Отдел по работе с налогоплательщиками

Отдел работы с налогоплательщиками — это одна из составляющих организационной структуры Федеральной налоговой службы РФ. Данное подразделение выполняет важные функции, его специалисты наделены серьезными полномочиями. О месте подразделения в системе ФНС и пойдет речь в статье.

Структура ФНС

Она может быть представлена в следующем виде (основа — Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 506 еще в 2004 году):

  • руководящий состав;
  • структурные подразделения центрального аппарата службы;
  • территориальные органы.

Эта схема приведена в п. 4 вышеупомянутого Постановления Правительства РФ. Отдел работы в налогоплательщиками входит в систему территориальных органов и взаимодействует с гражданами и организациями на местах. Это понятно из названия. Полномочия сотрудников определяются возложенными функциями и конкретными потребностями на местах. Отдел учета налогоплательщиков часто объединяют с другими структурными единицами в инспекциях. Об этом речь пойдет в следующем пункте.

Место в системе

Напомним, что в структуре органа есть не только большие Управления по субъектам РФ, межрайонные инспекции, инспекции по районам и городам, но и ИФНС по конкретным районам города, ИФНС по небольшим городам, не имеющим районного деления. Их руководство вправе организовывать работу в соответствии с конкретной ситуацией, количеством зарегистрированных плательщиков. В структуру обычно включают и отдел учета и работы с налогоплательщиками.

Обычно структурные подразделения территориального органа занимаются:

  • организацией и проведением камеральных и выездных проверок;
  • контролем и надзором за правильностью составления отчетности;
  • анализом информации;
  • работой с образовавшейся задолженностью и т. д.

Для каждого из направлений в структуре инспекции ФНС может быть организован профильный отдел.

В инспекциях, которые не являются слишком загруженными (в силу своего расположения, иных причин) в плане регистрации новых ИП и юрлиц, часто не выделяют отдельно отдел регистрации и учета налогоплательщиков. Чем занимается объединенное подразделение (чаще всего объединяют регистраторов, консультантов и специалистов по приему документов), рассмотрим в таблице.

Основные направления деятельности

По регистрации и учету

По взаимодействию с плательщиками

Регистрация и учет граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП, обработка информации, ее предоставление по запросам заинтересованных лиц, ведение реестра дисквалифицированных лиц.

Консультирование граждан и юрлиц по вопросам регистрации и постановки на учет.

Прием и первичная обработка отчетности (ее ввод), обеспечение поступления документации и информации по телекоммуникационным системам связи, по почте и на бумажных носителях.

Производство сверки расчетов с бюджетом.

Консультационная работа по вопросам применения законодательства в сфере налогов.

Таким образом инспекторы, которые принимают декларации и иные документы, запросы на выдачу информации из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, документы на регистрацию плательщиков, консультируют граждан и представителей юрлиц, производят сверку расчетов, они и являются работниками данного отдела. То есть все чаще всего непосредственно взаимодействующие с налогоплательщиками сотрудники (что и понятно из названия), за исключением проведения проверок и иных экстраординарных случаев.

Если нужно узнать их данные, место и время работы ИФНС, следует обратиться к официальному сайту службы, где есть все контактные данные и информация о времени работы и графике приема.

Функции отдела работы с налогоплательщиками

Прием налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, и бухгалтерской отчетности на бумажных и электронных носителях записи. Прием сведений о доходах физических лиц по налогу на доходы физических лиц от налоговых агентов и их обработку. Прием заявлений о регистрации копий счетов-фактур, копий счетов-фактур, заявлений о выдаче справок налогоплательщикам — экспортерам для представления в таможенный орган для таможенных целей и других документов, представленных экспортерами. Прием других документов, представленных организациями и физическими лицами. Прием от налогоплательщиков электронных носителей записи и выдачу программных продуктов, предназначенных для налогоплательщиков. Прием заявлений о проставлении отметок на счетах-фактурах, счетов-фактур и их копий, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами.

Визуальный контроль налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, представленных на бумажных носителях. Входной контроль налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, представленных на электронных носителях записи.

Это интересно:  Единый план счетов бухгалтерского учета

Регистрацию представленных документов, фиксацию соответствия представленных документов установленным требованиям. Регистрацию копий счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками-экспортерами.

Сортировку принимаемых документов, формирование пачек, их регистрацию и оперативную передачу их в соответствующие подразделения.

Выдачу налогоплательщикам-экспортерам справок для представления в таможенный орган для таможенных целей, зарегистрированных копий счетов-фактур. Выдачу лицам, совершающим операции с нефтепродуктами, счетов-фактур с отметкой налогового органа или с отказом о проставлении отметки.

Выдачу налогоплательщикам по их запросам справок и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции налоговых органов.

Информирование налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетной системой Российской Федерации.

Сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

Персональное и публичное информирование по сдаче деклараций и иных документов, уплате налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, а также другим вопросам общего характера. Взаимодействие с отделами инспекции с целью привлечения специалистов для участия в информационно-разъяснительной работе с налогоплательщиками.

Информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков — юридических лиц.

Подготовку ответов на письменные запросы налогоплательщиков. Регулярное проведение инструктивных совещаний и тематических семинаров с налогоплательщиками по применению законодательства Российской Федерации. Обеспечение налогоплательщиков необходимой информацией для правильного оформления платежных документов и зачисления на бюджетные счета налоговых платежей.

Отдел по работе с налогоплательщиками

Организационная структура налоговых органов и функции отделов:

Отдел работы с налогоплательщиками №1:

· -прием и регистрация налоговой и бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

· — информирование налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетной системой Российской Федерации;

· -разъяснение физическим лицам и индивидуальным предпринимателям вопросов по уплате налогов.

Отдел учета налогоплательщиков:

· -учет налогоплательщиков — физических лиц;

· -формирование и ведение территориального реестра индивидуальных предпринимателей;

· -формирование и ведение территориального раздела Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Отдел урегулирования задолженности и анализа поступлений:

· -мониторинг состояния, динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджетную систему РФ;

· — направление требований об уплате налогов, пеней, штрафов;

· -ведение оперативно-бухгалтерского учёта и поступления налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ;

· — подготовка аналитической информации о поступлении налогов и сборов и задолженности по ним в бюджетную систему РФ и направление в вышестоящий налоговый орган;

· — ввод и обработка данных, поступающих от налогоплательщиков и сторонних организаций, а также платёжных документов из внешних источников (банк, казначейство),

· — администрирование программного обеспечения;

· — внедрение, сопровождение автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем инспекции;

· — администрирование сетевых ресурсов и телекоммуникационного оборудования;

· — обеспечение работоспособности программно-аппаратной части.

Отдел выездных проверок:

· — контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогоплательщиками в соответствующие налоговые декларации;

· — проведение выездных проверок ИП и физических лиц.

Отделы камеральных проверок:

· — контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогоплательщиками в соответствующие налоговые декларации налогоплательщиками;

· — камеральная налоговая проверка деклараций, представляемых налогоплательщиками, проведение мероприятий при выявленных ошибках и неточностях.

Отдел общего обеспечения:

· — обеспечение документооборота в инспекции;

· — ведение архива инспекции;

· — учёт наличия имущества;

· — контроль за состоянием пожарной безопасности и работой оборудования;

· — ведение бухгалтерского учёта, документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением средств инспекции;

· — учёт заработной платы;

· — подбор и расстановка кадров в инспекции, формирование и ведение личных дел, ведение трудовых книжек, личных карточек;

· — составление штатного расписания;

· — проведение аттестации государственных служащих.

· — оказание правовой помощи отделам инспекции;

· — защита интересов инспекций в арбитражных судах и судах общей юрисдикции;

· — рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков споров), с дачей заключения по результатам рассмотрения.

Отдел оперативного контроля:

· -контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

Отдел по работе с налогоплательщиками №2:

· — расчет и начисление налогов по налогу имущество, транспортному и земельному налогов и направление единого налогового уведомления об уплате налога.

Отдел предпроверочного анализа:

· — проведение мероприятий налогового контроля в части подготовки и включения в план выездных налоговых проверок физических лиц и ИП.

· — анализ выписок банка по операциям на счете;

Это интересно:  Медицинский страховой полис замена

· — анализ налоговой отчетности, полноты и своевременности уплаты налогов.

Взаимосвязь отдела работы налогоплательщиками другими подразделениями инспекции

С отдела работы с налогоплательщиками в налоговой инспекции начинается вся технологическая цепочка. Отделы работают со всеми налогоплательщиками: юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. При приеме пакета документов от налогоплательщика специалисты отделов работы с налогоплательщиками контролируют только, все ли документы представил налогоплательщик, разборчиво ли они заполнены, если на них необходимые реквизиты, печати и подписи. Затем отдел работы с налогоплательщиками передает в отдел ввода информации, сотрудники которого вводят информацию в базу данных. А непосредственно проверки расчетов налогоплательщиков занимаются работники отдела камеральных проверок.

Отдел работы с налогоплательщиками регистрирует заявление налогоплательщика о зачете переплаты в счет погашения задолженности по налогам или о возврате. Отсюда заявление налогоплательщика попадает в отдел учета, отчетности и анализа, где оно проверяется. Дальше это заявление попадает в отдел камеральных проверок. Если отдел камеральных проверок выявил, какие-либо расхождения, то в отдел работы с налогоплательщиками отправляется уведомление о необходимости проведения сверки расчетов.

Отдел работы с налогоплательщиками производит информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков — юридических лиц. Так же отдел работы с налогоплательщиками отвечает за организацию публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а так же сведений признанных не действительными. Отдел информационных технологий обеспечивает в отделе работы с налогоплательщиками работоспособность аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения общего применения.

Отдел камеральных проверок проводит работы по проставлению отметок на счетах — фактурах, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами только, когда из отдела работы с налогоплательщиками поступит заявление от конкретного лица. Потом отдел работы с налогоплательщиками выдает счет-фактуру с отметкой налогового органа или с отказом о проставлении отметки.

Отдел работы с налогоплательщиками принимает заявление от налогоплательщика — экспортера о выдаче справки для представления в таможенный орган. Передает это заявление в отдел камеральных проверок, который подготавливает эту справку. Выдачу справки производит отдел работы с налогоплательщиками.

Отдел работы с налогоплательщиками подготавливает ответы на письменные запросы налогоплательщиков. В этом принимает участие отдел выездных проверок.

Налоговая инспекция: организация работы с налогоплательщиками

Право и экономика», N 2, 2005

Каждый налогоплательщик в процессе своих взаимоотношений с налоговой инспекцией сталкивается с вопросами внутренней организации работы налоговой инспекции. Рассмотрим наиболее типичные вопросы взаимодействия налоговой инспекции и налогоплательщика.

Организация работы налоговой инспекции с налогоплательщиками производится в соответствии с Регламентом организации работы с налогоплательщиками, утвержденным Приказом МНС России от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468@. Нормы этого Регламента обязательны для применения всеми налоговыми органами России, поэтому в случае возникновения спорных ситуаций налогоплательщику целесообразно ссылаться на них.

Организация приема налогоплательщиков

В соответствии с Приказом МНС России от 29 октября 2003 г. N БГ-3-27/575 «О порядке приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России» прием налогоплательщиков осуществляется ежедневно в течение всего рабочего времени.

При осуществлении приема налогоплательщиков прикрепление налогоплательщиков к налоговому инспектору по первым буквам фамилий или названий организаций, по улицам и т.д. не допускается.

Налогоплательщики должны иметь информацию о фамилии, имени, отчестве и должности сотрудника отдела работы с налогоплательщиками, для чего сотрудники обеспечиваются идентификационными картами.

Прием налогоплательщиков осуществляется в специально оборудованных для этого помещениях (операционных залах). В них в обязательном порядке устанавливаются:

стенд с указанием размещения функциональных рабочих мест сотрудников, осуществляющих прием налогоплательщиков;

Пунктом 1.2.2 названного Регламента в налоговых инспекциях рекомендуется установить электронную систему управления очередью, световое информационное табло (видеоэкран с информацией), размещенное в инспекции МНС России недалеко от входа или при входе в помещение, где осуществляется прием налогоплательщиков.

Для налогоплательщиков оборудуются места для ожидания приема, со стульями, столами (стойками) для оформления документов.

Прием и регистрация налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности

Прием и регистрация налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, осуществляются в соответствии с Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом МНС России от 4 февраля 2004 г. N БГ-3-06/76.

Должностное лицо налогового органа может отказать в приеме отчетности налогоплательщику в случае представления ее не по форме, утвержденной федеральными, региональными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Если такая отчетность поступила по почте, то она считается не принятой, не регистрируется. Налогоплательщику в трехдневный срок направляется уведомление о том, что представленная не по форме отчетность не принята и должна быть представлена в установленные сроки и по утвержденной форме.

Это интересно:  Два инн у физического лица что делать

При наличии в декларациях ошибок, не позволяющих осуществить их обработку, налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о необходимости внесения уточнений в представленную отчетность.

При выявлении на стадии принятия налоговой декларации нарушения установленных законодательством сроков ее представления:

в случае представления налоговой декларации налогоплательщиком лично приглашается сотрудник отдела камеральных проверок для составления протокола об административном правонарушении;

в случае представления налоговой декларации от имени налогоплательщика его представителем последнему вручается уведомление о необходимости явки в налоговый орган лица, ответственного согласно действующему законодательству за своевременность представления отчетности в налоговый орган, и одновременно уведомляется отдел камеральных проверок о факте представления налогоплательщиком декларации с нарушением сроков, установленных законодательством.

Прием и выдача других документов, представленных организациями и физическими лицами (запросы, письма, заявления и др.)

На информационных стендах инспекций размещаются образцы писем, запросов, заявлений, а также информация о том, что налогоплательщик должен указать в запросе, заявлении, письме и т.д., способ получения ответа (лично или по почте).

Отдел работы с налогоплательщиками осуществляет прием заявлений, лично представленных налогоплательщиками, например, о переходе на упрощенную систему налогообложения, о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, о выдаче свидетельства на регистрацию объектов налогообложения игорного бизнеса и др.

На втором экземпляре заявления по просьбе налогоплательщика должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками обязано проставить отметку о принятии и дате представления заявления.

Прием от налогоплательщиков — юридических и физических лиц всех видов документов (заявлений о зачете налоговых платежей, о предоставлении льгот по имущественным налогам и т.д.), относящихся к компетенции налоговых органов, осуществляется отделом работы с налогоплательщиками в случае, если документы представлены налогоплательщиком лично (через представителя).

Порядок и сроки проведения сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом

Сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом проводится в обязательном порядке в следующих случаях:

ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;

при процедуре снятия налогоплательщика с налогового учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;

при процедуре снятия налогоплательщика с налогового учета при ликвидации (реорганизации) юридического лица;

по инициативе налогоплательщика;

в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

Должностное лицо налогового органа формирует акт сверки по форме N 23-а (краткая).

Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки не должен превышать 15 рабочих дней.

В случае отсутствия в форме 23-а (краткая) расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика документ подписывается налогоплательщиком или его уполномоченным представителем и должностным лицом налогового органа.

При выявлении расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа должностное лицо налогового органа осуществляет сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме 23 (полная).

При выявлении ошибки, допущенной по вине налогового органа, срок для исправления ошибок — три рабочих дня (п.3.1.4 Регламента).

Порядок информирования налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом

Заявления о выдаче справок о состоянии расчетов с бюджетом могут передаваться в налоговый орган налогоплательщиками лично (через представителя) или по почте.

Заявление должно быть подписано налогоплательщиком либо его представителем, осуществляющим свои полномочия в соответствии со ст.29 Налогового кодекса РФ. При приеме заявления лично на втором экземпляре заявления должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками обязано по просьбе налогоплательщика проставить отметку о принятии и дате представления заявления.

Срок формирования и подписания справки о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам не должен превышать 10 рабочих дней со дня получения заявления.

Подписанная и заверенная печатью справка выдается налогоплательщику (его представителю) или отправляется по почте.

Налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменном виде) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъяснять порядок заполнения форм налоговой отчетности.

Информирование налогоплательщиков осуществляет налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, studbooks.net, wiseeconomist.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий