Может ли казенное учреждение оказывать платные услуги

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Содержание

Комментарий

Казенное учреждение — это одна из форм государственных учреждений. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) в п. 2 ст. 123.22 Учреждение» указывает, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Правовое положение казенных учреждений регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (статьи 6, 161). Так, статья 6 определяет:

Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ (см. Право оперативного управления).

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ).

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3 ст. 161 БК РФ).

Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями относятся к неналоговым доходам бюджетов (п. 3 ст. 41 БК РФ).

Казенные учреждения для бухгалтерского учета используют План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Основным документом является Смета доходов и расходов.

«Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит прямого указания на организационно-правовую форму органов власти как юридических лиц. Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 и пунктом 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации на данные органы распространяются нормы, определяющие правовое положение казенных учреждений.».

Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.

«… казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций — не их задача.

Следует отметить, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции. Вместе с тем, исходя из содержания отдельных правовых актов (например, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).

Государственными (муниципальными) казенными учреждениями, выполняющими государственные (муниципальные) функции, являются, например, учреждения (управления капитального строительства), осуществляющие контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ».

Примеры казенных учреждений

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЯКИМАНКА»

«УПРАВА ГАГАРИНСКОГО ОКРУГА» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»

Налогообложение

Налог на прибыль

НК РФ устанавливает льготу (пп. 14 п. 1 ст. 251) по доходам в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами:

в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;

Не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При этом, не учитываются при налогообложении расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 48.11 ст. 270 НК РФ).

Не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (пп. 4.1. п. 2 ст. 146 НК РФ);

Не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ);

Приложение

Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений

1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

Это интересно:  Отчетность по охране труда

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

10.1. Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Дополнительно

Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Государственное учреждение — учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации

Лицевой счет — счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Что такое казенное учреждение и стоит ли стремиться им стать?

«Руководитель бюджетной организации», 2011, N 3

В чем состоят сходство и различия казенного учреждения с другими типами государственных и муниципальных учреждений? Кто принимает решение об оказании платных услуг? Каковы особенности налогообложения казенных учреждений?

Как известно, Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) ввел в практику новый тип государственного и муниципального учреждения — казенное учреждение. Для бюджетных учреждений это означает, что они могут не только остаться в старом статусе, приобретя черты «новобюджетных» учреждений, или стать автономными учреждениями, но и по воле своего учредителя превратиться в казенные учреждения.

В целом казенное учреждение по своим признакам представляет собой то, чем было раньше бюджетное учреждение (его даже можно назвать «старобюджетным» учреждением), однако с некоторыми новшествами и особенностями. В данной статье рассматриваются и анализируются характерные признаки казенных учреждений, условия превращения бюджетных учреждений в казенные, а также возможные последствия этого превращения для учреждения.

Функциональный статус казенного учреждения

Так же как автономное и бюджетное, казенное учреждение является государственным или муниципальным . С «новобюджетным» учреждением его так же «роднит» то, что при расходовании средств оно должно руководствоваться нормами федерального законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд . На этом сходство в функциональном статусе между казенными и другими типами государственных и муниципальных учреждений заканчивается и начинаются различия.

Часть 2 ст. 120 ГК РФ.
Части 2 и 3 ст. 764 ГК РФ и ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Только казенные учреждения являются получателем бюджетных средств и могут выступать в роли их распорядителя или администратора доходов бюджета .

Только казенные учреждения не могут выступать учредителями (участниками) никаких юридических лиц . Иными словами, никаких «дочек» у казенного учреждения, в отличие от автономного или бюджетного, быть не может.

Абзац 4 ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).

Только казенные учреждения не могут участвовать в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования . Данная особенность казенного учреждения является значимой для многих муниципальных районов, где нередко главным распорядителем бюджетных средств в сфере здравоохранения является не исполнительный орган местного самоуправления (районная администрация), а районное учреждение здравоохранения (как правило, центральная районная больница). В новых условиях эту функцию районной администрации необходимо брать на себя, создавая новое подразделение или вводя специальную штатную единицу, поскольку администрация будет не вправе превратить бюджетное учреждение в казенное, чтобы оно продолжало выполнять функцию главного распорядителя бюджетных средств в сфере здравоохранения.

Часть 19 ст. 31 Закона N 83-ФЗ.

Только в отношении казенных учреждений существует запрет предоставлять и получать кредиты (займы). Так же как и бюджетные учреждения, они лишены права приобретать ценные бумаги .

Часть 10 ст. 161 БК РФ.

Ответственность казенного учреждения по своим обязательствам

В отличие как от автономного, так и от бюджетного учреждения казенное учреждение не отвечает по своим обязательствам никаким имуществом кроме своих денежных средств, а при недостаточности у него средств для выполнения своих обязательств ответственность по этим обязательствам несет собственник имущества . Кроме того, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение .

Абзац 4 ч. 2 ст. 120 ГК РФ.
Часть 7 ст. 161 БК РФ.

Распоряжение имуществом казенного учреждения

В отличие от автономных и бюджетных учреждений казенное учреждение не вправе отчуждать имущество либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника имущества .

Часть 4 ст. 298 ГК РФ.

Финансирование казенного учреждения из бюджета

Так же как и в «старобюджетных» учреждениях, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется на основе бюджетной сметы . Открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения как получателя бюджетных средств осуществляется только Федеральным казначейством либо финансовым органом субъекта РФ или муниципального образования .

Статья 6 (определение понятия «казенное учреждение») и ч. 2 ст. 161 БК РФ.
Статья 220.1 БК РФ.

Внебюджетные доходы казенного учреждения

Казенное учреждение имеет право осуществлять приносящую доход деятельность, если это прописано в его уставе . Таким образом, будет казенное учреждение оказывать платные услуги или выполнять платные работы, решает учредитель, который утверждает устав. Доходы от данной деятельности являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета и поступают в бюджет .

Часть 3 ст. 161 БК РФ.
Абзац 4 ч. 3 ст. 41 БК РФ.
Часть 3 ст. 161 БК РФ и абз. 2 ч. 4 ст. 298 ГК РФ.

На основании этих положений нередко делаются заявления о том, что если учреждение становится казенным, то никаких денег от оказания платных услуг оно не увидит — все уйдет в бюджет. Однако главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доходы деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между указанными учреждениями с учетом объемов доходов от приносящей доходы деятельности, осуществляемой этими учреждениями, зачисляемых в соответствующий бюджет . Таким образом, данная ситуация фактически не отличается от прежней, когда доходы от оказания бюджетными учреждениями платных услуг считались неналоговыми доходами бюджета, а то, что они оставались (а где-то и не оставались) у самих учреждений, было исключительно волей главного распорядителя бюджетных средств.

Часть 22 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.

Особенности налогообложения казенного учреждения

Средства, полученные от оказания казенным учреждением государственных или муниципальных услуг (выполнения работ), выполнения государственных или муниципальных функций, а также расходы казенного учреждения в связи с исполнением государственных или муниципальных функций не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль .

Пункт 33.1 ч. 1 ст. 251 НК РФ.

Казенные учреждения освобождаются от уплаты госпошлины за право использования слов «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в своих наименованиях .

Пункт 1 ч. 1 ст. 333.35 НК РФ.

Как и бюджетные, казенные учреждения не вправе работать по упрощенной системе налогообложения (ст. 346.12 НК РФ). Как и любые государственные или муниципальные учреждения, казенные учреждения не вправе работать по единому сельскохозяйственному налогу (ст. 346.2 НК РФ).

Пункт 17 ч. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Пункт 4 ч. 6 ст. 346.2 НК РФ.

Это интересно:  Оформление ветерана труда через госуслуги

Казенное учреждение и государственное или муниципальное задание

В отличие от автономных и бюджетных учреждений, для которых наличие государственного или муниципального задания обязательно, казенные учреждения могут такого задания и не иметь — оно формируется только для тех казенных учреждений, которые определены решением главного распорядителя бюджетных средств . Фактически это означает следующее: если главному распорядителю бюджетных средств не хочется тратить силы на реализацию механизма государственного или муниципального задания, он должен стремиться к тому, чтобы как можно больше учреждений в его ведении было казенным.

Абзац 2 ч. 3 ст. 69.2 БК РФ.

Открытость деятельности казенных учреждений

Так же как все государственные и муниципальные учреждения, казенные учреждения должны будут обеспечивать открытость и общедоступность ряда своих документов , к числу которых относятся:

Части 3.3 и 3.4 ст. 32 Закона N 7-ФЗ. Вступают в силу с 1 января 2012 г.

Обеспечение открытости и доступности означает, что казенное учреждение должно будет не только знакомить с перечисленными документами всех интересующихся, но и передавать эти документы для размещения на сайте Федерального казначейства . Правда, такая прозрачность должна наступить только с 1 января 2012 г. .

Часть 3.5 ст. 32 Закона N 7-ФЗ.
Часть 5 ст. 33 Закона N 83-ФЗ.

Противоречивым, однако, является вопрос о том, обязано ли казенное учреждение иметь план финансово-хозяйственной деятельности. Дело в том, что данный план должен готовиться в порядке, утвержденном учредителем учреждения, и в соответствии с требованиями, установленными Минфином . А в этих требованиях говорится о том, что такой план составляют только автономные и бюджетные учреждения .

Пункт 6 ч. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ.
Пункт 2 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.

Каким бюджетным учреждениям лучше стать казенными?

Во-первых, необходимо понимать, что в отличие от «правил игры» при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения, где для такой трансформации требуется инициатива или согласие самого учреждения, решение о создании казенного учреждения принимается исключительно его учредителем и никакие инициативы и согласия самого учреждения здесь, по крайней мере формально, никакой роли не играют. Поэтому стать казенным учреждение может, только убедив в необходимости этого своего учредителя. Нужно надеяться, что учредители при принятии данного решения будут рассматривать предложения учреждений.

Часть 2 ст. 13 Закона N 7-ФЗ.

Во-вторых, в рамках реформы государственных и муниципальных учреждений первые решения о том, каким федеральным учреждениям стать казенными, были приняты еще в 2010 г. . Что же касается региональных и муниципальных учреждений, соответствующие решения, включающие в себя перечень казенных учреждений, должны были быть приняты на региональном и местном уровне до 1 декабря 2010 г. . Вместе с тем федеральное законодательство позволяет и в дальнейшем изменять тип существующих бюджетных учреждений на казенный , поэтому вопрос о том, каким учреждениям лучше стать казенными, сохраняет и будет сохранять свою актуальность.

Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 83-ФЗ.
Пункт 1 ч. 2 ст. 31 Закона N 83-ФЗ.
Часть 2 ст. 17.1 Закона N 7-ФЗ.

В сентябре 2010 г. для помощи в этом вопросе регионам и муниципалитетам на федеральном уровне были приняты Методические рекомендации . Если говорить коротко, в казенные следует однозначно переводить те учреждения, которые выполняют государственные и муниципальные функции, а что касается других учреждений, чем хуже их материально-техническая и финансовая база, качество управления ими, тем больше смысла в переводе этих учреждений в казенные. Однако ситуационный контекст для принятия решения может быть несколько сложнее.

Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2010 N 1505-р.

Во-первых, в казенные учредителю необходимо переводить те муниципальные и государственные учреждения, которые должны выполнять функции распорядителей бюджетных средств.

Во-вторых, в казенное учредителю, может, имеет смысл перевести то муниципальное или государственное учреждение, которое в силу специфики своей деятельности работает только за счет внебюджетных доходов. Дело в том, что если данное учреждение остается бюджетным, то перед учредителем встает задача выделить ему из бюджета субсидию на выполнение государственного или муниципального задания , то есть по сути такое решение вызывает дополнительные бюджетные расходы. В случае же сметного финансирования казенного учреждения средства из бюджета могут не выделяться — главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, может просто утверждать и контролировать исполнение бюджетной сметы учреждения, где в качестве доходов учреждения будут фигурировать только доходы от оказания платных услуг или выполнения платных работ.

Части 3 и 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ.

В-третьих, безусловно, в статус казенных имеет смысл перевести те государственные и муниципальные учреждения, руководство которых пока не готово или не способно к увеличению своей финансово-хозяйственной самостоятельности в статусе бюджетного или автономного учреждения, а кадровый ресурс для замены этого руководства отсутствует.

Наконец, еще одним фактором, который должен влиять на решение о переводе тех или иных государственных или муниципальных учреждений в казенные, являются трудности с разработкой нормативов финансирования услуг учреждения. Бюджетное финансирование как автономных, так и бюджетных учреждений по выполнению ими государственных или муниципальных заданий предусматривается с использованием нормативов финансирования . Однако создание грамотных нормативов — методическая задача, которая не всегда решается легко, поэтому, может быть, смысл в том, чтобы учреждение «подождало» появления грамотных нормативов в казенном статусе, а не «ныряло» в «новобюджетность» или «автономность» с некорректно определенным нормативом бюджетного финансирования.

Часть 1 ст. 78.1 БК РФ.

И, конечно же, необходимо учитывать отдельные прямые ограничения, налагаемые федеральным законодательством при определении типа государственного или муниципального учреждения. В частности, государственные учреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, не могут быть созданы в виде казенных учреждений .

Может ли казенное учреждение оказывать платные услуги

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

25 октября 2013 года на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru были опубликованы Комментарии (комплексные рекомендации) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений (далее — Комплексные рекомендации). Раздел 8 Комплексных рекомендаций посвящен платным услугам государственных (муниципальных) учреждений.

Право оказывать платные услуги

Государственные (муниципальные) учреждения являются одним из видов некоммерческих организаций. Некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон № 7-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены в Бюджетном кодексе РФ (п. 3 ст. 161), частях 6, 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ).
Приносящей доход деятельностью признается деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) за плату, отвечающих целям создания некоммерческой организации, приобретение и реализацию ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Таким образом, законодательство РФ позволяет государственным (муниципальным) учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при следующих условиях:
— возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений (при этом в уставах должен быть перечислен исчерпывающий перечень этих видов деятельности);
— осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.
При этом оказывать (выполнять) платные услуги (работы) вправе государственные (муниципальные) учреждения всех типов.
Специалисты Минфина России обращают внимание, что дополнительного закрепления правовым актом перечня платных услуг (работ), которые вправе оказывать (выполнять) государственные (муниципальные) учреждения, не требуется.

«Основные» и «неосновные» платные услуги

В Комплексных рекомендациях специалисты Минфина России предлагают условно разделить платные услуги (работы) бюджетных и автономных учреждений на две части:
— услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания (далее — основные платные услуги). В отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, эти услуги (работы) включаются в государственное (муниципальное) задание;
— услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности, но которые учреждение вправе оказывать (выполнять) для достижения целей, ради которых это учреждение создано (далее — неосновные платные услуги).
Справочно в Комплексных рекомендациях Минфин России сообщает, что для включения основной платной услуги в государственное (муниципальное) задание бюджетного учреждения необходимо прямое указание федерального закона.

Это интересно:  Кабинет неотложной помощи в поликлинике приказ

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Платные услуги казенных учреждений

Казенные учреждения смогут получать дополнительный доход, не выходя за рамки

Минфин напомнил, на каких условиях казенные учреждения смогут зарабатывать на платных услугах.

Министерство финансов напомнило, на каких условиях казенные учреждения смогут зарабатывать оказанием платных услуг. Такую возможность организации получат при соблюдении ряда требований. Подробнее об этом говорится в письме Минфина. Специалисты отметили, что казенные учреждения – это некоммерческие организации. В соответствии с законом «О некоммерческих организациях», они могут осуществлять приносящую доход деятельность, но только если это служит достижению целей, ради которых организация создана, и при условии, что такая деятельность указана в её учредительных документах:

В Перечень услуг могут входить только те, оказание которых напрямую связано с полномочиями органов власти или местного самоуправления. Платные услуги включаются в перечень государственных (муниципальных), только если их по закону можно оказывать в рамках государственного (муниципального) задания. При этом формирование такого задания для казенных учреждений не обязательно.

Напомним, государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным. Казенное учреждение оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции для реализации полномочий органов власти или местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности казённого учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Деятельность казённых учреждений регулируется, в частности, РФ.

