+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Налоги поступают в пользу

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налог и налоговый платеж: понятие, виды. Неналоговые платежи

Понятие налога и сбора раскрывается в ст. 8 НК РФ, согласно которой под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

– налоги являются индивидуально безвозмездными платежами, а сборы носят индивидуально возмездный характер (уплачиваются плательщиками в связи с оказанием государством каких-либо адресных услуг);

– налоги устанавливаются только законодательством о налогах и сборах, а сборы — как нормативно-правовыми актами налогового права, так и других отраслей права;

– фискальная значимость налогов в современной налоговой системе неоспорима, в то же время сборы имеют меньшее значение;

– в отношении налога законодательство устанавливает принудительный характер взимания; сборы отличаются относительной добровольностью (но это не договорные платежи);

– налоги уплачиваются на постоянной основе, периодически; сборы в большинстве случаев разовые платежи;

– налоги — абстрактные платежи, задача которых удовлетворить общественные потребности. При уплате сбора всегда присутствует специальная цель или специальный интерес. Сборы призваны покрыть издержки того государственного органа, в который обратилось заинтересованное лицо по поводу оказания ему определенных услуг.

Следует отметить, что в российском налоговом законодательстве не дано самостоятельного определения «пошлины». Это обусловлено тем, что в основном законе страны не закреплено искомое понятие. В ст. 57 Конституции РФ отражено, что «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы». По сути своей категория «сбор», раскрытая в п. 2 ст. 8 НК РФ, объединяет и сбор и пошлину. Поэтому согласно действующей редакции НК РФ к «сборам» относятся сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Как правило, сбор уплачивается в основном за обладание специальным правом, за получение лицензии. Пошлина взимается в качестве компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу плательщика.

В укрупненном виде в состав доходов российского государственного бюджета входят налоговые и неналоговые платежи. В качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа может выступать признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права.

Можно выделить четыре разновидности неналоговых платежей.

1. Платежи за оказание различных услуг государственных и муниципальных учреждений, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами (например, гербовый сбор).

2. Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Суть таких платежей — это компенсационная плата за использование ресурсов (платежи за пользование лесным фондом).

Это интересно:  В случаи или в случае как писать

3. Имущественные санкции, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним, например, относятся суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы.

4. Поступления от продажи объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, ценных бумаг. Эти неналоговые платежи выступают в форме доходов от приватизации, государственных займов, государственных краткосрочных обязательств.

Четкие формулировки «налога» и «сбора», отраженные в НК РФ, позволяют выявить сущность того или иного изъятия, правильно оценить последствия налоговых отношений. Этот момент очень важен в ситуации, когда форма (название платежа) превалирует над его содержанием.

Согласно пункту 4 статьи 3 Налогового кодекса, «не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций».

По способу взимания различают:

– прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

– реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;

– личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика;

– косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг.

Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

– косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;

– косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;

– фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

– таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

– федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

– региональные налоги, отличительной чертой которых является установление элементов налога в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

– местные налоги, которые вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Они вступают в действие только на основании решения, принятого на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

По целевой направленности введения налогов различают:

– абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

– целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды налогов:

– налоги, взимаемые с физических лиц;

– налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций);

– смежные налоги, которые уплачивают и физические и юридические лица.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

– закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

– регулирующие налоги — разноуровневые, т. е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

По порядку введения налоговые платежи делятся на:

– общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

– факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления.

По срокам уплаты налоги делятся на срочные и периодично-календарные (последние, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые).

Согласно ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

В то же время, земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 ст. 12 НК РФ. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина.

2 Участники страхового обязательства. Договор страхования. Перестрахование

Страхование представляет собой неотъемлемый элемент экономики, в первую очередь рыночной, где оно представлено страховым рынком. Страхование и эффективное функционирование экономики тесно связаны, взаимообусловлены. Назначение страхования состоит не только в самозащите предприятий и населения от стихийных бедствий, но и в защите экономических субъектов от неблагоприятных изменений конъюнктуры, от ущерба, нанесенного непредвиденным изменением законодательства, условий предпринимательской деятельности.

Сторонами обязательства по страхованию всегда являются страховщик и страхователь.

В качестве страховщика может выступать исключительно страховая организация — юридическое лицо, имеющее разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида (ч. 1 ст. 938 ГК).

Для приобретения статуса страховщика необходимо соблюдение требований о минимальном размере оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности.

Данное требование, впервые установленное Федеральным за
коном от 31 декабря 1997 г. «Об организации страхового дела в
Российской Федерации» (ст. 6), имеет принципиальное значение для обеспечения строгой упорядоченности создания профессиональных участников страхового рынка и одновременно большей гарантированности прав страхователей как потребителей страховых услуг.

ГК определяет страховщика как коммерческую организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность в страховой сфере (п. 1,2 ст. 50, абз. 1 ст. 938). Поэтому положение п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» о возможности признания страховщиком любого юридического лица не подлежит применению в силу его несоответствия ГК. Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ч. 2 п. 1 ст. 6) закрепляет принцип абсолютной чистоты страховой деятельности, исключающей занятие производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью.

Другой стороной в обязательстве по страхованию выступает страхователь.

Страхователем (полисодержателем) признается правосубъектное физическое или юридическое лицо, имеющее страховой интерес и вступившее на предусмотренных в законе правилах страхования соответствующего вида или определенных в договоре условиях в конкретное обязательство по страхованию со страховой организацией (страховщиком).

Страховая защита путем приобретения статуса страхователя предоставляется как российским гражданам и юридическим лицам, так и иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК, п. 1 ст. 5, ст. 34 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Участниками обязательства по страхованию могут быть третьи лица — выгодоприобретатель и застрахованное лицо.

Выгодоприобретатель (бенефициар) — физическое или юридическое лицо, обладающее страховым интересом, в пользу которого страхователем заключен договор страхования.

Гражданско-правовой статус выгодоприобретателя определяется следующими характеристиками:

– во-первых, выгодоприобретателем может быть любое физическое или юридическое лицо;

– во-вторых, назначение выгодоприобретателя для получения страховых выплат может иметь место в договорах как имущественного, так и личного страхования, для признания действительности которых выгодоприобретатель должен иметь страховой интерес;

– в-третьих, возможность участия выгодоприобретателя зависит от сущности страхового обязательства, которое предопределяет «персональный» состав его участников: наличие выгодоприобретателя как необходимое условие самого существования страхового правоотношения [страхование ответственности, которое возможно исключительно в пользу третьих лиц — потерпевших, кредиторов (выгодоприобретателей) — ст. 931, 932 ГК; исключение из страхового правоотношения фигуры выгодоприобретателя — страхование предпринимательского риска, осуществляемого только в пользу самого страхователя (ст. 933 ГК);

– четвертых, наличие выгодоприобретателя позволяет рассматривать
соответствующий договор страхования в качестве разновидности до
говора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), однако не укладывающего
ся в его классическую модель [страховщик вправе возложить на выгодоприобретателя, предъявившего требование о страховой выплате, ис
полнение отдельных не выполненных страхователем обязанностей
(п. 2 ст. 939 ГК)];

– в-пятых, страхователь вправе по своему усмотрению заменить названного в договоре страхования выгодоприобретателя другим лицом, письменно уведомив об этом страховщика. Замена выгодоприобретателя по договору личного страхования, назначенного с согласия застрахованного лица, допускается лишь с согласия этого лица (ч. 1 ст. 956 ГК). В том случае, когда выгодоприобретатель выполнил какую-либо из обязанностей по договору страхования или предъявил страховщику требование о страховой выплате, его замена невозможна (ч. 2 ст. 956 ГК).

Застрахованное лицо — физическое лицо, с нематериальными благами (жизнью, здоровьем) которого связан имущественный интерес страхователя.

Участие застрахованного лица возможно либо в договоре личного страхования (п. 1 ст. 934 ГК), либо в договоре страхования ответственности за причинение вреда (п. 1 ст. 931 ГК).

Это интересно:  Расчет по страховым взносам порядок заполнения 2019

Условия конкретных договоров личного страхования могут предусматривать как самостоятельную фигуру застрахованного лица (занимающего в этом качестве положение третьего лица), так и совпадение застрахованного лица с самим страхователем и (или) выгодоприобретателем.

Страхователь может заключить договор страхования в свою пользу, являясь в этом случае одновременно застрахованным лицом и выгодоприобретателем.

Договор, лежащий в основании страховых обязательств, по своей сущности (природе) различен. В одних случаях обязанность его заключения императивно установлена самим законом (п. 2 ст. 927, п. 1 ст. 936 ГК), в других — его создание зависит исключительно от собственного усмотрения сторон (абз, 1 п. 1 ст. 927 ГК). Поэтому следует различать два вида договоров как оснований возникновения обязательств по страхованию:

– договор страхования как классическая модель частной автономии воли;

– договор страхования как ограниченный договор, особая разновидность принудительного договора.

ГК отказался от единой конструкции договора страхования, закрепляя два самостоятельных страховых договора — договор имущественного страхования (ст. 929 ГК) и договор личного страхования (ст. 934 ГК), тем самым определив его наиболее оптимальную законодательную регламентацию (начало которой уже было положено Основами гражданского законодательства 1991 г. в ст. 107).

Для заключения договоров имущественного и личного страхования ГК предусматривает исчерпывающий перечень однотипных существенных условий, по которым должно быть достигнуто соглашение между страхователем и страховщиком (ст. 942 ГК РФ):

– об объекте страхования;

– о характере страхового случая, ввиду наступления которого осуществляется страхование;

– о размере страховой суммы;

– о сроке действия договор.

Отсутствие в договоре страхования какого-либо существенного условия не должно рассматриваться как основание признания его незаключенным.

ГК устанавливает также требования относительно формы договора страхования, предусматривая обязательность письменной формы его заключения (п. 1 ст. 940), несоблюдение которой влечет признание договора недействительным, за исключением случаев оформления договором обязательного государственного страхования (ст. 969 ГК РФ).

Значение срока как одного из элементов обязательства по страхованию определяется его ролью как фактора, непосредственно влияющего на степень принимаемого страховщиком риска. Срок может быть определен строгими временными границами (год, пять лет и т. п.) и может являться неопределенным (пожизненное страхование). Помимо общего срока действия страхового обязательства, в нем могут предусматриваться сроки исполнения определенных обязанностей: по уплате страховой премии (или страховых взносов при внесении страховой премии в рассрочку — так называемые страховые периоды), уведомления страховщика о наступлении страхового случая, предоставления страховых выплат и др.

Перестрахование – это вторичное размещение риска, передача риска от первичного страховщика другой страховой компании. Перестрахование могут осуществлять как специально созданные для этого перестраховочные компании, так и обычные страховщики, имеющие соответствующую лицензию. В любом случае смысл перестрахования заключается в обеспечении платежеспособности страховщиков – страховании тех, кто осуществляет первичное страхование.

Перестрахование — система экономических отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним (с учетом своих финансовых возможностей) передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания по возможности сбалансированного портфеля страхования, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.

Процесс, связанный с передачей риска, называется цедировани-ем риска, или перестраховочной ретроцессией.

Рис. 1 Схема перестрахования

Основной функцией перестрахования является вторичное распределение риска, благодаря которому происходит количественное и качественное выравнивание страхового портфеля.

Главная проблема при поведении страхования — определение доли риска, какую можно оставить за собой, а какую передать перестраховщику.

3 Государственный и муниципальный кредит в системе доходов государства и муниципальных образований. Государственный и муниципальный долг

Государственный кредит – это совокупность кредитных отношений, при которых государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.
Он является важной составляющей государственных финансов, одной из форм мобилизации и распределения государством денежных средств с целью выполнения им своих функций.

Государство, прежде всего, является заемщиком. Для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием многообразных потребностей обществ, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур, средства населения. В качестве кредиторов государства могут выступать другие государства, корпорации, банки, граждане, как отечественные, так и иностранные.

Государство может само выступать кредитором, предоставляя деньги взаймы другим государствам, юридическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему в случае неплатежеспособности плательщика, то речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах.

Как правило, займы, которые берет государство, превышает выданные им кредиты. Поэтому результатом кредитных отношений является возникновение государственного долга.

Государственный кредит функционирует на принципах возвратности, срочности, ему присущи все свойства кредита. Однако имеются и отличия от других форм кредитных отношений. При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляемые, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Обеспечением кредита служит имущество государства (региона).

Сущность государственного кредита как экономической категории раскрывается в функциях: распределительной, контрольной и регулирующей.

В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. Мобилизуемые с его помощью средства используются для финансирования экономических и социальных программ.

Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним, то есть номинированным в национальной валюте, и внешним, номинированным в инвалюте.

В зависимости от того, какую роль государство играет в кредитных отношениях – кредитора или заемщика, выделяют бюджетный кредит, предоставляемый государством и государственные заимствования.

Выступая кредитором, государство предоставляет кредит за счет бюджетных средств – бюджетный кредит.

Согласно БК, бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Условиями предоставления бюджетного кредита является наличие обеспечения, которое должно иметь высокую степень ликвидности; проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица — получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя уполномоченными органами.

Выступая заемщиком, государство (муниципалитет) осуществляет государственные (муниципальные) заимствования.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

– по субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;

– по валюте заимствований — внутренние и внешние;

– в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше);

– по форме предоставления — в секьюритизированной форме (путем эмиссии и размещения долговых обязательств) и несекьюритизированной форме (заем в денежной форме), иначе, облигационная и необлигационная формы. Первая форма имеет определенные преимущества (больший объем инвестиционного спроса, возможность гибко регулировать объем, структуру и стоимость заимствований), она является доминирующей в развитых странах;

– по целям будущего использования — инвестиционный (кредиты на финансирование крупных государственных программ, то есть на производительные цели) и неинвестиционный (на финансирование непроизводительных расходов).

Долговые обязательства государства:

– по степени обращаемости бывают – рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;

– по методу определения дохода — с твердым или плавающим доходом;

– по обеспеченности – закладные и беззакладные;

– по форме размещения – облигационные и безоблигационные;

– по характеру выплачиваемого дохода – выигрышные, процентные, беспроигрышные и др.

Государственные внутренние займы классифицируются по ряду признаков.

По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.

Внутренние займы могут также подразделяться:

– в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше);

– по форме предоставления — в секьюритизированной форме и несекьюритизированной форме;

– по целям будущего использования — инвестиционные и неинвестиционные;

– по степени обращаемости — рыночные и нерыночные;

– по методу определения дохода — с твердым или плавающим доходом;

– по обеспеченности – закладные и беззакладные;

– по форме размещения – облигационные и безоблигационные;

– по характеру выплачиваемого дохода – выигрышные, процентные, беспроигрышные и др.

Основной формой государственных заимствований является выпуск и размещение ценных бумаг. Государственные ценные бумаги классифицируют:

— по степени обращаемости — рыночные и нерыночные;

— по характеру эмитента – выпускаемые центральным правительством, региональными, местными властями;

— по срочности – долго-, средне-, краткосрочные;

— по форме выпуска – документарные и бездокументарные;

— по форме выплаты дохода – процентные, дисконтные, выигрышные;

— по способу размещения – проведение аукционов, открытая продажа, индивидуальное размещение);

— цели выпуска (финансирование дефицита бюджета, финансирование инвестиционных и социальных программ) и т.д.

Это интересно:  Лицензия на оказание услуг связи

Международный государственный кредит представляет совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих формах: синдицированные банковские кредиты; еврозаймы; кредиты международных финансовых организаций; межправительственные кредиты; частные кредиты коммерческих структур (фирменные) кредиты. Наиболее распространенной формой заимствований является выпуск еврооблигаций (евробондов).

В БК определены понятия государственных заимствований, в том числе внутренних и внешних, государственного долга.

Управление государственным долгом является одним из наиболее важных элементов бюджетной политики. Система управления государственным долгом включает совокупность правил и процедур по аккумулированию, использованию, обслуживанию и погашению заимствований.

Согласно БК, под обслуживанием государственного долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Основными подсистемами управления долгом, сложившимися в мировой практике, являются: институциональная (инфраструктура), правовая (правовое обеспечение), регулирования параметров долга (экономическое оперативное регулирование), торговая (торговые технологии).

При управлении долгом различают капитальный государственный долг, представляющий собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам, и текущий, включающий расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Управление государственным долгом предполагает использование структурного регулирования – изменения структуры долга или его баланса с целью оптимизации. Баланс – соотношение между размерами долга и источниками его погашения),

Методами управления государственным долгом являются: реструктуризация, конверсия, консолидация, пролонгация (отсрочка платежей), новация, рефинансирование, уступка права требования, обмен облигаций по регрессивному соотношению, мораторий, выкуп долговых обязательств, аннулирование займов и др.

Доминирующую роль играют рыночные методы, предполагающие проведение различных операций с ценными бумагами.

При управлении государственным долгом используются показатели: объем совокупного государственного долга, объем внутреннего государственного долга, объем внешнего государственного долга, темп роста государственного долга, соотношение госдолга и ВВП, объем финансовых ресурсов, отвлекаемых из бюджета на обслуживание госдолга. Два последних показателя позволяют оценить возможности обслуживания долга.

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. Долговые обязательства обеспечиваются всем находящимся в собственности имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств федерального бюджета. В БК РФ установлены предельные объемы заимствований, расходов на обслуживание государственного долга.

Зачем я плачу налоги? Что это дает и куда они идут?

Статья 69 Бюджетного кодекса РФ подробно регламентирует такие ассигнования.

Можно выделить несколько направлений расходования бюджетных средств:

1) финансовое обеспечение правоохранительных органов государства (МВД, ФСБ и др.);

2) содержание государственных учреждений (больниц, школ, детских домов и др.);

3) обеспечение безопасности государства, в частности содержание армии;

4) финансирование государственных программ («Одаренные дети», «Дети и семья») и национальных приоритетных проектов («Здоровье», «Образование» и др.);

5) субсидирование, предоставление дотаций и ссуды для жилищно-коммунального хозяйства;

6) содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим);

7) содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;

8) строительство и благоустройство социальных объектов и территорий;

9) пенсионное обеспечение;

10) организация отдыха и спортивных мероприятий и т.д.

Это лишь некоторые направления расходования бюджетных средств, но отсюда уже можно сделать вывод о необходимости уплаты налогов. Своевременные и достаточные налоговые поступления способны обеспечить безопасность, финансовую стабильность и независимость государства, выход его из кризиса, что сейчас немаловажно. Для Вас — предпринимателей, добросовестная уплата налогов гарантирует государственную поддержку, кредитование и как результат – процветание Вашего бизнеса, а для граждан сбалансированный бюджет означает гарантированную социальную помощь, пенсионное обеспечение и уверенность в завтрашнем дне.

Платежи: налоговые и неналоговые

Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета (БК РФ ст.6).

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (ст. 39).

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений (ст.41). В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним (ст.41).

В бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

— прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала (налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; налог на игорный бизнес);

— налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы (налог на добавленную стоимость; акцизы; лицензионные и регистрационные сборы);

— налоги на имущество (налог на имущество физических лиц; на имущество предприятий; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения);

— платежи за пользование природными ресурсами (платежи за пользование недрами; платежи за проведение поисковых и разведочных работ; платежи за пользование недрами территориального моря и континентальным шельфом; платежи за пользование минеральными ресурсами и прочее);

— прочие налоги, пошлины и сборы (государственная пошлина; прочие федеральные налоги; налоги субъектов РФ; местные налоги и сборы).

К неналоговым доходам бюджетов относятся (ст.41):

— доходы от использования имущества, находящегося в собственности государства или муниципального образования:

· арендная плата за сдачу во временное пользование государственного или муниципального имущества;

· проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных учреждениях;

· средства, получаемые от передачи имущества под залог или доверительное управление;

· плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основе;

· доля прибыли предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства или муниципалитета;

· дивиденды по акциям, находящимся в собственности государства или муниципального образования;

· часть прибыли унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей;

— доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

— доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

— средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, компенсации, конфискации;

— лицензионные сборы, в частности на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— таможенные пошлины, таможенные сборы и другие доходы от внешнеэкономической деятельности;

— платы за пользование природными ресурсами:

· водными биологическими ресурсами;

— плата за негативное воздействие на окружающую среду;

— другие неналоговые доходы

Неналоговые доходы подлежат в большей степени управлению региональными и местными властями.

В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов при влечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований, — это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

Так, в отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездность, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).

Статья написана по материалам сайтов: bukvi.ru, smallbusiness.ru, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector