+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Регистрация системы добровольной сертификации

Федеральный закон «О техническом регулировании» не содержит указания на то, что добровольное подтверждение соответствия осуществляет специальный орган по добровольной сертификации. Закон только перечисляет функции органа по добровольной сертификации, входящего в систему добровольной сертификации.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, данный закон не содержит специальных требований к форме собственности и организационно-правовой форме юридического лица, выполняющего функции органа по добровольной сертификации.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации; их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация; правила выполнения и порядок оплаты работ и услуг, предусмотренных данной системой добровольной сертификации; определяют участников данной системы добровольной сертификации [5].

Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия. Орган по добровольной сертификации должен быть аккредитован в установленном порядке.

Порядок регистрации системы добровольной сертификации

Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию предъявляются:

1) свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя; 2) правила функционирования системы добровольной сертификации; 3) изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия; 4) документы об оплате регистрации системы добровольной сертификации.

Правила функционирования системы добровольной сертификации должны включать:

— порядок отбора образцов продукции и их исполнений;

— порядок идентификации объектов сертификации;

— форму сертификата соответствия;

— порядок выдачи сертификата соответствия, приостановления или прекращения его действия;

— функции участников сертификации;

— содержание договоров органа по сертификации с испытательными лабораториями и заказчиками добровольной сертификации.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов, необходимых для регистрации системы добровольной сертификации, или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации.

Таким образом, отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления необходимых для регистрации документов и совпадения наименования системы добровольной сертификации или изображения знака соответствия с ранее зарегистрированными. После отказа заявитель вправе вновь обратиться за регистрацией после устранения причин отказа.

Законом не предусматривается отказ в регистрации системы добровольной сертификации в связи с несовершенством правил выполнения работ, нарушением принципов технического регулирования, включения в перечень объектов добровольной сертификации таких, которые подлежат обязательному подтверждению соответствия. Однако очевидно, что все эти причины противоречат принципам технического регулирования, и поэтому могут быть основанием для отказа в регистрации системы добровольной сертификации.

Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение 3-х дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведёт единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации и обязан обеспечивать доступность сведений в данном реестре заинтересованным лицам.

Знак соответствия. Определение. Назначение. Порядок применения. Особенности применения знаков соответствия системам менеджмента качества. Знак обращения на рынке. Определение. Назначение. Порядок применения.

Знак соответствия— обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Знак соответствия информирует приобретателей о соответствии продукции, работ, услуг необязательным требованиям.

Изображение знака соответствия национальному стандарту утверждается национальным органом по стандартизации, а изображение знака соответствия системе добровольной сертификации — документами этой системы.

Знаком соответствия могут также маркироваться объекты, сертифицированные на соответствие стандартам организаций и условиям договоров, если осуществление таких работ предусмотрено системой добровольной сертификации этих объектов.

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации.

Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленным национальным органом по стандартизации.

Объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установленном данным законом, не могут быть маркированы знаком соответствия.

Порядок применения знака соответствия является обязательным для заявителей, как условие договора о добровольной сертификации.

Незаконное применение знака соответствия при реализации товаров, работ и услуг является способом обмана приобретателя относительно потребительских свойств объектов и нарушением их права на получение достоверной информации о реализуемом товаре (работе или услуге). Поэтому применение знака соответствия без проведения добровольной сертификации в установленном Законом порядке и без разрешения органа по сертификации наказуемо. Виновное лицо привлекается к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда имущественным интересам на основании статьи 1064 ГК РФ.

Знак обращения на рынке— обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Знак обращения на рынке информирует приобретателей о соответствии продукции обязательным требованиям.

Знак обращения на рынке впервые предусмотрен законом РФ «О техническом регулировании» как обозначение, предназначенное для информирования приобретателя продукции о её соответствии требованиям технических регламентов.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном данным Законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ.

Данный знак не является специальным защищённым знаком и наносится в информационных целях.

Условием применения знака обращения на рынке является наличие на продукцию зарегистрированной декларации о соответствии или сертификата соответствия, выданного органом по обязательной сертификации в установленном Законом порядке.

Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном данным Законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Способ, место нанесения Знака на продукцию определяются заявителем самостоятельно. Маркирование осуществляется за счёт заявителя.

Изображение знака обращения на рынке и его описание утверждены постановлением Правительства РФ № 696 от 19 ноября 2003 г.

Таким образом, закон «О техническом регулировании» разделяет «Знак соответствия» и «Знак обращения на рынке» по областям.

Херсонцев А.И. призвал согласовывать с его ведомством регистрацию систем добровольной сертификации

Опубликовано: 20.10.2016 Рубрика: Новости Автор: Единый Стандарт

Состоявшийся 19 октября в пресс-центре информагентства «Россия сегодня» круглый стол был богат на громкие для сертификационной отрасли заявления лиц, принимающих решения. «Сегодня в законодательстве есть право регистрироваться в реестре систем добровольной сертификации через национальный орган по аккредитации, я убежден, что регистрация в реестре Росстандарта (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, – ред.) должна согласовываться с нами, причем не на принципе простого визирования», – заявил А.И. Херсонцев, недавно назначенный глава Росаккредитации (Федеральная служба по аккредитации, – ред.).

В свою очередь А.В. Абрамов, нынешний руководитель Росстандарта, заявил, что в будущем бумажный сертификат как таковой «утратит юридическую силу», а вся информация о соответствии продукции компаний требованиям будет представлена в электронном виде. Кроме того, он добавил, что по мере внедрения новых элементов в рамках реформы отечественной системы сертификации понадобится отдельный закон о подтверждении соответствия. Напомним, в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», для создания системы добровольной сертификации (СДС, – ред.) достаточно регистрации системы в реестре, которая не предполагает никаких проверок компетентности ее центральных органов, аккредитация в Росаккредитации пока обязательна только для тех сертификационных компаний, которые осуществляют обязательное подтверждение соответствия.

Это интересно:  Отсрочка от армии по учебе в 2019

Наряду с ФЗ «О техрегулировании», который долго единолично регулировал отрасль подтверждения соответствия, в последнее время были приняты ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». От случая к случаю чиновники разного ранга делают заявления о необходимости реинкарнации в каком-то виде закона «О сертификации продукции и услуг» 1993 года, который был отменен, когда в 2002 году заработал ФЗ «О техрегулировании». Прошедший 19 октября круглый стол назывался «Реформирование национальной системы сертификации: вернуть доверие участников рынка».

В ходе круглого стола глава Росстандарта, перекликаясь с его названием, заметил, что доверие на рынке подрывают недобросовестные производители, он перечислил отрасли российской экономики, где наблюдается особенно угрожающий процент контрафакта: рынок цемента, рынок детской продукции, рынок моторного топлива, рынок комплектующих для автомобилей и легкая промышленность в целом. Он подчеркнул, что современная система сертификации, опирающаяся на международные образцы и направлена на восстановление доверия. А.И. Херсонцев говорил больше о проблемах реформы. Он сказал, что за прошедшее со времени запуска ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» время стандарты де факто так и не стали добровольными. Органы по сертификации по-прежнему опираются при подтверждении соответствия техрегламентам на совершенно конкретные ГОСТы. Чиновник добавил, что существуют серьезные проблемы с декларированием. По его мнению, зря в законах была прописана роль органов по сертификации в этом процессе. Необходимо сместить акцент с сертификационных компаний на то, что через декларацию сам производитель заявляет о своем соответствии стандарту. В противном случае создается ниша для недобросовестных поставщиков услуг, которых привлекает полное отсутствие ответственности, ведь в ситуации декларации экспертная организация выступает лишь как посредник – не как оценщик. Затронул Херсонцев А.И. также проблему знака национальной стандартизации, подчеркнув, что на сегодня неясно: он только для российских производителей или для всех.

Собравшиеся в пресс-центре эксперты и заинтересованные лица озвучили немало интересных фактов. Была представлена статистика, согласно которой с 2014 по 2016 год количество органов по сертификации на рынке сократилось на 40%. С другой стороны, в материалах круглого стола сказано об общем числе систем сертификации в России на настоящий момент в 1500.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия

Для того, чтобы система сертификации и ее знак соответствия были юридически признанными, сведения о них должны быть занесены в государственный реестр систем сертификации и их знаков соответствия (с присвоением соответствующего регистрационного номера системе).

Порядок государственной регистрации систем добровольной сертификации и их знаков соответствия устанавливается ФЗ «О техническом регулировании» (ст.21).

Указанный порядок включает следующие этапы:

  • 1) сбор и представление в регистрирующий орган необходимых для регистрации документов;
  • 2) непосредственную регистрацию системы добровольной сертификации и ее знака соответствия.

Согласно Положению о регистрации системы добровольной сертификации (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 января 2004 г. № 32) в качестве регистрирующего органа выступает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Лицо, создавшее систему добровольной сертификации направляет в регистрирующий орган необходимые для регистрации документы: копию документов, подтверждающих государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; правила функционирования системы добровольной сертификации; документ, утверждающий изображение знака соответствия системы и порядок его применения, если применение такого знака предусматривается системой добровольной сертификации; документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии регистрирует систему добровольной сертификации в пятидневный срок со дня поступления необходимых для регистрации документов, при соблюдении двух условий: наименование системы добровольной сертификации и изображение ее знака соответствия не должны совпадать с наименованием зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации и изображением ее знака соответствия, а также при условии соответствия представленных на регистрацию документов законодательству о подтверждении соответствия продукции, работ, услуг.

По результатам регистрации лицу, создавшему систему добровольной сертификации выдастся свидетельство о государственной регистрации системы добровольной сертификации и ее знака соответствия.

В случае отказа в регистрации системы добровольной сертификации регистрирующий орган направляет в трехдневный срок лицу, создавшему систему добровольной сертификации, уведомление об отказе в регистрации с обоснованием принятого решения и возвращает документы.

Информация о лице, создавшем систему добровольной сертификации, о правилах функционирования системы добровольной сертификации, знаке соответствия и порядке его применения включается в единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации.

В случае внесения изменений в документы, касающиеся функционирования системы добровольной сертификации, перерегистрация системы проводится в порядке, установленном для регистрации систем добровольной сертификации, с присвоением нового регистрационного номера.

Действие зарегистрированной системы добровольной сертификации и ее знака соответствия может быть прекращено в случаях:

  • -отмены законодательных и иных правовых актов РФ, на основании которых была создана система сертификации;
  • -обращения лица, создавшего систему добровольной сертификации в регистрирующий орган с просьбой о прекращении ее действия;
  • -ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, создавших систему добровольной сертификации.

Прекращение действия системы добровольной сертификации и ее знака соответствия осуществляется отзывом свидетельства о государственной регистрации. В государственном реестре производится запись о прекращении действия системы сертификации и ее знака соответствия.

Постановление Госстандарта РФ от 14.07.2000 N 46 О создании и государственной регистрации Системы добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

от 14 июля 2000 г. N 46

О СОЗДАНИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ

РЕГИСТРАЦИИ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

ЭКСПЕРТОВ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р

1. Создать Систему добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р (далее — Система).

2. Утвердить Положение о Системе.

3. Провести государственную регистрацию Системы и ее знака соответствия.

4. Ввести в действие Положение о Системе с 15 октября 2000 года.

от 14 июля 2000 г. N 46

О СИСТЕМЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р

1. Область применения

Настоящий документ устанавливает цели, назначение, принципы, структуру, функции участников и правила Системы добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р (далее — Система).

Настоящий документ предназначен для применения участниками Системы сертификации ГОСТ Р, настоящей Системы и экспертами Системы сертификации ГОСТ Р (далее — эксперты), а также заявителями сертификации.

В настоящем документе применяются определения, содержащиеся в Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации с некоторыми уточнениями и дополнениями, необходимыми для обеспечения взаимопонимания в вопросах сертификации экспертов.

2.1. Система — совокупность участников сертификации экспертов, осуществляющих сертификацию по установленным правилам.

2.2. Сертификация экспертов — деятельность третьей стороны по оценке и подтверждению компетентности экспертов установленным требованиям.

2.3. Компетентность эксперта — совокупность знаний, умений, навыков и личных качеств специалиста, необходимых для выполнения им работ с целью сертификации (аккредитации и испытаний) в Системе сертификации ГОСТ Р.

2.4. Заявитель (сертификации) — физическое лицо, которое желает подтвердить свою компетентность посредством прохождения процедуры сертификации в органе по сертификации экспертов.

2.5. Сертификат компетентности эксперта — документ, выданный органом по сертификации экспертов по правилам Системы, удостоверяющий, что указанное в нем лицо обладает необходимой компетентностью.

2.6. Центральный орган Системы — орган, возглавляющий Систему.

2.7. Орган по сертификации экспертов — орган, проводящий сертификацию экспертов и выдающий сертификат компетентности экспертов.

2.8. Область сертификации эксперта — сфера деятельности эксперта по определенным направлениям и объектам сертификации (аккредитации, испытаний), в отношении которых его компетентность подтверждена сертификатом компетентности эксперта.

2.9. Учебный центр — организация, осуществляющая обучение в области сертификации продукции, услуг, систем качества и производств, аккредитации и испытаний продукции, имеющая лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования и аккредитованная Госстандартом России в установленном порядке.

Это интересно:  Оквэд и оквэд 2 в чем разница

2.10. Экзаменационный центр — организация, проводящая оценку компетентности заявителей, выдающая протоколы экзаменов и аккредитованная Госстандартом России в установленном порядке.

2.11. Контроль за деятельностью экспертов — контрольная оценка компетентности, осуществляемая с целью подтверждения того, что эксперты продолжают соответствовать требованиям в установленной им области сертификации.

2.12. Инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации экспертов (за деятельностью органа по сертификации экспертов, учебных и экзаменационных центров) — проверка, осуществляемая с целью установления того, что деятельность органа по сертификации экспертов, учебных и экзаменационных центров продолжает соответствовать установленным требованиям.

2.13. Эксперт — физическое лицо, прошедшее процедуру сертификации на право проведения одного или нескольких видов работ с целью сертификации (аккредитации, испытаний) в Системе сертификации ГОСТ Р и имеющее сертификат компетентности эксперта.

2.14. Схема сертификации экспертов — определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия компетентности экспертов установленным требованиям.

2.15. Аккредитация учебного или экзаменационного центра — процедура, посредством которой Госстандарт России в соответствии с правилами Системы официально признает возможность выполнения учебным или экзаменационным центром конкретных работ в заявленной области.

2.16. Эксперт Системы — физическое лицо, прошедшее процедуру сертификации на право проведения одного или нескольких видов работ в области оценки и подтверждения компетентности экспертов Системы сертификации ГОСТ Р и имеющее сертификат компетентности установленного образца.

3. Общие положения

3.1. Система создана для организации и осуществления деятельности по оценке и подтверждению компетентности экспертов, необходимой для проведения ими работ в Системе сертификации ГОСТ Р (сертификация, аккредитация, испытания).

3.2. Сертификация экспертов направлена на достижение следующих целей:

— обеспечение достоверности результатов сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р;

— содействие юридическим лицам, занятым в сфере сертификации (аккредитации, испытаний), в отборе и подборе компетентных специалистов;

— повышение уровня компетентности специалистов органов по сертификации и испытательных лабораторий и обеспечение их конкурентоспособности на российском и зарубежном рынках сертификационных услуг;

— защита юридического лица, занятого в сфере сертификации (аккредитации, испытаний), от некомпетентного и недобросовестного специалиста.

3.3. Система обеспечивает проведение сертификации экспертов для Системы сертификации ГОСТ Р аккредитованными (уполномоченными) экзаменационными, учебными центрами и органом по сертификации экспертов (Регистром системы сертификации персонала Госстандарта России).

3.4. Нормативную базу Системы в части требований к компетентности экспертов составляют:

— иные нормативные документы Госстандарта России, устанавливающие требования к компетентности экспертов, утвержденные в установленном порядке.

3.5. В Системе проводится сертификация экспертов по следующим направлениям деятельности:

— сертификация систем качества;

— сертификация работ и услуг;

— аккредитация органов по сертификации;

— аккредитация испытательных (измерительных) лабораторий (центров);

3.6. Области сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р устанавливаются Госстандартом России.

3.7. Сертификация экспертов, работающих в Российской Федерации и за рубежом, проводится по единым правилам.

3.8. Взаимодействие Системы с другими Системами сертификации экспертов, создаваемыми федеральными или региональными органами исполнительной власти или юридическими лицами, осуществляется на основе соглашений Госстандарта России с соответствующими органами или юридическими лицами.

3.9. Объективность и достоверность сертификации в Системе обеспечивается:

— независимостью и компетентностью экспертов Системы, органа по сертификации экспертов, учебных и экзаменационных центров;

— инспекционным контролем за соблюдением правил сертификации и контролем за деятельностью экспертов Системы сертификации ГОСТ Р.

3.10. Система имеет собственную форму прилагаемого сертификата компетентности эксперта и знака соответствия (приложение В).

4. Участники Системы

4.1. Участниками Системы являются:

— Центральный орган Системы;

— орган по сертификации экспертов (Регистр Системы сертификации персонала, учрежденный Госстандартом России);

— Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная) Госстандарта России, учебные центры;

— центральные органы по сертификации продукции (услуг, систем качества и производств) в Системе сертификации ГОСТ Р.

4.2. Госстандарт России осуществляет следующие основные функции:

— формирует и реализует политику в области сертификации экспертов;

— публикует официальную информацию о правилах сертификации;

— в установленном порядке заключает соглашения с федеральными органами исполнительной власти, международными (региональными) и российскими организациями о взаимном признании результатов сертификации экспертов (аудиторов) (сертификатов, протоколов экзаменов, знаков соответствия), представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по вопросам сертификации экспертов;

— устанавливает правила и процедуры проведения сертификации экспертов, схемы сертификации и области сертификации экспертов;

— определяет Центральный орган Системы;

— устанавливает процедуры аккредитации (уполномочивания) и аккредитует экзаменационные и учебные центры Системы;

— ведет реестр участников Системы;

— устанавливает правила признания сертификатов экспертов, протоколов экзаменов и знаков соответствия систем сертификации персонала;

— осуществляет инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации экспертов, экзаменационных и учебных центров Системы;

— для подготовки предложений, касающихся функционирования Системы, совершенствования деятельности ее участников, нормативно — методического обеспечения формирует Совет Системы из представителей: центральных органов систем сертификации однородной продукции (работ, услуг), учебных и экзаменационных центров, специалистов центрального аппарата и научно — исследовательских организаций Госстандарта России;

— образовывает при Центральном органе Системы апелляционную комиссию, утверждает Положение о ней и формирует ее состав;

— утверждает требования, предъявляемые к компетентности экспертов, и перечень специальностей высшего профессионального образования, перечень работ и профессий, соответствующих областям сертификации экспертов;

— утверждает Положение об органе по сертификации экспертов.

4.3. Центральный орган Системы (Управление кадров и защиты информации Госстандарта России) выполняет следующие функции:

— организует работы по формированию Системы и осуществляет руководство ею, курирует деятельность Регистра системы сертификации персонала, координирует деятельность учебных и экзаменационных центров, входящих в Систему;

— организовывает работы по аккредитации учебных и экзаменационных центров;

— участвует в работах по совершенствованию нормативной базы Системы;

— утверждает результаты рассмотрения апелляций;

— обеспечивает ведение реестра Системы;

— осуществляет контроль за соблюдением правил сертификации экспертов;

— согласовывает образовательные программы по повышению квалификации экспертов и материалы для проведения экзаменов.

4.4. Орган по сертификации экспертов

Функции органа по сертификации выполняет Регистр Системы сертификации персонала, учрежденный Госстандартом России (далее — РССП).

Орган по сертификации экспертов в своей деятельности руководствуется Положением об органе и выполняет следующие функции:

— сертифицирует экспертов, выдает сертификаты компетентности;

— осуществляет контроль за деятельностью экспертов;

— приостанавливает, отменяет, продлевает действие выданных сертификатов компетентности;

— формирует и актуализирует фонд нормативной базы Системы;

— представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах его компетенции;

— ведет Реестр экспертов Системы сертификации ГОСТ Р.

4.5. Экзаменационные центры осуществляют проведение оценки компетентности заявителей и выдают протоколы экзаменов для целей сертификации.

4.6. Академия стандартизации, метрологии и сертификации и учебные центры реализуют образовательные программы и выдают свидетельства о повышении квалификации государственного или установленного образца.

4.7. Центральные органы по сертификации продукции (услуг, систем качества и производств) выполняют следующие функции:

— готовят предложения по совершенствованию деятельности Системы;

— разрабатывают требования к компетентности экспертов, а также перечень специальностей высшего профессионального образования и перечень работ и профессий соответствующих конкретным областям сертификации экспертов;

— предлагают кандидатуры экспертов Системы;

— согласовывают образовательные программы повышения квалификации и материалы экзаменов в соответствующих направлениях.

4.8. Эксперты Системы проводят работы, связанные с оценкой и подтверждением компетентности экспертов Системы сертификации ГОСТ Р, участвуют в контроле за деятельностью экспертов.

5. Требования к заявителям

5.1. К сертификации допускаются заявители, которые должны:

— иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца ;

В исключительных случаях по решению Председателя Госстандарта России к сертификации допускаются заявители, имеющие среднее профессиональное образование.

— иметь стаж работы не менее четырех лет, обеспечивающий получение практического опыта в заявленной области сертификации (эксперта), подтвержденный трудовой книжкой или иными эквивалентными документами;

Это интересно:  Лицензия на оказание услуг связи

— положительно характеризоваться по месту работы;

— пройти курсы повышения квалификации в заявленной области сертификации (эксперта) в Академии стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России или в аккредитованных Госстандартом России учебных центрах;

— приобрести опыт практической работы в заявленной области сертификации в четырех стажировках в качестве эксперта.

5.2. Стажировки должны проводиться под руководством экспертов, имеющих право проведения работ в заявленной заявителем области сертификации и стаж работы в этом качестве более трех лет.

5.3. Отчет о стажировке должен содержать информацию о выполнении всех функций эксперта с указанием обоснования принимаемых им решений, а также включать:

— сведения о месте проведения работ (наименование организации, адрес);

— сроки проведения работ;

— наименования и регистрационные номера документов, выданных по результатам работ, в которых участвовал заявитель;

— перечень нормативной документации, использованной в процедурах сертификации (аккредитации, испытаний).

Отчет подписывают заявитель, а также руководитель стажировки и руководитель органа по сертификации, при этом дается оценка теоретической подготовки, опыта и личностных качеств заявителя.

6. Сертификация экспертов

6.1. Схемы сертификации экспертов

Для оценки и подтверждения компетентности заявителей предъявляемым требованиям используются следующие схемы сертификации:

Схема 1 — оценка компетентности заявителя по результатам рассмотрения документов, проведение контроля за деятельностью экспертов.

Схема 2 — оценка компетентности заявителя по результатам экзамена и рассмотрения представленных документов, проведение контроля за деятельностью экспертов.

6.2. По схеме 1 проводится сертификация заявителей, которые имеют высшее профессиональное образование по специальностям (специализациям), соответствующим конкретным областям сертификации экспертов.

К сертификации по этой схеме допускаются также заявители, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие дополнительно профессиональную подготовку по специальности «Стандартизация и сертификация (по отраслям)» в объеме не менее 500 учебных часов.

В остальных случаях сертификация экспертов проводится по схеме 2.

6.3. Сертификация и регистрация экспертов осуществляется на договорной основе между заявителем и Регистром Системы сертификации персонала.

6.4. Сертификация экспертов включает:

— подачу заявления на сертификацию в орган по сертификации экспертов (форма заявления приведена в приложении А). К заявлению прилагаются заверенные ксерокопии документов, указанные в приложении А (Форма справки о заявителе — приложение Б);

— принятие РССП мотивированного решения по заявлению, в том числе назначение схемы сертификации, заключение договора на сертификацию;

— сдача заявителем экзаменов в случае сертификации по схеме 2, представление протокола экзамена;

— рассмотрение в установленном порядке полного комплекта документов заявителя и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата;

— выдачу сертификата компетентности эксперту и его регистрацию в Реестре Системы;

— проведение контроля за деятельностью экспертов;

— приостановление действия сертификата компетентности, проведение корректирующих мероприятий;

— распространение информации о результатах сертификации экспертов.

6.5. Регистр Системы сертификации персонала рассматривает заявление и не позднее двух недель после ее получения сообщает заявителю решение.

В решении по заявлению указываются:

— схема сертификации эксперта;

— перечень документов, которые необходимо представить дополнительно;

— направление для сдачи экзамена, если это предусмотрено схемой сертификации. Допускается сдача экзамена до подачи заявления.

6.6. Экзамен проводится в аккредитованном на компетентность и независимость экзаменационном центре по всем вопросам в соответствии с требованиями, предъявляемыми к компетентности эксперта в заявленной области сертификации. Порядок проведения экзамена и оформление протокола о его результатах определяет Центральный орган Системы.

При отсутствии аккредитованного экзаменационного центра экзамен заявителя проводится комиссией экспертов Системы, сформированной центральным органом Системы из представителей центрального органа Системы сертификации продукции (работ, услуг) и экспертов Системы.

6.7. При положительном решении о соответствии компетентности заявителя установленным требованиям орган по сертификации экспертов оформляет сертификат компетентности эксперта и регистрирует его в порядке, установленном Положением об органе по сертификации экспертов.

Срок действия сертификата компетентности эксперта не более трех лет.

При отрицательных результатах сертификации орган по сертификации экспертов выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.

6.8. Контроль за деятельностью экспертов проводится в течение всего срока действия сертификата не реже одного раза в год в форме периодических проверок, включающих анализ ежегодных отчетов экспертов и отзывов об их деятельности.

6.9. Могут проводиться также внеплановые проверки в случаях поступления информации от участников Системы сертификации ГОСТ Р о претензиях к деятельности эксперта или к качеству проводимых им работ, а также от органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением правил сертификации продукции (работ, услуг, систем качества).

6.10. Результаты контроля за деятельностью экспертов и внеплановых проверок оформляются актом, в котором дается оценка результатов, делается заключение о сохранении, приостановлении или отмене действия выданного сертификата компетентности.

6.11. Решение о приостановлении действия сертификата компетентности эксперта принимается в том случае, если путем предложенных корректирующих мероприятий эксперт может устранить обнаруженные причины некомпетентности и подтвердить без повторного экзамена или собеседования свою компетентность.

6.12. Действие сертификата компетентности эксперта может быть прекращено в случаях, если эксперт допускает нарушения правил Системы сертификации ГОСТ Р, а также если по представлению эксперта орган по сертификации немотивированно отказывает в выдаче, или выдает сертификат соответствия, или выдает документы о сертификации в области, выходящей за пределы области сертификации эксперта.

6.13. Информация об отмене действия сертификата компетентности эксперта доводится до сведения заинтересованных организаций, экспертов и участников Системы сертификации ГОСТ Р.

6.14. Апелляции заявителей сертификации экспертов рассматриваются Апелляционной Комиссией, и ее решения утверждаются Центральным органом Системы.

6.15. Апелляции рассматриваются в случаях:

— отказа в приеме документов заявителя или эксперта;

— отказа в выдаче сертификата компетентности эксперта;

— приостановления или прекращения действия сертификата компетентности эксперта;

— отказа в продлении действия сертификата компетентности эксперта.

6.16. Информация об экспертах, внесенных в Реестр экспертов Системы сертификации ГОСТ Р, об аккредитованных экзаменационных и учебных центрах и правилах сертификации экспертов публикуется в порядке, установленном Госстандартом России.

6.17. Продление срока действия сертификата компетентности эксперта проводится Регистром Системы сертификации персонала по заявлению, поданному экспертом не позднее чем за два месяца до истечения срока действия его сертификата.

Решение о продлении сертификата компетентности эксперта (или об отказе в продлении) принимается с учетом анализа результатов деятельности эксперта, повышения квалификации и других форм подтверждения компетентности эксперта, установленных Регистром Системы сертификации персонала.

Судебная практика и законодательство — Постановление Госстандарта РФ от 14.07.2000 N 46 «О создании и государственной регистрации Системы добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р»

1. Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.

Работы по сертификации и регистрации специалистов центрального аппарата Госстандарта России, увольняющихся в связи с выходом на пенсию, в качестве экспертов Системы сертификации ГОСТ Р (далее — сертификация экспертов) проводятся в соответствии с общими положениями и правилами сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р, установленными в документе «Положение о Системе добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р» (утверждено Постановлением Госстандарта России от 14 июля 2000 г. N 46) и документом «Общие требования к компетентности экспертов Системы сертификации ГОСТ Р» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 9 июня 2001 г. N 53) с учетом нижеизложенных особенностей:

В целях обеспечения компетентности экспертов Системы сертификации ГОСТ Р и создания условий для оценки и подтверждения их компетентности в рамках Системы добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р (далее — Системы), введенной Постановлением Госстандарта России от 14 июля 2000 г. N 46, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии постановляет:

Статья написана по материалам сайтов: 1cert.ru, vuzlit.ru, legalacts.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector