Особенности определения нмцк энергосервисного контракта устанавливает

Если у Вас есть вопросы по сопровождению, оценке или проработке энергосервисного контракта — мы готовы оказать всю необходимую помощь и профессиональную поддержку в этом вопросе.

Далее мы подробно рассмотрели суть энергосервиса, состав и способы реализации энергосервисных контрактов в сфере госзакупок и ЖКХ.

Энергосервисный договор (ЭСК) – это соглашение, предусматривающее осуществление специализированной энергосервисной компанией (ЭСКО) полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) решений в компании клиента. Оплата услуг ЭСКО производится заказчиком из сэкономленных на сбережении энергоресурсов денег.

Как правило энергосервисные договора заключаются на период от 6 месяцев до 5-7 лет (больший срок невозможен из за отечественных банков, не готовых кредитовать ЭСКО на продолжительные сроки).

В отличие от классического варианта внедрения энергосберегающих технологий, где бремя исполнения ЭСМ ( выполнение энергоаудита и последующая реализация разработанных планов) ложится на само предприятие, подход к решению проблем экономии ресурсов через заключение энергосервисного договора дает возможность перенести нагрузку по обеспечению всех необходимых действий и возможные финансовые риски по недостижению ожидаемого результата на ЭСКО.

Порядок действий по заключению ЭСК подразумевает проведение предварительного энергоаудита, который должен определить основные базисные направления энергопотребления, элементы финансирования и ведения ЭСМ, методику прогнозирования и доказательства полученных итогов.

Энергосервисная компания в любом случае непосредственно заинтересована в качественном исполнении обязательств и повышении результативности своих услуг, поскольку окупаемость всего проекта находится в непосредственной зависимости от суммы, сэкономленной Заказчиком на энергоресурсах.

Для потребителя основными выгодами от заключения ЭСКО будут:

  • снижение издержек предприятия;
  • уменьшение расходов на модернизацию изношенного и морально устаревшего оборудования;
  • качественное управление строительным и монтажным процессом;
  • практическая подготовка персонала;
  • оплата мероприятий в отложенном варианте за счет экономии, полученной от внедрения ЭСМ.

Следует учитывать, что энергосервисный договор – это сложный многосторонний контракт, включающий комплекс различных соглашений — договор подряда на выполнение работ, договора финансовой аренды, разработка заданий, соглашения о проведении проектно-изыскательских работ и др.), т.е. является по сути разнородным соглашением (ст.421 Гражданского кодекса РФ) и предполагает собою довольно непростую юридическую систему.
Договора ЭСК кроме того отличаются и видами финансирования энергосберегающих мероприятий.

Энергосервисный договор заключается исключительно между заказчиком и ЭСКО, кредитная система никак не принимает участие в данной сделке.

Заключается многосторонний кредитный контракт, согласно которому заемщиком представляется ЭСКО, указывается целевое предназначение кредита – исполнение энергоэффективного плана на объекте заказчика.По соглашениям энергосервисного договора и кредитного соглашения клиент должен открыть расчетный счет в том кредитном учреждении, которое финансирует реализацию энергоэффективного проекта, и все расчеты за потребляемые энергоресурсы клиент имеет право осуществлять только с этого расчетного счета.
Обязательны разделы сервисного договора.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» энергосервисный договор должен включать в себя:

  1. Условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора.
  2. Условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов.
  3. Иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

Кроме того в энергосервисный договор может быть включено:

  1. Условие об обязанности исполнителя обеспечивать согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении договора условия.
  2. Условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов.
  3. Условие об определении в договоре оплаты услуг исходя из показателей, достигнутых (или планируемых для достижения) в результате реализации энергосервисного договора, в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов.
  4. Иные определенные соглашением сторон условия.
    -иные условия, определенные сторонами в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации, регулирующим условия договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов.

Примерные условия договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа), включающих в себя условия энергосервисного договора (контракта), устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Рассмотрим несколько примеров расчетов по контракту при реализации энергетического сервиса на практике.

1. Например, исполнитель инвестирует в энергосберегающиемероприятия на объекте клиента 10 млн. руб. Годичная экономия, получаемая клиентом от внедренных ЭСМ– 4 млн руб. в течении 10 лет.

Эта экономия распределены последующим способом: 1 миллион идет в закрытие расходов на инвестирование, которые произвел разработчик. 1,5 млн это стоимость кредитных ресурсов, которую исполнитель оплачивает банку (15% годовых от 10 млн. руб.).
Оставшиеся 1,5 млн делятся в соотношении 50/50 между исполнителем и заказчиком, как доход с внедренных ЭСМ.

2. Вариант фиксированных выплат без прямой компенсации затрат на инвестирование выглядит так:

Исполнитель проводит энергосберегающие мероприятия на объекте клиента и получает установленный процент с достигнутого финансового результата:

  • в 2010 году разработчик вкладывает в ЭСМ на объекте клиента 2 млн руб., в 2011 году — 800 тыс. руб., в 2012 году — 4 млн руб..
  • с 2010 до 2020гг.( срок действия контракта) исполнитель получает 65% от экономии, достигнутой за счет внедренных им энергосберегающих мероприятий.

Энергосервисное соглашение начинает действовать с момента заключения и действует до выполнения всех обязательств сторонами-подписантами.

Оно должно быть заключено на время, необходимое для достижения установленной величины экономии энергетических ресурсов, при этом срок должен быть достаточным для окупаемости установленного исполнителем оборудования.

В сфере государственного регулирования тоже есть свои особенности.

Для госзаказчиков определен расширенный перечень условий энергосервисного договора.
Некоторые разделы постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» включают в себя следующие положения:

  • Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), но контракт на энергосервис заключается отдельно от контрактов на поставки энергоресурсов.
  • в контракте должен быть перечень мероприятий, направленных на достижение уровня энергоэффективности, установленного конкурсной документацией, документацией об аукционе, в извещении о проведении запроса котировок, либо сформированного в заявке участника размещения заказа.
  • участникам размещения заказов не производится компенсация затрат, понесенных ими при проведении подготовительных работ для подготовки конкурсного предложения, предложения на аукцион, в том числе аукцион в электронной форме, или ответа на запрос котировок.
  • размер экономии энергоресурса определяется в натуральном выражении.
  • наличие регламентированных расчетов составляющих указанных показателей, а также меры ответственности за неисполнение контракта.
  • описание особенностей определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис, предусматривающие учет таких факторов, как срок исполнения контракта, осуществление заказчиком расчетов за поставку энергоресурса по нескольким тарифам, и способ размещения заказа.

Расчет стоимости энергосервисного контракта для госзаказчиков тоже имеет опрделенные ограничения.

Начальная (максимальная) цена договора (контракта) на оказание энергосервисных услуг для госпредприятий определяется с учетом фактических расходов, понесенных заказчиком по контрактам на поставки соответствующих видов энергетических ресурсов за предыдущий год, и не может превышать указанные расходы.

В Энергосервисном договоре (контракте)в обязательном порядке должен быть отражен:

  • фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту
  • подлежащий уплате исполнителю по контракту фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и минимальный размер такой экономии в денежном выражении
  • минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и максимальный процент такой экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту.

В сущности государственный энергосервисный контракт – это некоторая модель правительственного долга, что неизменно ставит ее выше коммерческого долга, так как она более надежна.

Это интересно:  Должностная инструкция методиста дополнительного образования 2019

Невзирая на то, что прибыльность энергосервисных проектов согласно планам может составить 20% и выше, существуют и риски неполучения расчетного эффекта экономии, что ставит под угрозу гарантии возврата привлеченных кредитных ресурсов.

В области ЖКХ заключение договоров ЭСК также имеет ряд проблем.

Поскольку на сегодняшний день ЖКХ в целом и жилищный фонд в частности являются одним из ключевых потребителей энергоресурсов, а их эффективность использования остается весьма невысокой, государство пытается найти пути решения проблемы. Однако, законотворчество в этой области не всегда успешно справляется с этой задачей.

Так, в соответствии с № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей минимальный список услуг и (либо) работ по капитальному ремонту единого имущества в МКД, предоставление и осуществление каковых финансируются за счет денег фонда капитального ремонта, были исключены работы по утеплению фасадов МКД, установке коллективных (общедомовых) устройств учета общественных ресурсов.

В дальнейшем Письмом Минстроя России от 09.04.2014 № 5792-МС/04 «Об оплате расходов в установку коллективных (общедомовых) приборов учета», было разрешено проводить оплату из фонда капитального ремонта, однако письмом министерства упразднить положения Закона не является возможным.

Главными условиями, затрудняющими формирование энергосервиса в жилищной отрасли, являются :

  • непростая многоэтапная операция заключения энергосервисного соглашения, которое должно быть одобрено на общем собрании владельцев;
  • потребность взаимосогласования интересов множества соучастников отношений в области энергосервиса (владельцы, управляющая компания, банк, ЭСКО);
  • дефицит надёжной информации о жилищном фонде;
  • недостаток приборов учета энергетических ресурсов, необходимых для осуществления расчетов;
  • невысокая осведомленность жителей.

Письмо Минфина России от 29.09.2017 № 24-01-06/63706 Об указании в плане-графике закупок НМЦК энергосервисного контракта, заключенного на срок, превышающий срок, на который утвержден план-график»

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в части заключения энергосервисных контрактов, сообщает следующее.

В силу положений пункта 4 части 2 статьи 17 Закона о контрактной системе, а также подпункта «е» пункта 1 Требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 552, в плане закупок указывается объем финансового обеспечения (планируемые платежи) для осуществления закупки на соответствующий финансовый год.

Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе, а также подпункта «ж» пункта 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 553, в план-график включается информация о начальной (максимальной) цене контракта, цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), сформированной в соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона.

Особенности заключения энергосервисных контрактов установлены статьей 108 Закона о контрактной системе. Так, заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом положений, предусмотренных статьей 108 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 108 Закона о контрактной системе НМЦК энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636 (далее — Особенности определения НМЦК).

Согласно пункту 1 Особенностей определения НМЦК установлено, что, в случае если срок исполнения энергосервисного контракта равен или меньше одного календарного года, НМЦК определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год и стоимости единицы энергетического ресурса

Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых составляет более одного календарного года, НМЦК определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год, стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта (пункт 3 Особенностей определения НМЦК).

В силу положений части 9 статьи 21 Закона о контрактной системе предусмотрено, что, если установленный с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в план-график также включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).

Таким образом, в случае наличия средств в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов заключение энергосервисных контрактов возможно на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

В таком случае НМЦК определяется в соответствии с положениями, установленными пунктом 3 Особенностей определения НМЦК.

При этом в плане-графике указывается НМЦК энергосервисного контракта, рассчитанная с учетом Особенностей определения НМЦК, а в случае, установленном частью 9 статьи 21 Закона о контрактной системе, включается сумма, необходимая для оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.

Контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется в соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1367 Правилами осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе в отношении проверки информации об объеме финансового обеспечения, включенного в планы закупок, в части непревышения объема финансового обеспечения:

над лимитами бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год и плановый период, доведенными в установленном порядке до государственного (муниципального) заказчика как получателя бюджетных средств с учетом принятых и неисполненных обязательств субъектами контроля, а также объемами средств, содержащимися в нормативных правовых актах, предусматривающих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации возможность заключения государственного (муниципального) контракта на срок, превышающий срок действия доведенных лимитов бюджетных обязательств
показателями выплат на закупку товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год и плановый период, осуществляемых в соответствии с Законом о контрактной системе, включенными в планы финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, по году начала закупки.

Как заключить энергосервисный контракт по 44-ФЗ и какими правовыми нормами он регулируется?

Контракты, которые предполагают поставки энергосервисных услуг, носят название энергосервисных. Они имеют некоторые особенности, и порядок их заключения содержится в отдельной статье 44-ФЗ.

Какими правовыми нормами регулируется

Заключение энергосервисных контрактов регулируется двумя федеральными законами и несколькими подзаконными актами, что усложняет процедуру его подписания.

Указанные требования детализируются Правительством РФ от 18 августа 2010 года №636.

Согласно последним правкам, к энергосервисным контрактам теперь относят и договоры на закупку услуг по реализации сжиженного газа, который используется как моторное топливо.

Это интересно:  Как восстановить стаж работы при расчете пенсии

Понятие

Седьмая Глава законодательства о контрактной системе в закупочной отрасли определяет специфику закупки товаров, работ и услуг. Одной из указанных закупочных процедур выступает определение победителя для производства работ для роста энергоэффективности при использовании энергоресурсов. Например, водоснабжение, поставка топлива или угля.

Результатами торгов подобного рода становится подписание энергосервисного контракта.

Цель такого контракта состоит в получении экономии на энергоэффективных технологиях при оплате энергоресурсов.

Особенности заключения энергосервисных контрактов

Данные соглашения могут предполагать уменьшение расходов заказчика или увеличение эффективности потребления ресурса. Они заключаются на длительный срок.

Связано это с тем, что достигнуть за короткий период экономии бывает очень сложно. Достаточно часто сроки энергосберегающих контрактов превышают 10 лет. При подобных долгосрочных контрактах бывает весьма нелегко оценить эффективность его заключения и просчитать потенциальные риски. Заказчику необходимо четко спрогнозировать потребление энергоресурса без учета энергосбережения, а также заложить влияние непредвиденных факторов в виде изменения погоды или резкого роста численности потребителей.

Если контракт предполагает оказание энергоаудиторских услуг, то компания-поставщик должна состоять в специализированном СРО и подтвердить указанный факт документально. В качестве документального подтверждения выступает свидетельство о членстве в СРО. Для получения указанного свидетельства поставщик должен соответствовать всем законодательным требованиям №261-ФЗ. Так, в штате компании должно быть как минимум 4 лица с должным уровнем квалификации.

Порядок заключения: алгоритм действий

Для заключения энергосервисного контракта заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выбрать способы определения поставщика.
  2. Сформировать закупочную документацию.
  3. Опубликовать извещение о закупке в ЕИС.
  4. Провести закупочную процедуру.
  5. Выбрать победителя закупки.
  6. Подготовить и направить ему проект контракта.
  7. Подписать контракт с победителем.
  8. Принять оказанные услуги и подписать итоговую документацию.
  9. Оплатить услуги поставщика.

Выбор способа определения поставщика

Требования к содержанию

Согласно Приложению №1 к ПП №636 к энергосервисному контракту, он должен содержать в своем составе перечень мероприятий, которые проводятся исполнителем и направленные на повышение энергоэффективности и энергосбережение.

При этом если самостоятельно заказчик не может подготовить данный перечень, то в контракт включается перечень из переданной заявки участника, с которым подписывается контракт. Но также здесь должно содержаться условие о том, что компенсация затрат на подготовку документации на участие в торгах участником не производится.

Также госконтракт содержит такие типовые условия, как:

  1. Сроки оплаты по договору.
  2. Штрафные санкции при недостижении исполнителем компенсации.
  3. Штрафные санкции при неисполнении обязательств по договору.
  4. Порядок перехода прав собственности на поставленное оборудование в пользу заказчика.
  5. Положение о том, что полная и частичная уступка права требования оплаты по энергосервисному контракту допускается (или наоборот).

По «Методическим рекомендациям …» по подготовке энергосервисных контрактов от 2017 года №15627-НП/Д07и, которые были составлены Минэкономразвития, предметом договора или госконтракта становится повышение энергоэффективности заказчика за счет оказания услуг поставщиком. Перечень мероприятий для достижения указанной цели прописывается в виде приложения к контракту в разделе «Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

Сроки действия договора определяются с учетом п. 11 Постановления Правительства от 2010 года №636. Они устанавливаются с учетом достижения размера экономии от действий подрядчика и не могут быть менее месяца.

С учетом п. 13 указанного постановления сроки оплаты заказчиком достижения целевого размера экономии должны составлять 5-30 дней с момента дня окончания указанного периода. Окончательные расчеты осуществляются по факту достижения размера энергосбережения.

Сроки выполнения энергосберегающих мероприятий выступают существенным условием контракта. При этом окончание срока контракта не освобождает стороны от гарантийных обязательств.

Заказчик также должен гарантировать соблюдение санитарно-гигиенических, технических и эксплуатационных требований к объектам.

В разделе с базовым уровнем потребления прописывается уровень потребления энергоресурсов за предыдущий период. Объективно указанный период должен быть не менее года с учетом климатических и природных особенностей. Разбивку потребления стоит указывать помесячно.

Уровень потребления энергоресурсов до энергосберегающих мероприятий указывается на основании показания приборов учета. Они фиксируются в акте об объеме потребления энергоресурсов, который прикладывается к госконтракту и становится его неотъемлемой частью.

В ходе исполнения контракта заказчик фиксирует изменения в энергопотреблении за установленный временной промежуток (месяц или день). Заказчик по требованию исполнителя в течение 3 дней предоставляет первичную документацию с объемом потребления энергоресурсов.

Размер достигнутой экономии определяется по каждому виду ресурса по отдельности: по газу, воде, углю и пр.

Процент экономии определяется путем сопоставления базового потребления и достигнутого после энергосберегающих мероприятий.

В разделе с энергосберегающими мероприятиями приводятся обязанности сторон по реализации определенных действий для повышения энергоэффективности в соответствии с планом-графиком их внедрения.

При выполнении данных мероприятий должны учитываться действующие на территории РФ строительные нормы, государственные стандарты, технические регламенты, санитарные нормы и правила. Все используемые материалы должны иметь сертификаты, которые предоставляются заказчику исполнителем в течение не более 3 дней после поступления запроса.

Исполнитель по договору имеет право оказать дополнительные услуги, но без увеличения цены контракта.

Расчет НМЦК

Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.

В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.

Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.

Формирование документации и проведение процедуры

Согласно Постановлению Правительства №1618, которое вступило в силу с апреля 2019 года, энергосервисные контракты в плане закупок подлежат указанию отдельной строкой. В ЕИС они публикуются с пометкой «Энергосервисные торги».

Проведение закупочной процедуры будет варьироваться в зависимости от выбранного заказчиком способа определения поставщика.

Сама схема проведения процедуры оценки заявок и их рассмотрения отличается от классической схемы проведения конкурса или запроса котировок исходя из особенностей определения цены контракта. Если закупка проводится в формате аукциона, то при этом в ходе торгов происходит снижение не НМЦК, а ценовых предложений по сумме, цене контракта и проценте экономии.

Таким образом, энергосервисный контракт – это особенное соглашение, которое направлено на энергосбережение у заказчика и повышение его эффективности. В закупочной документации на проведение торгов на поставку энергосберегающих технологий заказчику необходимо прописать начальную цену контракта и привести расходы на поставку энергоресурсов каждого вида с указанием их количества. НМЦК по таким контрактам определяется исходя из фактически подтвержденных расходов на поставку энергоресурсов за прошлый год и не может превышать их.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Практические вопросы реализации энергосервисного контракта

Продолжаем серию статей, посвященных реализации энергосервисного контракта . Бюджетные учреждения вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов. О практике заключения таких контрактов рассказывает Валеев Марат Амирович, исполняющий обязанности директора — первый заместитель директора ГАУ РБ «РНЦ энергосбережения и энергоэффективных технологий».

См. статью М.А. Валеева «Энергосервисный контракт — инструмент привлечения инвестиций в бюджетную сферу», N 5, 2016.

— Что нужно учитывать при подготовке документации для проведения закупочных процедур и проекта договора?

— Заказчик должен обратить особое внимание на ряд существенных условий энергосервисного договора.

Во-первых, необходимо прописать порядок определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении до и после реализации исполнителем мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Разница между объемами потребления энергоресурса до и после реализации энергосберегающих мероприятий — это и есть показатель эффективности исполнения контракта.

Это интересно:  Глава счетной палаты 2019

Во-вторых, нужно определить размер экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, который должен обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта в течение срока его действия с учетом изменения факторов, влияющих на объем потребления энергетических ресурсов, а также долей размера экономии в натуральном выражении, которые должны обеспечиваться исполнителем за конкретный период.

В-третьих, следует определить механизм распределения между сторонами контракта дополнительной экономии энергетического ресурса.

В-четвертых, необходимо указать сроки достижения предусмотренного контрактом размера экономии и периоды достижения долей размера экономии, продолжительность которых не может быть менее одного месяца и более одного года.

— Как заказчику определить объемы потребления энергоресурса до и после реализации мероприятий?

— Перед началом реализации мероприятий заказчику следует определить планируемый объем потребления энергоресурсов — тот объем, который он израсходует, если не примет меры к энергосбережению. Такой объем указывается исходя из фактических показаний счетчиков в соответствующий период (квартал, полугодие, год), предшествующий заключению энергосервисного контракта. Планируемый объем потребления не может превышать объем фактического потребления заказчиком соответствующего энергоресурса за соответствующий период.

Объем потребления ресурса после реализации энергосберегающих мероприятий определяется на основании фактических показаний счетчиков за установленный сторонами контракта период (но не менее одного календарного месяца). При этом обязательно должен быть оговорен порядок учета факторов, влияющих на объем энергопотребления заказчика (например, существенное изменение погодных условий или увеличение числа потребителей энергоресурса).

— Что еще важно при подготовке энергосервисного контракта?

— Согласно Постановлению Правительства РФ N 636 в проекте контракта обязательно должны быть прописаны условия о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 «О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)».

В сложившейся практике заключения энергосервисных контрактов часто прописывают положение о том, что по истечении срока действия договора право собственности на оборудование, созданное или установленное на объектах заказчика, переходит в государственную (муниципальную) собственность без всякой дополнительной платы. А исполнитель обязан передать заказчику указанное оборудование в исправном состоянии по акту приема-передачи.

Кроме того, согласно вышеназванному Постановлению заказчики обязаны обеспечить надлежащее содержание и обслуживание объекта, однако некоторые заказчики прописывают обязанности исполнителя по содержанию и обслуживанию оборудования. Это обусловливается тем, что исполнитель в состоянии обеспечить лучшие условия содержания и обслуживания оборудования, нежели сам заказчик. Отдельно оговариваются условия передачи или демонтажа оборудования в случае досрочного прекращения договора.

— Как определяется начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта?

— НМЦК (начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота)) устанавливается с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы согласно ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе .

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

К тому же особенности определения НМЦК прописаны в Постановлении Правительства РФ N 636.

Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых равен или меньше одного календарного года, начальная (максимальная) цена устанавливается как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год и стоимости единицы энергетического ресурса.

Если заказчик осуществляет расчеты за поставку (куплю-продажу, передачу) энергоресурса по нескольким ценам (тарифам), стоимость единицы энергетического ресурса определяется как средневзвешенная цена (тариф), равная отношению суммы произведений объемов поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса, потребляемых заказчиком за один календарный месяц, предшествующий дате объявления проведения отбора, и цен (тарифов), по которым осуществлялись расчеты за соответствующие объемы поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса, к суммарному объему поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса.

Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых составляет более одного календарного года, начальная (максимальная) цена контракта определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год, стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления проведения отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта.

Этот вид установления НМЦК является самым оптимальным, так как срок окупаемости большинства энергосервисных проектов составляет более одного календарного года.

Определение цены по данному виду разберем на примере обоснования НМЦК по контракту на оптимизацию системы отопления в одном учебном корпусе колледжа. Минимальный размер экономии ресурса в натуральном выражении составил 474 Гкал.

НМЦК для таких контрактов определяется как произведение фактического объема потребления энергоресурса за прошлый год, стоимости единицы энергоресурса на дату объявления проведения отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта:

— срок действия контракта — 5 лет.

При заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса, запроса котировок или аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме, на условиях, предусмотренных п. п. 2 и 3 ч. 6, п. п. 2 и 3 ч. 10 ст. 108 Закона о контрактной системе, предложение участника закупок о размере экономии в денежном выражении определяется как произведение экономии расходов заказчика на поставки энергетического ресурса в натуральном выражении за весь период действия энергосервисного контракта и стоимости единицы энергетического ресурса, которая указана в конкурсной документации, документации об аукционе, документации об открытом аукционе в электронной форме и извещении о проведении запроса котировок.

— Каким образом определяются сроки оплаты заказчиком достигнутых исполнителем долей от общего договорного размера экономии?

— В проекте энергосервисного контракта заказчик должен установить сроки выплат исполнителю промежуточных вознаграждений за достижение им долей размера экономии по контракту. Такой срок может составлять от 5 до 30 дней со дня окончания отчетного периода, в который исполнитель должен был обеспечить определенную долю экономии. Окончательное вознаграждение исполнитель получает по факту достижения им предусмотренного контрактом размера экономии.

— Согласно какому документу учреждение может распоряжаться сэкономленными средствами в результате проведения мероприятий по энергосбережению?

Так, документом, определяющим направления использования бюджетными и автономными учреждениями субсидии на выполнение госзадания, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (ПФХД).

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в соответствии с порядком N 81н в разрезе выплат, которые включают в том числе оплату коммунальных услуг.

Требования к ПФХД государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.

В случае достижения экономии средств, предусмотренных на оплату коммунальных услуг, за счет осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного (автономного) учреждения на иные выплаты, в том числе на увеличение заработной платы.

При таком перераспределении денежных средств бюджетное (автономное) учреждение должно уточнить показатели ПФХД, связанные с выполнением госзадания. При этом учредитель вправе предоставить право утверждать ПФХД руководителю бюджетного учреждения (п. 22 порядка N 81н).

Исходя из содержания ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение госзадания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения и направляются в следующем году на те же цели.

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Соответственно, с 01.01.2011 для бюджетных и автономных учреждений обеспечена возможность как сохранения в их распоряжении средств, сэкономленных в результате осуществления ими мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению, так и направления указанной экономии в том числе на увеличение расходов на оплату труда согласно требованиям ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья написана по материалам сайтов: zakupki-inform.ru, zakonguru.com, gisee.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий