+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Схема бюджетного процесса в рф

  1. Составление проекта бюджета

Утверждается на 3 года(финансовый год + плановый период [2 года])

Составители: — Правительство (РФ/СубъектовРФ) — Министерство финансов РФ Документы, на основании которых составляется бюджет: — Бюджетное послание Президента РФ — Прогноз соц-экономического развития страны -Основные направления налоговой и бюджетной политики
  1. Рассмотрение и утверждение бюджета

Правительство передает в Государственную думу проект не позже 26 августа текущего года

1 чтение Рассматриваемые вопросы: — концепция проекта — объем ВВП — уровень инфляции — основные направления налоговой и бюджетной политики -объем расходов и доходов — объем профицита и дефицита Принятие 2 чтение Рассматриваемые вопросы: — бюджетные ассигнования по разделам, подразделениям, целевым статьям и видам расходов — распределение трансфертов между субъектами — программа государственных заимствований Принятие 3 чтение Вынос законопроекта на голосование в целом (необходимо не менее 2/3 голосов). Принятие проекта (ФЗ) о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период

Отклонение Подтверждение изменения Принятие

Правительство РФ Доработка Комитет по бюджету (подготовка сводной таблицы поправок) Совет Федерации Рассмотрение ФЗ и голосование по итогам
Согласительная комиссия Президент РФ
  1. Исполнение бюджета

( с 1 января по 31 декабря)

Документы: Исполнение осуществляется по 2-м направлениям
Свободная бюджетная роспись
Кассовый план 3 Ll4t1ZwLAXqSCoka4Oq4fxwCrBKceqO3WbNcTIVBK+KXLfxCj2C562bUlaQBrGKEzjrZES5ARi6Q 4wwHugTDPlvNKEaCwfvy0r48IX1GaBgK7qT9vr0Zx+PZaDYa9Ab94aw3iPO892Q+HfSG8+Txcf4o n07z5K0vPhmkFaeUSV//7e4ng7/bre4V7rf2sP0HoqL76IF8KPb2PxQdZu/HvV+chaKbc+O782sA 6x6cu6fp39Pde/D69QGZ/AQAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhALQPTu/eAAAACAEAAA8AAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxMj8FOwzAQRO9I/IO1SNyok7SBEuJUCIHECZUWIXFz4yUJjdfBdpvA17Oc4Pg0 o9m35WqyvTiiD50jBeksAYFUO9NRo+Bl+3CxBBGiJqN7R6jgCwOsqtOTUhfGjfSMx01sBI9QKLSC NsahkDLULVodZm5A4uzdeasjo2+k8XrkcdvLLEkupdUd8YVWD3jXYr3fHKyC6+2Yu7Xfvy7S7vPt +/4jDo9PUanzs+n2BkTEKf6V4Vef1aFip507kAmiZ17mV1xVkM9BcJ5lKfNOwSKdg6xK+f+B6gcA AP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRl bnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8B AABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQDyGoA2agIAAIgEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4C AABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQC0D07v3gAAAAgBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAA AMQEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAzwUAAAAA >
По доходам: 1. Зачисление на единый бюджетный счет всех видов доходов в бюджетной системе 2. Возврат излишне уплаченных сумм 3. Учет всех доходов БС и составление отчетности По расходам: 1. Санкционирование расходов 2. Финансирование
4. Отчет об исполнении бюджета
Счетная Палата принятие Нарушений и виновных лиц в этих нарушениях
МинФин отчеты заключение выявление
ГД РФ отклонение

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 21.07.2014 № 214-ФЗ;

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Справочно правовая система «Консультант плюс»;

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Справочно правовая система «Консультант плюс»;

6. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, №43, ст. 4190;

7. Указ Президента РФ от 15.03.2000 №511 (ред. от 28.06.2005) «О классификаторе правовых актов» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2000, №12, ст. 1260;

8. Указ Президента РФ от 23.05.1996 №763 (ред. от 17.11.2011) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // «Собрание законодательства РФ», 27.05.1996, №22, ст. 2663;

9. Приказ Росстрахнадзора от 20.06.1996 №02-02/17 «О Примерных правилах страхования жизни с условием выплаты страховой ренты» (Утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 30.01.2006 №16 н.) // «Финансовая газета», №27, 1996;

10. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.11.2003 №75 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования» // «Вестник ВАС РФ», №1, 2004 (Обзор);

11. Указ Президента РФ от 07.07.1992 №750 (ред. от 22.07.1998) «Об обязательном личном страховании пассажиров» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 13.07.1992, №2 ст. 35 // «Российская газета», №159, 14.07.1992;

12. Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.08.2012) // «Собрание законодательства РФ», 06.05.2002, №18, ст. 1720;

13. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об основах обязательного социального страхования» // «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, №29, ст. 3686;

14. Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ (ред. от 29.02.2012) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, №31, ст. 3803;

15. Андреев Ю.Н. Имущественное страхование: теория и судебная практика // М.: Ось-89, 2011. 352 с.;

16. Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. Правовые основы страхования: учебное пособие // М.: Проспект, 2011. 128 с.;

18. Фогельсон Ю.Б. Страховое право: теоретические основы и практика применения: монография // М.: Норма, Инфра-М, 2012. 576 с.;

Участники бюджетного процесса. Полномочия налоговых органов

Разработка схемы, раскрывающей стадию составления бюджетов – важнейшей стадии бюджетного процесса в Российской Федерации. Функции и полномочия налоговых органов. Анализ случаев, когда налоговые органы обязаны возвратить уплаченные в бюджет средства.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Предмет Финансовое право
Вид контрольная работа
Язык русский
Прислал(а) Екатерина
Дата добавления 21.03.2012
Размер файла 31,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Общие положения организации бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса, а также их полномочия. Компетенция органов власти. Стадии бюджетного процесса. Составление проектов бюджетов. Исполнение бюджета и контроль за исполнением бюджетов.

курсовая работа [30,2 K], добавлен 04.12.2008

Участники бюджетного процесса и их полномочия. Основы формирования бюджетов Российской Федерации. Нормативные документы, определяющие состав бюджетного законодательства. Полномочия главного распорядителя средств бюджета. Получатель бюджетных средств.

реферат [20,9 K], добавлен 20.06.2010

Понятие, задачи и этапы бюджетного процесса, участники, порядок их взаимодействия и полномочия. Порядок и правила составления, рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней, их исполнение. Особенности бюджетного процесса федерального уровня.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 23.11.2009

Понятие бюджетного процесса, его стадии и характеристика. Участники бюджетного процесса и их полномочия. Особенности бюджетного процесса муниципального образования (на примере г. Томск). Основные пути совершенствования бюджетного процесса в городе.

курсовая работа [65,6 K], добавлен 21.04.2016

Налоговые органы Российской Федерации, их структура и полномочия. Единая, независимая, централизованная система налоговых органов. Территориальные налоговые органы на примере Смоленской области. Особенности государственной службы в налоговых органах.

реферат [388,3 K], добавлен 26.04.2008

Понятие и задачи бюджетного процесса, его этапы и правовые проблемы. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов. Исполнение бюджетов по доходам и расходам. Перспективы развития и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации.

курсовая работа [604,5 K], добавлен 21.04.2014

Организация налоговых органов в Германии и Японии. Структура налоговых органов в Российской Федерации, их функции, права и обязанности, компетенция и сфера деятельности. Сравнительная характеристика и оценка налоговой системы России и Германии, Японии.

курсовая работа [27,6 K], добавлен 20.03.2012

Повышение значимости налоговой функции государства. Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства. Правовая основа деятельности налоговых органов. Права и обязанности налоговых органов Российской Федерации.

курсовая работа [28,5 K], добавлен 21.11.2008

Понятие и принципы бюджетного процесса. Полномочия участников бюджетного процесса на федеральном, региональном и местном уровнях. Составление проектов бюджетов, их рассмотрение, утверждение и внесение изменений. Источники финансирования дефицита.

дипломная работа [892,4 K], добавлен 19.04.2012

Задачи и функции налоговых органов Российской Федерации. Полномочия, функции и права инспекции Федеральной налоговой службы России. Внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах. Перспективы работы налоговых органов России.

реферат [61,1 K], добавлен 03.09.2011

Вопрос 2. Бюджетный процесс в РФ

Участники бюджетного процесса

Согласно БК, бюджетный процесс — регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Участниками бюджетного процесса являются органы и лица, обладающие бюджетными полномочиями:

— Президент Российской Федерации;

— органы законодательной (представительной) власти;

— органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

— органы денежно-кредитного регулирования;

— органы государственного и муниципального финансового контроля;

— государственные внебюджетные фонды;

— главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

— государственные и муниципальные унитарные предприятия;

— кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

— другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Состав участников бюджетного процесса определен БК и изменяется в зависимости от уровня бюджетной системы.

Составление проектов бюджета

Реализация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы последовательно проходит четыре стадии:

1. Составление проекта бюджета.

2. Рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета.

3. Исполнение бюджета.

4. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

1 этап. Составление проекта бюджета

Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Проекты бюджетов непосредственно разрабатывают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета базируется на:

— концепции социально-экономического развития и основных направлениях экономической и социальной политики РФ;

— прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

— основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории;

— прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории;

— плане развития государственного или муниципального секторов экономики соответствующей территории.

Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается по: данным социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогнозу социальноэкономического развития территории до конца базового года и тенденциям развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. Изменение такого прогноза в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.

Перспективный финансовый план — документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Он разрабатывается в целях: информирования законодательных (представительных) органов власти о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы; комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года и ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования (при этом плановый период сдвигается на один год вперед). Он составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Долгосрочные целевые программы разрабатываются: органом исполнительной власти РФ, субъектом РФ, органом местного самоуправления и утверждаются соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления вместе с утверждением бюджета. Перечень долгосрочных целевых программ формируется органом исполнительной власти, органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

В проекте закона (решения) о бюджете должны быть определены следующие характеристики государственного или муниципального долга, государственных или муниципальных заимствований:

— источники финансирования дефицита бюджета за счет государственных или муниципальных внутренних заимствований;

— верхний предел государственного или муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

— предел предоставления государственных или муниципальных гарантий третьим лицам на привлечение внутренних заимствований.

Общая схема работы участников бюджетного процесса при подготовке проекта закона о федеральном бюджете представлена в табл. 3.

Подготовка проекта закона о федеральном бюджете

Срок (текущего финансового года) Участник Действия
До 20 июня Минрегион России Согласовывает с Министерством финансов (Минфином) РФ распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ
Минздравсоцразвития

России

Согласовывает с Минрегионом России и Минфином России распределение трансфертов из бюджетов ФФОМС бюджетам ТФ ОМС
Субъекты бюджетного планирования Согласовывают с Минрегионом России и Минфином России распределение межбюджетных трансфертов (за исключением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ)

Окончание табл. 3

Срок (текущего финансового года) Участник Действия
До 01 июля Минфин России Направляет в финансовые органы субъектов РФ методику и исходные данные для расчетов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ
Субъекты бюджетного планирования Направляет в финансовые органы субъектов РФ методику расчета субвенций субъектам РФ
До 10 июля Субъекты бюджетного планирования Представляет в Минфин России изменения распределения бюджетных ассигнований, реестры расходных обязательств, обоснования бюджетных ассигнований, материалы к проекту закона о федеральном бюджете
Главные администраторы доходов бюджетов Представляют в Минфин России расчеты по статьям доходов и источникам финансирования дефицита бюджета
Бюджетная комиссия Рассматривает несогласованные вопросы по расходам, доходам и дефициту федерального бюджета
До 25 июля Минэкономразвития

России

Представляет в Минфин России прогноз социально-экономического развития, сводный финансовый баланс РФ, свод отчетов о реализации федеральных целевых программ, федеральную адресную инвестиционную программу
Субъекты бюджетного планирования Представляет в Минфин России методики распределения межбюджетных трансфертов (за исключением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ)
Не позднее 11 августа Минфин России Направляет проект федерального закона о федеральном бюджете в Правительство РФ

Общая схема работы Правительства РФ при подготовке проекта закона о федеральном бюджете показана в табл. 4.

Действия правительства при подготовке проекта закона о федеральном бюджете

Срок Действия Правительства РФ
До 25 декабря года, предшествующего текущему финансовому году Утверждает:

— уточненный прогноз социально-экономического развития РФ;

— концепцию федеральных целевых программ

До 15 марта текущего года Одобряет:

— основные направления налоговой политики;

— основные направления таможенной политики;

— основные условия и задачи государственной денежнокредитной политики;

— сценарные условия функционирования экономики РФ

До 01 мая текущего финансового года Одобряет:

— предложения по изменению действующих расходных обязательств;

— основные направления бюджетной политики

До 15 июня текущего финансового года Утверждает:

— основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ;

— основные характеристики федерального бюджета;

— сводный финансовый баланс РФ;

— распределение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета;

— предлагаемые проекты федеральных целевых программ;

— бюджетные инвестиции, не включенные в федеральные целевые программы

Не позднее 20 августа текущего финансового года Рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый и плановый период

2 этап. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года одновременно с рядом документов и материалов.

В случае если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную думу проекты федеральных законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

Банк России до 26 августа текущего года представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год. Предварительно проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.

Проекты федеральных целевых программ, намечаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, должны быть представлены в Государственную думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В первом чтении палата обязана рассмотреть его в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную думу Правительством. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждаются его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики и основные характеристики федерального бюджета.

В случае принятия законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета, определенные ст. 199 Бюджетного кодекса, но при этом Государственная дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства. В случае отклонения законопроекта в первом чтении Бюджетным кодексом предусмотрены соответствующие процедуры его доработки.

Государственная дума рассматривает законопроект во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом рассмотрения законопроекта во втором чтении являются: приложение к нему, в котором устанавливается перечень главных администраторов доходов федерального бюджета; приложение, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета; бюджетные ассигнования за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета в пределах общего объема расходов, утвержденных в первом чтении; приложение, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов; программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; программа государственных внутренних заимствований; программа государственных внешних заимствований; программа государственных гарантий в валюте Российской Федерации; программа государственных гарантий в иностранной валюте; приложение к долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ; текстовые статьи законопроекта.

Государственная дума рассматривает законопроект в третьем чтении в течение 15 дней со дня его принятия во втором чтении.

Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту для подписания и обнародования. В случае же его отклонения Советом Федерации закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

При отклонении Президентом РФ закона он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Федеральный закон о федеральном бюджете не вступает в силу до начала очередного финансового года в случае непринятия Государственной думой проекта закона до 1 декабря текущего года. В этом случае Государственная дума принимает Федеральный за-

кон «О финансировании расходов из федерального бюджета» в I квартале очередного финансового года.

3 этап. Исполнение бюджета

Исполнение бюджета — важнейший этап бюджетного процесса, направленный на действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. В этом процессе участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица. Исполнение бюджета основано на следующих принципах:

а) единства кассы — зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с этого счета;

б) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. Проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета. В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, в котором содержатся детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета представляет собой документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете.

Кассовое исполнение бюджета представляет собой операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств. Как правило, осуще-

ствляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.

На первом этапе происходит утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассигнований доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство.

Второй этап заключается в принятии бюджетных обязательств бюджетополучателями. Бюджетное обязательство — это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств. На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

Следующий этап заключается в подтверждении и выверке исполнения бюджетных обязательств.

Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязательно должен представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств. На заключительном этапе происходят расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств с бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного

счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетный расход.

В Российской Федерации с 1992 г. и по настоящее время действует казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство. Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства заключаются в следующем: организация исполнения федерального бюджета; контроль за его исполнением; управление бюджетными доходами и расходами; регулирование межбюджетных отношений; финансовое исполнение внебюджетных фондов; управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации; осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.

Здесь важно выделить такую особенность, что при казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета, а также совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом. Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета (он же — единый счет Федерального казначейства) находится в Центральном банке Российской Федерации.

4 этап. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности

Отчет об исполнении бюджетов осуществляется уполномоченным исполнительным органом и может быть оперативным, ежеквартальным, полугодовым и годовым. Отчет направляется в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда. На основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.

В отчетах бюджетных организаций в обязательном порядке отражаются: степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг; данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг; данные об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений. В свою очередь, Министерство финансов РФ совместно с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом РФ готовит сводный отчет о расходах средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений. Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам. Федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

Ежегодно не позднее 15 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную думу одновременно со следующими документами и материалами:

— отчетом о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;

— отчетом Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;

— отчетом Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях;

— отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по видам заимствований;

— сводными отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

— отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

— отчетом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о нарушениях бюджетного законодательства РФ, выявленных Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и не позднее 15 сентября текущего финансового года представляет его в Государственную думу и Правительство РФ.

Заключение Счетной палаты РФ по отчету Правительства РФ должно обязательно включать:

— заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета с указанием:

а) выявленных сумм нецелевого использования бюджетных средств;

б) расходования средств федерального бюджета сверх утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх бюджетной росписи;

в) руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;

— заключение по каждому выявленному случаю финансирования расходов, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете либо бюджетной росписью;

— анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;

— анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения по выявленным фактам предоставления государственных гарантий с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией, за счет бюджетных средств;

— анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления инвестиций с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;

— анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг.

Государственная дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета после получения заключения Счетной палаты РФ.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная дума заслушивает доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета, доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства, а также заключение Председателя Счетной палаты РФ. Председатель Конституционного суда РФ, Председатель Высшего арбитражного суда РФ, а также Председатель Верховного суда РФ могут, по собственной инициативе или по предложению Председателя Государственной думы, представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений:

— об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

— об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Бюджетный процесс в Российской Федерации

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с БК РФ.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

  • – финансовые органы (Минфин России, Федеральное казначейство и др.);
  • – орган денежно-кредитного регулирования (Банк России);
  • – органы государственного (муниципального) контроля.

Каждый орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.

Участники бюджетного процесса:

Президент РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство РФ;

  • – органы законодательной (представительной) власти;
  • – органы исполнительной власти;
  • – органы денежно-кредитного регулирования;
  • – органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • – органы государственных внебюджетных фондов;
  • – главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • – администраторы доходов, администраторы расходов, администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
  • – иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).

Органы представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.

Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении.

Банк России разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, целевых программ.

Главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям, утверждает сметы доходов и расходов, составляет бюджетную роспись (документ о поквартальном распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат, представляет сводный отчет об исполнении бюджета, выступает в суде от имени казны РФ.

Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.

Рассмотрим сущность бюджетного процесса на примере федерального бюджета. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 мес. до начала очередного финансового года. Составление проекта бюджета основывается:

  • – на бюджетном послании Президента РФ;
  • – прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год.

Одновременно с проектом бюджета составляется перспективный финансовый план на три года. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее 1 марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных о социально- экономическом развитии за последний финансовый год и прогноза на планируемый финансовый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем и теми роста ВВП, а также уровень инфляции в очередном финансовом году.

С 1 января 2006 г. введена в действие новая схема бюджетного процесса, которая состоит из следующих этапов.

До 1 марта текущего года Правительство РФ утверждает макроэкономический прогноз на три года, уточняет порядок и сроки подготовки прогноза социально-экономического развития России, проекта перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

До 1 апреля текущего года Правительство РФ рассматривает основные параметры перспективного финансового плана, уточняет принципы и подходы к распределению бюджетных средств, приоритеты в их использовании; дает поручения по подготовке проектов правовых актов, влияющих на расходные обязательства России, а также проектов новых федеральных целевых программ. В то же время субъекты финансового планирования представляют в Правительство РФ первую часть докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности.

До 1 мая Правительство РФ утверждает основные положения своего доклада о результатах и целях бюджетной политики; рассматривает и вносит в Государственную Думу Федерального Собрания РФ новые законопроекты, влияющие на расходные обязательства; уточняет основные показатели макроэкономического прогноза. В эти же сроки субъекты финансового планирования представляют в Минфин России и МЭРТ (Министерство экономического развития и торговли) России обоснование проектов новых бюджетных целевых программ в пределах бюджетных ограничений.

До 1 июня Правительство РФ рассматривает и утверждает:

  • – основные направления денежно-кредитной политики, перспективный финансовый план на три года и основные характеристики проекта федерального бюджета на очередной финансовый год;
  • – новые федеральные целевые программы;
  • – уточненный объем действующих обязательств;
  • – основные показатели распределения бюджета принимаемых обязательств на три года.

До 10 июня Минфин России доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемы действующих и принимаемых обязательств на очередной финансовый год и последующие два года.

До 1 июля субъекты бюджетного планирования представляют в Минфин России распределение средств бюджетов действующих и принимаемых обязательств по бюджетным целевым программам и статьям бюджетной классификации (на очередной финансовый год); уточненные доклады о результатах и основных направлениях деятельности. В эти же сроки Государственная Дума принимает федеральные законы, влияющие на формирование доходов и расходов федерального бюджета.

До 1 августа Минфин России уточняет проект бюджета.

До 26 августа Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект федерального бюджета на очередной финансовый год. Одновременно с рассмотрением этого проекта рассматривается проект Федерального закона об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год.

Проект Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается в трех чтениях:

  • до 20 сентября – I чтение (доходы и дефицит/профицит федерального бюджета, общий объем бюджета принимаемых обязательств и распределение средств бюджета действующих обязательств);
  • до 20 октября – II чтение (распределение средств бюджета принимаемых обязательств между главными распорядителями; распределение межбюджетных трансфертов между субъектами РФ). В эти же сроки комитеты Государственной Думы и Совета Федерации обсуждают доклады субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях их деятельности;
  • до 15 ноября – III чтение (Федеральный закон о федеральном бюджете в целом; приложение к Федеральному закону по каждому главному распорядителю бюджетных средств федерального бюджета).

До 5 декабря проект Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается Советом Федерации и направляется на подпись Президенту РФ.

В целом осуществление реформы бюджетного процесса направлено на формирование эффективной бюджетной системы и ее ориентацию на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства.

В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. Органы исполнительной власти организуют исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Эти органы являются кассирами всех расходов и получателей бюджетных средств, осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. При этом действует принцип единства кассы, который предусматривает зачисление всех доходов и источников финансирования дефицита бюджета, осуществление всех расходов с единого счета бюджета.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем по распорядителям и получателям бюджетных средств. На основании бюджетных росписей главных распорядителей составляется сводная бюджетная роспись и направляется в орган, исполняющий бюджет.

Уведомления о бюджетных ассигнованиях доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств, бюджетные учреждения составляют сметы доходов и расходов и представляют их на утверждение вышестоящему распорядителю, который их утверждает.

Орган, исполняющий бюджет, утверждает для распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств. Бюджетное обязательство – это обязанность органа, исполняющего бюджет, совершать расходование средств определенного бюджета в течение определенного срока в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Получатели бюджетных средств составляют платежные и другие документы для совершения расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Орган, исполняющий бюджет, проверяет эти документы и совершает разрешительную надпись. Расходование денежных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденных бюджетных обязательств в пользу юридических и физических лиц.

Расходы бюджета могут быть сокращены. Если финансирование из бюджета сокращается не более чем на 5%, то ввести режим сокращения расходов может руководитель финансовых органов. Если финансирование сокращается более чем на 5%, но меньше чем на 10%, то ввести режим сокращения расходов могут Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Если финансирование сокращается более чем на 10%, то орган исполнительной власти представляет законодательному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Возможна блокировка расходов бюджета. Она осуществляется по решению руководящего финансового органа на любом этапе исполнения бюджета (например, при нецелевом использовании бюджетных средств).

Если доходы бюджета превышают утвержденные законом показатели, то превышение используется на покрытие дефицита и погашение долговых обязательств бюджета. При этом изменения в закон о бюджете не вносятся. Если превышение больше 10%, то вносятся изменения в закон о бюджете.

Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств имеют право перемещать ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% лимита бюджетных средств, доведенного до получателя.

Размещение бюджетных средств на банковских депозитах и получение за счет этого доходов не допускаются.

Если лимит бюджетных средств не финансируется в полном объеме (за исключением случаев сокращения и блокировки расходов бюджета), то получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования. Компенсация осуществляется в соответствии с судебным актом.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита и расходы бюджета подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Представляет ее уполномоченный исполнительный орган в законодательный орган, контрольные органы и Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета утверждает законодательный орган.

Финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря.

Контроль за исполнением бюджета осуществляют законодательные органы. Существуют следующие формы контроля:

  • – предварительный – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов;
  • – текущий – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов (комиссиями, рабочими группами законодательных органов власти);
  • – последующий – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Финансовый контроль осуществляют Минфин России, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Отчет об исполнении бюджета проверяется контрольными органами. Если исполнение бюджета не соответствует закону, то законодательный орган имеет право отклонить отчет об исполнении бюджета и обратиться в Прокуратуру РФ для привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Законодательный орган субъекта РФ, местного самоуправления вправе выразить недоверие соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отозвать выборные должностные лица, привлечь к иным формам ответственности исполняющий орган или его должностных лиц.

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

  • – предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • – блокировка расходов;
  • – изъятие бюджетных средств;
  • – приостановление операций по счетам в кредитных учреждениях;
  • – наложение штрафа;
  • – начисление пени;
  • – иные меры.

Применять вышеперечисленные меры имеют право руководители органов Федерального казначейства и их заместители. Основаниями для их применения могут быть:

  • – неисполнение закона о бюджете;
  • – нецелевое использование бюджетных средств;
  • – невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств;
  • – неперечисление или несвоевременное перечисление процентов за пользование бюджетными средствами;
  • – неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств их получателям;
  • – несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитов бюджетных обязательств;
  • – предоставление бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций с нарушением установленного порядка и др.

В соответствии с Инструкцией о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 26 апреля 2001 г. № 35н, руководители управления Федерального казначейства по субъектам РФ имеют право применять следующие меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства:

  • – списывать в бесспорном порядке суммы средств федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, а также подлежащие возврату в федеральный бюджет, срок возврата которых истек;
  • – списывать в бесспорном порядке суммы процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возмездной основе, срок уплаты которых наступил;
  • – взыскивать в бесспорном порядке пени (в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки) за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, и уплату процентов за пользование этими средствами;
  • – взыскивать штрафы за нецелевое использование средств федерального бюджета, предоставленных на возмездной и возвратной основе, и др.

Статья написана по материалам сайтов: knowledge.allbest.ru, economics.studio, studme.org.

»

Это интересно:  Закон о континентальном шельфе
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector