+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Нужна ли банковская гарантия по 223 фз

Ответ: Ведение реестра банковских гарантий по 223-ФЗ законодательством РФ не предусмотрено. В связи с этим на официальном сайте госзакупок ведется только реестр банковских гарантий по 44-ФЗ.

Вопрос: Чем руководствуется заказчик, устанавливая требования к обеспечению исполнения договора по 223-ФЗ?

Ответ: Порядок и размер обеспечения исполнения договора не регулируется 223-ФЗ и определяется закупочной документацией и положением о закупках каждого конкретного заказчика.

Вопрос: Заказчик установил требования по наличию опыта аналогичных поставок за три года. Законны ли такие требования по 223-ФЗ?

Ответ: Любые требования к участникам закупки по 223-ФЗ не противоречат закону, если они едины ко всем участникам и предусмотрены положением о закупках.

Вопрос: В каком размере устанавливается обеспечение договора по 223-ФЗ?

Ответ: Размер обеспечения по 223-ФЗ у каждого заказчика определяется положением и документацией к конкретной закупке. Обычно, величина обеспечения составляет 10-30% от суммы договора. Если документацией предусмотрено авансирование, то размер обеспечения по 223-ФЗ может составить полную сумму аванса. При этом нередки случаи полного отсутствия требований к обеспечению исполнения договора по 223-ФЗ.
В случае наличия требований к обеспечению договора по 223-ФЗ вы можете оперативно рассчитать стоимость банковской гарантии в online-калькуляторе и выбрать из нескольких предложений наиболее выгодный вариант.

Вопрос: Где можно найти список банков по 223-ФЗ, которые выдают банковские гарантии участникам и победителям закупок?

Ответ: Какого-то списка банков, предоставляющих банковские гарантии по 223-ФЗ не существует. Обратиться за получением обеспечения можно в любой банк, который имеет соответствующую программу по работе с поставщиками. Для быстрого определения стоимости банковской гарантии по 223-ФЗ можно воспользоваться онлайн-расчетом на нашем сайте, где представлено более 10 банков.

Вопрос: Может ли заказчик устанавливать требование по внесению обеспечения исполнения договора, а именно возврата авансовых платежей при заключении контракта по 223-ФЗ?

Ответ: Да, может. Требование об обеспечении договора по 223-ФЗ должно быть отражено в закупочной документации и предусмотрено положением о закупках данного заказчика.

Вопрос: Каков срок действия банковской гарантии по 223-ФЗ?

Ответ: Единых требований к сроку действия гарантии по 223-ФЗ не существует. Каждый заказчик определяет их самостоятельно. Практика показывает, что при наличии обеспечения исполнения договора, его срок определяется сроком выполнения работ/оказания услуг. Реже срок действия банковской гарантии определяется сроком окончания действия договора. Точную информацию необходимо получать из документации к закупке и положения о закупках рассматриваемого заказчика.

Вопрос: Заказчик провел закупку (запрос цен). Было подано и допущено 6 заявок. Впоследствии, заказчик признал процедуру запроса цен несостоявшейся, хотя его Положением о закупке предусмотрено две причины признания процедуры запроса цен несостоявшейся:

  1. В случае, если после дня окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен, указанного в извещении, подано менее двух заявок на участие.
  2. В случае, если на основании результатов рассмотрения и оценки заявок на участие принято решение об отклонении всех поступивших заявок и только одна заявка на участие признана соответствующей требованиям закупочной документации.

Однако в Положении о закупке заказчика предусмотрено, что «организатор закупки вправе на любом этапе завершить процедуру без определения победителя​​. Прав ли заказчик?

Ответ: Нет, не прав. И такие неправомерные действия заказчика необходимо обжаловать в ФАС, в установленный законодательством срок. В данном случае у заказчика не было правовых оснований признавать закупочную процедуру несостоявшейся. Отказаться от завершения проведения закупки заказчик, тем не менее,​мог, уведомив всех участников, подавших заявки, о завершении процедуры без определения победителя.

Вопрос: Сколько времени занимает получение банковской гарантии по 223-ФЗ?

Вопрос: Какие требования по банковским гарантиям по 223-ФЗ предъявляют заказчики?

Ответ: Заказчики в настоящее время не ограничены в предъявляемых требованиях к обеспечению исполнения договора по 223-ФЗ. Каждый заказчик действует в соответствии с положением о закупке. При этом нередки случаи существенного ограничения, связанные как с требованиями к кредитным организациям (списки удовлетворяющих банков, наличие соответствующих рейтингов и пр.), так и к тексту банковских гарантий.

Вопрос: Какой цифровой подписью надо подписывать заявки на участие в закупках по 223-ФЗ?

Ответ: Цифровая подпись должна быть выдана удостоверяющим центром, аккредитованным на коммерческой электронной площадке, где планируется участие.

Новые правила для банковских гарантий по 223-ФЗ

06.06.2018 в Государственную думу внесен законопроект об изменении сразу 223-ФЗ и 44-ФЗ в части института банковских гарантий. Предлагается 223-ФЗ дополнить статьей 3.2 про обеспечение заявок и выполнения договоров, а также условия обеспечений. В целом новая норма в 223-ФЗ является аналогичной закону о контрактной системе. Дело в том, что сейчас заказчики по 223-ФЗ могут сами в положении о закупке урегулировать вопрос обеспечения заявок, исполнения обязательств по договору.

Это интересно:  Коммерческий директор обязанности и функции

Во исполнение и в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ, правительством издано Постановление № 440 от 12.04.2018 о требованиях к банкам, которые вправе выдавать обеспечения, оно вступило в силу с 01.06.2018. Подробнее об этом мы писали в статье «Новые требования к банковским гарантиям: что нужно срочно проверить».

Скачать перечень банков Минфина на 01.05.2018

Что изменится

Излишние требования к банкам создают сложности с получением банковских гарантий субъектами малого и среднего предпринимательства (СМП) для внесения обеспечений.

Таким образом, проект закона призван решить несколько важных задач:

  • повышение доступности для СМП;
  • поддержание процесса стабилизации и развития банковского сектора;
  • устранение барьеров для участия в закупках;
  • способствование защите конкуренции на рынке банковских услуг;
  • снижение рисков предоставления подложных обеспечений.

Нововведения вступят в силу с 01.01.2019.

При этом до декабря 2019 года предполагается принять еще два нормативных акта:

  1. Постановление Правительства «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения договоров».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»».

Причины изменений

Представляется, что отсутствие в 223-ФЗ положений об обеспечении заявки:

  • не реализует цели этого закона, которые установлены в ч. 1 ст. 1: эффективное пользование деньгами, предотвращение коррупции и других злоупотреблений;
  • не соответствует принципу закупки, сформулированному в пункте 3 части 1 статьи 3: целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Одновременно с этим, если распространить требования к банкам, которые выдают гарантии по 44-ФЗ на банки, которые выдают гарантии по 223-ФЗ, то ситуация может осложниться для банков, поскольку ограничения фиксируются заказчиками, а значит, требуется регулирование таких требований и ограничений. Таким образом, авторы законопроекта предлагают наделить правительство правомочиями введения института обеспечения заявки путем изменения 223-ФЗ.

Законопроектом предлагается и в Федеральный закон № 223-ФЗ, и в Федеральный закон № 44-ФЗ включить запрет для заказчиков устанавливать требования к финансовым учреждениям, которые превышают минимально допустимые критерии, установленные Правительством.

Предлагается установить требования к банкам, выдающим банковские гарантии по 223-ФЗ, отличающиеся от требований по 44-ФЗ

Администратор

В частности из пояснительной записки к законопроекту следует, что в настоящее время заказчики в рамках действующих норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вправе самостоятельно в положении о закупке, документации о закупке регулировать вопрос обеспечения заявок, исполнения обязательств по договору, в том числе заказчики вправе предъявлять любые требования к банковским гарантиям (размер, форма, порядок предоставления, срок действия и т.д.) и банкам, выдающим их. На практике это приводит к тому, что заказчики требуют, чтобы банковские гарантии были выданы приемлемыми для заказчика банками.

Во исполнение и в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации издано Постановление от 12.04.2018 № 440 «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов», вступающее в силу с 1 июня 2018 года. Указанным Постановлением установлено следующее.

Банки, осуществляющие выдачу заказчикам банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов, должны одновременно соответствовать следующим требованиям (п.1 Постановления № 440):

наличие у банка собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. рублей, рассчитываемых по методике Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на последнюю отчетную дату;

наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня «ВВ-(ЬШ)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня «гиВВ-» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество «Рейтинговое агентство «Эксперт РА».

При этом в отношении уровня кредитного рейтинга установлен переходный период до 01.01.2020 г. (п. 2 Постановления № 440), в течение которого банки с рейтингом не ниже уровня «B-(RU)», и «гиВ-» соответственно могут осуществлять выдачу банковских гарантий.

Сегодня требованиям, изложенным в абзаце 2 пункта 1 Постановления,

потенциально соответствует от 49 до 102 банков. Однако на сложившемся рынке банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов в настоящее время работают 576 кредитных организаций .

В то же время, в отличие от Федерального закона № 44-ФЗ, Федеральным законом № 223-ФЗ в действующей редакции каких-либо требований как к банкам, выдающим банковские гарантии, так и к самим гарантиям, не установлены.

Это интересно:  Декрет об установлении 8 часового рабочего дня

Вместе с тем, исходя из положений статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ, он устанавливает общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, осуществляемым юридическими лицами с государственным участием (госкорпорациями, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, бюджетными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями). Действие этого закона не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних (часть 2.1. статьи 1).

Таким образом, закупки, осуществляемые субъектами Федерального закона № 223-ФЗ, полностью или в значительной доле финансируются из средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Представляется, что отсутствие в Федеральном законе № 223-ФЗ положений об обеспечении заявки:

не способствует реализации ряда целей данного закона,

сформулированных в части 1 статьи 1: эффективное использование денежных средств, предотвращение коррупции и других злоупотреблений;

не соответствует принципу закупки, сформулированному в

пункте 3 части 1 статьи 3: целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В то же время распространение требований к банкам, выдающим банковские гарантии в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов в рамках Федерального закона № 44-ФЗ на банки, выдающие гарантии в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, может осложнить ситуацию для банков, поскольку ограничения устанавливаются заказчиками, а значит, требуется регламентация таких требований и ограничений,

В этой связи законопроектом предлагается наделить Правительство РФ полномочиями введения института обеспечения заявки путем внесения изменений в Федеральный закон № 223-ФЗ.

Также, принимая во внимание, что в нормативных правовых актах Правительства РФ, как правило, устанавливаются минимальные допустимые значения показателей, и в целях недопущения установления заказчиками необоснованно завышенных требований, законопроектом предлагается, и в Федеральный закон № 223-ФЗ, и в Федеральный закон № 44-ФЗ включить запрет для заказчиков на установление к банкам, выдающим банковские гарантии в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, требований, превышающих минимально допустимые критерии, установленные Правительством Российской Федерации.

Избыточные требования к банкам создают сложности с получением банковских гарантий субъектами малого и среднего предпринимательства для целей обеспечения заявок и исполнения договоров.

Дополнительно следует отметить, что законопроект позволит снизить риски представления подложных банковских гарантий.

Унификация требований к банковским гарантиям повысит их доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства и позволит снять барьеры для участия в закупках, а также поддержит процесс стабилизации и развития банковского сектора, будет способствовать защите конкуренции на рынке банковских услуг.

Для планомерной подготовки заказчиков к реализации предлагаемых нововведений законопроектом предусмотрен переходный период для его вступления в силу до 1 января 2019 года.

Банковская гарантия по 223-ФЗ

Статьи по теме

Участник закупки волен выбирать любой способ обеспечения заявки и исполнения контракта. Наиболее часто используемые — это перечисление средств на счет и предоставление банковской гарантии по 223-ФЗ. Второй способ используется, когда у компании нет свободных денег. Далее рассмотрим требования к банковской гарантии по 223-ФЗ.

Банковская гарантия по 223-ФЗ: что это такое

О банковской гарантии по 223-ФЗ говорится в статье 3 Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Заказчик вправе прописать в своем положении условия обеспечения, порядок, сроки и случаи его возврата, а также способы предоставления. Среди них заказчик может указать и банковскую гарантию.

Отдельной статьи о банковской гарантии в 223-ФЗ нет, как и определения этого термина. Оно содержится в ст. 368 ГК РФ. Это документ, по которому гарант (в нашем случае это банк) обязуется уплатить бенефициару (заказчику) определенную денежную сумму при наступлении или не наступлении оговоренных условий.

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов >>

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть >>

Виды банковской гарантии по 223-ФЗ

Этот документ может быть трех видов:

  • для обеспечения заявки;
  • для возврата аванса;
  • для обеспечения исполнения договора.

В первом случае банк обязуется выплатить заказчику деньги, если участник уклонился от заключения договора, став победителем процедуры, или не предоставил обеспечение исполнения контракта. О том, что изменилось в июле 2018 г., в чем уже сейчас есть ошибки и как работать правильно, расскажет эксперт

Второй вид подразумевает, что кредитная организация вернет заказчику выплаченный поставщику аванс, если последний откажется исполнять взятые на себя обязательства после получения предоплаты. Наконец, банковская гарантия исполнения контракта по 223-ФЗ предусматривает возврат средств, если исполнитель не выполнил или выполнил ненадлежащим образом свои обязательства по договору.

Мелким шрифтом под звездочкой: условия банковской гарантии, в которые нужно вчитаться заранее

Банковская гарантия — это ваша страховка. Если поставщик сорвет контракт — банк все возместит, иначе какой смысл в механизме гарантии. Практика работы с гарантиями уже сложилась, тексты гарантий похожие, условия стандартные, никто уже особо в них не вчитывается. И напрасно, потому что стандартная на первый взгляд бумага может содержать условия, из-за которых становится бесполезной. Вы не только не сможете получить деньги, но и окажетесь втянутыми в длинный и безрезультатный судебный процесс. А это дополнительные расходы и просрочка закупки.

Это интересно:  Льготы для учащихся школ на билеты ржд

Условия банковской гарантии по 223-ФЗ

Требования к банковским гарантиям по 223-ФЗ в Законе о закупках отдельными видами юрлиц не содержатся. Заказчикам рекомендуется опираться на положения от 08.11.2013 № 1005″>постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005. Там сказано, что документ должен:

  • быть безотзывным;
  • иметь срок действия;
  • содержать список обязательств поставщика и сумму возврата заказчику.

Остальные требования к банковским гарантиям по 223-ФЗ смотрите в положении о закупке и документации к конкретной процедуре. К примеру, крупнейший заказчик «Транснефть — Сибирь» принимает гарантии только от банков из своего перечня. К ним предъявляют определенные требования:

  • работа в течение трех лет;
  • наличие лицензии;
  • участие в системе страхования вкладов (для банков, оказывающих услуги физическим лицам);
  • наличие удовлетворительного уровня кредитоспособности;
  • наличие лимита, установленного ПАО «Транснефть», на операции с банком;
  • наличие долгосрочного кредитного рейтинга одного из международных агентств (Fitch, Moody’s, S&P);
  • средняя величина собственных средств (капитала) за последние 3 месяца не менее 40 млрд. рублей;
  • использование банком типовых форм банковских гарантий, утвержденных в ПАО «Транснефть»;
  • проведение верификации банковских гарантий.

Форма банковской гарантии у этого заказчика содержится в документации к каждой закупке. Срок действия этого документа должен на 28 дней превышать срок действия заявки на участие в закупке.

Как получить банковскую гарантию по 223-ФЗ

Обратиться в банк лучше заранее, поскольку проверка надежности компании может занять время. Банки проверяют кредитную историю клиента, наличие вкладов и успешно погашенных займов и т.д. В выдаче документа могут отказать.

Получить банковскую гарантию по 223-ФЗ онлайн предлагают многие ЭТП. Заявку можно подать прямо в личном кабинете площадки. Услуга доступна в банках, с которыми сотрудничает конкретная ЭТП.

В отличие от 44-ФЗ, реестра банков, выдающих банковские гарантии по 223-ФЗ, нет. Каждый заказчик может сформировать свой список и указать его в положении. Если его нет, рекомендуется ориентироваться на список банков, где можно получить банковскую гарантию по 44-ФЗ. Этот перечень доступен на сайте Минфина. В нем больше двухсот кредитных организаций, которые соответствуют всем требованиям.

Если банковская гарантия необходима срочно, закажите эту услугу на ЭТП. Она предоставляется за отдельную плату. Кроме того, ускорить процесс поможет обращение в тот банк, клиентом которого является участник. Если учреждение знает о его добросовестности, то длительные проверки не потребуются и получить банковскую гарантию по 44-ФЗ удастся срочно.

Образец банковской гарантии по 223-ФЗ

Рассмотрим форму банковской гарантии по 223-ФЗ. Образец содержит следующие данные:

  • информация о заказчике, поставщике и банке;
  • сумма;
  • перечень обязательств поставщика, которые обеспечены гарантией;
  • срок исполнения требований заказчика о выдаче средств;
  • основания для выполнения требований заказчика — письменное уведомление банка;
  • список документов, которые заказчик должен предоставить сотруднику кредитной организации;
  • основания для отказа;
  • срок действия.

Срок банковской гарантии по 223-ФЗ

Срок действия банковской гарантии по 223-ФЗ при обеспечении контракта должен на 1 месяц превышать период исполнения обязательств сторонами. Срок действия банковской гарантии по 223-ФЗ при обеспечении заявки должен быть на 2 месяца длиннее периода подачи заявок.

Проверка банковской гарантии по 223-ФЗ

Рассмотрим, как проверить банковскую гарантию по 223-ФЗ. Это необходимо сделать по нескольким критериям:

  • банк имеет лицензию, его деятельность не приостановлена, он не находится в процессе банкротства;
  • гарантия содержит все необходимые условия;
  • она не может быть отозвана банком;
  • гарантия напечатана на официальном бланке банка и имеет срок действия;
  • срок действия гарантии превышает период подачи заявок и срок действия контракта.

Участники закупки предоставляют заказчику банковскую гарантию, чтобы обеспечить заявку или контракт. Проверьте гарантию реестре в течение трех рабочих дней после того, как получили. Убедитесь, что она есть в реестре, ее условия отвечают требованиям закона и документации. Читайте, что делать, если гарантии нет в перечне или банк прописал требования, которых нет в документации.

Реестр банковских гарантий по 223-ФЗ

Реестр банковских гарантий существует только для закона № 44-ФЗ. Раньше эта информация находилась в открытом доступе и каждый участник перед подачей документов заказчику мог проверить, включены ли сведения в перечень.

Однако по новым правилам госзакупок реестр банковских гарантий могут видеть только банки и заказчики в своих личных кабинетах на ЕИС. По 223-ФЗ ведение этого списка не предусмотрено.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Возьмите гостевой доступ

Статья написана по материалам сайтов: goscontract.info, zakupki-inform.ru, www.pro-goszakaz.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector