+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Как поменять разрешенное использование земельного участка

Главная » Земля » Как поменять вид разрешенного использования земельного участка?

Не редки случаи, когда у собственников или арендаторов земельных участков появляется необходимость провести процедуру изменения вида допустимого использования земельного ресурса. Однако граждане сразу сталкиваются с трудностями, так как не знают, где оформлять изменение ВРИ, куда подавать документы, что представляет собой смена ВРИ участка земли. Знайте, что нельзя путать понятия категория землепользования и вид разрешенного использования земельного участка.

Содержание

Виды разрешенного использования земельного участка

После внедрения нового классификатора земельных участков в 2015 году вся территория земельного фонда распределена между 12 базовыми видами допустимого применения земли и 81 дополнительными видами, служащими для уточнения базовых ВРИ.

Запомните основные виды эксплуатации участков земли гражданами России и организациями:

  • 1 вид, к которому относятся участки земли для сельскохозяйственной деятельности;
  • 2 вид, территория участка при котором применяется для возведения капитального строения для индивидуального проживания граждан;
  • 4 вид, который позволяет организовывать виды деятельности, которые предполагают получение прибыли;
  • 6 вид, к которому законодатель отнес земли для обустраивания производственных процессов в пределах участков;
  • 13 вид, к которому относятся несколько подвидов:
    • Занятие огороднической деятельностью по выращиванию культурных растений для личного пользования;
    • Ведение садоводческой деятельности;
    • Осуществление деятельности по содержанию личного подсобного хозяйства на участке земли.

Кроме базовых видов и дополнительных, которые более детально разграничивают участки земли по назначению, существуют и условно-разрешенные виды эксплуатации земельного ресурса.

Запомните, что отличие базовых ВРИ от условно-разрешенных заключается в том, что при базовых ВРИ собственник не должен получать дополнительных разрешений на целевое применение земельного участка. Чтобы применять земли по назначению со статусом условно-разрешенного участка земли, необходимо согласовать планируемую деятельность и получить соответствующее разрешение на ее осуществление в уполномоченных органах. В качестве таких разрешительных органов выступает администрация муниципального образования или иные уполномоченные органы исполнительной власти на местах.

Как изменить ВРИ земельного участка

Сразу отметьте, что сменить базовый ВРИ, разъясняющий или условно-допустимый можно различными методами.

При этом процедура в отношении каждого варианта, указанного выше, индивидуальна:

  • Смена основного ВРИ. Учтите, что выбрать вид использования земельного участка может самостоятельно каждый собственник. Учтите только тот факт, что перечень ВРИ для конкретной территории существует в согласованном виде с администрацией, поэтому выбирать можно только из возможных ВРИ в соответствии с градостроительными нормами и схемами территориального планирования. Все эти нормы заранее согласовываются при проектировании плана генеральной застройки территории муниципального образования и прилегающих земель. Узнайте для начала, какие ВРИ разрешены в отношении указанного земельного участка, как части территории муниципалитета, затем выберите на свое усмотрение Вариант применения земли и произведите смену ВРИ с действующего на выбранный;
  • Смена вспомогательного ВРИ участка земли. Процесс полностью аналогичен предыдущему с той разницей, что при выборе дополнительных ВРИ убедитесь, что они являются допустимыми в отношении конкретного участка и соответствуют базовому ВРИ. Например, если приобретаете участок земли для ИЖС, то дополнительно можете выбрать вспомогательный ВРИ для осуществления садоводческой деятельности. Однако, возводить здание все равно придется, вместо него все засадить яблонями не получится, так как основным ВРИ является ИЖС;
  • Для детальной проработки данного вопроса обратитесь за помощью к профессиональным юристам, но учтите последовательность действий:
    • Составьте заявление с помощью специалистов;
    • Соберите необходимые бумаги и прикрепите их к заявлению;
    • В тексте заявления укажите следующие данные:
      • Номер участка и его адрес;
      • Личные и паспортные данные владельца или собственника;
      • Перечень налоговых или иных обременений на участок земли;
      • Перечислить действующие базовые и дополнительные ВРИ, которые разрешены для данной категории земли в конкретном муниципальном образовании с учетом нормативных документов земельного права по региону;
      • Детально опишите причины того, что потребовалось сменить ВРИ;
    • В течение месяца ожидайте ответ, если все разрешено в пользу заявителя, то отправляйтесь с документами и разрешением в Росреестр и регистрируйте все новые данные, получайте новый кадастровый паспорт с внесенными корректировками;
  • Смена условно-разрешенного вида эксплуатации земельного участка предполагает, что необходимо заранее обратиться владельцу земли в администрацию поселения, чтобы узнать требование региональной земельной политики для смены ВРИ на условно-разрешенный:
    • Подготовьте бумаги, которые относятся к земельному участку, составьте заявление на смену ВРИ и привезите все в администрацию поселения;
    • В течение 2 недель принимается решение о рассмотрении заявления и в случае положительного решения администрация объявляет о проведении общественного процесса в СМИ и на официальном информационном портале администрации;
    • В назначенное время осуществляется процесс обсуждения смены ВРИ на условно-разрешенный вид в присутствии соседних владельцев участков, предпринимателей и собственников недвижимых объектов, которые располагаются удаленно, но имеют отношение к участку земли, который рассматривается на повестке слушаний. Указанные лица обладают правом аргументировано высказать мнение о смене ВРИ. Для того чтобы такой процесс прошел предсказуемо, переговорите заранее с соседями и придите к соглашению, чтобы на общественных слушаниях никаких неожиданных реакций соседей не было;
    • Комитет по земельным вопросам оформляет протокол проведения общественного диалога, затем материал передается главе администрации на рассмотрение и принятие решения. Только глава администрации окончательно визирует документ и определяет, разрешено или нет провести смену ВРИ.

Документы для смены вида разрешенного использования земельного участка

Полный перечень документов необходимо получить в администрации поселения, к которому относится участок земли и территория земли, на которой расположен участок. Документы необходимо подготовить с учетом категории землепользования, присвоенной участку, правоустанавливающие документы, на основании которых владелец является собственником или арендатором.

Базовая документация представляет собой следующий список:

  • Удостоверение личности гражданина России;
  • Если вместо собственника участка земли выступает его представитель или арендатор, то предоставьте доверенность, заверенную нотариально;
  • Кадастровый паспорт на земельный участок;
  • Оригинал и копию договора аренды, дополнительно составьте и подпишите с собственником земли согласие на смену ВРИ;
  • Составьте заявление, учтите, что в тексте нужно указать просьбу о смене ВРИ. Это актуально в том случае, если нет необходимости изменять категорию земли;
  • Документы на объект недвижимости и иные объекты, возведенные в пределах территории участка, на основании которых можно определить права собственника и фактического владельца земли;
  • Если присутствуют права сособственников, то необходимо письменное согласие от каждого на смену ВРИ;
  • Подготовьте и утвердите проект схематического расположения объектов на территории земли, обозначьте планировку схематически;
  • Предоставьте выкопировку с изображением участка земли и располагающихся рядом территорий. Материал можно взять с кадастровой карты в интернете;
  • Дополнительный перечень документов объявляется в качестве необходимого в индивидуальном порядке.

Какие есть виды разрешенного использования земель населенных пунктов, читайте тут.

Знайте, что дополнительные документы могут быть востребованы администрацией не в отношении участка земли, а, например, может понадобиться выписка из ЕГРН, если на земле располагается объект недвижимости.

Обязательно убедитесь в том, что получили на руки кадастровую выписку о внесении изменений в отношении земли после смены ВРИ участка.

Для функционирования единой системы учета кадастровых изменений необходимо представить в уполномоченный орган следующие документы:

  • Бумаги, доказывающие право собственности в отношении земельного участка конкретного гражданина или организации;
  • Паспорт гражданина, составившего обращение;
  • План осуществленного межевания территории участка земли;
  • Положительное решение главы администрации поселения на смену ВРИ участка;
  • Составьте заявление по образцу и на бланке, который предоставляется желающим в отделениях ЕГРН.

Заявление допустимо подать лично в отделениях Росреестра или через услуги информационного портала. На изготовление выписки чаще всего тратится более двух недель.

Сроки изменения вида разрешенного использования земельного участка

Изучите период принятия решения или оформления отказа с учетом допустимого срока рассмотрения заявления:

  • Для органов местной исполнительной власти период принятия решения, включая время рассмотрения заявления, проведения слушания и принятия окончательного решения на уровне главы администрации, составляет 80 суток;
  • Период принятия решения на уровне областных министерств и ведомств ограничен 17 рабочими днями;
  • Для отправки документов между структурами и подразделениями нельзя тратить более 3 суток;
  • Предельный срок назначается периодом в 4 месяца с момента подачи заявления.

Стоимость изменения вида разрешенного использования земельного участка

Чтобы сменить ВРИ участка земли на интересующий собственника, владелец потратит определенную сумму денег на процедуру. Знайте, что стоимость смены ВРИ участка формируется из нескольких составляющих, однако, основную роль играет разница между кадастровой стоимостью земли действующего ВРИ и предполагаемого вида допустимого применения земли.

Чаще всего написанное выше правило применяется для участков земли города Москвы и Московской области.

Учтите, что потратить деньги придется на подготовку или восстановление документации, если часть необходимых бумаг отсутствует.

Как выбрать вид разрешенного использования земельного участка

Чтобы выбрать ВРИ для конкретного участка земли, изучите градостроительный регламент и правила застройки территории, которые официально размещены на сайтах администрации поселения. Если документ в электронном виде не представлен на общественное обозрение в СМИ и на сайте администрации, то это является прямым нарушением, можете обратиться в администрацию с требованием предоставить сведения о правилах землепользования и застройки в пределах территории муниципального образования.

Если на сайте информацию найти получилось, обратите внимание на раздел, в котором содержится информация о градостроительных регламентах для территориальных зон. Именно в таком разделе существует информация о том, какие ВРИ допустимы для каждого участка в пределах территории муниципального образования.

Для начала найдите раздел с наглядными материалами и фотографиями участков, схемами, благодаря которым можете определить, к какой категории относится интересующий земельный участок, какие ВРИ в отношении территории, где расположен участок, действуют.

Перечень видов допустимого применения земли нужно сопоставлять с новым классификатором земель. Однако, учтите, что решения по целевому назначению земель, которые принимались до 2015 года не теряют юридическую силу. Учтите, что названия разрешенных вариантов применения земельных участков могут не совпадать, так как новый классификатор включает несколько новых терминов, которые ранее не употреблялись в земельном праве.

Обратите внимание, что в тексте градостроительного регламента обязательно указываются пределы максимально разрешенных размеров территории участка и минимальные площади территории, кроме этого, определяется на законодательном уровне допустимый процент для застройки от общей территории муниципалитета. При этом ограничения формируются индивидуально для каждого региона страны.

Зачем менять вид разрешенного использования земельного участка

Государственные органы распределили все территории и земли в их пределах по соответствующим категориям землепользования и видам разрешенной деятельности по эксплуатации земельных участков для того, чтобы все земли применялись строго по целевому назначению, а эффективность применения земельного ресурса страны выросла.

Существуют случаи, когда собственнику земли выгодно осуществить смену ВРИ участка, изучите их:

  • Если есть возможность перевести землю из любого действующего ВРИ в категорию земель поселения, то потом перепродать такую землю выгодно;
  • Применить собственную землю под оборудование производственного процесса для изготовления и реализации продукции;
  • Возвести многоэтажное жилое помещение с последующей продажей жилья;
  • На территории для сельскохозяйственной деятельности возвести множество жилых домов, сформировать поселение.

Применение участка земли не по его прямому назначению влечет наложение штрафа и ответных мер со стороны представителей государственных уполномоченных структур.

Поэтому необходимо осуществлять смену ВРИ до того, как начнете вести деятельность, несоответствующую заявленным целям.

Имейте в виду, суммы штрафов могут быть различны за нарушение целевого применения земли:

  • 1% от стоимости земли по кадастровой оценке, при этом сумма не может быть меньше 1000 рублей. Такие штрафы применяются в случае нарушения использования приусадебных участков;
  • 0,5% от кадастровой стоимости, при этом сумма не может быть менее 3000 рублей. Такие штрафы получают владельцы сх земель, на которых не ведут сельскохозяйственную деятельность;
  • 1,5% от стоимости земли по кадастровой оценке, но не менее 20.000 рублей. Такая мера применяется в случае отсутствия строительных работ на участке, который предусматривает ИЖС.

Отказ в смене вида разрешенного использования земельного участка

Сразу обратите внимание на то, что заявки на смену ВРИ, чаще всего, оставляют неудовлетворенными по разным причинам. Происходит так, потому что осуществлять корректировку информации в отношении каждого участка сложно, необходимо вносить изменения в генеральный план застройки территории муниципалитета, провести огромный объем работ по изменению схематического отображения участков земли в специальных документах. Такая работа обременительна для государственных органов, но отказать из-за этого сотрудники администрации не могут. Всегда подыскивают завуалированные причины отказа.

Строже всего дело обстоит с переводом сх земель в иные виды допустимого эксплуатирования земельных участков.

Чтобы перевести сх земли в иной ВРИ, необходимы следующие причины:

  • Осуществлена консервация сх земель;
  • Территория относится к природоохранной зоне, территории присвоен статус особого объекта или земли переведены в ведение лесного или водного фонда;
  • Граница муниципального образования расширяется за счет земель сх назначения, автоматически переоформляя их в земли поселения;
  • Если размещены на земле производственные мощности, при этом стоимость земли по кадастровой оценке не должна превышать среднюю кадастровую стоимость земли в регионе. При этом знайте, что перед тем, как разместить производство на сх землях, обязательно проводится проверка на поиск соответствующей территории не сх назначения. Если такая земля не найдена, только тогда происходит изменение ВРИ в отношении участка;
  • Если сх земли более не пригодны для использования по прямому назначению, при этом переведены в лесной фонд или в земли запаса;
  • Если предусматривается возведение инфраструктурных объектов федерального или местного значения: дороги, ЛЭП, жд пути, газопровод, трубопровод и иные глобальные сооружения;
  • В случае применения территории в федеральных целях для нужд страны;
  • В случае обнаружения полезных ископаемых, для разработки которых проект утвердили на федеральном уровне;
  • По причине расположения на территории социальных объектов, помещений здравоохранения, образования, культурного наследия страны.

Как уточнить возможность смены ВРИ и изменить вид разрешённого использования земельного участка — 2017

Содержание:

Казалось бы, что с 1 января 2017 года решить вопрос об изменении вида разрешённого использования земельного участка достаточно просто — нужно лишь подать соответствующее заявление в один из следующих органов:

  1. в Кадастровую палату о внесении изменений в государственный кадастровый учёт,
  2. в администрацию — об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка Классификатору видов разрешённого использования земельных участков.

Процедура вроде не сложная, но результатом рассмотрения таких заявлений может стать как положительное решение вопроса, так и отрицательный ответ, причиной которого будет некое несоответствие планируемого использования участка существующим землеустроительным и градостроительным правилам, установленным в каждом муниципалитете.

Чтобы не попасть впросак и избежать негативных эмоций, к задаче изменения вида использования участка лучше подготовиться заблаговременно и основательнее, освежив в своей памяти или впервые ознакомившись с главными условиями, обеспечивающими такое изменение.

Начнём по порядку и с азов и завершим тем самым заявлением об изменении вида использования, поданного со знанием дела и с полным пониманием правильности своих действий.

Законодательная база

Возможность изменения вида разрешённого использования (ВРИ) земельного участка определена законодательно:

  • Земельным кодексом РФ (статья 8),
  • федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» №172-ФЗ от 21.12.2004 г.,
  • Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступившим в силу с 01.01.2017) — статья 37, пункт 3 о ВРИ земельных участков и об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования,
  • письмом Минэкономразвития РФ от 08.07.2011 № 14310-ИМ/Д23 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»,
  • Федеральным законом №171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 г.,
  • Приказом Минэкономразвития РФ № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков»,

Федеральным законом № 221 «О государственном кадастре недвижимости» (от 24.07.2007 г. в ред. от 30.12.2015), с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016 г.)

Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (№218-ФЗ от 01.02.2017 г.),

Правилами земелеустройства и застройки, принятыми в городских, сельских поселениях и иных муниципальных образованиях.

Для решения задачи по изменению вида разрешённого использования (ВРИ) земельного участка нужно иметь некоторые знания основ «земельной и градостроительной математики», использующей в качестве «аксиом» следующие положения:

Анализ сведений, содержащихся в каждом из перечисленных документов, позволит получить ответ о возможности изменения ВРИ земли.

Как следует из названия, ПЗЗ — это основные правила, устанавливающие условия землепользования и застройки земельных территорий внутри границ муниципальных образований.

Земли муниципалитетов, в соответствии с ПЗЗ, поделены на отдельные территориальные зоны (меньшие территории). Каждая из зон объединяет находящиеся на её территории все земельные участки физических и юридических лиц и те, что относятся к муниципальной или государственной собственности. Такие участки обладают примерно равными особенностями по использованию и застройке, например:

  • жилые зоны — включают участки под застройку индивидуальными отдельностоящими жилыми домами с участками, застройку блокированными жилыми домами с участками, застройку индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с участками для временного проживания и т.д.;
  • общественно-деловые зон — объединяют участки под объекты делового, общественного, административного, научного и торгового назначения и т.д.;
  • производственные зоны представлены участками под производственные, складские объекты разных классов опасности и т.д.

Функции территориальной зоны отражены в её градостроительном регламенте, то есть в установленном порядке, строго конкретизирующем правила застройки участков, находящихся внутри каждой территориальной зоны:

  1. Градостроительные регламенты устанавливаются на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальных зон.
  2. Территориальные зоны отображаются в генеральном плане муниципального образования и на карте градостроительного зонирования, являющейся одной из основных графических составляющих Правил землепользования и застройки (ПЗЗ).
  3. Территориальные зоны в генеральном плане и на карте градостроительного зонирования выделяются разными цветами, позволяющими определить границы зон.
  4. В экспликацииях к генеральному плану и карте градостроительного зонирования с цветовыми обозначениями территориальных зон можно ознакомиться с их наименованиями и составом видов разрешённых использований земельных участков, допустимых для каждой территориальной зоны.

Примечание

Для отдельных территорий, находящихся внутри территориальных зон, градостроительные регламенты не устанавливаются.

  • территории зелёных насаждений общего пользования
  • сельскохозяйственные угодья в составе земель сельхозназначения
  • земли, покрытые поверхностными водами
  • земли лесного фонда
  • земли особо охраняемых природных территорий
  • земли запаса.

Действие градрегламентов не распространяются на земельные участки:

  • в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ,
  • в границах территорий памятников или ансамблей, являющихся вновь выявленными объектами культурного наследия — решения о режиме их содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия;
  • в границах территорий общего пользования;
  • занятые линейными объектами,
  • предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Изменение вида разрешённого использования всех таких территорий и участков запрещено.

По заявлениям об изменении их ВРИ будет дан отказ и указана одна или несколько причин, раскрывающих несоответствие планируемого вида тем, что возможны к использованию:

  • в водоохраной, прибрежной полосе,
  • в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия,
  • в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования
  • в зоне режима охраны объектов культурного наследия и т.д.

Более подробные сведения о мотивах отказов изложены ниже.

Получить официальную информацию о вхождении или не вхождении участка в такие территории и зоны можно через выписку из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

Вид разрешённого использования (ВРИ) каждого участка является одним из многих, но очень важных параметров градостроительного регламента, так как именно ВРИ указывает, как может быть использован тот или иной земельный участок и что конкретно на нём можно строить, или что на этом участке вести строительство вообще невозможно.

ВРИ участка можно изменять только в пределах тех возможностей, что установлены для территориальной зоны, к которой относится участок, то есть, сделав выбор из перечня тех допустимых видов использования, что установлены градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны.

Виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, не предусмотренные градостроительным регламентом, являются не разрешёнными для соответствующей территориальной зоны.

Для изменения ВРИ земельного участка требуется определённая подготовка, в ходе которой становится понятными как сама возможность изменения, так и способ его выполнения.

С чего начать?

1. Уточнить градостроительные регламенты территориальной зоны

Начать подготовку к решению задачи по изменению ВРИ нужно с выяснения градостроительных регламентов, включающих в себя такие параметры, как виды использований земельных участков, установленных ПЗЗ для той функциональной зоны, к которой относится земельный участок.

Способ №1

Сведения о возможных ВРИ для своего земельного надела можно уточнить, заказав в при непосредственном обращении или на сайте Росреестра и ГКН, в МФЦ, в отделе по архитектуре муниципального образования, в котором находится участок, один из следующих официальных документов:

  1. градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), содержащий, кроме чертежа и иных характеристик, сведения о всех возможных видах его использования,
  2. официальную Выписку из ПЗЗ о видах разрешённого использования участка, указав его кадастровый номер, или, при условии, что известна функциональная зона, в которую попадает участок, её наименование,
  3. справку о зонировании террритории, на которой находится участок.

Способ №2

Можно ознакомиться с графическими материалами (генеральным планом муниципального образования, схемами его ПЗЗ, например, со схемой градостроительного зонирования, содержащими сведения о территориальных зонах, которые в этих планах и схемах, как сказано выше, раскрашены в разные цвета, соответствующие конкретной зоне, что позволяет наглядно определить их границы, а в экспликациях — узнать сведения о видах использования участков в конкретной зоне.

2. Узнать допустимые виды разрешённого использования участков для территориальной зоны

Все возможные виды использования участков, расположенных внутри территориальной зоны скомплектованы в 3 группы:

  1. основные, объединяющие главные (базовые) ВРИ,
  2. условно разрешённые, назначаемые по результатам публичных слушаний,
  3. вспомогательные, не являющимися преимущественными для территориальной зоны, а лишь дополнительными к основным и условно разрешённым видам использования.

Разрешённый вид использования земельного участка — одна из составляющих градостроительного регламента, установленного для территориальной зоны, к которой относится участок, Правилами землепользования и застройки каждого муниципального образования.

Градостроительные регламенты территориальных зон описываются в этих ПЗЗ в соответствующих разделах текстовой части этих Правил, а сами ПЗЗ представляются на официальных сайтах муниципальных образований.

Так, на официальном сайте Рыбинского муниципального района в Ярославской области указаны ПЗЗ всех поселений, входящих в этот район. Рассмотрим в качестве примере ПЗЗ Арефинского сельского поселения, кликнув по активной ссылке Правила землепользования и застройки — открываем эту страницу, на которой представлено решение совета депутатов, а далее — тестовая часть ПЗЗ Арефинского сельского поселения.

Рассмотрим эти ПЗЗ. Бегло перелистывая раздел Содержание последовательнонаходим:

  1. Часть 2. Градостроительные регламенты на территории Арефинского сельского поселения
  2. статья 40 Виды и состав территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования Арефинского сельского поселения — в ней перечисляются все установленные поселении территоиальные зоны,

а далее, начиная со статьи 41 и по статью 50, — градостроительные регламенты, действующие в каждой территориальной зоне, в которых перечислен состав основных, условно разрешённых и вспомогательных ВРИ земельных участков и указано, что конкретно и при выполнении каких условий можно строить на этих участках.

3. Найти вид использования, соответствующий цели его изменения

Каждая из групп ВРИ содержит перечни видов разрешённых использований. Из этих перечней предстоит самостоятельно выбрать тот вид, что максимально полно будет соответствовать планируемой цели изменения ВРИ, учитывая что сделать отдельный выбор из состава вспомогательных видов, не увязывая его с основным видом использования, запрещено.

Если же планируемый вид использования будет соответствовать тому или иному виду в перечнях, указанных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или справке о зонировании, то к задаче по изменению ВРИ можно приступать обоснованно, но обязательно ознакомившись ещё и с видами использования участка, установленных другим документом — Классификатором ВРИ земельных участков, поскольку присвоение нового вида использования будет происходить только по этому Классификатору.

Нужно обратить внимание и на такой момент:

Разрешённое использование земельных участков, установленное в соответствии с Земельным кодексом РФ до дня утверждения Классификатора ВРИ, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия Классификатору (пункт 11 статьи 34 ФЗ ФЗ 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»).

  • С разрешённым использованием земельных участков, несколько изменившимся по причине вступления в действие нового Классификатора ВРИ, можно ознакомиться здесь.
  • О том, как изменить территориальную зону, можно прочитать здесь.
  • Представление о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно получить здесь.

Особенности Классификатора ВРИ земельных участков

  • В Классификаторе в описании вида разрешённого использования указывается допустимая деятельность на земельном участке, виды объектов, размещение которых соответствует установленному ВРИ.
  • Классификатор не различает ни категории земель, ни основные, вспомогательные или условные виды разрешённого использования участков.
  • Не всегда название ВРИ земельного участка, указанного в существующих на него документах или выбранного из перечней основных и условно разрешённых видов, соответствующих ПЗЗ, соответствует ВРИ по Классификатору. Тем не менее, по нему можно найти самый подходящий вариант, поскольку виды использования в Классификаторе описаны более подробно, включая другие возможности, относящиеся, по своей сути, к вспомогательным видам деятельности, для которых не потребуется установление вспомогательных или основных видов разрешённого использования — они уже предусмотрены каждым видом разрешённого использования:

а) вид «жилищное строительство», к примеру, обеспечивает разведение плодовых и декоративных растений, но только при наличии на земельном участке жилого строения, а не вместо него;

б) любому виду разрешённого использования, представленному в Классификаторе, присуща возможность размещения, например, линии электропередач, водопровода, линии связи и других подобных объектов, опять-таки, возводимых только совместно с основным объектом, но не отдельно него.

Проблемные ситуации

Определённые сложности вызывают последствия введения Классификатора, связанные, например, с получением разрешения на строительство жилых строений на участках для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) — по причине отсутствия такого вида использования в перечне Классификатора.

В таких ситуациях имеет смысл ознакомиться с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципального образования, где указываются как основные и вспомогательные виды разрешённого использования, так и условно разрешённые. Возможно, что для той территориальной зоны, в которую включён участок КФХ, жилая застройка относится к условно разрешённым видам. Придётся тогда изменить основной вид использования на условно разрешённый, а значит, и разрешить проблему.

Если же такого «подарка» в ПЗЗ не окажется, иного варианта решения, кроме как назвать строение, планируемое под жильё, административно-бытовым, бытовым, складским или административно-складским зданием, не получится. С пропиской, как понятно, тоже.

  • Проблемы «нестыковок» градрегламентов и Классификатора ВРИ будут постепенно устраняться. К 1 января 2020 года они должны исчезнуть полностью, так именно к этому сроку будут откорректированы ПЗЗ муниципалитетов, а установленные по ним виды разрешённых использований участков будут приведены в соответствие с Классификатором (пункты 12, 13 статьи 34 ФЗ 171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ»).

Классификатор ВРИ земельных участков — документ относительно новый. Он вступил в силу 24 декабря 2014 г.. Его цель — упорядочение наименований видов разрешённого использования участков. Будет действовать в течение 5 лет.

Существовавшая ранее неоднозначность описания участков, используемого для одних и тех задач, исключение множества формулировок при определении назначения участков в различных муниципалитетах, вольность в их толкованиях собственниками и правообладателями вызвали необходимость разработки Классификатора — хоть и более строгого документа, но отличающегося унифицированностью описаний видов использования, чёткостью характеристик объектов, которые можно строить на участках без лишней бюрократической волокиты и траты времени на целый ряд дополнительных согласований.

Варианты решения вопроса об изменении ВРИ участка

Изменение ВРИ земельного участка может происходить по одному из вариантов:

  1. при установленных градостроительных регламентах — по заявлению в кадастровую службу, (непосредственно, в МФЦ, почтовым отправлением или в электронной форме, через официального представителя) — это заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости, в котором в графе «изменение вида разрешённого использования» нужно указать выбранный по Классификатору вид использования земельного участка) с приложением к нему комплекта документов,
  2. при необходимости проведения публичных слушаний для установления нового вида использования участка (из состава условно разрушенных видов или при отсутствии действующих ПЗЗ) в соответствии с Классификатором, по которому выбран новый вид, — на основании заявления в администрацию, подготавливающей, по итогам публичных слушаний, постановление об изменении вида разрешённого земельного участка.

Иными словами, порядок решения вопроса будет зависеть от того, действуют или нет в муниципалитете ПЗЗ, установлены или нет градостроительные регламенты, к какой группе видов использования (основных, условно разрешённых или вспомогательных), указанных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или в плане зонирования, окажется планируемое использование участка.

Если ПЗЗ уже действуют и градрегламенты установлены, а желаемое назначение участка «попадает» в основную группу ВРИ территориальной зоны и соответствует Классификатору, то при выборе вида использования из состава ВРИ функциональной зоны какие-либо дополнительные согласования не потребуются. Изменение прежнего ВРИ на выбранный вид использования будет производиться простым образом — через заявление в кадастровую палату.

Если же выбор ВРИ приходится на состав условно разрешённых видов использования, то для изменения прежнего ВРИ на выбранный вид использования, который опять-таки, должен соответствовать Классификатору, будут проводиться публичные слушания.

Слушания организуются муниципалитетом после получения заявления от собственника или правообладателя участка, подготовки ими необходимых материалов (планировочных обоснований) и прохождения всех процедурных этапов.

Итог слушаний — выпуск постановления муниципалитета об изменении ВРИ (постановление об установлении соответствия испрашиваемого ВРИ виду использования по Классификатору. Постановление служит правовой основой, позволяющей Росресстру, на основе предоставления всех материалов по изменению ВРИ, внести в кадастровый учёт новые сведения об участке.

Задачами изменения ВРИ земельных участков могут заниматься не только их собственники, но и иные правообладатели, получившие официальное согласие владельцев (арендаторы — у арендодателя, если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет).

Не исключено, что по результатам общественных публичных слушаний, в которых принимают участие жители муниципального образования, высказывающие свои соображения относительно изменения ВРИ, это изменение может быть ими отклонено большинством голосов по различным причинам, что будет отражено в итоговом решении муниципалитета в виде письменного отказа на поданное собственником или правообладателем заявление.

Важно знать

В случаях, когда на участках уже построены и зарегистрированы объекты капитального строительства (индивидуальный жилой дом, производственное здание, торговый центр и т.д.), изменение ВРИ участка будет происходить лишь по результатам изменения вида функционального назначения существующих построек, если это назначение не соответствует новому виду использования земельного участка.

Пример

В деревне на одной из улиц в окружении частных домов построен индивидуальный жилой дом. Собственник планирует реорганизовать его в магазин.

Возможно ли изменить вид разрешённого использования земельного участка, который является участком для ИЖС, на выбранный по Классификатору вид “Магазины” с описанием вида: «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет менее 5000 м 2 »?

Даже если в градостроительный регламент зоны жилой застройки, внутри которой находится участок с построенным домом, включён выбранный вид использования участка (есть же в любой деревне магазины!) и появляется предположение о возможности изменения прежнего ВРИ, торопиться менять функциональное назначение здания с индивидуального дома на магазин не стоит. Придётся уточнить, как указано в пункте 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, ещё и технические регламенты.

Техрегламенты, в частности, для магазинов (с их приёмом посетителей) устанавливают жёсткие требования по проектной документации, по допустимой удалённости объекта от участков с жилыми строениями, по безопасности самого здания и прилегающей к нему территории, по соответствию условиям его эксплуатации, по обеспечению подъездом и разворотной площадкой для пожарных машин и машин, доставляющих товары, и т.д.

Так что, попытка преобразования в магазин частного дома, расположенного на участке для ИЖС, соприкасающегося своими границами с другими такими же застроенными участками, окажется тщетной, ведь размещение или градостроительное преобразование размещённых на них зданий в объекты социальной инфраструктуры в жилых зонах допускается на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям дорог, улиц, бульваров, площадей, проездов, являющихся территориями общего пользования, только при отсутствии градостроительных норм, запрещающих их размещение.

Вывод

Приведённый пример не только убеждает в том, что к задаче изменения ВРИ земельного участка нужно подходить после всестороннего обследования градостроительной ситуации, которое позволит избежать ошибок и бездарных трат времени но, более всего, демонстрирует весомую значимость градостроительных регламентов для правильных решений по использованию и развитию территорий.

Итак, зная теперь, на какие градостроительные особенности самих участков и тех территорий, на которых они находятся, ориентируются и администрации, и службы Росреестра при рассмотрении вопросов об изменении их видов разрешённых использований, нужно сделать вывод или о невозможности, или о возможности изменения ВРИ:

  • если в перечнях основных, условно разрешённых и вспомогательных ВРИ, указанных в Выписке из ПЗЗ о видах разрешённого использования, в ГПЗУ или в справке о зонировании территории есть тот вид, что соответствует цели изменения, то вопрос об изменении будет решён положительно, в противном случае — в изменении ВРИ будет отказано;
  • в зависимости от того, в какой группе видов окажется планируемое использование, изменение проводится без проведения или с проведением публичных слушаний:
    1. для основной группы ВРИ — без слушаний,
    2. для группы условно разрешённых видов — проведение слушаний потребуется;
  • вспомогательные ВРИ могут выбираться только совместно с основными и условно разрешёнными видами.
  • выбранный из перечня вид использования должен соответствовать наименованию в Классификаторе ВРИ или быть установленным в точном с ним соответствии (о том, как это делается рассказывается ниже).

При положительных результатах анализа градостроительной ситуации можно приступить к подаче заявления об изменении вида разрешённого использования. Заявление тоже имеет нюансы. Рассмотрим их.

Документы, прилагаемые к заявлению об изменении ВРИ земельного участка для различных вариантов

Решение вопроса в кадастровой службе

Если в муниципалитете действуют ППЗ, а соответственно, и градостроительные регламенты и если выяснено, что будущий вид использования участка есть в перечне главных (основных) видов той территориальной функциональной зоны, к которой он относится, и не выявлена «нестыковка» с наименованием нового вида использования с Классификатором ВРИ, заявление подаётся в Кадастровую службу или МФЦ.

Заявление на изменение ВРИ в кадастровую службу — это заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости.

Специальная форма заявления о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка с указанием его кадастрового номера заполняется собственником или правообладетелем. В графе «изменение вида разрешённого использования» нужно прописать наименование вида использования земельного участка, выбранного по Классификатору.

К заявлению должны быть приложены:

  1. копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
  2. копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
  3. согласие правообладателя земельного участка на изменение вида разрешённого использования земельного участка, если заявитель не является его собственником.

Все прочие выписки — выписку из ПЗЗ, выписку из ЕГРН на участок, выписку из ЕГРН на объект недвижимости на участке (в случае его наличия), выписку из ГКН, выписку из ЕГРЮЛ (для юридических лиц), выписку из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей) и другие материалы, необходимые для рассмотрения вопроса об изменении ВРИ земельного участка и для внесения изменений в государственный кадастровый учёт, органы Росреестра получают самостоятельно — в порядке межведомственного взаимодействия.

Если все или большую часть выписок и документов заявитель намерен предоставить по собственной инициативе, то они должны быть получены им не ранее чем за 30 дней до дня обращения.

Срок решения вопроса

Государственный кадастровый учёт изменений земельного участка выполняется за 23 рабочих дня с даты подачи заявления.

Мотивации отказа

Отказ в государственном кадастровом учёте изменений земельного участка дается по следующим одной или нескольким причинам:

  1. испрашиваемый вид разрешённого использования не соответствует назначению земель, зафиксированном в государственном кадастре недвижимости;
  2. отсутствие сведений о категории земель в ГКН;
  3. несоответствие испрашиваемого ВРИ Классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 от 01.09.2014;
  4. несоответствие испрашиваемого ВРИ земельного участка основным видам разрешённого использования участков по ПЗЗ, ППТ (проектам планировки территорий), ПМТ (проектам межевания территорий ) — координаты территориальных зон не внесены в государственный кадастр недвижимости;
  5. несоответствие испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в водоохраной, прибрежной полосе (информация о вхождения/не вхождении участка в зону содержится в выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД);
  6. невозможность размещения земельного участка с испрашиваемым ВРИ в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия (информация о вхождении/невхождении участка в зону содержится в выписке из ИСОГД);
  7. несоответствие испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в зоне режима охраны объектов культурного наследия (информация о вхождения/не вхождении участка в зону (информация (из ИСОГД);
  8. выявление наложения границ земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, на земли государственного лесного фонда (информация — в выписке ИСОГД);
  9. несоответствия испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования (информация о вхождении или не вхождении участка в зону — в выписке из ИСОГД),
  10. отсутствие установленных в ГКН границ земельного участка;
  11. противоречивые или недостоверные сведений в заявлении и в приложенных к нему документах,
  12. в заявлении и (или) в прилагаемых к нему документах выявлена недостоверность, искажение или неполная информации,
  13. обращение без предъявления документа, позволяющего установить личность заявителя (представителя заявителя)
  14. представление заявителем документов, срок действительности которых истёк на момент поступления заявления;
  15. установление ограничения права собственности (обременение);
  16. документы содержат повреждения, не позволяющие однозначно трактовать их содержание;
  17. в документах выявлены подчистки и исправления текста;
  18. некорректное (неполное либо неправильное) заполнение обязательных полей в форме заявления, поданного в бумажном или электронном виде;
  19. отсутствие согласия одного из правообладателей (сособственника) земельного участка.

Решение вопроса в местной администрации

Заявление в администрацию подаётся в случаях:

  1. при намерении собственника устранить несоответствие Классификатору ВРИ прежнего вида использования участка,
  2. при необходимости установления нового вида использования в порядке, требующем проведения публичных слушаний.

Заявление в администрацию МО об изменении ВРИ участка — это заявление об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка Классификатору видов разрешённого использования земельных участков.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  1. копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для физического лица) и (или) представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, — в случае, если заявление подается представителем заявителя;
  2. копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок
  3. заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства — в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  4. правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, если сведения о таких документах отсутствуют в ЕГРН, или уведомления об отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на земельный участок;
  5. согласие правообладателя земельного участка на изменение вида разрешённого использования земельного участка, если заявитель не является его собственником,

Заявитель вправе по собственной инициативе представить вместе с заявлением:

  1. кадастровую выписку о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;
  2. выписку из ЕГРН о праве на земельный участок,
  3. свидетельство на право собственности, имеющееся на руках.

Если заявитель не предоставил документы в полном составе, администрация МО запрашивает их самостоятельно (в установленном порядке межведомственного информационного взаимодействия)

Заказать услугу «Установление соответствия разрешённого использования земельного участка классификатору видов разрешённого использования земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования такого-то городского или сельского поселения» можно через МФЦ или в электронной форме на официальных интернет-ресурсах муниципальных образований (пример здесь), где изложены все подробности о порядке предоставления услуги, сроках выполнения, требуемых для её осуществления документах и дана форма заявления.

Результатом рассмотрения заявления станет решение администрации об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка Классификатору ВРИ земельных участков. Оно является юридическим основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) о разрешённом использовании земельного участка.

Решение направляется в территориальный орган Росреестра для проведения государственного кадастрового учёта изменений земельного участка, а другой его экземпляр выдаётся собственнику участка в виде документов на бумажном носителе или направляется ему в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Исключение составят случаи, когда порядок предоставления такой информации установлен федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими правоотношения в сфере установления соответствия разрешённого использования земельных участков Классификатору ВРИ земельных участков.

Срок предоставления муниципальной услуги

  • решение об установлении соответствия ВРИ земельного участка, указанного в заявлении, виду разрешенного использования земельного участка, установленному классификатором ВРИ земельных участков, принимается в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления;
  • решение об установлении соответствия ВРИ земельного участка, указанного в заявлении, проводимого на основании публичных слушаний, виду разрешенного использования земельного участка, установленному классификатором ВРИ земельных участков — 45 дней со дня поступления заявления;
  • срок отправки электронных документов, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги определяется администрацией МО в пределах срока предоставления муниципальной услуги;
  • срок направления документов почтовым отправлением в случае неявки заявителя для личного получения документов — не более 3-х рабочих дней со дня истечения срока предоставления муниципальной услуги.

После получения решения собственнику необходимо обратиться с ним в межрайонный отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра», либо через МФЦ с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка, указав его кадастровый номер, или направить заявление почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Основания для отказа в предоставлении услуги

  • отказ по причинам неправильности заявления:
    1. заявление не соответствует требованиям Административного регламента предоставления услуги администрациеи МО,
    2. в заявлении не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, либо наименование юридического лица, обратившегося за предоставлением муниципальной услуги;
    3. текст в заявлении не поддается прочтению;
    4. заявление подписано не уполномоченным лицом
  • перечень иных оснований для отказа:
    1. земельный участок был изъят из оборота, ограничен в обороте, и в отношении земельного участка принято решение о резервировании, изъятии для государственных или муниципальных нужд;
    2. заявитель не представил документы, указанные в пункте 2.6.2. Административного регламента;
    3. копии документов, сведения, выписки, представленные заявителем, противоречат либо не соответствуют (полностью или частично) сведениям уполномоченных органов;
    4. ответ на межведомственный запрос, выполненный в случае непредоставления заявителем документов на право собственности, показывает отсутствие у него прав на земельный участок, в отношении которого определяется соответствие заявленного разрешённого использования виду разрешённого использования, установленному Классификатором ВРИ земельных участков,
    5. разрешённое использование земельного участка не соответствует видам разрешенного использования земельного участка, предусмотренным действующими ПЗЗ;
    6. письменный отказ заявителя от предоставления муниципальной услуги;
    7. перечень иных причин, изложенных выше (в разделе Мотивации отказа).

Решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги может быть принято при наличии хотя бы одного из перечисленных видов оснований. В решении об отказе в предоставлении муниципальной услуги причины отказа указываются в обязательном порядке.

Заявление на получение муниципальной услуги с приложением необходимых документов и при условии устранения обстоятельств отказа можно подать повторно. Датой исчисления срока выполнения муниципальной услуги в этом случае будет дата регистрации этого повторного заявления.

Заказ госуслуги

Для решения вопроса по изменению ВРИ земельного участка можно воспользоваться государственной услугой:

  1. по изменению и последующему установлению ВРИ земельных участков,
  2. установлению соответствия ВРИ земельных участков Классификатору,

заказать которую вполне удобно на Едином интернет-портале государственных услуг и муниципальных услуг, где указываются как стоимость работ, так и перечень документов, необходимых для её выполнения.

Как изменить разрешенное использование земельного участка

Бывают ситуации, когда приобретенный участок земли не соответствует целям нового владельца по разрешенному типу использования. Государство предполагает возможность изменения категории землепользования. Если вы задаетесь вопросом, как изменить вид разрешенного использования земельного участка, вам необходимо ознакомится с алгоритмом изменения официального назначения.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

До первого июля две тысячи шестнадцатого года решать участь земельного участка по типу использования предстоит главе территориального муниципалитета. Решение выносится на основании итогов публичного слушания. Это регламентируется частью первой четвертой статьи Закона от двадцать девятого декабря две тысячи четвертого года, за номером 191-ФЗ. Этот порядок устанавливается до момента принятия новых правил землевладения и землепользования, а также застройки по территории города Москвы и области. При этом существует возможность изменения типа пользования без проведения слушаний. Такой вариант существует для тех земельных участков, новый класс пользования которыми предполагает жилую застройку, при условии, что новый тип не является противоречащим ранее признанному целевому назначению.

Подготовка документов

Как поменять вид разрешенного использования земли через администрацию? Если вы задались целью изменить назначение земельного участка, следуя пункту 2.6 Административного регламента от шестнадцатого августа 2012 года, утвержденного Постановлением муниципалитета Чеховского района, Московской области, необходимо предоставить в администрацию по местонахождению земельного надела:

  • Заявление на имя главы территориальной администрации, в котором будет указан новый тип землепользования, на который необходимо произвести замену;
  • Паспорт гражданина России;
  • При заявлении от представителя собственника земли – доверенность на представление интересов с указанием круга полномочий и приложенными к ней копиями документов удостоверяющих личность собственника и представителя;
  • Копии документов, подтверждающие право собственности на землю;
  • Адресный план-схема расположения земельного надела, который позволит точно определить его местонахождение и границы с соседними землями;
  • Копии документации из кадастровой палаты на выбранный участок земли. Выкопировки выписок по формам КВ – первой, второй и третьей;
  • Если участок находится в пользовании по договору аренды – потребуется согласование с арендодателем в документально оформленном виде;
  • Проектный план территории, с границами участка.

По пункту 2.4 Регламента, срок принятия решений по предоставленному заявлению составляет около шестидесяти дней, если проводятся слушания. В случае если в проведении публичных слушаний нет необходимости – срок сокращается до тридцати дней.

Получение разрешения

В основном изменить вид разрешенного использования земельного участка в 2015 году можно бесплатно. Но если вы находитесь в пределах Московской области и хотите поменять тип пользования для строительства объектов капитального характера, или их реконструкцию, вам необходимо будет внести плату, которая устанавливается законодательством столицы по части первой двадцать второй статьи Закона от пятого апреля 2013 года за номером 43.
После рассмотрения документов и, по необходимости, внесения оплаты, вам выдается ответ о решении главы муниципалитета. Отказ оформляется письменно и может быть обжалован как в суде, так и на муниципальном уровне по пятому разделу Регламента.

Основанием для отказа может быть:

  • Наличие плана застройки территории, на которой расположен участок;
  • Нанесение новым типом пользования вреда экологии или людям, проживающим поблизости;
  • Неосновательность поданных документов;
  • Выведение ЗУ из оборота;
  • Наличие ареста, сервитутов или иных запретов пользования и открытых судебных дел по данному участку.

Решение о смене типа пользования участком является полновесным основанием для внесения новых данных в федеральный кадастр. Данные изменения необходимо внести в реестр недвижимости.

Внесение данных в Кадастр

Как поменять разрешенное использование земельного участка в Росреестре? На сегодняшний день есть возможность подач заявления об изменении данных в кадастровом учете через сайт ФСГР в электронном виде.

Необходимо предоставить на сайт документацию следующего типа:

  • План межевания, заверенный электронно-цифровой подписью специалиста службы кадастра;
  • Если прикладывается скан образа плана межевания – также с заверением ЭЦП;
  • Заявление на изменение данных в кадастровом учете. Если подается представителем собственника – доверенность с электронно-цифровым заверением. На заявлении также должна быть электронная подпись.

Если подавать бумажные документы лично или через почтовое отправление с описью, необходимо получить уведомление из органа кадастра.

Кроме заявления необходимо передать:

  • Свидетельство собственности на надел земли;
  • Паспорт кадастровый;
  • Решение муниципалитета об изменении категории пользования землей;
  • План межевания.

В кадастровой палате документы будут рассматриваться десять рабочих дней, в соответствии с частью первой статьи семнадцатой Закона № 221 от двадцать четвертого июля 2007 года.

По результатам рассмотрения будет выдана выписка с внесенными изменениями по типу использования земельного надела.

Как оформить изменение вида разрешенного использования земельного участка: подробная инструкция и пошаговый порядок

Такой дорогостоящий вид деятельности как строительство требует не только тщательной подготовки проектной документации, но и надлежащего оформления права пользования земельным участком.

Возведение постройки на участке для этого не предназначенном — основание для признания здания самостроем и начала процедуры по его демонтажу.

ВРИ земельного участка — это законодательно установленное разрешение использовать землю в строго определенных целях.

Рассмотрим случаи его смены и порядок проведения процедуры подробнее.

Зачем изменять ВРИ земли

Смена ВРИ земельного участка производится для получения законной возможности использования надела в целях, не указанных в кадастровом реестре.

С началом строительства могут открыться следующие несоответствия:

  • Земельный участок выделен под ИЖС, а в планах застройщика возведение многоквартирного жилого дома.
  • Намерение возвести капитальное строение на землях для садоводства или огородничества.
  • Строительство на землях ЛПХ зданий и сооружений, имеющих цель использования получение прибыли.
  • дарение,
  • продажа,
  • завещание,
  • использование в качестве залогового фонда

потребует надлежащего решения земельного вопроса.

Не удастся прописаться в доме, построенном на участке, не предназначенном для строительства жилья.

Чтобы добиться законной регистрации на собственной жилплощади придется получить положительное решение суда.

При обращении в судебную инстанцию следует учитывать Российские реалии — на землях сельхозназначения, как правило, узаконить жилую постройку не получится.

Могут возникнуть сложности и при оформлении дачного дома на сельхозземлях. На некоторых участках полностью запрещено возведение каких-либо построек и изменить ситуацию можно либо сменой целевого использования надела, либо более простым способом — сменить ВРИ участка.

Смена ВРИ земли поможет избежать штрафных санкций со стороны контролирующих органов при обнаружении нецелевого использования надела.

Также это возможность легально развивать свой бизнес на земле, максимально используя преимущества ее расположения.

Законодательная основа

Возможность смены ВРИ земли установлена на законодательном уровне.

Вопрос регламентируется следующими НПА:

  • Земельный кодекс РФ
  • Федеральный закон от 21.04.2004 года №172-ФЗ.
  • Градостроительный кодекс РФ Статья 37.
  • Федеральный закон от 23.06.2014 года №171-ФЗ.
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 г. №540.
  • Федеральный закон от 30.12.2015 года №221-ФЗ.
  • Федеральный закон от 01.02.2017 года №218-ФЗ.
  • Нормативно-правовые акты муниципальных образований, производящие утверждение ПЗЗ территорий.

Общий порядок смены

Существуют два способа поменять ВРИ земли:

  • Простая подача заявления в администрацию с перечнем подтверждающих документов — смена ВРИ на вспомогательный вид, предусмотренный местным ПЗЗ.
  • Общественные слушания — открытие нового ВРИ, не предусмотренного ПЗЗ территории или смена ВРИ на условно-разрешенный.

Кто может устанавливать вид разрешенного использования земельного участка при его смене на новый?

Градостроительным кодексом РФ установлено, что право принимать решение о смене ВРИ земли принадлежит главе администрации поселения или населенного пункта, в ведении которого находится земельный участок.

Решение принимается на основании общественных слушаний — исключение составляют новые ВРИ, предусматривающие возможность жилищного строительства.

Последовательность процедур по смене ВРИ участка земли закреплена в административном регламенте по оказанию одноименной муниципальной услуги. С текстом регламента можно ознакомиться на официальном сайте соответствующей администрации.

В общих чертах алгоритм действий выглядит следующим образом:

  • Пишется ходатайство на имя главы уполномоченного органа о смене одного ВРИ на другой. В тексте заявления необходимо обосновать причину инициируемой процедуры.
  • Собирается пакет прописанных в законе документов – паспорт заявителя, документы, подтверждающие право пользования земучастком и строениями на нем размещенными, планы и схемы, позволяющие позиционировать надел на местности, выписка из ЕГРН. Перечень документов может быть дополнен и другими документами по решению органа власти. Ознакомьтесь с перечнем требуемой документации заранее.
  • Получение решения о смене ВРИ земельного участка или отказ, выраженный в письменной форме. Отрицательное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
  • Администрацией муниципального образования решение о смене ВРИ земли направляется в орган Росреестра. Изменение сведений в Госреестре производится в течение 15 рабочих дней, о чем не позднее пятидневного срока и уведомляется правообладатель.
  • Если по какой-то причине в установленный законом срок изменения в реестр не внесены, вы имеете право самостоятельно направить декларацию в ведомство, где и будет завершена процедура смены ВРИ.

Если на земельном наделе расположено и зарегистрировано какое-либо капитальное строение, то смене ВРИ должна предшествовать смена функционального назначения зданий на вид, соответствующий новой цели использования земли.

Поменять ВРИ «Огородничество» на «ИЖС» можно только со сменой категории земель. И здесь действовать начинает закон, регламентирующий перевод земли из одной категории в другую.

Ходатайство о переводе одной категории земельного надела в другую с перечнем требуемых документов подается в соответствующий орган власти, уполномоченный на проведение такой процедуры.

Подробная инструкция

Обратиться с заявлением на изменение вида разрешенного использования земельного участка имеют право собственники земли, а также арендаторы при условии получения согласия собственника надела, если он меняет не самостоятельно.

Как поменять на вспомогательный вид использования

Получить искомую информацию можно на официальном сайте Росреестра или при личном визите в офис ведомства.

Процедура подготовки заявления

Выбрав наиболее подходящий к цели предполагаемого использования новый ВРИ земли, займитесь подготовкой пакета сопроводительных документов, необходимых для подачи заявки в местную администрацию.

Пример заявления можно скачать тут.

Бланк заявления составляется по типовой форме и условно разделяется на следующие части:

  • Описательная. Помимо адресации заявления, содержит Ф.И.О. заявителя, его паспортные данные и контактную информацию.
  • Просительная. Выражает просьбу заявителя о смене ВРИ земли с описанием параметров надела – почтовый адрес, категория земли и присвоенный кадастровый номер, вид права, на котором осуществляется пользование землей, прежний и желаемый ВРИ участка, его площадь. В случае, направления заявки лицом, арендующим земельный участок, необходимо указать в заявлении о согласии владельца земли на проведение процедуры.
  • Мотивировочная. Содержит указания на законы и другие основания для изменения ВРИ земли. Здесь можно сослаться на действующий Градрегламент, а также перспективный план развития территории. Убедительным доводом будет предоставление подробного плана использования участка, подтверждающего положительные изменения местности.

Удостоверяющие личность заявителя документы. Нотариальное заверение копии документа законом не предусмотрено. В дополнение к копии паспорта может потребоваться заполнение разрешения на обработку персональных данных.

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может быть затребована выписка из Госреестров, подтверждающая факт регистрации в налоговом органе.

Доверенность

Документ необходим при невозможности заявителю самостоятельно представлять свои интересы при получении государственной услуги. Нотариальное заверение доверенности для граждан не требуется, но для предотвращения возможных разногласий необходимо проставить в документе следующие реквизиты:

  • Наименование документа и номер.
  • Место составления и дата.
  • Паспортные данные заявителя и уполномоченного лица.
  • Подробный перечень полномочий.
  • Период действия.
  • Подписи с расшифровкой.

Документы на землю

В качестве документации устанавливающей права на участок можно предоставить:

  • Договора
  • Свидетельства.
  • Решения суда.
  • Акты госорганов власти.
  • Постановление (распоряжение) муниципалитета о выделении земельного участка.
  • Картографический материал, позволяющий точно позиционировать местонахождение участка и его положение по отношению к соседним объектам.

В качестве такой документации могут быть представлены:

  • Ситуационный план. Представляет собой схему, изображающую участок с высоты птичьего полета. Помимо соседних участков в плане указываются близрасположенные инфраструктурные сети, здания с указанием периода постройки. При наличии информации о кадастровом номере земли, документ может быть заказан в Центре услуг. Услуга предоставляется на бесплатной основе в течение трех дней.
  • Адресный план, являющийся своего рода реестром участков, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных площадок.
  • Межевой план (при наличии).

Кадастровые документы

В состав документации включаются выписки по формам — КВ.1, КВ.2 и КВ.3.

Для упрощения процедуры взаимодействия с кадастровым ведомством, подать заявление на изготовление выписок можно через МФЦ (далее — Центр услуг) или воспользовавшись сервисом «Госуслуги».

К заявлению на оказание услуг потребуется приложить следующую документацию:

  • Правоустанавливающие документы на землю.
  • Квитанция на оплату госпошлины.

Срок оказание услуг — не дольше 3 рабочих дней с момента оплаты пошлины. При заказе документов через Центр услуг срок их получения может увеличиться на 2-3 дня.

Выписки из ЕГРН предоставляются как в бумажном, так и электронном виде. От формы предоставления готового документа зависит размер пошлины.

Для физических лиц электронная форма выписки будет стоить 300 руб., бумажная — 750 руб. Изготовление документа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оплачивается в сумме 600 руб. — электронная выписка, 2200 руб. — бумажная.

Согласие собственника земли, в случае, когда заявление подается арендодателем. Бланк согласия заполняется в простой письменной форме.

Документ должен содержать следующие позиции:

  • Указание получателя и заявителя в правом верхнем углу бланка.
  • Наименование документа.
  • Ф.И.О. собственника или наименование правообладателя земли, с указанием адреса расположения, кадастрового номера участка, правоустанавливающего документа.
  • Ссылка на статью 37 Град. кодекса РФ.
  • Фраза «заявляет о согласии на смену ВРИ (указать старый вид использования) вышеуказанного земельного участка на (указать новый вид использования)».
  • Подпись правообладателя и дата заполнения документа.
  • В нижней части документа целесообразно перечислить возможные виды ВРИ земли, установленные Приказом Минэкономразвития РФ №540 от 01.09.2014 г.

Документы, удостоверяющие право собственности и подтверждающие цель использования капитальных строений, расположенных на земельном наделе:

  • договора,
  • свидетельства,
  • акты ввода в эксплуатацию.

Проект планировки территории, в черте которой расположен земельный надел, утвержденный главой муниципалитета.

Для его получения необходимо обратиться с заявлением в местную администрацию.

Проект изготавливается за счет бюджетных средств, хотя законом и не запрещено привлечение внебюджетных источников.

Срок выполнения работ устанавливается административным регламентом.

Заявление с собранным пакетом документов может быть представлено лично, либо путем отправки почтового сообщения с описью вложений.

При отправке документов почтой, вложение доверенности на представителя не требуется.

Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней.

Вынесение решения

По итогам рассмотрения обращения заявителя уполномоченным органом власти выносится распорядительный акт о смене ВРИ земучастка либо мотивированный отказ в предоставлении услуги.

Положительное решение является законным основанием для внесения изменений в информационную базу Госкадастра недвижимости.

Корректировка данных в базе Госкадастра

Факт изменения и корректировки ВРИ земельного надела должен быть зафиксирован в базе данных подведомственной Росреестру кадастровой палаты.

Подать заявление в ведомство можно:

  • лично,
  • через Центр услуг (МФЦ),
  • сайт Госуслуги
  • или отправив электронный запрос на официальный сайт Росреестра.

При предоставлении услуги в электронном виде в дополнение к бланку заявления потребуется направить электронный вид плана межевания, подписанного ЭП изготовившего его специалиста. При этом план предоставляется в формате XML, либо в виде отсканированной версии бумажной формы плана.

В случае личного обращения в ведомство и подаче заявки через Центр услуг, заявление дополняется следующими документами:

  • Решение муниципалитета о смене ВРИ земли (по собственной инициативе).
  • Правоустанавливающий документ на землю.

Срок рассмотрения заявления и изготовления кадастровой выписки не превышает 13 рабочих дней, при направлении обращения через Центр услуг срок увеличивается на 2-3 дня.

За предоставление услуги установлен размер государственной пошлины.

Для физических лиц — 350 руб., для предприятий — 1000 руб. Сэкономить можно, запросив предоставление услуги в электронном виде. В этом случае размер госпошлины снижается на 30%.

Как сменить с проведением общественных слушаний

Смена ВРИ по 39 статье Градостроительного кодекса РФ предполагает коллегиальное принятие решения, после проведения общественных слушаний. Пакет собираемых документов при этом остается прежним, а срок рассмотрения документов увеличивается с 30 до 60 дней.

Плата за рассмотрение документов не взимается.

Для участия в публичных слушаниях приглашаются владельцы смежных участков и другие заинтересованные лица, в число которых могут входить арендаторы этой территории. Каждый участник имеет право на высказывание своих предложений, которые публикуются в источнике, выбранном для освещения слушаний.

Все предложения рассматриваются членами комиссии и при достаточном обосновании влияют на принимаемое ими решение.

По результатам слушаний рабочая комиссия формирует свои рекомендации и направляет их главе администрации муниципального образования для принятия решения.

Отрицательное решение муниципалитета может быть обжаловано в судебной инстанции.

При хорошо налаженном межведомственном взаимодействии, перечень запрашиваемых документов значительно сокращается. Все недостающие документы, находящиеся в ведении государственных структур, запрашиваются органами власти самостоятельно.

Причины отказа

  • Несогласие участников слушаний с будущей сменой характеристики земли.
  • Отсутствие правовых оснований для проведения процедуры.
  • Выявленный недостаток необходимых документов.

Что делать, если в предоставлении госуслуги отказали?

Полный перечень причин для отказа в оказании госуслуги приводится в тексте административного регламента по ее предоставлению.

Наиболее часто встречаемые:

  • Заявление заполнено не по форме регламента либо не поддается прочтению.
  • Заявка подписана лицом, не имеющим на это право.
  • На участок наложены ограничения в силу закона, либо он является изъятым из оборота.
  • Сведения в представленных документах противоречивы.
  • Выявленное при анализе документов отсутствие прав на земучасток.
  • Испрашиваемый вид использования надела не соответствует видам, предусмотренным ПЗЗ.
  • Отзыв заявления.

Отказать в оказании услуги органы власти могут по любому из этих оснований. Причина отказа обязательно указывается в тексте решения. После устранения причины отказа, заявление может быть подано повторно.

Если у вас не принимают заявление, или после его рассмотрения сотрудники уполномоченного органа власти отказываются оказать госуслугу, вы можете в тридцатидневный срок обжаловать их действия в досудебном порядке. Лицом, рассматривающим жалобы по таким основаниям, является глава уполномоченного органа.

Стоимость

Сбор некоторых документов, проведение административных процедур потребует финансовых расходов. Приведем в таблице основные статьи затрат.

*​ — требуется при отсутствии подтвержденных документами прав на участок.

Доверить процедуру изменения ВРИ земли можно специалистам. Услуги юриста, в зависимости от сложности каждого конкретного случая, стоят от 10 тыс. руб.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал о порядке смены вида разрешенного использования земельного участка.

Заключение

Смена ВРИ земельного надела – процедура важная и необходимая. С одной стороны – это возможность на законных основаниях хозяйствовать на своей земле, с другой – возможность сэкономить на налогах или напротив, увеличить кадастровую, а значит и рыночную стоимость земли.

Весь процесс смены ВРИ земельного участка от подачи соответствующего заявления до момента внесения изменяющих записей в Земельный кадастр занимает от 1,5 до 2,5 мес.

Часть этапов процедуры является платной, к этому надо быть готовым заранее, чтобы из-за несвоевременной оплаты госпошлины не отодвинуть время получения необходимой вам выписки. Кроме того у вас всегда есть возможность выбора – пройти весь путь самостоятельно, либо доверить работу юристу.

Статья написана по материалам сайтов: www.zemvopros.ru, o-nedvizhke.ru, stroim-domik.org.

»

Это интересно:  Опишите структуру конституции рф
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector