+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Кто подписывает учетную политику

Аудиторские ведомости», N 1, 2004

В настоящее время в обязанность любой организации входит формирование не только учетной политики для целей бухгалтерского учета (то есть бухгалтерской учетной политики) согласно требованиям Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, но и учетной политики для целей налогообложения (то есть налоговой учетной политики), разрабатываемой в соответствии с положениями гл.21 и 25 НК РФ.

Организационно-распорядительные документы, применяемые для оформления учетной политики

Оформляя учетную политику организации с помощью приказа (то есть правового акта, издаваемого руководителем организации в целях решения основных и оперативных задач), следует учитывать, что одного приказа (подразумевается не количество таких документов, а вид документа) для этой цели будет недостаточно. Дело в том, что, равно как в Законе N 129-ФЗ, ПБУ 1/98, так и в НК РФ указано, что документ об учетной политике организации должен быть утвержден ее руководителем. Согласно нормам делопроизводства утверждение документа осуществляется проставлением грифа утверждения, который является реквизитом документа, придающим нормативный или правовой характер его содержанию. Приказ такого реквизита не имеет, но он может выступать в качестве документа, утверждающего другой документ. Также обращаем внимание на то, что в данном случае использование в качестве утверждающего документа распоряжения, упомянутого в Законе N 129-ФЗ, ПБУ 1/98 и НК РФ наравне с приказом и являющегося его «ближайшим родственником», с позиций делопроизводства является крайне нежелательным по ряду причин. Во-первых, в отличие от приказа, распоряжение имеет ограниченный срок действия. Во-вторых, оно касается узкого круга должностных лиц. В-третьих, важно, что распоряжение согласно деловой практике подписывается заместителями руководителя организации (иными уполномоченными на то должностными лицами). И, наконец, самое главное — оно практически не применяется для утверждения других документов организации. Таким образом, в качестве утверждающего организационно-распорядительного документа, применяемого для оформления учетной политики, по нашему мнению, следует рассматривать только приказ.

На роль утверждаемого документа при оформлении учетной политики как нельзя лучше подходит положение — правовой акт, устанавливающий системно связанные между собой правила по определенному вопросу, который подписывается руководителем подразделения, внесшего проект, а утверждается руководителем организации. Утверждаться положение может двумя способами:

проставлением должностным лицом на положении грифа утверждения, состоящего из слова Утверждаю, наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения.

Отметим, что использование второго способа утверждения положения исключает промежуточное звено, которым в данном случае является приказ, и позволяет ограничиться лишь изданием соответствующего положения, утвержденного должностным лицом с использованием обязательного для этого документа реквизита «Гриф утверждения документа».

Таким образом, очевидно, что роль приказа в оформлении учетной политики весьма формальна, а основным документом, служащим для этой цели, является положение. Причем для оформления бухгалтерской и налоговой учетной политики могут разрабатываться как единый документ, так и два самостоятельных положения. Однако в любом случае, как видно из п.3 ст.6 Закона N 129-ФЗ и ст.167 гл.21, ст.ст.313 и 314 гл.25 НК РФ, перечень вопросов, которые должна охватить и бухгалтерская, и налоговая учетная политика, будет весьма широк и разнообразен.

В связи с этим при оформлении учетной политики нам представляется наиболее эффективным дифференцированный подход, позволяющий перераспределять и группировать ряд вопросов, касающихся учетной политики, в отдельные локальные нормативные акты организации, которые в совокупности будут являть собой единый пакет документов, отражающий все аспекты учетной политики данной организации.

При таком подходе, на наш взгляд, наиболее рациональным может быть вариант, при котором издается единый для утверждения бухгалтерской и налоговой учетной политики документ — Положение о бухгалтерской и налоговой учетной политике организации (далее — Положение). Причем методические аспекты учетной политики, влияющие на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации и оценки ее финансового состояния, должны быть отражены в нем полностью, а организационно-технические вопросы, определяющие применение приемов и методов организации технологического процесса работы финансово-бухгалтерской службы (далее — ФБС), могут быть представлены выборочно. Оставшаяся часть организационно-технических вопросов может быть оформлена либо в виде приложений к Положению (в приведенной ниже таблице они выделены курсивом), либо в качестве самостоятельных документов (в таблице выделены жирным курсивом), на которые в Положении будет достаточно сделать отсылки.

Как видно из таблицы, локальных нормативных актов организации, регулирующих отдельные организационно-технические аспекты ее учетной политики, может быть немало. Выбор видов этих документов ограничивается только требованием необходимости их утверждения руководителем организации. В отличие от Положения, которое может утверждаться каждый год, большинство локальных нормативных актов имеет срок действия более одного года (как правило, они действуют не менее пяти лет или до замены новыми), и, кроме того, они в выгодную сторону отличаются от Положения широтой и полнотой отражения проблемы, тем более что в подготовке таких документов могут участвовать все заинтересованные структурные подразделения организации, что позволяет учитывать их интересы и повышать качество документов.

Порядок подготовки и правила оформления приказов и положений, утверждающих учетную политику

Оформляя документ, утверждающий учетную политику, следует помнить, что на нем должна быть проставлена подпись руководителя организации, без которой этот документ не сможет иметь юридической силы и будет считаться только проектом. Согласно нормам делопроизводства обеспечение качественной подготовки проектов документов и их согласование с заинтересованными сторонами возлагаются на руководителей подразделений или иных ответственных лиц, подготавливающих проект, а ответственность за правильность их оформления несут секретариат, канцелярия или другое подразделение, обеспечивающее документирование и организацию работы с документами. Таким образом, исполнитель, разрабатывающий проект документа, в любом случае должен иметь представление об основных этапах его подготовки и правилах оформления.

Говоря о сроках подготовки документов, утверждающих учетную политику, следует учитывать, что принятая организацией бухгалтерская и налоговая учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Вновь созданная организация должна утвердить бухгалтерскую учетную политику не позднее 90 дней со дня своего создания (государственной регистрации), а налоговую учетную политику — не позднее окончания первого налогового периода, при этом и та, и другая будут считаться применяемыми со дня создания организации.

Согласно ПБУ 1/98 изменение бухгалтерской учетной политики должно быть обоснованным и вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом. При этом оно может производиться по причине изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности организации, связанного с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п. Решение о внесении изменений в налоговую учетную политику (для цели исчисления налога на прибыль) при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода (то есть с 1 января), а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства (ст.313 НК РФ).

Обязательными реквизитами приказа являются:

наименование организации, издающей приказ;

наименование вида документа;

дата подписания документа и его регистрационный номер;

текст (может иметь заголовок);

подпись руководителя организации.

Это интересно:  Как оплатить госпошлину на развод через госуслуги

При оформлении Положения используется практически тот же состав реквизитов, что и для приказов, однако к ним добавляется еще один реквизит — «Гриф утверждения документа», являющийся обязательным для этого вида документов.

Основными разделами Положения о бухгалтерской и налоговой учетной политике будут:

организационно-технические аспекты учетной политики;

методологические аспекты учетной политики.

В свою очередь, раздел, регламентирующий методологию бухгалтерского и налогового учета, также будет иметь определенную, достаточно сложную структуру, которую схематично можно представить следующим образом.

Типичные ошибки при оформлении учетной политики

Одной из самых распространенных ошибок, встречающихся при оформлении учетной политики, является фиксирование всего многообразия ее аспектов непосредственно в тексте приказа, имеющего, как правило, заголовок «Об учетной политике». Объем такого приказа может составлять несколько десятков страниц. И хотя, как уже указывалось, подобный подход не представляется обоснованным как с позиций делопроизводства, так и с позиций соблюдения требований бухгалтерского и налогового законодательства о необходимости утверждения учетной политики, эту ошибку можно считать самой незначительной из всех остальных.

Не менее распространена ошибка в сроках издания документа, утверждающего учетную политику. Зачастую такой документ оформляется в первых числах года, в котором эта учетная политика уже должна действовать, что противоречит требованиям законодательства относительно сроков ее утверждения и применения.

Наиболее типичная ошибка, возникающая при составлении распорядительной части документов, используемых для оформления учетной политики, состоит в том, что ее разработчики переписывают в один локальный нормативный акт множество цитат из бухгалтерского и налогового законодательства, затрагивающих методологические и организационно-технические аспекты учетной политики, тогда как задача составителя учетной политики (которая представляет собой совокупность способов ведения учета) заключается, главным образом, в выборе и обосновании одного способа учета из нескольких альтернативных вариантов, предлагаемых законодательными и нормативными документами.

И, конечно, главной ошибкой является ведение бухгалтерского и налогового учета без соблюдения требований внутреннего документа организации об учетной политике. Как показывает практика, чаще всего такая ситуация складывается при формальном подходе к подготовке учетной политики со стороны руководителей ФБС, которых порой больше интересует сам факт наличия документа об учетной политике, нежели его содержание. Очевидно, что при таком положении дел, даже несмотря на то что в ряде случаев документ об учетной политике (как правило, подготовленный специально приглашенными для этой цели аудиторами) мог бы послужить образцом как по содержанию, так и по оформлению, он никогда не сможет стать основой для создания методологической базы, позволяющей эффективно вести бухгалтерский и налоговый учет в организации.

Кто утверждает учетную политику

Учетная политика организации определяет совокупность приемов и методов ведения бухгалтерского учета организации, декларирует как предприятие будет вести бухгалтерский учет и как рассчитывать и платить налоги.

Рекомендуется оформить два отдельных документа:

Принятую учетную политику необходимо применять последовательно из года в год, начиная с 01 января.

Учетную политику можно менять только в нескольких случаях:

  • изменение законодательства,
  • изменение нормативных актов по бухгалтерскому учету,
  • применение новых способов ведения бухгалтерского учета в компании (например, изменение программного обеспечения),
  • изменение условий хозяйствования, сфер деятельности компании.

Вновь созданная организация обязана утвердить Приказ по учетной политике не позднее 90 дней с момента государственной регистрации организации.

Составление Приказа по учетной политике компании поручается главному бухгалтеру. Директор утверждает приказ по учетной политике.

В составе учетной политике необходимо утвердить:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, включая аналитические счета,
  • формы учетных регистров (обязательно с 2013 года),
  • образцы форм первичных учетных документов, применяемых в компании,
  • график документооборота,
  • порядок и сроки проведения инвентаризации,
  • состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии,
  • методы оценки активов и обязательств,
  • список лиц, которым предоставляется право подписи документов,
  • список лиц, которым могут быть выданы денежные средства под отчет,
  • порядок, сроки выдачи денег под отчет и сроки представления авансовых отчетов,
  • лимит остатка кассы,
  • другие положения.

Приказ по учетной политике должен определять:

  • методы ведения учета (кассовый или метод начисления),
  • кто будет вести бухучет компании (специализированная компания, главный бухгалтер или бухгалтерская служба, или директор),
  • как, каким способом будет организовано ведение бухучета (ручным способом, с помощью специальной компьютерной программы),
  • деление объектов на основные средства и МЗП (объекты до 40 000 рублей),
  • состав прямых затрат и метод калькулирования себестоимости продукции,
  • методы оценки незавершенного производства.

После утверждения Приказа по учетной политике директором компании, положения учетной политики обязательны для применения всеми подразделениями.

Учетная политика является единственным документом, в котором компания сама определяет правила в налоговых правоотношениях. Поэтому необходимо уделить серьезное внимание разработке положений Учетной политики.

Учетная политика (УП) — это документально утвержденная совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета в учреждении, а также методов формирования промежуточной и итоговой отчетности. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно разрабатывает ее с целью выбора вариантов учета в рамках действующего законодательства.

Кто должен разрабатывать

Ответственность за формирование учетной политики организации несет непосредственно главный бухгалтер учреждения.

Формирование учетной политики организации возлагается на главного бухгалтера или же на должностное лицо, уполномоченное на ведение в учреждении бухучета. Разработанная и согласованная УП утверждается приказом (распоряжением) руководителя предприятия. Формальный вид приказа или распоряжения учреждение регламентирует самостоятельно.

Ключевой нормативно-правовой акт, регламентирующий разработку УП для предприятий, — это положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008.

УП так же, как и приказ о ее утверждении, — это внутриорганизационные документы, разграничивающие нормы ответственности руководителя и главного бухгалтера за процесс разработки комплекса мер по ведению бухучета.

Зачем нужна

Сформировать учетную политику в организации необходимо для целей разработки положений налогового и бухучета, а также для согласования следующих ее приложений:

  • рабочий план счетов бухучета;
  • формы первичных документов;
  • правила и порядок инвентаризации;
  • методология оценки активов и др.

Сроки и порядок формирования

Учетная политика организации формируется, в соответствии с п. 9 ПБУ 1/2008, не позднее 90 дней с момента регистрации нового предприятия.

Способы, методы и положения бухгалтерского учета, прописанные в УП учреждения, вступают в силу с 1 января периода (года), следующего за годом ее утверждения.

Внесенные в действующую УП изменения утверждаются в текущем году, однако в силу вступают с периода, следующего за годом утверждения, внесение дополнений производится непосредственно в дату необходимости внесения таких дополнений.

Все решения о дополнениях и изменениях положений УП производятся с целью приведения этого основополагающего документа в соответствие с действующим законодательством.

Ответственность

В связи с тем, что регламент УП утверждается приказом, подписываемым руководителем, последний несет ту же меру ответственности за разработку способов ведения бухгалтерского и налогового учета, что и главный бухгалтер.

Кто должен формировать учетную политику

Учетная политика (УП) — это документально утвержденная совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета в учреждении, а также методов формирования промежуточной и итоговой отчетности. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно разрабатывает ее с целью выбора вариантов учета в рамках действующего законодательства.

Кто должен разрабатывать

Формирование учетной политики организации возлагается на главного бухгалтера или же на должностное лицо, уполномоченное на ведение в учреждении бухучета. Разработанная и согласованная УП утверждается приказом (распоряжением) руководителя предприятия. Формальный вид приказа или распоряжения учреждение регламентирует самостоятельно.

УП так же, как и приказ о ее утверждении, — это внутриорганизационные документы, разграничивающие нормы ответственности руководителя и главного бухгалтера за процесс разработки комплекса мер по ведению бухучета.

Зачем нужна

Сформировать учетную политику в организации необходимо для целей разработки положений налогового и бухучета, а также для согласования следующих ее приложений:

  • рабочий план счетов бухучета;
  • формы первичных документов;
  • правила и порядок инвентаризации;
  • методология оценки активов и др.
Это интересно:  Социальный вычет на лечение в 2020 году

Сроки и порядок формирования

Способы, методы и положения бухгалтерского учета, прописанные в УП учреждения, вступают в силу с 1 января периода (года), следующего за годом ее утверждения.

Внесенные в действующую УП изменения утверждаются в текущем году, однако в силу вступают с периода, следующего за годом утверждения, внесение дополнений производится непосредственно в дату необходимости внесения таких дополнений.

Все решения о дополнениях и изменениях положений УП производятся с целью приведения этого основополагающего документа в соответствие с действующим законодательством.

Ответственность

В связи с тем, что регламент УП утверждается приказом, подписываемым руководителем, последний несет ту же меру ответственности за разработку способов ведения бухгалтерского и налогового учета, что и главный бухгалтер.

Учетная политика, при наличии двух отделов бухгалтерии.

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Казенная организация. В учреждении существует два отдела бухгалтерии одна бухгалтерия являясь ПБС занимается ведением учета расходов на содержание аппарата и соответственно готовить балансы и отчетность по этим расходов, имеет имущество ОС и обязательства, другая бухгалтерия занимается консолидацией всех данных по всем ПБС республики и готовить консолидированную отчетность, нет ОС и обязательств. Как в этом случае должна выглядеть учётная политика?

Ответ

Учетная политика каждого учреждения должна включать особенности учета.

В Вашей учетной политике следует предусмотреть особенности по ведению бюджетного учета отдела по содержание аппарата и подготовки отчетности, а также ведение бюджетного учета отдела, который занимается консолидированной отчетностью по всем ПБС.

В учетную политику включают:

– рабочий план счетов – в нем укажите счета, которые применяете в учете учреждения, в том числе которые ввели самостоятельно;
– методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
– порядок, как проводить инвентаризацию имущества и обязательств;
– порядок учета и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты;
– формы первичных документов, регистров бухучета и других документов, по которым нет унифицированных форм;
– порядок, как проводить внутренний финансовый контроль;
– положение о том, какие резервы создавать, и методы их учета;
– правила документооборота и технологию обработки учетной информации, если учет ведет централизованная бухгалтерия;
– другие решения, которые необходимы для организации и ведения бухучета.

Если бюджетные и автономные учреждения исполняют полномочия ПБС, то дополнительно указывают, как вести бюджетный учет по этим операциям.

Такие правила следуют из пункта 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктов 19, 22, 31, 80 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности» (утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н).

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в учреждении. Утверждает учетную политику руководитель учреждения (ч. 1 и 3 ст. 7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Приказ об утверждении учетной политики составьте в произвольной форме.

Более подробно о составлении учетной политики- в приведенных ниже рекомендациях.

Обоснование

Как составить учетную политику для целей бухучета

В рекомендации читайте, кто разрабатывает и утверждает учетную политику, как ее изменить и сколько хранить. Узнаете, какие разделы включить в основной документ, какую информацию вынести в приложения. Также расскажем, когда нужно включать в учетную политику проводки и вправе ли учреждение вводить счета, которых нет в инструкциях.

Для чего нужна учетная политика

Зачем учреждения разрабатывают учетную политику

Разработать и принять учетную политику должны все учреждения независимо от типа. Ее формируйте раздельно для целей бухучета и налогообложения.

Учетную политику для целей бухучета составляют, чтобы установить правила ведения бухучета в конкретном учреждении с учетом его специфики.

Формируйте ее исходя из особенностей своей структуры, выполняемых полномочий, отраслевых и иных особенностей деятельности (ч. 2 ст. 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Учетную политику разработайте по учреждению в целом. Сделайте так, даже если у вас есть филиалы или представительства, так как их не относят к самостоятельным юрлицам (ст. 55 ГК).

Ответственность

Что грозит, если у учреждения нет учетной политики

Если у учреждения нет учетной политики, штрафа за это нет. Но при проверке налоговый инспектор вправе запросить учетную политику. Если ее вовремя не представить, оштрафуют:

· руководителя – на 300–500 руб.

Это следует из статьи 126 Налогового кодекса и статьи 15.6 Кодекса об административных правонарушениях.

Кто разрабатывает учетную политику

Когда у учреждения своя бухгалтерия, то она обязана вести бухучет и разрабатывать бухгалтерские локальные акты. Если же отдельной бухгалтерии нет, то заключите договор бухгалтерских услуг со сторонней организацией. В учреждениях госсектора такие организации – это централизованные бухгалтерии. Данный вывод следует из части 3 статьи 7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Учет ведет своя бухгалтерия

Кто должен разрабатывать учетную политику для целей бухучета

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в учреждении. Утверждает учетную политику руководитель учреждения (ч. 1 и 3 ст. 7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Приказ об утверждении учетной политики составьте в произвольной форме.

В учете казенных учреждений:

Пример оформления приказа об учетной политике

Главный бухгалтер казенного учреждения разработал учетную политику. Данный документ утвержден приказом руководителя.

Учет ведет централизованная бухгалтерия

Кто разрабатывает и утверждает учетную политику, если бухучет ведет централизованная бухгалтерия

Если бухучет учреждения передан централизованной бухгалтерии, то она разрабатывает для него учетную политику. Это условие включено в условия договора об оказании услуг бухгалтерией. Такой вывод следует из части 3 статьи 7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пункта 5 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Но утверждает учетную политику руководитель учреждения, так как он отвечает за ведение бухучета (ст. 7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Ситуация: должен ли главный бухгалтер подписывать учетную политику

Нет, не должен. Но главбух вправе подписать учетную политику, если этого требует руководитель или вышестоящая организация.

В законодательстве о бухучете нет указаний, что главный бухгалтер подписывает или согласовывает учетную политику. Главбух или другой ответственный сотрудник разрабатывает учетную политику, а утверждает ее руководитель учреждения приказом. Поэтому в вопросе о том, подписывать или нет политику, руководствуйтесь требованиями руководителя, вышестоящей организации или порядком документооборота.

Это следует из частей 1, 3 статьи 7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Если по согласованию вы визируете учетную политику, подпись поставьте на выбор:

· на приказе, что с ним ознакомились;

· перед преамбулой или на последнем листе учетной политики.

Ситуация: нужно ли согласовывать учетную политику с вышестоящей организацией (учредителем, ГРБС)

Согласуйте учетную политику, если учредитель это требует в рамках ведомственного контроля. Кроме того, с учредителем согласовывайте правила отражения операций в бухучете, которые не установлены Инструкциями по бухучету.

В законодательстве о бухучете нет указаний, что учетную политику нужно согласовывать с учредителем или ГРБС. Но вышестоящая организация вправе потребовать это в рамках ведомственного контроля. Делают это, чтобы обеспечить сопоставимость учетных данных подведомственных учреждений в сводной отчетности. Поэтому представьте учетную политику учредителю или ГРБС для согласования, если это требуется.

В остальных случаях согласовывать с учредителем учетную политику не обязательно. Однако, если вводите корреспонденцию счетов, которой нет в инструкциях по бухучету, согласуйте проводки с учредителем. Всю учетную политику в этом случае согласовывать не надо.

Когда закрепить проводки

Бухгалтерские проводки для учреждений установлены инструкциями № 162н, № 174н, № 183н, прописывать их в учетной политике не нужно. Если же бухпроводок в инструкциях нет, согласуйте их с учредителем или финорганом. Добавьте согласованные проводки в учетную политику учреждения, чтобы обосновать бухгалтерскую операцию.

Что входит в учетную политику

Что входит в состав учетной политики для целей бухучета

В учетную политику включают:

– рабочий план счетов – в нем укажите счета, которые применяете в учете учреждения, в том числе которые ввели самостоятельно;
– методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
– порядок, как проводить инвентаризацию имущества и обязательств;
– порядок учета и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты;
– формы первичных документов, регистров бухучета и других документов, по которым нет унифицированных форм;
– порядок, как проводить внутренний финансовый контроль;
– положение о том, какие резервы создавать, и методы их учета;
– правила документооборота и технологию обработки учетной информации, если учет ведет централизованная бухгалтерия;
– другие решения, которые необходимы для организации и ведения бухучета.

Если бюджетные и автономные учреждения исполняют полномочия ПБС, то дополнительно указывают, как вести бюджетный учет по этим операциям.

Такие правила следуют из пункта 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктов 19, 22, 31, 80 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности» (утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н).

Что не включать в учетную политику

Что не нужно включать в учетную политику

Не включайте в учетную политику:

· правила из инструкций по бухучету. Укажите только то, чего нет в инструкциях, и правила, которые предлагаются на выбор. Например, как вести учет по забалансовым счетам, по какой стоимости списывать матзапасы, проводки, согласованные с учредителем;

· нормы трудового, гражданского и налогового законодательства. Они не относятся к правилам бухучета. Например, порядок для командировок и зарплаты регулируют трудовое законодательство и локальные акты учреждения. А отношения с контрагентами – гражданское законодательство и законы о закупках;

· личные данные сотрудников. Например, Ф. И. О. Ведь, если сотрудник уволится, учетную политику придется корректировать. А делать это можно в ограниченных случаях;

· способы и методику учета, которые не относятся к видам деятельности учреждения.

Такой вывод следует из статьи 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пункта 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Что включать в рабочий план счетов

Какие счета бухучета включить в рабочий план счетов

В рабочий план включите счета с аналитикой, которые:

· нужны, чтобы учитывать факты хозяйственной жизни учреждения по видам деятельности;

· не используете в текущее время, но планируете применять для учета в будущем.

Например, учреждение не ведет расчеты в иностранной валюте. Но может заключить договор с иностранной компанией или направить сотрудника в загранкомандировку. Тогда учреждение откроет валютный счет. А для учета операций ему понадобится счет 201.27 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации». Поэтому заранее включите его в рабочий план счетов.

Счета, которые учреждение использовать не собирается, в рабочий план не включайте. Например, казенные и бюджетные учреждения не вправе предоставлять займы. Соответственно, счет 207.00 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)» в план не добавляйте.

Это следует из пунктов 3, 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункта 19 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

Вправе ли учреждение ввести в рабочий план счета, которых нет в инструкциях по учету

Учреждение вправе включить в рабочий план счетов дополнительные:

· аналитические коды в балансовые счета;

Об этом сказано в пунктах 1, 332 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункте 19 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

Для балансовых счетов дополнительную аналитику вводите, когда нужен раздельный учет имущества или расчетов. Чтобы ввести код, используйте свободные разряды номера счета. Например, для учета себестоимости разных видов услуг счет 109.61 «Услуга № 1», счет 109.62 «Услуга № 2».

Новые забалансовые счета вводите, когда нужен дополнительный учет операций или контроль за сохранностью имущества. Например, для:

· периодических изданий, которые не входят в библиотечный фонд;

· транспортных, топливных, парковочных карт;

· денег недееспособных подопечных.

Событие после отчетной даты

Что такое событие после отчетной даты

Порядок, как работать с событиями после отчетной даты, закрепите в учетной политике. Пропишите:

· примерный перечень фактов хозяйственной жизни, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты;

· критерии существенности событий после отчетной даты, которые определяют, включать или нет факт хозяйственной жизни в учет и отчетность (например, стоимостная оценка операции – процент от валюты баланса, от стоимости нефинансовых активов учреждения и т. д.);

· дату (предельный срок), до которой принимаются первичные учетные документы, отражающие события после отчетной даты;

· дату отражения в учете таких событий:
– в последний день отчетного периода (заключительными оборотами);
– в день оформления первичного документа, подтверждающего событие после отчетной даты (в порядке, установленном для исправления ошибок в бухучете);
– в иную дату;

· лицо, ответственное за принятие решения об отражении операций после отчетной даты (например, главный бухгалтер учреждения).

В частных разъяснениях специалисты контролирующих ведомств рекомендуют считать такими событиями:

· получение свидетельства о праве на имущество (например, когда документы на регистрацию отдали в отчетном году, а свидетельство получили только в следующем);

· объявление дебитора банкротом;

· получение от страховой организации страхового возмещения;

· обнаружение бухгалтерской ошибки, нарушений законодательства, которые влекут к искажению бухгалтерской отчетности;

· пожар, аварию, стихийное бедствие, другую чрезвычайную ситуацию, из-за которой уничтожена значительная часть имущества учреждения;

Внимание: если вы сдали отчетность учредителю и обнаружили событие после отчетной даты, то отражайте его в бухгалтерском учете и отчетности только с разрешения учредителя. В противном случае показатели включите в учет и отчетность следующего года.

Ситуация: можно ли в учетной политике для целей бухучета закрепить различные способы оценки для различных групп материальных запасов

Матзапасы можно списывать в расход по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости (п. 108 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). В законодательстве нет ограничений по выбору способа оценки для разных групп матзапасов.

Каждый из выбранных способов оценки групп матзапасов закрепите в учетной политике для целей бухучета. Например, списывать медикаменты по фактической стоимости каждой единицы, а прочие материальные запасы – по средней фактической стоимости.

Такой вывод следует из части 3 статьи 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Когда уточняют учетную политику

Когда нужно внести изменения или дополнения в учетную политику для целей бухучета

Изменения и дополнения в учетную политику учреждения для целей бухучета нужно вносить только в трех случаях:

1. изменилось законодательство по бухучету госучреждений, в том числе федеральные или отраслевые стандарты. Так, в учетной политике 2018 года учтите правила федеральных стандартов для госсектора;

2. учреждение разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, которые позволят повысить качество информации об объекте бухучета. Например, переходит на компьютерную обработку данных или передает учет в централизованную бухгалтерию;

3. изменились условия деятельности учреждения. Например, прошла реорганизация, учреждение отказалось от какой-либо деятельности, стало оказывать новые виды услуг, занялось торговлей. Такие правила установлены частью 6 статьи 8 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Сколько хранить учетную политику

Как долго нужно хранить учетную политику

Документы учетной политики храните в учреждении не менее пяти лет после года, в котором их использовали для составления отчетности в последний раз (ч. 2 ст. 29 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 14 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Статья написана по материалам сайтов: warmedia.ru, gosuchetnik.ru, www.budgetnik.ru.

Это интересно:  Как оплатить за газ через госуслуги

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector