+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Кто такой региональный оператор капитального ремонта

Региональный оператор – это юридическое лицо, некоммерческая организация в организационно-правовой форме «фонд» (часть 1 статьи 178 ЖК).

Законом Новосибирской области (часть 1 статьи 16) установлено, что в области создаются два региональных оператора:

— региональный оператор, действующий на всей территории Новосибирской области, за исключением города Новосибирска;

— региональный оператор, действующий на территории города Новосибирска.

Деятельность регионального оператора регулируется Жилищным кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Новосибирской области, уставом регионального оператора.

В соответствии с Жилищным кодексом (часть 1 статьи 180) функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные Жилищным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

Законом Новосибирской области (статья 17) дополнительно определены такие функции регионального оператора как:

— субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, полученным на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

— оказание бесплатной консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также реализации иных программ в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства, повышения энергоэффективности и энергосбережения, функционирования жилищно-коммунального хозяйства;

— привлечение лиц, уполномоченных действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах, к приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Имущество регионального оператора формируется за счет:

1) взносов учредителя;

2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

3) других не запрещенных законом источников (часть 1 статьи 179 ЖК).

Согласно Жилищному кодексу (часть 3 статьи 189) средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у регионального оператора, могут использоваться только для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.

Деятельность региональных операторов, созданных в Новосибирской области, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области и иных незапрещенных источников, установленных федеральным законодательством, регулирующим деятельность некоммерческих организаций (часть 2 статьи 16 Закона НСО).

Основная задача регионального оператора – обеспечить проведение капитального ремонта тех многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта у регионального оператора (перечисляют на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт), и включенных в региональную программу на определенный год.

Поскольку региональный оператор для финансирования капитального ремонта таких многоквартирных домов может использовать средства фондов ремонтов не только этих домов, но и тех, срок ремонта которых запланирован на более поздние годы, возникает риск «финансовой пирамиды»: все поступающие средства расходуются на капитальный ремонт тех многоквартирных домов, которые включены в региональную программу на первые годы, а на дома, запланированные на поздние сроки денег не хватит. Чтобы это предотвратить, Жилищный кодекс дополнительно к субсидиарной ответственности субъекта Российской Федерации (Новосибирской области) установил требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора (статья 185 ЖК).

Основное требование к финансовой устойчивости регионального оператора заключается в том, что региональный оператор ежегодно может расходовать на финансирование капитального ремонта только определенную долю средств формирующихся у него фондов капитального ремонта домов, ремонт которых запланирован в будущем периоде (часть 2 статьи 185 ЖК).

Законом Новосибирской области установлено, что региональный оператор вправе ежегодно израсходовать на финансирование региональной программы только 90% тех средств, которые поступили ему за предшествующий год в виде взносов собственников помещений на капитальный ремонт, и остатка средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах по состоянию на 1 января предшествующего года (часть 1 статьи 22 Закона НСО). А в первый год реализации региональной программы капитального ремонта региональный оператор вправе направить на ее финансирование не более 70 процентов от объема взносов, планируемых к поступлению на счет (счета) регионального оператора в первый год реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов (часть 2 статьи 22 Закона НСО).

Это интересно:  Резерв по неиспользованным отпускам

Деятельность регионального оператора, целевое использование им денежных средств, сформированных за счет взносов собственников помещений на капитальный ремонт, контролируется Правительством Новосибирской области (часть 1 статьи 6 Закона НСО). Кроме того, контроль деятельности регионального оператора осуществляют различные федеральные и региональные государственные органы (статья 186 ЖК).

Региональный оператор должен ежегодно отчитываться о своей деятельности (статья 187 ЖК и статья 6 Закона НСО). Годовой отчет и аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности регионального оператора должны размещаться на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно Жилищному кодексу (часть 3 статьи 183 ЖК), региональный оператор обязан по запросу предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме, а также лицу, ответственному за управление этим многоквартирным домом (товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, управляющей организации), и при непосредственном управлении многоквартирным домом одному представителю собственников (из собственников помещений или иному лицу, имеющему доверенность всех или большинства собственников помещений, следующие сведения):

1) о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных процентов;

2) о размере средств, направленных региональным оператором на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе размере предоставленной рассрочки оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

3) о размере задолженности за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, деятельность регионального оператора будет подконтрольной и прозрачной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Прошу популярно разъяснить отличие специального счета от общего счета (владелец региональный оператор).

Если дома относительно новые, и в них много квартир, то их жильцам по времени может быть выгодней открыть специальный счет. Тогда накопив необходимую сумму денег, можно будет по решению общего собрания провести тот или иной вид ремонта, например, отремонтировать фасад или заменить какие-то определенные коммуникации и раньше сроков, прописанных в программе. Но все виды ремонтов, указанные в программе надо успеть завершить в срок, указанный в ней для вашего дома.

Успешность применения этого способа зависит и от того насколько активно собственники участвуют в жизни своего многоквартирного дома, от готовности нести расходы на обслуживание специального счета, а также от возможностей заниматься вопросами проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Этот способ формирования фонда капитального ремонта требует ответственного отношения собственников к общему имуществу многоквартирного дома.

Даже если собственники МКД выбирают в качестве владельца спецсчета регионального оператора, то эти средства капитального ремонта не могут быть использованы региональным оператором для ремонта других домов.

А вот тем, кто живет в старых, малоквартирных домах, выгоднее копить деньги на общем счете регионального оператора. Ведь даже если собственники определенного многоквартирного дома на дату ремонту не успеют накопить нужную сумму для капитального ремонта, такой ремонт будет осуществлен комплексно и в полном объеме. Потому что региональный оператор может использовать фонд капитального ремонта одного дома, на проведение работ по другому дому на возвратной основе. Такая взаимопомощь поможет осуществлять капремонты в сроки, предусмотренные программой.

В случае выбора способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, он обеспечивает проведение капитального ремонта в полном объеме и в установленные сроки: привлекает подрядные организации, контролирует качество и сроки оказания услуг, осуществляет приемку выполненных работ, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, а также за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта привлеченными им подрядными организациями.

Иначе говоря, в обмен на бессрочные платежи региональному оператору, собственники получают его обязанность по проведению и финансированию капитального ремонта в сроки и объеме, предусмотренной региональной программой.

Это интересно:  Расчет износа по единой методике

Обязанности регионального оператора по организации проведения капремонта

Государство берет на себя обязанность не только создавать условия для проведения ремонта, но и контролировать весь процесс.

Об организации проведения капремонта общего имущества сейчас говорят очень много. Есть у этих нововведений как сторонники, так и противники. Тем не менее, закон нужно выполнять, поэтому хозяевам жилых помещений в многоквартирных домах лучше поторопиться и принять решение о выборе регионального оператора. Именно эта организация собирает деньги и обеспечивает порядок осуществления текущего ремонта домов.

Обеспечение проведения капитального ремонта региональным оператором

Капитальный ремонт теперь становится обязанностью собственников жилья. Со своей стороны государство берет на себя обязанность не только создавать условия для проведения ремонта, но и контролировать весь процесс. Для этого создаются так называемые региональные операторы – некоммерческие организации, которые становятся посредниками между владельцами помещений в МКД и подрядными организациями.

Это юридическое лицо контролирует все поступления финансовых средств и их трату на проведение капремонта.

К примеру, оператор обеспечивает полное финансирование необходимого ремонта дома, даже если средств, собранных жильцами не хватает. Эти деньги поступают не только из бюджета, но и из взносов собственников других домов. Закон разрешает это, если эти дома находятся поблизости. Кроме этого, региональный оператор решает вопросы об организации проведения капитального ремонта общего имущества.

Основные обязанности регионального оператора

Перед тем, как утвердить проект создания региональных операторов, законодатель обозначил их прямые обязанности. Естественно, что все они касаются проведения текущего ремонта в многоквартирных домах. В обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта входят:

  • сообщать владельцам сроки и порядок осуществления капремонта;
  • предоставлять жильцам платежные документы, на основании которых происходит перечисление взносов;
  • заботиться об организации проведения капитального ремонта общего имущества;
  • готовить здание к проведению ремонтных работ;
  • найти подрядные организации и заключить с ними соглашения;
  • обеспечивать контроль за деятельностью подрядчиков;
  • принимать оказанные ими услуги;
  • копить средства собственников на специальном счете;
  • вести подробный учет денежных средств;
  • оплачивать работу подрядных организаций;
  • возвращать средства владельцам в случаях, предусмотренных законом;
  • отвечать перед владельцами за качество выполненных ремонтных работ;
  • выполнять другие важные обязанности, если они были предусмотрены законом.

Органы местного самоуправления и капитальный ремонт

Местные власти всегда контролируют процесс текущего капремонта в многоквартирных домах. При этом неважно, каким именно способом жильцы формировали фонд. К примеру, нередко бывает, что жильцы не могут принять решение и определить порядок проведения ремонтных услуг. Тогда эту обязанность на себя берут местные органы.

Для этого они самостоятельно обращаются к региональному оператору и открывают счет. Собранные жильцами средства переводятся туда. Далее местные органы власти в соответствии с региональной программой ставят жильцов в известность о проведении текущего ремонта. Кроме этого, они могут выступать заказчиками работ по ремонту, если собственники не хотят или не могут решить эти вопросы. Это возможно, если владельцы сотрудничают с региональным оператором. Порядок и условия, согласно которым органы самоуправления становятся заказчиками, предусмотрены нормативными актами субъекта РФ.

Привлечение подрядных организаций

Порядок привлечения подрядных организаций устанавливают нормативные документы субъектов РФ. Но существуют и общие положения, которых придерживаются все региональные операторы. Для того чтобы решить все важные вопросы об организации проведения капитального ремонта общего имущества, оператору в первую очередь нужно найти подрядчика. Сначала проводится предварительный отбор, во время которого подрядные организации могут подавать свои заявки на проведение текущего ремонта в многоквартирных домах.

Далее комиссией происходит их рассмотрение и формирование специального реестра. Квалификация подрядных организаций определяется согласно выполненным работам. После того, как предварительный отбор закончен, заказчик проводит электронный аукцион для осуществления закупок товаров и услуг.

Комиссия строго проверяет всех участников аукциона. Если кто-то из участников подходит заказчику, между ними заключается соглашение на проведение текущего ремонта в многоквартирных домах.

Порядок заключения договора должен соответствовать гражданскому законодательству. Именно так региональный оператор и решает вопросы об организации проведения капитального ремонта общего имущества.

Договор о предоставлении подрядчиком услуг может быть заключен не позднее трех недель после того, как будет опубликован протокол проведения аукциона. При этом исполнение соглашения должно быть гарантировано обеспечительным платежом или банковской гарантией. Что касается расторжения соглашения, то этот порядок также содержит ГК РФ. Расторгнуть договор можно по взаимному согласию или в одностороннем порядке. Кроме того, заказчик, то есть региональный оператор, имеет право на возмещение убытков. Причинами для этого являются:

  • нарушение установленных сроков проведения текущего ремонта;
  • задержка начала выполнения ремонтных услуг более чем на 5 дней;
  • использование для текущего ремонта некачественных или опасных материалов;
  • недействительность банковской гарантии, которую предоставил подрядчик;
  • лишение подрядной организации права на проведение ремонтных работ в многоквартирных домах;
  • нарушение других требований заказчика.
Это интересно:  Грузовая таможенная декларация 2019

Кроме этого, существует также реестр недобросовестных подрядчиков, содержащий перечень организаций, с которыми лучше не сотрудничать во время текущего ремонта в многоквартирных домах. Порядок его ведения установлен законодательством.

Его ведением занимается орган власти, который был на это уполномочен. Реестр содержит все данные об этих организация, в том числе и ее наименование, адрес, информацию о расторгнутых с оператором договорах, если такие имели место быть. Эти данные содержатся в реестре в течение 3 лет со дня размещения, а затем исключаются оттуда.

Ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств

Ремонт в многоквартирных домах находится в компетенции региональных операторов. А они осуществляют свою профессиональную деятельность согласно методическим рекомендациям, которые были приняты Министерством регионального развития. Естественно, что эта организация несет ответственность за качество ремонтных работ. Все информация о проведении текущего ремонта, в том числе сроки и объем работ, содержится в региональной программе.

А так как оператор выбирает подрядчиков, он и обязан контролировать их деятельность и качество предоставляемых ими услуг. Ответственность, которую несет региональный оператор перед владельцами квартир в многоквартирных домах, где был проведен капремонт, содержит Жилищный кодекс РФ.

Возмещение региональному оператору израсходованных на капремонт средств в сумме, превышающей размер фонда

Иногда случаются ситуации, когда собственники не могут собрать необходимую для текущего капитального ремонта сумму. Чаще всего это происходит из-за должников, проживающих в этих многоквартирных домах. Важно знать, что у регионального оператора есть собственные рычаги воздействия на таких жильцов. Ведь платить взносы за ремонт должны все жильцы. Поэтому средства могут взыскать в судебном порядке.

Тем не менее, если ремонт нужно проводить срочно, региональный оператор может взять недостающую сумму из вносов жильцов других домов. При этом, возвращать этот долг должны будут уже жильцы того дома, на ремонт которого они были потрачены. Первоочередность проведения ремонта определяется мониторингом технического состояния зданий, который также является обязанностью регионального оператора.

Региональный оператор

В соответствии с п.2 ст.178 Жилищного кодекса РФ региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Региональный оператор является юридическим лицом, деятельность которого курируется субъектом Российской Федерации.

Что делает региональный оператор?

В соответствии со ст.180 Жилищного кодекса РФ, региональный оператор осуществляет следующие функции:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

6) иные функции предусмотренные Жилищным кодексом РФ, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

Как происходит проведение капитального ремонта региональным оператором?

В соответствии со ст.182 Жилищного кодекса РФ, выполнение работ по капитальному ремонту происходит в следующем порядке:

1) Региональный оператор подготавливает и направляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;

2) Региональный оператор обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию;

3) Региональный оператор привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры;

4) Контролирует качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

5) Осуществлять приемку выполненных работ.

Контроль и ответственность за деятельностью регионального оператора

Деятельность регионального оператора контролируется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, а также федеральными органами исполнительной власти в сфере контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере(ст.186 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с п.6 ст.178, ст.188 Жилищного кодекса РФ, субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.

Региональный оператор обязан проводить ежегодно аудиторскую проверку. При этом аудиторское заключение и годовой отчет регионального оператора должны размещаться в сети интернет. (ст.186 Жилищного кодекса РФ).

Статья написана по материалам сайтов: xn—-jtbbqiskrcqh.xn--p1ai, advokat-malov.ru, gkh1.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector