+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приоритетные направления развития образования до 2020 года

Дата размещения статьи: 28.02.2015

Проблемы, обозначенные в Концепции

К сведению. Сокращение сети вузов за счет реорганизации неэффективных образовательных учреждений ведется с 2013 г. Предпосылками для этого стали положения пп. а» п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и других нормативных актов.

3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В разд. IV Концепции отмечается, что в образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.
Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, соответствующих повышенным требованиям к ним, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.
4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.

Инновации в профобразовании

Как обозначено в разд. IV Концепции, Минобрнауки намерено существенным образом обновить сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается, что филиалы организаций высшего образования будут сокращены в пределах 80%, а сами вузы — в пределах 40%. При этом численность студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах, увеличится. Формируемое вузам государственное задание в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов.
Однако высшие учебные заведения ожидают не только количественные, но и качественные преобразования — ФЦП предлагает внедрить новые модели вузов. Как следует из разд. IX Концепции, для этого будут выполнены пилотные проекты по разработке и реализации новых моделей высших учебных заведений и новых образовательных программ. В рамках таких проектов должны быть определены опорные вузы региональных экономик, вузы массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса, а также вузы прикладного и технического бакалавриата. Кроме того, предстоит внедрить новые программы инженерного образования, модели аспирантуры и магистратуры, усовершенствовать очно-заочное и заочное обучение.
В системе профессионального образования (как вузах, так и учреждениях СПО) также планируется распространить новые формы организации учебного процесса — технологии проектного обучения, учебные планы на вариативной основе, позволяющие учитывать интересы и потребности студентов. В частности, к 2020 г. доля вузов, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, должна достигнуть 50% (Приложение 1 к Концепции).
Еще одна задача, стоящая перед организациями профессионального образования, — повысить качество управления в них (разд. IX Концепции). Для этого потребуется перейти на эффективный контракт с руководителями и профессорско-преподавательским составом учреждений, обеспечить результативную работу органов государственно-общественного управления, в которых должны присутствовать представители работодателей, внедрить систему мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников. Согласно целевым показателям, установленным ФЦП, к 2020 г. все вузы должны будут применять указанную систему мониторинга, а доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, должна достигнуть 100% (при уменьшении финансирования ФЦП — 92%).

Модернизация общего и дополнительного образования

В рамках этого направления, включенного в Концепцию, предполагается реализовать комплекс мер по использованию разработанных ФГОС, включая их методическое обеспечение и повышение квалификации преподавательского состава учреждений. Практическое внедрение нового содержания и технологий общего и дополнительного образования заключается, в частности, в следующем.
Согласно разд. IX Концепции в последующие пять лет планируется отработать новые организационно-экономические модели в дошкольном образовании: перейти на применение в деятельности соответствующих учреждений ФГОС дошкольного образования, повысить квалификацию по новым образовательным программам 95% педагогов и руководителей детских садов. Помимо этого, в каждом регионе должны быть созданы условия для государственно-частного партнерства в данной сфере (согласно целевым показателям к 2020 г. такие мероприятия необходимо провести во всех регионах), а также реализованы программы поддержки родительского просвещения для семей с маленькими детьми.
Общеобразовательным организациям придется сосредоточиться на качестве образования. Повысить его (путем реализации пилотных проектов) должны школы, демонстрирующие низкие результаты или функционирующие в неблагоприятных социальных условиях. Как следует из Приложения 1 к Концепции, доля региональных систем общего образования, в которых успешно реализованы подобные проекты, к концу 2020 г. должна составить 60% (при сокращении финансирования ФЦП — 47%). Лучшая практика такой работы будет распространена на остальные субъекты РФ. Одновременно в регионах предстоит создать сеть школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы, — на базе этих учреждений будут отрабатываться новые технологии и содержание обучения и воспитания.
Наконец, регионам предстоит создать условия и реализовать на своем уровне концепцию развития дополнительного образования детей — для этого необходимо разработать соответствующие программы модернизации. К 2020 г. такие программы должны воплощаться в жизнь в 90% регионов (при уменьшении финансирования ФЦП — в 70% субъектов РФ).

К сведению. Концепция развития дополнительного образования детей утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р. В ней в том числе предусмотрены разработка и реализация региональных программ развития данной сферы, а также модернизация инфраструктуры дополнительного образования.

В Концепции уделено внимание и проблеме качества педагогических кадров. Повышать его предполагается посредством внедрения оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также посредством реализации нового стандарта профессиональной деятельности (включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей).

Развитие системы оценки качества образования

Цели, поставленные в Концепции, и реализация запланированных в ней мероприятий потребуют усиления роли независимой оценки качества образования и образовательных результатов. В связи с этим планируется создать национально-региональную систему оценки на всех уровнях образования (как общего, так и профессионального), новые инструменты и оценочные процедуры (включая международные исследования качества).
В частности, согласно разд. IX Концепции в общем образовании (включая дошкольное) предполагается реализовать пилотные проекты по созданию региональных систем оценки качества и создать систему мониторинга, которая позволила бы оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в трех периодах обучения. При этом доля регионов, в которых созданы и функционируют системы оценки качества дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, к концу 2020 г. должна достигнуть 100% (Приложение 1 к Концепции). Также планируется модернизировать процедуры и механизмы ЕГЭ и ГИА, привлечь общественность к оценке качества общего образования и начать формировать пользовательские рейтинги.
Развивать систему оценки в среднем профессиональном и высшем образовании необходимо путем поддержки независимой аккредитации (общественной и профессионально-общественной) и оценки качества образовательных программ. Для этого необходимо усовершенствовать контрольно-надзорные механизмы, а также распространить единые оценочные средства для оценки образовательных достижений выпускников. Последняя мера позволит уменьшить диспропорцию в качестве подготовки выпускников различными образовательными организациями по одним и тем же программам профобразования. Кстати, доля вузов, использующих в своей деятельности единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников, к 2020 г. должна составить 50% (при сокращении финансирования ФЦП — 30%).
Кроме того, ФЦП предусматривает создание сети центров мониторинга качества образования, распространенной на всю территорию страны и все уровни образования (разд. IV Концепции). Благодаря подобной системе центров, мониторингом будет охвачено и само качество образования, и результаты, достигнутые обучающимися на различных этапах образовательного и жизненного пути — как в школе (практически в каждом классе), так и в системе дополнительного и профессионального образования.

Улучшение материально-технической базы

ФЦП также предполагает создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики. В рамках улучшения материально-технической базы организаций профессионального образования будут реконструированы и построены учебные и учебно-лабораторные корпуса, здания библиотек, объекты физкультурно-оздоровительного назначения, общежития. Как отмечается в разд. IV Концепции, проблема недостаточной развитости инфраструктуры образования не утрачивает своей актуальности даже в условиях ожидаемого сокращения численности студентов. Поэтому соответствующие инвестиционные проекты будут реализовываться, несмотря на реорганизацию вузовской сети и региональных сетей учреждений среднего профессионального образования.
В частности, на восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов и строительство новых общежитий планируется ежегодно направлять не менее 4 млрд руб. (разд. IX Концепции). При этом в качестве приоритетных будут рассматриваться объекты ведущих вузов различной ведомственной принадлежности (федеральные и национальные исследовательские университеты), вузов, являющихся системообразующими для экономики отрасли или региона, а также незавершенные или находящиеся в аварийном состоянии объекты. Предполагается, что с начала реализации ФЦП и до конца 2020 г. в эксплуатацию будет введено 23 тыс. мест в общежитиях (при сокращении финансирования — 18,4 тыс.).
По замыслу законодателя, развитие указанной инфраструктуры должно способствовать повышению качества и международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, улучшение социальной инфраструктуры (жилье для педагогов, общежития для студентов, спортивные объекты и др.) создаст дополнительные стимулы для закрепления в сфере образования и науки талантливых научно-педагогических кадров.

Финансирование мероприятий

Заключение

Новая ФЦП призвана решить ключевые проблемы системы образования. Несмотря на то что основной акцент в документе сделан на внедрении новаций в профессиональном образовании (ведь именно оно должно обеспечивать потребности экономики в квалифицированных кадрах), серьезные качественные изменения ожидают и остальные звенья системы образования. Причем перемены затронут не только профессиональную сторону деятельности образовательных организаций (в частности, обновление содержания и технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней), но механизмы управления этими организациями.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Направления развития сферы образования до 2020 г.

1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики (прежде всего это касается профессионального образования). Подобное несоответствие обусловлено в том числе противоречием, возникшим между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, а также нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, например, из-за отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкой стоимости труда молодого специалиста.

Кроме того, сегодня все еще существует рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда (наиболее ярко это проявляется в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании). Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.

2. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране. Данная проблема требует серьезного обновления вузовской сети.

3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.

Это интересно:  Аванс за первую половину месяца

Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, соответствующих повышенным требованиям к ним, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.

4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.

Минобрнауки намерено существенным образом обновить сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается, что филиалы организаций высшего образования будут сокращены в пределах 80%, а сами вузы — в пределах 40%. При этом численность студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах, увеличится. Формируемое вузам государственное задание в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов.

Однако высшие учебные заведения ожидают не только количественные, но и качественные преобразования — ФЦП предлагает внедрить новые модели вузов. Для этого будут выполнены пилотные проекты по разработке и реализации новых моделей высших учебных заведений и новых образовательных программ. В рамках таких проектов должны быть определены опорные вузы региональных экономик, вузы массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса, а также вузы прикладного и технического бакалавриата. Кроме того, предстоит внедрить новые программы инженерного образования, модели аспирантуры и магистратуры, усовершенствовать очно-заочное и заочное обучение.

В системе профессионального образования (как вузах, так и учреждениях СПО) также планируется распространить новые формы организации учебного процесса — технологии проектного обучения, учебные планы на вариативной основе, позволяющие учитывать интересы и потребности студентов. В частности, к 2020 г. доля вузов, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, должна достигнуть 50% .

Еще одна задача, стоящая перед организациями профессионального образования, — повысить качество управления в них. Для этого потребуется перейти на эффективный контракт с руководителями и профессорско-преподавательским составом учреждений, обеспечить результативную работу органов государственно-общественного управления, в которых должны присутствовать представители работодателей, внедрить систему мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников. Согласно целевым показателям, установленным ФЦП, к 2020 г. все вузы должны будут применять указанную систему мониторинга, а доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, должна достигнуть 100% (при уменьшении финансирования ФЦП — 92%).

ФЦП также предполагает создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики. В рамках улучшения материально-технической базы организаций профессионального образования будут реконструированы и построены учебные и учебно-лабораторные корпуса, здания библиотек, объекты физкультурно-оздоровительного назначения, общежития.

Проблема недостаточной развитости инфраструктуры образования не утрачивает своей актуальности даже в условиях ожидаемого сокращения численности студентов. Поэтому соответствующие инвестиционные проекты будут реализовываться, несмотря на реорганизацию вузовской сети и региональных сетей учреждений среднего профессионального образования.
В частности, на восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов и строительство новых общежитий планируется ежегодно направлять не менее 4 млрд руб.). При этом в качестве приоритетных будут рассматриваться объекты ведущих вузов различной ведомственной принадлежности (федеральные и национальные исследовательские университеты), вузов, являющихся системообразующими для экономики отрасли или региона, а также незавершенные или находящиеся в аварийном состоянии объекты. Предполагается, что с начала реализации ФЦП и до конца 2020 г. в эксплуатацию будет введено 23 тыс. мест в общежитиях (при сокращении финансирования — 18,4 тыс.).

По замыслу законодателя, развитие указанной инфраструктуры должно способствовать повышению качества и международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, улучшение социальной инфраструктуры (жилье для педагогов, общежития для студентов, спортивные объекты и др.) создаст дополнительные стимулы для закрепления в сфере образования и науки талантливых научно-педагогических кадров.

Финансирование многих мероприятий будет осуществляться путем конкурсной поддержки — она будет выделяться либо регионам, либо напрямую образовательным организациям, выдвигающим тот или иной проект.

Приоритетный национальный проект «Образование»

Приоритетный национальный проект «Образование» явился организационной основой государственной политики РФ в области образования. Он определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.

В финансировании реализации проекта предусматриваются как выделение средств из бюджетов всех уровней, так и дополнительное целевое финансирование мероприятий и проектов.

Главной целью стало развитие системы образования в интересах формирования социально активной, гармонично развитой, творческой личности во имя экономического и социального прогресса общества.

Органы государственной власти, общество, учреждения образования в итоге обеспечивают достижение следующих целей:

– предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;

– создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;

– гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;

– дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;

– обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного, устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;

– сохранение и развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностей многонационального государства;

– формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;

– совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;

– разграничение компетенций в области образования между органами государственной власти и местного самоуправления и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;

– достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;

– равноправное, взаимовыгодное, социально и экономически целесообразное сотрудничество системы образования РФ с системами образования иностранных государств и международными организациями.

Основными государственными и социальными гарантиями обучающимся признаны:

– реализация права на бесплатное общее, в том числе среднее полное и начальное профессиональное образование, дополнительное образование детей;

– доступность получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в сочетании с дополнительными гарантиями права на образование сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– возможность выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализации обучения, создания условий для профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся;

– полноценное питание обучающихся в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных условиях или бесплатно;

– финансовые льготы обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения и транспортом;

– самоуправление обучающихся в учебе и в быту;

– охрана жизни и здоровья обучающихся;

– получение профессионального образования гражданами с ограниченными из-за состояния здоровья возможностями;

– систематизация поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;

– выделение бюджетных средств на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся;

– создание рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики (с оплатой работы);

– совершенствование правовых основ взаимоотношения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Все это было предусмотрено в координационном плане совместных действий министерства образования РФ с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

Основными направлениями проекта явились:

– стимулирование инноваций в сфере образования;

– подключение школ к Интернету;

– поддержка талантливой молодежи;

– организация начального профессионального образования для военнослужащих;

– организация сети национальных университетов и бизнес-школ;

– дополнительные выплаты за классное руководство;

– направление в сельскую местность школьных автобусов;

– укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.

Следует подчеркнуть, что результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, адекватного социально-экономическим условиям.

В частности, поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению восприимчивости системы образования к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей кладет основу для реализации инновационного потенциала россиян.

Внедрение новой системы оплаты труда учителей, в том числе вознаграждение за классное руководство и иные доплаты, стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, создание новых федеральных университетов направлены на повышение качества профессионального образования, его взаимосвязи с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также ориентировано на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Интернетизация нацелена на распространение современных технологий во все сферы производства и общественной жизни, выравнивание возможностей всех российских школьников и педагогов.

Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, автобусы существенно повышают уровень доступности качественного образования.

В целом же достигается глобальная модернизация региональных систем образования, обеспечивающая условия для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

В свете этого, целями приоритетного национального проекта «Образование» видятся:

– ускорение модернизации российского образования;

– обеспечение успешности комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны;

– создание условий для достижения современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;

– содействие становлению институтов гражданского общества.

В ряду задач социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы, которые поставило перед собой государство, предполагается продолжение реструктуризации сети образовательных учреждений, в частности:

– оптимизация сети малокомплектных сельских школ;

– создание университетских комплексов, реализующих программы различных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие задачи;

– адресная система стипендиального обеспечения студентов (социальные и академические стипендии);

– нормативно-подушевой принцип бюджетного финансирования учреждений образования;

– финансирование высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, реализуемого на конкурсной основе;

– повышение прозрачности финансовых потоков, направляемых в учреждения образования, путем создания попечительских советов, публичной отчетности образовательных учреждений.

Основные мероприятия нацпроекта «Образование» направлены на решение следующих задач:

– реализация равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

– формирование экономических механизмов развития системы образования;

– разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;

– функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий;

– соответствие образования современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;

– разработка информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;

– научно-исследовательская и научно-техническая деятельность организаций системы образования, интеграция науки и образования;

– контроль качества образования;

– государственная и социальная поддержка работников системы образования, обучающихся и воспитанников;

– приоритетность фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;

– издание учебной, научной и методической литературы;

– централизованное обеспечение фондов библиотек системы образования за счет бюджетов всех уровней;

Это интересно:  Кто платит налоги за несовершеннолетнего ребенка

– производство учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения;

– совершенствование материально-технической базы, энергосберегающих технологий.

Однозначно, незыблемыми остаются две основные позиции государственной политики в области образования:

1. Образование (и школьное, и высшее) в основном остается бесплатным, при известной доле платного;

2. Образование должно строиться на единых стандартах, принципах системности и фундаментальности.

Отметим, что, согласно международным профессиональным стандартам, педагог должен иметь определенный набор различных технологических базовых и сопутствующих компетенций, способностей, требующихся для выполнения конкретной работы.

Базовые технологические компетенции в данном случае отражаются в государственных образовательных стандартах и квалификационных требованиях. Они объединяют знания и навыки, требующиеся для реализации профессиональной деятельности и должностных обязанностей.

Сопутствующие компетенцииявляются дополнительными и индивидуальными. Это потенциал личности, опыт, который позволяет педагогу быть успешным в профессиональной деятельности.

Говоря о содержательной стороне российского образования, надо упомянуть об эволюции образовательных программ. В целом их реформы сегодня вызываются изменениями в экономике и социальной сфере.

Новые программы предусматривают:

– приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;

– приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности;

– приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.

Здесь стоит отметить, что изменение требований непосредственно к педагогам привело к новому пониманию содержания их профессиональной переподготовки. В него входят не только профессиональные знания и умения, но и такие важные качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, умение учиться самим, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность… Сформулированный подход составляет основу организации личностно-ориентированного образования.

Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования и структуры, и содержания образования. Среди основных направлений данной реформы можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования, его компьютеризацию.

Государственная политика в области образования – это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.

Она определяется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством соответствующих нормативных документов Правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов (договоров, соглашений и т.п.), а также путем вовлечения в процесс ее реализации всех заинтересованных слоев общества (учащихся, их родителей, работников образовательных учреждений, работодателей), а также средств массовой информации, общественных и профессиональных ассоциаций, союзов и других влиятельных сил общества.

Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере.

Приоритетные направления развития образования до 2020 года

Опрос

Недостаток каких знаний, умений и навыков вы бы восполнили в первую очередь?

Знаний по предмету

Владения новыми технологиями

Знаний возрастной психологии и конфликтологии

Мне не хватает навыков по восстановлению сил, саморегуляции

У меня нет профессиональных дефицитов

Всего проголосовало: 29

Текущий номер

Зажигает только тот, кто сам горит

номер 23, от 4 июня 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

9 июня исполняется 350 лет со дня рождения первого русского учителя математики Леонтия Магницкого. Предтеча гениального Ломоносова, он ушел из родного Осташкова с обозом, чтобы доставить монахам Нило-Столобенской пустыни рыбу, и остался учиться, потом поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Крестьянский сын, бывший «страстным охотником читать и разбирать мудреное и трудное», сызмальства «кормивший себя работою своих рук» и, без сомнения, ума, почти 40 лет учительствовавший в Навигацкой школе, создавший знаменитый учебник «Арифметика, сиречь наука числительная». Подробная история великого педагога и сподвижника петровских образовательных реформ — в статье доктора педагогических наук Михаила Богуславского.

Учительская династия Костюковых началась с Антонины Андреевны. 37 лет она, учитель русского языка и литературы, директор сельской школы, посвятила своей профессии. Сегодня у Антонины Андреевны двое детей, пятеро внуков, пятеро правнуков и одна праправнучка. Сын – учитель физкультуры с 30-летним стажем, двое внуков – выпускники Воронежского педагогического университета, жена одного из внуков работала в детском саду старшим воспитателем, а теперь методист… О большом и интересном жизненном пути родоначальницы славной педагогической династии, которая недавно отметила 100-летний юбилей, – в материале Татьяны Масликовой.

«Моя миссия как родителя – воспитать своих дочерей как достойных продолжательниц нашей династии. А что касается профессии – свою миссию я вижу и в том, чтобы радовать публику нашими представлениями, и чтобы позиционировать цирк как искусство. В нашем обществе духовным приоритетам противостоят приоритеты потребительские. Порой слышишь, что искусство как бы и не нужно, оно мало влияет на жизнь людей. Но ведь именно искусство во многом делает человека человеком. Оно дергает за какие-то струны души, призывает к размышлениям, раздумьям о жизни», — из интервью представителя знаменитой цирковой династии в четвертом поколении, народного артиста РФ, художественного руководителя Большого Московского цирка Аскольда Запашного.

Наши приложения

«Мой профсоюз», №25 от 17 июня 2008 года

Концепция-2020: развитие образования

Руководство страны строит далеко идущие планы

Один из разделов Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, проект которой обнародовало правительство, посвящен образованию. Министерство образования и науки РФ предлагает обсудить этот документ на августовских совещаниях. Пока концепция не утверждена, у педагогов, руководителей образовательных учреждений, родителей есть возможность высказать свое мнение и повлиять на содержание документа. Не воспользоваться ею было бы непростительной ошибкой. Лев Толстой писал: «Будущего нет — оно делается нами». Российское образование получает шанс реализовать этот подход. Иначе оно окажется в будущем, сделанным для него. Учительская газета

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

3.3. Развитие образования

Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества, условием благополучия и безопасности страны.

Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

В основу модернизации системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных и командных подходов, логики «деньги в обмен на обязательства», конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Отдельные направления модернизации должны продолжать реализовываться в масштабах национального проектирования.

Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

Первая — обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями, включая:

расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении сроков обучения, модернизация системы образовательных стандартов общего и профессионального образования с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;

внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга (с участием представителей работодателей и общественных объединений), создание в регионах интегрированных центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

широкое системное распространение модульных программ профессиональной подготовки, обеспечение возможности выстраивания студентами и учащимися индивидуальных образовательных траекторий;

обеспечение участия общественности и бизнес-организаций в управлении учебными заведениями и контроле качества образования (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные управляющие советы);

привлечение объединений работодателей к участию в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в области профессионального образования, формированию перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования;

переход к нормативному подушевому бюджетному финансированию образовательных организаций, в т.ч. предоставляющих услуги профессионального образования, с обеспечением доступа к возможности получения бюджетного финансирования негосударственных образовательных организаций;

распространение практики формирования фондов целевого капитала, обеспечивающих устойчивое финансирование образовательных организаций из средств благотворительных пожертвований;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров для всех уровней системы образования, включая стимулирование притока в сферу образования молодых кадров.

Вторая — создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики:

обеспечение полномасштабного перехода к уровневому высшему образованию, включая предоставление части программ среднего профессионального образования статуса бакалавриата;

предоставление на конкурсной основе поддержки университетам, реализующим во взаимодействии с наукой и бизнесом инновационные программы развития, включая поэтапное формирование научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

расширение масштабов исследовательской и инновационной деятельности в вузах с развитием на их базе инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы и технопарки, в том числе в рамках реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства;

формирование комплексных учебных центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений начального и части учреждений среднего профессионального образования, с последующей передачей общеобразовательных и социальных функций учреждений начального профессионального образования системе общего образования;

распространение практики реализации региональных комплексных проектов модернизации общего образования на всей территории страны;

развитие профильного обучения на старшей ступени общего образования, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей;

привлечение ведущих университетов к повышению квалификации учителей, работе с талантливыми детьми, оценке качества школьного образования;

развитие механизмов конкурсной поддержки организаций общего образования, обеспечивающей формирование инновационных образовательных программ и использование новых технологий обучения;

развитие системы дополнительного образования школьников, расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми.

Третья — обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью:

реформирование системы стипендиального обеспечения студентов (существенное увеличение их размера при повышении адресности их предоставления);

обеспечение университетов общежитиями и помещениями для внеаудиторных занятий, отвечающих современным требованиям в рамках реализации проектов, финансируемых на конкурсной основе;

развитие механизмов государственной поддержки образовательного кредитования;

стимулирование расходов на профессиональное образование граждан и работодателей, включая увеличение размера социальных вычетов при определении обязательств по налогу на доходы физических лиц;

создание при университетах подготовительных отделений, финансируемых из федерального бюджета, доступных в первую очередь для граждан, проходивших военную службу по контракту;

развитие механизмов дистанционного образования в организациях высшего и дополнительного образования;

формирование системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования, развитие системы интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ, развитие системы конкурсов и олимпиад, с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций.

Это интересно:  Закон о больничных листах

Четвертая — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая:

создание системы внешней независимой сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

систематизация и обобщение требований к работникам всех квалификационных уровней, установленных в Российской Федерации в единой национальной квалификационной рамке;

формирование образовательной инфраструктуры, позволяющей человеку на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации: создание открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий, широкого спектра качественных инновационных программ непрерывного профессионального образования, в том числе сетевых;

содействие формированию системы независимой оценки качества непрерывного образования и развитию конкуренции на рынке услуг дополнительного образования;

предоставление поддержки созданию системы информационной и консультационной поддержки граждан и работодателей по вопросам получения непрерывного образования;

содействие повышению мотивации граждан к получению новых квалификаций;

повышение эффективности механизмов ресурсного обеспечения программ непрерывного образования; обеспечивающих в т.ч. создание условий для расширения практики обучения сотрудников предприятиями и организациями; предоставление права на подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных кадров организациям, не являющимся образовательными, включая коммерческие организации, с обеспечением доступа указанных организаций к бюджетному финансированию;

создание системы профессионального обучения (и сертификации под требования российского рынка труда) трудовых мигрантов на контрактной основе с последующей их отработкой по востребованным экономикой России специальностям;

максимально эффективное использование человеческих ресурсов.

Решение поставленных задач модернизации образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России.

Чтобы обеспечить конкурентоспособность системы образования, необходимо увеличение оплаты труда работников образовательных организаций до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда квалифицированных работников в коммерческом секторе экономики, а для профессорско-преподавательского состава ведущих университетов — до более высокого уровня, что с учетом потребности в масштабной модернизации технологической базы образования требует обеспечить рост доли расходов на образование в ВВП.

Ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач следующие:

переход к обучению в общеобразовательных учреждениях и организациях профессионального образования по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики;

переход на уровневые программы подготовки специалистов; преобразование не менее 20% учреждений среднего профессионального образования в образовательные учреждения, реализующие программы бакалавриата;

перевод большинства школ и учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование;

создание в большинстве школ и учреждений профессионального образования попечительских, наблюдательных и управляющих советов;

разработка стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» и проведение аттестации всех руководителей образовательных организаций по завершении ее прохождения;

введение стимулирующих надбавок преподавателям, учителям и управленцам с учетом результативности их деятельности и эффективности использования современных образовательных технологий;

создание условий для обеспечения участия работодателей в оценке профессиональных квалификаций в системе профессионального образования во всех регионах;

предоставление на конкурсной основе поддержки вузам, реализующим программы взаимодействия с наукой и бизнес-сектором (не менее 50 программ), включая строительство 15 университетских кампусов;

обеспечение поддержки студенческой и преподавательской академической мобильности, предоставляемой на конкурсных условиях;

вхождение России в ведущие международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений;

учет фактора проведения регионами институциональных преобразований в сфере образования при предоставлении регионам дополнительной финансовой поддержки;

развитие программ профильного обучения на старшей ступени общего образования;

внедрение различных моделей образования детей дошкольного возраста на базе некоммерческих организаций, учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, включая нормативное финансирование клубов раннего образования и консультирования для семей с детьми;

предоставление всем детям дошкольного возраста возможности получать услуги дошкольного образования.

формирование не менее 6-8 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

достижение образовательной системой страны результатов, необходимых для нахождения по итогам международных сопоставительных исследований в верхней трети рейтинг-листа по всем показателям качества общего образования;

ежегодная поддержка до 100 организаций, реализующих инновационные программы непрерывного профессионального образования;

ежегодная публикация до 50 общественных рейтингов организаций и программ непрерывного профессионального образования (включая программы бюджетного сектора);

сертификация квалификаций 60% трудоспособных мигрантов;

создание условий для участия в программах повышения квалификации и/или переподготовки не менее 20-25% занятого населения.

создание условий для привлечения молодых кадров в систему профессионального образования с достижением показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран ОЭСР;

завершение формирования полномасштабной системы непрерывного образования;

создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

доля программ непрерывного образования, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию, — 90%;

удельный вес предприятий и организаций, имеющих программы подготовки и/или переподготовки и повышения квалификации кадров, — 20%;

создание условий для участия в программах повышения квалификации и/или переподготовки не менее 25-30% занятого населения.

1 Для сопоставления, по данным Росстата, государственные расходы на образование составляют в настоящее время в Германии — 4,8% ВВП, Великобритании — 5,3% ВВП, Франции — 5,6% ВВП, США — 5,6% ВВП, а в среднем по странам G8 (без учета Российской Федерации) — 5,0% ВВП.

Основные направления развития образования в РФ до 2020 года

    Григорий Исаков 2 лет назад Просмотров:

1 Основные направления развития образования в РФ до 2020 года (Стратегия инновационного развития России: вызовы и перспективы) ГБОУ ДПО НИРО (Максимова С.А. проректор, докт.филос.наук)

2 Проблемное поле реализации Стратегии в области образования Экономическое измерение Невысокая «инвестиционная привлекательность» образования; недостаточный уровень интеграции образования и бизнес-структур; Неэффективное расходование государственных средств в образовании; Недостаточный уровень финансово-экономической поддержки внедрения инноваций в образовании и др. Социальное измерение Образовательное измерение Преимущественная ориентация госполитики на обеспечение социальной стабильности населения; поддержание устойчивого характера социальной инфраструктуры Неэффективность структуры и размытость содержания образовательных инноваций (имитационный характер инноваций, псевдоинновации); Неготовность (в т.ч. мотивационная) к управлению образовательными инновациями и их реализации на системной и регулярной основах; Снижение качества общего и профессионального образования (в т.ч. по отражению в международных рейтингах) Стремительное устаревание моделей организации и управления образовательным процессом, «догоняющий» характер образования и др.

3 Нормативно-правовая основа реализации Стратегии НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОКУМЕНТА 1. Обеспечение инновационного характера базового образования Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года 2. Модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития 3. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров 4. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей

4 Методологическая основа реализации Стратегии принцип доступности образования принцип качества образования принцип открытости образования принцип гибкости и вариативности образования принцип индивидуализации образования

5 Целевые ориентиры реализации Стратегии Миссия Стратегии Ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики Общие задачи Стратегии Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций; Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий; Формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; Обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений

6 Задачи в области образования (в соответствии с Концепцией 2020) обеспечение инновационного характера образования поддержка на конкурсной основе образовательных организаций, внедряющих инновационные программы, с обеспечением целенаправленного формирования, выявления, апробации и последующего распространения передовых методик преподавания и лучшей практики их работы, отвечающих задачам инновационного развития. формирование и развитие навыков и компетенций обучающихся, необходимых для инновационной деятельности (готовность к непрерывному образованию, профессиональной мобильности, способность к критическому мышлению, предприимчивость, готовность работать в команде, владение иностранными языками и т.д.) модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования, успешную социализацию лиц с ОВЗ; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие системы квалифицированного добровольного педагогического консультирования родителей и содействия семьям в развитии детей, а также системы социального патроната

7 Задачи в области образования (в соответствии с Концепцией 2020) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; обновление квалификационных требований и формирование современных профессиональных стандартов, обновление дополнительных профессиональных программ, совершенствование системы оплаты труда с опорой на создание современной системы оценки качества педагогической работы. формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; формирование прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования. системы и механизмы государственно-общественного управления, финансово-хозяйственной самостоятельности, оценки качества и эффективности деятельности образовательных учреждений

8 Некоторые ключевые шаги по реализации Стратегии Корректировка образовательных стандартов и внедрение технологий обучения в целях формирования навыков, необходимых для инновационной экономики Выстраивание системы поиска и обеспечения раскрытия способностей талантливых детей к творчеству Переход на предоставление государственных услуг в электронном виде, обеспечение безбумажного документооборота Определение механизмов и начало реальной поддержки регионов — инновационных лидеров Совершенствование механизма осуществления финансовой, организационной и консультационной поддержки инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла Повышение престижа научной, инженерной и предпринимательской деятельности, в том числе через популяризацию инновационной тематики в средствах массовой информации и сети Интернет Наращивание инновационной активности в государственном секторе экономики — в компаниях с государственным участием и государственных корпорациях, в том числе посредством принятия и реализации ими программ инновационного развития

9 Некоторые целевые индикаторы реализации Стратегии Доля населения в возрасте 5-18 лет, охваченная образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет (с 93,6% (2010 г.) до 97% (2020 г.)) Доля обучающихся по программам, соответствующим требованиям ФГОС, в общей численности обучающихся текущего года (общее образование (с 20% до 95%), среднее профессиональное образование (с 75% до 100%) Доля обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования (с 27% до 50%) Доля населения, участвующего в непрерывном образовании (за последние 12 месяцев), в числе опрошенных в возрасте от 25 до 64 лет (от 30,8% до 50%) Государственные расходы на образование (с 4,2 % ВВП до 5,3 % ВВП) Создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций Получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет

10 «Самый лучший стратегический план бесполезен, если он не может быть выполнен тактически» (Эрвин Роммель) НО! «Стратегические просчеты невозможно компенсировать тактическими успехами» (Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц )

Статья написана по материалам сайтов: mylektsii.ru, www.ug.ru, docplayer.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector