+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Нормативы платы за загрязнение

Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного действия на окружающую природную среду установлен в соответствии с законом «Об охране окружающей среды» 2002 г. и постановлениями Правительства РФ № 632 от 28.08.92 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и № 344 от12.06.2003 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а также Постановлением № 217 от 17.07.2003 губернатора Хабаровского края «О платежах за загрязнение окружающей среды».

Настоящий порядок распространяется на всех, кто является природопользователем. Это могут быть и юридические (предприятия, организации всех форм собственности) и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

· сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

· сброс загрязняющих веществ на рельеф местности;

· неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

· смывы загрязняющих веществ с почв.

По существу платежи за загрязнение являются одной из форм налогообложения хозяйствующих субъектов. В основу определения размера такого налогообложения положены так называемые базовые нормативы платы («дифференцированные ставки платы» в терминологии последних постановлений) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов.

Базовые нормативы платы представляют собой цену в рублях за одну тонну конкретного загрязняющего вещества, выброшенного в окружающую среду или цену в рублях за одну тонну размещенных отходов.

Базовые нормативы платы едины для всей территории РФ и устанавливаются на государственном уровне постановлением правительства РФ /2/, а затем для конкретной территории (например, Хабаровский край) – постановлением Главы этой территории (например, Главы Хабаровского края).

В РФ установлено два вида базовых нормативов платы (БНП) (то есть установлены две возможные цены за выброс (сброс), размещение отходов):

1) БНП1 — за выброс (сброс), размещение отходов в пределах установленных нормативов (ПДВ, ПДС) – минимальная цена;

2) БНП2 — за выброс (сброс), размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов: ВСВ, ВСС) – большая цена.

Базовые нормативы платы приведены в табл.

При расчете платежей применяются дополнительные коэффициенты:

1) Повышающий коэффициент /3/: КПОВ = 5. Применяется при сверхлимитном загрязнении окружающей среды или в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс), тогда вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитная. Применение настоящего коэффициента по своему существу является штрафованием природопользователя. В этом случае при расчете платежей применяется базовый норматив платы БНП2 /3, п. 10/.

2) Дополнительный коэффициент, учитывающий особенности экологической ситуации: КВОЗД = 1,2. Применяется при выбросе в атмосферу городов.

3) На территории Хабаровского края применяется коэффициент 2 ко всем базовым нормативам платы для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов, приравненных к районам Крайнего Севера.

Экологические и инфляционные коэффициенты периодически пересматриваются и утверждаются на данной территории на определенный период. Количественные значения, приведенные в настоящем учебном пособии, являются на 01.11.2003 действующими на территории Хабаровского края.

Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы), размещение отходов включаются в себестоимость продукции. Платежи за превышение ПДВ, ПДС осуществляются из прибыли предприятия.

Платежи перечисляются природопользователем ежеквартально в бесспорном порядке до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца, при нарушении установленных сроков – изымаются в безакцептном порядке по платежным распоряжениям (т.е. взыскиваются со счетов предприятия в принудительном порядке без его согласия и участия).

Таким образом, платежи за загрязнение конкретной среды (воздуха, воды и т.д.) определяются путем перемножения количества выбрасываемого i-го вещества (в тоннах) на соответствующий базовый норматив платы (в рублях за тонну) и соответствующие коэффициенты. При этом необходимо установить, к какому виду относится выброс: нормативному (ПДВ, ПДС), в пределах установленных лимитов (ВСВ, ВСС) или сверхлимитному. В зависимости от этого следует выбрать базовые нормативы платы и повышающие коэффициенты.

Затем производится суммирование по всем ингредиентам и по всем средам.

Фактическая масса выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ определяется расчетными или инструментальными методами.

Определение квартального фактического объема возможно на основе:

1) результатов анализов (замеров), регистрируемых в журналах учета установленной формы;

2) по нормативам ПДВ (ПДС), а за год – по данным статистической отчетности с последующим уточнением фактических объемов;

3) для не имеющих нормативов ПДВ – по данным предыдущего года, деленным на четыре с последующим уточнением по итогам года.

Плата за загрязнение окружающей среды

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 4

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ) одним из принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда, нанесенного окружающей среде. Бюджетные организации вне зависимости от того, какие виды деятельности они осуществляют, негативно влияют на окружающую природную среду, в связи с чем являются плательщиками взносов за загрязнение окружающей среды. В данной статье рассмотрим вопрос платы за загрязнение окружающей среды — понятие, размер, сроки внесения и ответственность, к которой могут привлекаться учреждения за нарушения, связанные с природопользованием.

Нормативная база для исчисления юридическими лицами платы за загрязнение окружающей природной среды включает в себя:

  • ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ;
  • ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  • ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее — Порядок N 632);
  • п. 1.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды России 26.01.1993 по согласованию с Минфином России и Минэкономики России.

К видам негативного воздействия на окружающую среду согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды воздействия на окружающую среду.

Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия и ее предельные размеры определяются в соответствии с Порядком N 632. Пунктом 2 Порядка N 632 установлены два вида базовых нормативов платы:

  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых норм;
  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых лимитов.

При определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду учитываются нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д. Это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности учреждения на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды (ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ). Из общего числа нормативов выделяют:

  • нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов ;
  • нормативы допустимых физических воздействий ;
  • нормативы допустимых выбросов ;
  • лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов .
Это интересно:  Где можно узнать трудовой стаж работы

К ним относятся нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
К ним относятся нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Устанавливаются для субъектов хозяйственной или иной деятельности в соответствии с показателем вредных веществ, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников с учетом технологических нормативов, при соблюдении которых обеспечивается норматив качества окружающей среды.
Под ними понимаются ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрение наилучших из существующих технологий, в целях соблюдения нормативов в области охраны окружающей среды.

Предельно допустимые нормативы и лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ устанавливаются Минприроды, другими специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией (п. 2 Постановления N 545 ).

Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 N 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов».

По каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья человека в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее — Постановление N 344) устанавливаются базовые нормативы платы.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы: природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

К базовым нормативам платы применяются поправочные коэффициенты:

  • Коэффициенты, учитывающие экологические факторы для отдельных регионов и бассейнов рек, установленные с учетом природно-климатических особенностей территорий (приведены в Приложении 2 к Постановлению N 344);
  • дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (п. 2 Постановления N 344);
  • коэффициент 1,2 за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов (Письмо Ростехнадзора от 31.08.2006 N 04-10/609).

Заметим, что в 2012 г. утверждены повышающие коэффициенты в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»: 2,05 для норматива, установленного в 2003 г. Постановлением N 344, и 1,67 для норматива, установленного в 2005 г. Постановлением N 410 .

Постановление Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 «О внесении изменений в Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 N 344».

Размер платы за загрязнение окружающей природной среды для конкретного природопользователя определяется в соответствии с требованиями Порядка N 632, при этом расчет производится по каждому виду вредного воздействия. Ниже, в таблице, приведем расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в разрезе видов загрязнений.

В этом случае плата рассчитывается за сверхлимитные выбросы в окружающую природную среду.

Обратите внимание! Повышающий коэффициент 5 не применяется к нормативам платы за загрязнение окружающей среды при превышении технических нормативов выбросов в атмосферу, установленных для транспортных средств. Для транспортных средств устанавливается не предельно допустимый уровень выбросов, а технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 2 ст. 12 Федерального закона N 96-ФЗ).

Транспорт, в выбросах которого содержание загрязняющих веществ превышает установленные технические нормативы, к эксплуатации и производству запрещается (п. 1 ст. 17 Федерального закона N 96-ФЗ). Проверка транспортных средств на соответствие выбросов вредных веществ в атмосферу техническим нормам проводится в рамках техосмотра (пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 83). Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» к его проведению привлечены частные станции технического осмотра, при этом будут проводиться и замеры на соответствие установленным требованиям содержания загрязняющих веществ в отработавших газах и уровня шума.

Приведем пример расчета платы за загрязнение окружающей среды.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух передвижными источниками (в том числе транспортными средствами) зависят не от массы (объема) загрязняющих веществ, а от вида и массы (объема) используемого топлива (Приложение 1 к Постановлению N 344 в редакции Постановления N 410):

Для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации автотранспорта нужно установленный норматив умножить на количество топлива, фактически израсходованного за отчетный квартал. Количество израсходованного топлива должно быть подтверждено первичными документами бухгалтерского учета.

1. Рассчитываем ставку платы за загрязнение окружающей среды согласно нормам Постановления N 344:

  1. норматив платы за 1 тонну выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками, использующими:
  • дизельное топливо, — 2,5 руб.;
  • бензин АИ-80, — 1,3 руб.;
  1. коэффициент, учитывающий экологический фактор, — 1,9 (Московская область относится к Центральному экономическому району РФ);
  2. дополнительный коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов — 1,2;
  3. норматив платы установлен в 2003 г., в 2005 г. оставлен без изменения, следовательно, в 2012 г. используем повышающий коэффициент 2,05;
  4. ставка платы равна:
  • микроавтобус — 11,69 руб/т (2,5 руб. x 1,9 x 1,2 x 2,05);
  • грузовой автомобиль — 6,08 руб/т (1,3 руб. x 1,9 x 1,2 x 2,05).

2. Определяем количество использованного топлива:

  1. норматив платы установлен за 1 тонну топлива. Так как расход дизельного топлива измеряется в литрах, его переводят в тонны, для чего используется показатель плотности. Согласно п. 6 Приложения 2 к Приказу N 146 плотность:
  • дизельного топлива — 0,83 г/куб. см (0,83 кг/л);
  • бензина АИ-80 — 0,715 г/куб. см (0,715 кг/л);
  1. количество израсходованного топлива определяется на основании первичных учетных документов (путевых листов). За прошедший квартал расход в расчете на тонны составил предположительно:
  • дизельного топлива — 1000 л, 1,07 т (1300 л x 0,825 кг/л / 1000 кг);
  • бензина АИ-80 — 1500 л, 1,07 т (1500 л x 0,715 кг/л / 1000 кг).

Приказ Росстата от 20.07.2009 N 146 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11-ТЭР «Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии на производство отдельных видов продукции, работ (услуг)» и Приложения к форме N 11-ТЭР «Сведения об образовании и использовании вторичных энергетических ресурсов», N 4-ТЭР «Сведения об остатках, поступлении и расходе топлива и теплоэнергии, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов».

3. Рассчитываем плату за негативное воздействие на окружающую среду от передвижных источников загрязнения:

  • для автобуса, использующего дизельное топливо, — 12,51 руб. (1,07 т x 11,69 руб.);
  • для автомобиля, использующего бензин, — 6,51 руб. (1,07 т x 6,08 руб.).

Общая сумма платы — 19,02 руб. (12,51 + 6,51).

Бухгалтерский учет

В соответствии с положениями Инструкции N 174н в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по начислению и выплате сумм платы за загрязнение окружающей среды отражаются следующим образом.

Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению». Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах нормативов и лимитов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их — за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя (п. 7 Порядка N 632, пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Это интересно:  Как получить паспорт рф гражданину днр

Сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

Плательщики должны самостоятельно произвести расчет и внести соответствующую сумму в доход бюджета. Срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается квартал.

Коды платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Приложением 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ , в 2012 г. для бюджетных учреждений следующие.

Приказ Минфина России от 21.12.2011 N 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Отчетность

Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды

Несвоевременная плата за негативное воздействие на окружающую среду рассматривается как нарушение ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации» КоАП РФ. Согласно нормам этой статьи за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение штрафа (ст. 8.41 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 3000 до 6000 руб.;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Нормативы платы за загрязнение природных ресурсов, их назначение

На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое регулирование. Инструменты ценового регулирования, используемого в отечественной хозяйственной практике, можно условно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов), и компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.).

Платежи за загрязнение природных ресурсов впервые были введены в 1990-х гг. по инициативе Государственного комитета СССР по охране природы. Нужно отметить, что до 90-х годов введение платы за загрязнение рассматривалось чуть ли не как «признание» права на загрязнение, что противоречило официальным политико-идеологическим канонам того времени. К тому же практически отсутствовали методические проработки по введению такой платы.

Взимание платы за загрязнение выполняет ряд экономических функций:

В частности, она стимулирует предприятия к снижению вредных выбросов, обеспечивает механизм достижения проектных показателей, а также современного уровня технологий (работа по лучшей технологии), что направлено в целом на обеспечение структурной перестройки экономики. Тем самым у предприятий-загрязнителей складывается альтернатива: продолжать загрязнять, что связано со значительными платежами, влияющими на их хозяйственное положение, или, наоборот, направлять средства на экологическое обновление производства, ресурсосбережение, что ведет к оздоровлению окружающей среды и снижению природоемкости национального дохода. Кроме того, в результате платежей за природопользование образуется устойчивый источник финансирования природоохранных мероприятий в виде фондов охраны природы.

Введение платежей за загрязнение окружающей среды побуждает руководителей предприятий находить резервы на приобретение и ввод в действие установок по очистке отходящих газов, очистных сооружений и другого природоохранного оборудования; оказывает стимулирующее воздействие на предприятия которые не имели разработанных и утвержденных томов научно-технических нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС).

Кроме этих функций экологические платежи позволяют решать следующие задачи:

обеспечивать учет природного фактора в составе производственных затрат и результатов;

согласовывать интересы предприятий сферы природопользования, потребителей естественных ресурсов и народного хозяйства в целом;

учитывать специфику процесса природопользования при организации взаимоотношений предприятий с органами власти и управления, кредитно-финансовой системой, государственными и местными бюджетами;

компенсировать ущерб владельцу природных ресурсов при изъятии последних из сферы традиционного использования или ухудшении их качества;

хотя бы частично возмещать ущерб реципиентам от загрязнения и истощения окружающей среды.

Платежи за загрязнение окружающей среды, являются, по сути, разновидностью платы за природные ресурсы, а в качестве природных ресурсов здесь выступает ассимиляционный потенциал природной среды, т.е. плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду рассматривается как плата за использование ассимиляционной способности природной среды к разбавлению и нейтрализации вредных веществ.

В основу разработки нормативов платы за загрязнение должны быть положены следующие принципы:

— плата за загрязнение окружающей среды должна стимулировать природопользователей к осуществлению природоохранных мероприятий и улучшению экологической обстановки в стране;

— плата за загрязнение должна предусматривать платежи за каждый конкретный ингредиент, содержащийся в сбросах конкретного предприятия;

— плата должна формироваться на основе единых межотраслевых подходов, т. к. ущерб от загрязнения окружающей среды зависит не от отраслевой принадлежности предприятия, а от состава и массы сбросов загрязняющих веществ;

— плата должна учитывать региональную экологическую неоднородность территории;

— порядок взимания платы за загрязнение должен разрабатываться на основе действующих законов и быть предельно простым и понятным.

Базовые нормативы платы за выбросы (сбросы) конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба от выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вредного вещества для окружающей среды и на коэффициенты индексации платы.

Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода 4 класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.

Методика расчета платежей за загрязнение окружающей среды сводится к следующему. Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников (Патм) определяется по следующей формуле:

где: i — вид загрязняющего вещества (i=1, 2, 3,…, n);

Нбнi — базовый норматив платы за выброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах предельно допустимых нормативов, руб.;

Кэ — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе;

Мнi, Млi, Мi — выброс i-го загрязняющего вещества в атмосферный воздух соответственно в пределах предельно допустимого норматива, лимита и общий выброс, т.

Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объектыв) определяется по следующей формуле:

где: i — вид загрязняющего вещества (i=1, 2, 3,…, n);

Н в бнi — базовый норматив платы за сброс 1 т i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов, руб.;

К в э — коэффициент экологической значимости водного объекта;

М в нi, М в лi, М в i — сброс i-го вещества в водный объект соответственно в пределах допустимого норматива, лимита и общий сброс, т.

Плата за размещение отходово) определяется по следующей формуле:

где: i — вид отхода (i=1, 2, 3,…, n);

Слi — ставка платы за размещение 1 т i-го отхода в пределах установленных лимитов, руб.;

Млi — фактическое размещение i-го отхода в пределах установленных лимитов;

Мi — общее количество размещения данного отхода.

Базовые нормативы платы за размещение отходов устанавливаются дифференцировано в зависимости от класса опасности.

Существующая система платежей за загрязнение окружающей среды имеет ряд существенных недостатков. Главный из них — низкий уровень платежей. Плата за загрязнение сейчас настолько мала, что предприятиям гораздо выгоднее загрязнять окружающую среду, вносить за это плату в экологические фонды и не осуществлять природоохранные мероприятия. В России, например, базовые ставки за сброс фосфора и азота в водные объекты, соответственно в 165 и 900 раз меньше, чем в Германии. Кроме того, по сравнению с 1991 г. произошло относительное снижение их в результате несоответствия индексации базовых ставок платежей уровню инфляции.

Это интересно:  Новое в трудовом кодексе в 2019 году

Делаем расчет платы за загрязнение окружающей среды

Расчет платы за загрязнение окружающей среды 2017 года осуществляется на основании правовых норм, не входящих в состав НК РФ. В эти нормы периодически вносятся изменения, которые необходимо отслеживать и учитывать при определении размера подлежащих уплате в бюджет сумм.

Законодательные основы для расчета платы за загрязнение окружающей среды

Базовым документом, на основе которого строится весь спектр взаимоотношений плательщиков с бюджетом по средствам, уплачиваемым за вред, наносимый экологии, служит закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он нередко подвергался внесению изменений и дополнений на протяжении всего периода своего существования. Под его действие подпадают:

  • Индивидуальные предприниматели, перечисляющие плату в срок до 10 марта, после того как окончится отчетный год.
  • Прочие субъекты, на которых возложена обязанность по уплате сбора за загрязнение, по завершении каждого квартала уплачивают авансы в срок до 20-го числа месяца, следующего за ними. В качестве их размера применяется 25% от выплат предыдущего года. По завершении года происходит окончательный расчет до 1 марта следующего года.

При этом данные выплаты не подпадают под правило о продлении срока при совпадении дня его окончания с выходным или праздничным нерабочим днем. Сам механизм расчета урегулирован ст. 16.3 закона 7-ФЗ и иными правовыми актами в данной сфере, на основе которых происходит исчисление платежа за загрязнение окружающей среды. В качестве источника информации для самостоятельного определения базы обложения при этом служат:

  • документы об объеме загрязнения тем или иным типом веществ;
  • ставки, применяемые для расчета платежей;
  • коэффициенты, установленные для исчисления.

Общая сумма платежей складывается из итога, полученного сложением расчетных величин, исчисленных по каждому отдельному типу отходов и выбросов.

Плательщики сборов за нанесение ущерба экологии

Существуют различия между двумя типами платежей, связанных с нанесением ущерба экологии:

  • плата за негативное воздействие на природу;
  • перечисления за выбросы отходов на основании ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Они появились в 2014 году, после того как начала действовать ст. 24.5. До этого оба описываемых бюджетных обязательства идентифицировались как общий экологический сбор. Фактически теперь второй вид платежей должны осуществлять компании, занимающиеся производством продукции и упаковки, которые при потере ими возможности использования по назначению подлежат утилизации.

Рассмотренный ранее закон 7-ФЗ регламентирует прочие обязательства компаний, связанные именно с выбросами вредных примесей, элементов в окружающую среду. То есть под данный сбор подпадают компании, осуществляющие загрязнение природы за счет выделяемых в результате производства вредных веществ, отходов деятельности, мусора.

Как следствие существуют два типа обязательств, которые необходимо разграничивать:

  1. Непосредственно экологический сбор:
    • уплачиваемый за утилизацию испорченной продукции и тары;
    • основанный на положениях закона 89-ФЗ;
    • официально введенный в 2014 году.
  1. Сбор за загрязнение окружающей среды:
  • уплачивается за непосредственное распространение загрязняющих химических соединений, твердых промышленных и бытовых отходов;
  • опирается на пункты закона 7-ФЗ, однако в части размещения отходов также подпадает под действие закона 89-ФЗ;
  • действует начиная с 2002 года (до этого практически идентичные обязательства компании несли на основании закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

На 2017 год порядок внесения платы за нарушение экологии регулируется постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Определение базы начисления по загрязняющим выбросам

Общий расчет базы

Как гласит п. 1 ст. 16.2 закона 7-ФЗ, база для обложения платежами за выбросы в окружающую среду зависит от общего объема соединений, попавших в экосистему за отчетный период. Для того чтобы выяснить приведенный параметр, компании придется осуществлять экологический контроль. Категории загрязнения, которые подпадают под действие закона и подлежат оплате:

  • поступающие в природу из статичных источников;
  • неблагоприятно воздействующие на состояние водной среды;
  • связанные с захоронением отходов.

В ходе расчета принимаются во внимание следующие параметры:

  • существующие лимиты допустимых выбросов;
  • появившиеся в результате аварий нормативы временно возможных сверхлимитных выбросов;
  • ограничения по территории и количеству допустимого захоронения.

Помимо этого, нужно учитывать ряд пунктов постановления № 255:

  • исчисление происходит по каждому источнику возникновения выбросов;
  • компания самостоятельно вычисляет объем выбросов и сравнивает их с имеющимися лимитами;
  • возможно сокращение расходов на выплаты в результате вычетов, связанных с затратами, направленными на мероприятия по уменьшению вредных выбросов, или использования понижающих коэффициентов.

Итоговая сумма платежа получается в результате сложения результатов следующих действий:

  • умножение объема выбросов в рамках лимитов на ставку;
  • умножение сверхлимитного объема загрязнения на соответствующую ставку.

Что такое временные нормативы и для чего нужны паспорта на отходы?

Иногда действуют временные нормативы. По ним также необходимо перемножить размер загрязнения на ставки. Полученный итог также добавляется к общим выплатам за загрязнение.

Крупные компании, предполагающие значительный размер отходов к размещению, для получения нормативов должны разработать плановое значение и обратиться с соответствующим заявлением в Росприроднадзор. Мелким и средним организациям для этого достаточно предоставить в указанный орган отчет об уже размещенном объеме отходов, загрязнения.

На отходы, относящиеся к категории с 1 по 4 опасности, должны быть в обязательном порядке созданы паспорта. Их сохранность компания обеспечивает самостоятельно. Удостоверенные надлежащим образом дубликаты приведенных паспортов сохраняются в Росприроднадзоре.

Расчет платежа: ставки, дополнительные коэффициенты, льготы

Значения ставок и соответствующих корректирующих коэффициентов приведены в п. 4 ст. 16.3 закона 7-ФЗ. Однако непосредственно термин «ставка» в нем отсутствует, вместо него указан норматив платы за загрязнение согласно постановлению Правительства от 12.06.2003 № 344. Исходя из идентичности применения, именно нормативы и следует понимать под ставками.

Кроме того, они полностью соответствуют признакам ставок, утвержденным п. 2 ст. 16.3 закона 7-ФЗ:

  • дают возможность определить размер платы за выбросы по каждому виду из них;
  • существует их соотнесение с классом опасности отходов производства.

Признаки коэффициентов, необходимых для правильного установления размера платы за загрязнение, утверждены в ст. 16.3 закона 7-ФЗ. В настоящее время действуют следующие коэффициенты:

  • дополнительные (п. 3 ст. 16.3 закона 7-ФЗ);
  • закрепленные в п. 6 ст. 16.3 закона 7-ФЗ;
  • перечисленные в п. 2 постановления 344;
  • введенные в действие п. 4 постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление № 344» от 01.07.2005 № 410;
  • поименованные в приложении 2 к постановлению 344.

Возможные вычеты по плате за вредные выбросы предусмотрены в п. 11 ст. 16.3 закона 7-ФЗ. К ним относятся расходы компании на создание технических средств и условий по уменьшению возможных выбросов вредных веществ. Они должны в обязательном порядке иметь документальное обоснование, подтверждающее факт их внесения.

Форма расчета экологического сбора

Все параметры осуществления начисления и расчетов платы за вредное природное воздействие с 2010 года регулируются Росприроднадзором. В законе 7-ФЗ установлено обязательство всех плательщиков представлять в указанный орган декларацию по соответствующей форме. Для этого у организаций есть время до 10 марта года, следующего за отчетным. В частности, за 2017 год крайний срок подачи установлен 10.03.2018.

В этот отчет вносятся данные по суммам платы по каждому типу веществ, а также итоговый объем обязательств к перечислению в бюджет по окончании года. При этом учитываются суммы уплаченных за тот же период авансов.

Основные положения, касающиеся расчетов компаний с государством в области платы за вред, нанесенный экологии, установлены законом 7-ФЗ. В нем утвержден порядок расчета, формы, сроки и периодичность предоставления отчетности, а также установлены предельно допустимые даты его перечисления.

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, studbooks.net, okbuh.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector