+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков 2019

Критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками

Поэтому нельзя забывать, что снижение налоговых платежей всегда вызывает живой интерес у органов, что сказывается на увеличении налоговых рисков у налогоплательщиков.

Одним из основных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков является размер налоговой нагрузки

Как правило, низкая налоговая нагрузка включает в себя другие признаки, характеризующие риск, но являющиеся самостоятельными критериями:

— убыточность финансово-хозяйственной деятельности: риск включения в план проверок повышается, если в бухгалтерской или налоговой отчетности присутствуют убытки на протяжении нескольких периодов (в течение 2 и более календарных лет).

— высокая доля налоговых вычетов: в налоговой отчетности не должны отражаться значительные суммы вычетов за определенный период. Так, доля вычетов по НДС в общей сумме начисленного налога, рассчитанная за период 12 месяцев, не должна превышать 89%.

— отклонение уровня рентабельности: уровень рентабельности по данным бухучета организации не должен отклоняться (в сторону уменьшения) более чем на 10% от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

— непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;

— ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким риском: это деятельность, в отношении которой есть основания полагать, что она направлена на получение необоснованной выгоды.

— неоднократное снятие с налогового учета в связи с изменением места нахождения, т.н.

Основные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

нагрузка у НП ниже среднего уровня по конкретному виду экономической деятельности.

Таблица 1. нагрузка по отдельным видам экономической деятельности Вид экономической деятельности Предельное значение налоговой нагрузки в 2015г.

2. Представление «нулевых» деклараций на протяжении длительного времени. — расторжение договоров с основными покупателями и заказчиками; — изменения цен на рынке на реализуемые товары; — падения спроса на продукцию; — незапланированный ремонт оборудования; — покупка дорогостоящей техники и т.п.

Двенадцатый критерий

Сумма вычета максимально приближена к сумме дохода ИП за календарный год По мнению инспекторов доля вычетов не должна превышать 83 процента в общей сумме доходов бизнесмена Заключение договоров с перекупщиками, или привлечение посредников (агентов, комиссионеров) Предполагается, что ИП может получать необоснованную налоговую выгоду ИП не представляет инспекторам пояснения о показателях отчетности при получении соответствующих уведомлений из Смена адреса места деятельности Постоянное изменение места нахождения («миграция» между инспекциями) Для фирм предусмотрено ограничение — 2 и более случая с момента госрегистрации юрлица.

Действующая редакция

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками

Таким образом, регулярное проведение самостоятельной оценки налоговых рисков, как в ходе осуществления хозяйственных операций, так и по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, позволит налогоплательщику своевременно их устранить и в случае необходимости уточнить свои налоговые обязательства.
Концепция системы планирования выездных налоговых проверок и другая информация о порядке проверок налогоплательщиков размещается на официальном интернет-сайте ФНС России.

Критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками

Критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками — перечень факторов, которые использует налоговая служба в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Комментарий

Налоговая служба при выборе налогоплательщиков, у которых планируется проведение выездной налоговой проверки, проводит анализ критериев оценки рисков деятельности. Критерии — это набор факторов, которые с точки зрения налоговых органов, являются странными» и могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик недоплачивает налоги. Такие факторы перечислены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Так, одним из факторов является ситуация, когда фактическая налоговая нагрузка налогоплательщика ниже, чем таковая по отрасли. Другой фактор — рентабельность налогоплательщика ниже среднеотраслевой (см. Рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям)). ФНС России регулярно (ежегодно) рассчитывает и публикует данные по этим показателям.

Еще один из факторов — Доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев (см. Безопасная доля вычетов по НДС). Налоговая служба регулярно публикует данные по доле налоговых вычетов НДС по России в целом и по регионам (форма 1-НДС).

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Это интересно:  Замена паспорта по причине порчи

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Более подробно Критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками описаны в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

При получении организацией убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год налоговый орган может не учитывать данный календарный год в числе 2-х лет, когда деятельность осуществлялась с убытком, при условии, что налогоплательщик получил убытки по объективным причинам, о чем у налогового органа имеется соответствующая информация и подтверждающие документы, представленные налогоплательщиком.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

По налогу на прибыль организаций.
Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:

1) Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) www.gks.ru.;

2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.);

3) По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);

4) Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.
Информация об адресах Интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.

При выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы («в конвертах»), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части единого сельскохозяйственного налога.
Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

— доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов.

В части упрощенной системы налогообложения.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

— доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;

— средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;

— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;

— предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не более 60 млн. рублей.

В части единого налога на вмененный доход.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:

— площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;

— площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, составляет не более 150 кв. метров;

— количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;

— общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

По налогу на доходы физических лиц.

Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83 процента.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного пп. 4 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Это интересно:  Где оформить субсидию на коммунальные услуги

Необеспечение в нарушение пп. 8 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с учетом изменений и дополнений) сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), и уплату (удержание) налогов, а также их восстановления в случае утраты в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча и пр.).

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

В части налога на прибыль организаций:

Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.
Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

— отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
— отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
— отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
— отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
— отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
— отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
— контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
— наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
— отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
— приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
— отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
— выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
— существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:
— исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
— уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Уведомление производится путем подачи в налоговый орган, по месту нахождения организации (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.
Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по пункту 12 Критериев) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России (приложение N 5 к Приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@) (далее — Пояснительная записка).

В аналогичном порядке налогоплательщик может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, но не представленных на сайте.
Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленную вместе с ними Пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации. При проведении камеральных налоговых проверок указанных уточненных деклараций с представленной к ним Пояснительной запиской дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.

Это интересно:  Квитанция на оплату квартплаты

Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков по пункту 12 Критериев налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими Критериями.

В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по пункту 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверки принимается только после предварительного согласования с ФНС России.

Дополнительно

Налоговый бенчмаркинг — сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.

Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ И КРИТЕРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Любая предпринимательская деятельность сопряжена с различными видами рисков, что определяется самим понятием предпринимательской деятельности. Риски, оказывающие существенное влияние на финансово-хозяйственную деятельность организации можно объединить в следующие группы: имущественные, коммерческие, инвестиционные, финансовые, регуляторные и другие риски.

Многие авторы не выделяют налоговый риск, как отдельную категорию риска, считая ее составляющей частью финансового риска. Однако это не уменьшает значимость данной группы рисков. Общеизвестно, что налоги оказывают значительное влияние на финансовое состояние хозяйствующих субъектов, поэтому недооценка их воздействия может привести к негативным последствиям.

Само понятие «налоговый риск» является относительно новым, в связи с этим его содержание находятся на стадии уточнения. Данный термин широко используется специалистами сферы налогообложения. Обобщив трактовки данного понятия всех авторов современной экономической литературы можно дать следующее определение налоговому риску: вероятность наступления негативных последствий в сфере налогообложения в результате неправомерных действий налогоплательщика или упущений в работе контролирующих органов.

В процессе ведения предпринимательской деятельности в организации могут возникнуть множество видов налоговых рисков. Например, налоговые риски, обусловленные неверным исполнением налоговых законов или ошибками в налоговом учете. Наступление таких рисков возможно из-за недостаточной квалификации работников бухгалтерии.

Другая группа налоговых рисков связана с сознательными действиями налогоплательщика, направленными на уменьшение налоговой нагрузки организации с помощью различных инструментов налогового планирования или прямого уклонения от уплаты налогов.

Налоговые риски связывают также с вероятностью неэффективного налогообложения. К данной группе относят риски переплаты налогов, неиспользования в полной мере налоговых льгот, пониженных ставок, освобождений от налогообложения при совершении определенных сделок и прочее.

Любые риски, в том числе и налоговые, полностью исключить невозможно. Однако ими можно управлять. Для поддержания финансовой безопасности организации необходимо построение эффективной системы управления налоговыми обязательствами. Целью эффективного управления налоговыми рисками является поддержание баланса между достижением стратегических целей организации и оптимальным уровнем налоговых рисков.

Выделяют следующие этапы системы управления налоговыми рисками:

— идентификация налоговых рисков и оценка вероятности их наступления;

— ранжирование рисков с точки зрения существенности;

— разработка и реализация мероприятий по управлению рисков;

— мониторинг функционирования системы управления налоговыми рисками;

— разработка рекомендаций по устранению недостатков, выявленных в процессе анализа эффективности системы управления налоговыми рисками.

Для идентификации налоговых рисков организации необходимо определить факторы, которые оказывают влияние на их возникновение. Факторы налогового риска традиционно делят на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся, например, изменение законодательства, изменение правил отражения налогов в отчетности, изменение судебной практики по вопросам налогообложения, нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране.

К внутренним факторам следует отнести принятую в организации налоговую политику, квалификацию бухгалтеров и юристов организации, уровень налогового планирования в организации, качество осуществления внутреннего контроля.

Что касается существенности налоговых рисков, то здесь необходимо исходить из принципа рациональности. Материальные и трудовые затраты на исследование хозяйственной операции не должны превышать финансовые или иные потери, связанные с возможным риском по данной операции.

Управление налоговыми рисками осуществляется за счет использования различных мер, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление налогового риска. Данная система управления должна включать в себя комплекс мероприятий по снижению налоговых рисков. К таким мероприятиям можно отнести, например: организацию работы по оценке налоговых последствий совершения хозяйственных операций; повышение квалификации специалистов, ответственных за ведение налогового и бухгалтерского учета; постоянный мониторинг изменений налогового и бухгалтерского законодательства; обращение в налоговые органы за письменными разъяснениями в налоговые органы при возникновении неоднозначных ситуаций в процессе налогообложения и другие.

Мониторинг функционирования системы управления налоговыми рисками предполагает контроль над реализацией мероприятий по управлению рисками. Мониторинг позволяет определить, достигнут ли желаемый результат от проведения комплекса мероприятий по управлению налоговыми рисками.

Интересно отметить и позицию налоговых органов относительно критериев налоговых рисков. При планировании выездных налоговых проверок налоговые органы руководствуются Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок [5]. Данная Концепция включает в себя 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

В Концепции представлены критерии основных зон риска, которые условно можно разделить на следующие группы [1]:

— критерии оценки рисков по отраслевому принципу;

— критерии оценки деятельности налогоплательщиков по показателям бухгалтерской и налоговой отчетности;

— критерии оценки приближения расчетных показателей к предельным значениям;

— критерии, характеризующие взаимодействие налогоплательщика с налоговыми органами;

— критерии, отражающие особенности функционирования и ведения налогоплательщиком финансово- хозяйственной деятельности.

Проведение самостоятельной оценки рисков по результатам финансово-хозяйственной деятельности на постоянной основе в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок позволяет налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и предпринять меры по снижению их уровня. Данная оценка рисков необходима налогоплательщику для сохранения его экономической безопасности при осуществлении предпринимательской деятельности.

В заключение следует отметить, что постоянные изменения в налоговом законодательстве и правоприменительной практике, недостаточный уровень квалификации управляющих органов хозяйствующих субъектов, отсутствие процедур оценки налоговых последствий совершения тех или иных хозяйственных операций являются в той или иной степени факторами, повышающими уровень налоговых рисков.

Налоговый риск – неотъемлемый элемент предпринимательской деятельности, именно поэтому любой организации необходимо уделять существенное внимание управлению налоговыми рисками. Предупреждение, выявление и оценка налоговых рисков, а также принятие управленческих решений по их устранению или снижению – важные условия экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

1. Андреянова Н. И. Направления совершенствования системы налогового администрирования в Российской Федерации [Текст] / Н. И. Андреянова, Н. В. Шапка // Балтийский экономический журнал. — Калининград, 2011. — № 2 (6): Декабрь 2011. — С. 5-15

3. Ласкина Л.Ю., Власова М.С. Налоговый риск как составная часть предпринимательского риска // Экономика и экологический менеджмент. 2015. №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nalogovyy-risk-kak-sostavnaya-chast-predprinimatelskogo-riska (дата обращения: 15.04.2017).

5. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // СПС КонсультантПлюс.

Статья написана по материалам сайтов: www.audit-it.ru, taxslov.ru, izron.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector