+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Кто назначает выборы в госдуму

Выборы депутатов Государственной Думы строятся на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», многие положения которого повторяют или конкретизируют нормы более общего Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который был рассмотрен выше.

Избирательные права граждан. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении кандидатов в депутаты Думы, федеральных списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном федеральными законами. Гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.

В равной степени всеми избирательными правами обладают граждане РФ, проживающие или находящиеся за пределами территории Российской Федерации. Не имеют этих прав граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ).

Некоторые категории граждан лишены права быть избранными депутатами Государственной Думы по закону. Среди них лица: осужденные к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и имеющие за это неснятую либо непогашенную судимость (за тяжкое преступление до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости, за особо тяжкое — до истечения 15 лет); осужденные за совершение преступления экстремистской направленности; имеющие иностранное гражданство; подвергнутые наказанию за совершение определенных административных правонарушений; нарушившие определенные ограничения избирательного законодательства (совершение призывов экстремистского характера); лишенные по приговору суда права занимать государственные должности в течение определенного срока. Выдвинутый кандидат обязан к моменту регистрации закрыть счета (вклады) в иностранных банках, расположенных вне России, осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации и общественные движения, а также некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую подготовке и проведению выборов.

Назначение выборов. Проведение выборов в сроки, установленные Конституцией РФ и федеральным законом, является обязательным. Выборы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем выборов является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. В случае если Президент РФ не назначит выборы в установленный срок, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума.

19 июня 2015 г. Государственная Дума приняла проект федерального закона, предусматривавшего в целях совмещения дней голосования на выборах разного уровня и введения единого дня голосования перенос даты выборов в Думу на сентябрь 2016 г., что влекло сокращение конституционного срока Думы на два с половиной месяца. Эта законодательная инициатива послужила основанием для обращения Совета Федерации в Конституционный Суд РФ с просьбой дать толкование ст. 96 и 99 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 1 июля 2015 г. указал, что Конституция РФ не исключает возможности однократного изменения законом даты очередных выборов «при условии, что такое сокращение осуществляется в конституционно значимых целях, заблаговременно, не влечет за собой отступления от разумной периодичности проведения выборов Государственной Думы и непрерывности ее деятельности и является минимально незначительным».

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. В случае если Президент РФ, распустив Государственную Думу, не назначит новые выборы, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.

Система избрания. Как отмечалось выше, Государственная Дума состоит из 450 депутатов. 225 депутатов избираются по одномандатным округам (один округ — один депутат). Другая половина — 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные (партийные) списки кандидатов в депутаты. Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации, избиратели, проживающие за пределами страны, считаются приписанными к этому округу. Число голосов избирателей, поданных за федеральный список, определяется как сумма голосов, поданных за соответствующий список в каждом субъекте РФ и за пределами страны.

Одномандатные избирательные округа образуются на основе единой нормы представительства. Схема этих округов утверждается федеральным законом сроком на 10 лет.

Избирательные участки. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки. Их образует соответствующая территориальная избирательная комиссия по согласованию с избирательной комиссией субъекта РФ не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Избирательный участок обычно находится в границах административно-территориального деления в субъекте РФ.

Списки избирателей составляются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 11 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Закон регламентирует порядок включения в списки избирателей всех категорий граждан, находящихся в день выборов за пределами места своего постоянного проживания (в санаториях, больницах, общежитиях, за рубежом, на военной службе и др.). Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 10 дней до дня голосования, и каждый гражданин вправе обжаловать невключение его в список в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Избирательные комиссии. Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы обеспечивают избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии. Избирательные комиссии формируются и действуют в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и другими федеральными законами. Все решения и действия любой избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию и в суд.

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, в случае регистрации получает право назначить одного члена каждой избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Выдвижение кандидатов в депутаты. Кандидаты в депутаты выдвигаются непосредственно или в составе федеральных списков кандидатов. Кандидатом может быть выдвинут гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом.

Непосредственное выдвижение осуществляется путем самовыдвижения или политическими партиями, имеющими такое право по Федеральному закону «О политических партиях».

Политическая партия вправе выдвинуть кандидатами, в том числе в составе своего списка, граждан, являющихся членами данной партии, а также граждан (не более 50%), не являющихся членами данной или какой-либо партии. Но нельзя выдвигать граждан — членов иных политических партий.

Решение о выдвижении федерального списка принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Федеральный список разбивается на региональные группы, которых должно быть не менее 35, а в общефедеральную часть списка включается не более 10 кандидатов. Всего же в списке должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов. Кандидатов в одномандатных округах также выдвигают политические партии, но не более одного кандидата от партии в каждом округе.

Утвердив федеральный список партии, последняя представляет его и все необходимые документы по каждому кандидату в Центральную избирательную комиссию, которая осуществляет регистрацию списков. В случае отказа принять список решение комиссии может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, который обязан рассмотреть жалобу в 10-дневный срок.

После регистрации все кандидаты, списки которых передаются в СМИ Центральной избирательной комиссией, приобретают права, необходимые им для ведения предвыборной кампании (освобождаются от работы с компенсацией, бесплатно пользуются транспортом и др.). Кандидаты в депутаты, замещающие государственные или муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Зарегистрированный кандидат не может быть уволен с работы, со службы, но должен быть по его заявлению освобожден от служебных обязанностей до дня официального опубликования результатов выборов.

Это интересно:  Должностная инструкция грузчика в доу

Решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия Председателя Следственного комитета. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу также может быть заявлено с согласия Председателя СК. Административное наказание, налагаемое в судебном порядке, требует согласия Генерального прокурора РФ.

Предвыборная агитация. Граждане РФ, политические партии и иные избирательные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами. Предвыборной агитацией признаются призывы голосовать за или против федерального списка, за или против кандидатов, выражение предпочтения какой-либо партии, описание последствий избрания тех или иных кандидатов, распространение о кандидатах информации позитивного и негативного характера и др.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, воинским частям, военным учреждениям и организациям, благотворительным и религиозным организациям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, иностранцам. Установлены и ряд других ограничений, а также сроки окончания предвыборной агитации.

Кандидатам, политическим партиям и ихуполномоченным представителям запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной организационной работы, производить вознаграждение избирателей, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, втом числе иллюстративных, материалов, а также значков, специально изготовленныхдля избирательной кампании, и др. Государство гарантирует свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с законом; всем политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к СМИ для проведения агитации.

В целях проведения предвыборной агитации политические партии, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе использовать на бесплатной основе государственные и муниципальные телерадиокомпании и печатные издания. В рамках эфирного времени проводятся совместные агитационные мероприятия партий и зарегистрированных кандидатов, но требуется, чтобы кандидат участвовал в них лично.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие политическим партиям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и доверенных лиц с избирателями.

Финансирование выборов. Расходы по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий производятся за счет средств федерального бюджета. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, формируют избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Предельная сумма расходов политической партии за счет средств избирательного фонда не может превышать 700 млн руб. В целом бюджетные расходы по выборам Думы составляют несколько миллиардов рублей.

Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств и граждан, лиц, не имеющих гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30%, международных организаций и международных общественных движений, органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных и религиозных организаций и др.

Законом установлены порядок расходования и учета денежных средств, финансовая отчетность, контроль за источниками поступления, за целевым расходованием средств, выделенных избирательным комиссиям, и т. д.

Голосование и определение результатов выборов. Для выборов депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает два бюллетеня — один для голосования по федеральному округу, другой — по соответствующему одномандатному округу. Избиратель вправе выбрать тот список и того кандидата, за которых он желает проголосовать. Детально регулируется порядок проведения досрочного голосования и голосования по открепительным удостоверениям.

Подсчет голосов производит участковая избирательная комиссия, которая передает протокол в вышестоящую комиссию, и так вплоть до Центральной избирательной комиссии, которая устанавливает и объявляет о результатах выборов. Однако в целях установления общественного контроля за подсчетом голосов один экземпляр протокола любой избирательной комиссии представляется для ознакомления доверенным лицам, наблюдателям и др.

Выборы по федеральному округу признаются несостоявшими-ся, если ни один список не получил 5 и более процентов голосов избирателей или если все списки получили в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по данному округу.

Распределение депутатских мандатов начинается с того, что сумма голосов избирателей, поданных по федеральному округу за федеральные списки, делится на 225, т. е. число распределяемых мандатов. Полученный результат есть первое избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком, делится на это избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов. Если же после указанных действий остаются нераспределенные мандаты, то производится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первого деления. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей.

Поскольку федеральный список разбит на региональные группы, то после первичного определения депутатов производится распределение мандатов внутри федерального списка между региональными группами. Избранный депутат вправе отказаться от своего мандата, но такое его решение является окончательным. Конституционный Суд РФ (постановление от 16 декабря 2014 г.) признал не соответствующим Конституции РФ право депутатов возвращаться в Думу после того, как ранее они отказались от своих мандатов. Такие случаи возникали, когда депутаты уходили из палаты в исполнительную власть, а затем желали вернуться на прежнее депутатское место. Суд отметил, что обладание депутатским мандатом не может рассматриваться как личная привилегия гражданина, избранного депутатом; если депутат досрочно слагает с себя полномочия, он сознательно разрывает связь с избирателями. В то же время Суд подтвердил право политической партии при распределении вакантных депутатских мандатов отступить от очередности расположения зарегистрированных кандидатов в федеральном списке с учетом обстоятельств, возникающих после выборов (данное постановление подтверждено определением Суда от 31 марта 2016 г.).

Если выборы признаны несостоявшимися или недействительными, Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы по соответствующему округу.

Центральная избирательная комиссия регистрирует депутатов и выдает им удостоверения. После окончательного определения результатов голосования избранный депутат вправе отказаться от мандата, и тогда его мандат передается другому кандидату из того же списка.

Выборы в Госдуму назначены

Выборы в Госдуму пройдут 4 декабря. Подписав соответствующий указ, президент России Дмитрий Медведев выразил надежду на максимальную представительность парламента

Сочи. 29 августа. INTERFAX.RU — Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о назначении даты выборов в депутаты Государственной Думы. В соответствии с указом парламентские выборы пройдут 4 декабря. Этот документ президент подписал на встрече с лидерами зарегистрированных политических партий страны. Указ такой: назначить выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ нового созыва на 4 декабря 2011 года. Он вступает в силу с момента его официального опубликования», — сказал Медведев, подписывая документ. «Я как президент и как гарант Конституции могу сказать, что наше государство готово к проведению выборов, с чем и связана и наша сегодняшняя встреча», — сказал он.

Медведев добавил, что избирательная кампания всегда связана со всплеском эмоций, борьбой, претензиями и «это нормально, так и должно быть». «Но мне бы, конечно, хотелось, чтобы все это проходило в рамках закона, без крайностей. Для нас в равной степени являются неприемлемыми две вещи: и административный произвол чиновников, которые пытаются вкручивать выборы для себя, и бездоказательные обвинения в фальсификации, которые довольно часто звучат со стороны тех, кто проиграл», — сказал президент РФ. Он подчеркнул, что эти проявления являются правовым нигилизмом.

Медведев считает, что новый состав Госдумы России должен максимально отражать политические предпочтения российских граждан. В связи с этим глава государства предложил лидерам партий обсудить их озабоченности относительно будущей кампании. «Выборы пройдут в значительной мере с обновленными правилами. В избирательное законодательство за последнее время были внесены существенные изменения, продолжилось совершенствование политической системы», — сказал Медведев.

Напомнив о внесении различных изменений в законодательство, президент выразил надежду, что «в конечном счете созданы дополнительные гарантии для справедливой политической конкуренции». «Я считаю, что за последние годы вместе с парламентским большинством, со всеми партиями, которые принимали в этом участие, нам все-таки удалось повысить качество нашей демократии, но это не означает, что мы сделали абсолютно все. Она просто стала более современной», — сказал Медведев. При этом президент заметил, что всегда существуют различные позиции и кому-то кажется, что «эти изменения косметические и недостаточные, кто-то, наоборот, считает, может быть, что лучше вообще было не трогать». «Но мы должны стремиться к более современной, более совершенной правовой модели демократии. В этом задача госвласти, задача политических партий. Я надеюсь, что выборы в Госдуму будут в максимальной степени способствовать этой цели. Я всем присутствующим желаю успехов», — сказал Медведев.

Это интересно:  Как написать бытовую характеристику от соседей

Он призвал в ходе избирательной кампании в Госдуму исключить попытки разжигания межнациональной розни и призывы к незаконным действиям. «Надо уметь честно побеждать, но и надо уметь и проигрывать. Что необходимо точно исключить в период избирательной кампании, так это попытки разжигания межнациональной, межэтнической розни — это категорически неприемлемо, а также любые призывы к незаконным действиям», — заявил Медведев. Президент добавил, что это не просьба, обращенная к лидерам, присутствующим на встрече, а «мое абсолютное требование». «Такие попытки и такие призывы будут самым решительным образом пресекаться, а лица, которые совершают такие действия, будут наказываться», — сказал он.

Напомним, что выборах Госдумы пятого созыва в 2007 года участвовали 11 партий. Депутатские мандаты удалось завоевать лишь четырем из них. Единороссам достались 64,30 процента голосов избирателей и соответственно 315 место в Госдуме, КПРФ получила 11, 57 процента и 57 представителей в палате, ЛДПР – соответственно 8, 14 и 40 депутатов, «Справедливая Россия» — 7, 74 и 38.

29. Кто назначает выборы?

Назначение выборов — первая стадия избирательного процесса. Пока выборы не назначены в установленном законом порядке, никакие отношения между населением и претендентами на выборную должность Президента и депутатские мандаты в Государственной Думе не возникают. Таким образом, назначение выборов имеет юридическое значение. Оно является необходимым условием возникновения электоральных правоотношений, связанных с формированием органов государственной и муниципальной власти.

Регулярно проводимые выборы обеспечивают непрерывность функционирования государственной и муниципальной власти, динамику политического процесса, постоянное обновление депутатского корпуса, вовлечение в управление страной наиболее креативных граждан, рост правосознания населения.

Назначение выборов дает старт избирательной кампании. После этого образуются избирательные округа — территориальные единицы, в которых баллотируются кандидаты (списки кандидатов); формируются избирательные комиссии; составляются списки избирателей; выдвигаются кандидаты (списки кандидатов); собираются подписи избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов (списка кандидатов); формируются избирательные фонды кандидатов и политических партий, принимающих участие в выборах; проводится регистрация кандидатов (списка кандидатов) в соответствующих избирательных комиссиях; предвыборная агитация, и, наконец, голосование и подведение итогов выборов.

Т.о., стадия назначения выборов обеспечивает: а) непрерывность реализации функций выборных органов публичной власти; б) их легитимность; в) сменяемость состава.

В зависимости от того, в какой орган государственной или муниципальной власти проводятся выборы, они назначаются по-разному.

Выборы Президента РФ назначает верхняя палата парламента — Совет Федерации Федерального Собрания России (п. «д» ч. 1 ст. 102Конституции РФ); в Государственную Думу Федерального Собрания РФ — Президент РФ (п. «а» ст. 84Конституции РФ); в региональные парламенты — представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ; в представительные органы власти муниципальных образований — главы местной администрации (п. «д» ст. 102 Конституции РФ).

Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный и предшествующий ему день; на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое по решению Правительства РФ объявлено рабочим днем.

После подписания указа Президента России о назначении парламентских выборов, аналогично после принятия постановления Совета Федерации о назначении президентских выборов обновление избирательного законодательства автоматически откладывается до завершения электорального цикла.

30. Как определяется день выборов Президента рф и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф?

День выборов соответствующих органов государственной власти определен законодательно.

Днем выборов Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих президентских выборах. Так как предыдущие выборы Президента РФ проводились 2 марта 2008 г., очередные состоялись 4 марта 2012 г.

Выборы назначаются заблаговременно, до истечения срока полномочий избираемого органа власти, чтобы у людей было достаточно времени подготовиться к этому событию.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ должен назначить выборы Президента РФ не ранее чем за 100 и не позднее 90 дней до дня голосования. Если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит выборы Президента России, эту задачу выполняет Центральная избирательная комиссия РФ.

Днем выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок полномочий Государственной Думы предыдущего созыва — п. 2 ст. 6Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ (с изм.). Так как выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ пятого созыва проводились 2 декабря 2007 г., очередные были назначены на 4 декабря 2011 г.

Статья 84 Конституции РФ

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Комментарий к Статье 84 Конституции РФ

А. Статья 84 закрепляет ряд основных полномочий Президента в его взаимоотношениях с Федеральным Собранием, прежде всего полномочие назначать выборы Государственной Думы. Оно обусловлено статусом главы государства и необходимостью обеспечивать непрерывность функционирования государственной власти. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются указом Президента в соответствии с Конституцией, Законами об основных гарантиях, о выборах депутатов ГД ФС РФ.

Решение о назначении выборов должно быть принято Президентом не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает пятилетний конституционный срок (ч. 1 ст. 96 Конституции), на который была избрана Дума прежнего созыва. Исчисление данного конституционного срока начинается со дня избрания Государственной Думы в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов Госдумы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов также подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией и федеральным законодательством, является обязательным. Если Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленные сроки, выборы назначаются ЦИК РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва (ч. 1 и 3 ст. 6 Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ).

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после своего избрания. Однако Президент может созвать заседание Думы и ранее этого срока (ч. 2 ст. 99 Конституции).

Б. По буквальному смыслу комментируемого пункта, случаи и порядок роспуска Государственной Думы Президентом устанавливаются самой Конституцией. Данное правомочие Президента конкретизировано в ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции. В силу Конституции никакой другой орган государственной власти не вправе распускать Государственную Думу (см. Постановление КС РФ от 11.11.1999 N 15-П*(972)). Исходя из этого Закон о референдуме запрещает выносить на референдум вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов депутатов Госдумы либо о перенесении сроков проведения таких выборов (п. 2 ч. 5 ст. 6).

Роспуск Государственной Думы как конституционно-правовой способ разрешения возможных конфликтов между Президентом и Государственной Думой при формировании Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции), а также между Государственной Думой и Правительством при выражении ею недоверия Правительству или отказе последнему в доверии (ч. 3 и 4 ст. 117) преследует конституционную цель обеспечить своевременное формирование Правительства или, соответственно, продолжение функционирования Правительства, поддерживаемого Президентом вопреки недоверию, выраженному Правительству Госдумой.

Это интересно:  Форма приказа на отпуск т 6

Федеральное Собрание определяется в ч. 1 ст. 99 Конституции как постоянно действующий орган. Чтобы гарантировать этот конституционный статус Федерального Собрания, на Президента возлагается обязанность одновременно с роспуском Государственной Думы (а в случае, предусмотренном ст. 111 Конституции, также одновременно с назначением Председателя Правительства) назначить и дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума, во всяком случае, собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска, как это предусмотрено ч. 2 ст. 109 Конституции. Таким образом, момент роспуска Государственной Думы совпадает с назначением даты новых выборов, а все избирательные действия и созыв вновь избранной Государственной Думы на первое заседание должны быть осуществлены в указанные в данной конституционной норме сроки.

Право Президента распускать Государственную Думу не является абсолютным. Статья 109 Конституции устанавливает случаи, ограничивающие право Президента по роспуску Думы. В частности, Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после ее избрания (ч. 3 ст. 109). Кроме того, Государственная Дума не может быть распущена: с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109); в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ч. 5 ст. 109). Конституция не предусматривает также и права Президента распускать Совет Федерации. Таким образом, Совет Федерации, к ведению которого относится решение таких важнейших вопросов, как введение чрезвычайного положения, использование Вооруженных Сил за пределами территории РФ, назначение выборов Президента, назначение на должность судей высших судов РФ и др. (ст. 102 Конституции), работает непрерывно.

Указанные нормы направлены на обеспечение стабильности и эффективности функционирования государственной власти.

В случае роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов, как это предусмотрено п. «б» ст. 84, ч. 1 и 2 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции, конституционные полномочия, принадлежащие Государственной Думе, не могут осуществляться ни Президентом, ни другой палатой Федерального Собрания — Советом Федерации. Превентивное значение конституционно-правовых последствий возможного роспуска Государственной Думы заключается в том, что они призваны удерживать Президента и Государственную Думу от конфликтов, препятствующих согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти (см. Постановление КС РФ от 11.11.1999 N 15-П).

В. Данный пункт закрепляет право и обязанность Президента назначать референдум РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Референдум РФ — это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Принятый во исполнение указанной нормы Конституции Закон о референдуме подчеркивает, что назначение референдума РФ является прерогативой именно Президента. Другие органы государственной власти не вправе назначать референдум РФ.

Закон о референдуме конкретизирует действия Президента, связанные с назначением референдума. Не позднее чем через 10 дней со дня получения документов, на основании которых согласно законодательству может быть назначен референдум, Президент направляет их в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (вопросам) референдума. Конституционный Суд рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту. Решение Конституционного Суда подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.

Президент издает указ о назначении референдума. В нем определяется дата проведения референдума. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа. Не допускается одновременно с проведением референдума проведение выборов Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Руководствуясь ч. 2 ст. 80 Конституции и в соответствии с Законом об основных гарантиях Президент вправе также своим указом назначить референдум субъекта Федерации или местный референдум в случае, если закон субъекта РФ о референдуме субъекта Федерации, о местном референдуме отсутствует либо положение закона субъекта РФ не может быть применено вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, а имеющаяся правовая база является недостаточной (ч. 5 ст. 11). В частности, указанное полномочие было реализовано Президентом в 2002 г. при проведении референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики и проектам законов Чеченской Республики «О выборах Президента Чеченской Республики» и «О выборах в Парламент Чеченской Республики» *(973).

Г. Президент обладает правом законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу. Глава государства имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ст. 134). Законодательная инициатива Президента не ограничивается вопросами его ведения.

Порядок и процедуры взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе установлены соответствующими актами главы государства*(974), а также Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Д. Конституция возлагает на Президента обязанность завершить законодательный процесс путем подписания и обнародования федеральных законов, придав тем самым закону обязательную силу. Сроки подписания и обнародования законов Президентом также установлены Конституцией: принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту (ч. 1 ст. 107), который в течение 14 дней либо подписывает и обнародует этот акт (ч. 2 ст. 107), либо отклоняет его и направляет на повторное рассмотрение (ч. 3 ст. 107).

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107).

Право президентского вето позволяет главе государства воспрепятствовать вступлению в силу федеральных законов, которые, по его мнению, содержат неприемлемые положения. Однако это вето носит не абсолютный, а отлагательный характер. Кроме того, в силу Конституции Президент не имеет права отклонить федеральный конституционный закон, принятый с соблюдением процедур, установленных ч. 2 ст. 108 Конституции. Президент также не вправе отказаться подписать и обнародовать закон РФ о поправке к Конституции, вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов Федерации (см. Постановление КС РФ от 31.10.1995 N 2-П*(975)).

Согласно Федеральному закону от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 22.10.1999) федеральные конституционные законы и федеральные законы в течение семи дней после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Им считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Зачастую с актом опубликования связан момент вступления закона в силу. Если в самом законе не сказано иного, то он вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования одновременно на всей территории РФ.

Е. Конституция предусматривает также обращения Президента к Федеральному Собранию в виде ежегодных посланий о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Институт посланий распространен во многих государствах с различной формой правления. По своему программному содержанию послания Президента РФ сходны с посланиями президентов в других президентских республиках (например, США). Раздел 3 ст. II Конституции США закрепляет, что «Президент периодически представляет Конгрессу информацию о состоянии Союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными»*(976).

Послания Президента РФ — это акты политического характера, содержащие программные принципы развития страны, основных направлений внутренней и внешней политики государства*(977). Значение посланий главы государства Федеральному Собранию обусловлено тем, что Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80). Тексты посланий Президента Федеральному Собранию заслушиваются на совместных заседаниях палат Федерального Собрания (ч. 3 ст. 100 Конституции) и официально публикуются. Обращение Президента с посланиями к Федеральному Собранию не означает обязанности Федерального Собрания соглашаться со всеми идеями, высказанными главой государства в этих обращениях.

В соответствии со ст. 170 БК Президент направляет Федеральному Собранию свое Бюджетное послание. В Бюджетном послании Президента определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период*(978). Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Статья написана по материалам сайтов: www.interfax.ru, studfiles.net, constrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector