+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Санпин санитарно защитные зоны 2019

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

I.Область применения

1.1. Настоящие санитарные правила и нормативы (далее — санитарные правила) разработаны на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ , а также Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000г. № 554, и с учетом практики установления размера санитарно-защитной зоны за последние годы.

1.2.Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, для таких объектов граница санитарно-защитной зоны может совпадать с границей промышленной площадки.

1.3. На промышленные объекты и производства, являющиеся источниками ионизирующих излучений, настоящие требования не распространяются.

1.4. Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).

1.5. Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

II.Общие положения

2.1.В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее — санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического во

здействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

2.2.Санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

2.3. Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

2.6.Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов, устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее — санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

2.7.Для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок, создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения). Рекомендуемые минимальные размеры санитарных разрывов приведены в приложении 1-6 настоящего документа.

2.8.Размер санитарного разрыва от населенного пункта до сельскохозяйственных полей, обрабатываемых пестицидами и агрохимикатами авиационным способом, должен составлять не менее 2000м

2.9.Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

2.10. Размер расчетной санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.

2.11. Размер расчетной санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным Государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.

2.12. Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух на территории санитарно-защитной зоны и на ее границе осуществляются службами промышленных объектов и производств, а также органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

III.Проектирование санитарно-защитных зон

3.1. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.

3.2. В проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

3.3. Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и /или физического воздействия, либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке — далее промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении.

3.4. В зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ.

От границы территории промплощадки:

— от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;

— в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки;

— при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.

От источников выбросов:

— при наличии высоких, средних источников нагретых выбросов.

3.5. На территории с превышением показателей фона выше гигиенических нормативов не допускается размещение промышленных объектов и производств, являющихся источниками загрязнения среды обитания и воздействия на здоровье человека. Для действующих объектов, являющихся источниками загрязнения среды обитания человека, разрешается проведение реконструкции или перепрофилирование производств при условии снижения всех видов воздействия на среду обитания до предельно допустимой концентрации (ПДК) при химическом и биологическом воздействии и предельно допустимого уровня (ПДУ) при воздействии физических факторов с учетом фона.

3.6. В случае несовпадения размера расчетной санитарно-защитной зоны и полученной на основании оценки риска (для предприятий I-II класса опасности), натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух, решение по размеру санитарно-защитной зоны принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения.

3.7. Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

· промышленные объекты и производства первого класса –1000 м
· промышленные объекты и производства второго класса –500 м ;
· промышленные объекты и производства третьего класса – 300 м;
· промышленные объекты и производства четвертого класса – 100 м;
· промышленные объекты и производства пятого класса –50 м ;

3.8. Временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятого размера санитарно-защитной зоны для максимальной проектной или фактически достигнутой мощности.

3.9. Граница санитарно-защитной зоны на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и др.) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками.

3.10.В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:

-размер и границы санитарно-защитной зоны;

IV. Установление размеров санитарно-защитных зон

4.1. Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

4.5. Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при:

— объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V класса опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати исследований на каждый ингредиент в отдельной точке, за исключением зимнего периода) и измерений;
— подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;
— уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании

промышленных объектов и производств, и связанным с этим изменением класса опасности;

— внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания;

V. Режим территории санитарно-защитной зоны.

5.1. В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

VI. Учет физических факторов воздействия на население при установлении санитарно-защитных зон

6.1. Размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, являющихся источниками физических факторов воздействия на население устанавливаются на основании акустических расчетов с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, электромагнитых полей, излучений, инфразвука и других физических факторов. Для установления размеров санитарно-защитных зон расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух.

6.3 В целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи (ВЛ) устанавливаются санитарные разрывы вдоль трассы высоковольтной линии, за пределами которых напряженность электрического поля не превышает 1 кВ/м.

Для вновь проектируемых ВЛ, а также зданий и сооружений допускается принимать границы санитарных разрывов вдоль трассы ВЛ с горизонтальным расположением проводов и без средств снижения напряженности электрического поля по обе стороны от нее на следующих расстояниях от проекции на землю крайних фазных проводов в направлении, перпендикулярном к ВЛ:

Это интересно:  Как можно распорядиться сертификатом

• 20м- для ВЛ напряжением 330 кВ;
Вы можете бесплатно скачать документ полностью.

Спец. предложения

Для ВУЗов, обучающих студентов экологическим специальностям, предлагаем льготную поставку программ Подробнее.

В помощь экологу:
новые законы, новые книги — «Библиотека эколога».

Программы для экологов

23.05.2019г. Версия 1.1 программы Ферма

13.05.2019г. Для разработки СЗЗ СЗЗ-Эколог — льготные цены до 30.06.2019

17.12.2018г. Версия 1.1 4-ОС«

26.11.2018г. Временно снимается с продаж программа Справочник веществ 4.41 в связи с уточнением информации по веществам в НИИ Атмосфера.

07.11.2018г. Версии 1.2 программ «Вентиляция»

01.11.2018г. Важное обновление — бесплатно УПРЗА Эколог 4.6

23.09.2018г. Бесплатное обновление ПДВ-Эколог 4.75 релиз 85 — учет приказа о ПЭК, формирование таблиц с учетом максимальных и осредненных концентраций и другие улучшения.

Экологические законы

22.02.2019г. Письмо МПР о перечне методик выброса Смотрите разъяснение Минприроды.

15.02.2019г. Инвентаризация источников выброса по-новому. Смотрите приказ Минприроды РФ от 07.08.2018 N 352 Об утверждении порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки

20.01.2018г. Приказом Ген.директора НИИ Атмосфера утвержден Перечень методик, используемых в 2018 году для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Смотрите изменения и рекомендуемые программы.

Санпин санитарно защитные зоны 2019

В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» разъясните следующие вопросы.

Согласно п. 1 Правил, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

В случае разработки проектной документации для проектируемого объекта, если по результатам проведенных расчетов за границей территории объекта максимальные приземные концентрации вредных (загрязняющих) веществ, поступающих в атмосферный воздух от объекта, не превышает 0,1ПДК и уровень шума не превышает 80дБА (ПДУ шума на рабочих местах, п. 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96), для таких объектов разработка проекта СЗЗ не требуется, и при застройке этого объекта разрешение на строительство будет выдано без сведений об установлении СЗЗ? Или же разработка проекта СЗЗ необходима для всех проектируемых объектов вне зависимости от уровня его воздействия?

  • предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ физического воздействия на атмосферный воздух (см. пункт 1.2), то есть санитарно-защитная зона не устанавливается;
  • предприятие относится к IV-V классам опасности и главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны определен (см. пункт 2.1; 3.1);
  • предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности (см. пункт 3.17);
  • предприятие является микропредприятием малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек (см. пункт 3.17).

Во всех других случаях проект размера СЗЗ разрабатывается в обязательном порядке.

2. Обратите внимание, что к предельно допустимым уровням физического воздействия, являются уровни не только не только шумового воздействия, а также:

  • ПДУ виброскорости (вибрации);
  • ПДУ напряженности электромагнитных полей (в том числе высоковольтных линий электропередач);
  • ПДУ облучения для источников высокочастотных (ВЧ), ультравысокочастотных (УВЧ) и сверхвысокочастотных (СВЧ) излучений;
  • ПДУ инфразвукового воздействия;
  • ПДУ теплового загрязнения, в том числе допустимый уровень отклонения температуры воды в естественных условиях.

(Примечание: порядок установления СЗЗ, связанной с радиационным воздействием определяется другими нормативными документами).

Подробнее о порядке установления размеров СЗЗ можно ознакомиться в следующих документах:

Рекомендуем обратить внимание на следующие документы:

  • Письмо Роспотребнадзора от 18.06.2015 № 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон».
  • Письмо Роспотребнадзора от 27.11.2012 № 01/13460-12-32 «О санитарно-защитных зонах».

Санпин санитарно защитные зоны 2019

Правовой EHS консалтинг

Наша работа — Ваше спокойствие в изменчивом мире

1.2. [. ] Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для кото­рых уровни создаваемого загрязнения за предела­ми промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, для таких объектов граница санитарно- защитной зоны может совпадать с границей промышленной площадки.

1.2. [. ] Источниками воздействия на среду оби­тания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превы­шают ОД ПДК и/или ПДУ.

Отметим, что в дальнейшем указанное изменение породило неожиданные проблемы, о которых в то время никто и не подозревал.

2.12. Лабораторные исследования атмосферно­го воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух на территории санитарно- защитной зоны и на ее границе осуществляются службами промышленных объектов и производств, а также органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

2.12. Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объек­тов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установлен­ном порядке на проведение таких работ.

3.16. Разрабатываемые в проектах строительства и реконструкции технологические и технические решения должны быть обоснованы результатами опытно-промышленных испытаний, при проектиро­вании производств на основе новых технологий — данными опытно-экспериментальных производств, материалами зарубежного опыта по созданию подобного производства.

3.16. Разрабатываемые в проектах строительства и реконструкции вновь применяемые технологические и технические решения должны быть обоснованы результатами опытно-промышленных испытаний, при проектировании производств на основе новых технологий — данными опытно-экспериментальных производств, материалами зарубежного опыта по созданию подобного производства.

4.2. Изменение размеров установленных санитарно- защитных зон для промышленных объектов и произ­водств I и II класса опасности осуществляется Поста­новлением Главного государственного санитарного

врача Российской Федерации на основании: [. ]

-систематических (годовых) натурных исследо­ваний и измерений загрязнения атмосферного воз­духа (не менее пятидесяти исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух

4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: [. ]

— систематических (годовых) натурных иссле­дований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.

Таким образом, Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации не только изменяются размеры установленных СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II классов опасности, но и устанавливаются. Аналогичная норма предусмотрена для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности: размеры их СЗЗ не только изменяются, но и устанавливаются на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

Также внесенными изменениями было уточнено, что «50» и «30» в отношении исследований имеются в виду не количество замеров, а количество дней, в течение которых эти исследования выполняются. Исключение зимнего периода при проведении исследований теперь не предусмотрено.

4.5. Размер санитарно-защитной зоны для действу­ющих объектов может быть уменьшен при:

— объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наб­людений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности поданным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати исследований на каждый ингредиент в отдельной точке, за исключением зимнего периода) и измерений

4.5. Размер санитарно-защитной зоны для действу­ющих объектов может быть уменьшен при:

— объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пре­делами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений;

5.3. Допускается размещать в границах санитарно- защитной зоны промышленного объекта или произ­водства здания и сооружения для обслуживания работников указанного объекта и для обеспе­чения деятельности промышленного объекта (производства):

— нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания ра­ботающих по вахтовому методу (не более двух не­дель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно- исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и обще­ственного питания, мотели, гостиницы [. ]

5.3. Допускается размещать в границах санитарно- защитной зоны промышленного объекта или произ­водства:

— нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поли­клиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы [. ]

Это означает, что перечисленные в данном пункте объекты, допустимые к размещению в СЗЗ, не обязательно должны принадлежать объекту, для которого установлена СЗЗ, или абстрактному «промышленному объекту (производству)».

Согласно внесенным изменениям из перечня химических объектов и производств III класса опасности с размером СЗЗ 300 м исключено производство целлюлозы и полуцеллюлозы по кислому сульфитному и бисульфитному или моносульфитному способам на основе сжигания серы или других серосодержащих материалов, а также производство целлюлозы по сульфатному способу (сульфат-целлюлозы), включающих кислотно-щелочную делигнификацию и отбелку перекисью водорода. Вероятно, это было сделано по причине того, что данный вид производства также предусмотрен в перечне химических объектов и производств I класса опасности с размером СЗЗ 1000 м.

Роспотребнадзор наконец осознал избыточность требования по разработке проекта СЗЗ всеми предприятиями без исключения, что сделало бессмысленным наличие классификатора. Согласно внесенным изменениям разработка проекта СЗЗ в настоящее время обязательна:

для объектов I-III классов опасности;

Например, для мойки автомобилей из двух постов проект СЗЗ разрабатывать не нужно, если не требуется сокращение размера СЗЗ.

Теперь проект СЗЗ имеет единое название даже в случае сокращения/увеличения размера СЗЗ — «Проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны».

Кроме того, в соответствии с изменениями теперь все автозаправочные станции с тремя ТРК только для заправки легкового автотранспорта жидким топливом относятся к объектам V класса опасности с СЗЗ 50 м. Данное изменение также значительно облегчило жизнь малому бизнесу.

Этапы разработки СЗЗ и требования СанПиН

Определение санитарно-защитной зоны. Этапы разработки и требования

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) является защитной территорией, на которой находятся объекты и производства. Функционирование промышленных предприятий без данных зон в полном режиме на сегодняшний день невозможно. В первую очередь, потому, что от этого напрямую зависит уровень безопасности населения.

Это интересно:  Как привести мысли в порядок

Любой промышленный объект является потенциально опасным. В процессе его функционирования закономерно возникают отходы разного плана, которые, в свою очередь, могут негативно влиять как на окружающую среду. Так и на здоровье человека. Благодаря оборудованию тщательно продуманных современный санитарно-защитных зон можно нивелировать вредное воздействие, и получить те значения, которые полностью соответствуют гигиеническим нормам. Для предприятия разных классов эти нормы свои, и они должны неукоснительно соблюдаться.

Для решения данной задачи на сегодняшний день действует Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015), согласно которым устанавливается санзона.

Штрафные санкции при отсутствии Санитарно-защитной зоны СЗЗ

Размеры СЗЗ

Согласно разделу 4 СанПиН СЗЗ, все предприятия и промышленные объекты классифицируются согласно их виду деятельности. В зависимости от этого также устанавливается размер СЗЗ. При установке минимальных размеров СЗЗ учитываются такие факторы, как технологический прогресс, география и классность предприятия.

  • I класс, к которому относятся чрезвычайно опасные объекты, должен иметь размер санитарной зоны от 1000 метров;
  • II класс, к которому относятся высокоопасные объекты, должен иметь размер санитарной зоны от 500 метров;
  • III класс, к которому относятся умеренно опасные объекты, должен иметь размер санитарной зоны от 300 метров;
  • IV класс, к которому относятся мало опасные объекты, должен иметь размер санитарной зоны от 1100 метров;
  • V класс, к которому относятся практически неопасные объекты, должен иметь размер санитарной зоны от 50 метров.

Над разработкой проекта СЗЗ работают предприятия, относящиеся к классам I- III. Те промышленные предприятия, которые имеют источники вредных выбросов в атмосферу, также относятся к первым трем классам, однако в их случае разработка СЗЗ не нужна.

Для предприятий, имеющих замкнутый цикл производства, при условии, что вредные выбросы в атмосферу не производятся, СЗЗ вычисляется с учетом возможности аварийных ситуаций.

В ситуациях, когда под действием ветра отходы предприятия попадают в жилую зону, по решению госорганов радиус зоны СЗЗ может быть увеличен.

Из каких этапов состоит практическая разработка СЗЗ на период 2018 года, и с какими трудностями можно столкнуться

В декабре 2017 года в журнале «Экология производства» была опубликована статья, в которой были рассмотрены данные аспекты.

Итак, СЗЗ располагается вдоль границ промышленных производств. Примечательно, что к данной территории применяется ряд ограничений, и она может использоваться только по своему назначению. Их основным назначением является создание безопасной среды для пребывания человека, а также защита территории от выбросов, отходов и шумов.

В случае с вредными предприятиями СЗЗ крайне выгодно, так как с ее помощью возможна работа в штатном режиме даже опытных объектов. При этом нет необходимости в дополнительных расходах на установку очистительного оборудования и шумоподавителей.

Санитарно-защитные зоны согласно СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03

Согласно данному разделу, в котором рассматривается классификация предприятий и других объектов, существует множество факторов, которые оказывают влияние на размер санитарной зоны. В первую очередь размер устанавливается в зависимости от того вреда, который наносится окружающей среде. Он учитывается при разработке проекта СЗЗ.

Кому необходима санитарная зона предприятия

Для предприятий, которые строятся либо находятся на реконструкции, необходимо установление границ санитарно-защитной зоны:

— если возникла необходимость в проектировании обоснования по сокращению санитарной зоны, если речь идет о непромышленных объектах;

— при размещении, проектировании, строительстве и использовании промышленных объектов, имеющих повышенный класс безопасности.

При этом отдельно также стоит рассмотреть случай, когда речь идет о предприятиях, относящихся к IV и V классу. В таком случае нет необходимости в оборудовании санитарно-защитной зоны.

Роспотребнадзор при проведении проверок часто устанавливает завышенные требования к границам Санитарной зоны. Основным обоснованием для них в этом случае является тот факт, что Федеральный закон N 96-ФЗ не содержит данных о том, что необходимость в СЗЗ есть только на этапе реконструкции либо строительства.

В дополнение к этому нужно отметить, что существует Письмо Федеральной службы 22 ноября 2010 г, в котором указано, что проект санитарной зоны в ряде случаев должен быть разработан для действующих объектов.

В то же время, согласно разъяснению, Главного государственного санитарного врача РФ, действие всех предыдущих разъяснений отменяется.

Санитарная классификация предприятий и объектов

Класс опасности предприятия на сегодняшний день определяется очень просто. Для этого учитывается наиболее вредный отход предприятия и его класс.

в первую очередь учитывается класс опасности наиболее вредного отхода.

Следует подчеркнуть, что критерии опасности устанавливаются в зависимости от классификации по ГОСТу 12.1.007-76.

Для того, чтобы разобраться, какие предприятия относятся к тому либо иному классу опасности, стоит обратить внимание на примеры:

  • I класс. Свиноводческие комплексы, производство сероводорода и ЛПХ;
  • II класс. Сюда относится содержание КРС от 1200 коров, соляная кислота и автопром;
  • III класс. Добыча торфа и деревообработка;
  • IV класс. Тепличные хозяйства, мыловарение, лакированная мебель и типографии с использованием свинца;
  • V класс. Хранение овощей, сборка мебели, добыча карбоната и производство спичек.

Проектирование санитарно-защитной зоны

Проект охватывает все ключевые моменты, которые касаются размещения и характеристик СЗЗ.

Основные задачи проекта СЗЗ:

— определение допустимости промышленного строительства в населенных пунктах;

— обоснование отсутствия вредного воздействия при проверке инспектирующими службами;

— в случае доказательства негативного воздействия на окружающую среду избавление от штрафа и приостановки деятельности предприятия, которые составляют до 100тыс рублей и 90 дней соответственно.

Проект по сокращению санитарно-защитной зоны

Непроизводственные объекты не могут находиться в границах проектируемой санитарной зоны без достаточных на то оснований. Поэтому важна тщательная проработка проекта. В этом случае непроизводственным и объектами являются жилые дома и общественные учреждения.

Единственным выходом для тех предприятий, которые имеют сложившееся географическое положение, часто является сокращение СЗЗ.

Радиус санитарной зоны может быть снижен в случаях, если:
— объемы вредных выбросов снижены;
— технологическая цепочка предприятия была усовершенствована.

Следует подчеркнуть, что существует ряд объектов, которые не могут размещаться в санитарных зонах. Список включает жилые застройки, коттеджи и ландшафтные зоны, курортные зоны и спортивные сооружения, игровые площадки и детские учреждения, больницы и другие лечебно-профилактические учреждения.

Этапы разработки проекта СЗЗ

1. Сбор сведений о выбросах вредных веществ

Сбор сведений об источниках тех веществ, которые загрязняют окружающую среду, является первым этапом разработки санитарной зоны. Также на этом этапе собираются данные относительно источников физического воздействия, в роли которого выступает шум, электромагнитное поле, вибрация, излучение и другие подобные явления. Для того, чтобы рассчитать воздействие химических факторов, проводится инвентаризация источников тех выбросов, которые вредят окружающей среде.

Инвентаризация на сегодняшний день проводится по инструкции, которая была издана еще в 1991 году. Данные инвентаризации, которая была проведена для разработки тома нормативов ПДВ, действующего на данный момент времени, могут быть использованы в том случае, если в технологическом процессе не произошло существенных изменений. После рассеивания в воздухе остаются приземные концентрации веществ. И для их расчета учитываются как количественные, так и качественные характеристики источников выбросов в атмосферный воздух.

Физическое воздействие можно рассчитать, проведя инвентаризацию источников различного типа воздействия, таких как вибрационное, шумовое и электромагнитное. В инвентаризацию входит множество данных, которые касаются оборудования, техники и их характеристик, а также расположения. Кроме того, учитывается широкий спектр дополнительных факторов, таких как высота препятствий на пути физического воздействия, материал, толщина и другая информация, необходимая для расчета.

Существует ОНД-86, согласно которому рассчитывается приземная концентрация вредных веществ на территории. Расчёты проводятся на контрольных точках жилой зоны, на территориях с нормируемыми показателями качества атмосферного воздуха, а также на границе расчетной санитарной зоны.

При подборе размера санитарной зоны в проекте учитывается ориентировочный размер. Если речь идет о неклассифицируемых предприятиях, то размер санитарной зоны устанавливается на основании результатов по расчётам физического воздействия и рассеивания. При наличии в рамках санитарной зоны жилой зоны, либо иной нормируемой территории, ее размеры могут быть сокращены до начала данной территории. Это возможно в случае, если показатели ПДВ и ПДУ при расчетах не превышают нормативные размеры при предложенном размере санитарной зоны.

Существует два варианта, по которым может производится расчет рассеивания. В первом случае учитывается фоновое загрязнение по выбранным ингредиентам, а во втором случае учет не производится. Примечательно, что немаловажную роль играют также метеорологические и климатические характеристики местности.

Методическое пособие для разработки проекта санитарных зон на сегодняшний день отсутствует. Таким образом, многими разработчиками сегодня активно используются Рекомендации, которые были изданы еще в 1998 году. Однако на сегодняшний день данный документ не имеет своего действующего статуса в связи с тем, что существует Постановление Правительства Москвы от 25.11.2003 N 991-ПП. В то же время, данное постановление также не имеет силы, так как в 2013 году было отменено Правительством Москвы.

В целом разработать том СЗЗ на сегодняшний день гораздо проще. На территории некоторых регионов достаточными являются разделы расчета рассеивания выбросов и разделы учета воздействия физических факторов для того, чтобы получить положительный результата экспертизы. В то же время, это касается не всех регионов, и существуют территории, где обязательными являются:
— планировка санитарно-защитной зоны;
— расчет образования отходов;
— функциональное зонирование территории санитарной зоны;

— режим использования санитарной зоны.

Этим список не ограничивается, и в него также входит план-график по проведению лабораторного контроля как физических факторов, так и атмосферного воздуха. При составлении данного плана-графика учитываются натурные изменения и наблюдения, позволяющие установить окончательный размер санитарной зоны.

Важной составной частью проекта является картографический материал, который включает данные о промплощадке предприятия с указанием источников выброса и воздействия физического характера. Кроме того, учитывается ситуационное расположение как окружающих объектов, так и расположение предприятия. Что касается карт рассеивания выбросов, а также распространения воздействий физического характера, то они представлены в отдельном порядке.

При разработке санитарной зоны в настоящий момент существует новшество, а именно письмо Роспотребнадзора за 2015 год, в котором речь идет о необходимых проектных материалах.

Согласно нововведениям, на сегодняшний день для того, чтобы разработать проект, предприятие должно заказать в Росреестре кадастровый план территории либо выписку с координатами нужных земельных участков. Выписка также содержит указание конкретных точек, которые предназначены для привязки карты предприятия к городской системе координат. Ещё совсем недавно данные карты привязывались к системе координат, носящей локальный характер. Таким образом, это была координатная сетка, которая имела произвольное начало координат. Что касается нового подхода, то с его помощью Росреестр может быть проинформирован о расположении границ для того, чтобы данные были внесены в генеральный план. Благодаря использованию данной практики застройка санитарных зон жилыми объектами может быть предотвращена. К сожалению, на сегодняшний день данная практика является повсеместной, так как порядка передачи информации в ФКП ранее не существовало.

В том случае, если у существующего предприятия необходимо снизить воздействие на окружающую среду, также в проект могут быть внесен ряд рекомендованных мероприятий, таких как:
— реконструкция бытовых труб;
— покупка и установка оборудования, предназначенного для газоочистки;
— перепланировка производственных территорий;
— установка шумозащитных экранов.

2. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

После того, как проект расчетной санитарной зоны создан, его направляют на экспертизу в аккредитованный орган, в роли которого обычно выступает центр гигиены и эпидемиологии. Отдельно необходимо подчеркнуть, что проведение экспертизы в таких учреждениях является платной услугой.

Это интересно:  Какая зарплата у прокурора

При проведении проверки в первую очередь учитывается превышение предельно допустимых концентраций, а также уровней воздействия на границах расчетной СЗЗ и селитебной территории. Результатом подтверждения соответствия является соответствующее экспертное заключение. Примечательно, что этого раздела также касается пробел в законодательстве.

На территории некоторых регионов после того, как было получено экспертное заключение, проект санитарное зоны переходит в территориальное отделение Роспотребнадзора, после чего производится выдача санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ). В то же время, существует ряд регионов, где СЭЗ может быть выдан только в том случае, если были проведены натурные замеры, а также был разработан проект окончательной СЗЗ.

В свою очередь, Роспотребнадзор имеет право на то, чтобы провести новую экспертизу, по результатам которой экспертное заключение может быть даже полностью аннулировано. Определённые регионы не сталкиваются с такими проблемами, и там экспертное заключение выдается без задержек и лишних проблем.

3. Натурные исследования и измерения, которые направлены на подтверждение расчетных размеров СЗЗ

Для того, чтобы подтвердить предлагаемые границы санитарной зоны, должен быть проведён ряд натурных исследований и измерений после экспертизы. Для проведения измерений используется план-график, который входит в состав проекта по выбранных ингредиентам. Проведение измерений осуществляется в контрольных точках, и этим занимается аккредитованная лаборатория, которая в своей работе использует утвержденные методики. Измерения проводятся платно.

Для того, чтобы сократить размер санитарно-защитной зоны, необходимо произвести ряд измерений и исследований. Если же они не проводятся, то санитарно-защитную зону можно установить посредством замеров в рамках производственного экологического контроля на предприятии.

После завершения вся имеющаяся документация передается на следующий этап.

4. Получение СЭЗ на проект окончательной (установленной) санитарно-защитной зоны

Гарантии того, что СЭЗ для проекта расчетной санитарно-защитной зоны будет выдано, на сегодняшний день нет. Каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке, и результат зависит от специалистов.

Однако вне зависимости от этого, после того, как были проведены все необходимые измерения и исследования, происходит переработка проекта расчетной СЗЗ по программе наблюдений, и создается окончательная санитарно-защитная зона. После этого все необходимые документы передаются в Роспотребнадзор совместно с результатами проведённых исследований и измерений.

В том случае, если имеющийся проект в полной мере соответствует существующим санитарно-гигиеническим нормам, заключение выдается без проблем и в установленный срок.

5. Сведения о границах санитарно-защитной зоны вносятся в генеральный план, а также в правила застройки и землепользования

Не удивительно, что те земельные участки, которые входили в состав санитарно-защитной зоны, часто использовались под застройку жилыми объектами либо же под другие объекты, что в принципе недопустимо, однако происходило повсеместно. В результате этого возникала масса неприятных ситуаций, которые были связаны со строительством и последующей необходимостью решить данную проблему.

Как правило, о том, что в пределах санитарно-защитной зоны проводится строительство, предприятию становилось известно уже задним числом. Результатом этих действий обычно становились долгие судебные разбирательства. Со стороны жильцов в Роспотребнадзор поступали жалобы, которые содержали сведения о том, что качество окружающей среды оставляет желать лучшего. Также среди распространённых жалоб можно отметить высокий уровень шума и большие выбросы вредных веществ.

По итогам данных разбирательств чаще всего страдало предприятие, которому на практике приходилось выбирать один из вариантов решения проблемы. Так, недовольные жильцы могли быть расселены за пределы санитарно-защитной зоны за счет предприятия. Кроме того, само производство также можно было перенести на другое место. В ряде случаев решить проблему удавалось благодаря уменьшению интенсивности вредного воздействия путём проведения широкого спектра мероприятий, направленных на защиту природы.

Естественно, что для предприятий все пути решения проблемы, указанные выше, в принципе не выгодны с экономической точки зрения. Особенно с учетом того, что предприятие не несет за это вины. В то же время, чиновники также не виновны в сложившейся ситуации, так как на момент выдачи разрешений на строительство они не располагали необходимыми сведениями о наличии санитарно-защитной зоны на данном участке. Естественно, что таких неприятных ситуаций проще избежать, чем в дальнейшем решать последствия, что, чаще всего, оказывается крайне невыгодно.

Для того, чтобы избавиться от данной повторяющейся проблемы навсегда, возникла необходимость в проведении глобальных изменений в федеральном законодательстве. Результатом стало издание ряда законов, используемых на сегодняшний день. Однако они не являются единственным основанием для получения результата. Также следует отметить еще два дополнения. С их помощью удалось окончательно решить проблему. На данный момент те данные, которые касаются расположения санитарно-защитных зон, их границ, самого предприятия и координат узловых точек границ санитарно-защитных зон передаются на кадастровый учет соответствующим органам. И уже кадастровый орган вносит необходимые изменения в правила.

6. Зонирование и режим территории санитарно-защитной зоны

Безусловно, перед любым предприятием, которое заинтересовано в полноценной и качественной работе, стоит широкий спектр задач. И естественно, что установление границ санитарно-защитной зоны является не единственной задачей, решением которой предстоит заняться. Также немаловажную роль играет ее поддержка в порядке и обустройство. Для того, чтобы качественно решить поставленную задачу, разрабатывается специальный план по организации территории СЗЗ. В СанПиН входит раздел 5, который полностью посвящен режиму территории санитарно-защитной зоны.

В данном разделе есть ряд требований, которое четко говорят о том, что размещение жилой застройки в границах санитарно-защитной зоны недопустимо. Этот запрет касается также иных нормируемых территорий и объектов, которые занимаются производством лекарств, объектов других областей промышленности, водопроводных сооружений и объектов пищевой промышленности.

В то же время, есть ряд допусков. Так, здесь могут быть размещены нежилые помещения, которые предназначены на размещения дежурного персонала. Также возможно наличие конструкторских бюро, зданий управления, гостиниц и поликлиник, объектов торговли, АЗС и СТО, объектов коммуникаций и так далее. Необходимо понимать, что санитарно-защитная зона не является резервной территорией объекта либо территорией, на которых можно развивать жилое строительство.

При организации санитарно-защитных зон благоустройство играет далеко не последнюю роль. Кроме того, важными аспектами является озеленение, а также зонирование функционального, строительного и ландшафтного типа. При этом необходимо подчеркнуть, что существует Приложение 5 к Рекомендациям, в котором установлены типы и конструкции зеленой зоны, а также расписан ассортимент по породам деревьев, кустарников и трав.

Следует подчеркнуть, что максимально сохраняются зеленые зоны в границах санитарно-защитных зон. Некоторые территории являются непригодными для озеленения. И в таком случае проводят инженерно-техническую подготовку, с помощью которой можно решить поставленную задачу. Границы санитарно-защитной зоны часто включают в себя проектирование таких объектов, как пешеходные дорожки и дороги. Естественно, что зеленой зоне также необходимо обеспечить соответствующий уход, и поэтому дополнительно тщательно продумывается система полива.

Проектирование зеленых насаждений может включать в себя те растения, которые являются наиболее эффективными в санитарном отношении, а также отличаются устойчивостью к различным загрязнениям.

Чаще всего при посадке отдается предпочтение плотной структуре изолирующего типа, что позволяет создать преграду для воздуха, а также частично поглотить и осадить вредные вещества. Также может использоваться ажурная структура фильтра.

Все границы по расчетным зонам воздействия указываются на планировочном плане территории. Также в состав плана входят те здания и сооружения, которые здесь находятся. Важным аспектом является также указание градостроительного зонирования территории и так далее. Озеленение производится после того, как составлен тщательный дендроплан, в котором содержаться как настоящие. так и будущие посадки.

Смета содержит подробные расчеты по затратам как на проведение строительных работ, так и озеленения. Кроме того, в нее включают также затраты на расселение домов, которые находятся на территории, если в этом есть такая необходимость. Приложение 4 к Рекомендациям содержит список всех объектов и элементов, которые могут быть размещены в СЗЗ.

Согласно рекомендациям территория санитарно-защитной зоны может быть поделена на следующие зоны:

Подзоны, включая призаводскую, подзону озеленения, подзону сопутствующих предприятий, подзону приселитебного озеленения, подзону общественного центра и подзону санитарных ограничений планировочного использования и подзону санитарных ограничений по планировочному использованию.

Существует Руководство 1984, которое используется при планировке озеленения. Несмотря на возраст документа, в нем содержится масса полезных идей, которые можно применить на практике. Не удивительно, что они используются и в наше время, позволяя вывести функционирование предприятия на принципиально новый уровень. В санитарно-защитную зону организуется свободное прохождение воздуха, что стало возможным благодаря коридорам проветривания, при создании которых учитывается направление сопутствующих ветров. В данном качестве возможно использование железных дорог, трасс и водоемов.

Примечательно, что все описанные рекомендации были составлены для г. Москва с упором на местные нормативные акты, и уже потеряли статус действующих. При этом остались общие принципы создания санитарно-защитных зон, которые могут быть использованы.

Территория санитарно-защитной зоны нуждается в осуществлении контроля за такими основными параметрами, как уровень загрязнения атмосферного воздуха, качество воды в водных объектах, уровень шума, уровень загрязнения почв и так далее. Для проведения контроля пользуются услугами специалистов аттестованной аккредитованной лаборатории. В этом случае можно быть уверенным в том, что все изменения будут проведены с использованием современного оборудования, которое, в свою очередь, также позволит получить точные результаты. Эти результаты будут в дальнейшем использованы исключительно на пользу предприятия.

Другие новости

Предприятия могут выбрасывать загрязняющие вещества в атмосферу только на основании разрешения. Для объектов НВОС 1 категории – это Комплексное экологическое разрешение, для объектов НВОС 2 категории – Декларация о воздействии, для объектов НВОС 3 категории – Программа производственного экологического контроля (ПЭК). Чтобы получить такие разрешения, необходимо провести процедуру инвентаризации выбросов в атмосферный воздух.

Производственный экологический контроль (далее – ПЭК) является одним из основных видов контроля, поскольку деятельность предприятий наносит значительный ущерб окружающей среде. В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ основными целями ПЭК являются: Выполнение мероприятий по охране окружающей среды. Осуществление деятельности по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов. Соблюдение требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством. ПЭК осуществляют непосредственно природопользователи. Природоохранным законодательством установлено требование о наличии программы ПЭК и результатов проведения ПЭК, что проверяется надзорными органами при осуществлении проверок. Согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС обязаны: разработать и утвердить программу ПЭК; осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями; документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления ПЭК

С 01.01.2019 г. природоохранное законодательство изменилось кардинально в части установления нормативов предельно-допустимых выбросов, сбросов и лимитов на размещение отходов. Категории ОНВ присваиваются всем объектам, деятельность которых наносит вред окружающей среде. По интенсивности и характеру этого воздействия законодательством были определены 4 категории для всех видов производств на территории России. С наступлением 2019 для каждой из категорий ОНВ установлены свои обязанности в области получения разрешений и отчетности:

© Инженерно-консалтинговый центр «ЭКСПРОМ», 2012
Копирование информации с сайта разрешено только с письменного согласия его администрации

Статья написана по материалам сайтов: www.normacs.info, www.ecoteam.ru, eksprom.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector