+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Самовольное занятие земельного участка

Текст статьи 7.1 КоАП РФ в новой редакции.

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

(Статья в редакции, введенной в действие с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 7.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Под самовольным захватом земли понимается безосновательное, совершенное без наличия каких-либо надлежащим образом оформленных разрешительных документов занятие участка земли путем размещения на нем принадлежащего виновному лицу имущества либо разработки данного земельного участка в личных целях этого лица.

Введение в КоАП РФ рассматриваемого состава административного правонарушения обусловлено необходимостью обеспечения защиты правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также обеспечения неприкосновенности права собственности на данные объекты недвижимости.

В комментируемой статье рассматриваются два самостоятельных формальных состава административного правонарушения, различающиеся по объективной стороне и противоправности деяния.

Целью введения комментируемой статьи в КоАП РФ является обеспечение защиты права государственной, муниципальной и частной собственности на земельные участки, обеспечение установленного действующим законодательством порядка пользования, владения и распоряжения ими.

2. Как и любые другие составы административного правонарушения, содержащиеся в комментируемой статье составы имеют частично отличные от других объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону правонарушений.

Рассматриваемые составы носят формальный характер, поскольку административная ответственность за их совершение наступает с момента совершения виновных действий, независимо от возникновения или отсутствия негативных последствий, так как сами по себе действия, составляющие объективную сторону составов, влекут нарушение установленного порядка владения, пользования и распоряжения самовольно занятым земельным участком либо существующего на него права собственности.

Объектом рассматриваемого правонарушения, предусматривающего административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, являются общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.

В качестве предмета рассматриваемого состава административного правонарушения можно обозначить земли и составляющие их земельные участки, то есть части поверхности земли, включая покрывающий их почвенный слой. Границы таких земельных участков обязательно должны быть определены и закреплены в установленном законом порядке путем проведения необходимой процедуры государственной регистрации.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными на установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке.

В качестве таких действий могут рассматриваться два вида действий:

— самовольное занятие земельного участка, выражающееся в размещении на нем каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лиц, имеющих законное право на владение, пользование или распоряжение им;

— использование земельного участка путем его засевания сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений, разведения в плодородном слое бактериально обогащенных культур и т.п.

По объективной стороне можно провести разграничение двух самостоятельных составов, отличающихся по признакам противоправности деяния:

— занятие и использование земельного участка в случае отсутствия документов, подтверждающих право пользования, владения или распоряжения данным земельным участком. В соответствии с положениями, закрепленными в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2006 N 404, правоустанавливающими документами на земельный участок являются:

копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;

кадастровый план земельного участка;

иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы;

— занятие и использование земельного участка при отсутствии документов, предоставляющих право на осуществление хозяйственной деятельности в пределах границ такого земельного участка, то есть ведение на нем работ, которые целиком либо в какой-то конкретной части требуют оформленного в установленном законом порядке разрешения на их осуществление (например, ведение строительства многоквартирного дома на земельном участке без специального разрешения на осуществление строительной деятельности и без отнесения занимаемого строительством земельного участка к необходимой категории земель).

3. Совершение рассматриваемых составов административных правонарушений возможно только в умышленной форме, поскольку неосторожная форма вины совершения подобных деяний не может образовать состав правонарушения и повлечь за собой наложение административной ответственности. Таким образом, субъективная сторона правонарушения устанавливается только в форме умысла.

В санкции комментируемой статьи КоАП РФ предусмотрен общий субъект рассматриваемого состава административного правонарушения.

Так, к административной ответственности могут быть привлечены:

— физические лица — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

— должностные лица — лица на постоянной или временной основе либо в соответствии со специальными возложенными на них полномочиями осуществляющие полномочия представителей власти, наделенные в установленном действующим законодательством порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, или выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные полномочия в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (подробнее см. комментарий к ст. 2.4 КоАП РФ);

— юридические лица — организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении выделенное имущество, отвечающие данным имуществом по своим обязательствам и действующие от своего имени в гражданско-правовых и иных правоотношениях.

Санкция рассматриваемой статьи предусматривает единственно возможный вид наказания — административный штраф, размер которого установлен отдельно для каждой категории субъектов рассматриваемого состава административного правонарушения.

4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Вместе с тем, если указанным правонарушением нарушены права на участки земель лесного фонда и земель, не входящих в состав лесного фонда, рассмотрение административных дел может осуществляться только должностными лицами органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда.

Следующий комментарий к статье 7.1 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 7.1 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки, которые согласно ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу (недвижимости). В свою очередь, ст. 261 ГК РФ содержит характеристики земельного участка как объекта права собственности. Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Между тем такое определение не совсем точно. Дело в том, что не учтены положения ст. 261 ГК РФ — ничего не сказано о части воздушного пространства, располагающегося над поверхностью, занимаемой, например, многолетними насаждениями, или же о той части земли под поверхностью почвы, где могут залегать минералы. Более широкое определение содержится в Федеральном законе от 2 января 2000 г. О государственном земельном кадастре» (далее — Закон о государственном земельном кадастре): земельный участок — часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Согласно ст. 40 ЗК РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, замкнутые водоемы, расположенные на нем многолетние насаждения, если иное не установлено законом . Вместе с тем в соответствии со ст. 130 ГК РФ и ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации) часть земельного участка (например, согласно ст. 340, 552, 553, 652, 653 ГК РФ) в случае, если ее границы не описаны и не удостоверены в установленном порядке, не относится к перечню недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, и, как следствие, не может считаться объектом недвижимости.

Это интересно:  Контроль за соблюдением валютной позиции

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, т.к. самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по установлению фактического владения и пользования земельным участком, использованию земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

К правоустанавливающим документам на земельный участок относятся копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, и иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают предоставление земельного участка.

В этом отношении небезынтересным является следующий пример.

ООО обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Службе земельного кадастра по г. Казани о признании недействительным Постановления N 214 от 06.12.2002.

Решением первой инстанции заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции решение отменено.

Как следует из материалов дела, 05.12.2002 Службой земельного кадастра по г. Казани был составлен Протокол N 118 об использовании ООО земельного участка без правоустанавливающих документов.

На основании протокола Службой земельного кадастра по г. Казани 06.12.2002 было вынесено постановление о привлечении ООО к административной ответственности в соответствии со статьей 7.1 КоАП виде штрафа в размере 10 тыс. руб. за использование земельного участка без правоустанавливающих документов.

Арбитражный суд первой инстанции заявление ООО удовлетворил, придя к выводу, что согласно статье 46 ЗК РФ и статье 421 ГК РФ после истечения срока действия договора при отсутствии возражений арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Арбитражный суд апелляционной инстанции в удовлетворении заявления ООО отказал, установив, что материалы дела не содержат доказательств выполнения сторонами договора условий по регистрации. В силу пункта 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды земли со сроком действия более года подлежит государственной регистрации.

Срок действия договора аренды N 4235 от 25.10.2000 был установлен сторонами до 09.11.2002, следовательно, в силу указанной нормы ГК РФ договор подлежал государственной регистрации, однако отсутствие таковой указывает на его незаключенность.

При таких обстоятельствах использование ООО земельного участка площадью 0,483 га осуществлялось в нарушение требований земельного законодательства РФ .

3. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и юридические лица, самовольно занявшие земельный участок, не имеющие правоустанавливающих документов на земельный участок или совершившие иное нарушение земельного законодательства, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла, что подтверждается следующим примером из судебной практики. Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному отделу Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Казани Республики Татарстан о признания незаконным Постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан заявленные требования удовлетворены, производство по делу прекращено.

Данное решение суд обосновал отсутствием в действиях заявителя умысла и вины в совершении административного правонарушения.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт по делу.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановых проверок по использованию земель без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов в 2006 г. по городу Казани ответчиком установлено отсутствие документов на земельный участок, которым пользуется заявитель.

Ответчиком составлен акт и протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП, и принято Постановление, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 руб.

Арбитражный суд Республики Татарстан, признавая незаконным и отменяя Постановление, сделал вывод о том, что до выявления факта совершения административного правонарушения и возбуждения административного производства заявитель принимал меры для получения правоустанавливающих документов и в его действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения.

Кассационная инстанция выводы суда признает законными в силу статей 1.5, 2.1 КоАП.

Судом установлено, что заявителем со Службой земельного кадастра по г. Казани заключен договор об аренде земельного участка.

В Службу земельного кадастра по г. Казани индивидуальным предпринимателем было подано заявление о предоставлении земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, для заключения либо продления заключенного договора аренды.

Начальником Управления дан ответ, что до настоящего времени вопрос о предоставлении земельного участка не решен.

Таким образом, в действиях заявителя отсутствует вина в совершении административного правонарушения, так как им предприняты все зависящие от него меры по оформлению земельного участка в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил решение Арбитражного суда Республики Татарстан оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

5. Кроме того, следует отметить, что КоАП предусматривает специальную ответственность за самовольное занятие земельных участков:

а) прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны водного объекта (ч. 1 ст. 7.8 КоАП);

б) зоны (округа) санитарной охраны источника водоснабжения (ч. 2 ст. 7.8 КоАП);

в) лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9 КоАП).

Остались вопросы по ст 7.1 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 7.1 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Самовольное занятие земельного участка

Главная » Земля » Самовольное занятие земельного участка

Самовольный захват чужого надела грубо нарушает права собственников земельных участков и препятствует свободному их использованию или распоряжению ими. Законом установлена ответственность за подобные нарушения. Что понимается под самозахватом земли?

Какая ответственность наступает в этих случаях? А также о том, каким образом защитить свои права в случае нарушения принадлежащего вам права собственности на земельный участок, смотрите ниже.

Какая ответственность за самовольное занятие земельного участка

Конституция РФ гарантирует неприкосновенность частной собственности граждан на любые объекты. Предоставляя им право быть собственниками земельных участков, в то же время, она ограничивает правомочия собственников и оговаривает, что при использовании ими земли не должно наноситься ущерба окружающей среде и интересам иных лиц (статья 36). Ведь земля является особенным объектом, обеспечивающим жизнедеятельность человека, и особо охраняется государством.

Все вопросы, связанные с получением, владением и пользованием землей, урегулированы законодательством. Тем не менее, очень распространены случаи самовольного захвата гражданами земельных участков. Что под этим понимается и какая ответственность за него предусмотрена?

К самозахвату земли относится и необоснованный перенос границ своего участка за его пределы. К примеру, строительство на прилегающей к дому территории подсобных помещений, пристроек к дому или использование ее для размещения садовых насаждений.

Важно знать, что такая самовольная постройка узаконению не подлежит. Ведь она расположена на не принадлежащей вам земле. Из этого следует, что никаких сделок с этими самовольными строениями производить не сможете.

Затратив большие суммы и время на постройку, не сможете ее продать, подарить или оставить по наследству. Более того, все использованные средства на строительство могут оказаться безвозвратными.

Данные действия влекут за собой привлечение самовольного застройщика к административной ответственности по нормам Кодекса об административных правоотношениях РФ (далее – КоАП).

За одно и то же правонарушение КоАП устанавливает различную ответственность в зависимости от того, кем оно было совершено: гражданином, должностным или юридическим лицом. Для юридических и должностных лиц предусмотрена более строгая ответственность.

Дела такой категории рассматривают органы, на которых возложен контроль за правильным использованием земель. Если речь идет о землях лесного фонда, то привлечение к ответственности виновных, посягнувших на такие земли, входит в компетенцию органов, обеспечивающих охрану и защиту лесного фонда.

Административная ответственность за самозахват земли

Любое использование чужой территории или хотя бы ее части без законных на то оснований (при отсутствии правоустанавливающих документов на землю) является основанием для привлечения нарушителей закона к административной ответственности в виде штрафов.

Их размеры указаны в статье 7.1 КоАП и определяются в процентном соотношении к кадастровой стоимости земли:

  • граждане заплатят от одного до полутора процентов. При этом сумма штрафа не должна быть ниже 5 000 рублей;
  • для должностных лиц установлены иные суммы: от полутора до двух процентов (минимальный размер штрафа равен 20 000 рублям);
  • на юридические лица налагается штраф в размере от двух до трех процентов (не меньше ста тысяч рублей).
Это интересно:  Приказ о внесении изменений в учетную политику

Можно ли сделать межевание земли бесплатно?

Где найти карту градостроительного зонирования, читайте тут.

При отсутствии данных о кадастровой стоимости земельных участков размеры штрафов составляют соответственно:

  • от 5 000 до 10 000 рублей (гражданам);
  • от 20 000 до 50 000 (должностным лицам);
  • от 100 000 до 200 000 (юридическим лицам).

Самовольный захват земли представляет собой незаконное использование находящегося в чужой собственности земельного участка путем возведения на нем различных строений, огораживания его, посадки сельскохозяйственных или садовых насаждений, складирования различных предметов. Все эти действия совершаются помимо воли собственника земли или без документов, позволяющих осуществление на нем хозяйственной деятельности.

Уголовная ответственность за самозахват земли

Самовольное использование чужого земельного участка по законам РФ не образует самостоятельного состава уголовного преступления. Хотя в некоторых странах бывшего СССР, например, Украине оно предусмотрено Уголовным кодексом.

Если самозахват земли связан с другим уголовным деянием, то виновный будет нести ответственность по нормам не административного, а уголовного законодательства. К примеру, виновный получил право на землю в результате злоупотребления доверием или обмана, тем самым совершив мошенничество, ответственность за которое предусмотрена ст.159 УК РФ. В результате ему придется нести уголовную ответственность в виде штрафа, исправительных работ, ограничения свободы вплоть до лишения свободы сроком до двух лет.

Самозахват земли может быть связан с любым уголовным преступлением. Поэтому наказание в каждом конкретном случае зависит от того по какой статье УК РФ виновные привлекаются к уголовной ответственности. А также от того при каких обстоятельствах совершено преступление.

Важно знать, что совершение преступлений в группе лиц либо с использованием служебного положения предусматривает более суровое наказание.

Что делать при самозахвате земли

Что следует делать, если право собственности на земельный участок оказалось нарушенным?

Придерживайтесь указанных ниже рекомендаций, которые помогут разрешить спорные вопросы:

  • прежде всего проясните ситуацию и обратитесь к непосредственному нарушителю. Можно переговорить с ним устно, но лучше изложите свои претензии в письменном виде. Вручите один экземпляр нарушителю. Лучше отправьте письмо почтой, тогда на руках будет доказательство отправки ему претензии. Возможно, удастся решить конфликтную ситуацию на данном этапе путем мирных переговоров и все убытки собственнику будут возмещены. Нередки случаи последующего оформления права собственности на самовольно захваченный участок;
  • при неполучении ответа на претензию или отказе ее получателя устранить нарушения закона обращайтесь в государственные органы, которые уполномочены осуществлять контроль за использованием земель. Ими будет возбуждено административное дело, рассмотрены все обстоятельства правонарушения и принято по нему постановление;
  • после того как факт административного правонарушения будет засвидетельствован, займитесь вопросом возмещения причиненных вам убытков в результате незаконного использования земли. Подготовьте исковое заявление в суд с приложением к нему расчета причиненного вреда;
  • при наличии сомнений при определении границ участков не спешите обращаться в суд. Предварительно проверьте данные касательно спорных земельных участков в ЕГРН. Это поможет избежать предъявления необоснованных исков и затрат, связанных с ними.

Имейте в виду, что если речь идет о захвате неиспользуемой земли, принадлежащей государству, то вариантом разрешения конфликта может быть ее выкуп в свою собственность. Это возможно, если не установлено запретов на совершение сделок с ней. Определенные категории земель не допускается передавать никому в собственность.

Справедливости ради стоит отметить, что споры, связанные с самовольным захватом земель, не считаются простыми. Поэтому обратитесь к юристам, которые специализируются в области земельного права для получения квалифицированной консультации и помощи в положительном исходе гражданского дела.

Ведь наряду с Земельным кодексом РФ существует много законов и подзаконных актов, в которых несведущему человеку очень трудно будет сориентироваться.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Земельные наделы, которые относятся к государственной собственности, полностью учтены в ГКН. Они относятся к важнейшим экономическим ресурсным запасам. Однако не все граждане понимают, что учет и контрольные действия земельных участков относятся к важной политической деятельности государства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Встречаются случаи, когда люди производят самовольный захват таких территорий, либо используют их для получения собственной выгоды. За такие действия законодательством предусмотрена ответственность, прописанная в Кодексе об АП РФ.

Что это такое?

К серьезному нарушению административного направления относится самовольное занятие земельного участка.

Оно включает покушение (попытки) на владения, которые относятся к:

  • муниципальным органам;
  • государству;
  • владельцу собственности;
  • предприятию (организации).

Совершает действия такого характера лицо, не имеющее право пользоваться либо распоряжаться захваченной землей. Об этом подробно указывается в ст. 7.1 КоАП РФ. Ответственность накладывается на виновное лицо в виде штрафа.

По законным нормативам, любой земельный надел имеет своего хозяина, любой желающий, применять ее для своих нужд не может. Следует помнить, что если на гражданское лицо не оформлен определенный отрез земли, ее собственником считается государство.

Согласно гражданскому законодательству к таким видам нарушений относится:

  • действия, ведущие к расширению своего земляного надела как присвоение чужого территориального отреза;
  • вынос части дома или ограды на чужую площадь или незаконное строительство на незаконной территории;
  • расположение на чужой площади (без наличия согласия законного владельца) предметов быта, техники и др.;
  • пользование участков без документов, имеющих разрешающие действия;
  • применение для коммерческих целей без получения нужной документации.

При установлении самозахвата, законные владельцы имеют полное право предъявить требования устранить определенные нарушения.

Законодательная база

Использование (незаконное) земельного надела в личных целях, оговариваются во многих статьях действующего законодательства. К ним относятся:

  • ст. 7.1 Кодекса РФ о нарушениях административного характера;
  • в случае захвата надела земли в целях ведения предпринимательской деятельности – прим. № 1 к ст. 7.1 КоАП РФ;
  • иные законодательства КоАП указывают на нарушения административного характера.

Эти перечисленные статьи далеко не все, имеются и иные, использование которых активно применяются.

Самовольное занятие земельного участка

Захват произвольного характера земельного отреза либо его части влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ:

  • наложение штрафных санкций, при определении его стоимости по кадастровому паспорту в объеме от 1 до 1,5%, но не меньше 5 тыс. руб.;
  • в случае определения штрафных санкций на должностное лицо – от 1,5 до 2%, не менее 20 тыс. руб.;
  • на юр. лиц – от 2 до 3%, сумма штрафных выплат не должна быть менее 100 тыс. руб.

За административные нарушения лица, выполняющие деятельность частного характера, без юридического диплома, отвечают, как юр. лица.

Если признан самозахват отреза земли, штрафные санкции рассчитываются из объема кадастровой стоимости, расчет которой происходит из площади захваченного надела.

Какой штраф за нецелевое использование земельного участка? Смотрите тут.

Способы защиты от самозахвата

Владелец земельного надела имеет весь перечень полномочий восстановить и защитить свои права. Среди способов можно выделить:

  • защита нарушенных прав (перенос временных ограждений за пределы границ межевания и др.);
  • направление на адрес нарушителя требований в письменном виде об окончании действий противоправного характера;
  • в Госземнадзор направить письмо о проверки законности присвоения земли надела и привлечение виновных к ответственности административного характера;
  • направление в судебные органы иска с просьбой о привлечении нарушителя к ответственным мерам.

Чтобы предъявить претензию, обязательно нужно иметь на руках правоустанавливающую документацию.

Что делать, если сосед занял часть участка?

В 2019 году, если произошел самовольный захват земельного надела, следует:

  1. Оповестить людей, которые стали хозяйничать на участке, о незаконном внедрении. Не нужно начинать действия со скандала. Может быть, что людей ввели в заблуждение, незаконно продав либо сдав в аренду им чужую землю.
  2. В случае выяснения, что люди хозяйничают на земельном отрезе умышленно, следует предупредить их и показать им бумаги законодательного характера. Документами на землю являются: правоустанавливающая бумага, прошедшая учет по кадастру, регистрацию в Росреестре. Об этом отчетливо указано в ст. 131 ГК РФ.
  3. В случае невозможности получить обратно свой участок земли, следует написать заявление на управление местной администрации. К нему приложить документальные копии. По законодательству, административные органы имеют полное право решить эту проблему.
  4. В случае отказа, получить ответ в виде письма. Он должен выглядеть в виде бумаги, полученной из протокола административной комиссии.
  5. С полученной бумагой обратиться в судебные органы, расположенные по месту размещения ЗУ.

В заявлении требуется указать:

  • основания, на которые истец опирается, указывая на владение землей;
  • как и когда произошел захват ЗУ;
  • обстоятельства, при которых произошел захват ЗУ;
  • действия, предпринятые для возврата земли.
Это интересно:  Бизнес который не требует вложений

В завершении заявления указывается просьба вернуть незаконно захваченный надел земли.

Законная собственность может быть возращена на основании судебного решения либо постановления администрации. Главное в этом случае, собрать и предъявить правильный документальный пакет.

Какая ответственность предусмотрена?

Любое нарушение влечет за собой ответственность различного характера. Самовольное занятие земельного участка без имения каких-либо бумаг (договор аренды, правовой договор и др.) влечет за такие действия административную ответственность.

Административная – предусматривается ст. 7.1 Кодекса об адм. правовых нарушениях.

В нее входят 2 требования, которые необходимо выполнить при выявлении нарушений правового характера, согласно предназначению участка земли:

  1. Приведение надела в первоначальный вид. Это должно выполнить виновное лицо. При наблюдении изменений, несанкционированного характера, выполненных в ходе незаконного вмешательства, должны быть исправлены в сроки, которые установил суд.
  2. Изъятие имущества (движимого и недвижимого назначения) в пользу пострадавшего (им может быть физическое либо юридическое лицо).

Уголовная ответственность возникает в следующих случаях:

  • если захват надела напрямую связан с другим преступлением;
  • уголовная ответственность может наступить на действия, связанные с мошенничеством;
  • ответственность уголовного характера наступает в совершении преступлений, напрямую связанных с нарушением правил оборота недвижимого имущества.

Какие существуют типы земельных участков по назначению? Информация здесь.

Как составить договор безвозмездного срочного пользования земельным участком? Подробности в этой статье.

Это перечислена только небольшая часть всевозможных преступлений, при которых может произойти само захват земельных участков.

Самовольное занятие земельного участка, судебная практика указывает, что преступные действия достаточно разнообразны. Дело в том, что фантазии преступников довольно велики, их действия оказаться частью иных уголовно наказуемых преступлений.

На видео об ответственности за самовольное использование земли

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 113-16-21
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 660-51-54
    • Регионы — 8 (800) 551-91-02

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Земельное Право

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1), что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Иными словами, самовольное занятие представляет собой не основанное на законе завладение земельным участком в нарушение установленного порядка предоставления и получения документа, удостоверяющего право на землю.

По юридической классификации документы подразделяются на правоустанавливающие и правоудостоверяющие.

1. К правоустанавливающим документам на земельный участок, согласно ст. 25 ЗК РФ, относятся те документы, которые закрепляют основания возникновения гражданских прав и обязанностей и оформленные с учетом требований (особенностей) земельного законодательства. Перечень таких оснований указан в ст. 8 ГК РФ.

К таким основаниям относится, например, решение органов государственной власти и местного самоуправления по установлению прав на земельный участок, судебные решения, сделки, а также переход прав на земельный участок в результате сделки с объектом недвижимости и перехода (возникновения) вместе с ним прав на земельный участок (его части), в связи с совершенной сделкой на здание, сооружение.

Подобное разъяснение, в частности, вытекает из п. 1 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27.02.2001 N 61, согласно которому при покупке строения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования земельным участком, который занят этой недвижимостью и необходим для ее использования, на тех же условиях, что и продавец недвижимости, если иное не предусмотрено законом.

2. Правоудостоверяющий документ — документ, удостоверяющий возникшие права, согласно ст. 26 ЗК РФ. К таким документам, согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп. от 7 июля, 8 декабря 2003 г., 3 октября, 29 декабря 2004 г.)*(94) относятся: государственный акт, свидетельство о государственной регистрации, а также другие документы, удостоверяющие права на земельный участок и выданные гражданами или юридическими лицами до введении в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003 г., 11 мая, 29 июня, 22 августа, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г.)*(95) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Основываясь на данной классификации документов, следует, что ст. 7.1 КоАП РФ в части использования земельного участка без оформления правоустанавливающих документов может применяться только при неправомерном использовании земельного участка, например, при самовольной застройке земельного участка, при использовании земельного участка законного землепользователя без установления с ним юридических (правовых) отношений; в случае использования земельного участка, субарендатором без заключения договора субаренды, а также при отсутствии его государственной регистрации (более одного года), предоставление земельного участка частным собственникам, либо используемым пользователем, владельцем третьему лицу без установления с ним предусмотренных законом правоотношений.

Отождествление понятий «правоустанавливающий» и «правоудостоверяющий» документ может при применении ст. 7.1 КоАП РФ повлечь незаконное привлечение к административной ответственности лица, когда у него возникли права на земельный участок, например, в случаях, предусмотренных ст.ст. 35, 36 ЗК РФ, ст.ст. 271, 273, 552, 652 ГК РФ, такое применение с неизбежностью может привести к отмене постановления о привлечении к административной ответственности. Примером может служить гражданское дело, согласно которому организация обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления земельной административной комиссии (далее — комиссии), которым на нее наложен штраф за самовольное занятие земельного участка.

Согласно материалам дела истец по договору купли-продажи приобрел строение, находящееся на земельном участке, не принадлежавшем продавцу на праве собственности. Комиссия, установив, что новый собственник пользуется участком без переоформления документов на право пользования им, привлекла его к ответственности за самовольное занятие земельного участка.

Суд в иске отказал, посчитав, что истец занимал участок без надлежаще оформленных документов и часть земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

Поскольку продавец строения обладал правом пользования земельным участком, то такое же право на него приобретает и покупатель строения.

При указанных обстоятельствах отсутствие у истца документов на право пользования участков не может рассматриваться как его самовольное занятие и не образует состава земельного правонарушения, за которое истец подвергся штрафу*(96).

Самовольное занятие земельных участков характерно при установке торговых киосков, мини-маркетов, строительстве канализационных сетей, жилых домов, разработке месторождений полезных ископаемых, строительстве и реконструкции нефте- и газопроводов, строительстве автодорог и др.

В случае самовольного занятия земли применяется земельная реституция — данный участок возвращается законному владельцу без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

Юридические лица, граждане, виновные в самовольном занятии земли, обязаны своими силами привести участок в состояние, пригодное для использования, восстановить нарушенные межевые знаки, снести самовольно возведенные строения. В противном случае восстановление нарушенных прав производится принудительно за счет правонарушителя с взысканием с него всех расходов.

Гражданско-правовые последствия возведения самовольной постройки на участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений, предусмотрены в ст. 222 ГК РФ. В силу п. 2 ст. 222 ГК РФ такая постройка подлежит сносу, осуществленным ее лицом либо за его счет, кроме случаев, когда суд может признать право собственности за лицом, осуществляющим самовольную постройку, при условии предоставлении этому лицу земельного участка под возведенную постройку в установленном порядке.

Статья написана по материалам сайтов: uropora.ru, realtyurist.ru, www.lands-zakony.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector