+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Переход на семейное обучение

Существует множество причин, почему могла быть выбрана семейная форма обучения детей. Но объединяет родителей, выбирающих СО – желание дать ребенку больше, чем может дать обычная школа. И пусть учить детей самим сложнее, чем переложить это на плечи школы, зато результат этого обучения превосходит все сложности и проблемы.Книга, которую Вы держите в руках рассматривает Семейное обучение с разных сторон.Будет полезна родителям, планирующим семейное обучение и тем родителям, кто его уже выбрал.

Оглавление

  • Введение
  • Рецензии
  • Об авторе
  • Глава 1. Теория семейного обучения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейное обучение. Начало (Сергей Кирилин) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Теория семейного обучения

Формы обучения. Виды и формы обучения в России

Существует несколько форм получения образования:

1. Очное в школе (ребенок посещает образовательную организацию)

2. Очно-заочное обучение (ребенок обучается в школе, но часто обучение происходит дистанционно)

3. Экстернат (прохождение ребенком по ускоренной программе и сдача за год – двух, трех ступеней)

4. Домашнее обучение (ребенок обучается дома по медицинским показаниям)

5. Семейное обучение (ребенок обучается дома по выбору родителей)

Часто происходит подмена понятий семейное и домашнее обучение.

Домашнее обучение – это форма получения ребенком знаний, при которой за процесс обучения все так же отвечает школа.

Ребенок числится в контингенте образовательного учреждения, за ним закрепляются педагоги.

Ребенок числится в определенном классе среди очно обучаемых детей. Проходит по графику все аттестации, контрольные работы.

Домашнее обучение сейчас можно выйти строго по медицинским или педагогическим показаниям через психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Дети на домашнем обучении действительно часто являются вырванными из основной системы образования. При этом часто домашнее обучение действительно лишает детей социализации и общения со сверстниками.

Плюс – ребенок учится практически индивидуально с учителями.

Минус – ребенок ввиду особенностей здоровья и формы обучения часто заперт в четырех стенах.

За период работы в школе у меня было несколько «домашников». Все они уже были учениками старшей школы.

Обычно ребята проводили почти все время дома.

Именно поэтому в школе часто предлагают альтернативу приходу домой педагогов – индивидуальные занятия с ребенком в стенах школы. То есть ребенок в установленные часы приходит в школу, в которой он обучается и занимается с педагогами в школе, а не дома. Но это бывает редко, потому что родителям от банального «лень» до «у нас вообще-то включено обучение на дому». И получается, что ребенок лишен даже минимальной прогулки до школы и обратно.

Основное отличие домашнего обучения от семейного – ответственность за обучение в данном случае все-таки на школе.

Программу обучения так же составляет школа, обучают педагоги. Но к сожалению, при такой форме обучения бывает так, что «у семи нянек дитя без глаза».

Школа ожидает поддержки и активного участия родителей, родители требуют результаты от школы. Когда отвечают оба – не отвечает никто. Ребенок оказывается банально «упущенным»…

Мне порой было искренне жалко детей, которые оказывались заперты в четырех стенах.

Потому что родители оказывали им все так же мало внимания, дети даже больше их раздражали.

И все общение сводилось к контролю все тех же домашних заданий. А учителя обучали «постольку поскольку», совершенно не уделяя детям важного внимания и поддержки.

Семейное обучение – абсолютная противоположность.

Это не только важный для семьи и ребенка шаг, но и с исключительной ответственностью родителей.

Ответственность за образование детей лежит только на родителях. И нет возможности кивнуть на «плохой учебник», «плохо объяснили», «в понедельник не пришли», «были не все уроки», «мы болели» и т. п.

Ребенок не числится в школе. А лишь зачисляется в определенную школу для сдачи аттестаций. Обычно аттестации сдаются два раза в год, возможно даже дистанционно.

При этом программы обучения, форму обучения, время и режим занятий, учебники – все это ложится на плечи родителей.

Все мои знакомые, кто находится на семейном обучении, настолько увлечены этим процессом и взятой на себя ответственностью, что они не сидят дома.

Посещают музеи, ходят на кружки и секции, изучают новые способы обучения, ведут блог, путешествуют, много учатся и при этом сдают аттестации в срок.

В этой книге мы разберем с вами короткую дорогу, как на семейном обучении делать многие вещи правильно. И у вас есть возможность понять, какие ошибки можно совершать, а какие точно не стоит. Я постараюсь сократить свой путь в 15 лет до нескольких часов для вас.

Мы разберем с вами семейное обучение от идеи до реализации и поймем, как не сойти с ума самим и не свести с ума детей, как сделать так, чтобы окружающие не давили на вас, как сделать так, чтобы выходя из семейного обучения в большую жизнь, наши дети оказались не только не хуже, но даже лучше своих сверстников, которые учились в школе.

Как организовать переход на семейное обучение

Первое что нужно сделать для перехода на семейную форму обучения (далее СО) – разобраться со страхами и прийти к единогласному решению внутри семьи.

Вас могут не поддерживать Ваши коллеги и друзья, но оба родителя должны быть заодно в выборе формы обучения ребенка.

Скорее всего, если вы до сих пор не перешли на семейное обучение, значит что-то тревожит или есть некоторые опасения.

Их необходимо найти и обезвредить. Иначе переход может затянуться или так и никогда не случиться.

Однажды, у Брайна Трейси я прочитала одну фразу, которая звучит в голове до сих пор: «Единственное, чего нужно бояться – это самого страха». А ведь действительно, только лишь его наличие тормозит нас от многих действий и начинаний.

Для того, чтобы проработать страхи, прямо сейчас разделите лист на три колонки и в первый запишите все опасения и страхи отношении перехода на семейное обучение.

В идеале напишите не менее 33 пунктов, потому что именно в этот момент выползают самые потаенные, самые глубинные страхи.

Проработка страхов перехода на семейное обучение

Обычно все наши страхи идут следом за нами. И чтобы они отстали, надо резко развернуться к ним лицом и пойти в противоположном направлении, то есть навстречу.

Представьте себе во всей красе такую картину, которая включает в себя ВСЕ сбывшиеся Ваши опасения.

Вы на СО. Прошел месяц… и… Информации так и нет, ничего не получается, режима дня никакого, занятия не проводятся, образования у вас так и не появилось, ребенок кричит «Мамаааа, в школу хочу!», люди вокруг крутят пальцем у виска (вот дуууура!), целый день вместе с ребенком, социализация – планшет в зубы и отстань…. В итоге ребенок не сдает аттестацию да еще и с этими дурацкими стандартами/клеточками/строчками не справляетесь, школа не разрешает продолжать СО, мама учителем для ребенка так и не стала, уровень образования у ребенка – никакой, ни о какой самостоятельности вообще не говорим, а тут еще и свекровь погостить приехала на месяц и еще и опека нагрянула…

Если Вы все правильно сделали и оживили свои страхи в отношении семейного обучения, то можно приступать заполнять вторую колонку.

Она называется «Что я буду делать, если/когда это произойдет?»

Да, именно в этой формулировке.

Например, ребенок не сдаст предмет по аттестации. Что вы будете делать, когда это случится?

1. Узнаете, какие есть проблемы

2. Попросите повторную аттестацию

3. Усилите подготовку в слабых местах

4. Попробуете договориться о пересдаче и т. п.

И так по каждому пункту находите не менее 2—3 вариантов дальнейших действий.

Пример выполнения задания

Как Вы себя чувствуете? Появился ли воздух в груди? Понимание, что каждую ситуацию можно решить?

Если нет, то значит, Вам рано переходить к следующему шагу. Подумайте еще, посоветуйтесь с людьми, которые Вас поддерживают, спросите супруга или других родителей, чтобы они делали в таком случае?

Важно, чтобы Вы отработали каждый свой страх. И по каждой ситуации, нашли два-три шага, которые нужно будет сделать, когда это случится.

Когда это задание будет выполнено и появится ощущение понимания что делать в случае проблем, переходим к заполнению третьей колонки.

В третьем столбике напишите профилактические меры и шаги, которые Вы видите.

Что нужно сделать, чтобы ситуации «ребенок не сдал аттестацию не было»?

Что нужно сделать, чтобы не допустить ситуацию «не получится?»

Пример выполнения задания

Психологическая уверенность в успехе

Одного успешного человека однажды спросил журналист:

– Что мне сделать как родителю для того чтобы мои дети стали хотя бы наполовину такими же успешными, как Вы?»

Этот человек подумал, и говорит:

– Все просто. Нужно просто все, что ты делаешь – делать правильно.

– А как научиться все делать правильно?

– Чтобы научиться все делать правильно, нужен опыт. Потому что только имея опыт, можно выбирать, где ты ошибешься, а где нет

– А как приобрести этот опыт?

– Чтобы приобрести опыт, нужно очень много раз ошибаться, потом подниматься и идти вперед.

Ничего не выйдет, если человек не уверен в себе. Если думает, что не получится – не получится. Если твердо знает, что справится – так и будет.

Если Вы все еще сомневаетесь в том, что справитесь с семейным обучением, то стоит либо проработать страхи согласно шагу 1, либо еще раз взвесить правильность своего решения решения.

Не уверен – не обгоняй. Так мне всегда говорил папа.

Если Вы не отступили, то следующие 5 советов для Вас.

Совет №1 – Используйте техники эффективного обучения

Обучать не по «школьной системе». В школе последовательно изучаются правила, формулы, темы. И у детей все смешивается, забывается.

Школьная система образования построена по принципу – от частного к общему, дискретно и «вперемешку» В школе ребенок едва успевает улавливать суть в огромном потоке информации, правил, формул, определений, орфограмм. Он не успевает главное – улавливать суть и понимать.

Я рекомендую обучать детей «от общего к частному».

Показывать ребенку сразу полную картину предмета, чтобы он мог устанавливать связи между изучаемыми темами, ориентироваться в программе на 100%. Это можно сделать, например, с помощью интеллект-карт.

Именно по такому принципу построено обучение в «Школе эффективного обучения»

Это интересно:  Какие доплаты положены пенсионерам после 70 лет

Так же важно помнить, что то что для родителей или учителя очевидно, для ребенка может быть просто запредельным, трудным. Одно непонятное слово может перечернуть полностью работу ребенка.

Я помню, как у меня Андрей не мог решить задачу, потому что он не знал, что значит «плацкартный вагон». Как только я пояснила ему это словосочетание, задача была решена вмиг.

Важно использовать только понятные для объяснения слова.

Подробно с техниками эффективного обучения Вы можете ознакомиться в книге «33 техники эффективного обучения от А до Я», автор Рената Кирилина

Совет №2 – Принять ответственность за образование своих детей на себя.

Здесь уже не получится сказать «учитель плохо объяснил», или «программа виновата». Если ребенок что-то не понимает, то это не проблема ребенка или школы. Это уже проблема родителей.

Можно разделить ответственность, воспользовавшись либо помощью репетитора или личного учителя, либо уроками Школы умных детей, где понятными словами рассказан весь материал начальной школы.

В настоящий момент, в школе есть все необходимое для обучения ребенка в первом, втором и третьем классах таким предметам как русский язык и математика.

Научить писать буквы, цифры. Решать задачи, знать части речи и орфограммы.

Решать уравнения и уметь пересказывать тексты.

Совет №3 – Разделять ответвенность с ребенком.

Создать «чек-листы» в которых указать последовательность подговки к урокам.

Разработать режим дня, соблюдать его.

Заключить «договор о семейном обучении» с ребенком.

Хвалить ребенка, но не забывать о дисциплине. Наверное, самая большая проблема многих семейников, что именно родители позволяют себе отступать от расписания.

А когда уже «горит» аттестация, начинают в экстренном порядке нагонять материал. Чтобы не было пожара, нужно прежде всего иметь хорошую личную самодисциплину.

Совет №4 – Прочитать книгу Карен Прайора «Не рычите на собаку».

Да-да, я не буду советовать прочитать книги по общению с ребенком или методички по обучению детей. Я думаю, что это вы и так прочитаете.

А вот «Не рычите на собаку» позволит вам избежать массу ошибок в вопросах организации мотивации ребенка на успех. В книге подробно описывается метод «положительного подкрепления». На семейном обучении он один из важных.

Совет №5 – Учиться, учиться, учиться самостоятельно.

Не будут дети слушать маму о том, что нужно учиться, если мама не учится.

Не поверят папе, который говорит что курить вредно и при этом делает очередную затяжку.

Не смогут родители, сидящие в гаджетах, доказать ребенку, что компьютер – зло и надо себя ограничивать.

Вы не можете научить тому, что вам чуждо.

Вкладываейте в себя свое время, деньги. Инвестируйте, и тогда инвестиции обязательно вернутся к вам.

Алгоритм перехода на семейное обучение

В конкретном регионе существуют свои особенности оформления данной образовательной формы. Чтобы оформить семейное обучение Вам нужно обратиться в районный отдел образования с вопросом: «Как оформить ребенка на семейное обучение в вашем регионе»

Например, чтобы подать документы на семейное обучение в Петербурге, нужно:

1. Забрать личное дело детей из школы, если ребенок уже обучается. В заявлении указать – в связи с переходом на семейную форму обучения.

2. Обратиться в отдел образования своего района с просьбой перевести ребенка или детей на СО. Обращаться нужно к ведущему специалисту отдела образования, который курирует школы.

3. Написать заявление по форме, которую дадут в Отделе образования. Сделать копии паспортов родителей и личного дела ребенка. Копии останутся в отделе образования, а оригинал личного дела нужно будет отвезти в школу, за которой закрепят ребенка.

4. Отвезли личные дела в указанную школу, которая в районе проводит аттестации для семейников (иногда школу можно выбрать, чаще район рекомендует определенную школу)

5. В школе узнать по какой программе проходит обучение, обменяться контактами и уточнить, когда будут проходить консультации для сдачи аттестации. В какое время будет проходить аттестация.

6. Готовиться к аттестации. Вы можете сделать это по школьным учебникам самостоятельно или в онлайн-школах. Мои дети обучаются дистанционно, обучаясь в «Школе эффективного обучения Ренаты Кирилиной»

Алгоритм сдачи аттестаций. формы аттестаций

Отдел образования подготовил пакет документов и предоставил Вам номер школы, в которой ваш ребенок будет проходить аттестацию.

С этим пакетом документов вы приходите в указанную школу и договариваетесь об аттестации.

Сдавать промежуточные аттестации можно:

1. Очно в школе, написав тесты и контрольные

2.Дистанционно, отправляя выполненные работы по электронной почте.

3. Через онлайн-школу (если Вы прикрепились не к местной образовательной организации, а к онлайн-школе). Данный вид обучения предоставляют:

Новосибирская школа №83 Битнера

ЦОДИВ г. Санкт-Петербурга

Домашняя школа интернет-урок и возможность прикрепления к школе №1

Школа 277 Кировского района г. Санкт-Петербурга

Обучение и сдача аттестаций в образовательных учреждениях, принимающих аттестации онлайн – платное, кроме того, часто содержит не только итоговые, но и промежуточные тесты.

Мои дети прикреплены к обычной общеобразовательной школе в нашем районе города Санкт-Петербурга, и мы договорились о дистанционной форме сдачи экзаменов.

Изучая вопрос аттестаций, хочу отметить, что контрольные, которые моим детям присылает наша школа и контрольные тесты «онлайн-школ» – это небо и земля.

Нашим детям присылают адекватные контрольные задания для аттестации, такие же, как пишут дети в обычном классе. Аттестационные задания дистанционных школ зачастую роботизированы (ввиду большого объема учеников упрощается механика проверки, в результате чего ухудшается восприятие заданий учениками), запутанны, и не всегда это оправданно.

В тоже время для обучения детей и объяснения им материала мы в рамках проекта «Обучение с удовольствием» создали собственную школу «Школа эффективного обучения Ренаты Кирилиной». (ранее Школа умных детей).

Поэтому мои дети обучаются в Школе эффективного обучения, но аттестации сдаем в прикрепленной школе.

На данный момент наша Школа эффективного обучения предоставляет образовательные услуги, кроме аттестации. На следующем этапе мы планируем реализовать и эту возможность.

Школа, согласно ФЗ об образовании, может самостоятельно определять количество аттестаций – 1 или 2 раза в год.

Кроме того, вы можете договориться о дистанционной аттестации. В каждой школе есть локальные Положения, которые прописывают как раз процедуру проведения аттестации.

ВАЖНО: в ситуации перехода на семейное обучении эффективнее будет – просить и договариваться, чем добиваться с позиции «вы должны».

Если не нравится ситуация – можно смириться с ней, изменить ее или покинуть ее. Так и в случае с аттестацией на семейном обучении – смириться – не вариант, изменить ее – мы не можем (все закреплено на уровне закона), а вот найти школу, в которой можно будет договориться о проведении аттестации, например, дистанционно – вы можете всегда.

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ о выбранной семейной форме образования, которая подается в РАЙОННОЕ Управление Образования (Отдел образования)

Начальнику Управления образования Администрации г.…

от ФИО мамы или папы, родителя ФИО дочери или сына,

Ученика… кл, проживающего по адресу.. тел…

В соответствии п. 1 Статьи 17 и п. 4 Статьи 63 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нами выбрана семейная форма обучения для ФИО, ___ года рождения, для освоения программы ___класса.

Прошу ознакомить меня с местным Положением о семейном образовании, и в случае его отсутствия, прошу в месячный срок разработать необходимую правовую базу для сопровождения выбранной мною формы образования.*

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ о зачислении в школу, принимающую аттестации ребенка (подается непосредственно в школу, в которой ребенок будет сдавать аттестации)

Иванову Ивану Ивановичу

Смирновой Натальи Игоревны

мамы ФИО ребенка,

Ученицы __ класса,

проживающей по адресу, тел

В соответствии п. 1 Статьи 17 и п. 4 Статьи 63 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нами выбрана семейная форма обучения для нашей дочери ФИО для освоения программы….. класса.

Прошу зачислить ребенка в школу для прохождения промежуточной аттестации за ________ учебный год по программе _____ класса.

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ о проведении промежуточной аттестации

Иванову Ивану Ивановичу

Смирновой Натальи Игоревны

мамы ФИО ребенка,

Ученицы __ класса,

проживающей по адресу, тел

Прошу организовать и провести промежуточную аттестацию для ФИО, осваивающего общеобразовательные программы в форме семейного образования, на основании ст.34 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Заявление о проведении промежуточной аттестации пишется отдельно, его можно подать позже.

Чаще родители ведут себя как Марья Марковна, убеждая ребенка, что он должен сделать выбор в пользу чего-то одного. А лучшее, что можно сделать, научить ребенка управлять своим временем, но не отказываться от мечт и желаний.

Например, мой сын Андрей типичный сканер. Сегодня сюда, круть-верть. Завтра туда верть, круть.

Я даже к психологу пару лет назад с ним ходила. Знаете, что она мне сказала? Мама, у ребенка нет проблем. Это его природа. НЕ ломайте его! Подружите с собой.

Мы обычно пишем его 1 сентября, вместе с подписанием договора и заявлением о зачислении в школу. О проведении дистанционной формы аттестации договариваемся устно.

Юридическая сторона семейной формы обучения

Законодательная и нормативная база:

1. Официальная информация о формах обучения содержится в ФЗ «Об Образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г.№1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

4.Нормативно-правовые акты, которые закрепляют особенности организации семейного образования на уровне конкретного региона, изданные в Вашем Субъекте РФ. Информацию можно получить в Отделе образования и на сайтах Администрации.

5. Локальные акты образовательной организации (Положения). Они содержат информацию об аттестации учащихся, находящихся на семейном обучении.

Помните, что в случае семейной формы обучения школа несет ответственность только за организацию прохождения аттестации ребенком. За качество знаний учащегося, находящегося на семейном обучении, и приобретенных компетенций образовательная организация ответственность не несет.

В сложных ситуациях лучше обратиться к юристу, который поможет вам составить грамотное обращение к директору школы и в департамент образования по данному вопросу, либо записаться к нам в Школу эффективного обучения, у нас есть разработанная совместно с юристами форма обращения к директору школы по спорным вопросам.

Это интересно:  Как сделать больничный лист задним числом

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Рецензии
  • Об авторе
  • Глава 1. Теория семейного обучения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейное обучение. Начало (Сергей Кирилин) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Семейное образование. Инструкция по применению

Многие родители, решившие перевести детей на обучение в форме семейного образования, сталкиваются с негативным приёмом администрации школы. К сожалению, это довольно частая практика, и не стоит принимать близко к сердцу первый неудавшийся контакт. Следует помнить, что руководство школы совсем по-другому реагирует, когда родители заявляют о своих просьбах в письменном виде. Неофициальные беседы нередко сводятся к вежливому, а иногда и грубому, отказу в реализации перехода на семейное образование. При этом администрация школы путём давления пытается разубедить родителей в принятом решении. Вместе с тем, если обратится в школу с официальными документами, письменный отказ Вы вряд ли получите, ведь нарушение права на образование легко обжалуется.

В этом материале мы предлагаем пошаговую инструкцию по переходу на семейное образование. Кратко можно выделить четыре основных шага:

2. Ознакомление с локальными актами школы (рекомендуемый, но необязательный шаг).

3. Направление заявления в школу о зачислении в неё ребёнка в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации

4. Заключение договора со школой.

Шаг первый

Как только Вы приняли решение о переходе на семейное образование, следует уведомить об этом орган управления образованием муниципального района или городского округа по месту жительства. Отметим, что если Вы хотите перейти на семейное образование с начала учебного года, то уведомление необходимо отправить до 1 сентября. Срок направления уведомления также может быть ограничен в нормативных актах субъекта. Например, для перехода на семейное образование в сельских школах Пермского края, уведомление необходимо направить за 30 дней до начала учебного процесса.

Уведомление составляется в произвольной форме. В нём нужно отразить, что Вы выбрали для своего ребёнка форму получения общего образования в форме семейного образования. Рекомендуем сделать указание на то, что решение принято с учётом мнения ребёнка.

Обращаем внимание на то, что данный документ носит уведомительный характер. Орган управления образованием не может повлиять на Ваше решение или запретить Вам переходить на семейное образование.

Рекомендуем также любые документы, которые Вы направляете по официальной переписке, направлять так, чтобы у Вас осталось доказательство отправки. Это можно сделать двумя способами. Если Вы приносите документы лично адресату, то составьте его в двух экземплярах, и на втором экземпляре попросите поставить отметку о входящей корреспонденции. В идеале это будет штамп с датой принятия и внутренним номером письма, а также подпись и должность принявшего лица. Этот экземпляр следует сохранить у себя. Если Вы направляете документы почтой, то нужно сделать опись вложения с указанием всех вложенных документов и сохранить её у себя.

Поскольку уведомление не предполагает ответа, если Вы будете направлять его по почте, в конце следует добавить просьбу проинформировать Вас письменно о получении письма.

Сохранение у себя экземпляров исходящих писем очень важно, потому что именно они станут доказательствами Вашей правоты, если придётся обращаться за защитой нарушенных прав в органы прокуратуры, суд или иные организации. В случае же с уведомлением органа управления образованием второй экземпляр также послужит доказательством того, что Вы выполнили требование закона об уведомлении. Обязанность родителей, выбравших семейную форму образования, проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа закреплена в ч. 5 ст. 63 Федерального Закона «Об образовании в РФ».

Шаг второй

Действия этого шага не являются обязательными, но они придадут Вам уверенности при разговоре с администрацией школы.

Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» разъясняет схему получения семейного образования более подробно, чем Федеральный закон об образовании. Остановимся на некоторых моментах.

После перехода на семейное образование ученик «прикрепляется» к школе, попадая в её контингент. При этом он не посещает занятия, а лишь проходит промежуточную аттестацию. На практике это означает, что ребёнок учится дома, а в школу является для сдачи экзаменационных или контрольных работ. Прохождение аттестации в разных школах может быть с разной периодичностью – после каждой четверти, триместра, полугодия, раз в год. Более того, на практике возможно разбить аттестацию разных предметов. Например, если аттестация проходит раз в год, то разные предметы можно сдавать в разные промежутки времени, а не все сразу в конце года (в середине года сдаётся программа за год по нескольким предметам, например, по русскому языку и математике, в середине литература и проч.).

Законодательно это закреплено следующим образом.

Согласно ст. 33 Федерального Закона «Об образовании в РФ» экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Т.е. дети, обучающиеся в форме семейного образования – это экстерны.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального Закона «Об образовании в РФ» они имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Обращаем внимание на то, что образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом данный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Это закреплено в Письме Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».

Таким образом, мы плавно подобрались ко второму шагу.

Прежде чем идти на разговор с администрацией школы, рекомендуем Вам предварительно изучить её Порядок о промежуточной аттестации. Его можно найти на сайте школы. Тогда на доводы руководства о том, что они не хотят брать детей на семейное образование, Вы сможет сослаться на их собственный внутренний документ. В указанном порядке устанавливается периодичность и порядок прохождения промежуточной аттестации.

Шаг третий

Далее следует подать в школу заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В этом заявлении должна содержаться информация о том, что Вы выбрали для своего ребёнка форму получения общего образования в форме семейного образования и уведомили об этом орган управления образования. Рекомендуем приложить к заявлению копию Вашего экземпляра уведомления с пометкой о входящей корреспонденции или копию ответа о получении уведомления.

В заявлении также должны содержаться две просьбы: 1. Зачислись ребёнка в соответствующий класс в качестве экстерна для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. 2. Организовать аттестацию ребёнка экстерном.

В письме Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» указано, что субъектом РФ может быть введена для семей, перешедших на семейное образование, компенсация в качестве меры социальной поддержки. Если субъект РФ воспользовался таким правом, то он издаёт нормативный акт об этом, где закрепляется расчёт и порядок выплаты компенсации.

Подробнее о предусмотренных компенсациях при семейном образовании в разных субъектах РФ посмотреть можно по ссылке http://rebenokh1.narod.ru/zakonsnormdomobr.htm

На примере Пермского края укажем, что для получения компенсации необходимо подать заявление в администрацию школы. Это заявление можно объединить с вышеуказанным заявлением, просто указав в нём, на какие банковские реквизиты Вы просите перечислять выплату.

При подаче заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации с собой нужно будет иметь следующие документы:

— само заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. Если претендуете на выплату, то с указанием реквизитов банковского счета для перечисления денежных средств;

— документ, удостоверяющий личность одного из родителей;

— документ, подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей – для законного представителя;

— копия свидетельства о рождении ребенка;

— фотография ребёнка 3х4.

Рекомендуем также иметь с собой копию уведомления органа управления образованием муниципального района или городского округа по месту жительства о выборе семейной формы образования (Шаг первый).

Отдельно обращаем внимание на следующий момент. Когда родители приходят в школу с подготовленным пакетом документов и выдержками из закона, их воспринимают серьёзнее, чем при общении без предварительной подготовки. Если Вы принесли заявление о прохождении промежуточной аттестации (оно подразумевает «прикрепление» к школе на семейном образовании), то Вам обязаны ответить на него письменно. Если это будет отказ, то письменный и обоснованный. Важно «донести» заявление до канцелярии, а не развернуться на полпути, поддавшись на увещевания администрации школы.

Отметим, что первоклассникам могут отказать в приёме в школу только при отсутствии мест на параллели. Причём школа должна информировать о количестве свободных мест на своём официальном сайте и стендах, к которым имеется общий доступ. Эти требования закреплены в Приказе Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Об отказе в приёме – ст.5, о размещении информации – ст. 8.

Вместе с тем, может сложиться ситуация, когда в школе просто не приняты локальные акты о промежуточной аттестации (Шаг второй). Т.е. в школе не предусмотрен порядок регулирования отношений по семейному образованию. В таком случае школа может ссылаться на невозможность приёма ребёнка. В данной ситуации результат будет зависеть от поведения родителей. На практике Пермского края можно сказать, что родители, отстаивающие право своих детей на семейное образование, сумели устроить их даже в сельских школах. Важно помнить, что право на выбор семейной формы образования закреплено в ст. 17 и 63 Федерального Закона «Об образовании в РФ» и что Вы действуете исключительно в интересах ребёнка. Если школа, в которой нет локального акта о промежуточной аттестации, закреплена за Вами по месту жительства, то имеет смысл побороться и обжаловать письменный отказ в прокуратуру, орган управления образованием, администрацию города или суд. Мотивировать следует тем, что Вы не можете реализовать право на выбор формы образования.

Это интересно:  Листок убытия при выписке

Отдельно стоит вопрос о приёме на семейное образование в гимназии и школы с углубленным изучением. Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» закрепил за ними право проводить индивидуальный отбор поступающих учеников. Поэтому, формально, если в такой образовательной организации нет локальных актов, регламентирующих семейное образование, их отказ в приёме будет обоснован. Однако если Вы закреплены за гимназией по месту жительства, можно попробовать отстоять свои права.

Шаг четвёртый

Следующий шаг – заключение со школой договора. В разных регионах практика складывается по-разному, но, как правило, договор заключается. В нём обязательно должно быть прописано, как и когда будет проходить промежуточная аттестация: периодичность, количество учебных предметов, сроки сдачи и т.д. В интересах родителей наиболее подробная детализация. Можно предусмотреть, по каким предметам какой объём знаний необходимо проверять на промежуточной аттестации. На практике возникают случаи, когда учителя спрашивают сверх материала, изложенного в учебнике, здесь должны среагировать родители, указав, что этого в учебной программе не было.

Договор может быть заключен на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного. Всё зависит от локальных актов конкретной школы.

Акцентируем внимание на том, что ученик, обучающийся на семейном образовании, входит в контингент школы. Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального Закона «Об образовании в РФ» экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со ст. 34 данного закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Также они имеют право на бесплатное получение всех учебников и учебных пособий. Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Вместе с тем, школа не несёт ответственности за качество образования. Она ответственна лишь за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение академических прав обучающегося.

Отметим, что при неудовлетворительных итогах промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам и неудачной попытке пересдачи, ученик зачисляется в школу на обучение в общем порядке.

Как перейти с семейного образования на очное

Вопрос качественного образования детей волнует всех родителей. Каждый хочет, чтобы его ребенок получил максимум знаний и быстро осваивал образовательную программу. Именно поэтому ряд родителей переходят на домашнюю форму обучения. Новые поправки в законодательстве делают это возможным. Семейное образование не ущемляет ребенка в правах, так как предполагает дальнейшую сдачу экзаменов и получение аттестата.

Дети, которые обучаются дома, могут больше времени проводить с родителями, им уделяется индивидуальное внимание и лично объясняются основы учебных дисциплин. Этот вариант отлично подходит тем детям, которые серьезно занимаются спортом или творческой деятельностью и не могут постоянно посещать в школу из-за графика тренировок. В то же время не всегда у родителей получается организовать учебный процесс дома на должном уровне, и они задаются вопросом как перейти с семейного образования на очное.

В соответствии со статьей 64 указанного выше закона форма обучения выбирается родителями с учетом мнения ребенка. Такое право у родителей сохраняется до получения до окончания 9 класса. После этого решение должно приниматься совместно. Оговорок о том, что нельзя перейти на семейное образование, а потом вернуться в школу, если изменится мнение отца или матери о необходимой форме обучения, в нормативно-правовых актах нет.

Для того, чтобы осуществить возврат к очной форме достаточно написать заявление на имя директора. В соответствии с законодательными актами семейное образование предполагает, что ученик не забирает документы, а остается прикрепленным к какой-то школе, числится в списках учеников, сдает экзамены. Поэтому все дети могут вернуться и продолжить обучение наравне с другими учениками. Срок рассмотрения заявления и восстановление ребенка на очной форме обучения регулируется нормативными документами образовательного учреждения.

Причины перехода с семейного образования

Семейная форма обучения имеет ряд минусов, из-за которых многие родители предпочитают от нее отказаться:

  • Ребенок мало общается со сверстниками.
  • У ребенка не появляются новые друзья.
  • Вне школы малыш может не испытывать здоровой конкуренции с другими учениками.
  • Без строгих рамок, которые устанавливаются в школе, ребенок может не успевать осваивать школьную программу.
  • Не все родители способны качественно передавать необходимые знания по всем предметам.
  • Некоторые образовательные учреждения отказываются выдавать ученикам на данной форме обучения бесплатными учебниками.

Учитывая указанные выше минусы, многие мамы и папы отказываются от семейного образования и переводят ребенка на очную форму. Такое решение оправдано с точки зрения здоровой социализации, ведь школа не только способствует получению знаний, но и формирует у детей способность общаться со сверстниками, заводить друзей.

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

График работы приёмной комиссии:
Пн – Пт: 08:30 – 22:10;
Сб – Вс: 10:00 – 17:00;

Как перейти на семейную форму обучения?

Закон «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ предусматривает за родителями право выбора различных форм обучения детей в зависимости от потребностей семьи и ребенка. Бывает и так, что сложившиеся обстоятельства вынуждают родителей и детей уходить из школы и искать возможные способы обучения вне образовательной организации. В таких случаях самообразование и семейное обучение станут выходом из ситуации.

Семейное обучение имеет свои нюансы. Эта особая форма обучения, где ответственность за результаты обучения, процесс обучения, особенности организации обучения полностью лежит на родителях ребенка. Родители, которые впервые сталкиваются с этим понятием, нуждаются в разъяснениях. Как перейти на семейное обучение? В какую школу обращаться для сдачи промежуточной и итоговой аттестации? По каким программам обучать ребенка? и т. д. Возникает немало вопросов, ответы на которые содержатся в документах, касающихся сферы образования.

Где найти информацию о семейном образовании?

  • Официальная информация содержится в ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее Закон) .
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г.№ 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Субъекты РФ могут издавать нормативно-правовые акты, которые закрепляют особенности организации семейного образования на уровне конкретного региона.
  • Локальные акты образовательной организации также могут содержать информацию об аттестации учащихся, находящихся на семейном обучении.

Существует ли специальная процедура перевода ребенка на семейную форму образования?

Право выбора формы получения образования имеют родители ученика. Именно родители, учитывая мнение ребенка, решают, как и где обучаться ребенку. При переходе с одной формы получения образования на другую родители должны:

  1. Написать заявление о переходе на семейную форму получения образования.
  2. Родители должны проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания о переходе ребенка на семейную форму получения образования (п. 5ст.63 Закона). Чаще всего это орган управления в сфере образования.

Процедура перехода на семейную форму образования является достаточно простой и доступной.

Как и где пройти аттестацию ребенку, который находится на семейном обучении?

Обучающемуся, который находится на семейном обучении, необходимо пройти промежуточную аттестацию в целях определения уровня освоения образовательной программы (п.1 ст.58 Закона). Такую аттестацию учащийся проходит бесплатно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Учащийся имеет право пройти аттестацию экстерном. Это означает, что в качестве экстерна во время прохождения промежуточной и итоговой аттестации ребенок зачисляется в образовательную организацию и приобретает все академические права учащихся (ст.33–34 Закона). Под такими правами могут пониматься права на участие в конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятиях, право на получение бесплатной психологической помощи и т. д.

Для того, чтобы пройти промежуточную и итоговую аттестацию экстерном родители должны написать заявление в организацию, где ребенок будет проходить аттестацию. После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации (ч.1 ст.53 Закона).

Школа в данном случае несет ответственность только за организацию прохождения аттестации ребенком. За качество знаний учащегося, находящегося на семейном обучении, и приобретенных компетенций образовательная организация ответственность не несет.

На ученика, находящегося на семейном обучении, распространяется действие нормы закона, накладывающей ответственность за наличие академической задолженности (п.10 ст.58 Закона). Если ученик не ликвидирует академическую задолженность в установленные сроки, то он продолжит обучаться в образовательной организации, с согласия родителей.

Локальные акты школы регулируют порядок, периодичность и формы прохождения аттестации.

Особенности обучения в форме семейного образования.

Стоит отметить важные нюансы, которые необходимо знать каждому, кто переходит на семейную форму получения образования.

  • Перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей/законных представителей (п.3 ст.22 Закона).
  • Учитывая, что семейное образование осуществляется вне школы, то обучающийся в контингент образовательного учреждения не включается.
  • Обучающийся, в рамках семейного образования во время обучения имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта (ст.35 Закона).
  • Родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную/итоговую аттестацию.
  • Право выбора программы обучения, особенностей обучения, количества часов на усвоение того или иного материала остается на усмотрение родителей.

Семейная форма обучения является хорошей возможностью для ребенка проходить обучение в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями.

С другой стороны ребенок нуждается в обществе своих сверстников, а школа является для ребенка первым и очень важным шагом на пути к социализации. Родителям необходимо выстраивать обучение таким образом, чтобы ребенок имел возможность общаться с другими детьми.

Статья написана по материалам сайтов: usperm.ru, synergy.ru, sch417uv.mskobr.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector