Образование совета народных комиссаров

В Петрограде была одержана полная победа. Власть находилась целиком в руках Военно-Революционного Комитета. Мы издали первые декреты — об отмене смертной казни, перевыборах армейских комитетов и пр. Но тут же обнаружилось, что мы отрезаны от провинции. Верхи железнодорожных и почтово-телеграфных служащих были против нас. Армейские комитеты, думы, земства продолжали бомбардировать Смольный грозными телеграммами, в которых объявляли нам прямую войну и обещали смести мятежников в короткий срок. Наши телеграммы, декреты и объяснения не достигали провинции, так как Петроградское Телеграфное Агентство отказывалось нам служить. В этой атмосфере изолированности столицы от остальной страны легко рождались и распространялись тревожные и чудовищные слухи.

Убедившись, что Совет действительно оказался у власти, что старое правительство арестовано, а на улицах Петрограда господствуют вооруженные рабочие, буржуазная и соглашательская печать подняла кампанию поистине несравненного бешенства; не было той лжи и клеветы, которой она не мобилизовала бы против Военно-Революционного Комитета, его руководителей и его комиссаров.

Днем 26-го происходило заседание Петроградского Совета при участии делегатов Всероссийского Съезда, членов гарнизонного совещания и многочисленной партийной публики. Здесь впервые после почти четырех-месячного перерыва выступили Ленин и Зиновьев, встреченные бурными овациями. К радости по поводу одержанной победы примешивалась, однако, тревога по поводу того, как откликнется на переворот страна и удержат ли Советы власть.

Вечером происходило решающее заседание Съезда Советов. Ленин внес два декрета: о мире и о земле. Оба они были приняты после коротких прений единогласно. На этом же заседании была создана новая центральная власть в лице Совета Народных Комиссаров.

Центральный Комитет нашей партии сделал попытку достигнуть соглашения с левыми с.-р. Им было предложено принять участие в образовании Советской власти. Они колебались, ссылаясь на то, что, по их мысли, власть должна иметь коалиционный характер в пределах советских партий. Но меньшевики и правые с.-р. порвали связь со Съездом Советов, считая необходимой коалицию с анти-советскими партиями. Нам ничего не оставалось, как предоставить партии левых с.-р. убеждать своих соседей справа вернуться в лагерь революции; а пока они занимались этим безнадежным делом, мы считали себя обязанными взять ответственность за власть целиком на нашу партию. Список Народных Комиссаров был составлен исключительно из большевиков. В этом была несомненно известная политическая опасность: поворот оказывался слишком крутым, — достаточно, в самом деле, вспомнить, что вожди этой партии еще до вчерашнего дня стояли под знаком обвинения по 108 статье, т.-е. в государственной измене. Но иного выбора не было. Другие советские группы колебались и уклонялись, предпочитая занять выжидательную позицию. В конце концов, мы не сомневались в том, что только наша партия способна создать революционную власть.

ПЕРВЫЕ ДНИ НОВОГО РЕЖИМА

Декреты о земле и о мире, утвержденные Съездом, печатались в огромных количествах и через делегатов с фронта, через приезжавших из деревень крестьянских ходоков, через агитаторов, которых мы отправляли в провинцию и в окопы, распространялись по всей стране. Одновременно шла работа по организации и вооружению Красной Гвардии. Вместе с старым гарнизоном и матросами она несла тяжелую караульную службу. Совет Народных Комиссаров завладевал одним правительственным учреждением за другим, но всюду наталкивался на пассивное сопротивление высшего и среднего чиновничества. Прежние советские партии прилагали все усилия к тому, чтобы найти в этом слое опору и организовать саботаж новой власти. Наши враги были уверены, что дело идет об эпизоде, что завтра-послезавтра, через неделю, Советская власть будет сброшена. В Смольном появились первые иностранные консулы и члены посольств, движимые столько же текущими деловыми потребностями, сколько любопытством. Корреспонденты спешили туда со своими записными книжками и фотографическими аппаратами. Все торопились посмотреть, как выглядит новая власть, ибо были уверены, что через день-два будет уже поздно.

В городе царил полный порядок. Матросы, солдаты, красногвардейцы держали себя в эти первые дни с превосходной дисциплиной и поддерживали режим сурового революционного порядка.

В лагере врагов начинались опасения, как бы эпизод» не затянулся слишком долго, и вместе с тем наспех создавалась первая организация наступления на новую власть. Инициатива принадлежала с.-р. и меньшевикам. В прошлый период они не хотели и не смели брать в свои руки всю власть. В соответствии со своим промежуточным политическим положением они удовлетворялись тем, что состояли в составе коалиционной власти в качестве помощников, критиков, доброжелательных обличителей и защитников буржуазии. Во время всех выборов они добросовестно предавали либеральную буржуазию анафеме, а в правительстве столь же исправно объединялись с нею. За первые шесть месяцев революции они успели в результате этой политики окончательно утерять доверие народных масс и армии, а теперь ударом октябрьского восстания они отбрасывались от государственного аппарата. Между тем еще вчера они считали себя хозяевами положения. Преследуемые ими вожди большевиков жили нелегально, скрываясь, как при царизме. Сегодня большевики завладели властью. А вчерашние министры-соглашатели и их сотрудники оказались отброшенными в сторону и сразу лишились какого бы то ни было влияния на дальнейшее течение событий. Они не хотели и не могли верить в то, что этот крутой поворот означает начало новой эпохи. Они хотели и заставляли себя думать, что тут — случайность, недоразумение, которое можно устранить несколькими энергичными речами и обличительными статьями. Но с каждым часом они наталкивались на все более непреодолимые препятствия. Отсюда их слепая, поистине бешеная ненависть.

Буржуазные политики, разумеется, не решались идти в огонь. Они проталкивали вперед с.-р. и меньшевиков, которые в борьбе против нас обрели всю ту энергию, какой им не хватало в тот период, когда они были партией полувласти. В их органах распространялись наиболее чудовищные слухи и клеветы. От их имени исходили прокламации, заключавшие в себе прямые призывы к разгрому новой власти. Они же организовывали чиновников для саботажа, юнкеров — для военных выступлений.

27-го и 28-го мы продолжали получать от армейских комитетов, городских дум, земств, от организаций Викжеля (руководящего учреждения железнодорожного союза) непрерывные угрозы по телеграфу. На Невском, главной артерии столичной буржуазии, становилось все более оживленно. Буржуазная молодежь выходила из оцепенения и, подталкиваемая прессой, развертывала на Невском все более широкую агитацию против Советской власти. При помощи буржуазной толпы юнкера разоружали отдельных красногвардейцев. На более глухих улицах красногвардейцев и матросов пристреливали. Группа юнкеров захватила телефонную станцию, были сделаны, с той же стороны, попытки захватить телеграф, почту; наконец, нам донесли о том, что три броневика попали в руки какой-то враждебной нам военной организации. Буржуазные элементы явно поднимали голову. В газетах провозвещалось, что мы доживаем последние часы. Наши люди перехватили несколько секретных приказов, из которых было ясно, что против Петроградского Совета создана боевая организация, в центре которой стоял так называемый Комитет защиты революции*231, созданный городской думой и Центральным Исполнительным Комитетом старого состава. И там, и здесь господствовали правые с.-р. и меньшевики. В распоряжение этого Комитета поставляли себя юнкера, студенты и многие контрреволюционные офицеры, стремившиеся из-за спины соглашателей нанести Советам смертельный удар.

Совет Народных Комиссаров

СНК и наркоматы

Кратко:

Гос устройство РСФСР носило федеративный характер, высшим органов власти был Всероссийский съезд Советов раб-х,солд-х,кр-х и казачьих депутатов.

Съезд избирал ответственный перед ним Всеросскийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который формировал правительство РСФСР – Съезд Народных Комиссаров (СНК)

Органами на местах явзялись областные, губернский,уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты.

Созданы «для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов – внутренних дел, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения. Председатели всех наркоматов вошли состав СНК

СНК принадлежало право по замене отдельных членов правительства или всего его состава. В экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения. ВЦИК утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение.

Совет Народных Комиссаров

Согласно Декрету II съезда Советов «для управления страной» было образовано временное 6 рабочее и крестьянское правительство с наименованием – Совет Народных Комиссаров (сокращенно – СНК). «Заведывание отдельными отраслями государственной жизни» поручалось комиссиям, возглавлявшимся председателями. Председатели объединялись в коллегию председателей – Совет Народных Комиссаров. Контроль над деятельностью СНК и право смещения комиссаров принадлежало как съезду, так и его ВЦИК. Работа СНК строилась в форме заседаний, которые созывались почти каждый день, а с декабря 1917 г. – и в форме совещаний заместителей наркомов, которые к январю 1918 г. определились в постоянно-действующую комиссию СНК (Малый Совнарком). С февраля 1918 г. начал практиковаться созыв объединенных заседаний Президиума ВЦИК и СНК.

Изначально в СНК вошли только большевики. Такая ситуация была обусловлена следующими обстоятельствами. Формирование однопартийной системы в советской России сложилось не сразу после Октябрьской революции, а значительно позднее, и объяснялось прежде всего тем, что сотрудничество партии большевиков с партиями меньшевиков и правых эсеров, демонстративно покинувшими II съезд Советов, а затем перешедшими в оппозицию, стало невозможным. Большевики предложили войти в правительство левым эсерам, которые оформлялись тогда в самостоятельную партию, но они отказались послать своих представителей в СНК и заняли выжидательную позицию, хотя и вошли в состав ВЦИК. Несмотря на это, большевики и после II съезда Советов продолжали искать пути сотрудничества с левыми эсерами: в результате переговоров между ними в декабре 1917 г. было достигнуто соглашение о вхождении в состав СНК семи представителей левых социалистов-революционеров, что составляло треть его состава. Данный правительственный блок был необходимым для упрочения советской власти, для привлечения на ее сторону широких крестьянских масс, среди которых левые эсеры пользовались серьезным влиянием. И хотя в марте 1918 г. левые эсеры в знак протеста подписания Брестского мира вышли из СНК, они оставались во ВЦИК, других государственных органах, включая военное ведомство, Всероссийскую чрезвычайную комиссию при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем (с августа 1918 г. – с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности).

СНК— c 6 июля 1923 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган СССР, его правительство (в каждой союзной и автономной республике также был Совет Народных Комиссаров, например, СНК РСФСР).

Народный комиссар (нарком) — лицо, входящее в состав правительства и возглавляющее определённый народный комиссариат (наркомат) — центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства.

Первый Совет народных комиссаров был учреждён за 5 лет до образования СССР, 27 октября 1917 Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятом на II Всероссийском съезде Советов. До создания СССР в 1922 и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи.

Совет Народных Комиссаров РСФСР

Совет народных комиссаров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) — название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. Совет состоял из народных комиссаров, руководивших народными комиссариатами (наркоматами, НК). После образования СССР аналогичный орган был создан и на союзном уровне

История

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года. Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК большевиков поручил Каменеву и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе правительства. Во время работы II съезда Советов большевики предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и меньшевиков покинули II съезд Советов в самом начале его работы — до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство. Название «Совет народных комиссаров» было предложено Троцким: Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.
— Как назвать его? — рассуждал вслух Ленин. Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.
— Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?
— Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?
— Совет Народных Комиссаров?
— Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией. Согласно Конституции 1918 года, он именовался Совет Народных Комиссаров РСФСР.
СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции. СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 г. Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств. Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 — 20.) Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров.

Это интересно:  Когда нужно платить налоги физическим лицам

Деятельность

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в: управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37) издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38) Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45). О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40). Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18). Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года:

  • По иностранным делам;
  • По военным делам;
  • По морским делам;
  • По внутренним делам;
  • Юстиции;
  • Труда;
  • Социального обеспечения;
  • Просвещения;
  • Почты и телеграфов;
  • По делам национальностей;
  • По финансовым делам;
  • Путей сообщения;
  • Торговли и промышленности;
  • Продовольствия;
  • Государственного контроля;
  • Высший Совет Народного Хозяйства;
  • Здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44). С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г. С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

  • Внутренней торговли;
  • Труда;
  • Финансов;
  • РКИ;
  • Внутренних дел;
  • Юстиции;
  • Просвещения;
  • Здравоохранения;
  • Земледелия;
  • Социального обеспечения;
  • ВСНХ.

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.) С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями — Президиуму Верховного Совета РСФСР. С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

  • Пищевой промышленности;
  • Легкой промышленности;
  • Лесной промышленности;
  • Земледелия;
  • Зерновых совхозов;
  • Животноводческих совхозов;
  • Финансов;
  • Внутренней торговли;
  • Юстиции;
  • Здравоохранения;
  • Просвещения;
  • Местной промышленности;
  • Коммунального хозяйства;
  • Социального обеспечения.

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

Совет народных комиссаров РСФСР (стр. 1 из 2)

План
Введение
1 Общая информация
2 Законодательная база СНК РСФСР
3 Первый состав Совета Народных Комиссаров Советской России
4 Председатели Совета Народных Комиссаров РСФСР
5 Народные комиссары
6 Источники
Список литературы

Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) — название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. Совет состоял из народных комиссаров, руководивших народными комиссариатами (наркоматами, НК). После образования СССР аналогичный орган был создан и на союзном уровне.

1. Общая информация

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года.

Название «Совет народных комиссаров» было предложено Троцким[1]:

Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.

— Как назвать его? — рассуждал вслух Ленин. Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.

— Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?

— Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?

— Совет Народных Комиссаров?

— Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией.

Согласно Конституции 1918 года, он именовался Совет Народных Комиссаров РСФСР.

СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции.

СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 г.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 — 20.)

Это интересно:  Как проверить штрафы гибдд через госуслуги

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров.

2. Законодательная база СНК РСФСР

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

· управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

· издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18).[2].

Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года[3]:

· по иностранным делам;

· по военным делам;

· по морским делам;

· по внутренним делам;

· почт и телеграфов;

· по делам национальностей;

· по финансовым делам;

· торговли и промышленности;

· Высший Совет Народного Хозяйства;

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44).

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями — Президиуму Верховного Совета РСФСР.

С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

3. Первый состав Совета Народных Комиссаров Советской России

· Председатель Совета Народных Комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин)

· Нарком по внутренним делам — А. И. Рыков

· Нарком земледелия — В. П. Милютин

· Нарком труда — А. Г. Шляпников

· Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе: В. А. Овсеенко (Антонов) (в тексте Декрета об образовании СНК — Авсеенко), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко

· Нарком по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин

· Нарком народного просвещения — А. В. Луначарский

· Нарком финансов — И. И. Скворцов (Степанов)

· Нарком по иностранным делам — Л. Д. Бронштейн (Троцкий)

· Нарком юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов)

· Нарком по делам продовольствия — И. А. Теодорович

· Нарком почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов)

· Нарком по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин)

· Пост Народного Комиссара по делам железнодорожным остался временно не замещенным.

Вакантаный пост Народного Комиссара по делам железнодорожным позже занял В. И. Невский (Кривобоков).

4. Председатели Совета Народных Комиссаров РСФСР

· Ленин, Владимир Ильич (27 октября (9 ноября) 1917 — 21 января 1924)

· Рыков, Алексей Иванович (2 февраля 1924 — 18 мая 1929)

· Сырцов, Сергей Иванович (18 мая 1929 — 3 ноября 1930)

· Сулимов, Даниил Егорович (3 ноября 1930 — 22 июля 1937)

· Булганин, Николай Александрович (22 июля 1937 — 17 сентября 1938)

· Вахрушев, Василий Васильевич (29 июля 1939 — 2 июня 1940)

· Хохлов, Иван Сергеевич (2 июня 1940 — 23 июня 1943)

· Косыгин, Алексей Николаевич (23 июня 1943 — 23 марта 1946)

5. Народные комиссары

· Рыков А. И. (с кон. мая 1921-?)

· Цюрупа А. Д. (5.12.1921-?)

· Каменев Л. Б. (янв. 1922-?)

· Троцкий Л. Д. (26.10.1917 — 8.04.1918)

· Чичерин Г. В. (30.05.1918 — 21.07.1930)

По военным и морским делам:

· Антонов-Овсеенко В. А. (26.10.1917-?)

· Крыленко Н. В. (26.10.1917-?)

· Троцкий Л. Д. (8.4.1918 — 26.1.1925)

· Рыков А. И. (26.10. — 4.11.1917)

· Дзержинский Ф. Э. (30.3.1919-6.7.1923)

· Ломов-Оппоков Г. И. (26.10 — 12.12.1917)

· Штейнберг И. З. (12.12.1917 — 18.3.1918)

· Стучка П. И. (18.3. — 22.8.1918)

· Курский Д. И. (22.8.1918 — 1928)

· Шляпников А. Г. (26.10.1917 — 8.10.1918)

Государственного призрения (с 26.4.1918 — Социального обеспечения; НКСО 4.11.1919 объединён с НК Труда, 26.4.1920 разделён):

· Коллонтай А. М. (30.10.1917-март 1918)

· Милютин Н. А. (и. д. наркома, июнь-6.7.1921)

Почт и телеграфов:

· Глебов (Авилов) Н. П. (26.10.1917-9.12.1917)

· Прошьян П. П. (9.12.1917 — 18.03.1918)

· Подбельский В. Н. (11.4.1918 — 25.2.1920)

· Любович А. М. (24.3-26.5.1921)

· Довгалевский В. С. (26.5.1921-6.7.1923)

По делам национальностей:

· Сталин И. В. (26.10.1917-6.7.1923)

· Скворцов-Степанов И. И. (26.10.1917 — 20.1.1918)

· Бриллиантов М. А. (19.1.-18.03.1918)

· Гуковский И. Э. (апрель-16.8.1918)

· Крестинский Н. Н. (16.8.1918-октябрь 1922)

· Елизаров М. Т. (8.11.1917-7.1.1918)

· Рогов А. Г. (24.2.-9.5.1918)

· Кобозев П. А. (9.5.-июнь 1918)

· Троцкий Л. Д. (20.3-10.12.1920)

· Дзержинский Ф. Э. (14.4.1921-6.7.1923)

· Милютин В. П. (26.10 — 4.11.1917)

· Колегаев А. Л. (24.11.1917 — 18.3.1918)

· Середа С. П. (3.4.1918 — 10.02.1921)

Статья написана по материалам сайтов: mylektsii.ru, kommynist.ru, mirznanii.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий