

1. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 настоящего Федерального закона[436].

2. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

4. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.[437]

Статья 18.1. Оценка эффективности деятельности

органов местного самоуправления[438]

1. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

2. Нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено выделение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.

Статья написана по материалам сайтов: newinspire.ru, zakoniros.ru, lektsii.org.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector