Под инклюзивным обучением понимают

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Ситуация с инклюзивным образованием в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования Ковчег» (№1321).

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – лишь 47.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести до конца 2009 года.

Мосгордума планирует до конца 2009 года принять законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве», несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона.

Другие варианты обучения детей-инвалидов

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Материал на тему:
итоговый тест

Инклюзивное образование. Основные понятия. Нормативно-правовое обеспечение

Скачать:

Вложение Размер
itogovyy_test.docx 20.15 КБ

Предварительный просмотр:

1. Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:

2. Инклюзивное образование, согласно ФЗ «Об образовании В РФ» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ), это:

а) создание оптимальных условий для социализации для детей с ОВЗ и инвалидностью

б) создание оптимальных условий для нравственного развития нормально развивающихся детей

в) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

3. Инклюзия представляет собой:

a) форму сотрудничества

б) частный случай интеграции

b) стиль поведения

4. Какие права родителей обеспечивает ФЗ «Об образовании в РФ» (от 29.12.12. №273)?

а) право выбирать программу обучения

б) право определять методы обучения

в) на бесплатные учебники

г) на участие в управлении образовательным учреждением

5. Различают два вида интеграции:

а) внутреннюю и внешнюю

б) пассивную и творческую

в) образовательную и социальную

6. Кто разрабатывает рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ, на основе которых строится обучение?

а) психолого-медико-педагогическая комиссия

в) медико-социальная экспертиза

7. Инклюзия – образование, предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками – это:

a) групповая интеграция

б) образовательная интеграция

8. Основной установкой учителя реализующего инклюзивную практику, является:

а) каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий

б) дети с ОВЗ должны учиться в специализированных школах

в) некоторые дети не способны к обучению

9. Социальная интеграция должна быть обеспечена:

a) всем без исключения детям с нарушениями в развитии

б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте

b) детям, обучающимся только в специальных учреждениях

10. Статус обучающегося с ограниченными возможностями устанавливается:

б) врачебной комиссией

11. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было в трудах отечественного учёного:

б) С.Л. Рубинштейна

в) Л.С. Выготского

12. Государство гарантирует бесплатно для лиц с инвалидностью:

б) услуги сурдопереводчика

13. Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:

14. В рамках инклюзивного образования образовательные услуги могут предоставляться обучающимся со следующими ограничениями здоровья:

а) нарушения слуха (глухие)

б) нарушения слуха (слабослышащие и позднооглохшие)

в) нарушения зрения (слепые)

г) нарушения зрения (слабовидящие)

д) тяжелые нарушения речи

е) нарушения опорно-двигательного аппарата

ж) задержка психического развития

з) умственно отсталые

и) расстройства аутистического спектра

к) сложный дефект (два и более нарушений)

л) ограничения, связанные с соматическими заболеваниями

м) все ответы верны

15. В 70-е г.г. XX в. в странах западной и восточной Европы отмечаются прецеденты закрытия коррекционных учреждений, из-за:

A) отсутствия детей с ОВЗ

Б) перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа

B) обучения детей с ОВЗ на дому

16. Назовите фундаментальный философский принцип инклюзии:

а) свобода в передвижении

б) право жить среди равных

в) свобода выбора

17. В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей и нарушенным развитием появляется в:

18. В России в первом экспериментальном опыте совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием принимали участие дети дошкольного возраста с нарушением:

а) зрительного анализатора

в) слухового анализатора

19. К специальным образовательным условиям для всех категорий детей с ОВЗ и инвалидностью относится:

а) создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды

б) материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью

в) индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ и инвалидностью

г) пандусы, специальные лифты, специально-оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование

20. В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть гос. образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися поэтому:

а) инклюзия не может носить массовый характер

б) инклюзия должна носить массовый характер

а) педагог, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы

б) координатор деятельности ПМПк

в) помощник руководителя образовательного учреждения

22. В соответствии с принципами отечественной концепции интегрированного обучения можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для:

а) детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,

б) детей с нарушением интеллекта,

в) детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа.

23. Индивидуальный образовательный маршрут строится с учетом:

а) индивидуальных особенностей ученика с ОВЗ, инвалидностью

б) уровня подготовки педагогов

в) занятости родителей

24. Какой из следующих принципов не относится к принципам отечественного инклюзивного обучения:

a) интеграция через раннюю коррекцию

б) интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку

в) интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения

г) диагностическая информация должна быть представлена наглядно, в виде графиков, рисунков

25. Построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и вариантов взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится взаимодополняемая система психолого-педагогического сопровождения образования ребенка и его семьи, называется:

а) инклюзивная образовательная вертикаль

б) инклюзивная образовательная горизонталь

в) инклюзивная образовательная параллель

26. Отношения педагога и ученика с ОВЗ и инвалидностью должны строиться:

а) на основе сотрудничества и эмпатии

б) на принципе оберегания

в) с учетом возрастных особенностей

27. На второй ступени инклюзивной вертикали воспитание и социализация ребенка
ограниченными возможностями здоровья осуществляются в рамках:

а) общеобразовательной средней школы

б) дошкольных учреждений

28. Завершающим уровнем инклюзивной вертикали становится этап:

a) профориентации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья в сфере возникновение профессиональных интересов и выборов

б) сопровождения комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощи для адаптации в среде здоровых сверстников

в) ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в детские дошкольные учреждения

29. К ключевым компетенциям выпускника с ОВЗ и инвалидностью не относятся:

б) умения проводить операции с числами

в) навыки работы в команде

30. Создание системы полисубъектного взаимодействия предполагает создание:

а) инклюзивной горизонтали

б) инклюзивной вертикали

31. Развитие ребенка с ОВЗ и инвалидностью проходит по тем же закономерностям, что и:

а) взрослого человека

б) нормально-развивающегося ребенка

в) умственно отсталого ребенка

32. Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период:

б) раннего детства

в) младшего школьного возраста

33. Принцип выбора родителей как принцип инклюзивного обучения:

а) означает, что родители могут сами выбирать, чему и как учить их детей с ОВЗ

б) право родителей выбирать учителя и программу обучения

в) означает, что родителям предоставлено право выбора для своих детей с ОВЗ места, способа и языка обучения

34. Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдении условий: ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления. Выберите название условия:

а) комплексность непрерывность

б) шаговой доступности

в) единства, целей

35. Как называются дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве?

а) дети с ограниченными возможностями здоровья

б) дети с отклонениями в развитии

в) дети с особыми образовательными потребностями

36. Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию; информация о развитии ребенка на каждой ступени образовательной вертикали будет фиксироваться в его индивидуальной карте («карта развития»).

Б) профессиональной компетентности

B) шаговой доступности

37. Кто из специалистов психолого-педагогического сопровождения участвует в разработке адаптированной основной образовательной программы в соответствии с рекомендациями ПМПК:

а) только педагогический состав

б) педагоги и профильные специалисты (члены ПМПк)

в) все специалисты сопровождения и родители ребенка с ОВЗ

38. Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:

А) расширение доступа к образованию

39. К методам педагогического изучения детей с ОВЗ и инвалидностью не относится:

г) педагогическое наблюдение

40. Согласно концепции СФГОС, какой из компонентов рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации настоящем и будущем:

а) компонент «жизненной компетенции»

б) «академический» компонент

41. В СФГОС выделено образовательных областей:

42. Что не обязано обеспечить образовательное учреждение для включенного в среду ребенка с ОВЗ:

а) реализацию специальных условий получения образования, рекомендованные ПМПК

б) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение в части социальной адаптации

в) полное усвоение образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением

43. Определите, о какой из образовательных областей СФГОС идет речь: знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением:

г) физическая культура

44. Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ и инвалидностью предполагает:

а) создание специальных условий

б) разработку специальных методов обучения и программ

в) специальный подбор преподавателей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данные тесты помогут учителю систематизировать и проверить знания обучающихся по всем изученным орфограммам.

Итоговый тест позволит проверить зания учащихся за курс обучения.

Проверка читательских умений.

Итоговый тест по русскому языку за 3 четверть во 2 классе.

Итоговый тест по математике в 3 классе (Подготовлен по УМК «Начальная школа ХХI века). Даёт возможность проверить систему знаний, умений и навыков школьников в конце третьего года обучения.

Итоговый тест по русскому языку в 3 классе (Подготовлен по УМК «Начальная школа ХХI века).Тест является проверкой знаний, умений и навыков третьеклассников на конец года, даётся в двух вар.

Тест проводится для проверки усвоения темы: «Новое время». Учащиеся сами могут увидеть результаты своего труда на уроке.

Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации». Обучение детей с ограниченными возможностями

Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно. Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.2012 года. Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Что говорит закон?

Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Но на деле оказывается совершенно не так, поскольку многие дети имеют особые образовательные потребности. Еще недавно таких ребят обучали отдельно, и они выпадали из общего образовательного процесса. Сегодня же все чаще встречается такое понятие, как инклюзивное образование. В законе об образовании оно описывается как обучающий процесс детей, к которым требуется индивидуальный подход. В основе данного метода лежит идея о том, что таких ребят нельзя дискриминировать. Как следствие, даже школьники с особыми потребностями в образовании могут обучаться в системе общего образования.

Новые веяния

Инклюзия сегодня – это развитая, гуманная и эффективная система образования, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения. То есть получается, что образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его здоровья – физического или умственного.

Несмотря на то что описано инклюзивное образование в законе об образовании, внедрение этого процесса в нашей стране вызывает массу споров, но еще больше – сложностей. В зарубежных странах инклюзия – это образовательный процесс с богатой историей, который законодательно закреплен. В России с этим проблемы, несмотря на то что почти 5% детского населения относится к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы инклюзии

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонения в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов:

  1. Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов.
  2. Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы.
  3. Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка.
  4. Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний.
  5. Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса.

Особенности законодательства

Министерство образования и науки призывает к тому, чтобы все дети имели одинаковое право на обучение. Разработка соответствующего закона об инклюзивном образовании велась при участии как профессионального сообщества, так и представителей детей-инвалидов. Основной принцип этого закона таков: каждый человек имеет право на образование без дискриминаций. Положения законопроекта указывают на то, что для реализации данного постулата в каждом субъекте РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны создать все условия для получения образования детьми с разным состоянием здоровья.

Инклюзивное образование в законе об образовании понимается как обучение детей с ограниченными возможностями, то есть лиц, у которых есть недостатки в развитии. В обязательном порядке любые отклонения должны быть подтверждены соответствующими справками. Сам образовательный процесс может быть организован как отдельно, так и совместно со здоровыми детьми. Под инклюзивным образованием законодательство закрепляет равный доступ к получению знаний для всех обучающихся независимо от того, есть ли у них определенные потребности или индивидуальные возможности.

Министерство образования и науки акцентирует внимание на том, что в детских садах и школах образовательный процесс должен вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого требующего внимания ребенка. Специальные условия – это разработка специальных программ и методов обучения, учебников, дидактических материалов, специальных технических средств, которые позволяли бы проводить коррекционные занятия.

Особенности образовательного процесса

Получение образования лицами с ограниченными возможностями ведется на основе бесплатных специальных учебников, пособий. За данную социальную поддержку отвечает конкретный субъект РФ. Инклюзивное образование в школе должно вестись специалистами, которые будут оказывать всестороннюю помощь детям: психолого-педагогическую, медицинскую, социальную. Инклюзивность образования и его доступность повышается и благодаря особым правам, которые действуют для таких лиц при поступлении в высшие учебные заведения.

Как все организовать на деле?

Инклюзивное образование организовать само по себе невозможно в первую очередь потому, что современная школа – это социальный институт, который направлен на обучение детей, способных усвоить стандартную программу. Чтобы организовать инклюзивное образование в школе, важно подготовить саму сложившуюся систему к этому явлению. А для этого нужно пересмотреть психологические и ценностные установки специалистов, уровень их компетентности. В большинстве школ учителя просто не готовы ни профессионально, ни психологически, ни методически к проведению подобной работы. К тому же всегда превалирует страх перед неизвестным, ведь обучать особенных детей очень и очень трудно. Соответственно, для начала нужно подготовить руководителей образовательных учреждений, где будет внедряться инклюзив, а уже потом открывать коррекционные классы.

Варианты образовательного процесса

Существует несколько возможностей организации учебного процесса для детей с особенностями развития:

  1. В первом варианте ребенок участвует в образовательном процессе наряду с остальными сверстниками в те же самые календарные сроки. Чтобы дети с ограниченными возможностями могли усвоить программу, важно предусмотреть для них поддержку педагогов, психологов.
  2. При втором варианте развития событий ребенок может обучаться в классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной продуманной программе.
  3. Обучение детей с проблемами с теми, у которых есть сходные особенности в развитии.
  4. В четвертом варианте предполагается разработка специального стандарта, согласно которому ребенок будет обучаться индивидуально.

Начинать нужно с детского сада

Федеральный закон модернизирует в первую очередь дошкольное образование. Именно поэтому продумывается инклюзивное образование в ДОУ, где дети могут получать качественные знания без каких-либо барьеров. Сегодня в России дети с ограниченными возможностями — не редкость. Но определенные недостатки физического или психического развития — не повод лишать их возможности обучаться вместе с остальными. Конечно, не все дети, да и не все взрослые готовы к такому совместному обучению, но и воспитатели, и учителя отмечают, что инклюзивное образование направлено на развитие у дошкольников толерантности, терпимости, милосердия, понимания того, что ребята с ограниченными возможностями – обычные, но со своими особенностями.

Специально для реализации такой возможности требуется создание определенных методик обучения. А для этого нужно грамотно оценивать возможности и образовательные потребности детей. Специально для этого проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на:

  • своевременное определение числа ребят, которые имеют ограниченные возможности;
  • выявление особых образовательных потребностей у детей, у которых есть проблемы со здоровьем;
  • определение оптимального педагогического маршрута;
  • оказание индивидуально-ориентированной помощи;
  • планирование коррекционных мероприятий, разработку программ;
  • оценку динамики развития детей и степень эффективности проводимой коррекционной работы;
  • консультативную помощь родителям.

Этапы диагностики ребенка

Дети-инвалиды требуют особенного подхода к обучению. В связи с этим уже в садах проводится специальная диагностика. Она осуществляется в три ступени:

  1. На первом этапе педагог получает представление о состоянии и развитии ребенка.
  2. На втором этапе проводятся различные мероприятия – беседы, тесты, опросы, анкетирование, которые необходимы для конкретизации и уточнения первого представления.
  3. На последнем этапе обобщаются полученные данные, анализируются, после чего продумывается определенная методика обучения.

В рамках мониторинга подвергается оценке психическое развитие ребенка, состояние его здоровья, степень развития общих способностей. После получения комплекса сведений педагоги оценивают возможность инклюзивного образования.

Какие имеются цели?

Коррекционно-развивающая работа проводится в первую очередь для того, чтобы оценить всестороннее развитие ребенка, который требует индивидуального подхода. Это нужно для обогащения его социального опыта, чтобы включение в коллектив было более гармоничным. Все мероприятия проводятся с учетом решения некоторых задач. Так, в плане здоровья важно сохранить и укрепить психическое здоровье ребенка, развить ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.

В рамках социализации важную роль играет обеспечение гармоничного вхождения ребенка с особенными потребностями в коллектив, формирование у него представлений о себе и окружающих, правилах поведения в обществе. Немаловажно и обучение детей-инвалидов с точки зрения коммуникации, художественного творчества, музыки – все это в комплексе позволяет аккуратно вовлекать их в общий образовательный процесс уже с ДОУ.

Особенность системы включенного образования в том, что она затрагивает все уровни образования – от детских садов до школ и университетов. Самое главное в этом процессе – создать безбарьерную среду для обучения людей с ограниченными возможностями.

Инклюзив в мире и в России

Развитие инклюзивного образования в мире началось еще в 70-е годы XX века, когда впервые были разработаны и внедрены нормативные акты, которые расширяли образовательные возможности инвалидов. В современной образовательной системе США и Европы одновременно развивается несколько подходов в рамках инклюзива. Постоянно проводятся различные исследования, которые оценивают экономическую эффективность инклюзивного образования. В большинстве западных стран финансирование государственных и муниципальных школ ведется из бюджета, поэтому и проблем с принятием детей-инвалидов в такие учреждения попросту не существует.

В нашей стране подобные учреждения появились в 90-е годы. Первая инклюзивная школа была открыта в Москве в 1991 г. — она называлась «Ковчег». Спустя еще год начал реализовываться проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в рамках которого в одиннадцати регионах России были созданы экспериментальные площадки для обучения детей с особенными потребностями.

Уже в 2008 году модель инклюзивного образования внедрялась в таких областях, как Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская и Самарская. В Москве на сегодняшний день уже открыто больше полутора тысяч общеобразовательных школ, где ведутся занятия в рамках инклюзивного образования.

Особенности развития инклюзива в нашей стране

Инклюзивное образование детей чаще всего ведется по разноуровневому принципу. То есть ребенок в зависимости от своих знаний может по одному предмету обучаться в базовой группе, а по другому – в углубленной. Но образование лиц с инвалидностью начинается еще в детском саду – в Москве и других городах России создаются специальные образовательные учреждения-интернаты, где есть коррекционные классы.

В столице принят закон, согласно которому лица с ограниченными возможностями могут обучаться и в общеобразовательной школе, и в специальном учреждении, и на дому – все зависит от индивидуальных потребностей и особенностей конкретного ребенка. Условия инклюзивного образования требуют принятия детей-инвалидов в школу на основе медико-психолого-педагогической комиссии.

В чем преимущества?

Инклюзивное обучение для детей-инвалидов – зачастую единственно возможный способ получать знания, несмотря на состояние своего здоровья. Вовлеченность в общий образовательный процесс, по мнению и психологов, и педагогов, хороша благодаря нескольким факторам:

  • детям с особенностями развития проще взаимодействовать со здоровыми сверстниками, нежели с теми школьниками, которые находятся в спецшколах;
  • в инклюзивной среде ребенку проще найти способы коммуникации с остальными детьми;
  • организация учебного процесса в малых группах позволяет здоровым сверстникам лучше относиться к лицам с инвалидностью.

Не менее полезен инклюзивный процесс обучения и для обычных школьников. Они учатся в первую очередь принимать других детей как себе подобных, помогать им, вовлекать их в общий образовательный процесс.

Быть или не быть?

Инклюзивное образование сегодня – это один из приоритетов образовательной политики, которая активно проводится в России. Переход к ней нужен, и он уже постепенно продумывается и поддерживается принятием соответствующих законодательных актов. Но чтобы такое явление прижилось в нашей стране, важно еще создать правильное общественное мнение. Специалисты отмечают, что включающее образование – это возможность создать гармоничное общество, в котором будет уютно чувствовать себя даже ребенок с серьезными проблемами. Но создать такое общество можно только в том случае, если и педагоги, и воспитатели, и родители, и сами дети будут заинтересованы в причастности к такому явлению в образовании.

Проблемы эффективного распространения идей инклюзивного образования

– Вы возглавляете Институт проблем инклюзивного образования с 2009 года. Расскажите, пожалуйста, какое событие стало стимулом для принятия такого важного решения?

– Моя профессиональная история достаточно типична. Я сибирячка. В системе образования работаю всю свою жизнь. В 1992 году мне предложили создать в Красноярске центр психолого-педагогического сопровождения детей в образовании. Это назначение стало переломным в моей профессиональной судьбе, поскольку именно в это время в России появились первые психологические центры. Сегодня это центр «Сознание». Следующей вехой стала работа в одном большом московском проекте по обучению детей с инвалидностью, где моей задачей было создание службы психолого-педагогического сопровождения. Сейчас эта служба называется «I-школа». В 2009 году Виталий Владимирович Рубцов, ректор МГППУ, предложил возглавить Институт проблем инклюзивного образования, и, как показывает теперь уже семилетний опыт работы, это стало интересным и перспективным решением. Не могу сказать, что моя карьера является уникальной. Я достаточно долго работала с «тяжелыми» детьми, о которых говорили, что они никогда не смогут учиться, убеждали родителей, что их дети необучаемы, что у них нет будущего. Однако несмотря ни на что мои бывшие воспитанники стали вполне самостоятельными людьми, они состоялись как личности, многие закончили наш университет. Когда на лекциях рассказываешь о становлении профессионала, понимаешь, что именно личный опыт помогает, с одной стороны, наладить диалог с аудиторией, с другой – лишний раз удостовериться в правильности выбранного пути.

– Правильно ли я понимаю, что создание института позволило систематизировать знания, которые были накоплены за последние 20 лет, в понимании идей инклюзивного, то есть совместного, обучения детей с ОВЗ и нормативно развивающихся детей, и вывести эти знания на новый, более качественный методологический уровень?

– Абсолютно верно. Уже достаточно давно стало очевидно, что государство примет идею инклюзивного образования, проведет все необходимые законодательные решения и сделает его неотъемлемой частью нашей жизни. Важным шагом в сторону формирования инклюзивного общества стала принятая в 2011 году госпрограмма «Доступная среда», в которой в том числе были сформулированы основные условия для создания безбарьерной образовательной среды. Перед всей системой образования в этой программе поставлена серьезная цель. Если сегодня каждая пятая российская школа должна быть готова к реализации программ инклюзивного образования, то к 2020 году – каждая первая. Что это значит? В первую очередь, это преобразование образовательной среды и школьного пространства таким образом, чтобы в них было одинаково удобно находиться и ребенку, передвигающемуся на коляске, и детям с нарушениями зрения или слуха, и, скажем так, обычным ученикам. Кроме этого, необходимо адаптировать школьную программу, повысить профессиональную квалификацию учителей общеобразовательной школы и сделать все для того, чтобы педагог мог без проблем работать в новой системе и был готов принять в свой класс ученика с особыми потребностями без потери качества обучения для всех других.

Сегодня образовательная политика ориентирована на стратегические изменения. В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, приняв таким образом на себя все обязательства по организации инклюзивного образования в нашей стране. К 2030 году все учреждения социальной сферы, в том числе и в образовании, должны стать полностью доступными для людей с инвалидностью, причем не только здания и сооружения, но и все предоставляемые в них услуги. Это грандиозная по своим меркам задача, и я очень надеюсь, что она окажется выполнимой.

– Программа «Доступная среда» ре ализуется в нашей стране уже пять лет. Насколько, по вашему мнению, за этот сравнительно небольшой период общество продвинулось в понимании инклюзии в широком смысле этого слова и насколько оно готово принять людей с особыми потребностями?

– Вопрос сложный и очень глубокий. Скептики утверждают, что российское общество еще не готово к принятию идей инклюзии. Однако здесь возникает вопрос: и что дальше? Если мы не готовы, то что нужно делать, чтобы стать готовыми? Проблема неготовности – это общая задача.

Реалисты предлагают задуматься, какие действия необходимо предпринять в первую очередь для того, чтобы изменить сознание большинства, постепенно переориентировав его на позитивное восприятие и внутреннюю готовность к принятию другого.

Специалисты фиксируют некоторый культурный разрыв: требования, которые прописаны в законодательных актах, не всегда могут достаточно быстро стать реальностью. Необходимо помнить о том, что инклюзия требует времени, это всегда система изменений. Сегодня мы можем наблюдать, что задан некий вектор движения и поставлены конкретные задачи, о первых же видимых результатах, думаю, можно будет говорить только через несколько лет.

Большую роль в этом процессе играют и учителя, и родители. Остановлюсь немного подробнее на изменении стратегии поведения администрации школы, поскольку в первую очередь я работаю с педагогическими коллективами.

Сейчас мы можем констатировать тот факт, что в целом по стране отношение к самой идее инклюзивного образования меняется. Одно из наших исследований, которое касалось восприятия педагогов, показывает, что если пять лет назад учителя в основном позитивно относились к новой форме построения школьной среды, то сейчас появляются сомнения. Совершенно справедливо возникает вопрос: возможно ли в условиях современной российской школы создать равные условия для всех без исключения учеников?

Меняется профессиональное мышление педагогов. Считаю, что это положительный результат: началось реальное осмысление идеи и поиск путей ее реализации, ведь появление в школе даже одного «особого» ребенка неизменно приводит к трансформации всего сообщества и среды школы. Важную роль в данном случае играет позиция администрации и в первую очередь директора. Грамотный лидер «запускает» планомерное изменение образовательной среды, а формальный руководитель находит причины для того, чтобы ученик с ОВЗ ни при каких условиях не смог учиться в его школе.

Опыт, который за последние пять лет приобрели педагоги, работающие по программам инклюзивного образования, очень разный и не всегда положительный. После того как были набиты первые шишки, пришло понимание, каким образом можно реализовать принципы совместного обучения. По моему глубокому убеждению, только ищущий и творческий учитель может переломить стереотип, прийти к пониманию невозможности «механической» инклюзии и вместе с психологами и методистами выработать эффективную стратегию изменений.

Большую роль играет и тот фактор, каким образом идея инклюзивного образования обсуждается в школах. Приведу такой пример. Два директора по окончании административного совещания, на котором обсуждались вопросы продвижения идей инклюзии, проводят педсоветы в своих школах. Первый директор информирует, что с этого года к ним приходят учиться дети с инвалидностью и это потребует создания специальных условий. Необходимость адаптации здания, классов, общественных помещений приведет к тому, что деньги, выделенные на долгожданный ремонт спортивного зала, будут потрачены на приобретение специальных технических средств. Второй директор также созывает педсовет и задает своим педагогам вопрос: кто из вас может найти предмет черного цвета в темной комнате? И далее: в этом году учениками нашей школы станут дети, которые умеют это делать и готовы научить этому всех нас. Да, они видят не так хорошо, как мы с вами, но они умеют ориентироваться в темноте. Наша задача – создать для них максимально комфортную образовательную среду, чтобы такие «особые» ученики смогли усвоить школьную программу так же хорошо, как и другие наши воспитанники. Как вы думаете, в какой из этих двух школ совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся будет организовано на более высоком и качественном уровне? Ответ очевиден.

Другая большая группа, участвующая в процессе принятия идеи инклюзии, это, конечно же, родители. Именно от них во многом зависит, насколько комфортно в их классе будет учиться разным детям. Учитель и родитель сегодня должны быть партнерами. В 2011 году наш институт проводил исследование, насколько родители готовы к принятию «особых» детей. Мы сравнивали типичные школы и учебные заведения, которые уже начали работать по программам инклюзивного образования. По окончании исследования была видна существенная разница в восприятии родителями идеи инклюзии. Тогда был сделан важный вывод: личный и профессиональный опыт взаимодействия с людьми с инвалидностью готовит к принятию идеи инклюзии. Когда ребенок оказывается в одной группе с одноклассником с инвалидностью, то тревога возникает в первую очередь у родителей. Снять повышенную обеспокоенность может только открытый и честный диалог. Родители должны чувствовать себя «включенными» в образовательный процесс
и доверять учителю.

Расскажу случай из практики одного инклюзивного детского сада. Мама приходит на прием к заведующей и сообщает, что хочет забрать своего ребенка. В ходе беседы выясняется: мама переживает, что ее ребенок дома копирует поведение мальчика с диагнозом ДЦП, который посещает ту же группу. Маме страшно, что у ее сына закрепятся такие же способы поведения. Заведующая детским садом направила маму на консультацию к психологу, которая рассказала, что в возрасте 4-5 лет дети часто копируют поведение других людей, поскольку у них еще не выработан стереотип правильного поведения. Так же как дома ребенок показывает необычные, на его взгляд, движения, в группе он в свою очередь транслирует отношение взрослых к тем или иным событиям, моделируя и осознавая таким образом привычные для него явления. Но именно за счет подражания и имитации происходит развитие личности ребенка, и лишать его такого ценного жизненного опыта было бы неразумно.

– В 2010 году Москва стала первым регионом России, в котором была принята местная программа инклюзивного образования. Насколько ее положения, на ваш взгляд, уже удалось исполнить?

– Да, действительно, Москва на протяжении последних шести лет реализует собственную программу инклюзивного образования. За это время накоплен колоссальный опыт, однако сравнивать столицу с другими регионами нецелесообразно. Первая причина достаточно очевидна – это уровень финансирования. Вторая причина заключается в самой системе построения образовательной вертикали в городе. Сейчас Москва последовательно претворяет в жизнь стратегию оптимизации образовательной сети. Созданные за последнее время обучающие комплексы уникальны по своей сути, поскольку под единым началом объединяют различные структуры: детский сад, учреждение дополнительного образования, школу, колледж. Такая форма организации учебного процесса позволяет оптимизировать финансовые потоки и наилучшим образом использовать профессиональные знания педагогов. Дети получают возможность спокойно, без дополнительных стрессов, проходить все ступени образования. В итоге решается несколько задач – осуществление преемственности между всеми этапами образовательного процесса, создание единого комплекса учебных планов, построение профессионального взаимодействия специалистов психолого-педагогического и методического сопровождения. Руководители таких объединений получают возможность использовать все имеющиеся инструменты для реализации принципов преемственности образовательной вертикали.

За шесть лет накоплен определенный практический опыт, который сегодня столичная система образования готова транслировать в другие регионы. В качестве примера могу привести школу «Ковчег», которая уже 20 лет последовательно развивает принципы инклюзии. Возникшая по инициативе родителей, она до сих пор является уникальной. В ней создана очень необычная среда с применением множества педагогических технологий и систем.

Еще одна феноменальная, на мой взгляд, школа расположена недалеко от станции метро «Белорусская» – это Центр образования № 1447 им. Н.А. Островского. Уже более 10 лет в нем обучаются дети с синдромом Дауна. Педагогами накоплен огромный опыт по социализации «особых» учеников. Постепенно школа расширяет свой опыт. Сегодня в центре функционирует и класс для детей с расстройствами аутистическо го спектра. Главным богатством, как и в предыдущем примере, являются педагоги, которые всегда готовы приступить к решению новых задач, поскольку это всегда получение другого педагогического опыта. Коллектив этого учебного заведения, безусловно, ориентирован на постоянное развитие и усовершенствование идей инклюзивного, то есть совместного, обучения без оглядки на диагноз ученика.

Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в Гимназии № 1540 (на «Новослободской»). Как и на «Белорусской», здесь тоже работают с детьми-аутистами. Весь образовательный процесс организован таким образом, что каждому ученику находиться в школе комфортно. Как можно добиться таких результатов? Думаю, секрет кроется в усилиях всего педагогического коллектива, мудрости администрации школы при организации школьной среды и желании родителей дать своим детям максимально доступное для них образование.

– Европейские страны и США последовательно развивают идею инклюзивного образования уже несколько десятилетий. «Особые» дети там имеют абсолютно равные права на получение того количества знаний, которое им необходимо. Как вы думаете, есть ли шанс у российской образовательной системы приблизиться к такому же уровню принятия «особых» детей и стоит ли в принципе к этому стремиться?

– Какая модель инклюзивного общества более приемлема для России? У нашей страны существует достаточно много особенностей, влияющих на закрепление принципов инклюзии, причем касаются они не только законодательной стороны вопроса, но и мировоззрения в целом, нашей культуры, духовности.

– Принятый недавно новый образовательный стандарт в своей концепции ориентирован на инклюзию. Прежде всего, снят постулат необучаемости. Одним из самых острых сегодня является вопрос о времени, которое потребуется регионам для ознакомления с требованиями стандарта. Страна у нас большая, и те вопросы, которые в Москве обсуждались на протяжении последнего десятилетия, в регионах только сейчас становятся предметом для профессиональных дискуссий. Далеко не все школы, особенно сельские, готовы стать доступными как по уровню технического оснащения, так и в вопросах кадрового обеспечения. В России складывается особая модель реализации инклюзии. Специалисты описывают два способа. Первый – поглощение, когда вся образовательная вертикаль становится инклюзивной и, по сути, в стране ликвидируются специальные (коррекционные) школы. Россия же развивает другую модель – сосуществование. У нас одинаково успешно функционируют все три варианта обучения детей с ОВЗ: специальные (коррекционные) школы, отдельные классы (классы интегрированного обучения) в рамках общеобразовательной школы и совместное обучение детей с инвалидностью и обычно развивающихся. Очевидные плюсы есть в каждом варианте образования. Решение всегда принимают родители. Специалисты психолого-медико-педагогической комиссии дают рекомендации, какие специальные условия необходимы обучающемуся. Школа самостоятельно разрабатывает адаптированную программу и определяет форму обучения. Многие школы приходят к инклюзивной культуре через организацию специальных классов, развивают процессы инклюзии через систему дополнительного образования.

– Чем для вас лично является инклюзия как явление современной жизни?

– Для меня это некая философия. Принципы, которые, по моему мнению, определяют ответственность каждого в том, что происходит вокруг. Включение всегда ответственно. Одной из основных задач нашего института является организация обучения для учителей. Первая лекция – о смыслах и природе инклюзивного процесса. Далее мы начинаем разговор о целях: зачем нужна инклюзия? Когда у педагогов сформируется четкое понимание необходимости «включающего» образования, тогда им будет проще найти механизмы реализации этой модели и наладить эффективный диалог между всеми участниками процесса – родителями, детьми, администрацией школы, психологами и т.д.

Кстати, ответ на вопрос о целях инклюзии у каждого свой. Меня многому научил опыт работы в «I-школе». Вспоминая ребят с очень непростыми диагнозами, их родителей, которые шли «напролом» и верили в своих детей, а не прогнозам врачей, отчетливо понимаю, что тогда, десять лет назад, «включая» их в систему образования, выстраивая для каждого индивидуальную программу, мы все делали правильно. Сегодня многие из наших учеников – взрослые самостоятельные люди. Естественно, родители и педагоги положили очень много труда, но эти усилия оправданы на все 200%.

Завершая большой и очень непростой разговор об инклюзии как норме жизни современного общества, я хотела бы остановиться еще на одной стороне вопроса. Развивая принципы инклюзии, многие страны отталкиваются от понятия «особые образовательные потребности», то есть акцент делается не на более привычных для нас «специальных нуждах», а на осознанных человеком потребностях. Только когда индивид понимает и осознает свои потребности, он может поставить важные именно для него цели и задать вопрос специалистам о том, как их достичь. Он знает, какая поддержка ему нужна. Он отвечает за свои решения и участвует в жизни общества.

Российская система образования строит включающее образование, используя понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это во многом затрудняет развитие инклюзивного образования, которое готово принять особенности человека и создать необходимые условия. Инклюзия – это история не про людей с инвалидностью, это история про само образование. Если мы хотим изменить ситуацию, то необходимо принять за аксиому тот факт, что у каждого человека есть свои личные потребности – в нашем случае это получение образования, необходимого для самостоятельной жизни и достижения поставленных целей. Как много времени нам потребуется? Посмотрим. Будущее покажет!

Статья написана по материалам сайтов: nsportal.ru, businessman.ru, www.istok-audio.com.

«

Это интересно:  Методической базой для разработки положений являются
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий