+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Какие санитарно эпидемиологические требования предъявляются

Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2013, N 2

В соответствии с действующим законодательством в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.

Рассмотрим, какие санитарно-эпидемиологические требования должны соблюдаться общеобразовательными учреждениями.

Отметим, что санитарно-эпидемиологические требования устанавливаются нормативными правовыми актами, которые являются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами (санитарными правилами, санитарными правилами и нормами, санитарными нормами, гигиеническими нормативами), содержащими:

  • гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;
  • оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;
  • максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.

Об этом сказано в п. 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 (далее — Положение N 554).

Государственные санитарно-эпидемиологические правила, как сказано в п. 3 указанного Положения N 554, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к условиям воспитания и обучения.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ) в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

На основании Закона N 52-ФЗ, а также на основании других нормативных актов главным государственным санитарным врачом РФ были разработаны и утверждены:

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. СанПиН 2.4.3.1186-03 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2003 N 2);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. СанПиН 2.4.1201-03 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11.03.2003 N 13);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). СанПиН 2.4.4.1251-03 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 27) (далее — СанПиН 2.4.4.1251-03);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91) (далее — СанПиН 2.4.1.2660-10);
  • Санитарные правила. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СП 2.4.990-00 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 01.11.2000) (далее — СП 2.4.990-00);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45) (далее — СанПиН 2.4.5.2409-08);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189) (далее — СанПиН 2.4.2.2821-10).
  • размещению общеобразовательного учреждения;
  • территории общеобразовательного учреждения;
  • зданию общеобразовательного учреждения;
  • оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
  • воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
  • естественному и искусственному освещению;
  • водоснабжению и канализации;
  • помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;
  • режиму образовательного процесса;
  • организации медицинского обслуживания обучающихся;
  • санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
  • соблюдению санитарных правил.

Рассмотрим требования к размещению общеобразовательного учреждения, требования к территории и зданию указанного учреждения.

Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок при размещении зданий общеобразовательных учреждений должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий.

Через территорию общеобразовательных учреждений не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения — водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

Вновь строящиеся здания общеобразовательных учреждений должны размещаться на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха, соответствующие требованиям санитарных правил и нормативов.

При проектировании и строительстве городских общеобразовательных учреждений рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, расположенных:

  • во II и III строительно-климатических зонах — не более 0,5 км;
  • в I климатическом районе (I подзона) для обучающихся I и II ступеней образования — не более 0,3 км, для обучающихся III ступени образования — не более 0,4 км;
  • в I климатическом районе (II подзона) для обучающихся I и II ступеней образования — не более 0,4 км, для обучающихся III ступени образования — не более 0,5 км.

В сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений:

  • во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени образования должна составлять не более 2,0 км;
  • для обучающихся II ступени образования — не более 4,0 км, в I климатической зоне — 1,5 км, для обучающихся III ступени образования — не более 4,0 км, в I климатической зоне — 3 км.

Обратите внимание, что при расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Время в пути не должно превышать 30 мин. в одну сторону.

Подвоз обучающихся должен осуществляться специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

Рекомендуется для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривать интернат при общеобразовательном учреждении.

Деревья должны быть высажены на расстоянии не менее 15,0 м, а кустарники — не менее 5,0 м от здания учреждения. При озеленении территории не должны использоваться деревья и кустарники с ядовитыми плодами в целях предупреждения возникновения отравлений обучающихся.

Обратите внимание, что допускается сокращение озеленения деревьями и кустарниками территорий общеобразовательных учреждений в районах Крайнего Севера, с учетом особых климатических условий в этих районах.

На территории общеобразовательного учреждения должны быть выделены:

  • зона отдыха;
  • физкультурно-спортивная зона;
  • хозяйственная зона.

Допускается выделение учебно-опытной зоны. Заметим, что при организации учебно-опытной зоны нельзя допускать сокращения физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.

Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенических нормативов для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки (Санитарные нормы. СН 2.2.4/2.1.8.562-96, утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 N 36 (далее — СН 2.2.4/2.1.8.562-96)).

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами.

Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета «Физическая культура», а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.

Обратите внимание, что занятия не должны проводиться на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины.

Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.

При проектировании и строительстве общеобразовательных учреждений на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.

Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и должна иметь самостоятельный въезд с улицы. В случае отсутствия теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны должны быть предусмотрены котельная и насосная с водонапорным баком.

Для сбора отходов на территории хозяйственной зоны должна быть оборудована площадка, на которой должны устанавливаться мусоросборники (контейнеры). Площадка должна размещаться на расстоянии не менее 25,0 м от входа на пищеблок и окон учебных классов и кабинетов и оборудоваться водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которого должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки.

Въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников должны быть покрыты асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.

Территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. При этом уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.

Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательным учреждением, не допускается.

Уровни шума на территории общеобразовательного учреждения не должны превышать гигиенических нормативов для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки (СН 2.2.4/2.1.8.562-96).

  • выделение в отдельный блок учебных помещений начальных классов с выходами на участок;
  • расположение рекреационных помещений в непосредственной близости от учебных помещений;
  • размещение на верхних этажах (выше третьего этажа) учебных помещений и кабинетов, посещаемых обучающимися 8 — 11-х классов, административно-хозяйственных помещений;
  • исключение вредного воздействия факторов среды обитания в общеобразовательном учреждении на жизнь и здоровье обучающихся;
  • размещение учебных мастерских, актовых и спортивных залов общеобразовательных учреждений, их общую площадь, а также набор помещений для кружковой работы в зависимости от местных условий и возможностей общеобразовательного учреждения с соблюдением требований строительных норм и правил и настоящих санитарных правил.
Это интересно:  Функции верховного суда рф

Ранее построенные здания общеобразовательных учреждений должны эксплуатироваться в соответствии с проектом.

Обратите внимание, что не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы.

Вместимость вновь строящихся или реконструируемых общеобразовательных учреждений должна быть рассчитана для обучения только в одну смену.

Входы в здание могут быть оборудованы тамбурами или воздушными и воздушно-тепловыми завесами в зависимости от климатической зоны и расчетной температуры наружного воздуха в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

При проектировании, строительстве и реконструкции здания общеобразовательного учреждения гардеробы необходимо размещать на первом этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса. Гардеробы должны быть оснащены вешалками для одежды и ячейками для обуви.

В существующих зданиях для учащихся начальных классов возможно размещение гардероба в рекреациях при условии оборудования их индивидуальными шкафчиками.

В учреждениях, расположенных в сельской местности, с количеством обучающихся в одном классе не более 10 чел. допускается устраивать гардеробы (вешалки или шкафчики) в учебных помещениях при условии соблюдения нормы площади учебного помещения на одного обучающегося.

Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

Для обучающихся 1-х классов, посещающих группы продленного дня, должны быть предусмотрены спальные помещения площадью не менее 4,0 кв. м на одного ребенка.

Для обучающихся II — III ступеней образования допускается организация образовательного процесса по классно-кабинетной системе.

При невозможности обеспечить в кабинетах и лабораториях соответствие учебной мебели росто-возрастным особенностям обучающихся использовать кабинетную систему обучения не рекомендуется.

В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по двум и более дисциплинам.

Площадь учебных кабинетов должна приниматься без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

  • не менее 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
  • не менее 3,5 кв. м на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 кв. м.

В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.

Спортивный зал рекомендуется размещать на первом этаже здания или в отдельно пристроенном здании.

При размещении спортивного зала на втором этаже и выше должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия.

Рекомендуемые площади спортивных залов: 9,0×18,0 м, 12,0×24,0 м, 18,0×30,0 м. Высота спортивного зала должна составлять не менее 6,0 м.

При спортивных залах в существующих общеобразовательных учреждениях должны быть предусмотрены снарядные, раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных учреждений при спортивных залах должны быть предусмотрены:

  • снарядные;
  • помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов площадью не менее 4,0 кв. м;
  • раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 кв. м каждая;
  • раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 кв. м каждая;
  • раздельные для мальчиков и девочек туалеты площадью не менее 8,0 кв. м каждый.

При туалетах или раздевалках должны быть оборудованы раковины для мытья рук.

При строительстве и реконструкции зданий общеобразовательных учреждений рекомендуется предусматривать актовый зал, размеры которого определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 кв. м на одно место.

При актовом зале рекомендуется предусматривать артистические уборные, кинопроекционную, помещения для декораций и бутафории, музыкальных инструментов, хранения костюмов.

Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра общеобразовательного учреждения.

Площадь библиотеки (информационного центра) необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв. м на одного обучающегося.

Рекреации общеобразовательных учреждений должны быть предусмотрены из расчета не менее 0,6 кв. м на одного обучающегося.

Ширина рекреаций при одностороннем расположении классов должна составлять не менее 4,0 м, при двустороннем расположении классов — не менее 6,0 м.

В существующих зданиях общеобразовательных учреждений для медицинского обслуживания обучающихся должны предусматриваться на первом этаже здания помещения медицинского назначения, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14,0 кв. м и длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 кв. м.

В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания в фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений должны оборудоваться следующие помещения для медицинского обслуживания:

  • кабинет врача длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 21,0 кв. м;
  • процедурный и прививочный кабинеты площадью не менее 14,0 кв. м каждый;
  • помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения, площадью не менее 4,0 кв. м;
  • туалет.

При оборудовании стоматологического кабинета его площадь должна быть не менее 12,0 кв. м.

Обратите внимание, что все помещения медицинского назначения должны быть сгруппированы в одном блоке и размещены на первом этаже здания.

Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, в общеобразовательных учреждениях должны быть предусмотрены отдельные кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда площадью не менее 10 кв. м каждый.

На каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: один унитаз на 20 девочек, один умывальник на 30 девочек, один унитаз, один писсуар и один умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв. м на одного обучающегося.

Для персонала должен быть выделен отдельный санузел из расчета: один унитаз на 20 человек.

В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.

Во вновь строящихся зданиях образовательных учреждений на каждом этаже должно быть предусмотрено помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды. В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений должно быть выделено отдельное место для хранения всего уборочного инвентаря (кроме инвентаря, предназначенного для уборки помещений пищеблока и медицинского назначения), которое оборудуется шкафом.

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся — не менее 3,6 м.

Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжения. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой.

Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

В состав общеобразовательного учреждения как структурное подразделение может входить интернат при общеобразовательном учреждении, если общеобразовательное учреждение размещено свыше предельно допустимого транспортного обслуживания.

Здание интерната при общеобразовательном учреждении может быть отдельно стоящим, а также входить в состав основного здания общеобразовательного учреждения с выделением его в самостоятельный блок с отдельным входом.

В составе помещений интерната при общеобразовательном учреждении должны быть предусмотрены:

  • спальные помещения отдельно для мальчиков и девочек площадью не менее 4,0 кв. м на одного человека;
  • помещения для самоподготовки площадью не менее 2,5 кв. м на одного человека;
  • комнаты отдыха и психологической разгрузки;
  • умывальные помещения (одна раковина на 10 человек), туалеты (один унитаз на 10 девочек, один унитаз и один писсуар на 20 мальчиков, в каждом туалете одна раковина для мытья рук), душевые (одна душевая сетка на 20 человек), комната гигиены;
  • комнаты для сушки одежды и обуви;
  • помещения для стирки и глажки личных вещей;
  • помещение для хранения личных вещей;
  • помещения для медицинского обслуживания: кабинет врача и изолятор;
  • административно-хозяйственные помещения.

Оборудование, отделка помещений и их содержание должны соответствовать гигиеническим требованиям к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (СП 2.4.990-00).

Для вновь строящегося интерната при общеобразовательном учреждении основное здание общеобразовательного учреждения и здание интерната должны соединяться теплым переходом.

Уровни шума в помещениях общеобразовательного учреждения не должны превышать гигиенических нормативов для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки (СН 2.2.4/2.1.8.562-96).

Обратите внимание, в случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Это интересно:  Стоимость ипк в 2020 году

Напомним, что согласно указанной статье при установлении вышеуказанных нарушений с должностных лиц взыскивается штраф в размере от 3000 до 7000 руб., с юридических лиц — от 30 до 70 тыс. руб. В случае повторного установления в течение года нарушения санитарно-эпидемиологических требований, с должностных лиц взыскивается штраф в размере от 10 до 15 тыс. руб., с юридических лиц — от 100 до 150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Однако привлечь должностное лицо к административной ответственности возможно только в случае, если административное правонарушение совершено им в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Об этом сказано в ст. 2.4 КоАП РФ.

Для привлечения юридического лица к административной ответственности, как установлено п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, необходимо, чтобы у указанного лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли

К планировке, размещению и устройству помещений организаций торговли требования предъявляются следующие:

О в организациях торговли, расположенных в жилых зданиях или зданиях иного назначения, не допускается оборудовать машинные отделения, холодильные камеры, грузоподъемники непосредственно под жилыми помещениями или рядом с ними;

О помещения организации торговли должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей;

О специализированные отделы организации торговли должны иметь изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки пищевых продуктов к продаже: разрубочная для мяса, помещения для подготовки гастрономических и молочно-жировых продуктов, рыбы, овощей и др.;

О помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже должны быть приближены к загрузочным и местам реализации и не должны быть проходными. В организациях торговли предусматривают отдельные фасовочные для разных групп пищевых продуктов, причем фасовочные для скоропортящихся пищевых продуктов оборудуются холодильным оборудованием для их хранения; фасовочные оборудуются двухгнездными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук;

О в организациях торговли, работающих с контейнерами, оборудуются помещения для хранения контейнеров и их санитарной обработки;

О в организациях торговли, осуществляющих продажу продовольственных и непродовольственных товаров в промышленной упаковке, складские помещения для них должны быть раздельными. Реализация непродовольственных товаров не должна осуществляться в непосредственной близости от отделов, реализующих пищевые продукты. Запрещается расфасовка непродовольственных товаров в организациях продовольственной торговли.

В организациях торговли, расположенных в сельской местности, условия совместной реализации продовольственных и непродовольственных товаров определяются по согласованию с территориальным центром Госсанэпиднадзора;

О помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже, охлаждаемые камеры не должны размещаться под душевыми, туалетами, моечными и другими помещениями с наличием канализационных стоков;

О для отделки, облицовки и окраски помещений организаций торговли используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств, разрешенные для этих целей органами и учреждениями Госсанэпидслужбы ;

О полы в организациях торговли должны иметь ровную поверхность, без выбоин. Асфальтовые полы допускаются только на площадках для выгрузки пищевых продуктов из автомобилей.

Санитарно-гигиенические требования. Все помещения организаций торговли, оборудование, инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте. По окончании работы проводятся влажная уборка и мытье с применением моющих средств. Ежемесячно осуществляется генеральная уборка с последующей дезинфекцией помещений, оборудования, инвентаря, посуды идр.

При проведении уборки помещений рекомендуется использовать современное механизированное оборудование.

Осветительные приборы, арматура, остекленные поверхности оконных и дверных проемов содержатся в чистоте и очищаются по мере загрязнения.

Для сбора отходов и мусора в помещениях устанавливаются металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками. По мере наполнения, но не более чем на 2 /3, они должны освобождаться от мусора, а по окончании работы промываться разрешенными в установленном порядке для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, затем ополаскиваться горячей водой.

Процесс мытья торгового инвентаря ручным способом состоит из следующих этапов: 1) механическое удаление остатков пищевых продуктов; 2) мытье инвентаря щеткой с добавлением моющих средств при температуре воды 45—50 °С; 3) ополаскивание инвентаря горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °С; 4) просушивание на специальных полках или решетках.

Ванны для мытья инвентаря регулярно промывают горячей проточной водой с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Щетки и мочалки для мытья инвентаря, посуды, тары ежедневно тщательно промываются с применением моющих средств, при возможности кипятятся 10—15 мин, сушатся и хранятся в специально выделенном месте.

Процесс мытья автоматов по продаже пищевых продуктов проводится в соответствии с инструкцией по их эксплуатации и санитарной обработке.

Изотермические емкости, используемые для реализации кваса, пива, молока и др., подвергаются санитарной обработке на предприятии — изготовителе этих продуктов.

Туалеты по мере необходимости и после окончания работы организации торговли моются и дезинфицируются. Для уборки туалетов выделяется специальный инвентарь, имеющий маркировку. Уборочный инвентарь для туалетов и спецодежда уборщиков хранятся в отдельных местах, изолированно от уборочного инвентаря, предназначенного для других помещений. При каждой уборке туалетов вентили водопроводных кранов, ручки и затворы дверей, спусковые ручки и другие поверхности, которых касаются руки человека при посещении туалета, протирают специально выделенной тканью, смоченной дезинфицирующим раствором.

В организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в таре производителя в сухом, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном стеллажами, где не допускается хранение пищевых продуктов.

В организациях торговли не допускается наличие вредных насекомых — тараканов, мух, рыжих домовых муравьев, комаров, крысиных клещей; вредителей запасов — жуков, бабочек, сеноедов, клещей и др., грызунов — серых и черных крыс, домовых мышей, полевок и проч.

Для борьбы с насекомыми и грызунами используются современные и эффективные средства, разрешенные для применения на территории Российской Федерации. Мероприятия по дезинсекции и дератизации проводятся постоянно и регулярно. Методика, кратность и условия проведения дезинсекционных и дератизационных работ регламентируются гигиеническими требованиями, предъявляемыми к проведению таких работ.

Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. В свою очередь организации торговли, размещенные в зоне промышленных предприятий и иных объектов, не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляются к товару?

  • 2. Из каких разделов состоит Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза?
  • 3. Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляются к персоналу торговой организации?
  • 4. Какие условия деятельности организации торговли должен обеспечивать ее руководитель?
  • 5. Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляются к торговой организации?

17.7. Установление санитарных требований к товарам

Санитарные меры, призванные обеспечивать здоровье людей и животных, могут реализовываться по-разному, например, иметь форму требования о поставке продуктов исключительно из районов, свободных от заболеваний, либо о специальной обработке (переработке) продуктов или об их инспектировании; могут проводиться в виде установления допустимых максимальных уровней остаточного содержания пестицидов либо разрешения использовать определенный перечень пищевых добавок. К числу санитарных мер относятся: 1) все законы, постановления, правила, требования и процедуры, охватывающие в том числе требования к конечному продукту; 2) методы обработки и производства; 3) процедуры испытания, инспектирования, сертификации и одобрения; 4) карантинные правила (включая нормы, связанные с перевозкой животных, растений или материалов, необходимых для их жизнедеятельности во время перевозки); 5) положения в отношении соответствующих статистических методов, процедур отбора проб и методов оценки риска; 6) требования к упаковке и маркировке, непосредственно направленные на обеспечение безопасности пищевых продуктов .

Приказ Минсельхоза России от 22 апреля 2009 г. N 160 “Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований” // Российская газета. 2009. 3 июня.

См.: Смбатян А. Применение санитарных и фитосанитарных мер: обеспечение безопасности и недопущение протекционизма // Корпоративный юрист. 2007. N 4. С. 18.

В целях совершенствования системы правового регулирования в сфере защиты жизни или здоровья человека, животных и растений, дальнейшей гармонизации с международными стандартами действующих на территории Российской Федерации санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительство РФ постановило, что правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры, должны подлежать экспертизе на предмет их соответствия стандартам, рекомендациям и другим документам международных организаций и приведению в соответствие с международными стандартами .

Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 761 “Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами” // Российская газета. 2009. 2 октября.

Функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) , которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в этой области общественных отношений. Кроме того, должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор . Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утвержденным Правительством РФ .

Это интересно:  Компенсация по страхованию до 1992 росгосстрах

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека” // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2899.

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569 “О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации” // СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3953.

Пункт 9 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569 // СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3953.

Основным федеральным законодательным актом в регулировании санитарных требований к товарам является Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” , который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 37 данного Закона контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения, их регистрацию и систематизацию, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ , которое устанавливает систему санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 “Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании” // СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295.

В области торгового оборота нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые регламентируют единые санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд , потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, пищевым продуктам , пищевым добавкам , продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, питьевой воде . Санитарные правила, утвержденные Роспотребнадзором, подлежат государственной регистрации.

Для установления причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, а также в целях установления соответствия товаров предъявляемым им санитарным требованиям специализированными организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств проводятся санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок (ст. 42 Федерального закона N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”) в порядке, предусмотренном Роспотребнадзором .

Приказ Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. N 224 “О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок” // БНА ФОИС. 2007. N 31.

На основании Федеральных законов “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и “О качестве и безопасности пищевых продуктов” санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами “Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов” установлены гигиенические нормативы безопасности и пищевой ценности для человека пищевых продуктов, а также требования по соблюдению указанных нормативов при изготовлении, ввозе и обороте пищевых продуктов. Подобного рода правовое регулирование распространяется и на пищевые добавки .

СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

С целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений среди населения Российской Федерации Главным санитарным врачом РФ разработаны и утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов , которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее – организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. Эти правила, в частности, определяют требования к размещению организаций торговли, приему и хранению пищевых продуктов, их реализации, а также гигиенические требования к мелкорозничной сети.

Санитарно-эпидемиологические требования к помещениям (требования СанПиН)

Документы, принятые в России для осуществления санитарного контроля, называются санитарными нормами и правилами (СанПиН). В этих нормативных документах обозначены минимально допустимые или предельные значения показателей, допустимые условия, которыми характеризуется окружающая среда. Если организация нарушает санитарно-эпидемиологические условия, то она несет за это ответственность, чаще всего в виде штрафов.

Все организации, независимо от структуры их подчинения несут ответственность за соблюдение СанПиН . Соблюдение санитарных ном и правил – гарантия обеспечения нормальных и комфортных условий жизнедеятельности и работы человека. Несоблюдение установленных норм и правил может стать причиной нанесения вредя здоровью человека, что противоречит безопасности.

Нарушением санитарных норм и правил является как умышленное их несоблюдение, так и случайное. Незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности.

Санитарные требования к помещениям

Помещение, которое используется для оказания услуг населению прямым или косвенным образом, или даже помещение, в котором осуществляется общественная деятельность, должно на 100% соответствовать требованию современных санитарно-эпидемиологических документов.

Вы должны знать, что, например, при организации магазина на первом этаже многоквартирного жилого дома бытовую и производственную канализацию необходимо сделать отдельно друг от друга, а отгрузка и загрузка товара не могут производиться со стороны жилого подъезда. Самое интересное в этом случае: соблюдение санитарных требований к помещениям, если подъезды (парадные) жилого дома выходят на обе стороны. Требований СанПиН достаточно много и все они прописаны в нормативных документах и правилах. Соблюдать санитарные нормы помещения обязаны как предприниматели частники, так и организации. Даже для физических лиц предусмотрены некоторые санкции, касающиеся соблюдения правил общественной гигиены и т.д.

Несоответствие помещения требований встречается, к сожалению, очень часто. Например, санитарные нормы помещения указывают, что высота потолка должна быть 3 метра, а компания, которая проектировала дом, уже на первоначальном этапе пропустила этот момент. Или после того, как вы сняли помещение в аренду, вы обнаружили, что здесь невозможно реализовать автономную вентиляцию по требованиям. Даже, если вы не осведомлены и не знаете о нормах, то в ходе проверки эти несоответствия будут выявлены. Может быть наложен штраф или даже уголовная ответственность.

Гигиенические требования к помещениям (производственным)

Смысл требований заключается в том, чтобы создать благоприятные и комфортные условия для работы людей, не причиняющие вред здоровью.

Вот некоторые из основных гигиенических принципов, на которых базируются гигиенические требования:

  1. Должны быть реализованы все необходимые мероприятия для того, чтобы в помещении не было грызунов.
  2. Пол помещения не должен быть скользким, чтобы предотвратить возможный травматизм.
  3. Планировка и метраж помещения должны исключать вероятность загрязнения продукции.
  4. Должны выполняться требования к инженерным сетям и системам жизнеобеспечения. Кабели и трубы зашиваются в стену.
  5. Внутренняя отделка плиткой, которая противостоит воде и механическим воздействиям.
  6. Реализация поточности всех производственных процессов (особенно актуально для предприятий пищевой отлисли)
  7. Реализация прописанных мер борьбы с плесенью.
  8. Хранение и применение моющих и дезинфицирующих средств.
  9. В помещении должны быть раковины.
  10. В помещении должны быть установлены и своевременно очищаться бачки для мусора.

Любое производственное помещение должно быть организовано в соответствии с установленными нормами и правилами, иначе собственник понесет ответственность за несоответствия. СанПиН требования к помещению должны быть тщательно изучены и реализованы на практике.

СанПиН по питанию разрабатываются для предприятий общественного питания и пищевой промышленности, — для организации всех процессов, связанных с питанием. Нарушение требований может стать не только угрозой для здоровья, но и для жизни человека. Поэтому нарушение требований СанПиН по питанию влечет за собой самые большие штрафы и уголовную ответственность в некоторых случаях.

Согласно СанПиН, требования к помещениям разработаны для всех типов помещений без исключения. Поэтому следует обратиться в профессиональную компанию за консультацией или за проведением санитарно-эпидемиологического аудита. Намного дешевле обеспечить свою деятельность, процессы и помещения полным соответствием установленным номам, чем в будущем нести издержки на дополнительные работы по устранению несоответствий и платить штрафы.

Узнайте больше по любым вопросам соблюдения требований СанПиН:

Т ребования СанПиН к организациям общественного питания
Требования СанПиН к медицинским организациям
Требования СанПиН к парикмахерским и салонам красоты
Требования СанПиН к образовательным учреждениям
Требования СанПиН к пищевым производствам
Требования СанПиН к магазинам
Требования СанПиН к складам оптовой и розничной торговли
Требования СанПиН к промышленным предприятиям
Требования СанПиН к автотранспортным предприятиям

Консультация по требованиям СанПиН для городов и регионов РФ:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Казань, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Краснодар, Тверь, Великий Новгород, Смоленск, Тула, Орел, Брянск, Саратов, Чита, Петропавловск Камчатский, Улан-Удэ, Липецк, Вологда, Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Томск, Барнаул, Иркутск, Махачкала, Назрань, Нальчик, Петрозаводск, Йошкар-Ола, Саранск, Якутск, Владикавказ, Ижевск, Абакан, Чебоксары, Владивосток, Ставрополь, Хабаровск, Благовещенск, Астрахань, Белгород, Владимир, Воронеж, Иваново, Калининград, Калуга, Кемерово, Киров, Кострома, Курган, Курск, Магадан, Оренбург, Пенза, Псков, Рязань, Южно-Сахалинск, Тамбов, Тюмень, Ульяновск, Ярославль, Биробиджан, Ханты-Мансийск, Нарьян-Мар, Тура, Салехард, Грозный, Симферополь, Севастополь, Крым

Статья написана по материалам сайтов: studref.com, zakoniros.ru, ecodez-centr.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector