+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Опишите структуру конституции рф

Структура Конституции это ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения.

Структура конституции включает преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда структурой конституции охватываются и приложения.

Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также в «Заключительных и переходных положениях», являющихся вторым разделом.

Структура Конституции, логическая взаимосвязь ее основных частей обусловлены пределами конституционного регулирования, господствующей в стране конституционной доктриной.

В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России. Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер, так или иначе пронизывают все статьи Основного Закона страны, в конечном счете определяют его смысл и значение.

Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение.

— служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей, отправления правосудия;

— закрепляют общие обязательства государства перед гражданами;

— имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства;

Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др. [14, c. 89].

Первая глава Конституции РФ «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции этим нормам, т.е. ст. 1-15, должны соответствовать все иные положения Конституции.

Закрепление в Конституции положения о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества, определило конкретизацию основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантий в главе 2 Конституции.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.

Помещение вслед за главой о правах и свободах человека и гражданина главы о федеративном устройстве — свидетельство особой значимости для России конституционного урегулирования федеративных отношений, определение взаимоотношения Федерации и ее субъектов, разграничения предметов и сфер их ведения и полномочий, закрепление конституционных механизмов разрешения споров о компетенции.

Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих важнейшие положения, закрепленные в главе 1 «Основы конституционного строя», в частности в ст. 1, 4, 5 Конституции РФ. Нормы данной главы характеризируют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Российской Федерации, конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов, взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.

Главы 4-8 закрепляют организацию государственной власти и местного самоуправления в РФ.

Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное Собрание» отражает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает в себя 11 статей, которые закрепляют:

— статус Федерального Собрания — парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации;

— порядок формирования Федерального Собрания и его структуру;

— компетенцию Совета Федерации — верхней палаты парламента и Государственной Думы — нижней палаты парламента;

— нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.

В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; гарантии местного самоуправления.

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

Заключительные и переходные положения Конституции предусматривают порядок изменения и пересмотра ее положений, а также содержат нормы, указывающие на некоторые временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. Заключительные и переходные положения Конституции РФ представляют ее второй раздел, который состоит из 9 пунктов (частей) [14, c. 92-93].

Это интересно:  Какой налог с выигрыша в лотерею

Структура Конституции РФ. Порядок ее изменения

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования, т.е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.

Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм с другими, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции. Все это очень важно для осмысления ее структуры, учет которой является непременным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности.

Структура конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

Значительное влияние на структуру прежних конституций России оказал факт пребывания РСФСР в составе СССР в качестве союзной республики, поскольку презюмировалось, что структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить структуру, принятую в союзной. Такая установка особенно ярко выражена в Конституции РСФСР 1937 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., совпадавших по своей структуре с соответствующими конституциями СССР.

Для первых советских конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в разделах об общих положениях конституции, не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Сначала вообще отсутствовал особый раздел о правах граждан, затем он был включен в Конституцию 1937 г. в качестве одной из последних глав (гл. XI).

Только в Конституции 1978 г. раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя и политики.

При разработке проекта Конституции 1993 г. предлагалось начать ее с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В некоторых зарубежных странах именно эти раздел или глава открывают конституции. По инициативе ряда ученых-юристов разрабатывался подобный вариант и у нас.

Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, ибо начинать Конституцию с закрепления прав и свобод человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, беспредметно. Однако Конституция ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, закрепив уже в ст. 2 их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

1) Основы конституционного строя;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент Российской Федерации;

5) Федеральное Собрание;

6) Правительство Российской Федерации;

7) Судебная власть;

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй именуется Заключительные и переходные положения».

Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней редакции ее текста. В ней выделялись преамбула, 11 разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве составной части включался Федеративный Договор.

В структуре действующей Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

1) первый раздел называется «Основы конституционного строя» (в прежней Конституции он назывался «Основы общественного строя и политики», что представляет собой не простую замену терминов «общественный» на «конституционный», а качественное изменение характеристики строя);

2) зафиксирован переход на парламентскую систему (в Конституции 1978 г. существовал раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания», причем Советы рассматривались как антипод парламенту);

3) перечень глав об органах государственной власти открывает глава о Президенте РФ. В этом проявляется статус Президента как главы государства;

4) последовательно и четко проведен принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (в прежней Конституции последняя глава именовалась «Правосудие, прокурорский надзор», что не определяло суд как орган государственной власти);

5) закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий (в прежней Конституции выделялись разделы, посвященные высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения);

6) отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России (этот раздел уже и в прежней Конституции в последние годы был неоправданным);

7) название главы «Права и свободы человека и гражданина» показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством (в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность»).

Положения Федеративного договора в необходимой мере нашли непосредственное отражение в Конституции и отпала необходимость его включения в качестве составной ее части.

В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от Конституции 1978 г. является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав.

Раздел второй Конституции «Заключительные и переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран такой раздел — явление нередкое.

В разделе втором Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Это интересно:  Приказ о внесении изменений в учетную политику

Нормы второго раздела определяют основания, на которых осуществляется процесс перехода от прежней конституции к функционированию новой.

Положения второго раздела — действующие нормы. Содержащиеся в них предписания применяются при решении многих правовых ситуаций. Так, в силу действия пункта 5 раздела второго Конституции, предусматривающего, что судьи Конституционного Суда сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны, на судей, назначенных до Конституции 1993 г. (не Советом Федерации) не распространилось изменение Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» о снятии нормы о верхнем возрастном сроке. Ранее они назначались на срок до 65 лет. Один из пунктов Заключительных и переходных положений был предметом толкования Конституционного Суда (п. 3), что лишний раз подчеркивает работающий характер норм этого раздела Конституции.

Порядок внесения изменений и пересмотр положений Конституции РФ предусмотрен главой 9 Конституции РФ 1993 года и федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 года.

В соответствии со статьей 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений в ней могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Система и структура Конституции РФ

Изучим систему и структуру Конституции РФ, что позволит понять состав её элементов.

В научной литературе рассматривают два вида системы (структуры) Конституции: внешняя и внутренняя.

Внешняя структура конституции представляет собой применяемый в ней порядок, при помощи которого используется определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы и главы, а также последовательность их расположения.

Внутренняя система представляет собой систему норм и институтов, которые расположены в некой последовательности и связаны между собой единством логического изложения нормативного материала. Нормы Конституции образуют институты. Выделяют следующие виды институтов:

– основы конституционного строя (глава 1)

– основы правового статуса человека и гражданина (глава 2);

– федеральное устройство (глава 3);

– система Высших органов государственной власти (главы 4–7);

– основы местного самоуправления (глава 8);

– конституционные поправки и пересмотр Конституции (глава 9);

– заключительные и переходные положения (раздел 2).

Внешняя и внутренняя структуры Конституции соотносятся между собой как форма и содержание.

Основанием для обобщения конституционных норм в разделы и главы является сходство предмета правового регулирования. Порядок расположения в конституции соответствующих комплексов норм определяется несколькими факторами: учет взаимосвязи этих норм с другими, их первичность и производность и т.д.

На разных этапах своего развития структура конституции в России имела различный вид. В ней отражались особенности господствующей идеологии, зрелость системы общественных отношений, готовность их к правовому регулированию, процессы совершенствования юридической техники.

В структуре Конституция 1993 года можно выделить преамбулу и два раздела. Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Второй раздел включает «Заключительные и переходные положения».

Структура действующей Конституции России отражает концептуальные подходы, на которых она основана:

– перечень глав об органах государственной власти начинается с Президента РФ, что подчеркивает статус Президента как главы государства;

– последовательно реализован принцип разделения властей, что отражено в главах о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти;

– установлены новые начала федеративного устройства, которые определяют статус субъектов РФ и принципы разграничения полномочий;

– название главы «Права и свободы человека и гражданина» отражает самоценность личности как таковой вне связи её статуса непосредственно с государством.

Положения Федеративного договора в необходимой мере нашли непосредственное отражение в Основном законе, что лишило необходимости его включение в качестве составной части в Конституцию.

В целом по своей структуре Конституция 1993 года является компактной, ясной и юридически строгой в последовательности расположения глав.

В разделе втором Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, прекращении действия прежней Конституции, соотношении Конституции и Федеративного договора, порядке применения законов и иных нормативно-правовых актов, действовавших до принятия новой Конституции и т.д.

Нормы и положения второго раздела показывают основания, на которых развивается процесс перехода от прежней конституции к новой.

Структура Конституции РФ.

Аналогичные положения есть и в конституциях других государств. Так, в Конституции США говорится: « Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более Совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействие общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, утверждаем и принимаем Конституцию для Соединенных Штатов Америки». В Конституции Германии говорится: «Сознавая свою ответственность перед богом и людьми, воодушевленный желанием служить делу мира во всем мире в качестве равноправного члена в объединенной Европе, немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе настоящий Основной закон». Еще лаконичнее Конституция Испании: «Я, Дон Хуан Карлос I,Король Испании, объявляю всем, кто увидит и поймет настоящий документ, знайте, что Кортесы одобрили, а испанский народ утвердил настоящую Конституцию».
Конституционно-правовые нормы обладают особым, учредительным характером. Исключительно Конституция учреждает основы экономической и политической системы государства. В соответствии с этими основами в государстве принимается текущее законодательство и осуществляется правовое регулирование.
Конституция регулирует фундаментальные отношения во всех сферах жизни общества:

  • закрепляет права и свободы человека и гражданина с целью его защиты от произвола государства и нарушений этих прав и свобод в обычных законах;
  • определяет принципы организации государственной власти, т.е. систему государственных органов, способ их формирования, компетенцию, взаимоотношения друг с другом;
  • устанавливает территориальное устройство государства;
  • регулирует экономическую и социальную деятельность государства.
Это интересно:  Как отправить человека в психиатрическую больницу

Конституция – не только нормативно-правовой, и политический акт, поскольку она служит средством закрепления господства определенных сил общества или народа в целом, является носителем определенной политической идеологии. Так, в Конституции Российской Федерации признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.
Конституция имеет особые юридические свойства:

  • верховенство основного закона (ч.2 ст.4).Обладая свойством верховенства, Конституция распространяет свое правовое воздействие на всю территорию Российской Федерации, в том числе и республики в составе Российской Федерации, имеющие собственные конституции;
  • высшая юридическая сила (ст.15). Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Нормативно-правовой акт, противоречащий Конституции, полежит отмене или изменению. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане, объединения граждан обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию;
  • прямое действие (ст.15). Если возникает коллизия между Конституцией и иной правовой нормой, действует Конституция. Любой гражданин, требуя защиты своих прав и свободы, вправе руководствоваться положениями Конституции, а любой орган государственной власти, местного самоуправления, должностное лицо должно соблюдать нормы Конституции независимо от существующих законов, постановлений, приказов и т.д.
  • Ядро правовой системы, база для развития законодательства: Конституция лежит в основе развития законодательства в государстве, определяет, какие федеральные конституционные законы, иные нормативные акты должны быть приняты в развитие конституционных положений. В частности, ч.2 ст.5 Конституции предусматривает, что республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство; край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство;
  • стабильность: предусмотрен особый, сложный порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок (гл.9).
  • особая правовая охрана, не свойственная никакому другому нормативному правовому акту. В Российской Федерации соблюдение Конституции – одна из основных обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. Конституционный Суд РФ – особый орган судебной власти, разрешающий дела о соответствии Конституции нормативных актов; конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле (ст.125).

Принятие государством Конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать конституционным порядкам. Однако в понятие «конституционный строй» включается не только формальное соблюдение Конституции, но и то, что государством надежно охраняются права и свободы человека и гражданина, а само государство подчиняется праву.
Конституционный строй не сводится к факту существования Конституции, а становится реальным, если основой закон, т.е. Конституция, соблюдается, а сама конституция – демократична. Для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Они в своей совокупности обеспечивают такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.
Таким образом, конституционный строй – это форма, или способ, организации государства, обеспечивающая подчинение его праву и характеризующая его как конституционное государство. Ограничение государственной власти правом имеет одну из целей – создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества.
Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.
Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений. Такое общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека.
Как отрасль национальной правовой системы конституционное право представлено совокупностью правовых норм, которые определяют (регулируют):
а) основы конституционного строя;
б) правовое положение человека и гражданина;
в) государственное устройство (территориальную организацию государства);
г) систему, порядок формирования, принцип организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Конституционное право регулирует наиболее значимые, фундаментальные для общества и государства отношения. Как часть правовой системы конституционное право закрепляет (учреждает) систему конституционных ценностей и обеспечивает их охрану и реализацию. В системе конституционных ценностей основным являются:

  1. суверенитет народа,
  2. свобода личности,
  3. власть.

Они – то и выступают основным объектом конституционного регулирования. В условиях демократии высший гуманистический смысл и социальное назначение конституционного права заключается в том, чтобы закрепленная в конституции РФ формула «человек, его прав а и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2) получила реальное воплощение.
Соответственно конституционное право регулирует две основные группы отношений:

  • связанные с охраной и реализацией основных прав и свобод человека и гражданина;
  • связанные с организацией и функционированием системы власти.

Причем вторая группа – властеотношения – является зависимой, производной от первой. Согласно Конституции РФ « признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2);право и свободы определяют смысл, содержания и применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья написана по материалам сайтов: megaobuchalka.ru, lecu.ru, lawbook.online.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector