+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Основные принципы муниципальной службы

6.1. Понятие и принципы муниципальной службы

Муниципальная служба — это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Таким образом, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления муниципальными служащими не являются.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Федеральный закон Федеральный закон от 2 марта2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.

Муниципальная служба основана на следующих принципах:

— верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных и региональных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

— приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;

— самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;

— профессионализма и компетентности муниципальных служащих;

— ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

— равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

— единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;

— правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;

— внепартийности муниципальной службы.

Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации при определении минимальных местных бюджетов.

Муниципальная служба и государственная гражданская служба тесно взаимосвязаны между собой. Согласно ст. 7 Федерального закона О государственной гражданской службе Российской Федерации» эта взаимосвязь обеспечивается посредством:

— единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

— единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

— единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;

— учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

— соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

— соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Муниципальная служба в РФ: понятие, правовое закрепление, задачи, принципы

Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее — законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Основными принципами муниципальной службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы.

Признаки муниципальной службы:

1) это профессиональная деятельность. Этот признак означает, что служебная деятельность должна осуществляться непрерывно, в качестве основного вида деятельности, на основе специальных знаний и навыков;

Это интересно:  Коэффициент транспортного налога 2019

2) она осуществляется на постоянной основе;

3) она осуществляется на муниципальной должности, не являющейся выборной, т. е. на должности, предусмотренной уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должности в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей, замещаемой путем заключения трудового договора.

Основными задачами муниципальной службы являются: обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования; исполнение положений Конституции РФ, федерального законодательства, законодательства области, устава муниципального образования и иных нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления на территории муниципального образования; обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения; подготовка, принятие, организация исполнения и исполнение решений в пределах полномочий органов местного самоуправления; защита прав и интересов муниципального образования.

Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.

В первую очередь законодательство о муниципальной службе основывается на Конституции Российской Федерации. В ней содержатся принципы, которые должны быть положены в основу организации и функционирования муниципальной службы. Эти принципы разделены на две основные группы.

Первая включает в себя принципы, раскрывающие сущность и основы построения российского государства. Определяющим здесь является принцип демократизма, устанавливающий, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Вторая группа принципов касается организации местного самоуправления в Российской Федерации. Конституцией Российской Федерации (ст.12) признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации представлено Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Базовым законодательным актом для всей муниципальной службы является Федеральный закон от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Предметом регулирования законодательства о муниципальной службе являются порядок поступления на муниципальную службу, особенности ее прохождения, а также условия прекращения служебных отношений и т.д. Правовое регулирование муниципальной службы может осуществляться и другими федеральными законами. К числу подзаконных актов, регулирующих вопросы муниципальной службы, относятся указы президента Российской Федерации и постановления правительства Российской Федерации.

Немаловажная роль в организации муниципальной службы отводится законодательству субъектов Российской Федерации. В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации приняты законы о муниципальной службе, иные нормативные правовые акты. Субъекты Российской Федерации регулируют достаточно большой спектр вопросов, связанных с муниципальной службой: реестры муниципальных должностей, денежное содержание муниципальных служащих, порядок поступления и прохождения муниципальной службы, квалификационные требования к замещению должностей и целый ряд других вопросов.

62. Муниципальная должность: понятие, система муниципальных должностей(виды, группы должностей), способы замещения.

63. Реестр должностей муниципальной службы.

64. Ограничения, связанные с муниципальной службой.

65. Запреты, связанные с муниципальной службой.

66. Квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы.

Понятие муниципальной службы, ее основные принципы

Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Таким представителем может быть глава муниципального образования руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Основные принципы муниципальной службы:

  1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина.
  2. Равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
  3. Профессионализм и компетентность муниципальных служащих.
  4. Стабильность муниципальной службы.
  5. Доступность информации о деятельности муниципальных служащих.
  6. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.
  7. Единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы.
  8. Правовая и социальная защищенность муниципальных служащих.
  9. Ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
  10. Внепартийность муниципальной службы.

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ обеспечивается посредством:

  1. единства основных квалификационных требований к должностям службы;
  2. единства ограничений и обязательств при прохождении службы;
  3. единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации служащих;
  4. учета стажа одной службы при исчислении стажа другой;
  5. соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий служащих;
  6. соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
Это интересно:  Лист записи в чем отличие выписки

Правовую основу муниципальной службы в РФ составляют Конституция РФ, ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», конституции (уставы), нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципального образования, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Эти должности устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ. Реестр представляет собой перечень наименований должностей, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципального образования, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

Классификация должностей муниципальной службы включает следующие группы:

  1. высшие;
  2. главные;
  3. ведущие;
  4. старшие;
  5. младшие должности муниципальной службы.

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, при отсутствии обстоятельств, указанных в ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов. Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт.

Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:

  1. достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
  2. прекращения гражданства РФ или же прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
  3. несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой.

Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. При этом однократное продление срока допускается не более чем на один год.

Система принципов муниципальной службы и ее организация в Российской Федерации

Муниципальная служба в Российской Федерации осно­вана на определенных принципах. Именно через их систему наиболее полно раскрывается сущность данной службы.

Статья 4 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает десять основных принципов муниципальной службы.

3.1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражда­нина

Он основывается на нормах статей 2,18 Конституции РФ. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (Ст.2). Именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов местного самоуправления (С.18). Муници­пальная служба как институт, призванный обеспечивать исполнение их полномочий, при реализации своих функций должна в первую очередь признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

3.2.Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе

Данный принцип означает равное право граждан, владеющих госу­дарственным языком Российской Федерации, на доступ к муниципальной службе и равные условия ее прохожде­ния независимо от пола, расы, национальности, происхож­дения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и дело­выми качествами муниципального служащего.

3.3.Принцип профессионализма и компетентности муници­пальных служащих

Это — ключевой принцип, который в первую очередь должен быть положен в основу формирования кадрового состава муниципальной службы. Данный принцип предусматривает в качестве необходимого условия прохождения муниципальной службы наличие у муниципального служащего или гражданина, претенду­ющего на замещение Кроме того, для обеспечения принципа профессионализма и компетентности муници­пальных служащих должна быть создана система их подго­товки, переподготовки и повышения квалификации.

Это интересно:  Врач на дом для пожилого человека

3.4. Принцип стабильности муниципальной службы

Данный принцип является необходимым условием ее функционирования и связан непосредственно со стабильностью кадрового корпуса муни­ципальных служащих. Речь идет о постоянстве муниципально-служебных отношений, а также определенном уровне социально-правовой защищенности муниципальных служащих. Необходимость устойчивого положения муниципальных служащих, стабильность кадров муниципальной службы является одной из гарантий существования инсти­тута местного самоуправления.

3.5. Принцип доступности информации о деятельности муни­ципальных служащих

Принципзакрепляет их обязанность предостав­лять гражданам несекретную информацию как о собственной деятельности, так и о деятельности органов местного самоу­правления. Органы местного самоуправления, их должност­ные лица обязаны обеспечивать каждому возможность озна­комления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не пред­усмотрено действующим законодательством РФ. Деятель­ность муниципальных служащих должна быть открыта для общественного контроля. В средствах массовой информа­ции требуется системное освещение практики деятельно­сти муниципальных органов и муниципальных служащих, предоставление сведений об их численности, материальном обеспечении и другие сведения.

3.6. Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами проистекает из части 1 статьи 32 Конституции РФ. В ней устанавливается право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства как непосред­ственно, так и через своих представителей. Указанный принцип подразумевает тесное вза­имодействие органов местного самоуправления и муни­ципальных служащих с общественными объединениями, действующими на территории соответствующего муници­пального образования, и проживающими в нем отдельными гражданами.

3.7. Принцип единства основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных тради­ций при прохождении муниципальной службы

Данный принцип означает, что все муниципальные служащие должны подчиняться опреде­ленной системе правил, установленных законом, независимо от субъекта РФ, вида муниципального образования. Данный принцип осуществляется посредством закрепления основ организационно-правового статуса муниципальной службы и социально-правового статуса муниципальных служащих.

3.8. Принцип правовой и социальной защищенности муници­пальных служащих

Он предусматривает их защиту от неправо­мерного вмешательства в профессиональную служебную деятельность со стороны государственных органов и их долж­ностных лиц, физических и юридических лиц. Он также предполагает обеспечение возможностей успешного прохождения муниципальной службы, предоставление необ­ходимых гарантий и прав, связанных с исполнением долж­ностных обязанностей.

3.9. Принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих долж­ностных обязанностей

Этот принципотражает фундаментальную уста­новку функционирования муниципальной службы, а именно ответственность ее кадров за подготавливаемые и принимае­мые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Согласно ст. 70 Федерального закона № 131-ФЗ органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами, которая наступает:

· перед населением в результате утраты доверия населения;

· перед государством т в случае нарушения ими Консти­туции РФ, конституции, устава субъекта РФ, федераль­ных законов, законов субъекта РФ, устава муниципального образования;

· перед физическими и юридическими лицами в порядке, установлен­ном федеральными законами, законами субъектов РФ, уста­вами муниципальных образований;

· перед органами государственной власти за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответству­ющими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

3.10. Принцип внепартийности муниципальной службы

Последний принцип призван оградить муниципальных служащих от влияния и контроля со стороны той или иной политической партии, от принуж­дения к членству в ней, от дискриминации по политическим признакам при поступлении на муниципальную службу и нахождении на ней. Принадлежность к той или иной политической партии не может являться причиной для отказа в приеме на муниципальную службу. Принадлежность к той или иной политической партии не может являться основанием для увольнения муниципального служащего.

Организация муниципальной службы в современной России должна обеспечить реализацию данных принципов и быть ориентирована на создание действенной системы норм, способов, процедур, правил, стандартов, вырабатыва­емой и реализуемой в целях упорядочения, регулирования и координации действий субъектов управления муници­пальной службой, построения и осуществления взаимосвя­зей между ними и муниципальными служащими.

Обратим внимание на тот факт, что региональный законодатель существенно увеличил список принципов, на которых основана вся организация муниципальной службы. Если среди основных принципов выделяют:

а) публично-правовое оформление статуса муниципального чиновника;

б) принцип верности муниципального служащего Конституции государства, уставу муниципального образования;

в) принцип алиментирования (т.е. положение о достаточном, достойном денежном содержании, которое ориентируется на гарантирующее соответствующее социальному положению муниципального чиновника обеспечение).

г) принцип правовой и социальной защищённости муниципальных служащих;

д) недопустимость забастовок муниципальных служащих, и др.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, be5.biz, helpiks.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector