+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Состав и структура верховного суда рф

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Другими словами, данный суд призван выполнять, по меньшей мере, три основные социальные функции, реализация которых опре­деляет его роль и место в судебной системе Российской Федерации и системе других органов государственной власти. К ним относятся:

  1. выполнение задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
  2. осуществление в предусмотренных федеральным законом про­цессуальных формах судебного надзора за деятельностью таких су­дов;
  3. дача разъяснений по вопросам судебной практики.

Состав Верховного Суда (Закон от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»):

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
  • Пленум;
  • Президиум;
  • Апелляционная коллегия (с 01.01.2012 г.);
  • Судебная коллегия по административным делам;
  • Судебная коллегия по гражданским делам;
  • Судебная коллегия по уголовным делам (с 01.01.2013 г.);
  • Военная коллегия.

Полномочия Верховного Суда Российской Федерации:

  • в соответствии со ст. 9 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда : первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами;
  • в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения;
  • изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации;
  • разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;
  • публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Верховный суд РФ: состав и структура

Верховный суд РФ: состав и структура.

Верховный суд Российской Федерации выступает в качестве высшего судебного органа по административным, уголовным, гражданским делам, подсудным так называемым судам общей юрисдикции. Им реализуется судебный надзор за судами общей юрисдикции. В границах своей компетенции данным органом рассматриваются дела по надзорной, второй и первой инстанции. Кроме того, он выступает в качестве вышестоящей судебной инстанции по отношению к верховным судам и ВС субъектов РФ.

Также в ВС сформирована коллегия для рассмотрения вопроса по даче фактического заключения о присутствии в судейских действиях признаков преступления.

В полномочия ВС РФ входит:

· рассмотрение дел надзорной, кассационной и первой инстанций;

· обобщение, а также изучение судебной практики и дача разъяснения по различным вопросам применения законодательства, которые возникают при судебных рассмотрениях;

(компетенции пленума ВС РФ):

· решение в границах собственных полномочий вопросов, которые вытекают из существующих международных договоров;

· дача заключений о наличии в неких президентских действиях признаков преступления;

· осуществление права законодательной инициативы по вопросам собственного ведения;

Согласно Конституции РФ (статья сто четвёртая) ВС РФ имеет право законодательной инициативы.

Структура ВС РФ состоит из:

· судебной коллеги по уголовным делам;

· судебной коллегии по гражданским делам;

Последний из перечисленных действует в таком составе:

Во всех заседаниях данного Пленума принимают участие министр юстиции и Генеральный прокурор. В полномочия Пленума входит:

· Дача различных руководящих разъяснений по вопросам судебной практики;

· Реализация права законодательной инициативы;

· Утверждение судебных составов коллегий и секретаря Пленума;

· Утверждение так называемого Научно-консультативного совета при ВС;

· Реализация иных полномочий, которые предоставлены ему законодательством.

Данный Пленум должен созываться не реже одного раза в сто двадцать дней.

Рассматриваемый Президиум ВС РФ включает в себя тринадцать судей, а также Председателя, заместителей и судей. Данным Президиумом рассматриваются:

· Дела в порядке надзора, по новым или открывшимся обстоятельствам, по представлениям на определение коллегий, которые вынесены в кассационном порядке, а также в порядке надзора;

· материалы обобщения и изучения судебной практики;

· анализ судебной статистики;

· вопросы по практической организации деятельности аппарата ВС РФ и судебных коллегий;

· оказание помощи нижестоящим судам в правильности применения законодательства;

· осуществление иных полномочий, которые предоставлены ему существующим законодательством РФ.

Коллегиями ВС РФ (кроме кассационной) в пределах полномочий:

· рассматриваются дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора, в кассационном порядке, ввиду новых обстоятельств;

· анализируется судебная статистика;

· обобщается и изучается судебная практика.

При этом, кассационная коллегия выступает второй инстанцией по фактической проверке коллегиальных решений ВС РФ, которые были приняты в первой инстанции.

Организация деятельности ВС РФ в общем реализуется Председателем и его заместителями.

· приносятся протесты в порядке надзора, а также приостанавливаются исполнения некоторых решений;

· организуется работа по обобщению и изучению судебной практики и практическому анализу судебной статистики;

· организуется работа по реализации контроля над выполнением разъяснений Пленума ВС РФ и внесение на рассмотрение Президиума и Пленума ВС РФ вопросов, которые требуют их решения;

· реализация иных полномочий, которые предоставлены ему существующим законодательством.

При отсутствии Председателя ВС РФ обязанности и права Председателя обязан осуществлять Председатель ВС РФ, а при его отсутствии – существующий заместитель Председателя.

Судебный департамент является структурным формированием в ВС РФ. Он возглавляется Генеральным директором, назначаемым на должность (а также снимаемым с неё) Председателем ВС РФ по фактическому согласию Совета Судей РФ. Данный Судебный департамент, а также все его учреждения и органы призваны укреплять самостоятельность судов и независимость судей, не вмешиваясь в осуществление правосудия.

Деятельность ВС РФ обязан обеспечивать аппарат ВС РФ. Самая многочисленная категория существующих работников данного аппарата являются консультантами, которые занимаются изучением поступающих в ВС РФ жалоб на решения и приговоры, которые вступили в законную силу, а также учением уголовных и гражданских дел, затребованных по жалобам, которые поступают в порядке надзора.

При этом, также при ВС РФ работает так называемый Научно-консультативный совет, являющийся совещательным органом, который занимается разработкой научно обоснованных рекомендаций по самым важным вопросам, которые возникают время от времени в судебной практике. В составе данного совета две секции: по уголовно-правовым вопросам и гражданско-правовым вопросам.

В качестве печатного органа ВС РФ выступает журнал «Бюл¬летень Верховного Суда РФ» в котором публикуются постановления Президиума и Пленума ВС РФ, а также различные комментарии и решения коллегий.

Суды округов, суды городов федерального значения, краевые суды и верховные суды РФ в границах собственной компетенции:

· анализируют судебную статистику;

· обобщают и изучают судебную практику;

· реализуют надзор за деятельностью районных судов;

· рассматривают дела в качестве суда первой инстанции в порядке надзора и в кассационном порядке.

Состав и структура верховного суда рф

верховный суд кассационный надзор

Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции. В 2010 г. ими было рассмотрено более 2,5 млн. гражданских дел, более 2 млн. административных дел, осуждено более 1 млн. человек Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации: http://www.vsrf.ru. . Особенно быстро растет объем работы судов по гражданским делам. Штат судей судов общей юрисдикции составляет 15 тыс. судей (фактически работает только 13 тысяч) Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Судебная статистика: http://www.cdep.ru/material.asp?material_ >

Следует отметить, что в настоящее время принят Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» Российская газета. — 11.02.2011. (далее — ФКЗ о судах общей юрисдикции). В соответствии с ч. 1 ст. 44 названного Закона, он вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования (а опубликован он 11.02.2011). Глава 2 ФКЗ о судах общей юрисдикции посвящена Верховному Суду РФ. Логично будет рассмотреть состав и структуру Верховного Суда РФ в соответствии с положениями ФКЗ о судах общей юрисдикции.

В Верховном Суде РФ действуют общее собрание судей Верховного Суда РФ и Совет судей Верховного Суда РФ, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением о них, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда РФ (ст. 11 ФКЗ о судах общей юрисдикции) См. также: Федеральный закон от 14.03.2002 №30-ФЗ (ред. от 08.12.2010) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Российская газета. — 19.03.2002; 13.12.2010..

Это интересно:  Биологический контроль режимов стерилизации предусматривает использование

В целях повышения качества подготовки вопросов, связанных с обобщением и изучением судебной практики и проектов руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, а также укрепления связи судебных органов с научными юридическими учреждениями образуется Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ (ст. 12 ФКЗ о судах общей юрисдикции).

Печатным органом Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» (ст. 13 ФКЗ о судах общей юрисдикции).

Порядок работы Пленума Верховного Суда РФ определяется Регламентом Верховного Суда РФ.

В состав Президиума Верховного Суда РФ (ст. 15 ФКЗ о судах общей юрисдикции) входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и судьи Верховного Суда РФ. Количественный состав Президиума Верховного Суда РФ определяется Регламентом Верховного Суда РФ. Члены Президиума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Заседание Президиума Верховного Суда РФ проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда РФ. Постановления Президиума Верховного Суда РФ принимаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда РФ, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Полномочия Президиума Верховного Суда РФ (ст. 16 ФКЗ о судах общей юрисдикции): 1) в соответствии с федеральными законами и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты; 2) обращается в Конституционный Суд РФ на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; 3) разрешает вопросы организации работы судебных коллегий Верховного Суда РФ, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда РФ; 4) утверждает положение об аппарате Верховного Суда РФ, его структуру и штатное расписание; 5) возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда РФ на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ; 6) рассматривает материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; 7) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда РФ вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Президиумом Верховного Суда РФ.

Большая часть судебной деятельности приходится на долю судебных коллегий. Судебные коллегии по выполняемым задачам и объему судебной работы являются основными подразделениями Верховного Суда РФ.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ (ст. 17 ФКЗ о судах общей юрисдикции): 1) рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ и Военной коллегией Верховного Суда РФ; 2) рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; 3) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ (ст. 20 ФКЗ о судах общей юрисдикции): 1) рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами; 2) рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; 3) вправе обратиться на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; 4) обобщают судебную практику; 5) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Организуют работу Верховного Суда РФ и обладают самостоятельными процессуальными правами Председатель и заместители Председателя Верховного Суда РФ (ст.ст. 21, 22 ФКЗ о судах общей юрисдикции).

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Представление Президента РФ вносится с учетом мнения Председателя Верховного Суда РФ (ст. 6 Закона о статусе судей).

Судьи Верховного Суда РФ приносят присягу на собрании судей этого суда (ст. 8 Закона о статусе судей). Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.

Статья 14 Закона о судебной системе гласит, что полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией РФ, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда — 70 лет.

Судьи Верховного Суда РФ, как и судьи других судов, являются носителями судебной власти (ст. 1 Закона о статусе судей). Они независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судьям Верховного Суда РФ присваиваются квалификационные классы. Как правило, судьи Верховного Суда РФ состоят во втором, первом или высшем квалификационном классе.

На судей Верховного Суда РФ распространяются все требования, предъявляемые к судье, установленные ст. 3 Закона о статусе судей. Также на них распространяются гарантии независимости судьи (ст. 9 Закона о статусе судей), положения о недопустимости вмешательства в деятельность судьи (ст. 10 Закона о статусе судей), о несменяемости судьи (ст. 12 Закона о статусе судей, ст. 15 Закона о судебной системе), о неприкосновенности судьи (ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 16 Закона о судебной системе) и др.

Судьи Верховного Суда РФ (ст. 23 ФКЗ о судах общей юрисдикции): 1) участвуют в пределах и в порядке, которые установлены федеральными законами, в рассмотрении дел судебными коллегиями Верховного Суда РФ, осуществляют иные процессуальные полномочия; 2) обобщают судебную практику, знакомятся непосредственно в судах общей юрисдикции с практикой применения законодательства РФ; 3) вносят предложения для обсуждения вопросов на заседании Пленума Верховного Суда РФ, участвуют в подготовке проектов его постановлений и по поручению Председателя Верховного Суда РФ докладывают их на заседании Пленума Верховного Суда РФ; 4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом Верховного Суда РФ.

Итак, для реализации своих полномочий Верховный Суд РФ имеет соответствующие состав и структуру.

Верховный Суд РФ: структура и состав

Виды государственной власти по Конституции Российской Федерации: законодательная, исполнительная и судебная. История создания Верховного Суда РФ, его основные функции. Состав и структура Верховного Суда РФ, понятие и полномочия Кассационной коллегии.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.12.2010
Размер файла 23,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образование и науки Российской Федерации

Российский государственный социальный университет

Филиал в г. Чебоксары

Кафедра теории, истории государства и права

Предмет «Правоохранительные органы Российской Федерации»

Верховный Суд РФ: структура и состав

Выполнила Волкова А.С.,

студентка 1 курса

Кириллов Петр Ильич

Состав и структура Верховного Суда РФ

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции). Статья 11 Конституции предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации.

Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть- один из видов государственной власти.

Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть — это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации «обратиться к судебной власти» для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации, носящая название «Судебная власть», содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

Судебная власть — вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть- это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо», «могущество, господство, сила».

История российского правосудия уходит своими корнями в глубокое прошлое. Что же касается единого для всей страны высшего судебного органа, то прообразом современного Верховного Суда можно рассматривать Правительствующий Cенат, который был создан 5 марта 1711 года указом Петра I. Степень предоставленной Правительствующему Сенату власти определялась тем, что он был учрежден «вместо его царского величества собственной персоны» в отсутствие царя. В Сенат вошли обер-секретарь и девять членов — наиболее приближенных к царю лиц. В вышедшем вскоре после создания Сената новом указе Петра говорилось: «Мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестким наказанием, или смертию, смотря по вине».

Это интересно:  Какие скважины подлежат регистрации

До самой смерти Петра Правительствующий Сенат являлся высшим органом по делам законодательства и управления, надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям.

В самом конце царствования Петра (1722) Сенат был реорганизован и работа его упорядочена. Были учреждены должности генерал-прокурора Правительствующего Сената, рекетмейстера (лица, отвечающего за прием жалоб и прошений на решения, волокиту в государственных учреждениях), герольдмейстера. Тогда же учреждаются и конторы Сената — сенатская, ревизионная, раскольничья.

После смерти Петра I значение Сената падает, а его функции меняются. С 1726 года его власть ограничивает Верховный тайный совет, а затем Кабинет министров. В эти годы Сенат вместо Правительствующего именуется Высоким. В 1741 году императрицей Елизаветой Петровной делается попытка возродить значение и роль Сената, но в 1756 году он снова отходит на второй план, после учреждения Конференции при высочайшем дворе.

К XIX веку Сенат окончательно превратился в высший орган суда и надзора. В это время он представлял собой совокупность двенадцати полусамостоятельных департаментов и ряда других учреждений, объединенных общим руководством генерал-прокурора, бывшего одновременно и министром юстиции Российской империи.

В таком виде, практически без изменений, Сенат существовал до 5 декабря 1917 года, когда очередным декретом советской власти он был упразднен.

1917 год ознаменовался отрицанием всего старого, переломом в истории, отходом от традиций и опыта российского правосудия. Для рассмотрения гражданских и уголовных дел повсеместно и под различными названиями стали создаваться временные народные суды (революционный суд, суд общественной совести, революционный трибунал и т.д.).

В 1918 году была предпринята первая попытка создать единый высший суд государства. Посвященный этому вопросу Декрет о суде № 2 содержал в себе стремление к традициям российского судопроизводства: «Судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам происходит по правилам Судебных Уставов 1864 года, постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов и Совета Народных Комиссаров и не противоречат правосознанию трудящихся классов». В целях достижения единообразия судебной практики в стране был учрежден Верховный Судебный контроль, который в случае замеченных им противоречий в толковании законов судебными инстанциями выносил бы объединяющие принципиальные решения, принимавшиеся к руководству. Однако эти положения Декрета о суде не были осуществлены.

В Российской Федерации Верховный Суд впервые был учрежден в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятым на сессии ВЦИК 31 октября 1922 года и введенным в действие 1 января 1923 года. На Верховный Суд возлагался судебный контроль над всеми без исключения судебными местами РСФСР, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами; рассмотрение в порядке надзора всех дел, разрешенных любыми судами республики; рассмотрение судебных дел по первой инстанции. Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

Правом дачи судам разъяснений по вопросам судебной практики Верховный Суд РСФСР не обладал. Таким правом был наделен Верховный Суд СССР, созданный в 1924 году, и лишь после принятия в 1958 году Основ законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве в СССР такое полномочие получили и верховные суды союзных республик.

Новый этап в развитии Верховного Суда и российского правосудия связан с провозглашением независимости и суверенитета Российской Федерации. Стала очевидной и необходимость проведения судебной реформы. В октябре 1991 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, которым определялись главные задачи судебной реформы, одобрена ее Концепция и указывалось, что проведение судебной реформы должно считаться необходимым условием функционирования РСФСР как демократического правового государства, одним из приоритетных направлений законопроектной деятельности. Судебную защиту прав и свобод гарантировала гражданину России Конституция РФ 1993 года, что способствовало принятию судами решений, руководствуясь Конституцией РФ как актом прямого действия.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам — верховным судам республик, краевым (областным) судам, городским судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов. На деле это означает, что Верховный Суд Российской Федерации обладает полнотой юрисдикции, т.е. он правомочен на основании поступающих к нему протестов и кассационных жалоб пересматривать дела, рассмотренные на уровне высших судебных инстанций субъектов федерации, и выносить по ним окончательные постановления или определения.

В январе 2003 года исполнилось 80 лет со времени учреждения Верховного Суда РФ. Свой юбилей Верховный Суд РФ отметил в период завершения судебной реформы, применения нового Уголовно-процессуального, Гражданского процессуального кодексов, дальнейшего совершенствования правосудия, решения организационных проблем деятельности судов. Активным участником проведения новой судебной реформы выступил Верховный Суд РФ. Основными целями реформы были провозглашены формирование самостоятельной судебной власти, совершенствование судебной системы, утверждение подлинной независимости судей, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, приведение российского законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России.

С 1989 года Верховный Суд России возглавляет Вячеслав Михайлович Лебедев.

Состав и структура Верховного Суда РФ

В настоящее время Верховный Суд Российской Федерации и его аппарат состоит из 795 человек, в том числе — «Председатель Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, пять заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, 100 членов Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, шесть членов Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, 44 главных консультанта, 153 старших консультанта, а также аппарат Военной коллегии в количестве 97 человек».

В соответствии с требованиями Закона о статусе судей судьей Верховного Суда Российской Федерации может стать гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Основываясь на заключении этой Коллегии, Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит представление Президенту Российской Федерации о кандидатах на иные судейские должности в Верховном Суде Российской Федерации (заместителей Председателя Суда и судей). Если Президент Российской Федерации согласен с предложениями Председателя Верховного Суда, он вносит предложенные кандидатуры для их назначения на должности в Совет Федерации.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации, включая Председателя и его заместителей, назначаются на свои должности без ограничения срока и могут быть лишены своих полномочий лишь Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации в предусмотренных федеральным законодательством случаях, что является одной из гарантий обеспечения независимости судей.

В настоящий момент Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

· Пленума Верховного суда;

· Президиума Верховного суда;

· Судебной коллегии по гражданским делам;

· Судебной коллегии по уголовным делам;

Возглавляет Суд Председатель; руководство Судом осуществляют также первый заместитель Председателя и заместители Председателя; часть заместителей Председателя одновременно являются председателями судебных коллегий.

Пленум Верховного Суда — общее собрание судей Верховного Суда. Этот орган не обладает полномочиями в сфере осуществления правосудия, но реализует все иные конституционные полномочия Суда, а также некоторые другие:

· рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики;

· утверждает по представлению Председателя Суда составы судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Суда;

· утверждает по представлению Председателя Суда Научно-консультативный совет при Суде;

· заслушивает сообщения о работе Президиума Суда и судебных коллегий.

Президиум Верховного Суда является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по отношению к решениям всех федеральных судов общей юрисдикции.

Кроме того, он наделен полномочиями по рассмотрению материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики и рассмотрению вопросов организации работы судебных коллегий.

«Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение Президиума Верховного Суда Российской Федерации производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российско.

Кассационная коллегия Верховного Суда, учрежденная Федеральным закон от 4 января 1999г. N 3-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»:

1. рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции;

2. рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

«Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, 12 членов из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации».

В отличие от остальных судебных коллегий Кассационная коллегия собирается только в тех случаях, когда имеются соответствующие судебные дела. В период между ее заседаниями судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда, участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке по жалобам и протестам на решения судов субъектного уровня, а также в порядке надзора по протестам на решения всех федеральных судов общей юрисдикции. Естественно, коллегии пересматривают свои решения и по вновь открывшимся обстоятельствам. Коллегии также изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

Военная коллегия Верховного Суда является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда Российской Федерации.

Военная коллегия рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

1) в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, а уголовные дела рассматривают коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;

2) дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

3) дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

Военная коллегия издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

«Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации является заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации».

Работой Верховного Суда руководит его Председатель, который обладает значительными полномочиями как процессуального, так и административного (организационного) характера. В соответствии со статьей 65 Закона РСФСР от 8 июля 1981г. «О судоустройстве РСФСР» (с учетом изменений и дополнений) Председатель:

— приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на судебные решения;

— в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение судебных решений;

— организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений и вносит материалы на рассмотрение Пленума;

— созывает Пленум Суда и председательствует на его заседаниях;

— созывает Президиум Суда и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Суда при рассмотрении любого дела;

— распределяет обязанности между заместителями Председателя Суда;

— руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий, руководит работой аппарата Суда;

— ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

— осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители Председателя Верховного Суда помогают Председателю в реализации его полномочий по руководству Судом, а также имеют собственную компетенцию (также представлены и процессуальные и административные виды полномочий):

— могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Суда;

— приносят в пределах и порядке, установленных законом, протесты на судебные решения;

— в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение судебных решений;

— осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Суда;

— ведут личный прием граждан;

— осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

верховный суд власть коллегия

Заключение

Судебная власть есть предоставленные специальным органами государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Центром всей системы судов общей юрисдикции выступает Верховный Суд Российской Федерации, который:

· является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

· осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;

· в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции;

· является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск;

· дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Правоохранительные органы РФ./Божьев В. -М., 1996, с. 40

3. Постановление Президиума Верховного Совета РФ N 2530-I «О структуре и штатной численности Верховного Суда Российской Федерации и его аппарата». М., 1992.

4. Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР». М., 1981. СТ. 61.

5. Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР». М., 1981. СТ. 62.1.

6. Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». М., 1999. СТ. 11.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Место Верховного Суда Российской Федерации в системе органов судебной власти, его функции и этапы истории. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации, его состав и структура, подразделения и полномочия. Организация деятельности суда.

контрольная работа [79,5 K], добавлен 20.10.2014

Верховный Суд Российской Федерации: правовое регулирование деятельности, состав. Полномочия Верховного Суда РФ. Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения. Подведомственность Верховного Суда Российской Федерации.

курсовая работа [36,3 K], добавлен 02.03.2010

Виды государственной власти согласно Конституции Российской Федерации. Конституционный статус Верховного суда Российской Федерации, его функции и полномочия. Подведомственность уголовных и гражданских дел, подсудность Верховному суду Российской Федерации.

курсовая работа [50,3 K], добавлен 22.11.2010

Место Верховного Суда Российской Федерации в системе судов общей юрисдикции, его состав и структура. Рассмотрение Верховным Судом гражданских, уголовных, административных дел. Пересмотр судебных дел в кассационном порядке, а также в порядке надзора.

курсовая работа [59,3 K], добавлен 12.07.2012

Анализ содержания и значения основных конституционных принципов судебной власти. Система судоустройства в Республике Беларусь. Полномочия и структура Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, функции и состав Президиума, Пленума и судебных коллегий.

контрольная работа [24,9 K], добавлен 02.04.2012

Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции: полномочия, основные функции. Порядок формирования судейского корпуса. Характеристика деятельности Верховного Суда Германии, анализ принципов правосудия.

реферат [71,5 K], добавлен 19.10.2012

Анализ закона Российской Федерации о поправке к Конституции от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде и прокуратуре». Рассмотрение основных проблем, возникающих в процессе объединения Высшего Арбитражного суда и Верховного суда государства.

реферат [28,6 K], добавлен 02.06.2014

Судебная система Российской Федерации. История Конституционного суда РФ. Осуществление конституционного судопроизводства. Подсистема судов общей юрисдикции. Мировые судьи. Правовой статус Верховного Суда РФ. Кассационная коллегия Верховного Суда.

курсовая работа [57,6 K], добавлен 29.11.2008

История создания и структура Верховного суда Российской Федерации, его место в судебной системе государства и особенности функционирования. Образование, состав и статус судей. Проблема разграничения компетенции между Верховным и Арбитражным судами РФ.

курсовая работа [651,1 K], добавлен 22.08.2012

Выявление особенностей создания и функционирования Верховного Суда РФ, Верховного суда республики, краевого (областного) суда, Военных и специализированных судов. Проблемы и перспектив развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации.

курсовая работа [33,6 K], добавлен 27.02.2015

Статья написана по материалам сайтов: www.student-pravo.ru, studbooks.net, allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector