+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Какого место труда в жизни человека

^ 1. Труд выступает основным и непременным условием человеческого бытия. Благодаря труду человек выделился из царства животных. В отличие от животных человек создает свой мир, и создает его своим трудом.

В процессе труда создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей членов общества. Это позволяет выделить в качестве первой и важнейшей общественной функции труда, с которой начинается общественное бытие человека, удовлетворение потребностей.

Экономическое развитие общества основано на производстве материальных ценностей, которое возможно лишь благодаря целенаправленной созидательной деятельности людей. В процессе труда человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченные изменения в предмете труда, т.е. живой труд, овеществляясь в материале, тем самым изменяет этот материал. Все три момента процесса производства: материал, орудие труда и труд сливаются в нейтральном результате — продукте труда. Труд в таком общем виде есть не что иное, как вечное, естественное условие человеческой жизни. Он не зависит от какой бы то ни было ее конкретной организации1. При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства.

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности происходит, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, на которые уже сложилась определенная потребность, с другой — прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда2.

Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете, именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия3.

Труд — сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом — формирует не только общество, но и человека, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей. В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования4. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности5, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

Среди общественных функций труда выделяют и свободотворче- ство: труд проявляется в обществе как «сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы «подготовляют» и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)»6.

С экономической точки зрения труд — это процесс воздействия на природные и материальные ресурсы.

^ 2. Трудовая деятельность может быть классифицирована по видам в зависимости от характера и содержания труда; предмета и продукта труда; средств и способов труда; условий труда.

По характеру и содержанию труда можно выделить труд собственника средств производства — самостоятельный и труд несамостоятельный — наемный. Это деление, которое учитывает социальный характер труда, обусловленный формой собственности на средства производства. В определенном смысле социальный характер труда находит отражение в выделении двух его организационных форм: индивидуального и коллективного труда. Социальный характер труда проявляется в формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение)7. Соответственно выделяют такие виды труда, как добровольный и принудительный.

Это интересно:  Должностные обязанности генерального директора ооо

Характер и содержание труда могут рассматриваться в структурном аспекте. С этой точки зрения на первое место выступают два главных параметра — степень интеллектуализации труда и квалификационной сложности трудовой функции. В соответствии с этими параметрами можно выделить труд физический и умственный, репродуктивный и творческий, неквалифицированный и квалифицированный (высококвалифицированный) или труд разной степени сложности.

Второй критерий классификации — предмет и продукт труда — учитывает профессиональное, функциональное и отраслевое разделение труда. По профессиональному признаку можно выделить столько видов труда, сколько существует профессий (труд водителя, инженера, педагога и т.п.). Учет функционального разделения труда предполагает деление труда на виды, соответствующие этапам (стадиям) производства: предпринимательский, инновационный, воспроизводственный и коммерческий. В соответствии с отраслевым разделением труда выделяются такие виды, как промышленный труд (добывающий и обрабатывающий), сельскохозяйственный, строительный, транспортный и т. п.

Классификация видов труда по применяемым средствам и способам сводится к выделению труда ручного, механизированного и автоматизированного (компьютеризированного), низко-, средне- и высокотехнологичного.

Разделение труда на виды в зависимости от условий, в которых он осуществляется, позволяет выделить труд, осуществляемый в нормальных, вредных и опасных условиях. Можно говорить о труде в стационарных условиях и подвижном, разъездном труде; легком, средней тяжести и тяжелом, нерегламентированном (свободном), регламентированном и жестко регламентированном с принудительным ритмом.

Использование всех четырех групп признаков обеспечивает возможность формулирования общей характеристики того или иного вида конкретного труда.

^ 3. Труд, как видно из приведенной характеристики, представляет собой сложное общественное явление. Рассматривая труд как предмет для изучения, обычно выделяют несколько аспектов, к числу которых относятся: экономический, социальный, психофизиологический, технико-технологический, правовой.

Правовой аспект существует при использовании практически любого вида труда, однако это не означает, что трудовое право носит всеобъемлющий характер. Так, когда речь идет о самостоятельном труде, т.е. труде собственника средств производства (фермера, индивидуального предпринимателя и т.д.), правовому регулированию подвергается не процесс труда, а косвенно связанные с трудом общественные отношения — отношения по регистрации индивидуального предпринимателя (получению лицензии на осуществление того или иного вида деятельности), по налогообложению и др. Наемный (несамостоятельный) труд также далеко не всегда регулируется трудовым законодательством: он может осуществляться на основе гражданско- правовых договоров о труде. В этом случае регламентации подвергаются отношения, возникающие по поводу результата труда.

Сферой действия трудового права является лишь та часть наемного (несамостоятельного) труда, которая связана с общественным отношением особого рода, возникающим по поводу процесса труда (трудовой деятельности), — трудовым отношением.

1. Каково место труда в жизни человека?
2. Труд по призванию или чувства долга?
3. Труд — внутренняя потребность или жестокая необходимость?
4. Обязательно ли испытывать радость от труда?
5. Какое значение имеет общественное признание ценности твоей работы?
6. Какое признание твоего труда дороже — благодарность и память о сделанной тобой работе или материальное вознаграждение?

1. Труд сделал их обезьяны человека. Каждый человек изготавливает орудия труда. Он обязан трудиться не только во благо себе, но и во благо других. Благодаря труду мы достигаем многих целей в жизни (например, трудимся учиться, заниматься физической культурой, или другими занятиями. В свою очередь, развиваемся, выезжаем на соревнования, завоевываем свое место в обществе)
2. Труд должен быть по призванию.
3. Это внутренняя потребность. Если бы ты хотел стать бомжом, то не трудился бы. Был бы нищим, без денег, в тряпках. Но ты стараешься учиться, бережно относиться к вещам,вот получишь образование, будешь работать и учиться. Чтоб не быть в низшем обществе:))
4. Когда ты трудишься, и получаешь то, что хотел-то ты рад. На душе легко и свободно. Значит, ты достиг своего и сделал все правильно. Если дело не доведено до конца, то тебя это должно встревожить, поколышить. Например я никогда не радуюсь, если что-то не сделала до конца. Меня это раздражает)) Всегда довожу дело до конечной остановочки.
5. Все, кто работают-это большая ценность. Ты пьешь, потому что люди достают воду из определенных источников, очищают ее, фасуют, продают. Ты кушаешь, потому что родители заработали деньги и купили продукты. Ты учишься, потому что есть учителя. Потому что есть учебное заведение. Есть такие профессии. Каждый труд полезен.
6.Зависит все от тебя. Я была бы рада благодарности и памяти о сделанной работе (медаль, кубок и т.д.). Деньги приходят и уходят. Это-скорее всего, зло. Кубок или медаль-навсегда. Даже грамота. Покажешь деткам своим потом)

Если ответ по предмету Обществознание отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

Это интересно:  Биологический контроль режимов стерилизации предусматривает использование

Какова роль труда в жизни человека?

С детства каждый из нас знаком с выражением, что труд сделал из обезьяны человека. Мы знаем, что труд – самая важная часть человеческой жизни. Праздность и леность не развивают человека, а только делают из него податливое существо, которое не способно приносить пользу обществу. Даже в русском фольклоре издревле ценили труд. Подтверждают это пословицы и поговорки: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда» — самая известная из них. Даже чтобы удовлетворить базовую потребность в пище, человек должен приложить какие-то усилия. Я уверена, что без труда жизнь человека немыслима. А что говорят русские писатели?

Возьмем рассказ Солженицына «Матренин двор». Матрена Григорьевна – главная героиня – всю жизнь прожила в деревне и тяжко там трудилась. Смыслом ее жизни был труд, даже в безвозмездной работе она видела развитие своей души. Болезни и проблемы не могли заставить женщину отречься от труда. Матрена Григорьевна всегда помогала соседям по огороду, ведь она не могла отказать в помощи тем, кто прожил жизнь рядом с ней бок о бок. Работа помогала женщине ощущать радость жизни, позволяла на некоторое время отвлечься от проблем. Даже смерть героини символична: она погибает, когда помогает соседям перевозить избу. Матрена Григорьевна – символ настоящей русской крестьянки, трудолюбивой и помогающей всем, кто находится радом. Солженицын показывает читателям, что на таком человеке держится мир, что трудиться – это почетно.

В романе М. Шолохова «Тихий Дон» главный герой Мелехов относится к труду с безграничным уважением. Хотя значимую часть своей жизни он воюет, герой не теряет надежды вернуться и посвятить себя мирному труду на земле. Григорий видит смысл жизни в труде, он как никто чувствует землю и готов служить ей до последнего вздоха. Он страстно желает защитить свою землю, закончить поскорее войну, чтобы вернуться домой и заняться любым делом всей своей жизни. Крестьянская работа, по его мнению, есть созидание, а война не приносит ничего, кроме разрухи.

Евгений Онегин, герой одноименного романа А.С. Пушкина, не привык трудиться. Смысл его жизни – отдых и праздное времяпрепровождение. Ему скучно, он не знает, чем себя занять. Его скука погубила жизнь молодого поэта Владимира Ленского. Без труда жизнь мрачна и уныла. От безделья человек может совершить много глупостей. Пушкин утверждает, что человек должен быть постоянно занят каким-либо делом, тогда будет меньше горестей в нашей жизни.

В жизни человека труд должен стоять на первом месте. Благодаря разным видам работы, мы развиваемся и реализуем себя в обществе. Никто не утверждает, что отдых – это плохо, но труд облагораживает человека. Каждый человек обязан трудиться даже ради собственного блага.

Труд в жизни человека

Труд занимает важнейшее место в жизни человека. Он не только дает средства для жизни, но и является условием саморазвития человека, а его результаты — это воплощение целей человека, его желаний, надежд, мечты. Люди не рождаются с потребностью и способностями к труду. Эти качества, как и другие, не возникают с возрастом сами по себе по генетическим законам наследственности, а формируются прижизненно под влиянием внешних обстоятельств и собственной активности. Человек, не привыкший трудиться, — человек ущербный, будущее которого, скорее всего, будет несчастным. Французский ученый Ж. Фабр отмечал:

Правильно жить — значит работать. Когда машина бездействует, ее начинает разъедать ржавчина.

По словам Л.Н. Толстого,

одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы не трудиться.

К.Д. Ушинский писал:

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.

Труд и человека связывают закономерные психологические взаимозависимости и взаимовлияния. Личность работающего влияет на результаты труда. Какова личность — таков и труд. Высокопроизводительный, качественный, творческий труд доступен только гармонично и профессионально развитой личности. Поэтому на рынке труда закономерно растет спрос на людей, имеющих достаточно высокое общее и профессиональное образование, развитые способности, обладающих культурой поведения и общения, знающих иностранные языки, знакомых с компьютером и современной оргтехникой, отличающихся достойными личностными и деловыми качествами, могущих работать в коллективе и подчинять работу интересам общего дела организации, предприятия.

Закономерны и обратные влияния труда на человека. Труд пробуждает дремлющие в человеке еще неразвитые возможности личностного роста и достижения высокого профессионализма. Но это проявляется полно у того, кто учится качественному и производительному труду, кто хочет стать лучше, кто отдается ему. Наибольшие взаимные положительные влияния возникают, когда труд из тяжелой обязанности психологически превращается для личности в духовную и физическую потребность, в объект самовыражения, проявления индивидуальности и творчества.

Это интересно:  Статья 101 тк рф ненормированный рабочий день

Профессиональная карьера (от итал. camera — жизненный путь, поприще) — это успешный рост профессиональных достижений человека в течение трудовой жизни. В содержательном смысле профессиональная карьера — это последовательное, поэтапное восхождение человека к высотам профессионализма, к полной самореализации в профессиональной деятельности, приобретении признания, высокого статуса и авторитета в профессиональной общности. В формальном (должностном) понимании карьера — это продвижение по служебной лестнице, занятие высокого положения в социальной сфере и на рынке. Образно говоря, в первом понимании это карьера вширь, а во втором — вверх.

Когда продвижение человека происходит при наличии действительных успехов на основе повышения профессионализма, тогда должностная карьера моральна и заслуженна. Но бывает, что продвижение вверх достигается благодаря протекции, с использованием махинаций, покупки должностей, без роста личного профессионализма, а иногда при низком его уровне и преступным путем. Такое продвижение негативно, несправедливо, аморально, общественно осуждается, а в государственной сфере именуется карьеризмом.

Профессиональная карьера — составная часть жизненной стратегии человека. Она цивилизованна, надежна, не унижает достоинство человека, когда носит содержательный характер, связана с упорным трудом и достижением высоких результатов в своей деятельности. Например, учителя, начав карьеру и проработав по 25— 40 лет, зачастую так и остаются учителями, но их карьера успешна, ибо труд их содержателен, наполнен духовностью, любим ими, сопровождается ростом общественного признания, почета, наградами и любовью учеников.

Важнейшее условие успешной карьеры — факторы успешной жизни и упорный труд.

Бывают в жизни и работе очень трудные, порой кажущиеся человеку непреодолимыми ситуации, переживаемые им как личные кризисы. Разновидность их — профессиональные кризисы, представляющие собой переломные моменты профессионального роста, карьеры. Кризисы совсем не обязательно случаются в жизни каждого профессионала. Их можно классифицировать следующим образом.

Кризис профессионального становления во время учебы в профессиональном образовательном учреждении — сомнения (разочарования) в правильности избранной профессии, неуверенность в преодолении трудностей овладения профессией, недовольство постановкой образовательного процесса, недовольство профессиональной средой (порожденное практическим ознакомлением с ней во время экскурсий в действующие профессиональные организации, практик и стажировок).

Кризис профессиональной адаптации к практической работе после окончания образовательного учреждения — неудачи в адаптации к месту работы, к практической работе, к коллективу, к стилю управления менеджера, начальника, к новому образу жизни.

Кризис профессионального роста в первые пять лет практической работы — неудовлетворенность работой, занимаемым положением, отсутствием роста, появление семьи и сложности взаимоотношений с ней и др.

Кризис полной самореализации в профессии и самоутверждения в жизни (нередко бывает в возрасте 30—40 лет) — неудовлетворенность достигнутым материальным и социальным положением, переживание отставания от сокурсников, чувство имеющихся у себя и нереализованных пока профессиональных возможностей достижения высот профессионализма, сетование на упущенные в прошедшие годы возможности и потерю времени жизни, испытываемую нужду проявить себя дополнительно в чем-то другом, овладеть смежной или другой профессией [1] .

Трудностей жизни и профессиональной деятельности не избежать, но не стоит их преувеличивать. Надо упорно строить жизнь по цивилизованным критериям жизненного успеха и карьеры, стараясь предупредить кризисы. При встрече с ними следует руководствоваться правилами

  • • жить, постоянно учась у жизни, делая выводы не только из личных успехов, но и личных неудач, не наступая на грабли повторно. Не стыдиться учиться у других, у старших и обладающих опытом;
  • • повседневно закалять свою волю и овладевать умением управлять собой, упражняясь ежедневно в преодолении лени, слабости, усталости, соблазнов, вредных привычек, низменных желаний методами волевой саморегуляции и подчиняя свое поведение мотиву «надо»;
  • • проявлять жизнестойкость, готовить себя к действиям в психологически трудных ситуациях, повышать внутреннюю упругость, не робеть при встрече с трудностями, сохранять веру в успех;
  • • преодолевать — не значит только терпеть, а значит активно действовать;
  • • сохранять самообладание, используя методы самоуправления [2][3] ;
  • • не откладывать неприятные дела, «вскрывать нарыв, чтобы устранить боль, вместо осторожного поглаживания, которое лишь продлит болезненный период» [4] ;
  • • не преувеличивать глубину неудач, не отчаиваться, не рассматривать их как надгробный камень себе, делу и решаемой задаче. Помнить, что побежден лишь тот, кто признал себя побежденным. Прошлое нельзя изменить, но будущее всегда за нами, и его надо создавать своим умом, волей и руками. Даже когда человеку кажется, что будущего уже нет, что жизнь кончена, на самом деле она часто только начинается;
  • • отличать неудачу от катастрофы, неурядицу от беды, частный промах от крушения личных планов; уметь видеть и успехи и достижения, а не зацикливаться на неудачах.

Статья написана по материалам сайтов: dvoechka.com, www.sochinyashka.ru, studref.com.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector