+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Новые подходы к предоставлению общедоступного дошкольного образования

мама курсовая.docx

Дополнительные различения в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:

  • источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);
  • инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);
  • деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);
  • инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);
  • новый тип или новая форма общественной практики.

Приведём лишь один пример разворачивания полного цикла инновационных преобразований — из истории отечественного образования:

  • источник инновации — уровень развития педагогической и возрастной психологии в СССР в 50-х годах;
  • инновационное предложение — научный коллектив Эльконина-Давыдова доказывает возможность формирования основ теоретического мышления у младших школьников;
  • технология осуществления — разрабатываются принципиально новые учебные программы по основным предметам в начальной школе;
  • инновационный процесс — открытие лабораторий и экспериментальных школ в разных регионах страны по формированию учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
  • новая форма практики — «система развивающего обучения» как новый тип образовательной практики.

Обозначим три, наиболее важные сегодня, интерпретации понятия «образование»:

  • образование — это вполне самостоятельная форма общественной практики (система деятельностей, структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая все другие социальные сферы, которая с одной стороны обеспечивает целостность общественного организма, а с другой — является мощным ресурсом его исторического развития;
  • образование — это универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, дар одного поколения другому; общий механизм социального наследования, механизм связывания некоторой общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени;
  • образование — это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека — способного к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создаёт условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.

В соответствии с этим новым пониманием должно меняться и наше видение самой структуры сферы образования; в самом первом приближении оно начинает выступать перед нами в своих трёх предметных проекциях: образовательная среда — как социокультурное содержание образования, образовательные институты — как соорганизованная система деятельностей субъектов образования, образовательные процессы — как содержание совместно-распределённой деятельности субъектов образования. Необходимо также обозначить и два основных механизма обеспечения целостности этой структуры: образовательная политика, реализующая функцию самоопределения образования среди других общественных практик, и управление образованием, скрепляющее его как целостную сферу.

Этот новый образ образования — развивающего, инновационного — требует пересмотра наших устоявшихся представлений о нем.

Инновации – это «целенаправленное изменение педагогической системы или ее отдельных элементов, вносящее в среду внедрения стабильные новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое и соответствующие прогрессивным тенденциям развития общества» (В.И. Загвязинский)

Качество образования (в широком смысле) — сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной среды, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам).

В своем выступлении на расширенном заседании Госсовета В.В.Путин отметил, что «…решая задачу радикального повышения эффективности экономики, мы должны создать стимулы для формирования национальной инновационной системы….От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.»

Именно в образовательной среде происходит формирование мотивации к инновационному мышлению и поведению. И от того, сможем ли мы создать равные условия всем участникам образовательного процесса для проявления инициативы, самостоятельности и ответственности в выборе смелых, неординарных решений будет зависеть реализация инновационного сценария развития страны в целом и образования в частности.

Образовательное учреждение, работающее в режиме инновационного развития, постоянно сверяет свои цели с государственной политикой в области образования, потребностями сообщества, экономическими возможностями региона и т.д. Схематически эта взаимосвязь и взаимозависимость может быть представлена следующим образом:

Политика в области образования

Экономическая политика правительства

Инновационное развитие школы

Видение желаемого состояния школы

Рис. 1. Взаимосвязь инновационного развития школы и ее социально-политических условий

Директор является «проводником» государственной образовательной политики и в своей управленческой деятельности он должен выстраивать «мост» между приоритетами в развитии государственной образовательной политики и реальной образовательной практики. Поэтому для успешной работы ему необходимо быть в курсе инновационных ориентиров развития образования. Помимо этого директор должен своевременно знакомить с этой информацией свой коллектив. Для этого директору необходимо уметь работать с различными источниками информации, определять главное, существенное и доводить до своих коллег. Это можно сделать разными путями. Можно отдать распоряжение ознакомиться, изучить, выступить. А можно мотивировать персонал, вызвать интерес к информации, желание обсудить, поразмышлять, внести предложения о том, как сухие нормативные документы могут изменить жизнь школьного сообщества, какие проблемы можно решить, опираясь на новые концепции, какие изменения и новшества можно будет реализовать в рамках миссии и стратегии развития образовательного учреждения.

Это интересно:  Как отпустить желание чтобы оно исполнилось

1.2. Современные подходы и технологии обучения и воспитания образовательного процесса

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально- волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

    • Б. Т. Лихачев дает такой определение [Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса].
    • И.П. Волков дает такое определение [Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения].
    • ЮНЕСКО — [Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования].

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

  1. научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  2. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  3. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие « педагогический подход» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

  1. Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогический (общедидактический, общевоспитательний) подход характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогический подход синонимичен педагогической системе: в него включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
  2. Частно-методический (предметный) уровень: частнопредметная педагогический подход употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
  3. Локальный (модульный) уровень: локальный подход представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.)

.Что касается современных инновационных технологий, то в них обязательно должны присутствовать следующие компоненты

  • концептуальная основа;
  • содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);
  • технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).

По мнению Г.К. Селевко, любая современная педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально- педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Анонсы

В Перми пройдет конференция Новые подходы к предоставлению общедоступного дошкольного образования»

Специалисты по дошкольному образованию со всей России съедутся в Пермь на открытую городскую научно-практическую конференцию. Конференция «Новые подходы к предоставлению общедоступного дошкольного образования» состоится 21 и 22 апреля, сообщили 20 апреля в пресс-службе администрации Перми.

Опыт Перми в дошкольном образовании приедут перенимать специалисты из Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Челябинска, Казани, Уфы, Барнаула, Якутска, Сыктывкара, Калуги, Волжского, Набережных Челнов, Бийска, Кирова. Пермский край будет представлен на конференции специалистами из Березников, Соликамска, Красновишерска, Кунгура, Чусового, Лысьвы, Чайковского, Александровска, Губахи, Суксуна, Карагая, Чермоза, Октябрьского, Ильинского, Кудымкара, Менделеева, Добрянки и Гайн.

Это интересно:  Налоги не уплачиваются с

«Впервые в Перми мы проводим конференцию, посвященную дошкольному образованию. Неожиданным для нас стал огромный интерес к нашей конференции со стороны других регионов России. Это значит — пришло время оценить пермские наработки и поделиться с коллегами идеями. Мы чётко понимаем, что пришло время переходить от акцентов на вопросы доступности к акценту на качество дошкольного образования», — отметила начальник Департамента образования администрации города Людмила Гаджиева.

Два дня 600 специалистов по дошкольному образованию со всей России будут обсуждать актуальные темы: «Обеспечение доступности и качества услуг дошкольного образования в условиях новых организационно-экономических форм управления», «Управление качеством образования в условиях вариативности форм предоставления дошкольных образовательных услуг», «Качество педагогического образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников», «Новые подходы к оценке деятельности дошкольного образовательного учреждения и педагогов», «Создание условий для формирования у родителей ключевых компетенций в вопросах семейного образования детей дошкольного возраста» и «Обновление содержания дошкольного образования и вариативность его реализации». Кроме этого, участников конференции ждут мастер-классы в детских садах Перми.

Современные подходы к образовательному процессу в дошкольном учреждении

Цивилизованный мир захлестнул водоворот глобальных информационных, технических, политических, социальных изменений, темпы и масштабы которых просто несоизмеримы с прежними историческими эпохами. 21 век называют веком информации. Информационная революция (телекоммуникации, компьютер, Интерент) сделали огромный жизненный мир не только для взрослых, но и для детей более доступным, проницаемым. Информационные ресурсы, которые в прошлых культурах всегда нужно было специально добывать, отвоевывать у более образованных их хранителей, теперь становятся более понятными детям, порой без специального посредничества учителей и родителей. Современные дети быстрее взрослых осваивают различные технические достижения; экономические, финансовые и политические инновации молодежи во многом определяют сейчас жизнь в стране. Реалии жизни постоянно ставят человека в крайне неопределенную ситуацию, когда нет и не может быть готовых решений, принятых на основе прочно усвоенного багажа готовых знаний, умений и навыков. Современному человеку требуется разрешать каждую жизненную ситуацию как творческую, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Поэтому происходит радикальный пересмотр содержания и форм образования, отказ от многих устоявшихся ценностей в области образования. Современное педагогическое сознание начинает признавать за ребенком право быть самим собой: иметь собственный, прямо независимый от процесса обучения социальный опыт, самоопределяться в культуре, обнаруживать свою индивидуальность среди взрослых и сверстников. Современная парадигма личностно-ориентированного образования насыщает понятие «образование» принципиально иным смыслом. Образование понимается как построение личностью своего образа, как становление самого себя. В результате образования должна сложиться своеобразная готовность к жизни: способность действовать, принимать решение, различать добро и зло и выбирать свое место в этих нравственных оппозициях, строить отношения с разными людьми, находить необходимую информацию и успешно пользоваться ей. Иными словами, современный образованный человек должен быть хорошо социализирован.

Воспитание – непременная составляющая широкого и многофакторного процесса социализации. Воспитание обеспечивает не только «выход в социум» (условия жизнедеятельности ребенка, его продуктивную деятельность и общение, которые способствуют нормальной социализации, но и «обретение себя» (процесс индивидуализации), становление собственного социального опыта, своего стиля жизни.

Многие годы в нашей стране воспитательно-образовательный процесс в основном был ориентирован на обеспечение познавательного развития детей. Сегодня необходимо обеспечить комплексный охват всех аспектов воспитания и развития ребенка – физического, интеллектуального, социально-нравственного, художественно-эстетического.

Наукой доказано, что каждый ребенок развивается по своей индивидуальной траектории и результат образования в дошкольном возрасте может проявиться на последующих его уровнях.

Содержание образовательного процесса должно быть построено на деятельностном подходе к развитию ребенка, так как ребенок все познает в деятельности (логика построения программы «Пралека»). Действие дошкольника носит особый характер. Оно – универсально. В реальном предметном действии ребенок является и теоретиком, познающим мир, и практиком, этот мир преобразующий. Это же действие выступает как акт общения и несет в себе этические моменты. Целостное восприятие и целостное отношение к действительности у дошкольников присутствует во всех его действиях, и отражают целостность самой личности ребенка. Эта особенность составляет фундаментальную психологическую характеристику дошкольного возраста, которая определяющим образом сказывается на всех процессах психического развития и лежит в основе принципов организации процесса воспитания и обучения. Все представления и образы, вопросы и соображения ребенка конкретны. Отвлеченные, абстрактные понятия он может запомнить, но не может присвоить по-настоящему. Маленьких детей нельзя учить на материале научно-понятийной системы знаний, построенной по «взрослой» логике познания предмета. У детей-дошкольников в соответствии с закономерностями их психического развития не может и не должно быть четких системно оформленных научных знаний. Ребенок-дошкольник учится играя и общаясь со взрослыми и сверстниками. Обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и распределено в образовательном процессе по предметным областям лишь условно. Умственные возможности ребенка-дошкольника, как показывают исследования, очень велики, однако, чтобы они были реализованы необходима соответствующая возрастным особенностям организация собственной деятельности ребенка. Для ребенка дошкольного возраста важно не столько, каким объемом знаний определенной образовательной области он владеет, сколько то, каким способом эти знания были освоены. Т.о. определенный набор знаний, которыми обладает дошкольник далеко не всегда указывает на реальные результаты его образования.

Образовательный процесс условно можно разделить на 3 блока:

1. Организованное обучение;

2. Совместная деятельность воспитателя и детей;

3. Самостоятельная деятельность.

В современных подходах в реализации программы «Пралеска» акцент делается на 2-й и 3-й блоки. Изменилась также «доминанта» в формах организации детской деятельности. Предпочтение отдается не фронтальной работе с детьми, а подгрупповой или индивидуальной.

Структура педагогического процесса в ДУ:

· Организация педагогического процесса

· Содержание педагогического процесса

· Технологии педагогического процесса

· Взаимодействие участников педагогического процесса

Организация педагогического процесса

Педагогический процесс в ДУ строится на основе документов, регулирующих и регламентирующих жизнедеятельность ребенка (программы «Пралеска», режима дня, сетки занятий). Режим дня должен отличаться гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуальные биоритмы детского организма. Режим дня должен предусматривать баланс: деятельности, организованной взрослыми и самостоятельной детской деятельностью; двигательной и интеллектуальной активности детей; разных видов детской деятельности; пребывания детей внутри и вне помещения. Разработанная воспитателем совместно с заместителем заведующей по ОД сетка занятий должна предусматривать разные их виды, их определенное соотношение, меняющееся с возрастом детей. В сетке занятий должен выдерживаться образовательный минимум, заложенный в образовательном стандарте. Сами же педагоги ДУ определяют частоту конкретных видов занятий с учетом не только возраста воспитанников, но и особенностей их развития в определенной сфере, условий жизнедеятельности, развивающей среды. Гуманистический подход к детям реализуется успешнее, если педагог чаще всего использует занятие подгруппами.

Содержание педагогического процесса определено в программе «Пралеска» и способствует формированию у ребенка единого динамичного образа мира (мира природы, мира людей, рукотворного мира) и образа самого себя. Содержание должно нести развивающую ориентацию и обеспечивать развитие способностей ребенка: познавательных, коммуникативных, физических. Должно характеризоваться целостностью и предусматривать органическую взаимосвязь между различными видами детской деятельности (игрой, конструирование, изобразительная, речевая, музыкальная, двигательная и др. ). Должно основываться на учете общих закономерностей развития дошкольника и в то же время предусматривает возможность варьирования в зависимости от индивидуальных, базироваться на универсальных общечеловеческих ценностях, включать национальный компонент, обеспечивающий вхождение ребенка в культуру нации как составную общечеловеческой культуры.

Технологии педагогического процесса (ТРИЗ-технология, «Первый шаг», Монтессори).

В настоящее время на уровне учреждений существует разнообразие технологий. Однако можно выделить две альтернативные технологические модели: традиционная (учебно-дисциплинарная) и личностно-ориентированная.

13. Нормативно-правовые основы вариативных подходов к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

В 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена новая Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.). Впервые публично были серьезно проанализированы отрицательные стороны состояния общественного дошкольного воспитания в нашей стране. В качестве основного недостатка указывалось использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах. Отмечалось, что цель дошкольного воспитания по существу сводилась к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков; недостаточно учитывалась специфика развития в дошкольном возрасте, самоценность этого периода жизни ребенка.

Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Основные идеи концепции — гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей; самоценность дошкольного детства.

Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление — основные идеи и главные направления перестройки системы образования и воспитания дошкольников, но не содержала конкретных программ реализации этих идей.

В 1991 году было утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». В нем в частности отмечалось, что единая программа неизбежно приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса без учета индивидуальных особенностей детей; был отменен порядок действия Программы как обязательного единого документа.

Сегодня ДОУ России работают по программам, созданным научными коллективами и педагогами-исследователями ( Закон РФ «Об образовании»,1991 г. ).

Таким образом, в условиях модернизации образования плюрализм (многообразие) программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании». Только реализация принципов образования дифференциации и вариативности его содержания может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы каждой семьи, уровень и направленность работы ДОУ, способствовать развитию инициативы и творчества воспитателей.

Статья написана по материалам сайтов: www.edu.ru, lektsii.net, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Читайте также:

  1. VI. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В 60-Х ГГ. XIX ВЕКА. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ.
  2. А. При решении процессуальных вопросов;
  3. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Роль воспитатель в облегчении периода адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
  4. Административное процессуально-исполнительное право.
  5. Американская социально-экономическая модель. Современные тенденции соц-экономич развития США.
  6. Американская социально-экономическая модель. Современные тенденции соц-экономич развития США.
  7. Артикль, проблема статуса артикля. Различные подходы к количеству артиклей в английском языке и их происхождение. Проблема нулевого артикля.
  8. БАЗИСНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
  9. Билет 17. Современные формы ведения семинарских занятий.
  10. Билет 22. Семиозис, понятие и структура. Семиотические подходы Морриса и Грайса.