Больше материалов по теме:

Тематики

Правомерны ли действия первичной профсоюзной организации в проведении внеочередного собрания без согласования даты, места, повестки дня с работодателем? Имеет ли право работодатель отказать в таком случае первичной профсоюзной орга.

Есть ли судебная практика с сылками на нормы закона и иные нормативные правовые акты по обоснованию подсудности спора Арбитражному суду по месту нахождения истца, с учетом нахождения ответчика в другом регионе/области. Спор о защит.

Каковы правила и порядок прощения долга дочерней компании?

на ежедневную рассылку

Каждый будний день мы будем отправлять вам всё, что было опубликовано вчера

Вы ничего не пропустите!

«О некоммерческих организациях»

PPT.RU — Власть. Право. Налоги. Бизнес

Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна

О возможности оказания казенными учреждениями платных услуг

Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение о возможности оказания казенными учреждениями платных услуг, сообщает следующее.

Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенные учреждения являются некоммерческими организациями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (в том числе созданная в виде казенного учреждения) может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

С учетом положений пункта 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.

Учитывая изложенное, законодательство Российской Федерации позволяет казенным учреждениям оказывать платные услуги при следующих условиях:

— возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений;

— осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.

В отношении формирования перечня государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями (далее — Перечень услуг), считаем необходимым обратить внимание на следующее.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, статье 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» государственные (муниципальные) учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

В связи с этим в Перечень услуг могут быть включены только те услуги (работы), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Платные услуги включаются в перечень государственных (муниципальных) услуг (работ) только в том случае, когда федеральным законом определено, что данные услуги могут оказываться в рамках государственного (муниципального) задания. При этом отмечаем, что формирование государственного (муниципального) задания для государственных (муниципальных) казенных учреждений не является обязательным.

Оказание платных услуг государственными (муниципальными) учреждениями

Оказание услуг физическим и юридическим лицам в пределах, установленных заданием, является бесплатным для потребителей этих услуг, если иное не предусмотрено федеральными законами. Предельные цены (тарифы) платных услуг должны содержаться в задании (часть 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Учреждение может взимать плату за услуги, оказываемые в рамках основных видов деятельности сверх задания.

Цены (тарифы) на платные услуги могут формироваться учредителем (а в случаях, установленных федеральным законом, учреждением) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов. Стоимость платных услуг определяется учредителем или учреждением, исходя из себестоимости и необходимого уровня рентабельности.

Государственные (муниципальные) учреждения независимо от типа могут осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Такая деятельность должна осуществляться в соответствии с целями, для достижения которых созданы учреждения, и если доходы от приносящей доход деятельности направляются на достижение указанных целей. Доходы от приносящей доход деятельности, полученные бюджетным (автономным) учреждением, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, доходы, полученные казенными учреждениями от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (статья 298 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 22 статьи 30 Федерального закона главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доходы деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между указанными учреждениями с учетом объемов доходов от приносящей доходы деятельности, осуществляемой этими учреждениями, зачисляемых в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Справка: Органам власти, на которые распространяются особенности правового положения казенных учреждений, в силу части 3 статьи 12 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается осуществлять приносящую доход деятельность.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение имеет право оказывать услуги на платной основе только сверх задания. Учреждение не имеет права отказаться от выполнения данного государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона).

Как уже было отмечено в разделе «Общие положения» настоящих комплексных рекомендаций, четкое и однозначное отделение платных услуг от гарантированных бесплатных для потребителя услуг, оказываемых учреждениями на основании задания, является важным фактором успешной реализации Федерального закона. Органам власти рекомендуется проводить четкую и последовательную политику в части регулирования вопросов оказания платных услуг подведомственными им учреждениями.

Перечни платных услуг не должны содержать услуги (работы), включенные в перечень услуг (ведомственный перечень услуг), а в перечень услуг не должны включаться услуги (работы), которые выполняются учреждением за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Утвержденные перечни услуг, оказываемых на платной основе, условия их предоставления и стоимость, рекомендуется размещать на официальном сайте учреждения, а также на официальном сайте учредителя.

660021, Россия, г. Красноярск, пр. Мира, 103

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, www.referent.ru, moibuhuchet.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий