+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Расчет износа по единой методике

В соответствии с условиями договора ОСАГО на страховую компанию возлагалась обязанность возместить потерпевшему затраты на восстановление транспортного средства, пострадавшего в результате ДТП. Однако поскольку автомобиль не являлся абсолютно новым, перерасчет суммы ремонта производился с учетом коэффициента износа комплектующих частей.

Что собой представляет расчет износа

Под расчетом износа подразумевается определение величины потери стоимости деталей автомобиля по сравнению с его изначальной стоимостью, связанной со сроком использования запасных частей и их техническими характеристиками. Был необходим для корректировки суммы страхового возмещения по ОСАГО.

Кем и когда производился расчет износа

Расчет износа запчастей, подлежащих замене, осуществлялся экспертом-техником при проведении независимой технической экспертизы. Детали, на которые износ считался нулевым и не учитывался при определении суммы страхового возмещения:

  • ремни и подушки безопасности;
  • сцепные устройства;
  • комплектующие, при неисправности которых движение автомобиля запрещено (все элементы рулевого управления и системы торможения).

Полный перечень запчастей указан в Приложении 7 к Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт №432-П от 19.09.2014 г., утвержденной Банком России.

Формула вычисления коэффициента износа

Согласно Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт №432-П от 19.09.2014 г., расчет износа подлежащих замене комплектующих рассчитывался по следующей формуле (п. 4.1):

  • ИКИ — процент износа запчастей;
  • e — основание натуральных логарифмов (примерно 2,72);
  • ΔT — коэффициент, учитывающий влияние на износ срока использования детали;
  • ТКИ — срок использования детали в годах;
  • ΔL — коэффициент, учитывающий влияние на износ срока пробега;
  • LКМ— срок пробега автомобиля (в тысячах километров).

При этом на некоторые комплектующие мог устанавливаться дополнительный индивидуальный износ, если они находились в заведомо худшем состоянии, чем само транспортное средство.

Законодательные нововведения по ОСАГО в 2019 году

В 2019 году выплаты и ремонтные работы по договору ОСАГО производятся без учета коэффициента износа запасных частей. Порядок расчета был изменен в мае 2017 года. Кроме того, денежную выплату законодатели сохранили в качестве крайней меры, сделав преимущественным натуральный вариант возмещения путем произведения ремонта на аккредитованных станциях технического обслуживания.

Законодательное регулирование

Изменения в ФЗ № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. были внесены в 2017 году.

Норма о выплате страхового возмещения по ОСАГО с учетом износа перестала действовать с принятием ФЗ №49-ФЗ от 28.03.2017 г.

Учитывается ли износ при выплате страхового возмещения

В 2019 году возмещение стоимости ремонта осуществляется без учета износа запасных частей независимо от формы (денежное или натуральное). В подавляющем большинстве случаев восстановление производится на СТО, с которой у страховой компании заключен договор. Денежная компенсация ремонтных работ встречается только в виде исключения:

  • стоимость ремонта превышает 400 тысяч рублей;
  • пострадало иное имущество;
  • страховая компания не имеет возможности отправить пострадавшее транспортное средство в автосервис;
  • ДТП оформлено по европротоколу без вызова ГИБДД, сумма ущерба по нему выше 100 тысяч рублей;
  • автомобиль полностью уничтожен и не подлежит восстановлению;
  • в качестве страхователя выступает международная компания.

В целом изменения, внесенные в закон об ОСАГО, призваны учитывать интересы потерпевшей стороны и более невыгодны нарушителям правил дорожного движения.

Калькулятор износа

Расчет износа

При оценке автомобиля или причиненного ему ущерба учитывается его износ. Это — показатель физического старения транспортного средства или его отдельных элементов, которое происходит при нормальной эксплуатации. Степень этого старения выражается в процентах и определяется сроком эксплуатации, пробегом. Она может рассчитываться:

  • для автомобиля в целом, если для него не выполнялся ремонт или замена комплектующих;
  • для отдельных узлов, агрегатов (поврежденных в результате ДТП, подлежащих замене или ремонту).

Порядок расчета определен единой методикой ЦБ РФ и применяется для транспортных средств, застрахованных по программе ОСАГО. Калькулятор компании «Инвест Консалтинг» на этой странице помогает рассчитать износ с учетом положений единой методики по показателям:

  • тип ТС;
  • страна производства;
  • пробег (на момент ДТП или на дату оценки);
  • год выпуска (начала эксплуатации);
  • дата оценки или ДТП.
Это интересно:  Медицинская страховка для участия в соревнованиях

Результаты расчета калькулятора являются справочными. Чтобы точно оценить, насколько изношено транспортное средство, обратитесь в любой из офисов компании «Инвест Консалтинг».

Расчет степени износа нужен, если:

  • при оценке ущерба вычисляется утрата товарной стоимости;
  • после аварии с участием застрахованного по ОСАГО автомобиля ущерб будет компенсироваться в денежной форме;
  • стоимость транспорта оценивается при имущественном споре, для бухгалтерии, нотариуса и т.п.;
  • проводится автотехническая экспертиза.

ЕДИНАЯ МЕТОДИКА: УЧИМСЯ СЧИТАТЬ

Тема справедливой оценки восстановительного ремонта остается острой, несмотря на то, что Банк России более года назад утвердил «Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». С помощью нашего эксперта Сергея Зубриського попытаемся разобраться, как она работает, на конкретном примере.

Сергей Зубриський

окончил Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) в 1968 году, с 1970 по 2005 годы работал в МВД России, в настоящее время является профессором Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) кафедры «Автомобили и транспортно-технологические системы».

Рассмотрим, как производится расчет размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства (ТС) в случае ДТП по ОСАГО:

  • автомобиль – CHERY T11 TIGGO;
  • год выпуска – 2009;
  • пробег – 85251 км;
  • дата ДТП – 18 июля 2015 г.

При расчете будет применяться «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», утвержденная Банком России 19 сентября 2014 года №432-П (далее по тексту – Единая методика или Методика).

Методика является обязательной для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно п.п. 3.1. и п.п. 3.2. целью Единой методики является расчет расходов на восстановительный ремонт, установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до дорожно-транспортного происшествия. Перечень повреждений ТС в результате ДТП определяется при первичном осмотре поврежденного транспортного средства и может уточняться (дополняться) при проведении дополнительных осмотров.

Согласно п.п. 3.3 Единой методики размер расходов на восстановительный ремонт определяется на дату дорожно-транспортного происшествия с учетом условий экономических регионов.

Согласно п.п. 3.4. Единой методики размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте ТС: «…относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации, характеризуется показателем износа. » В соответствии с Единой методикой размер расходов на восстановительный ремонт поврежденного ТС определяется с учетом расходов на материалы и запасные части, необходимые для ремонта ТС, а также расходов на оплату работ по восстановлению ТС.

Расчет размера расходов (в рублях) на восстановительный ремонт производится по формуле:

Свр — стоимость ремонта (расходы на восстановительный ремонт);

Рр — расходы на проведение работ по ремонту транспортного средства;

Рзч — расходы на запасные части, используемые взамен поврежденных деталей (узлов, агрегатов).

Главным и самым сложным вопросом был и остается расчет амортизации узлов и агрегатов ТС. Согласно Главе 4 Единой методики, износ всех комплектующих изделий ТС рассчитывается износом ТС в целом. Но на самом деле существует целый ряд узлов и агрегатов ТС, которые не подвергаются или практически не подвергаются амортизации и имеют срок службы на протяжении всего срока службы ТС, но которые могут быть повреждены во время ДТП. Также следует не забывать, что существуют различные условия эксплуатации автомобиля, стиль эксплуатации и уход за ТС самим владельцем. Иными словами, общий подход здесь неприменим. Предложений по решению этого вопроса на сегодня множество, к примеру — индивидуальная оценка состояния ТС, как внешнего, так и технического, при заключении договора ОСАГО.

Это интересно:  Неиспользованные отпуска сгорают или нет

Согласно требованиям п.п. 4.1. Единой методики, «при расчете размера расходов на восстановительный ремонт стоимость ремонта уменьшается на величину размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов)», износ остальных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:

И ки— износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (процентов);

е — основание натуральных логарифмов (е ≈ 2,72);

T — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) его возраста;

Тки — возраст комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (лет);

L — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;

Lки — пробег транспортного средства с комплектующим изделием (деталью, узлом и агрегатом) (тыс. километров).

Значения коэффициентов ∆T и ∆L для различных видов транспортных средств приведены в приложении 5 данной Методики.

В нашем рассматриваемом случае, на примере автомобиля CHERY T11 TIGGO, значения вышеперечисленных коэффициентов будут следующие:

П.п. 4.3. данной Методики устанавливает следующее: «…срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), подлежащего замене, рассчитывается в годах (с использованием целых значений и применением округления в соответствии с правилами математики) от даты начала эксплуатации транспортного средства либо от даты замены такого комплектующего изделия. Если точная дата начала эксплуатации неизвестна, она принимается равной 1 января года выпуска». Подставляя данные коэффициенты в уравнение (2), получим:

Отсюда следует, что при расчете запасных частей мы будем учитывать износ узлов и агрегатов ТС, равный 44,52%.

Далее определим среднюю стоимость запасных частей на данный автомобиль в московском регионе по п.п. 7.2.1. Единой методики.

При расчете стоимости запасных частей следует помнить следующие критерии поиска, описанные в полной мере в п.п. 7.2.1., а именно: «…сбор исходной информации по ценам на запасные части для формирования общего массива выборки цен, включающих в себя цены максимально доступного количества позиций запасных частей (деталей, узлов, агрегатов), содержащихся в каталогах изготовителей транспортных средств, проводится по публично доступным источникам (например, прайс-листы, информационные базы данных) розничных и оптовых цен компаний, осуществляющих поставки и/или продажи запасных частей в Российской Федерации; …при наличии возможности выбора цен «оригинальной» детали выбирается минимальная (в случае выбора из двух цен) или наиболее близкая к минимальной, но не минимальная (в случае выбора из трех и более цен) цена». А также: «…из всего массива, полученного в результате наблюдений цен в конечных точках продажи, для каждой запасной части (детали, узла, агрегата) из каждой группы цен выбирается (а не рассчитывается) одна цена — средняя. Выборка признается достаточной, если в ней есть три значения…».

В нашем случае поиск запасных частей проходил 13 августа 2015 года Расчет по средней стоимости запасных частей и агрегатов и расчет по износу отображен в таблице1.

Порядок расчета износа транспортного средства по ОСАГО

Действующий расчет износа автомобиля впервые был внедрен РСА в 2014 году, что было обусловлено сильным разбросом цен на запчасти, работы и восстановительный ремонт. Разработчиком ключевого документа со сложным названием «Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» выступил Центробанк РФ.

В материале, посвященном независимой экспертизе после ДТП по ОСАГО подробно описано, на что опирается эксперт при расчете износа, товарной стоимости остатков и всей процедуре, а в данной статье рассмотрен непосредственный порядок расчета износа ТС. Практическая польза этого процесса состоит в определении разницы между стоимостью новой детали и изношенной.

Итак, законодательные нормы оговаривают четыре типа комплектующих ТС, связанных с износом:

  • деталей, узлов, агрегатов;
  • шин транспортного средства;
  • находящихся в худшем состоянии против всего ТС;
  • элементов, для которых значение износа равно 0.

Ниже рассмотрен порядок оценки каждой группы комплектующих ТС.

Износ комплектующих

Для оценки величины износа специалисты применяют сложную формулу. Она включает частные факторы, связанные с конкретным ТС, и общие, что применимы ко всем транспортным средствам данного типа:

Это интересно:  Как отменить судебное решение по кредиту

В данной формуле присутствуют следующие показатели:

  • Ики — износ комплектующего, исчисляемый в процентах;
  • е — натуральный логарифм, принимаемый равным 2.72;
  • ΔТ — коэффициент отношения срока эксплуатации комплектующего к износу;
  • Тки — срок эксплуатации агрегата в годах;
  • ΔL — коэффициент отношения пробега ТС к износу конкретной детали;
  • Lки — пробег ТС в тысячах километров.

Параметры ΔТ и ΔL,в отличие от показателей конкретного транспортного средства, принимаются равными среднестатистическому возрасту транспортного средства и его пробегу. В частности, показатель срока эксплуатации отечественных автомобилей — ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ЗАЗ или ТагАЗ — принимается за 0,057, а среднего износа — за 0,003.

В Положении «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» значится параметр, касающийся усредненного пробега транспортных средств. Он описан в Приложении 8 и применяется для ряда показателей вышеприведенной формулы. Законодатель считает, что в той же Адыгее легковой автомобиль физического лица проезжает 14, юридического — 22, грузовое ТС — 55, а такси и автобусы — 80 тыс. км.

Данные цифры получены на основании многолетней работы и, вероятнее всего, недалеки от истины. Но применяют среднестатистический пробег только в случае, когда одометр транспортного средства сломался в результате ДТП или не функционировал!

Износ шин

Для определения износа шин применяют куда более простую формулу, однако покрышка возрастом от трех до пяти лет считается дополнительно изношенной на 15%, а в возрасте старше — на 25%.

В этой формуле используются следующие коэффициенты:

  • Иш — износ шины;
  • Нн — высота протектора у новой покрышки;
  • Нф — фактическая высота протектора;
  • Ндоп — минимальная допустимая высота протектора согласно закону.

Износ деталей и агрегатных узлов

Приложение № 6 Методики оговаривает повышающий коэффициент для деталей, узлов и агрегатов, которые находятся в худшем — по отношению ко всему транспортному средству — состоянии. На практике это означает, что битые, крашеные, колотые запчасти оцениваются на порядок ниже визуально исправной. В представленной ниже таблице приведены значения таких коэффициентов.

№пп Показатель Коэффициент
1 Повышенная коррозия 25%
2 Повреждения детали более 10%, не относящееся к ДТП 30%
3 Видимые следы ремонта с нарушением технологии 40%
4 Дефекты и повреждения ЛКП более 10%, не относящиеся к ДТП 25%
5 Ремонтные врезки, вставки, армирование 40%
6 Царапины, сколы и потертости фар и фонарей 45%
7 Повреждения неокрашенного пластика, не относящиеся к ДТП 40%

Комплектующие, не подверженные износу

В Положении есть третья категория комплектующих, которые попадают в категорию «не подвергаемые износу». Их количество велико и достигает 102 штук, и их основной признак — выполнение функций по обеспечению активной и пассивной безопасности транспортного средства. В частности, туда относятся пиропатроны и подушки безопасности, элементы гидравлической и пневматической системы тормозов, элементы рулевого управления, опорно-сцепные устройства (включая трамвайные).

Список комплектующих, представленный в Положении, нельзя считать всеобъемлющим. В нем отсутствуют такие элементы, как стекла (априори не подверженные износу), часто страдающие в «тычковых» ДТП фары и фонари, элементы крепления радиатора и вентилятора (допустим, «телевизор»), многие другие. Если детали ходовой части можно приравнять к расходным материалам и начислить износ, то ряд конструктивных элементов автомобиля служат десятки лет без утраты функций.

Подводя итог

Расчет износа по ОСАГО достаточно сложная и специфичная тема, где есть место и двоякому толкованию норм, и злоупотреблениям. Независимые эксперты от СК и эксперты-техники со стороны могут, пользуясь методикой, насчитать совершенно разные цифры. Потерпевшим в ДТП, недовольным размером компенсации по ОСАГО, лучше обратиться к калькуляторам ОСАГО или опираться на среднестатистические выплаты по подобным автомобилям.

Самостоятельная попытка расчета вряд ли увенчается успехом, ведь для важнейшего параметра — определения стоимости оригинальной детали согласно РСА — нужно знать заводские коды элементов, а найти их в открытом доступе вряд ли удастся.

Статья написана по материалам сайтов: www.inconsalt.ru, consult-cct.ru, insur-portal.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector