+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Списание материалов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения

Дата размещения статьи: 08.10.2015

Вопрос: Какие материальные ценности (материалы) списываются на основании ведомости, а какие — на основании акта? В нашей организации моющие средства, игрушки выдаются со склада по требованиям-накладным. Затем на их списание мы оформляем акт. Выдача в пользование канцтоваров оформляется ведомостью. Правильно ли мы делаем?

Принципиальное отличие списания материалов по акту от списания их по ведомости заключается в следующем. По ведомости материалы списываются с МОЛ в момент их выдачи в пользование. То есть по факту эти материалы имеются в наличии и еще не израсходованы, и мы отражаем их движение со счетов бухгалтерского учета. Законодательно не установлено, в каких случаях материальные ценности списываются по акту, а в каких — на основании ведомости. Если внимательно читать Методические указания, то видно, что акт применяется при выбытии материалов со счетов бухгалтерского учета, а ведомость — просто при выбытии. Во избежание путаницы мы предлагаем прописать в учетной политике учреждения, когда материалы списываются на основании акта, а когда — на основании ведомости в момент выдачи их в пользование. При этом деградация по материалам, списываемым сразу на момент выдачи в пользование (по ведомости) или после их фактического расходования (по акту), может быть следующей. Те материальные ценности, расходование которых производится по норме либо за расходованием которых требуется контроль, списываются на основании акта. Выдача таких материалов в пользование производится по требованиям-накладным, а затем на их фактическое расходование составляется акт. В качестве примеров таких материалов можно привести масла, тормозные жидкости, моющие средства, запасные части, саморезы, гвозди, замки и т.п. Если посмотреть форму акта, из нее следует: комиссия, назначенная приказом руководителя, производит проверку выданных со склада в подразделения материальных запасов и устанавливает фактическое их расходование, что, собственно говоря, и отражает в акте.
Материалы, которые незначительны по цене, расходы по которым не нормированы и которые не требуют контроля в процессе их использования, списываются с учета в момент выдачи их в эксплуатацию на основании ведомости.
Например, в учетной политике учреждения может быть прописано следующее: «Канцелярские товары, туалетная бумага, мешки для мусора списываются со счетов бухгалтерского учета на основании ведомости, составленной в момент выдачи их со склада в пользование. Остальные материалы (лампочки, моющие средства, горюче-смазочные материалы (за исключением бензина и дизеля), запасные части для автомобиля и т.п.) списываются по решению комиссии о списании материальных ценностей и на основании составленного ею акта».
По нашему мнению, вы правильно делаете, что игрушки и моющие средства выдаете со склада по требованиям-накладным, а затем на их списание оформляете акт.

Вопрос: Передача со склада в отделы канцелярских товаров оформляется ведомостью. Можно ли операцию по списанию канцелярских товаров совершать на основании этой ведомости или нужно дополнительно оформить акт?

Как нами было сказано выше, согласно Методическим указаниям ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия материальных запасов. В п. 36 Инструкции N 174н тоже говорится о том, что операции по выбытию материалов от одного МОЛ к другому вполне могут отражаться в ведомости. При списании этих материалов со счетов бухгалтерского учета составляется акт, если учетной политикой учреждения не установлено иное.

Согласно Постановлению N 71а накладная применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов, и предъявляет получатель доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.
Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй — получателю материалов.
Принимая во внимание положения п. 36 Инструкции N 174н, на основании накладной списание материалов не производится. Этот первичный документ используется при отражении операций по учету отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров и других документов. Для отражения операции по передаче материалов (карандашей и ручек) используется ведомость, и на основании ее, как мы говорили выше, производится списание материалов при их передаче от МОЛ. Списание материалов со счетов обычно оформляется актом.

Вопрос: Многие специалисты в области финансов и бухгалтерского учета, давая разъяснения по учету и списанию ветоши, рекомендуют производить ее списание на основании акта. Почему для совершения этой операции недостаточно ведомости?

Прямого указания на то, что передача ветоши в пользование отражается на основании ведомости, а затем оформляется акт, Инструкции N N 157н и 174н не содержат. Из дословного прочтения Методических указаний следует: если в вашей учетной политике установлено, что списание ветоши с учета производится на основании ведомости в момент ее выдачи в пользование, вы используете ведомость. В случае если такой возможности в учетной политике не прописано, вами должны быть составлены ведомость или требование-накладная, отражающие выдачу ветоши в пользование. Факт пользования должен быть отражен в акте, на основании его производится операция по списанию ветоши с бухгалтерского учета.

Списание материалов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения

В.Л. Киселева,
эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Оборотные активы – это те ресурсы, без которых фактически невозможна деятельность любого учреждения. К ним, в частности, относятся и материальные запасы.

Отражение на счетах

0 10501 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;
0 10502 000 «Продукты питания»;
0 10503 000 «Горюче-смазочные материалы»;
0 10504 000 «Строительные материалы»;
0 10505 000 «Мягкий инвентарь»;
0 10506 000 «Прочие материальные запасы»;
0 10507 000 «Готовая продукция»;
0 10508 000 «Товары»;
0 10509 000 «Наценка на товары».

Согласно пункту 101 Инструкции № 157н единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно.

Единица учета

Проект Стандарта

25 августа 2017 года на сайте Минфина России (https://www.minfin.ru) опубликован проект федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» для публичного обсуждения. Ознакомившись с проектом, можно направить предложения и замечания в проект стандарта.
При введении его в действие в 2020 году будут урегулированы порядок оценки запасов при их признании, особенности последующей оценки и оценки при их выбытии, а также требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.
Стандарт будет предусматривать следующую группировку нефинансовых активов, признаваемых в качестве запасов (таблица № 1):

Группы материальных запасов Виды активов, относящихся к запасам Субъекты учета запасов
Материальные запасы — Материалы;
— готовая продукция;
— биологическая продукция;
— товары;
— иные материальные запасы
Организации госсектора
Незавершенное производство Совокупность фактически понесенных субъектом учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг
Нефинансовые активы имущества казны — Недвижимое имущество;
— движимое имущество;
— драгоценные металлы и камни;
— нематериальные активы;
— непроизведенные активы;
— материальные запасы;
— прочие активы, составляющие казну
Госорганы и органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере управления и распоряжения имуществом казны
Это интересно:  Помощь юриста по жилищным вопросам

Первичные документы

Операции с материальными запасами отражаются на основании первичных документов, формы которых утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н), а также составленных по формам, разработанным в самом учреждении или оформляемых контрагентами учреждения (таблица № 2).

Первичные документы по учету материальных запасов

Наименование документа Форма Примечание
Поступление материальных запасов
Накладная № ТОРГ-12 Документы, подтверждающие получение учреждением материальных запасов
Товарно-транспортная накладная № 1-Т Применяется для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом
Товарный чек Бланк строгой отчетности Отражает факт приобретения товара у продавца и подтверждает оплату этого товара
Извещение 0504805 Составляется в случае безвозмездной передачи материальных запасов дополнительно к сопроводительным документам
Универсальный передаточный документ (УПД) Бланк документа и рекомендации к его заполнению приведены в письме ФНС РФ от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ Документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции и объединяющий в себе счет-фактуру и первичный документ
Акт приемки материалов (материальных ценностей) 0504220 Составляется в случае:
-выявления расхождений фактического наличия материалов с данными документов поставщика;
-принятия к учету материалов, полученных от ликвидации, проведения демонтажных и ремонтных работ объектов основных средств
Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) 0504207 Составляется учреждением при поступлении материальных ценностей и служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе
Внутреннее перемещение и выбытие материальных запасов
Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения 0504210 Применяется для учета движения материальных ценностей внутри учреждения между структурными подразделениями
Карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование 0504206 При выдаче или возврате регистрируется по наименованиям выданное в пользование имущество с указанием нормы выдачи, нормативного срока использования, количества выданных материальных ценностей
Меню-требование на выдачу продуктов питания 0504202 Составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания
Требование-накладная 0504204 Применяется для учета движения материальных ценностей внутри учреждения между структурными подразделениями, материально ответственными лицами и при реализации готовой продукции

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

3. Бухгалтерский учет материалов в бюджетных учреждениях

К материальным запасам относятся:

1) предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;

2) предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам (орудия лова, спец. одежда и спец. обувь, мягкий инвентарь – постельное белье и постельные принадлежности, готовые к установке строительные конструкции и детали и др.)

2) готовая продукция;

3) товары для продажи.

Задачи бюджетного учета МПЗ:

1) Обеспечение сохранности и контроля за движением и правильным использованием МЗ;

2)Выполнение текущих норм и нормативов запасов и расходов;

3)Получение точных сведений об остатках после реализации;

4)Проведение инвентаризации не реже 1 раза в год, продуктов питания 1 раз в квартал, медикаментов, спиртов и наркотических средств ежемесячно.

МЗ принимаются к бух.учету по фактической стоимости.

В зависимости от характера МЗ, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

Учет материальных запасов

Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются:

1)суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

2)суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

3)таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;

4)вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;

5)суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;

6)суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанных с их использованием),

7) иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Фактическая стоимость материальных запасов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ и настоящей Инструкцией.

Факт. ст-ть МЗ при их изготовлении самим учреждением опр-ся исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

Факт. ст-ть МЗ, полученных учр-ем по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия ОС и др. им-ва, исчисл-ся исходя из их текущей рыноч. ст-ти на дату принятия к БУ, а также сумм, уплачиваемых учр-ем за доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодной для исп-я.

Для целей бюджетного учета под текущей рыночной стоимостью понимается сумма ДС, к. м.б. выручена в результате продажи активов на дату принятия к БУ. В процессе хоз. деятельности бюджетных учреждений происходит движение материалов, включающее последовательные операции: поступление, передача в пределах учреждения и расходования (или реализация).

Выбытие (отпуск) МЗ производится по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости.

Применение одного из указанных способов определения стоимости МЗ при выбытии по группе (виду) МЗ осуществляется в течение финансового года непрерывно.

Определение средней фактической стоимости МЗ производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество.

При выбытии МЗ, используемых учреждением в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга, их стоимость может оцениваться по фактической стоимости каждой единицы таких запасов.

Объекты материальных запасов учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета:

1 «Медикаменты и перевязочные средства»;

2 «Продукты питания»;

3 «Горюче-смазочные материалы»;

4 «Строительные материалы»;

5 «Мягкий инвентарь»;

6 «Прочие материальные запасы»;

7 «Готовая продукция»;

9 «Наценка на товары».

«Медикаменты и перевязочные средства» – медикаменты, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, перевязочные средства и т.д.

«Продукты питания» – продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание и т.д.

«Горюче-смазочные материалы» – все виды топлива, горючего и смазочных материалов: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д.

«Строительные материалы» – все виды строительных материалов.

«Мягкий инвентарь» – белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.); постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.); одежда и обмундирование, включая спецодежду; обувь, включая специальную.

«Прочие материальные запасы» – спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение; молодняк всех видов животных и животные на откорме; реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ, драгоценные и другие металлы для протезирования, а также инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов; хозяйственные материалы (электрические лампочки, мыло, щетки и др.), канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни и др.); возвратная или обменная тара; книжная, иная печатная продукция; иные материальные запасы.

Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.

На дату выпуска продукции (на дату принятия к учету) готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости.

По окончании месяца определяется фактическая себестоимость готовой продукции, при этом возникающие отклонения фактической себестоимости от плановой (нормативно-плановой) стоимости относятся либо на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной готовой продукции, либо в части реализованной продукции, продукции, списанной вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п., — на увеличение (уменьшение) финансового результата текущего финансового года.

Перевод готовой продукции в состав материальных запасов (основных средств) в целях ее использования для нужд учреждения осуществляется по фактической себестоимости, признаваемой фактической (первоначальной) стоимостью объекта.

Товары, приобретенные учреждением для продажи, принимаются к учету по их фактической стоимости. Учреждения, осуществляющие розничную торговлю, товары, переданные в реализацию, вправе учитывать по их розничной цене с обособленным учетом торговой надбавки (торговой скидки).

Суммы торговых надбавок (скидок) по товарам, реализованным, отпущенным, списанным с бухгалтерского учета вследствие их естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п., отражаются в уменьшение финансового результата текущего финансового года.

Относящиеся к нереализованным товарам суммы надбавок (скидок) уточняются по результатам инвентаризации (на основании инвентаризационных описей) путем увеличения (уменьшения) их стоимости в соответствии с установленными учреждением размерами сумм надбавок (скидок) на соответствующие товары.

Аналитический учет товаров, переданных на реализацию, ведется в разрезе материально-ответственных лиц, мест реализации в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Материально ответственные лица ведут учет МЗ в Книге (Карточке) учета МЗ по наименованиям, сортам и количеству.

Первичная документация и бухгалтерские проводки по операциям с материальными запасами

Операции оприходования МЗ принимаются к бюджетному бухучету на основании накладных поставщиков. В случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщиков, составляется Акт о приемке материалов.

Внутреннее перемещение МЗ, передача их в эксплуатацию внутри организации между структурными подразделениями (МОЛ) производится на основании требования – накладной.

Списание материалов и продуктов питания на основании:

-меню-требования на выдачу продуктов питания;

— ведомости на выдачу кормов и фуража;

-ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения;

— путевые листы – для списания всех видов топлива;

Учет материальных запасов в бюджетных учреждениях

К материальным запасам в бюджетных учреждениях относятся:

— предметы, независимо от их стоимости, которые используются в деятельности учреждения не более 12 месяцев;

— предметы, которые используются в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ;

Все эти материальные ценности предназначены для использования в процессе деятельности учреждения или для продажи.

Пунктом 49 Инструкции №25н установлено, что все материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по их фактической стоимости, в которую включается и сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная учреждению поставщиками и подрядчиками. Исключение составляют лишь материальные запасы, которые были приобретены или изготовлены в рамках деятельности, приносящей доход и облагаемой НДС. В этом случае, если иное не предусмотрено НК РФ, оплаченный поставщикам и подрядчикам налог на добавленную стоимость может быть предъявлен к зачету.

Приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями осуществляется на основании договоров поставки, которые они заключают с поставщиками, поскольку теперь все бюджетные учреждения наделены правами и обязанностями государственных заказчиков.

Рассмотрим вопрос о порядке заключения договоров поставки более подробно.

— путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

— без проведения торгов (методом запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Обратите внимание: в соответствии с требованиями статьи 4 Закона №94-ФЗ, учреждение (получатель бюджетных средств) вправе размещать государственный заказ, если оно уполномочено на это органом государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органом государственной власти местного самоуправления. В случае если учреждение не уполномочено размещать заказы, договор на поставку заключается вышестоящей организацией, и поставка материальных запасов в учреждение осуществляется в порядке централизованного снабжения.

Порядок отражения в бюджетном учете операций по централизованному снабжению материальными ценностями определен в части IV Инструкции №25н.

Расчеты с поставщиками по централизованному снабжению материальными ценностями учреждений производятся вышестоящими учреждениями (заказчиками).

Приемка материальных ценностей по централизованному снабжению производится учреждениями в установленном порядке.

После того, как грузополучатель примет к учету поступившие ценности, он сообщает заказчику о поступлении и отражении в учете этих ценностей, направляя ему второй экземпляр Извещения.

Вышестоящее учреждение (заказчик) производит следующие записи по расчетам с поставщиком за материальные ценности в порядке централизованного снабжения учреждений:

Учреждением (грузополучателем) по получении Извещения и копии счета поставщика на отправленные в адрес грузополучателя материальные ценности производятся следующие записи:

При отправке поставщику возвратной тары учреждение (грузополучатель) высылает вышестоящему учреждению для расчетов с поставщиком все документы, подтверждающие отправку тары, с указанием ее количества, цены и стоимости.

По этим операциям учреждение (грузополучатель) производит записи:

Вышестоящее учреждение (заказчик) по этим операциям производит следующие записи:

Если возвратная тара приобреталась в прошлом году, заказчик эту сумму вносит в доход соответствующего бюджета.

Статьей 17 Закона №94-ФЗ предусмотрен контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении госзаказов. Он осуществляется путем плановых и внеплановых проверок уполномоченным органом.

Федеральная налоговая служба в Письме от 25 июля 2006 года №ВЕ-6-17/725@ «Разъяснения по закупкам одноименных товаров (работ, услуг)» приводит соответствующие разъяснения Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ по данному вопросу:

«В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 2 февраля 2006 года №19-ФЗ установлена административная ответственность должностного лица за осуществление оплаты в течение квартала без заключения контракта закупки одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг на сумму, превышающую размер, установленный законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации — Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ (часть 2 статьи 1) право заказчика осуществить закупку без заключения контракта предусмотрено в случае, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, то есть 60 тысяч рублей.

Таким образом, должностное лицо несет административную ответственность за закупки одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг в течение квартала на сумму, превышающую 60 тысяч рублей.

Как указано в Письме №ВЕ-6-17/725@, статьей 25 Федерального закона от 2 февраля 2006 года №19-ФЗ, введены и вступили в силу с 8 февраля 2006 года, новые статьи 7.29 – 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусматривают новые размеры штрафов (от 25 до 200 МРОТ) за нарушения условий размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2006 года №24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации» дает следующие разъяснения по вопросу о пределах и порядке реализации государственным или муниципальным учреждением (далее — учреждение) полномочий по расходованию выделенных по смете денежных средств на закупку товаров (работ, услуг) для обеспечения собственной деятельности:

«В соответствии со статьями 48 и 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества создавшего его публичного образования, поэтому оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Следовательно, при реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.

Порядок расходования учреждением денежных средств в приведенных случаях регламентирован положениями статей 70 и 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Применяя данную норму, арбитражные суды при рассмотрении споров должны иметь в виду, что в силу положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов), в том числе его статей 4 и 9, для заключения государственного (муниципального) контракта учреждению необходимо получить полномочия государственного (муниципального) заказчика, которыми его может наделить соответствующий орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Исходя из пункта 2 статьи 9 Закона о размещении заказов государственный (муниципальный) контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (параграф 4 главы 30) и иными федеральными законами с учетом положений названного Закона.

От договоров (контрактов), заключаемых учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд согласно Закону о размещении заказов.

В силу статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными (муниципальными) нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности публичного образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, в том числе для реализации целевых программ, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

Поэтому если учреждение уполномочено органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно, действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, должно в полном объеме руководствоваться положениями Закона о размещении заказов, за исключением случаев, когда соответствующие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (пункт 2 статьи 1 Закона о размещении заказов).

Как было уже отмечено, бюджетные учреждения могут приобрести материальные запасы по договору купли-продажи, изготовить собственными силами, получить по договору дарения, при безвозмездной передаче или в результате выбытия основных средств и другого имущества.

Фактической стоимостью приобретаемых по договору купли-продажи материальных запасов складывается из следующих затрат:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

— суммы, уплачиваемые за информационные консультационные и посреднические услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

— таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;

— суммовые разницы, возникающие до принятия материальных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте;

— транспортные расходы, связанные с доставкой материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;

— расходы, связанные с подработкой, сортировкой, фасовкой и улучшением технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием;

— иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

Фактическая стоимость материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения или в результате выбытия основных средств и другого имущества, определяется как сумма их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, стоимости их доставки и затрат на приведение их в состояние, пригодное для использования.

Повторим, что под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Учреждения могут получать материальные ценности в результате безвозмездного поступления от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (а также от государственных и муниципальных организаций), от учреждений разных уровней бюджетов, а также от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета. В этих случаях материальные запасы принимаются по фактической стоимости, с учетом затрат на их доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Материальные запасы, находящиеся в соответствии с условиями договора в пользовании или распоряжении учреждения, но не принадлежащие ему, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре.

Если стоимость приобретенных материальных запасов определена в иностранной валюте, то для принятия к учету этих запасов, производится пересчет их стоимости в валюту Российской Федерации по курсу Центробанка России, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.

Списание (отпуск) материальных запасов производится:

— по фактической стоимости каждой единицы,

— по средней фактической стоимости.

Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе или виду запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска).

Учет материальных запасов ведется на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Статья написана по материалам сайтов: www.referent.ru, studfiles.net, www.audit-it.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector