+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Особенности прохождения военной службы

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 05.10.2015) О воинской обязанности и военной службе»

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «О статусе военнослужащих»

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации,

в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти

в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны,

Службе внешней разведки Российской Федерации,

органах федеральной службы безопасности,

органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации,

воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях,

а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета.

Особенности военной службы представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений. К ним относятся:

принятие военнослужащими военной присяги;

наличия у военнослужащих воинских званий;

обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан;

деятельность правового регулирования военно-служебных отношений;

беспрекословность воинского повиновения;

особенности в защите прав участников военно-служебных отношений;

право на хранение, ношение, применение и использования оружия;

специфика ограничений военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах.

Граждан, впервые поступивших на военную службу или не проходившие военной службы и впервые призваны на военные сборы, приводятся к военной присяге на верность своему народу, своей Родине — Российской Федерации.

Факт приведения к присяге имеет не только моральные, но и существенные правовые значения. Этот торжественный акт — принятие присяги — характерен только для военной службы.

Только с приведением к присяге военнослужащий может быть назначен на должность и приобретает полный объем служебных прав, на него в полном объеме возлагаются служебные обязанности, в том числе он может быть привлечен к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы). Строгое соблюдение требований военной присяги считается нравственной и юридической обязанностью. Нарушение присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность.

После привлечения на военную службу, в пределах установленных сроков, военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, занимаемую должность, прекращать выполнение служебных обязанностей, требовать изменения характера служебных обязанностей, условий их выполнения.

За не должное выполнение или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения обязанностей военной государственной службы. Так, за несоблюдение обязанностей государственным служащим, он может быть уволен по инициативе руководителя государственного органа. Аналогичные деяния, содержащие признаки состава воинских преступлений, в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации влекут уголовную ответственность военнослужащих.

Детальность правового регулирования военно-служебных отношений также является особенностью военной службы. Уклад жизни, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы общественными Уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами. Это является объективной потребностью, обусловленной спецификой военной службы; защита Отечества, ценностей нашего общества, жизни и здоровья людей в условиях риска для жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках.

К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу предъявляются определенные, как правило, повышенные требования к состоянию здоровья (физическим данным), общеобразовательному цензу, по уровню профессиональной подготовки, по морально-психологическим качествам, по выполнению нормативов физической подготовки.

Беспрекословность служебного подчинения, безусловность повиновения подчиненных военнослужащих требованиям командиров (начальников) — также одна из характерных особенностей военной службы. Этот принцип военно-служебных отношений закрепляется в военной присяге, общевоинских уставах. Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил устанавливает, в частности, обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться приказу командира (начальника).

Для военной службы характерно более существенное влияние воинских званий военнослужащих на условия ее прохождения, чем влияние классных чинов (специальных званий) других государственных служащих на условия их службы.

Только в условиях военной службы предусмотрены отношения подчиненности как по должности, так и по воинскому званию, что существенно отличает воинские звания от специальных званий других государственных служащих.

Для военнослужащих устанавливаются необходимые виды и формы одежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом Российской Федерации. При этом различные виды военной формы одежды могут иметь знаки различия по воинскому званию, персонифицированные, а также по принадлежности к Вооруженным Силам, другим войскам, виду Вооруженных Сил, родам войск (служб), различным командованием, конкретным воинским формированиям. Правила ношения военной формы одежды и знаков различия устанавливаются Министром обороны или руководителем того ведомства, в котором предусмотрена военная служба.

Военнослужащие в соответствии с установленным порядком имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. За военнослужащим закрепляется личное оружие, которое он обязан содержать в надлежащем состоянии.

Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих.

Установленные указанным Законом запреты соответствуют ограничениям, установленным для государственных служащих. Их назначение: обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих служебным положением; установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих; создать условия для независимости служебной деятельности.

Особенности прохождения военной службы в России

Военная служба— это особый вид федеральной государствен­ной службы. Она заключается в повседневном выполнении граж­данами воинских обязанностей. Военная служба в России всегда считалась почетной обязанностью, священным долгом, исключи­тельным по важности и необходимости. Исполнение обязаннос­тей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федера­ции предусматривает непосредственное участие в боевых действи­ях, повседневную боевую подготовку, другие виды подготовки и обучения, постоянное совершенствование каждым военнослужа­щим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы, соблюдение требований во­инской дисциплины. Правовые основы военной службы составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» с изменениями от 08.05.2010 № 83-ФЗ; Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с принимаемыми изменениями и дополнениями).

Главной задачей военной службы является постоянная целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита территории РФ. Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами госу­дарственной службы. Она требует от военнослужащих полной са­моотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответ­ственности за исполнение обязанностей.

К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образовательно­му уровню, морально-психологическим качествам и уровню фи­зической подготовленности.

Одной из особенностей военной службы является обязатель­ное принятие каждым гражданином Военной присяги. Граждане принимают Военную присягу на верность своей Родине — Рос­сийской Федерации.

Отличительной чертой военной службы является высокая сте­пень обязательности и ответственности за исполнение каждым военнослужащим своих служебных обязанностей.

За нарушения, допущенные при исполнении служебных обя­занностей или уклонении от их исполнения, к военнослужащим предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения к гражданам, состоящим на государственной службе.

Наиболее характерной особенностью военной службы являет­ся беспрекословность служебного подчинения.

Одним из принципов строительства Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации является единоначалие. Оно заключается в на­делении командира (начальника) всей полнотой распорядитель­ной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уста­вов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопус­тимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа являет­ся воинским преступлением.

Отличительной чертой военной службы также является уста­новление взаимоотношений между военнослужащими, которые по степени подчиненности характеризуются как по должности, так и по возможному званию.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальника­ми или подчиненными. Начальники, которым военнослужащие под­чинены по службе, являются прямыми начальниками.

По своему воинскому званию начальниками являются состоя­щие на военной службе: маршал Российской Федерации, генера­лы армии, адмиралы флота, генералы, адмиралы, старшие и млад­шие офицеры. Сержанты и старшины являются младшими начальниками для солдат и матросов одной с ними части.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и тре­бовать их выполнения. Подчиненные обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника.

Для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия.

Военная форма одежды и знаки различия по воинским звани­ям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации утверждаются Президентом Российской Федерации.

Военнослужащие при исполнении обязанностей военной служ­бы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Организация и исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламен­тированы Федеральными законами и другими нормативно-пра­вовыми актами Российской Федерации, касающимися обороны государства.

В основе законодательства Российской Федерации по вопросам обороны лежат, прежде всего, правовые нормы Конституции Российской Федерации.

В ст. 59 Конституции установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Главою государства и Верховным Главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации является Президент Российской Феде­рации. Вступая в должность, Президент Российской Феде­рации приносит присягу своему народу и клянется при осуще­ствлении своих полномочий уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию, за­щищать суверенитет, независимость, безопасность и целостность государства, верно служить своему народу (статьи 80, 82).

В ст. 83 Конституции Российской Федерации Президенту Российской Федерации предоставлено право:

· формировать и возглавлять Совет безопасности РФ;

· утверждать военную доктрину РФ;

· назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ.

В случае агрессии про­тив Российской Федерации или непосредственной угрозы агрес­сии Президент Российской Федерации вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение (ст.87).

Это интересно:  Вопрос о предоставлении жилищного помещения в общежитии

Меры по обеспечению обороны страны и государственной бе­зопасности осуществляет Правительство Российской Федерации (статья 114).

На основании положений Конституции РФ разрабатываются и принимаются законодательные акты, в которых детально опреде­ляются правовые вопросы, касающиеся обороны и военного стро­ительства. Базовым правовым актом военного законодательства яв­ляется Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне», в котором определены:

-организационные основы обороны;

-полномочия органов государственной власти Российской Фе­дерации в области обороны;

-функции органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления и организа­ций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граж­дан в области обороны;

-предназначение Вооруженных Сил РФ, их комплектование и руководство, функции Министерства обороны и Генерального штаба;

-основные положения — состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона;

-положение об ограничении деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных Силах РФ.

Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослу­жащих» определяет права, обязанности и ответственность воен­нослужащих, основы правовой и социальной защиты военнослу­жащих.

Порядок организации воинского учета граждан, подготовки их к военной службе, призыва на военную службу и ее прохождения определен в Федеральном законе Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, подготовка к выполнению должностных обязан­ностей регламентируются уставами, которые подразделяются на боевые и обще воинские. Общевоинские уставы устанавливают об­щие для всех видов Вооруженных Сил положения, определяю­щие взаимоотношения между военнослужащими, их общие и дол­жностные обязанности и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб. К общевоинским уставам отно­сятся: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российс­кой Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Воору­женных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооружен­ных Сил Российской Федерации.

Особенности прохождения военной службы

• с заключением контракта или призывом на военную службу;

• с профессиональным обучением;

• с присвоением, изменением и лишением воинских званий;

• с перемещением по службе и в другую местность;

• с исполнением обязанностей военной службы и временем отдыха;

• с аттестацией военнослужащих;

• с увольнением с военной службы и восстановлением на военной службе.

Военная служба проходит в течение определенного срока. Со сроком обычно связано возникновение, изменение или прекра­щение военно-служебных правоотношений. Срок военной служ­бы представляет собой время, в течение которого военно­служебные правоотношения действуют.

Для военнослужащих, призванных на военную службу, про­должительность военной службы определена Федеральным за­коном «О воинской обязанности и военной службе». Срок во­енной службы по контракту определяется периодом, указанным в контракте о прохождении военной службы.

Специфика военно-служебных отношений обусловила осо­бенности исчисления сроков. С момента начала течения срока военной службы гражданин становится военнослужащим с при­сущим ему особым правовым статусом. Началом срока военной службы считается:

• для граждан, призванных на военную службу, не пребы­вавших в запасе, — день убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы;

• для офицеров, призванных на военную службу из числа окончивших образовательные учреждения высшего про­фессионального образования и зачисленных в запас с при­своением воинского звания офицера, — день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предпи­сании военного комиссариата;

• для граждан, призванных на военную службу непосредст­венно после окончания образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым при­своено воинское звание офицера, — день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

• для граждан, поступивших на военную службу по контрак­ту, — день вступления в силу контракта;

• для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, — день зачисления в учебные заведения.

Определение продолжительности военной службы произво­дится в календарном исчислении, а в случаях, установленных федеральным законодательством — в льготном исчислении.

Военнослужащим, поступающим на военную службу, при­сваиваются воинские звания. Законодательством предусмотрены основания их присвоения. Таковыми являются: поступление (призыв) на военную службу; окончание военного образователь­ного учреждения профессионального образования; истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании; особые личные заслуги военнослужащего либо в качестве поощрения (ефрейтор, старший матрос), либо досрочно (не выше звания, предусмотренного штатом по занимаемой должности), либо на одну ступень выше звания, предусмотренного занимаемой должностью; назначение военнослужащего на высшую воин­скую должность, если истек срок его службы в предыдущем во­инском звании; переаттестация при поступлении на военную службу гражданина, проходившего правоохранительную службу (в этом случае может быть присвоено воинское звание, равное его специальному званию).

При присвоении воинских званий должны соблюдаться оп­ределенные условия. Во-первых, занятие военнослужащим во­инской должности, для которой штатом предусмотрено воин­ское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. Во-вторых, обязательным ус­ловием присвоения очередного воинского звания является вы­слуга установленного срока в предыдущем воинском звании, которая составляет:

• пять месяцев — для рядового (матроса);

• один год — для младшего сержанта (старшины 2-й статьи);

• два года — для младшего лейтенанта, сержанта (старшины 1-й статьи);

• три года — для старшего лейтенанта, лейтенанта, прапор­щика (мичмана), старшего сержанта (главного старшины);

• четыре года — для майора (капитана 3-й ранга), капитана (капитан-лейтенанта);

• пять лет — для подполковника (капитана 2-й ранга).

Воинское звание высшего офицера может быть присвоено воен­нослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности, подлежащей замещению высшими офицера­ми. Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.

Особенностью прохождения военной службы является изме­нение служебного положения военнослужащего, предусмотрен­ное перемещением по службе и перемещением на новое место службы (в том числе в другую местность). Поскольку перемеще­ние может быть связано с существенным изменением объема служебных обязанностей, а также денежного содержания воен­нослужащего, оно должно производиться только в соответствии с законодательством.

Законодательством предусмотрены следующие виды переме­щения:

• по инициативе военнослужащего (по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комис­сии); по семейным обстоятельствам по личной просьбе; по личной просьбе; в связи с зачислением в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру);

• по инициативе руководителя (по служебной необходимо­сти; в порядке продвижения по службе; в связи с органи­зационно-штатными мероприятиями; в связи с плановой заменой; в связи с отчислением из военно-учебного заве­дения, адъюнктуры, военной докторантуры; перевод в слу­чае, если с учетом характера совершенного преступления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными).

Перемещение военнослужащих может осуществляться на вышестоящую должность, на равнозначную должность и на ни­жестоящую должность. Кроме того, законодательство преду­сматривает перемещение на новое место службы и службу в дру­гую местность.

Военнослужащий может быть переведен к новому месту во­енной службы и в другую местность в следующих случаях: по служебной необходимости; в порядке продвижения по службе; по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно­врачебной комиссии; в связи с зачислением в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру; в связи с отчис­лением из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры; если с учетом характера совершенного преступ­ления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными. А воен­нослужащие, проходящие военную службу по контракту, также могут быть переведены по семейным обстоятельствам по личной просьбе; по личной просьбе; в связи с организационно­штатными мероприятиями; в связи с плановой заменой.

Значительное место в прохождении военной службы отводит­ся аттестации, целью которой является всесторонняя и объек­тивная оценка военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определение их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по кон­тракту, аттестация проводится через каждые пять лет прохожде­ния военной службы, а при истечении срока военной службы — не менее чем за четыре месяца до ее окончания. Также аттеста­ция проводится по окончании военно-учебного заведения, адъ­юнктуры и военной докторантуры.

Офицеры, проходящие военную службу по призыву, атте­стуются при увольнении в запас или при заключении контракта.

Основными задачами аттестации военнослужащих являются:

• определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего слу­жебного использования;

• подбор военнослужащих для назначения на воинские долж­ности, определение целесообразности заключения новых

контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;

• создание резерва кандидатов для выдвижения и направле­ния на учебу;

• определение служебного предназначения выпускников во­енно-учебных заведений;

• представление военнослужащих к награждению государст­венными наградами и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских зва­ний, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

• оценка причин, которые могут служить основанием для дос­рочного увольнения военнослужащего с военной службы.

Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы создаются аттестационные ко­миссии.

Законодательство о военной службе устанавливает особый порядок и условия прекращения военной службы. Основанием для прекращения военной службы может служить:

• пленение или интернирование военнослужащего;

• признание военнослужащего безвестно отсутствующим;

• смерть или гибель военнослужащего.

Увольнение военнослужащих производится:

• в запас, если военнослужащий к моменту увольнения не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по со­стоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе;

• в отставку, если военнослужащий к моменту увольнения достиг предельного возраста пребывания в запасе или по состоянию здоровья признан военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

• с военной службы, если военнослужащему назначено нака­зание в виде лишения свободы или ограничения свободы.

Основания увольнения разнообразны. Они связываются не только со сроками службы или возрастом военнослужащего, его состоянием здоровья, но и с другими обстоятельствами. Все ос­нования увольнения военнослужащих с военной службы можно разделить на три группы.

1. Обстоятельства, обязывающие должностных лиц уволить военнослужащего с военной службы. К ним относятся:

Это интересно:  Декларация при продаже акций

• истечение срока военной службы по призыву;

• достижение предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих, исполняющих ее в добровольном порядке (по контракту);

• истечение срока контракта о прохождении военной службы;

• отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;

• состояние здоровья — в связи с признанием военнослу­жащего военно-врачебной комиссией не годным к воен­ной службе;

• признание военно-врачебной комиссией ограниченно год­ным к военной службе военнослужащего, проходящего во­енную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до стар­шего прапорщика или старшего мичмана включительно, или проходящего военную службу по призыву;

• лишение военнослужащего воинского звания;

• вступление в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы.

2. Обстоятельства, предоставляющие должностному лицу возможность увольнения военнослужащего с военной службы с учетом оценки причин и кадровой ситуации. Военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы:

• в связи с организационно-штатными мероприятиями;

• в связи с вступлением в законную силу приговора суда о на­значении военнослужащему наказания в виде лишения сво­боды условно, а также в связи с вступлением в законную си­лу приговора суда о лишении военнослужащего права зани­мать воинские должности в течение определенного срока;

• в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишение указанного допуска;

• в связи с невыполнением условий контракта военнослу­жащим;

• в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового или на­чальствующего состава;

• как не выдержавший испытание;

• в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу.

3. Право военнослужащего на увольнение с военной службы независимо от желания руководителя. Увольнение по инициати­ве военнослужащего возможно по основаниям, возникающим:

• в связи с существенным или систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта;

• в связи с признанием военнослужащего, относящегося к составу офицеров, военно-врачебной комиссией ограни­ченно годным к военной службе;

• по семейным обстоятельствам;

• в связи с прекращением военной службы в период ее при­остановления;

• в связи с избранием военнослужащего, проходящего воен­ную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депута­том законодательного (представительного) органа государ­ственной власти субъекта Российской Федерации, депута­том представительного органа муниципального образова­ния или главой муниципального образования и осуществ­лением указанных полномочий на постоянной основе;

• в связи с наделением военнослужащего полномочиями выс­шего должностного лица субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федера­ции или избранием (назначением) его членом Совета Феде­рации Федерального Собрания Российской Федерации;

• в связи с избранием военнослужащего депутатом Государст­венной Думы Федерального Собрания Российской Федера­ции, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального обра­зования либо главой муниципального образования и осуще­ствлением указанных полномочий на постоянной основе.

Военная служба оканчивается в день исключения военно­служащего из списков личного состава воинской части, органов и учреждений, где предусмотрена военная служба, в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

Особенности прохождения военной службы

Под прохождением военной службы имеется в виду изменение служебно-правового положения военнослужащих, обусловленное определенными юридическим фактами (явлениями, событиями), в период исполнения военной службы. Под условиями прохождения военной службы следует понимать урегулированные правовыми нормами обстоятельства и факты, образующие в своей совокупности порядок прохождения военной службы.

Таким образом, прохождение военной службы — это регулируемый федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процесс изменения правового положения граждан в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении особого вида федеральной государственной службы с момента поступления их на военную службу и до ее окончания.

Содержание прохождения военной службы составляют юридические факты, связанные:

с поступлением граждан на военную;

с определением должностного положения военнослужащих;

с присвоением, лишением воинских званий, снижением и восстановлением в воинских званиях;

с военно — профессиональным обучением, подготовкой и переподготовкой (повышением квалификации) военнослужащих;

с исполнением военнослужащими обязанностей военной службы, определением и предоставлением им времени;

с аттестацией военнослужащих;

с увольнением военнослужащих с военной службы и восстановлением граждан на военной службе;

с выполнением военнослужащими особых обязанностей при введении чрезвычайного положения, военного положения и в условиях вооруженных конфликтов;

а также с другими обстоятельствами (событиями), с которыми в соответствии с Законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы связано изменение служебно — правового положения военнослужащих.

Правовое регулирование прохождения военной службы включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», иные законодательные акты (например, Федеральный закон «О статусе военнослужащих»), в том числе закрепляющие особенности прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Положение о порядке прохождения военной службы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также международные договоры Российской Федерации в указанной области.

Ранее действовавшие положения о прохождении военной службы отдельными категориями военнослужащих с принятием нового Положения о порядке прохождения военной службы (Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) не подлежат применению на территории Российской Федерации, в частности:

Положение о прохождении воинской службы офицерским составом ВС СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 г. N 240 (Приказ Министра обороны СССР от 6 апреля 1985 г. N 100);

Положение о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами ВС СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 2 октября 1985 г. N 934 (Приказ Министра обороны СССР от 15 октября 1985 г. N 275);

Положение о прохождении действительной срочной военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами СА и ВМФ, утвержденное Приказом Министра обороны СССР от 24 июля 1984 г. N 150;

Положение о прохождении военной службы женщинами, поступившими в добровольном порядке на действительную военную службу в СА и ВМФ на должности солдат, матросов, сержантов и старшин, введенное в действие Приказом Министра обороны СССР от 30 декабря 1976 г. N 286.

Военнослужащие проходят военную службу при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов с учетом особенностей, определяемых федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами.

Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом «О военном положении», который до настоящего времени не принят. Порядок прохождения военной службы при введении военного положения в случае непринятия указанного Закона будет определен указом Президента Российской Федерации. [1]

Чрезвычайное положение, вводимое в соответствии с Конституцией Российской Федерации на всей либо на части территории России, означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя. Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.

Чрезвычайное положение может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

Основаниями введения чрезвычайного положения согласно ст. 4 Закона «О чрезвычайном положении» могут быть:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;

б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно — спасательных и восстановительных работ.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Президент Российской Федерации вводит согласно ст. ст. 56 и 88 Конституции на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение при чрезвычайных ситуациях и может принимать решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры:

— особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;

— усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;

— запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;

— ограничение движения транспортных средств и их досмотр.

Дополнительно могут вводиться:

— комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток;

— ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; допускается временный арест печатной продукции до отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры;

— приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;

— проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях при имеющихся данных о наличии у граждан оружия — личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;

— ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций также и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

— выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.

Это интересно:  Как проверить доверенность в реестре по номеру

В случае введения чрезвычайного положения для ликвидации стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, крупных аварий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно — спасательных и восстановительных работ в дополнение к вышеуказанным могут применяться следующие меры: [2]

а) временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений;

б) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;

в) установление карантина и проведение других санитарно — противоэпидемических мероприятий;

г) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно — спасательных и восстановительных работ;

д) отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных учреждений, предприятий и организаций, при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей, и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц;

е) в исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно — спасательных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.

Указом Президента Российской Федерации «О порядке направления военнослужащих срочной службы по призыву для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях» установлено, что солдаты, матросы, сержанты, старшины и офицеры, проходящие военную службу по призыву, направляются для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях исключительно на добровольной основе.

Положением о порядке прохождения военной службы указанная норма более конкретизирована. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделений, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев (п. 3 ст. 2 указанного Положения с изм., внесенными Указом Президента РФ. Данная норма не распространяется на участие в боевых действиях в период военного положения.

Дополнительные льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные Законом РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп и лицам рядового и начальствующего состава, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи:

по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств — республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями);

в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино — осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Республике Таджикистан и Республике Грузия, находятся в зонах вооруженных конфликтов, а военнослужащие, выполняющие указанные задачи на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, находятся в условиях чрезвычайного положения.

Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием региона, в котором военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта), и периодов выполнения этих задач.

Перечни воинских частей Вооруженных Сил РФ, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, а также периоды выполнения каждой воинской частью таких задач в соответствии с п. 3 Приказа Министра обороны РФ от N 9 определяются директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военнослужащим соответствующие гарантии и компенсации предоставляются при условии, что в выданных им командировочных удостоверениях указана цель командировки для выполнения соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах и имеются отметки о сроках выполнения военнослужащими этих задач, заверенные командирами воинских частей и скрепленные оттиском гербовой печати воинской части.

Перечни воинских частей органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также периоды выполнения каждой воинской частью этих задач (для предоставления военнослужащим дополнительных гарантий и компенсаций) объявляются приказами Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Контроль за своевременной подготовкой указанных перечней и определением периодов выполнения каждой воинской частью задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах возложен на Главный штаб Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Периоды фактического выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских.

Военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел дополнительные льготы, гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, на период выполнения этих задач устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере. За военнослужащими, направленными в составе воинских частей, подразделений и групп или командированными для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, сохраняются льготы по выплате повышенных должностных окладов и процентных надбавок за службу в отдаленных местностях и местностях с тяжелыми климатическими условиями.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах предоставляется дополнительный отпуск — 10 календарных дней за каждые три месяца военной службы. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по истечении шести месяцев службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах предоставляется дополнительный краткосрочный отпуск: старшинам и сержантам — 30 календарных дней, солдатам и матросам — 25 календарных дней. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается.

Военнослужащим (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), направленным в составе воинской части или командированным для выполнения соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (вне пунктов постоянной дислокации воинской части, где они проходят службу), путевое довольствие (полевые деньги или суточные) подлежит выплате по установленным нормам за весь период командировки.

В законе определен перечень военных организаций, которые в приоритетном порядке комплектуются военнослужащими, проходящими военную службу по призыву. К ним отнесены: Вооруженные Силы Российской Федерации, органы и пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации и войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Указанный перечень составлен с учетом установленной численности войск.

В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах. [3]

Особенности прохождения военной службы военнослужащими, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, определяются УК РФ, УИК РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу особых интересов военной службы и особого статуса к осужденным военнослужащим кроме наказаний, применяемых к иным гражданам (ст. 44 УК РФ), применяется ряд специальных видов уголовных наказаний.

Интересы военной службы включают: обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов всем необходимым для обеспечения выполнения стоящих перед ними задач, связанных с обороной и безопасностью государства; порядком прохождения военной службы, комплектования войск, исключения противодействия военной службе и т.д.

Под специальными видами наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим, понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим, признанным виновными в совершении преступлений, и предусматривающие в соответствии с УК РФ лишения и ограничения прав и свобод военнослужащих, которые заключаются в специфических условиях прохождения военной службы, определенных соответствующим законодательством.

[1] «КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 6 ФЕВРАЛЯ 1997 Г. N 27-ФЗ «О ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(постатейный) (В.Р. Попова, И.М. Хужокова) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

[2] «КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 6 ФЕВРАЛЯ 1997 Г. N 27-ФЗ «О ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(постатейный) (В.Р. Попова, И.М. Хужокова) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

[3] «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, НА НИЖЕСТОЯЩИЕ ДОЛЖНОСТИ» (С.В. Шанхаев)
(«Право в Вооруженных Силах», 2006, N 4)

Статья написана по материалам сайтов: megaobuchalka.ru, all-sci.net, www.allpravo.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector