Особенности рассмотрения земельных споров в судебном порядке

1.3. Порядок разрешения земельных споров. Рассмотрение земельных споров арбитражными судами, судами общей юрисдикции, третейскими судами

Определение формы защиты гражданских прав приобретает особую актуальность в тех случаях, когда объектом нарушенного права выступает недвижимое имущество, в том числе земельные участки. В качестве универсального способа защиты гражданских прав выступает судебная защита, при этом на основании пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации[13] она осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, а именно судом общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом.

Необходимо обратить внимание на то, что ст. 64 ЗК РФ, устанавливающая только судебный порядок разрешения земельных споров, не предполагает расширительного толкования. Таким образом, ЗК РФ устанавливает обязательность рассмотрения земельного спора только в судебном порядке, исключая данную категорию споров из юрисдикции других органов государственной власти.

Подведомственность того или иного спора судам общей юрисдикции определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации[14]. Так, в соответствии со ст. 22 данного нормативного акта суды рассматривают и разрешают:

– исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из земельных и иных правоотношений;

– дела, возникающие из публичных отношений, например, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

– дела особого производства;

– дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

– дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Ст. 23 того же нормативного акта определяет виды гражданских дел, подсудных мировому судье. К ним, в частности, относятся дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, а также дела об определении порядка пользования имуществом.

Подведомственность дел арбитражному суду определена в ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса[15]. Так, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

На основании ст. 28 рассматриваемого нормативного акта арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В соответствии со ст. 29 арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

– об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

– об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

– о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

– другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Кроме того, в соответствии со статьей 30 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Интересным представляется вопрос об особенностях рассмотрения земельных споров третейскими судами. В недавнее время в юридической практике обострилось внимание к проблемам подведомственности третейским судам споров о правах на земельные участки[16].

Выводы о том, осуществляется ли третейскими судами правосудие или нет, широко представлены в юридической литературе. Г.А. Жилин, например, отмечает неточность ст. 11 ГК РФ, «…которая к субъектам, осуществляющим судебную защиту гражданских прав, наряду с судом общей и арбитражной юрисдикции относит и третейский суд. Однако третейское разбирательство не судопроизводство, оно не является правосудием и в российской правовой системе его во избежание путаницы следует относить к общественной форме защиты прав[17]».

По мнению С.А. Курочкина, «правосудие как особый вид государственной деятельности имеет определенную специфику, которая не может быть воспринята системой третейских судов». По его мнению, третейское разбирательство можно рассматривать только как альтернативу государственной форме разрешения правового спора[18].

Несомненно, решение суда является основанием возникновения прав на недвижимое имущество. Однако вопрос о том, является ли таким основанием решение третейского суда, до недавнего времени не являлся однозначным, несмотря на содержание ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[19], в которой определены особенности регистрации права на основании решения суда, арбитражного суда или третейского суда.

Различные мнения по указанному вопросу широко представлены в научных трудах, при этом выводы о правомерности рассмотрения споров о правах на недвижимое имущество третейскими судами не являются однозначными[20]. Противоречивая судебная практика, различия в правовых позициях Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда – все это не способствовало единообразию практики применения гражданского законодательства, обеспечению стабильности гражданского оборота, а также защите гражданских прав.

Так, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года был представлен ответ на вопрос о том, может ли решение третейского суда являться основанием для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В данном документе было указано, что если решение третейского суда сторонами не оспаривается, оно может являться основанием для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом регистрирующий орган проводит правовую экспертизу всех представленных на регистрацию документов, в том числе и решения третейского суда в отличие от решений судов общей юрисдикции, проверку законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав[21].

В тоже время общеизвестной является и альтернативная позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: «… вопрос о праве собственности на недвижимое имущество относится к исключительной компетенции государственных судов»[22].

Историческим моментом в развитии рассматриваемых отношений является принятие Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года № 10-П[23], в котором даны исчерпывающие ответы по вопросам компетенции третейских судов о рассмотрении споров о недвижимом имуществе.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в лице Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обратившийся в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривал конституционность положений пункта 1 статьи 11 ГК Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 года № 5338-I «О международном коммерческом арбитраже» и Федерального закона от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», которыми определяется подведомственность споров третейским судам.

По мнению заявителя, присущая этим законоположениям неопределенность в части регулирования подведомственности споров третейским судам не позволяет однозначно ответить на вопрос, могут ли третейские суды разрешать споры о недвижимом имуществе и выносить решения, которые влекут переход прав на это имущество, их государственную регистрацию и внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также обращение взыскания в том числе на заложенное имущество.

Это интересно:  Арестованные машины судебными приставами продажа

Кроме того, они не отвечают однозначно на вопрос, могут ли третейские суды рассматривать споры, затрагивающие интересы третьих лиц; в результате, поскольку ни суды, ни участники экономического оборота не могут точно определить, на какие гражданско-правовые споры, касающиеся недвижимого имущества (в том числе в связи с публично-правовой составляющей этих споров), не распространяется компетенция третейских судов (международных коммерческих арбитражей), создается возможность противоречивой правоприменительной практики, что ведет к нарушению конституционного принципа стабильности условий хозяйствования, противоречит публичным интересам и не соответствует статьям 8 (ч.1), 34 (ч. 1), 35 (ч.1 и 3), 45 (ч.2), 47 (ч.1), 55 и 118 Конституции Российской Федерации[24].

Признав не противоречащими Конституции Российской Федерации положения рассматриваемых нормативных актов, допускающих рассмотрение третейскими судами гражданско-правовых споров, касающихся недвижимого имущества и государственную регистрацию соответствующих прав на основании решений третейских судов, Конституционным Судом сформулированы ряд выводов, имеющих огромное практическое и теоретическое значение.

Во-первых, по мнению Суда, основанная на положениях Конституции Российской Федерации возможность разрешения гражданско-правовых споров посредством третейского разбирательства закреплена в гражданском законодательстве и соответствующих процессуальных нормах, предметом регулирования которых обусловлено и использование применительно к третейскому разбирательству как альтернативной форме защиты гражданских прав термина «суд».

На наш взгляд, необходимо учитывать тот факт, что нормы о возможности передачи спора на рассмотрение в третейский суд содержатся в большом количестве нормативных актов, положения которых должны согласованно применяться для достижения поставленных целей правового регулирования. К примеру, подобные нормы содержаться в ЗК РФ. Последствия разрешения большинства земельных споров влекут за собой необходимость регистрации возникшего права, или необходимость внесения изменений в сведения об объекте права, ограничениях прав и т. д. В тоже время конституционность норм указанных нормативных актов не оспаривалась.

Во-вторых, Постановлением четко определено, что если решением третейского суда, принятым по результатам рассмотрения спора, касающегося недвижимого имущества, установлены права на это имущество, регистрирующий орган обязан совершить действия по их государственной регистрации. Таким образом, необоснованная практика ограничения компетенции третейских судов должна быть прекращена. Представляется, что решение третейского суда представляет собой юридический факт — самостоятельное основание возникновения прав на недвижимое имущество, обладающее определенной спецификой, которое по своей правовой природе является основанием добровольного исполнения гражданско-правового договора. И если договор, основанный на свободе воли сторон – бесспорное основание для государственной регистрации права, то почему же решение третейского суда, которому стороны на основании соглашения передают спор для рассмотрения, не может являться еще одним фактом в так называемом юридическом составе, необходимом для возникновения права на недвижимое имущество?

Другой вопрос состоит в том, что по своей правовой природе решение государственного суда и решение третейского суда, не смотря на схожее наименование, не являются идентичными. Если решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции является бесспорным основанием для государственной регистрации права и в рамках правовой экспертизы регистратор не вправе осуществлять проверку его законности и обоснованности, то решение третейского суда, даже добровольно исполняемое, должно подлежать проверке. Представляется, что здесь существенно должна возрасти роль государственного контроля за законностью решений, выносимых третейскими судами и такой контроль вполне может осуществлять Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. В этой связи целесообразным являлось бы разработка и принятие нормативного акта, предусматривающего порядок проведения правовой экспертизы решений третейских судов.

В-третьих, Конституционным Судом сформулирована позиция о неправомерности исключения возможности разрешения гражданско-правовых споров посредством третейского разбирательства исходя из вывода о том, что государственная регистрация сделок и иных юридически значимых действий с недвижимостью является «публичным элементом», включение которого в гражданско-правовые споры относительно объектов недвижимого имущества позволяет приравнять эти споры к спорам публично-правового характера. Такой подход, по мнению суда, не учитывает конституционно-правовую природу соответствующих правоотношений.

Судом определены два критерия, позволяющие судить о невозможности передачи спора в виду их публично-правового характера на рассмотрение третейского суда: специфика правоотношений и состав участвующих в споре лиц. Требование же государственной регистрации недвижимого имущества не связано ни со сторонами спора, ни с характером правоотношения, по поводу которого он возник, – определяющим является природа объекта данного имущественного правоотношения.

Такие критерии разграничения частного и публичного элемента в рассматриваемых отношениях полностью исключают возможность «монополизации» государственными судами деятельности по рассмотрению споров о правах на недвижимое имущество. Признание Конституционным Судом не противоречащими Конституции Российской Федерации основных нормативных актов, определяющих компетенцию третейских судов, создает условия для реализации широкой практики рассмотрения данными судами споров о правах на недвижимое имущество.

Несомненно, в этом есть положительные моменты, которые выражаются в развитии альтернативных форм защиты гражданских прав, а также возможном снижении нагрузки по рассмотрению данной категории дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Но есть и минусы, связанные с последующей реализацией рассматриваемых положений и обеспечением законности в данной сфере. В частности, объективно существующая возможность вынесения третейским судом незаконного решения при отсутствии спора о правах на недвижимое имущество в целях создания юридического факта – решения как основания государственной регистрации права, явно не будет способствовать стабильности гражданского оборота.

В целях предотвращения подобных нарушений законодательства возможна реализация двух вариантов развития событий: либо сужение компетенции третейских судов по рассмотрению споров о правах на недвижимое имущество на законодательном уровне, либо усиление государственного контроля за законностью выносимых решений. Остается открытым вопрос, – какой орган должен осуществлять подобный контроль? Мнение о том, что такой контроль может осуществляться исполнительными органами государственной власти, разделяют не все. Так, О.Ю. Скворцов считает, что правовая оценка и правовая ревизия решения третейского суда может осуществляться только судебными органами, а противоположный подход подрывает статус третейских судов как юрисдикционных органов[25].

Однако представляется, что в настоящее время правовая экспертиза документов, представляемых для государственной регистрации права, является практически единственным в своем роде механизмом, позволяющим оценить законность выносимого третейским судом решения. Если спор о праве отсутствует и решение суда заведомо незаконно – нет оснований для обращения в арбитражный суд. При отсутствии такого контроля случаи оспаривания законности таких решений буду единичными, например, при выявлении правонарушений правоохранительными органами.

[13] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ с изм. и доп. от 5 мая 2014 года // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2014. № 19. Ст. 2334 (далее – ГК РФ).

[14] Гражданский процессуальный кодекс от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ с изм. и доп. от 21 июля 2014 года // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2014. № 30. Ст. 4233 (далее – ГПК РФ).

[15] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ с изм. и доп. от 28 июня 2014 года // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012; 2014. № 26. Ст. 3392 (далее – АПК РФ).

[16] См.: Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Подведомственность споров третейским судам в России // Арбитражные споры. 2008. № 1; Елисеев Н.Г. Подсудность дел, связанных с недвижимостью // Объекты гражданского оборота: Сб. статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут. 2007.

[17] Жилин Г.А. Правосудие по гражданским делам: актуальные вопросы: монография. М.: Проспект. 2010 // СПС «КонсультантПлюс».

[18] Курочкин С.А. Третейское разбирательство гражданских дел в Российской Федерации: теория и практика. М.: Волтерс Клувер. 2007 // СПС «КонсультантПлюс».

[20] См.: Царик Г.П. К вопросу о регистрации прав собственности
на основании решений третейских судов // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2006. №2; Валеева Л.Х. Решение третейского суда не является основанием для государственной регистрации права собственности // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2006. № 4.

[21] Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: Утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2007 года // СПС «КонсультантПлюс».

[22] Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2005 года № 96 // Вестник ВАС РФ. 2006. № 3. С.74.

[23] По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года № 10-П // Российская газета.2011. 8 июня.

Это интересно:  Закон о потребительских кооперативах в рф

[24] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря (далее – Конституция Российской Федерации).

[25] Скворцов О.Ю. Рассмотрение третейскими судами споров о правах на недвижимость: правовая политика и юридическая практика. // Вестник ВАС РФ. 2007. № 1. С.50.

Процессуальные особенности рассмотрения земельных споров (Умеренко Ю.А.)

Дата размещения статьи: 06.02.2018

В связи с чем в каждом случае с учетом правил оценки доказательств и особенностей конкретного дела необходимо устанавливать наличие либо отсутствие данных обстоятельств.
Установление указанных обстоятельств в ряде случаев предполагает необходимость назначения судебных экспертиз, например, при обращении в суд с требованием об установлении соразмерной платы, в связи с возникшими существенными затруднениями в использовании земельного участка, обремененного сервитутом, появляется необходимость разрешить вопрос о существенности затруднений, который вряд ли может быть разрешен без назначения экспертизы.
В связи с чем можно утверждать о взаимной связи процессуальных особенностей рассмотрения земельных споров.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
1. Сложность земельных споров обусловливается совокупностью факторов, в числе которых следует отметить их большое разнообразие, недостаточную сформированность и отсутствие обобщения судебной практики, в том числе вследствие постоянных изменений земельного законодательства Российской Федерации.
2. Материально-правовые особенности регулирования земельных отношений предопределяют процессуальную специфику рассмотрения земельных споров.
Участию в земельных спорах должно предшествовать четкое уяснение норм материального права применительно к конкретному земельному спору, поскольку это влияет на выбор способа защиты права и предмет доказывания.
3. Отличительной процессуальной особенностью рассмотрения земельных споров является необходимость соблюдения правил исключительной подсудности, при этом в числе иных наиболее заметных процессуальных особенностей можно выделить:
— специфику предмета доказывания, в том числе формирование судебной практикой предмета доказывания по некоторым категориям земельных споров и восполнение существующих пробелов в правовом регулировании;
— невозможность использования некоторых доказательств по отдельным категориям земельных споров;
— большинство земельных споров разрешаются по результатам судебных экспертиз, поскольку их разрешение требует специальных познаний;
— наличие терминов и понятий, имеющих легальный характер, но не имеющих конкретного правового содержания, что на практике нередко приводит к неправильной и различной правовой оценке юридически значимых обстоятельств, которые влияют на принятые судебные акты и, как следствие, на возникновение, изменение, прекращение земельных правоотношений.
4. Для обеспечения единства правоприменительной практики при разрешении земельных споров и единообразного понимания и применения категорий, содержащихся в ЗК РФ и иных правовых актах, появляется необходимость в выработке правовых позиций ВС РФ, сформулированных в постановлениях Пленума.

Литература

Судебный порядок разрешения земельных споров

Одной из форм защиты нарушенного или оспариваемого права является судебная защита. Ст. 46 Конституции РФ предоставляет каждому право обращаться за защитой своих прав в суд. В суд могут быть обжалованы любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Ст. 64 ЗК РФ устанавливает, что з емельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Спор (в данном случае) – надлежащим образом оформленное несогласие одной стороны с действиями другой стороны, поступившее на рассмотрение органов, уполномоченных подтвердить или опровергнуть это несогласие. Спор считается разрешенным после вынесения уполномоченным органом решения по предмету спора.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Предмет спора: оспариваемые действия граждан и организаций, в том числе государственных или муниципальных органов.

К земельным относятся споры, предметом которых являются земельно-правовые отношения или отношения, связанные с использованием и охраной земель.

Судебное рассмотрение земельных споров осуществляется:

    • в порядке вынесения решений по жалобам на действия должностных лиц государственных и муниципальных органов, в том числе связанные с принятием нормативных или ненормативных актов (по делам, возникающим из публичных правоотношений), либо
    • в порядке искового судопроизводства.

При рассмотрении земельных споров в судах применяются все общие процессуальные правила, никаких исключений для земельных споров не установлено .

Заинтересованные лица могут обращаться:

    1. в суды общей юрисдикции (споры с участием граждан);
    2. в арбитражные суды (споры с участием юридических лиц и граждан-предпринимателей);
    3. в третейские суды (по взаимному соглашению сторон);
    4. в Конституционный Суд РФ (определяет соответствие нормативных актов различного уровня Конституции РФ).

Правила рассмотрения дел в различных судах определяются соответствующим процессуальным законодательством — гражданским или арбитражным. Основными актами в этой сфере являются Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ).

Обращение в суд может осуществляться в форме:

    • искового заявления (в общем случае);
    • заявления (подаются в суды общей юрисдикции на действия или бездействие административных органов и должностных лиц — глава 25 ГПК РФ).

Исковое заявление (заявление) должно соответствовать требованиям процессуального законодательства (ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ).

По общему правилу все заявления, подаваемые в суд, должны оплачиваться пошлиной. Размер пошлины определяется в соответствии с Налоговым кодексом. Документом, подтверждающим уплату государственной пошлины, может являться квитанция или платежное поручение, заверенные печатью банковского учреждения, в котором произведен платеж.

В ходе судебного разбирательства выясняются все обстоятельства дела и выносится решение. В соответствии с действующим законодательством решение, выносимое судом, должно быть законным и обоснованным.

Решение фиксируется в письменной форме с соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством.

При разрешении земельных споров применяются общие нормы ЗК РФ и ГК РФ о возмещении убытков. Кроме названных, имеются и другие нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться при разрешении тех или иных земельных споров (например, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах»).

Статья 64. Рассмотрение земельных споров

1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Комментарий к Ст. 64 ЗК РФ

1. Земельные споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей. Отличительной чертой земельных споров является их содержание, заключенное в предмете и основании спора, которое неразрывно связано со спецификой общественных отношений, регулируемых земельным законодательством.

Земельные споры разрешаются в судебном порядке посредством искового производства, за исключением споров, рассматриваемых с соблюдением обязательного внесудебного (претензионного) порядка, а также споров, переданных на рассмотрение третейского суда.

Земельные споры можно подразделить на три группы:

— споры о признании права на земельный участок;

— споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения;

— споры об изменении или прекращении земельных правоотношений.

Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке при условии предоставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка (соответствующего права на его использование). Признание права на земельный участок рассматривается законодателем в числе способов защиты прав на землю. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Споры о присуждении исполнения действия основываются на требовании реализации корреспондирующей связи между субъективным правом и соответствующей обязанностью при условии ее невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанным лицом.

Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений вызваны необходимостью судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основанием изменения или прекращения земельных правоотношений. Конфликт сторон спора может заключаться в признании или непризнании соответствующих юридических фактов в качестве основания изменения или прекращения правоотношений.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Однако судебный порядок рассмотрения земельных споров не исключает возможности рассмотрения земельных споров в административном порядке. Правовую основу административного порядка рассмотрения земельных споров составляет конституционное положение, согласно которому граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Это интересно:  Перевод апартаментов в жилое помещение 2019

В некоторых случаях, например в сельской местности, для граждан более доступен административный порядок рассмотрения спора. При наличии обоюдного желания спорящих сторон и их доверия к местной администрации разрешение земельного спора может быть осуществлено быстрее и результативнее.

В законах некоторых субъектов РФ рассмотрение земельных споров отнесено к ведению органов местного самоуправления. Например, в соответствии с Законом Владимирской области от 21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении во Владимирской области» к полномочиям администрации по вопросам использования земель в границах муниципального образования, охраны окружающей среды отнесено разрешение в пределах своей компетенции земельных споров (ст. 27).

Рассмотрение земельного спора в административном порядке не препятствует обращению в суд, например, если кто-то не удовлетворен решением органа управления. Однако достигнутые соглашения в результате рассмотрения земельного спора в административном порядке могут быть приняты во внимание при рассмотрении земельного спора судом.

Вопросы подведомственности земельных споров судам общей юрисдикции были разъяснены в Постановлении Пленума ВС РФ от 22 апреля 1992 г. N 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» . Суд обязан принять к своему производству и рассмотреть по существу споры, связанные с земельными отношениями, одной из сторон которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:
———————————
БВС РФ. 1992. N 7. Примеч. ред.: названное Постановление Пленума ВС РФ признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Пленума ВС РФ от 26 апреля 2007 г. N 15.

— требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;

— требования о признании неправомерным прекращения местной администрацией права пользования или аренды земельных участков;

— требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом либо временным занятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений и граждан;

— требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков и землепользователей;

— требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователем в связи с проведением изыскательских работ;

— жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, которыми ущемлены права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя;

— споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе в случае, когда оспариваются его границы и размеры;

— споры между садоводческим товариществом и его членами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этим участком.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС СССР от 30 марта 1990 г. N 5 о применении законодательства при рассмотрении судами споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ , судебному рассмотрению также подлежат дела:
———————————
БНА. 1991. N 3.

— по искам садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, пользующимися им без законных оснований;

— по искам членов садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, не имеющими права на пользование им;

— о возмещении убытков, причиненных уничтожением, порчей или повреждением насаждений и посевов на земельном участке;

— по искам о необоснованном исключении из членов садоводческого товарищества, по искам лиц, не являющихся членами садоводческого товарищества, о возмещении расходов, понесенных ими в связи с вложением труда и средств на постройку, ремонт садового дома и других строений, на обработку земельного участка, приобретение плодово-ягодных насаждений;

— по спорам наследников умершего члена садоводческого товарищества и членов его семьи, имеющих право в соответствии с законодательством и уставом на дальнейшее пользование земельным участком, о защите нарушенного или оспариваемого преимущественного права на вступление в члены товарищества.

К этому перечню можно добавить также: споры об отмене государственной регистрации права на земельный участок или сделки с ним (ст. 2 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество); споры об установлении сервитутов на земельные участки (ст. 23 ЗК, ст. 274 ГК); споры об обращении взыскания на земельный участок (ст. 278 ГК, ст. 51 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ), споры о признании права собственности на самовольную постройку при условии предоставления в установленном порядке земельного участка под возведенную постройку (ст. 222 ГК) и т.д.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400; 2001. N 46. Ст. 4308; 2002. N 7. Ст. 629; N 52 (ч. 1). Ст. 5135; 2004. N 6. Ст. 406; N 27. Ст. 2711; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 40; Ст. 42; 2006. N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 27. Ст. 3213.

По первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (включая земельные участки), а также дела об определении порядка пользования земельными участками рассматривают мировые судьи (ст. 23 ГПК РФ, ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» ). В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, указанные дела продолжают рассматриваться судьями районных (городских, межмуниципальных) судов.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270; 2004. N 25. Ст. 2481; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4841; Ст. 4843; 2005. N 8. Ст. 604; N 15. Ст. 1278; 2006. N 11. Ст. 1147; 2007. N 10. Ст. 1151.

Иски об установлении порядка пользования земельным участком подсудны исключительно суду по месту нахождения земельного участка. Указанная подсудность не может быть изменена соглашением сторон по делу.

Согласно совместному Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» , арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных (включая земельные) правоотношений:
———————————
БВС РФ. 1992. N 11.

— между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (в том числе главами крестьянского (фермерского) хозяйства);

— между Российской Федерацией и субъектами РФ, а равно между субъектами РФ.

Практика рассмотрения земельных споров арбитражными судами обобщена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» .
———————————
Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

2. Согласно п. 2 ст. 64 ЗК РФ до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Форма договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда только письменная. Состав суда определяется по усмотрению сторон: либо в количестве нескольких судей, избранных в одинаковом числе каждой стороной, и одного по общему избранию, либо третейским судьей становится лицо, кандидатура которого устраивает все стороны спора. Законодательством предусматриваются особое содержание третейской записи (договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда), специальные требования к членам третейского суда, перечень оснований для перемены судьи в споре. Третейский суд не связан правилами гражданского судопроизводства, однако он не может решать дела, не выслушав объяснений сторон, кроме случаев, когда сторона уклоняется от явки в суд для дачи объяснений. Решение выбранного сторонами третейского суда принимается большинством голосов третейских судей. Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда окончательно, то в течение трех месяцев оно может быть оспорено в компетентный суд общей юрисдикции либо арбитражный суд согласно АПК или ГПК. Решение третейского суда отменяется в случаях, например, неподведомственности дела третейскому суду, неуведомления стороны о составе, времени и месте заседания третейского суда, нарушении Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» , иных законов или основополагающих принципов российского права и т.п.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, установленные в решении; если срок не установлен, решение исполняется немедленно. Если решение третейского суда не исполняется, то оно подлежит исполнению по правилам исполнительного производства, т.е. на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения.

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, jurkom74.ru, stzkrf.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий