+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Какие учебные дисциплины бывают

Любой человек должен пройти через школу. Как минимум для того, чтобы научиться писать и читать. В колледжах и ВУЗах обучают уже более сложным вещам. Там можно получить специальность, которая станет затем основной в дальнейшей жизни.

Однако некоторые учебные заведения предлагают довольно необычные дисциплины. Хотя большинству и непонятно, зачем обучаться таким вещам, курсы эти посещает достаточное количество студентов. О самых необычных учебных дисциплинах и будет наш рассказ.

Секс-школа. В Австрии есть самая настоящая Международная школа секса. Молодым людям эта тема очень интересна, но приходится изучать основы зачастую с помощью недостоверных источников или ровесников. Вот и были в Вене созданы особые курсы. Они призваны улучшить половое воспитание и снабдить своих слушателей подробными инструкциями. Директор, Илва Мария Томпсон, полагает, что ее школа поможет людям лучше любить друг друга. Ведь мы тратим довольно много денег на то, чтобы накачать свои мышцы на фитнессе, а вот навыки занятия сексом остаются неразвитыми. Именно это и собирается исправить австрийская секс-школа. Там уделяется внимание не только теоретической части, но и практической. Студенты смогут узнать об истории секса и современной сексуальной теории. Курс обучения состоит из пяти семестров и трех специальных интенсивных курсов. Цена за один семестр обучения составляет 1400 евро. Сайт школы рассказывает, что занятия проходят в австрийском особняке XVIII, который находится в получасе езды от столицы. В соответствии с потребностями школы здание было отремонтировано и оснащено высокотехнологичным оборудованием. Только тем, кто рвется поступить в AISOS, надо учесть, что преподавание ведется на немецком языке. Впрочем, язык секса довольно универсален.

Школа волшебства. Научиться магическим трюкам можно в Серой Школе Волшебства, что в Калифорнии. Директор выглядит, как настоящий волшебник. Он чем-то похож на профессора Дамблдора из саги о Гарри Поттере. Оберону Зелл-Равенхарту уже 68 лет. Почти всю свою жизнь он посвятил изучению темных искусств. Ныне волшебник не расстается со своим костюмом и палочкой. С ними он даже ходит за покупками. Искусств. Сам Оберон прославился еще в 80-х, когда заявил, что создал единорога. Однако оказалось, что волшебное существо было всего лишь козлом, с которым были проделаны незначительные операции. Жена волшебника, 63-летняя Морнинг Глори, считает себя ведьмой. Именно Оберон и открыл единственную зарегистрированную в мире академию магии. Он хочет сделать мир Хогвартса и Гарри Поттера реальностью. Успехом для Оберона можно считать и то, что его школа была официально признана академическим учреждением. Как и в Хогвартсе здесь обучают 16 необычным предметам. В их числе алхимия, разговоры с животными, заклинания и работа с волшебной палочкой. Ученики, посещающие эту академию, разделены на четыре старинных дома — Ветра, Русалок, Гномов и Саламандр. Как и в случае с Гарри Поттером, здесь есть специальный курс защиты от Темных Искусств. Сегодня в Школе волшебства обучается 735 студентов, из которых 100 человек не достигли 18 лет. Школа представляет собой интернет-колледж. Магглы должны обучаться тут целых 7 лет, чтобы получить диплом подмастерья в области магии. Оберон планирует выкупить замок в штате Монтана, чтобы проводить очные занятия. Пока же помимо Интернета студенты могут встретиться в летних лагерях для молодых мастеров. За право вступить в школу надо заплатить всего 25 долларов. Интерес же к этой академии многократно вырос после выхода в свет книг и фильмов о Гарри Поттере.

Выращивание медицинской марихуаны. В штате Мичиган есть специальный колледж, посвященный этому благородному занятию. В большинстве учебных заведений марихуана является чем-то запретным, чему не место в стенах школы. Но в этом колледже это наркотическое растение является основным предметом изучения. Здесь изучают историю марихуаны, вопросы садоводства, а также правовые аспекты, касающиеся медицинского использования. 24-летний Ник Теннант, основатель школы говорит, что он помогает решить проблему с рабочими местами в своем штате. Его программа может дать работу сотням человек и принести в бюджет миллионы долларов. Курсы приходят в пригороде Детройта в нескольких арендованных комнатах. Обучение стоит 485 долларов. Курс по выращиванию медицинской марихуаны тесно связан с сельскохозяйственными программами. Здесь изучают весь цикл жизни растения, как обеспечить его наилучшим способом питательными веществами и светом. Студенты изучают, когда лучше всего собирать урожай и делятся собственным опытом.

Школа Битлз и популярной музыки в обществе. Такой курс можно пройти в университете Ливерпуля. Хотя на дворе и 21-й век, но битломания по-прежнему жива. Неожиданным только может показаться тот факт, что ей уделяют внимание в научных кругах. Первой выпускницей этой дисциплины стала 53-летняя Мэри-Лу Захалан-Кеннеди, бывшая финалистка конкурса «Мисс Канада». Она стала магистром программы «Битлз и популярная музыка в обществе». Женщина говорит, что очень гордится своим достижением. Ведь «Битлз» до сих пор оказывает воздействие на многие аспекты современной жизни. В программе ныне обучается 12 студентов дневной формы посещения. Курс ставит своей целью проанализировать влияние ливерпульской четверки на западную культуру. Изучается, как «Битлз» повлияли на становление индивидуальностей, этнику, промышленность и городскую культуру. Курс был запущен в 2009 году.

Основы игры на волынке. Обычно мальчики мечтают быть пиратами. Однако когда Ник Хадсон смотрел фильм «Похищенный» по мотивам книг Роберта Льюиса Стивенсона, то его внимание привлекли не отважные моряки, а дуэль на волынках. Прошло время, и Ник получил не только степень в университете Карнеги-Меллона, что в Пенсильвании, но еще и прошел специальный курс игры на волынке. Специальность была учреждена в 1990 году, ученикам была даже положена стипендия за прохождение такой программы. Шотландские корни Карнеги очевидны. В оркестре носят килты, а символом школы является шотландский терьер. Хадсон стал всего лишь третьим студентом, который прошел весь курс. Хотя теперь нашлось еще два поклонника шотландского музыкального инструмента. В программе преподаются не только основные принципы игры на волынке, но также рассказывается об истории и культурном значении этого музыкального инструмента. Только вот из-за громких звуков волынки репетировать приходится в отдельно стоящем здании с хорошей звукоизоляцией.

Профессиональная няня. Университет Салливана предлагает получить необычную онлайн степень. Педагоги считают, что в настоящее время есть потребность в дипломированных нянях. Именно таких и выпускает эта школа. Университет, который выпускает одних только нянь, был создан еще в 1989 году. Выпускники являются квалифицированными и образованными специалистами, готовыми присоединиться к любой семье и взять на себя уход за детьми. Опыт и знания получены с помощью многочисленных публикаций и телевизионных программ о данном вопросе. Кстати, профессиональная няня может очень неплохо зарабатывать, если удастся найти стабильное место работы в обеспеченной семье. А диплом профессиональной няни может стать преимуществом в конкурентной борьбе за работу. Только вот едва ли такой диплом поможет при попытке сменить род занятий.

Искусство упаковки. Такой курс предлагает пройти университет Висконсин-Стаут. Обычно студенты несколько лет учатся мыслить нестандартно. Но в этом учебном заведении студенты получают навыки правильной упаковки коробок. В этой области можно получить тут целую степень. Университет расскажет, как создать наиболее эстетическую, экологическую и экономически выгодную упаковку и использовать ее в повседневных нуждах. Дело в том, что каждый товар надо упаковывать. Этот рынок оценивается в миллиарды долларов. Все больше и больше людей задействовано в этой упаковки, а спрос на специалистов только растет. Выпускники Университета легко находят работу. Их с радостью принимают в свои ряды такие компании, как Snap-on Tools, Frito-Lay, Kohler и даже FedEx. Исследования показали, что в 2009 году 95% выпускников этой программы было трудоустроено. При этом у 90% молодых специалистов работа непосредственно связана с их необычной специализацией. Средняя их зарплата при этом составляла 51 тысячу долларов в год.

Научное птицеведение. Данный курс предлагает университет Олборн, что в штате Алабама. Суть предмета довольно проста. Студенты изучают, как улучшить и управлять здоровьем кур, уток и индеек. Ведь эти птицы служат в дальнейшем источником яиц и мяса. Для того, что полностью погрузиться в эту область знаний, студентам приходится изучать основные принципы химии и биологии. Программа разбивается на 8 курсов. Первые из них вводные и рассказывают, к примеру, о питании птиц, их разведении, оценке их яиц. То более глубокие затрагивают вопросы вирусологии, микробиологии, переработке птицы, безопасности пищевых продуктов. Вопросы птицеведения очень важны, неудивительно, что курс преподается еще с 1929 года.

Нарезка мяса. Именно этому можно научиться в Государственном колледже Восточной Оклахомы. И обучают там вовсе не палачей. Любой, кто обожает разделывать мясо, найдет себя в стенах этого учебного заведения. Есть у него и родственник — Общественный колледж Хиндс в Реймонде, штат Миссисипи. Программа длится целых пять семестров и два года. Студенты изучают все аспекты, связанные с мясом. Ученики узнают, как именно изготавливается колбаса. Классы тут небольшие, позволяя студентам максимально сосредоточиться на работе с мясными продуктами. Большинство из участников программы получает стипендии от мясоперерабатывающей промышленности.

Управление газоном. Государственный университет Мичигана является одним из немногих ВУЗов в стране, которые могут научить работать с газоном. Программа изучается в колледже сельского хозяйства и природных ресурсов. Студенты этого курса учатся создавать изумрудные поля для гольфа, спортивных парков и площадок. В программе есть такие лекции, как «наука о сорняках», «стратегия управления вредителями газона». Изучаются методики, которые призваны делать газоны здоровыми и защищать при этом ручьи и озера. На сайте есть даже видео по уходу за газоном и советы экспертов в этой области. Выпускники этого направления получили несколько довольно заметных должностей, связанных с обустройством травяных полей. В частности, есть пара бывших студентов, которые ныне работают в Мировой серии по бейсболу. Один обслуживает поле Рейнджеров из Техаса, а второй — Гигантов из Сан-Франциско.

Какие учебные дисциплины бывают

В данном разделе попытаемся обобщить особенности напи­сания академических работ по отдельным гуманитарным и общест­венным дисциплинам.

Составить строгую классификацию существующих гуманитарных и общественных наук достаточно сложно. Официально имеется до­вольно длинный перечень специальностей, по которым приняты го­сударственные стандарты образования (см. Приложение 4). Каждая из этих специальностей имеет свое специальное название и номер, что должно быть отражено, например, на титульных листах в диссер­тационных работах (см. Приложение 2). Вместе с тем система специ­альностей в последнее время меняется и, по существу, она весьма мало касается учебных работ студентов.

Если составлять перечень предметов, предполагающих собствен­ную специфику написания работ по ним, то есть по практическому критерию, мы получим лишь следующие названия:

Каждая из этих дисциплин предполагает не только свой особый круг потенциальных источников, но и особую лексику, особый стиль, особые мыслительные приемы и т. п. Рассмотрим их по порядку.

4.3.1. Журналистика

Журналистика — дисциплина весьма сомнительная, нечто сред­нее между филологией и социологией. С одной стороны, журналис­тов должны обучать хорошо писать, с другой — изучать обществен­ное мнение и выуживать нужную информацию. Как правило, студен­ты факультетов журналистики не успевают, как следует, научиться ни тому, ни другому, поэтому требования к ним предъявляются не самые высокие.

Одним из главных требований к любым формам письменных ра­бот журналистов (по любым предметам) является простота изложе­ния. Журналист должен писать просто по следующим причинам: во-первых, он должен тренироваться, чтобы его произведения могли быть понятны массовому читателю; во-вторых, если журналист на­писал слишком сложно, значит, он либо вообще ничего не понял и выдал на бумагу всякий бред (вчитываться в него все равно никто не будет), либо все списал из умной книжки.

Кроме того, как известно, журналист должен делать все поярче, поэтому в отличие от всех иных дисциплин, в большинстве своем резко отрицательно относящихся ко всяким эмоциям, журналистика требует повышенной эмоциональности и всяких демагогических вы­крутасов.

Это интересно:  Как работать продавцом консультантом

4.3.2. Искусствоведение

Искусствоведение часто считается одним из разделов истории. Однако его предмет столь специфичен, что ученые степени присваи­ваются не кандидатам или докторам исторических наук, а кандида­там или докторам искусствоведения.

Неповторима лексика и стилистика искусствоведческих работ. Описать ее без специальных терминов достаточно сложно, поэтому приведем пример искусствоведческого текста, который говорит сам за себя:

Под балдахином в люнете, напоминающем пролет арки, помещена Мадонна с младенцем, как бы склоняющаяся к умершему. Бывший папа в полном облачении кардинала-епископа возлежит на ложе, опирающем­ся на львов и задрапированном богато вышитым покрывалом. Ложе по­коится на саркофаге с фигурами ангелов по краям эпитафии (послед­ние, хотя и выполнены под явным воздействием античной скульптуры, принадлежат к старой иконографической традиции и наглядно показы­вают приспособление классической формы для христианской иконогра­фии); своими улыбками они словно приветствуют душу, прибывающую в царство небесное. Такое соотношение саркофага и ложа с фигурой умер­шего становится типичным для значительной группы надгробий; это впол­не можно рассматривать как некое отражение катафалка, выставлявшего­ся в церкви перед погребением.

Написать такой текст способен только специалист, явно фанатеющий от своего дела. Поэтому, если вы таковым не являетесь, поста­райтесь найти объекты для списывания—для распространенных учеб­ных тем их существует немало.

4.3.3. История

История иногда представляется дисциплиной непрофессиональ­ной, как будто каждый, изучив свидетельства прошлого какого-либо явления, способен адекватно отразить его историю на научном уров­не. Однако это, конечно же, далеко не так.

Для историка в наибольшей степени важна опора на документы или на иные материальные свидетельства (данные археологии, па­мятники искусства, материальной культуры и т.п.). Как сказал один преподаватель-историк, для философа любая ситуация на улице мо­жет послужить основой для рассуждении, тогда как историк и шагу не может ступить без документов.

Особое внимание в исторической работе должно быть уделено историографии, то есть обзору и критике всех исторических работ, которые посвящены тому же кругу вопросов, что и ваша работа. То же самое касается источников. Исторические работы, собствен­но, и состоят из анализа документов, на основании которого выстра­ивается общая картина хода событий. При этом критикуются или, на­оборот, защищаются взгляды на этот ход со стороны других истори­ков. Важно при этом охватить все имеющиеся источники и исследо­вания, поскольку в противном случае вас обвинят в неполноте исто­риографии или источниковой базы.

Если вы пишете работу по истории, постарайтесь выбрать тему, по которой существует минимум литературы на иностранных язы­ках, а также вообще минимум источников и литературы. Лучше все­го, чтобы вообще было один-два источника и пара-тройка исследо­ваний, дискутирующих по поводу интерпретации противоречивых свидетельств из этих источников. Неплохо также избрать какое-ни­будь историческое событие, которое до сих пор не привлекло к себе внимания историков и исследуется, таким образом, впервые имен­но вами.

Но это все касается серьезных работ. Доклады и рефераты по ис­тории можно безбожно списывать, так как они задаются, как прави­ло, по максимально исследованным темам. А такие темы порождают неисчислимый поток всякого рода обобщающей и научно-популяр­ной литературы, которую мало кто читает.

Историки обращают крайне пристальное внимание на оформ­ление выходных данных и цитирование документов, а также на описание методов их выявления, отбора и исследования. Эта чер­та находит свое предельное выражение в работах по источникове­дению.

4.3.4. Источниковедение

Источниковедение есть подраздел истории. Однако этот подраз­дел столь специфичен, что мы посчитали нужным выделить его в осо­бую категорию.

Источниковедение представляет собой один из самых тяжелых и самых противных видов работ — настоящее блохоискательство.

Цель любой источниковедческой работы состоит в том, чтобы оценить то или иное свидетельство прошлого на предмет его пригод­ности к реконструкции хода исторических событий. Для этого ана­лизируется история самого этого источника, факты, изложенные в нем, сопоставляются с фактами, изложенными в других источниках. Далее, определяются методы, посредством которых, учитывая спе­цифику того или иного источника, можно выделять из него зерно достоверности. Поскольку в источниковедческих работах, как пра­вило, рассматриваются целые группы источников, здесь также необ­ходимо их проранжировать, выделить методы их поиска и отбора, методы их обработки, составить их скрупулезное описание и класси­фикацию.

Легче всего, разумеется, анализировать только один источник и особенно такой, у которого нет аналогов по тому же периоду истории.

Среди исторических источников выделяются не только тексто­вые свидетельства, но и памятники иного рода — свидетельства мате­риальной культуры, то есть предметы быта и искусства. Первые изу­чаются археологией, зачастую использующей методы точных наук (например, радиоуглеродный метод), вторые — искусствоведением.

4.3.5. Лингвистика

Лингвистика раньше была частью филологии, но теперь, к радо­сти презирающих литературщину лингвистов, стала вполне самосто­ятельной дисциплиной. Лингвистика изучает исключительно особен­ности языка — русского или любого иностранного — его историю, структуру, словарный состав, особенности образования слов и пред­ложений, особенности перевода и т. п. В своем предельно формали­зованном виде лингвистика уже почти не укладывается в рамки гу­манитарных наук и напоминает отчасти математику, прямо соприка­саясь с математической логикой. Главное, чем занимаются лингвис­ты, — изучение иностранных языков. Именно эта весьма перспектив­ная в наши дни цель движет большинством учащихся-лингвистов, письменные работы играют для них второстепенную, вспомогатель­ную роль.

Тем не менее мы наблюдаем прямо-таки беспрецедентное коли­чество диссертаций лингвистического характера. В каталоге химкин­ского отдела РГБ они ввиду запредельной численности систематизи­руются, кроме достаточно дробных рубрик, еще и по годам защиты. Все это говорит о том, что на сегодня нет такой лингвистической темы, которая не могла бы быть списана из соответствующей диссертации.

4.3.6. Право

Право — это дисциплина, пользующаяся сегодня поистине огром­ной популярностью. Основная проблема написания академических работ по праву состоит в том, что сегодня постоянно меняется право­вая база, в результате чего не только затрудняется ориентация в сис­теме нормативных актов, но и устаревает значительная часть литера­туры, с которой можно списывать. Вместе с тем первоначальный революционный шок в праве и правоведении к настоящему времени уже прошел, в связи с чем авторитетность старых исследований (вме­сте с их марксистским методом) существенно восстановилась.

Об особенностях юридической лексики специально говорить не приходится. Следует только отметить возбуждаемый этой особенно­стью интерес юристов к прямо-таки философскому рассмотрению отдельных категорий права.

Кроме того, в современной отечественной юридической науке существует множество враждующих направлений, по-разному трак­тующих не только отдельные вопросы юриспруденции, но и саму структуру права. Часто это связано с меркантильными интересами. Так, существует дискуссия на предмет наличия такого раздела права и правоведения, как предпринимательское право. Лидеры кафедр гражданского права отрицают его, тогда как лидеры бывших кафедр хозяйственного права, упраздненного в ходе современной револю­ции, пытаются найти себе место в академической системе под новым флагом. Учитывать наличие враждующих школ и группировок край­не важно для учащегося, пишущего отчетный труд, чтобы не попасть впросак и не провалить все свои усилия только из-за неправильно взятой точки отсчета.

При написании юридических работ обязательно использование су­дебной практики. Чтобы найти случаи из практики, касающиеся ис­следуемого вами вопроса, не нужно ломать голову — возьмите 12 но­мер «Бюллетеня Верховного Суда РФ» либо «Вестника Высшего Арби­тражного Суда РФ» за любой год (один из последних) и найдите там сводный тематический указатель судебной практики. В этом указателе названы по рубрикам опубликованные во всех предшествующих номерах данного издания за этот год случаи судебной практики. Их можно переписывать целиком и органично вставлять в ваш текст по ходу изложения соответствующей юридической про­блемы.

Поскольку в юриспруденции, толкующей законы, трудно приду­мать что-то оригинальное, большинство работ в этой дисциплине вполне может быть построено на компилировании уже готовых текс­тов. Единственным препятствием здесь может служить, как уже го­ворилось, смена нормативной базы, которую нужно постоянно учи­тывать.

4.3.7. Психология

Психология является дисциплиной, которая, по крайней мере с точки зрения отечественных академических кругов, не может суще­ствовать без эмпирических исследований. Поэтому любая работа по психологии может быть признана хоть сколько-нибудь состоятель­ной только тогда, когда она основана на конкретных данных строго проведенного эмпирического исследования.

Между тем, серьезной проблемой для написания психологичес­ких работ является состояние категориального аппарата этой науки. Он находится в состоянии полного хаоса: не существует ни одного психологического понятия, которое было бы общепринятым. Дан­ное обстоятельство, хотя и заставляет психологию не только топтать­ся на месте, но и деградировать, однако позволяет многим ловким начетчикам делать быструю научную карьеру. По свидетельству од­ного ученого-психолога (доктора наук и профессора МГУ), люди за­щищали докторские диссертации по психологии на основании толь­ко того, что переименовывали то, что называлось «эмоция», в «чув­ство», а то, что называлось «чувство», в «эмоцию», то есть попросту меняя местами названия одних и тех же феноменов.

Списывая психологическую работу, обязательно обратите внима­ние на то, соответствует ли ваше употребление понятий употребле­нию понятий вашим преподавателем.

Объектов списывания по психологии более чем достаточно. Кро­ме того, целый ряд психологических проблем рассматривается в ра­ботах по педагогике (психология детей и подростков), по социоло­гии асоциально-психологические проблемы), по журналистике (.про­блемы массовых коммуникаций) и по философии (общеметодологи­ческие проблемы). Эти работы самими психологами читаются чрез­вычайно редко, но зачастую вполне могут быть использованы для создания чисто психологических текстов.

4.3.8. Социология

Социология — наука весьма молодая и неразвитая. Наиболее раз­витой ее частью является инструментарий количественных измере­ний. Данная сфера связана прежде всего с конкретными эмпиричес­кими исследованиями, в ней много математики и статистики. В ос­тальном у социологов еще много неопределенного и неотделенного от социальной философии, социальной психологии и отчасти эко­номики.

Последнее обстоятельство весьма полезно учитывать при списы­вании: социально-философские, социально-психологические, а так­же социально-экономические тексты пригодны для списывания со­циологических работ. Но при этом следует учитывать, что препода­ватели социологии не любят ссылок на учебники и учебные пособия и очень любят ссылки на социологические исследования — собствен­ные либо чужие, реальные либо сфальсифицированные (естествен­но, что о последнем им знать не следует).

Поскольку проведение социологических исследований — это весьма тяжелая и долговременная работа, таковые лучше сфальсифицировать. Это можно сделать от начала до конца, так сказать, с нуля, а можно и на основе уже проведенных ранее аналогичных исследова­ний. Следует при этом изменить только некоторые выходные данные и количественные показатели, оставив лишь общий принцип. Про­верять реальность социологического исследования в студенческой ра­боте никто не станет. Но в любом случае все показатели исследова­ния должны быть строго соотнесены друг с другом логически и мате­матически.

4.3.9. Филология

Филология уже долгое время представляет собой дисциплину весь­ма неопределенную. До самого последнего времени остается неясным, каков же, собственно, основной предмет и метод филологии. Один из весьма авторитетных отечественных филологов (Г.О. Винокур) считал, что филология вообще является не наукой, а искусством. Между тем, для студентов она представляет собой не что иное, как историю и тео­рию художественной практики.

Если вам необходимо филологически проанализировать какое-то литературное произведение, следует первостепенное внимание обратить на такие вещи, как анализ выведенных в нем образов, вскры­тие основной идеи, сюжетных линий, а также выявление и анализ использованных художественных приемов. Все это неплохо анализировать, раскрывая принадлежность автора к тому или иному лите­ратурному направлению с приведением соответствующих паралле­лей. Должно быть также уделено внимание особенностям языка ли­тературного произведения.

Преподаватели-филологи любят, чтобы в анализе произведения присутствовал анализ мировоззрения его автора и, так сказать, фи­лософские мотивы, которыми, однако, не следует увлекаться.

Особый характер носят филологические работы, посвященные поэтическим текстам. Стихосложение представляет собой целую на­уку с многочисленными весьма специфическими терминами.

Поскольку литературные произведения могут рассматриваться и как исторические источники, в списывании филологических работ можно использовать источниковедческую литературу, и наоборот, -в написании источниковедческих работ можно задействовать фило­логические тексты.

Это интересно:  Выплаты при ликвидации фирмы

Кроме того, анализ художественного языка требует от филолога хотя бы минимального знакомства с лингвистикой.

4.3.10. Философия

Философия очень многим кажется весьма притягательной сфе­рой самовыражения. Множество представителей других дисциплин тянутся к философствованию, часто привлекают к своим рассуждениям философский материал, апеллируют к философии. А напри­мер, многие психологи вообще считают, что философия является всего лишь недоразвитой психологией и рано или поздно войдет в состав последней. Мы не станем дискутировать здесь этот вопрос — для на­шей темы важно, что на сегодняшний день философия представляет собой совершенно самостоятельную академическую дисциплину, об­ладающую своими весьма жесткими традициями составления и по­дачи текстов. Не соблюдая эти 1радиции, вы никогда не сможете на­писать работу, которая будет признана состоятельной в философских академических учреждениях.

Первая такая традиция, которую часто игнорируют дилетанты, -это категориальный аппарат. Многие думают, что философский текст может представлять собой этакую заумную беллетристику. На самом же деле ничто так не раздражав преподавателей-философов, как из­лишняя, слишком свободная литературность. На большей части фи­лософских факультетов образование начинается с достаточно слож­ного курса логики. Поэтому каждая философская работа должна стро­иться на основе строгого использования основных понятий и выражений. При этом, если вы придаете какому-либо понятию свой осо­бый смысл или используемое вами в определенном смысле понятие имеет в истории философии много смыслов, то вы должны дать его определение по всем правилам логики.

В философии почти невозможно выдумать что-то новое. Дело в том, что эта дисциплина древнее всех других и насчитывает около трех тысяч лет почти непрерывной традиции. По выражению одного из философов, нет такой нелепости, которую философы не отстаивали или хотя бы не обсуждали. Поэтому, во-первых, ни один трезвомыс-лящий философ не станет бездумно претендовать на радикальное новаторство, а во-вторых, разработка любой темы обязательно по­требует соответствующего историко-философского экскурса.

Последнее представляет особую трудность для человека, не учив­шегося на философском факультете. Историю философии, как пра­вило, изучают все пять лет учебы. В этом предмете есть масса устояв­шихся стереотипов и общих мест. Незнание их немедленно изобли­чит в вас неспециалиста. Кроме того, благодаря историко-философ-ской подготовке студенты усваивают определенные навыки профес­сионального мышления, которые выражаются в соответствующих словесных формах. Философский текст всегда можно отличить от других по его особому стилю и лексике.

Если вы пишете работу по философии, во-первых, обратите вни­мание на историко-философские корни рассматриваемой проблемы, какая бы она ни была. Соберите всю литературу, когда-либо издан­ную по вашему вопросу. Старая и наименее часто цитируемая лите­ратура, не принадлежащая перу классиков, является прекрасной ос­новой для списывания. Исторический взгляд на проблему любого рода в философии наиболее выгоден для академической работы: вы показываете свою эрудицию и одновременно избегаете необходимо­сти выражать собственную точку зрения. Желательно придерживать­ся именно исторических позиций. Если же вы все-таки не можете удержаться от изложения собственных оригинальных взглядов, сде­лайте это как можно более осторожно, с оглядкой на авторитеты, осо­бенно местные.

Преподаватели-философы больше всего любят, когда студент по­следовательно опирается на какую-либо теоретико-методологичес­кую основу — марксизм, гегельянство, кантианство, феноменологию и т.п. Классические теории пользуются авторитетом, тогда как но­вейшие слишком смелые и малоосновательные изыскания, как пра­вило, вызывают опасный для студента скепсис.

4.3.11. Экономика

Экономика — наука достаточно сложная, прагматичная и пользу­ющаяся в наши дни большой популярностью. Главное, чему стара­ются научить экономистов, — это делать точные расчеты. Поэтому письменным работам здесь не придается такое большое значение, как в других общественных науках. Чтобы не иметь никаких проблем с написанием академических работ по экономической проблематике, их не только можно, но и необходимо компилировать на основе го­товых, уже оцененных текстов. Причем в данном случае при списы­вании даже не обязательна особая разборчивость. Так, однажды был написан и высоко оценен диплом на основании одной только, при­чем достаточно популярной, книги «Фондовый портфель». Этот дип­лом был защищен с отличием дважды — на экономическом факуль­тете МГУ и в Университете управления.

В экономических работах принято выстраивать формулы, при­чем даже на счет самых простых отношений.

Популярность экономики как профессии вызвала к жизни огром­ное количество экономических диссертаций, охвативших уже по-нескольку раз каждую актуальную экономическую проблему. Поэтому в Химках сегодня можно списать практически любую работу по эко­номике.

Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля: для дневного отделения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета _________________( Сорокин В.В.) « 02 »июня 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Профессиональная этика юриста

(наименование учебной дисциплины)

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

(бакалавриат, магистратура, подготовка специалистов)

Профиль: общий

Форма обучения: очная, заочная

(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)

Срок освоения ООП: нормативный

(нормативный или сокращенный срок обучения)

Факультет: юридический

Кафедра: уголовного процесса и криминалистики

Барнаул

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

утвержденный Министерством образования и науки РФ «4» мая 2010 №464

2) Учебный план общего профиля подготовки бакалавра очной формы обучения

одобрен Ученым советом ГОУ ВПО «АлтГУ» от «26» января 2011г., протокол № 7

3) Учебный план общего профиля подготовки бакалавра заочной формы обучения

одобрен Ученым советом ГОУ ВПО «АлтГУ» от «24» мая 2011г., протокол № 11

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры

уголовного процесса и криминалистики

от « 01 »июня 2011 г., протокол № 12

Заведующий кафедрой ______________ ( Гавло В.К. )

Разработчики:

преподаватель (занимаемая должность) (подпись) Л.Ю. Кирюшина (инициалы, фамилия)

Председатель методической комиссии факультета:

доцент (занимаемая должность) (подпись) Н.Я. Гринчинко (инициалы, фамилия)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(обязательный раздел)

Целями освоения учебной дисциплины «Профессиональная этика юриста» являются:

(наименование учебной дисциплины)

познание и усвоение знаний о нравственной сущности юридической профессии, при осуществлении судебной деятельности;

— изучение характера и механизма действий правовых норм в судебной этике юриста, их взаимодействие с требованиями общественной морали и нравственности;

— совершенствование правильного понимания нравственных аспектов деятельности представителей отдельных юридических профессий и умение применять их на практике;

— подготовку специалиста высшей квалификации, способного на определение собственной нравственной позиции в сфере действия правового регулирования.

Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета.

1.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП УНИВЕРСИТЕТА(обязательный раздел)

1.2.1. Учебная дисциплина судебная этика относится к циклу: гуманитарный, социальный и экономический цикл (базовая часть)

1.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

— «Правоохранительные органы РФ»

(наименование предшествующей учебной дисциплины)

(наименование предшествующей учебной дисциплины)

1.2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

(наименование последующей учебной дисциплины)

(наименование последующей учебной дисциплины)

1.2.4. Указать связь дисциплины с итоговой государственной аттестацией в виде государственного экзамена

Дисциплина «Профессиональная этика юриста» не входит в комплексный государственный экзамен

1.3 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(обязательный раздел)

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

ОК-1: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;

ОК-2:способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

ПК-4:способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с

ПК-9:способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы

человека и гражданина;

Детальное описание изложено в Карте компетенций дисциплины.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ(обязательный раздел):

Очное отделение

Вид учебной работы Всего часов Семестры
№ 3
часов часов часов часов
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:
Лекции (Л)
Семинары (С)
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)
В том числе:
Курсовая работа
Другие виды СРС: .
Индивидуальное домашнее задание
Реферат
Научно-исследовательская работа
Подготовка к семинару
СРС в период промежуточной аттестации
Подготовка к аттестации
Вид промежуточной аттестации зачет (3)
экзамен (Э)
ИТОГО: Общая трудоемкость часов
зач. ед.

2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ(обязательный раздел):

Заочное отделение

Вид учебной работы Всего часов Семестры
№ 3
часов часов часов часов
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:
Лекции (Л)
Семинары (С)
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)
В том числе:
Курсовая работа
Другие виды СРС: .
Индивидуальное домашнее задание
Реферат
Научно-исследовательская работа
Подготовка к семинару
СРС в период промежуточной аттестации
Подготовка к аттестации
Вид промежуточной аттестации зачет (3)
экзамен (Э)
ИТОГО: Общая трудоемкость часов
зач. ед.

В приложении к диплому итоговая оценка по учебной дисциплине, изучаемая в течение нескольких семестров, указывается (выделите выбранный вариант):

А) средняя оценка за все семестры изучения учебной дисциплины

Б) оценка за семестр № 3 (зачет для заочного отделения); (Экзамен для дневного отделения)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.2.1. Содержание разделов учебной дисциплины(обязательный раздел)

№ раздела Наименование раздела учебной дисциплины № семестра Содержание раздела в дидактических единицах
Мораль и этика в профессиональной деятельности юриста. 1 семестр Понятие морали. Понятие морального сознания. Мораль, как один из регуляторов общественных отношений. Взаимодействие права и морали. Моральные принципы и нормы. Мораль в системе факторов правоохранительной деятельности. Основные этические категории: понятие, содержание. Зависимость нравственного поведения от о морального сознания и правосознания.
Понятие судебной этики и ее значение 1 семестр Судебная этика: понятие, содержание система. Судебная этика, как разновидность профессиональной этики. Нравственная культура. Функционально видовой и личностный критерий формирования судебной этики. Профессиональный долг: значение, содержание. Нравственная сущность служения обществу и государству. Понятие морального выбора в деятельности юриста. Моральный выбор: содержание и структура. Нравственные качества юриста: нравственный конфликт и моральная ответственность.
Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности 1 семестр Генезис норм, институтов и принципов по правам человека. Декларация о правах человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. Нравственное содержание Конституции РФ. Влияние международных стандартов в сфере прав и свобод человека на нравственное содержание Конституции РФ. Признание естественное природы прав и свобод человека, гарантии охраны жизни, чести, достоинства человека, личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища, охран частной жизни как общепризнанных нравственных ценностей. Нравственное содержание отраслевого законодательства. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: нравственное содержание, принципы уголовного судопроизводства. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека.
Нравственные начала осуществления правосудия 1 семестр Этические основы правосудия и судебного разбирательства. Нравственные требования к деятельности судебной власти. Справедливость как важнейшее требование судебной власти. Презумпция невиновности. Объективность, беспристрастность, компетентность, справедливость как важнейшие нравственные требования в деятельности судебной власти. Роль председательствующего по делу. Нравственное содержание приговора и других решений суда.
Морально-нравственная характеристика судебной деятельности (по уголовным делам) 1 семестр Общие требования, предъявляемые к личности судьи, роль жизненного опыта, нравственные убеждения в деятельности судьи. Морально-нравственная характеристика деятельности судьи. Нравственная оценка деятельности судьи. Судейская этика. Правила поведения судьи с участниками уголовного судопроизводства. Этические требования во внеслужебной деятельности судьи. Этика общения с представителями СМИ.
6. Этические особенности публичного выступления 1 семестр Деловое общение, его виды и формы. Подготовка к вступлению. Техника и тактика аргументирования. Культура речи. Этика судебных прений. Общие нравственные требования к участникам прений. Уважительное отношение к оппоненту. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Конфликт: понятие, классификация, значение. Причины и последствия конфликтов. Психологическое состояние участников судебного разбирательства. Разрешение конфликтов и стратегия поведения в деятельности юриста.
7. Особенности деятельности прокурора в суде 1 семестр Соотношение требований права и морали в деятельности прокурора. Присяга прокурора. Этика обвинительной речи прокурора. Структура судебной речи — ее логика и психология построения, ее композиционный план. Цель, язык, стиль речи, структура, основные требования, предъявляемые к судебной речи. Коммуникативные способности прокурора.
8. Морально-нравственные аспекты в деятельности адвоката- защитника 1 семестр Основные принципы деятельности адвоката. Кодекс профессиональной этики. Процессуальная функция адвоката по защите подсудимого в суде. Психологическая и этическая составляющая деятельности адвоката. Основные задачи адвоката. Нравственные требования в деятельности адвоката, моральный и материальный аспект во взаимоотношениях с клиентом. Адвокатская тайна. Особенности речи адвоката. Основные грубые этические нарушения в речи адвоката. Коммуникативные, психологические и ораторские способности адвоката. Морально-нравственное содержание действий адвоката как представителя в суде.
9. Особенности проведение допроса и других действий в судебном следствии 1 семестр Разновидности допроса: основной, перекрестный и другие. Психологические особенности участников уголовного судопроизводства. Причины самооговора. Разоблачение лжесвидетельств. Требования, предъявляемые к вопросам. Установление психологического контакта с допрашиваемым.
Это интересно:  Законы субъектов рф список

Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля: для дневного отделения

Глава 6 Учебные дисциплины, письменные работы, экзамены

Глава 6 Учебные дисциплины, письменные работы, экзамены

6.1. Как изучать отдельные дисциплины

6.1.1. Первое знакомство. Какие бывают учебные дисциплины

Стоит уделить внимание первому знакомству с новой учебной дисциплиной: от этого зависит, как сложатся в дальнейшем ваши отношения. С самого начала постарайтесь четко уяснить, что собственно изучает данная наука, зачем она нужна, как связана с другими науками и какое место занимает в вашем образовании и программе вуза. Коротко скажу так: необходимо представление о триаде – сути, цели и месте новой дисциплины. Пусть такое представление будет в самом общем виде, все равно оно послужит вам полезным ориентиром при освоении предмета.

Элементы триады взаимосвязаны, слово «триада» можно перевести с греческого как «триединство». Цель вытекает из сути учебного предмета, а его место определяется сутью и целью. Приведу примеры триад, характеризующих учебную дисциплину.

Например «Сопротивление материалов».

Суть: наука о прочности и деформируемости деталей машин и элементов сооружений.

Цель: снабдить инженера методами расчета, которые позволяют предсказать поведение деталей и элементов при действии различных нагрузок. Тем самым создается основа для грамотного проектирования конструкций.

Место: _одна из основных общеинженерных дисциплин. Ее изучение требует знания физики, математики, теоретической механики. Эта дисциплина ограничивается расчетами отдельных элементов (балка, стержень и т. д). Методы расчета сложных конструкций рассматриваются в последующих курсах, например «Статика сооружений», «Динамика сооружений», «Устойчивость сооружений».

Например «Технология процессов прокатки».

Суть: техническая дисциплина, посвященная обработке металлов давлением между вращающимися валками прокатных станов. Таким способом получают различные изделия из металлов и полуфабрикаты.

Цель: улучшение существующих и создание новых более совершенных способов прокатки металлов.

Место: изучение курса требует знания таких учебных дисциплин как «Теория процессов прокатки», «Оборудование прокатных цехов», «Термическая обработка металлов» и др.

Например «Фармацевтическая химия».

Суть: наука о способах получения, составе и свойствах лекарств.

Цель: создание научных основ получения лекарств с требующимися лечебными свойствами, включая установление связи между химическим строением веществ и их действием на организм.

Место: курс основан на знании химии (органической, неорганической, физической, коллоидной), а также биохимии. На «Фармацевтическую химию» опирается, с одной стороны, курс «Технология лекарств», а с другой – «Фармакология». Кроме того, «Фармацевтическая химия» находится в тесной взаимосвязи с медико-биологическими дисциплинами (физиологией, терапией и др.).

Как составить себе представление о триаде новой дисциплины? Информацию на этот счет можно найти в вводной лекции к курсу, предисловии к учебнику, статьях в энциклопедиях и словарях. Не зазорно, а похвально обратиться с такими вопросами к лектору, читающему курс. То, о чем сейчас пойдет речь, поможет вам сориентироваться при встрече с новой дисциплиной.

Начнем с классификации наук и учебных дисциплин. Уже упоминалось, что науки можно разделить на естественные – науки о природе, технические – о производстве, социальные и гуманитарные – о человеке, обществе, культуре. В программе института представлены все типы наук.

Государственный образовательный стандарт выделяет несколько циклов учебных дисциплин. Первый цикл составляют гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Изучение таких предметов цикла, как иностранные языки, экономика, правоведение, служат важным элементом профессиональной подготовки современного специалиста. Ознакомление с философией, отечественной историей, культурологией и политологией формирует общую культуру человека. Психология и педагогика, социология, русский язык и культура речи вносят свой вклад и в профессиональную, и в общекультурную подготовку специалиста.

В следующий цикл входят общие математические и естественнонаучные дисциплины. К ним прежде всего относятся математика, информатика, физика, химия, биология, экология. Эти дисциплины служат научным фундаментом, на котором строится множество других наук, решающих практические задачи. Таким образом, изучение прикладных дисциплин требует обязательного знания фундаментальных наук. К примеру, невозможно серьезно разбираться в металлургии, не зная химии, или в медицине без знания физиологии.

Общепрофессиональные дисциплины составляют следующий цикл. Скажем, в подготовку будущего инженера входит изучение таких общеинженерных предметов, как «Начертательная геометрия», «Инженерная графика», «Механика», «Теплотехника», «Материаловедение», «Электротехника и электроника», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Управление производством» и др.

Знание подобных предметов необходимо, чтобы стать инженером широкого профиля. Кроме того, многое, что вы узнали, изучая общепрофессиональные дисциплины, понадобится при освоении следующего цикла специальных дисциплин.

Знания, умения, навыки, полученные в результате изучения этого цикла, специалист непосредственно использует в своей профессиональной работе. В круг специальных дисциплин входит множество разнообразных предметов, охватывающих почти все сферы деятельности человека. Каждая из таких дисциплин отражает какую-то часть окружающего нас мира.

В то же время все дисциплины взаимосвязаны. В этом проявляется объективно существующая связь между предметами различных наук. Понимание связей между науками формирует целостную картину мира.

Обычно учебная дисциплина опирается на ранее изученные предметы и сама служит фундаментом для освоения следующих по программе дисциплин. Например, курс радиоэлектроники опирается на знание таких предметов, как физика, математика, информатика, а с другой стороны, служит основой для изучения радиолокации и др. дисциплин.

Другой пример. Органическая химия является фундаментом, на котором строится курс «Химия высокомолекулярных соединений». Этот курс, в свою очередь, – теоретическая основа дисциплины «Технология полимеров».

Таким образом, учебные дисциплины выстраиваются в виде пирамид, в основании которых расположены фундаментальные науки. Чем выше находится дисциплина, тем более явно выражен ее прикладной характер. Естественно, что программы обучения в институтах составляются с учетом взаимного расположения дисциплин в такой иерархии.

Студенту будет легче уяснить место новой дисциплины в обучении, если он знаком с программами своего вуза. Такая практика уже существует в некоторых институтах. Так, в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) каждый студент получает CD-ROM, в котором есть все учебные планы, базовая литература с дополнительными ссылками на ресурсы Интернета. Это, конечно, помогает студенту понять связи между дисциплинами и получить цельное представление о своем образовании. А чем отчетливее представляет студент, зачем он учит данный предмет, тем лучше идет учеба.

Хорошо, если, заканчивая учебу, вы будете уверенно ориентироваться в том, что является предметом той или иной науки. Тогда вам легче будет решать профессиональные задачи, особенно те, которые требуют приложения не одной, а нескольких наук.

6.1.2. Из каких частей состоит учебная дисциплина

Чтобы с толком заниматься учебной дисциплиной, надо знать, из каких частей она состоит. Обычно это следующие части: рассмотренная триада суть – цель – место, история науки, ее методы, язык, факты, теория, практические приложения. Кое-что об этом говорилось в 5.3.3.2, что-то стоит добавить сейчас.

История науки содержит немало важного и интересного. Она позволяет проследить, как пришла наука к современному уровню, причем история ошибок и заблуждений бывает не менее поучительной, чем повествование об успехах.

Первостепенная роль принадлежит методам, какие использует наука для получения экспериментальных данных, построения теорий, решения конкретных задач. Развитие науки в огромной мере обязано появлению новых более совершенных методов. Так, изобретение микроскопа привело к открытию клетки, а это – новый этап науки о жизни.

Значительную часть науки составляют факты. Их получают с помощью наблюдений и экспериментов. В фактический материал науки входит также практический опыт тех, кто достиг больших успехов в данной дисциплине. Замечу еще, что научный подход требует не только учесть тот или иной факт, но и оценить степень его достоверности.

Факты, выступая в роли примеров, очень важны в обучении. По мнению великого Ньютона, при изучении наук примеры важнее правил. По этому поводу английский ученый Герберт Спенсер писал: «Учение должно начинаться с конкретного и кончаться отвлеченным. только после того, как накопится обширный запас наблюдений, должно начаться рассуждение». Можно также заметить, что практическое использование науки во многом основывается на фактическом материале.

Послушайте, однако, что писал еще один выдающийся англичанин, Бертран Рассел. «Цель науки состоит в открытии общих законов, и факты ее интересуют, в основном, в той мере, в какой они представляют собой свидетельства „за“ или „против“ этих законов». Это высказывание одного из ведущих философов XX в. подводит нас к важнейшей составной части науки – теории. (Здесь полезно заглянуть в раздел 5.3.3.2, где говорится о текстах типа «Т».)

Действительно, даже обширное собрание фактов вряд ли можно считать истинной наукой. Факты нужно классифицировать, выстроить в систему, установить законы, ею управляющие, и объяснить их. Этим занимается теория. Объяснение устройства какой-то части мира – главное предназначение теории.

Теория строится обычно исходя из определенных утверждений (постулатов). На их основе создается модель действительности, которая, как правило, упрощает, идеализирует реальность. Такой подход позволяет теоретическим путем вывести законы, выражающие связи между явлениями.

В развитых науках законы представлены в виде математических формул. К примеру, Эйнштейн на основе созданной им теории относительности получил знаменитое уравнение, связывающее массу тела с содержащейся в нем полной энергией, < Е=ше2 , где с – скорость света. Когда закон выражен уравнением, он поддается количественной проверке. Имеется в виду, что можно оценить, насколько точно закон описывает факты и в какой мере оправдываются предсказания, сделанные на основе теории.

Часто законы выводят не теоретическим, а эмпирическим путем, т. е. как обобщение множества фактов. С развитием науки эмпирические законы могут получить теоретическое обоснование. Например, периодический закон Менделеева спустя несколько десятилетий после его открытия удалось объяснить на основе законов квантовой механики.

Важной частью учебной дисциплины является решение задач. Именно здесь теории находят выход в практику. На основе теоретических представлений и законов формулируются общие принципы решения прикладных задач. Далее для конкретных типов задач строятся алгоритмы решения.

Итак, мы вкратце ознакомились с основными частями учебной дисциплины. При этом специально пропустили язык науки, так как эта тема заслуживает более подробного разговора.

6.1.3. Язык учебной дисциплины

Язык науки создается для описания той части мира, которую изучает данная наука. Ученые используют этот язык в своих размышлениях и при решении задач. Можно сказать, что с помощью языка науки информация порождается, хранится, используется и передается.

Следовательно, без знания языка учебной дисциплины освоить ее невозможно. Вообще образование в немалой мере сводится к овладению языком различных учебных дисциплин.

Для описания фактического материала науки большей частью хватает обычного, естественного языка. Другое дело – теория: здесь, как правило, без специального языка науки не обойтись. Более того, язык сам является важной частью теории.

Статья написана по материалам сайтов: kursach.com, megaobuchalka.ru, marketing.wikireading.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector