+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Разработка плана мероприятий ликвидации аварий

С начала 2014 года к опасным производственным объектам предъявляются все новые и новые требования. Во-первых, решился вопрос с классификацией ОПО и порядком государственного надзора за их эксплуатацией. Во-вторых, изменился характер документального обеспечения работы на ОПО. В частности, введен ряд новых документов (системы управления промышленной безопасностью, обоснование безопасности ОПО), а также обновлены требования к существующим нормативно-техническим актам, таким, как План мероприятий по локализации и ликвидации авариных ситуаций (ранее – ПЛАС), Положение о производственном контроле (ППК). Как самостоятельный документ выделено Положение о техническом расследовании причин аварий и инцидентов на ОПО (ранее было лишь отдельным разделом в ППК).

В данной статье мы обсудим новые правила разработки и согласования такого документа, как План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (ПМЛАС).

Действующее положение о подготовке этого документа (утв. Постановлением Правительства РФ № 730 от 26.08.2013) вступило в силу с 1 января 2014г. Согласно обновленным нормам ПМЛАС разрабатывается для целей обеспечения готовности организаций, обслуживающих ОПО, к действиям по локализации и/или ликвидации последствий аварий на данных объектах.

Так, план мероприятий выступает очень важной частью общего пакета мер и документов для безопасной, надежной и законной эксплуатации ОПО на территории РФ. К нему примыкают ПЛАРН (для компаний нефтяной отрасли), ППК, Положение о расследовании причин аварий и инцидентов на ОПО и т.д.

Следует обратить внимание, что в связи с новой классификацией ОПО планмероприятийлокализации и ликвидации аварий имеет новые сроки действия (п. 5 Положения о разработке ПМЛАС). Он определятся типом и классом опасного объекта и составляет:

  • для угольных шахт и ОПО, где проводятся горные работы в подземных условиях, – 6 месяцев;
  • для ОПО, где проводятся открытые горные работы либо работы по обогащению полезных ископаемых, – 1 год;
  • для ОПО I категории опасности – 2 года;
  • для ОПО II категории опасности – 3 года;
  • для ОПО III категории опасности – 5 лет.

Разрабатывать План мероприятий по локализации и ликвидации аварий для объектов IV категории опасности не требуется.

Каждый владелец ОПО должен иметь в виду, что план мероприятий по ликвидации аварий – документ временного характера и должен периодически пересматриваться. Пункт 7 положения о разработке ПМЛАС сообщает, что аудит этого нормативного акта нужно проводить:

1. Не менее чем за 15 дней до истечения срока его действия (сроки действия ПМЛАС см. выше);

2. Не позже, чем через 1 месяц после:

  • реконструкции, технического перевооружения ОПО или изменения технологии производства (эксплуатации);
  • внесения корректив в применяемые на ОПО методики (методы) измерений или типы средств измерений (в рамках осуществления производственного контроля за соблюдением требований ПБ);
  • внесения изменений в систему управления технологическими процессами на ОПО;
  • введения новых или закрытия уже отработанных участков горных выработок, а также внесения корректив в схемы вентиляции и после изменения путей выхода работников при аварии;

3. Исходя из результатов технического расследования причин аварии на ОПО (по факту принятия соответствующего Акта).

Кроме того, План мероприятий по ликвидации аварий на ОПО должен быть пересмотрен по предписанию Ростехнадзора, особенно если ведомство обнаружило несоответствие информации, содержащейся в ПМЛАС, и сведений, полученных в ходе проведения надзорных мероприятий.

Зачем разрабатывать ПМЛАС

Подготовка практически всех документов в сфере промышленной безопасности ОПО является обязательной и регулируется законом. Так, необходимость и порядок разработки ПМЛАС определяются:

  • Федеральным законом от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…».
  • Постановлением Правительства от 26.08.2013г. № 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
  • Приказом Ростехнадзора от 26.12.2012г. № 781 «Об утверждении рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах».

Документ будет важен и для самих владельцев ОПО, ведь с его помощью можно будет быстро и с минимальными потерями ликвидировать последствия аварий на объекте. Как показывает практика, далеко не все собственники опасных объектов четко представляют, как действовать в кризисных и проблемных ситуациях, какие меры предпринимать в первую очередь, с какими ведомствами и организациями взаимодействовать.

К тому же, наличие свежего и согласованного ПМЛАС является важным условием получения Лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО.

Как проходит разработка ПМЛАС

Разработка плана по ликвидации аварий ложится на плечи владельца ОПО или обслуживающей организации. В документ должны быть включены:

  • Потенциальные сценарии возникновения и развития аварий на ОПО.
  • Алгоритм первоочередных действий при получении сигнала об аварии на ОПО.
  • Информация о достаточном количестве сил и средств, применяемых для локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО и соответствующих задачам устранения инцидентов. Важно при этом указать, нужно ли привлекать профессиональные аварийно-спасательные формирования.
  • Схема взаимодействия указанных выше сил и средств, а также их состав и дислокация.
  • Порядок обеспечения постоянной готовности к ликвидации последствий аварий на ОПО с указанием организаций, которые ответственны за поддержание сил и средств в установленной степени готовности.
  • Сведения об организации управления, связи и оповещения при аварии на ОПО.
  • Информация о системе взаимного обмена информацией между организациями, участвующими в локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
  • Порядок действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб по ликвидации аварийных ситуаций.
  • Перечень мероприятий, направленных на обеспечение безопасности местного населения.
  • Сведения об организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации аварий на ОПО.

Как правило, ПМЛАС утверждается руководителем (либо техническим директором) предприятия, эксплуатирующего ОПО, и согласовываются с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключен договор на обслуживание ОПО.

Это интересно:  Потеря пакетов интернета как исправить

План мероприятий по ликвидации аварий состоит из титульного листа, общих и специальных разделов.

Общие разделы ПМЛАС содержат характеристику ОПО; сценарии возникновения и развития аварий, а также источники (места) возникновения инцидентов. Также в общей части документа нужно указать характеристики аварийности и травматизма, присущие ОПО.

Специальные разделы ПМЛАС формируются на основании данных, включенных в общие части документа, и регламентируют порядок действий в случае аварии на ОПО согласно требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области ПБ. В специальные разделы также включается собственно перечень мероприятий и расчетно-пояснительная записка. Средний объем ПМЛАС, разработанного по всем правилам, составляет 80 страниц.

Практический опыт показывает, что разработку ПМЛАС лучше доверить квалифицированным специалистам. Собственный персонал заказчика редко сталкивается с подготовкой подобных документов и может допустить оплошности, которые дорого обойдутся при возникновении реальной аварии.

Стоимость услуг по разработке ПМЛАС

Когда предприятию требуется разработка ПЛАС, цена зависит от следующих факторов:

  • технологические характеристики ОПО (сложность технологических процессов);
  • сложность запланированных мероприятий по ликвидации ЧС и защите сотрудников предприятия;
  • срочность работ по подготовке ПМЛАС;
  • исходное состояние сведений об опасном производственном объекте.

Специалисты «МТК Эксперт» предалагют своим Заказчикам выгодную стоимость разработки ПМЛАС – от 39 тыс. рублей.

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий

Одним из документов, необходимых для получения/переоформления лицензии на эксплуатацию ОПО, является План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛПА), который необходимо согласовывать с ПАСФ. ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” устанавливается обязанность разработки данного документа для следующих объектов:

  • объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
  • объекты черной и цветной металлургии, оборудование которых рассчитано на максимальное количество расплава 500 кг и более;
  • объекты, на которых ведутся горные работы и работы по обогащению полезных ископаемых;
  • объекты, на которых осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси.

Действующее на сегодня положение для этого документа (утв. Постановлением Правительства РФ № 730 от 26.08.2013) вступило в силу 1 января 2014 г. Согласно новым нормам, ПМЛЛПА разрабатывается для целей обеспечения готовности организаций, обслуживающих ОПО, к действиям по локализации и/или ликвидации последствий аварий на данных объектах.

Обратите внимание, что в связи с новой классификацией опасных производственных объектов, план предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций имеет новые сроки действия:

  • для угольных шахт и ОПО, где проводятся горные работы в подземных условиях, – 6 месяцев;
  • для ОПО, где проводятся открытые горные работы либо работы по обогащению полезных ископаемых, – 1 год;
  • для ОПО I категории опасности – 2 года;
  • для ОПО II категории опасности – 3 года;
  • для ОПО III категории опасности – 5 лет.

Разработка плана мероприятий предупреждения и ликвидации аварий

В план мероприятий должны быть включены:

  • Потенциальные сценарии возникновения и развития аварий на ОПО.
  • Алгоритм первоочередных действий при получении сигнала об аварии на ОПО.
  • Информация о достаточном количестве сил и средств, применяемых для локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО и соответствующих задачам устранения инцидентов. Важно при этом указать, нужно ли привлекать профессиональные аварийно-спасательные формирования.
  • Схема взаимодействия указанных выше сил и средств, а также их состав и дислокация.
  • Порядок обеспечения постоянной готовности к ликвидации последствий аварий на ОПО с указанием организаций, которые ответственны за поддержание сил и средств в установленной степени готовности.
  • Сведения об организации управления, связи и оповещения при аварии на ОПО.
  • Информация о системе взаимного обмена информацией между организациями, участвующими в локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
  • Порядок действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб по ликвидации аварийных ситуаций.
  • Перечень мероприятий, направленных на обеспечение безопасности местного населения.
  • Сведения об организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации аварий на ОПО.

Документация и информация, необходимая для разработки Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий

  1. Ф.И.О., должности, телефоны, факсы руководителей высшего звена (генерального директора, главного инженера, технического директора, начальника производства).
  2. Почтовый адрес объекта.
  3. Дата ввода в эксплуатацию и последнего капитального ремонта.
  4. Общая занимаемая площадь.
  5. Перечень технологических сооружений и оборудования (с указанием работоспособных технических систем автоматической защиты и пожаротушения, сигнализаций, блокировок, решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности).
  6. Сведения, характеризующие опасный производственный объект.
  7. Свидетельство о регистрации опасного производственного объекта.
  8. Периодичность проверки знаний норм и правил по охране труда и пром. безопасности.
  9. Оснащенность нештатных аварийно-спасательных формирований (ЕСЛИ ЕСТЬ) Табель их технического оснащения. Транспортное обеспечение. Копии удостоверений спасателей.
  10. Список аварийно-спасательного инвентаря на объекте (наименование, количество, место расположения).
  11. Существующие инженерно-технические и организационные мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций. Оперативная система связи.
  12. Статистика аварийности на объекте (дата, характеристика аварии, причина аварии, последствия аварии).
  13. Копия схемы оповещения об аварийной ситуации.
  14. Список должностных лиц, подразделений и организаций, которые должны быть немедленно извещены об аварийной ситуации (Ф.И.О., адрес, телефон).
  15. Копия приказа о назначении ответственных по предупреждению и ликвидации ЧС.
  16. Копия газовой схемы.
  17. Копия инструкции по безопасной остановке оборудования входящего в состав объекта.
  18. Копия Плана по ликвидации аварий (ЕСЛИ ЕСТЬ).
  19. Копия приказа о резерве финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций при эксплуатации опасного объекта.
  20. Выкопировки из генплана с указанием экспликации существующих помещений и оборудования.
  21. Копия договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием (АСФ) с целью проведения аварийно-спасательных работ на объекте при возникновении аварийной ситуации, свидетельство об аттестации АСФ на право проведения соответствующих работ.
Это интересно:  Обращение в деловом письме

После разработки, ПМЛЛПА утверждается руководителем организации, эксплуатирующей ОПО, а также руководителем аварийно-спасательного формирования, с которым заключен договор на обслуживание ОПО.

Разработка планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах

Разработаем и согласуем для Вас ПЛА

Необходимость ПЛА

ФЗ № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г, регулирующим деятельность промышленных предприятий, на которых могут произойти аварийные ситуации, предусмотрено обязательное планирование действий спасательных служб на опасных объектах в случае ЧС. Данные мероприятия должны быть записаны в специальном документе. Он в обязательном порядке должен входить в состав аварийного пакета документов. Для предприятий, занимающихся добычей и переработкой нефти, предусмотрен специальный план спасательных действий.

С 2014 г. стали действовать новые правила составления аварийной документации, по которым должен оформляться план мероприятий по локализации аварий и их последствий.

Теперь основным нормативным актом при составлении плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий считается Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 730. Новое положение о разработке планов ликвидации аварий предписывает всем руководителям опасных производственных объектов проводить регулярный пересмотр его пунктов.

Кроме этого требуется учитывать при составлении такого пакета документов ряд нормативных актов и приказов, выпущенных контролирующими и надзорными государственными органами:

  • «Инструкцию по составлению ПЛАС и защиты сотрудников на взрыво- и пожароопасных производственных объектах, занимающихся хранением и переработкой растительного сырья;
  • «Инструкцию по составлению ПЛАС на коксохимических и металлургических предприятиях»;
  • Приказы Ростехнадзора №681 от декабря 2011 г. и № 781 от 26 декабря 2012 г.;
  • Методические рекомендации по ведению работ под землей №№15-11-2007 от 24 мая 2007.

Согласно новым правилам план мероприятий по локализации и ликвидации аварий должен подготовить организации, занимающиеся обслуживанием ОПО к проведению эффективных и слаженных действий по устранению распространения аварийных ситуаций, и устранению всех последствий аварии в локализованном спасателями очаге.

Что такое план мероприятий по локализации аварий?

Новые правила составления аварийных документов определяют, какие пункты должен план мероприятий по локализации аварий на ОПО включать в себя:

  • оперативный раздел, в котором должна содержаться информация обо всех местах потенциальных аварий, видах аварийных ситуаций и действий спасателей, направленных на их устранение и спасение попавших в зону бедствия людей;
  • перечисление порядка мероприятий по ликвидации аварии и указание обязанностей всех участников, занимающихся их локализацией;
  • подробный список органов, которые следует оповестить при возникновении аварий на ОПО.

В ряде случаев такой документ должен содержать еще планировку производственных помещений, на которой должно быть указаны места установки важного технологического оборудования и главную технологическую схему предприятия. Составленный документ требуется утвердить в Ростехнадзоре для получения лицензии на право осуществления производственной деятельности.

  • угольные шахты и ОПО, ведущие работы под землей – полгода;
  • ведение открытых разработок и обогащение полезных ископаемых – 12 месяце;
  • первая категория опасности– 2 года;
  • вторая категория опасности – 3 года;
  • третья категория опасности – 5 лет.

Для предприятий четвертой категории не нужно разрабатывать план мероприятий локализации ликвидации аварий.

Согласно новым правилам следует за 15 дней до завершения срока действия такого документа поводить аудит. При смене технологического цикла, проведении модернизации и введении новых технологий, смены модели управления ОПО и при других изменениях на производстве следует обязательно вносить в корректировки в план ликвидации последствий аварии опасно производственный объект.

Кто должен составлять план мероприятий по локализации аварий?

Разрабатывать план мероприятий по локализации образец должны квалифицированные специалисты, имеющие специальную подготовку и опыт в такой работе с документами. Ответственность за ведение работ по созданию плана лежит на владельцах опасных предприятий или на организациях, занимающихся обслуживанием ОПО.

Примеры планов мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций можно посмотреть на сайте Ростехнадзора. В них указаны правила оформления планов. Обязательно нужно напечатать титульный лист, который должен открывает план мероприятий по локализации аварий. Содержание должно отражать информацию об общих и специальных разделах.

Это большой документ, объем которого в среднем может составлять не менее 80 страниц. Для ряда производств его объем может быть большим. Поэтому следует для его составления привлекать специальные технические данные, касающиеся конкретного опасного производства. У самого предприятия нет таких квалифицированных экспертов, поэтому следует обращаться к профессионалам, для которых разработка плана ликвидации аварий на ОПО является основным видом профессиональной деятельности. Такие специалисты смогут оставить план мероприятий локализации сети газопотребления, нефтедобычи, или работы шахты, учтя всю специфику конкретного опасного производственного объекта.

Разработка плана ликвидации аварии: особенности оформления и составления

Кто делал план мероприятий по локализации аварий на опасных производствах, знает, что очень важно правильно его оформить, как того требует действующие положения. При составлении учитываются все действующие нормативные положения, большой объем технической документации, инструкции по проведению спасательных мероприятий пожарных и МЧС.

Аварийная документация в обязательном порядке должна своевременно корректироваться. согласно действующим нормативам и правилам оформления таких документов, чтобы всегда сохранять актуальность в случае возникновения чрезвычайной ситуации или техногенной катастрофы.

Как согласовать и утвердить план мероприятий локализации и ликвидации аварийных ситуаций?

Действующие требования к разработке плана ликвидации аварий указывают на необходимость утверждения его руководящими лицами опасных объектов. Как правило, утверждается план генеральным или техническим директором предприятия. Затем его нужно согласовать с руководством спасательных служб, которые обслуживают конкретный опасный промышленный объект.

Что дает разработка плана ликвидации?

Руководителям опасных производственных объектов разработка плана по предупреждению и ликвидации ЧС позволяет всегда иметь под рукой актуальный алгоритм и точную последовательность проведения всех необходимых мероприятий персонала и спасательных служб, обеспечивающий:

  • оперативное реагирование на возникшие ЧС;
  • сохранение жизни и здоровья персонала и населения, проживающего в непосредственной близости от объекта
  • сохранение материальных ценностей и окружающей среды;
  • получение лицензии на право осуществления производственной деятельности от Ростехнадзора;
  • возможность избежать штрафов за нарушения или несвоевременное оформление плана.

Согласно последним требованиям практически все промышленные предприятия сегодня должны иметь свой аварийный документов который следует своевременно вносить корректировки и изменения. Обращение к квалифицированным специалистам позволит решить эту проблему. Разработка плана мероприятий локализации аварии и ее последствий обойдется дешевле возможных материальных потерь и штрафных санкций со стороны Ростехнадзора.

Опытные сотрудники компании помогут быстро составить новый документ по организации спасения или внести текущие изменения в действующий. Это позволит избежать остановки производственного цикла и больших штрафов со стороны надзорных и контролирующих такие объекты государственных органов. Квалифицированные эксперты помогут быстро составить документ в соответствии с действующими сроками и нормативами.

Помните, что безопасность на предприятии важна, в первую очередь, для сохранения здоровья и жизни ваших сотрудников. И только после этого, для избежание штрафов, получения разрешений и успешных проверок.

План мероприятий по локализации аварий

Вступившее в силу 1 января 2014 «Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», утвержденное Постановлением Правительства РФ 730, регламентирует порядок разработки, содержания, утверждения и согласования Планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.План мероприятий по ликвидации аварий, должна иметь каждая организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты I, II и III классов опасности, (согласно приложению 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ), на которых:

  • обращаются опасные вещества;
  • применяются расплавы черных и цветных металлов;
  • ведутся работы по добыче и обогащению полезных ископаемых;
  • используется взрывопожароопасное растительное сырье.

От разработки Плана мероприятий освобождены организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты IV класса опасности.

Порядок разработки Плана мероприятий по ликвидации аварий

Разработку Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий целесообразно поручать специализированным организациям, оказывающим услуги по промышленной безопасности.

После получ ения обращения, специалисты Индустриальной безопасности, проведут консультацию, отправят в адрес Заказчика перечень исходных данных, необходимых для определения сроков и стоимости работ по разработке Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, или предложат выезд нашего сотрудника для определения объемов работ на месте.

В разрабатываемом Плане мероприятий по ликвидации аварий рассматриваются сценарии аварий на ОПО, состав сил и материально-технических средств, используемых при работах, связанных с локализацией и ликвидацией последствий аварийных ситуаций, их действия, слаженность и готовность к взаимодействию персонала организаций и спасателей профессионального аварийно-спасательного формирования (АСФ) или аварийно-спасательной службы (АСС), системы оповещения и связи, включая обмен информацией, а так же мероприятия, направленные на предупреждение аварий.

Срок разработки Плана мероприятий составляет от двух до четырех недель, после чего Заказчику предается готовый документ для согласования и утверждения.

Содержание Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий

План м ероприятий по ликвидации аварий состоит из двух частей (разделов) – общего и специального.Общий раздел состо ит из:

  • характеристик опасных производственных объектов;
  • сценариев (возможных) аварийных ситуаций с указанием их источников;
  • ха рактеристик аварий.

В специальном разделе приводится порядок действий персонала организации и аварийно-спасательных служб по сценариям аварий, которые определены Общим разделом документа, с учетом эксплуатируемого технологического оборудования и применяемых опасных веществ на ОПО.

Основания и сроки пересмотра Плана мероприятий по ликвидации аварий

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий подлежит пересмотру:

  • за пятнадцать дней до окончания срока действия;
  • в течение месяца после изменения технологии, тех. перевооружения или реконструкции ОПО;
  • после произошедшей аварии на ОПО;
  • по предписанию инспектора Ростехнадзора.

План мероприятий по ликвидации аварий имеет срок действия, зависящий от типа опасного производственного объекта, для которого он разработан:

  • для опасных производственных объектов горнорудной промышленности (на которых ведутся подземные работы) — шесть месяцев;
  • для опасных производственных объектов горнорудной промышленности (на которых ведутся работы открытым способом) — двенадцать месяцев;
  • для опасных производственных объектов I класса – два года;
  • для опасных производственных объектов II класса – три года;
  • для опасных производственных объектов III класса – пять лет.

Срок действия Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, разработанного для нескольких ОПО различных типов, расположенных на одном участке, принимается наименьшим.

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий утверждается руководителем эксплуатирующей ОПО организацией и согласовывается, в обязательном порядке, с руководителем АСФ (АСС), с которым заключен договор на обслуживание опасного производственного объекта.
Аварийные службы и формирования (АСС и АСФ) должны иметь свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ.

Статья написана по материалам сайтов: expertvr.ru, viva01.ru, indsafety.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
1 Заполните заявку на сайте или позвоните по телефону +7(383)381-25-01 3 Менеджер уточняет все подробности заказа, необходимые для исполнения
2 Подготавливаются документы — заказ поступает в работу