+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Методической базой для разработки положений являются

Методические рекомендации

Для преподавателей

По оформлению методической разработки занятия

Москва 2015

Пояснительная записка

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и постоянное обновление его содержания, появление новых эффективных педагогических технологий и методов обучения диктует необходимость создания методического обеспечения каждого раздела, каждой темы, каждого занятия. Несомненным является и то, что качество и эффективность образовательного процесса тесно связаны с тем, насколько хорошо преподаватели колледжа знают методические основы проектирования комплексов дидактических средств обучения и умеют их разрабатывать.

Цель методических рекомендаций – выработать единый методологический подход к созданию учебно-методической документации во всех структурных подразделениях колледжа, дать преподавателям возможность в едином ключе оформлять все методические материалы, предназначенные как, для коллег, так и для студентов.

Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка – может содержать структурированный подробно пошагово описанный ход проведения конкретного учебного занятия или мероприятия (научно-практической студенческой конференции и др.) и методические советы по его организации.

Методическая разработка — может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Основной целью создания любой методической разработки является оптимизация учебного процесса за счет обогащения современными (возможно авторскими) методиками преподавания и улучшение качества подготовки обучающихся по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

1. разработку конкретного занятия;

2. разработку серии занятий;

3. разработку темы программы;

4. разработку частной (авторской) методики преподавания учебной дисциплины или профессионального модуля;

5. разработку общей методики преподавания учебной дисциплины или профессионального модуля;

6. разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

7. разработку, методики связанной с изменением материально-технических условий преподавания предмета;

8. разработку, методики или методик связанных с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями, разработкой УПД;

9. разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов;

К методическим разработкам во всех образовательных учреждениях предъявляются достаточно высокие требования, поэтому преподавателю перед ее написанием необходимо хорошо осмыслить определенные моменты, имеющие наиболее важное значение в плане и способные серьезно повлиять на возможность утверждения и внедрения данной разработки в образовательный процесс. Так, очень важно выбрать актуальную, хорошо известную преподавателю тему, по которой у преподавателя уже имеются определенные наработки и практический положительный педагогический опыт. Не менее важным, является и определение цели создания данной методической разработки.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

· Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

· Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы преподаватели могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

· Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

· Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко

· Язык методической разработки должен быть лаконичным, грамотным, убедительным.

· Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

· Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

· Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

· Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?»,то есть содержать конкретные материалы которые может использовать преподаватель при проведении занятия (технологическую карту занятия, тестовые задания с эталонами ответов и критериями оценки, ситуационные задачи с эталонами ответов и критериями оценки, сценарий деловый игры с карточками для каждого участника, подробный детально разработанный кейс данной конкретной темы, алгоритмы манимуляций с критериями оценки и др.

Общие требования к оформлению методической разработки

Структура методической разработки:

· список использованной литературы

· рецензии (внешняя и внутренняя)

Титульный лист должен содержать:

1. Наименование организации, где выполнялась работа

2. Наименование работы

3. Название темы

4. Сведения об авторе (должность, Ф.И.О.)

5. Место и дату выполнения работы

В пояснительной записке кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна (для преподавателей или для студентов)

Содержание работыпечатается на отдельном листе. Здесь даются наименование разделов и указываются соответствующие страницы по тексту. Разделы «Пояснительная записка» и «Введение». Раздел «Основная часть» может иметь сквозную нумерацию и нумерацию подразделов.

Во введении(1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. вопрос, почему преподаватель выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Количество разделов в основной части работы может изменяться в зависимости от объема имеющегося материала и цели поставленной автором.

Основная часть, как правило, состоит из 3 блоков: методического, информационного и блока контроля знаний и сформированных компетенций.

Методический блок– содержит рекомендации по работе с методической разработкой и технологическую карту занятия (см. приложение 1).

Информационный блок –может содержать информационный материал к теоретическому или практическому занятию, описание применяемых методов обучения или педагогических технологий, терминологический словарь (глоссарий) или другую информацию (определяется автором).

В этом разделе подробно рассматриваются все вопросы, внесенные в содержание. По ходу изложения можно представлять необходимые иллюстрации (рисунки). Их нумерация обычно проводится в пределах текущего раздела (например, рис.1.1, рис. 2.1 и т.д.).

Каждый рисунок должен иметь название и «шапку» с наименованием колонок (если рисунок представлен таблицей).

Блок контроля знаний и сформированных компетенций – должен содержать все включенные в данную методическую разработку контролирующие материалы с подробными инструкциями для преподавателя и для студентов, эталонами ответов и критериями оценки.

В заключение (1-2 страницы) автор методической разработки подводит итоги по тем проблемным вопросам, которые поставил перед ее написанием.

В список литературы по порядку включаются те источники, которые использовались при написании работы. На все перечисленные в «Списке литературы» источники должны быть ссылки в основном тексте работы в виде номеров из списка, заключенных в квадратные скобки. Пример: [5], где 5 это номер по порядку в списке использованных источников.

В раздел «приложение» помещают относящиеся к работе дополнительные материалы, которые усиливают или иллюстрируют важные стороны излагаемых вопросов. В качестве таких материалов могут быть даны примеры раздаточных карточек, опорных конспектов, схемы изложения учебных вопросов, фрагменты из конспектов открытых уроков, выдержки из авторских описаний лабораторных или демонстрационных работ и пр. [1].

Рецензия должна содержать:

• наименование темы методической разработки;

• упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений;

• краткий перечень основных вопросов, изложенных в методической разработке;

• обязательную характеристику методической разработки с точки зрения ее актуальности;

• перечень положительных сторон методической разработки и ее основных недостатков, оценка реальной значимости методической разработки;

• вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или студентов;

• должность и место работы рецензента, его подпись.

Рецензии выполняются ведущими преподавателями колледжа, специалистами предприятий соответствующего профиля.

Работа должна быть логически выдержана, в ней соблюдается единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая, стилистическая грамотность.

Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

Что такое методическая разработка и требования,

предъявляемые к ней.

Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой :

· Разработку конкретного урока ;

· Разработку серии уроков ;

· Разработку темы программы :

· Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

· Разработку общей методики преподавания предметов;

· Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

· Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  2. Определить цель методической разработки.
  3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  4. Составить план и определить структуру методической разработки.
  5. Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке :

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

4. Основная часть.

6. Список использованных источников.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  • Характеристика темы ;
  • Планирование изучение темы ;
  • Рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются :

· Образовательные цели и задачи темы;

· Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

· Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

· Место и роль темы в курсе;

· Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

· Дается дидактический анализ содержания материала;

· Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

· Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо :

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения .

В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.
  2. Методические рекомендации по проведению урока.
  3. План урока ( с технологической картой).
  4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
  5. Список литературы (источников) для учащихся.
  6. Список литературы для педагогов.

Рекомендуемый план урока :

1. Тема программы.

5. Цель методическая.

6. Цели образования(обучения, воспитания, развития).

7. Материально-техническое обеспечение урока.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Рекомендуемая технологическая карта урока :

Методической базой для разработки положений являются

Разработка положений (стандартов) по бухгалтерскому учету базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами, и в целом структура каждого стандарта включает [c.458]

На начальном этапе были выработаны общие подходы к разработке системы нормативно-правового регулирования, составлен перечень 22 первоочередных национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. Проанализированы тенденции во взаимоотношениях систем бухгалтерского учета и налогообложения, а также проблема регулирования учета государственными органами и профессиональными общественными объединениями. [c.445]

Правительственная программа предусматривает разработку и внедрение 22 национальных стандартов, соответствующих требованиям МСФО. Предстоит переработать 5 действующих Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и разработать 17 новых. [c.450]

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. [c.370]

Разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету [c.372]

Прежде всего изменения были вызваны разработкой и утверждением Министерством финансов Российской Федерации положений (стандартов) по бухгалтерскому учету (ЛБУ), в том числе во испол- [c.151]

Приоритет отдавался формированию нормативной базы, при этом вопрос о юридическом статусе МСФО в России не ставился. Согласно Программе ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России признавались разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и внедрение их в практику. [c.615]

При разработке нормативных актов Минфин РФ тесно взаимодействует с заинтересованными ведомствами через Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности. Методологический совет разрабатывает концепции бухгалтерского учета и отчетности, проекты положений (стандартов) и других документов нормативного регулирования бухгалтерского учета. [c.235]

Согласно действующему Положению по бухгалтерскому учету Учетная политика организации , утвержденному приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н (в ред. изменений и дополнений) и разработанному в рамках реформирования бухгалтерского учета в направлении соответствия международным стандартам, на главного бухгалтера организаций, предприятий и учреждений возложена обязанность разработки учетной политики. [c.133]

Дается характеристика и раскрывается содержание основных международных стандартов финансовой отчетности, являющихся базой разработки национальных стандартов России в виде соответствующих положений по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности. В процессе реформирования национальной системы бухгалтерского учета в дополнение к уже имеющимся положениям разрабатывается не менее 20 национальных стандартов бухгалтерского учета. [c.2]

Новое положение по бухгалтерскому учету Учетная политика организации ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н, пришло на смену ранее действовавшему Положению Учетная политика предприятия ПБУ 1/94. Необходимость его разработки была связана с объективными условиями выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283). [c.275]

Дальнейшее использование этих стандартов немыслимо без участия профессиональных (общественных) организаций, что потребует поднятия статуса самой профессии бухгалтера. Тем самым будет востребовано третье направление в реформировании бухгалтерского учета. Его основу должно составить создание саморегулирующих объединений, способных подготовить такие положения (стандарты) по методическому обеспечению отдельных объектов бухгалтерского учета. Для того чтобы решить поставленные задачи, требуется сформировать систему профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, а также организовать общественный контроль за их деятельностью. Эти подходы востребуют разработку комплекса мер по реорганизации всей системы подготовки и повышения квалификации бухгалтерских кадров. [c.449]

Второй уровень — система национальных бухгалтерских стандартов — положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) (см. Приложение 2), устанавливающих принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом выступает Министерство финансов Российской Федерации. При разработке ПБУ учитываются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), а также национальные особенности в бухгалтерском учете. [c.37]

Разработка инструкций, методических указаний и рекомендаций по бухгалтерскому учету в разрезе отдельных положений (стандартов) [c.373]

В соответствии с этими документами в течение 1998—2000 годов предполагается разработка и утверждение следующих стандартов — Положений по бухгалтерскому учету [c.17]

На первом этапе потенциальные участники разработки ПБУ подготавливают свои проекты, содержание которых обсуждается на заседаниях Рабочей группы Межведомственной Комиссии по реформе бухгалтерского учета в связи с его переходом на Международные стандарты финансовой отчетности. На конкурсной основе выбирается лучший проект, который впоследствии ляжет в основу будущего Положения по бухгалтерскому учету. [c.19]

Положение по бухгалтерскому учету Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство (ПБУ 2/94) введено в действие с 1 января 1995 года. Положение относится к стандартам, принятым в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 г. Согласно Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283, данное положение подлежит пересмотру. Вместо одного стандарта Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство запланирована разработка двух положений — Учет договоров подряда и Учет долгосрочных инвестиций в форме капитальных вложений . Первое из названных положений уже разработано и находится в стадии обсуждения (см. проект Положения в части III). Второе еще предстоит разработать. [c.96]

Проведение экономических реформ в России потребовало приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики. Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283 была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». Согласно этой программе в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета вносятся значительные изменения. Программа предусматривает разработку новых и уточнение ранее утвержденных положений, инструкций, методических указаний и рекомендаций по бухгалтерскому учету. В приложении к программе дан план мероприятий по ее реализации со сроками их выполнения. [c.3]

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также инвестиционные фонды бухгалтерский учет операций с ценными бумагами осуществляют в соответствии с общими требованиями бухгалтерского учета исходя из особенностей коммерческой деятельности на рынке ценных бумаг. Основные требования бухгалтерского учета операций с ценными бумагами определены нормативно-правовыми документами как законодательного, так и методического характера. Сюда относятся федеральные законы и Положения по бухгалтерскому учету, разработка которых осуществляется в соответствии с программой реформирования бухгалтерского учета и приближения его к требованиям международных стандартов финансовой отчетности. [c.299]

Отложенные налоговые активы. Данная статья, как и пассивная статья Отложенные налоговые обязательства (см. разд. 3.1.3), введена в баланс для согласования требований бухгалтерского и налогового законодательств в отношении исчисления налога на прибыль. Дело в том, что Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), которые в последние годы приняты в России за ориентир при разработке отечественных положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), не предполагают принятия во внимание требований налогового законодательства. Как результат, значения прибыли, исчисленные в соответствии с требованиями ПБУ и налогового законодательства, различаются. Поскольку российскому бухгалтеру традиционно свойственно уважительное отношение к налоговым органам, требования ПБУ в известном смысле уходят па [c.63]

Органы третьего уровня осуществляют раскрытие содержания положений (стандартов) и других документов, принятых органами второго уровня, в частности утверждение Плана счетов бухгалтерского учета и разработку инструкции по его применению, разрабатывают методические указания (инструкции, рекомендации и т.п.) по ведению бухгалтерского учета и инвентаризации имущества, методические указания по планированию, учету затрат и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), строительства, сельского хозяйства, науки и проектно-изыскательских работ, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. [c.29]

Следует отметить, что во многих странах с развитой экономикой нет единого Плана счетов и Инструкции по его применению в нашем понимании. Объясняется это, на наш взгляд тем, что основополагающие положения по составлению бухгалтерской отчетности устанавливаются стандартами. Следовательно, если развитие российского бухгалтерского учета идет по пути разработки национальных стандартов, то необходимо четко представлять себе назначение и статус каждого принимаемого в процессе реализации Программы реформирования документа, включая План счетов, в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета. [c.135]

Выполнение программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности предполагает разработку положений (национальных стандартов) по учету доходов и расходов организаций. Такие положения, как Доходы организации (ПБУ 9/99) и Расходы организации (ПБУ 10/9), разработаны и введены с 1 января 2000 года. [c.219]

Назначение национальных стандартов (положений) по учету — раскрыть в терминах и понятиях бухгалтерского учета закрепленные в Законе РФ О бухгалтерском учете правовые нормы. Содержание стандартов должно однозначно интерпретироваться как работниками учета, так и аудиторами и другими внешними пользователями бухгалтерской отчетности. В настоящее время в стране уже действуют стандарты в виде положений по учету — Учетная политика предприятия Учет собственного капитала и расчетов с акционерами Учет основных средств Учет материально-производственных запасов и др., согласованные с Международным комитетом по стандартам бухгалтерского учета. Продолжается активная работа по разработке новых и совершенствованию ранее принятых стандартов. [c.292]

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности руководствуется при составлении Международных стандартов финансовой отчетности общими принципами ее подготовки и составления, в которых сформулированы общие цели, к которым стремится Комитет при разработке и утверждении МСФО. Принципы подготовки и составления финансовой отчетности (далее Принципы) сформулированы в виде отдельного документа, предваряющего свод МСФО. Данный документ не является стандартом, не заменяет стандарты, не содержит требований и рекомендаций, обязательных дйя применения в бухгалтерском учете при подготовке и составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности. Составители документа специально подчеркивают, что если некоторые положения отдельных стандартов (МСФО) противоречат Принципам, то применяются положения утвержденного стандарта. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности полагает, что при разработке и уточнении новых версий МСФО их расхождения с Принципами будут уменьшаться и постепенно сойдут на нет. [c.11]

Возможности анализа, в том числе и с позиции его унификации и формализации, в значительной степени определяются широтой доступной информационной базы. В рыночной экономике понятие конфиденциальности информации приобретает иное смысловое значение по сравнению с тем, как оно трактовалось в условиях директивной экономики. Согласно российскому законодательству, а также принятой правительством Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности предприятия вынуждены публиковать информацию о своем имущественном и финансовом положении, причем публикуемая отчетность уже в значительной степени унифицирована и стабильна по составу показателей и способам их представления. Это дает возможность разработки достаточно стандартизованных методик анализа, корреспондирующих по основным параметрам с аналогичными методиками, принятыми в экономически развитых странах. В настоящей книге основной упор сделан именно на подобные методики. [c.5]

Основными задачами Методологического совета являются разработка концепции развития бухгалтерского учета и отчетности, проектов отечественных бухгалтерских стандартов (положений) и методических рекомендаций, содействие внедрению указанных нормативных документов в учетную практику, обобщение опыта их применения, разработка рекомендаций по их дальнейшему совершенствованию, а также по улучшению бухгалтерского образования. [c.53]

Второй уровень системы включает стандарты (положения) бухгалтерского учета и отчетности, задача которых регламентировать и давать рекомендации о ведении учета на отдельных его участках, по видам операций и специфическим видам деятельности предприятия. Стандарты регулируют вопросы организации учетной работы и формирования учетной политики. Российские стандарты должны быть увязаны и соответствовать Международным стандартам учета и отчетности, исходить из принципов и базовых правил бухгалтерского учета, зафиксированных в документах первого уровня. Помимо разработки стандартов по традиционным для российской практики документам, таким, как Положения по учету основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, по учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции и другим, предполагается создать стандарты по новым объектам учета и операциям, таким, как учет нематериальных активов, операций с ценными бумагами и т. п. [c.163]

В практике зарубежного учета наиболее распространенными подходами к классификации бухгалтерских счетов является классификация в разрезе пяти элементов. Причем следует отметить, что во многих странах с развитой экономикой нет единого Плана счетов и Инструкции по его применению в нашем понимании. Объясняется это, на наш взгляд тем, что основополагающие положения по составлению бухгалтерской отчетности устанавливаются стандартами. Следовательно, если развитие российского бухгалтерского учета идет по пути разработки национальных стандартов, то необходимо четко представлять себе назначение и статус каждого принимаемого в процессе реализации Программы реформирования документа, включая План счетов, в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета. [c.144]

Методологической базой для разработки серии новых и совершенствования ранее созданных положений по бухгалтерскому учету (стандартов) является Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по учету при Министерстве финансов РФ и Президентски-М г советом Института профессиональных бухгалтеров. В ней опредё1 лены основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, т. е. предложена ориентация на модель рыночной экономики, использующей опыт стран с развитым рыночным хозяйством и международно признанные принципы учета и отчетности. [c.6]

Разработка инструкций, методических указаний и рекомендаций по бухгалтерскому учету в разрезе отдельных положений (стандартов) март 2000 г. Минфин России, ФКЦБ России, Центральный банк РФ (по согласованию) [c.156]

Именно этого — соответствия с МФСО — как раз и недостает ПБУ. На это обращает внимание доктор экономических наук С. Николаева, член рабочей группы Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета, член Методологического совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации (Минфин России). В ее критическом разборе ПБУ представлен достаточно внушительный перечень несоответствий этого Положения Международным стандартам финансовой отчетности.2 Приходится удивляться тому, что такой влиятельный специалист не мог вовремя воздействовать на разработку ПБУ до его утверждения министром финансов. По-видимому, не все в порядке в организации процедуры рассмотрения такого рода документов. [c.33]

Тем не менее Советы двух организаций сотрудничали в создании Австралийского фонда научно-исследовательских работ по вопросам бухгалтерского учета (AARF). Фонд проводит исследования с целью актуализации учетных стандартов, которые издаются этими организациями. Такое положение сохраняется по сей день, за исключением того, что все предложения о стандартах теперь рассматриваются правительственной организацией — Наблюдательным советом по разработке стандартов бухгалтерского учета (ASRB). Этот Совет рассматривает проект стандарта, и если он признается приемлемым, то для директоров открытых компаний стандарт принимает силу закона. Таким образом, профессиональные организации обеспечили юридическую поддержку стандартов бухгалтерского учета. [c.62]

Первая попытка сформулировать принципы учета была предпринята в США в 1936 г., когда Американская ассоциация бухгалтеров (ААА) начала разработку учетных стандартов. Их автором был замечательный ученый Вильям Эндрю Патон (1889—1991). Он не столько изобретал что-либо, сколько систематизировал те или иные положения, уже известные бухгалтерам, и обосновав, придал им как бы статус принципов, дабы вывести из них все последующие правила счетоведения и счетоводства. С тех пор в США и по их примеру в ряде других стран (особенно в англоязычных) идет систематическая работа по созданию бухгалтерских стандартов. Все они представляют развитие определенных принципов, составляющих альфу и омегу счетоведения и счетоводства. [c.31]

Положение о стандартах бухгалтерского учета № 143 применимо ко всем компаниям, которые несут юридически действительные обязательства, связанные с выбытием материальных активов с длительным сроком службы. В частности, оно касается всех юридических обязательств, связанных с выбытием материальных долгосрочных активов, которые являются следствием приобретения, строительства, разработки и/или нормальной эксплуатации таких средств. Сюда входят все обязательства по выбытию, возникшие в любой момент в течение срока эксплуатации актива, а не только в ходе приобретения или на ранних этапах использования. Кроме того, SFAS № 143 касается обязательств, связанных с промежуточным выбытием имущества, являющимся результатом юридического обязательства. Например, у нефтеперерабатывающего завода может быть несколько емкостей,, облицованных специальной плиткой, которая загрязняется в ходе эксплуатации и, по местному законодательству, требует замены каждые пять лет, хотя срок службы данных емкостей может составлять 20—30 лет. Затраты на демонтаж и вывоз с территории завода загрязненной облицовки относятся к области применения данного стандарта, а затраты на ее установку и замену — нет. [c.381]

Федеральные законодательные акты, определяющие роль, место и значение бухгалтерского учета

3.1 Федеральные законодательные акты, определяющие роль, место и значение бухгалтерского учета

Основными документами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета, являются:

1. Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21.11.96 г. №129. Законом определены объекты бухгалтерского учета, основные задачи, сфера действия Федерального закона, регулирование бухгалтерского учета, его организация, основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерская документация и регистрация, бухгалтерская отчетность т ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства Финансов РФ от 29.07.98 г. №34-н. Положение устанавливает основные правила ведения бухгалтерского учета, правила учета статей бухгалтерской отчетности, порядок представления бухгалтерской отчетности.

3.2 Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету содержат основные правила методологии и организации учета по отдельным его разделам. Они регулируют общие и частные вопросы построения учета и формирования учетной политики.

Методологической базой для разработки новых и совершенствования ранее созданных положений по бухгалтерскому учету является концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная методологическим советом по учету при Министерстве Финансов РФ и Президентским советом института профессиональных бухгалтеров.

Применение стандартов в повседневной практике позволяет бухгалтерам избежать ошибок при ведении учета и повышает его качество.

В настоящее время утверждены и действуют следующие положения (стандарты).

1. Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ( ПБУ 1/98), утвержденное Приказом Министерства Финансов от 09.12.98 г. №60-н.

Данное Положение устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организации.

2. Положение по бухгалтерскому учету “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство” (ПБУ 2/94), утвержденное Приказом МФ РФ от 20.12.94 г. №167.

Настоящее положение устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете отчетности операций застройщиков и подрядчиков, связанных с выполнением договоров подряда (контрактов) на капитальное строительство.

3. Положение по бухгалтерскому учету “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” (ПБУ 3/2000), утвержденное Приказом МФ РФ от 10.01.2000 г. №2-н.

Настоящее положение устанавливает особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, связанные с пересчетом стоимости этих активов и обязательств в валюту РФ – рубли.

4. Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом МФ РФ от 06.07.99г. №43-н.

Настоящее положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации.

5. Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/01), утвержденное Приказом VAHA от 09.06.01г. №44 –н.

Настоящее положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете организации информации о материально-производственных запасах, используемых в качестве материалов, сырья при производстве продукции для продажи; используемых для управленческих нужд организации, предназначенных для продажи.

6. Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом МФ РФ от 30. 03.01 г. №26-н.

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации.

7. Положение по бухгалтерскому учету “События после отчетной даты” (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом МФ РФ от 25.11.98 г. №56-н.

Настоящее Положение устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций событий после отчетной даты.

8. Положение по бухгалтерскому учету “Условные факты хозяйственной деятельности” (ПБУ 8/01), утвержденное Приказом МФ РФ от 28.11.01 №94-н.

Данное положение устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности условных фактов хозяйственной деятельности.

9. Положение по бухгалтерскому учету “Доходы организации” (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом МФ РФ от 06.05.99 г. №32-н.

Настоящее положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций.

10. Положение по бухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом МФ РФ от 06.05.99 г. №33-н

Настоящее положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций.

11. Положение по бухгалтерскому учету “Информация об аффилированных лицах” (ПБУ 11/2000), утвержденное Приказом МФ РФ от 13.01.2000 г. №5-н.

Данное положение устанавливает порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности акционерных обществ не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой акционерным обществом для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, предоставляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями и для иных специальных целей.

12. Положение по бухгалтерскому учету “Информация по сегментам” (ПБУ 12/2000), утвержденное Приказом МФ РФ от 27.01.2000 г. № 11-н.

Данное положение устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций применяется при составлении сводной бухгалтерской отчетности при наличии у нее дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объединений юридических лиц, созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.

13. Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” (ПБУ 13/2000), утвержденное Приказом МФ РФ от 16.10.2000 г. №92-н.

Настоящее положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи коммерческими организациями и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов.

14. Положение по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” (ПБУ 14/2000), утвержденное Приказом МФ РФ от 16.10.2000 г. №91-н.

Настоящее положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах коммерческих организаций, находящихся у них на праве собственности, хозяйственного ведения. оперативного управления.

15. Положение по бухгалтерскому учету “Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию” (ПБУ 15/01), утвержденное Приказом МФ РФ от 02.08.01. №60-н

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций для организации, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.

16. Положение по бухгалтерскому учету “Информация по прекращаемой деятельности” (ПБУ 16/02), утвержденное Приказом МФ РФ от 02.07.20002г. №66-н.

Настоящее положение устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, применяется организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности.

17. Положение по бухгалтерскому учету “Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы” (ПБУ 17/02), утвержденное Приказом МФ РФ от 19.11.2002г. №115-н.

18. Положение по бухгалтерскому учету “Учет расчетов по налогу на прибыль” (ПБУ 18/02),утвержденное Приказом МФ РФ от 19.11.2002г. №114-н.

19. Положение по бухгалтерскому учету “Учет финансовых вложений” (ПБУ 19/02) утвержденное Приказом МФ РФ от 10.12.2002 №126-н.

20. Положение по бухгалтерскому учету “Информация об участии в совместной деятельности” (ПБУ 20/03) утвержденное Приказом МФ РФ от 24.11.2003г. №105-н

3.3 Внутренние нормативные документы организации.

Внутренние нормативные документы определяют особенность ведения учета в организации. На основе федеральных законодательных актов, положений по бухгалтерскому учету, с учетом методических рекомендаций, , указаний, инструкций организации самостоятельно разрабатывают внутренние нормативные документы, отражающие их учетную политику. Самостоятельность в выборе учетной политики – обязательное условие экономической свободы организации всех форм собственности.

Под учетной политикой понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной политики.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации (см. в Приложении Документ 2 и Документ 3).

При этом утверждается:

◙ рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. (см. в Приложении Документ 4).

◙ формы первичных учетных документов

◙ порядок проведения инвентаризации активов и обязательств предприятия

◙ методы оценки активов и обязательств

◙ правила документооборота и технология обработки учетной информации

◙ порядок контроля за хозяйственными операциями

◙ другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предполагается:

● допущение имущественной обособленности

● допущение непрерывности деятельности

● допущение последовательности применения учетной политики

● допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Требования, предъявляемые к учетной политике:

1. полнота отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности

2. своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности

3. большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создание скрытых резервов

4. отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования

5. равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца

6. рациональное ведение бухгалтерского учета

7. принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией

Изменение учетной политики может проводиться в следующих случаях:

♦ изменение законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету

♦ разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета

♦ существенное изменение условий деятельности.

Изменением учетной политики не считается утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно вводится с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

Контрольные вопросы по теме “Нормативные основы бухгалтерского учета”

1. Какие федеральные законодательные акты, определяющие роль, место и значение бухгалтерского учета, вы знаете7

2. Какое значение в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета занимают положения по бухгалтерскому учету?

3. Какие внутренние документы вы знаете?

4. Как называется Положение по бухгалтерскому учету 9/99?

5. Какое Положение по бухгалтерскому учету устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организации?

6. Что понимается под учетной политикой?

7. Назовите требования, предъявляемые к учетной политике.

8. Кем формируется учетная политика?

9. Что утверждается при формировании учетной политики?

10. Назовите случаи, когда можно изменять учетную политику организации.

Тест по теме “Нормативные основы бухгалтерского учета”

1. Основным документом по бухгалтерскому учету в РФ является:

а) ФЗ “О бухгалтерском учете”

в) Методические рекомендации

2. Методической базой для разработки положений являются:

б) Федеральный Закон

в) Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России

г) приказы МФ РФ

3. Совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятая организацией, — это:

в) учетная политика

г) методические рекомендации

4. Учетная политика оформляется:

5. При формировании учетной политики утверждается:

а) методы оценки активов и обязательств

б) годовой баланс предприятия

в) рабочий план счетов

6. Одно из требований к учетной политике:

а) своевременность ведения учета и предоставления отчетности

б) полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности

в) учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях.

7. Изменение учетной политики может проводиться в случаях:

а) при изменении правил документооборота

б) при изменении законодательства РФ

в) при смене руководителя организации

8. Сколько Положений по бухгалтерскому учету существует в РФ

в) нет правильного ответа

9. ПБУ 12/2000 – это:

а) События после отчетной даты

б) Расходы организации

в) Информация по сегментам

10. Учет основных средств – это:

Тема 4. Предмет и метод бухгалтерского учета

4.1 Классификация хозяйственных средств по составу и размещению

Для осуществления хозяйственной деятельности каждая организация должна располагать определенными средствами. Размер средств, характер использования зависят от вида, объема деятельности организации.

Хозяйственные средства любой организации бухгалтерия рассматривает с двух точек зрения; с одной стороны, надо знать, из каких видов эти средства состоят, в какой сфере размещены (торговля, производство и т.д.), с другой – надо знать, за счет каких источников это имущество приобреталось или формировалось.

Хозяйственные средства организации – товарно-материальные ценности и денежные средства, как принадлежащие организации, так и временно или постоянно находящиеся вне ее собственности. Они являются активом организации и классифицируются по составу: внеоборотные и оборотные средства.

Внеоборотные активы подразделяются на:

Основные средства – это предметы, срок службы которых составляет более 1 года. Они используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своей формы и изнашиваясь постепенно, что и позволяет включать их стоимость в затраты на производство (расходы на продажу) продукции частями по мере износа, через амортизационные отчисления.

Нематериальные активы – это вид средств, не имеющих материально-вещественной (физической) структуры; используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказания услуг или для управленческих нужд организации; в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; если организацией не предполагается перепродажа данного имущества; способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, и т.д.

Оборудование к установке – это технологическое, энергетическое и производственное оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки в строящихся объектах.

Вложения во внеоборотные активы – затраты организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также затрат организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота.

Участвуют только в одном кругообороте капитала и полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт. Основное отличие их состоит в том, что в короткий срок они могут быть обращены в деньги. К ним относятся:

— затраты на производство — расходы по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу)

— готовая продукция и товары

● расчеты с покупателями и заказчиками

● расчеты с подотчетными лицами (расчеты с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы)

● расчеты с разными дебиторами

Дебиторская задолженность – задолженность различных организаций или отдельных лиц данной организации.

Дебиторами называются организации или отдельные лица, которые используют средства данной организации.

Статья написана по материалам сайтов: 21412s08.edusite.ru, economy-ru.info, www.kazedu.kz.

»

Это интересно:  Как поменять банк для получения пенсии
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector