+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Срок вынесения решения по камеральной проверке

Автор: Фирфарова Н. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения налогового законодательства, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения может быть принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Осуществление такого права связано прежде всего с получением дополнительных доказательств по обстоятельствам, уже установленным в ходе проверки.

Какова процедура проведения дополнительных мероприятий? Какие действия проверяющих в рамках допмероприятий разрешены законом? Обладает ли налогоплательщик правом оспорить полученные налоговиками результаты? Каковы сроки вынесения решения по проверке с учетом сроков, отведенных на допмероприятия налогового контроля? Какие новшества, касающиеся процедуры проведения мероприятий налогового контроля, ожидают налогоплательщика в ближайшем будущем?

Содержание

О праве инспекции проводить допмероприятия налогового контроля

Пункт 6 ст. 101 НК РФ наделяет руководителя (заместителя руководителя) налогового органа правом в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах (или отсутствия таковых) вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Обратите внимание: указание в решении обстоятельств, вызвавших необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, является обязательным условием начала их проведения.

Об условиях проведения допмероприятий, которые должны соблюдаться контролерами

По мнению Конституционного суда, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносится после того, как руководителем (заместителем) налогового органа будет установлено (Определение от 27.05.2010 № 650-О-О):

совершало или не совершало лицо, в отношении которого составлен акт налоговой проверки, нарушение налогового законодательства;

образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения (п. 5 ст. 101 НК РФ).

Дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых правонарушений, совершенных налогоплательщиком в проверяемом налоговом периоде (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

О процедуре и сроке проведения допмероприятий

Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не может превышать одного месяца (два месяца – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). В этот период налоговый орган в отношении проверяемого налогоплательщика вправе осуществлять:

истребование документов в соответствии со ст. 93, 93.1 НК РФ;

допросы свидетелей (ст. 90 НК РФ);

экспертизу (ст. 95 НК РФ).

При этом, как отмечает ФНС в п. 10 Письма от 23.05.2013 № АС-4-2/9355, основанием для изъятия документов должны являться случаи, перечисленные в п. 4, 8 ст. 94 НК РФ, в том числе:

если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица;

если у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

Как оформляются результаты допмероприятий?

На сегодняшний день Налоговым кодексом не предусмотрен порядок направления лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Вместе с тем абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ установлено: лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного п. 6 ст. 100 и п. 6.1 ст. 101 НК РФ для представления налогоплательщиком письменных возражений. Право проверяемого лица на ознакомление с вышеуказанными материалами и подготовку возражений обеспечивается соответствующей обязанностью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (Письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@).

Налоговый орган обязан обеспечить налогоплательщику реализацию указанного права не позднее двух дней со дня подачи им соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется на территории налогового органа путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ.

К сведению: форма протокола ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля приведена в приложении 2 к Письму ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@ «Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов».

Как указывает ФНС в Письме от 13.07.2016 № АС-4-7/12625@, по смыслу положений, установленных ст. 101 НК РФ, соблюдение инспекцией норм налогового законодательства направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов.

О праве возразить налоговикам

Пункт 6.1 ст. 101 НК РФ наделяет налогоплательщика правом в течение 10 дней со дня истечения срока проведения допмероприятий, указанного в соответствующем решении налогового органа, представить в инспекцию письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части. (Письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы.)

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Письменные возражения по материалам дополнительных мероприятий налогового контроля подлежат рассмотрению до принятия решений по результатам выездной налоговой проверки.

Отложение рассмотрения материалов проверки может быть вызвано объективными причинами.

О сроке, в течение которого выносится решение по проверке

По правилам п. 1 ст. 101 НК РФ акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены налоговым органом.

В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки контролеры выносят решение:

о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанные действия налоговики обязаны осуществить в течение 10 дней со дня истечения срока подачи возражений на акт проверки.

Налоговый орган вправе принять без рассмотрения материалов проверки решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки в последний день 10-дневного срока, указанного выше, и далее принять после рассмотрения материалов налоговой проверки решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (Письмо ФНС России от 13.07.2016 № АС-4-7/12625@).

Срок рассмотрения материалов проверки может быть также продлен налоговиками после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. В этой связи принятие решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения допмероприятий возможно в том случае, если общий срок продления (до и после принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля) не превышает один месяц.

Обратите внимание: после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля рассмотрению подлежат и материалы налоговой проверки, и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, максимальный срок для принятия решения, указанного в п. 7 ст. 101 НК РФ, складывается из суммы следующих сроков:

одного месяца, на который может быть продлен 10-дневный срок для рассмотрения материалов налоговой проверки и допмероприятий налогового контроля и принятия по итогам их рассмотрения соответствующего решения;

одного месяца (двух месяцев при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Что ожидает налогоплательщика в ближайшее время?

Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ безусловным основанием для отмены решения является только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К существенным относятся следующие условия:

обеспечение возможности проверяемому налогоплательщику участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

обеспечение возможности налогоплательщику представлять объяснения.

Так, предлагается по итогам допмероприятий составлять отдельный акт, в котором проверяющие будут фиксировать суть самих контрольных мероприятий, а также свои выводы, сделанные по их итогам. Налогоплательщик в результате получает возможность ознакомиться с таким актом и подготовить возражения по содержащимся в нем доводам. Это, в свою очередь, позволит повысить объективность выносимого руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по проверке.

В акте о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля предложено указывать даты начала и окончания дополнительных мероприятий, а также раскрывать сущность налогового правонарушения, подтвержденного допмероприятиями и отраженного в акте налоговой проверки.

На вручение указанного акта с приложением полученных в ходе контрольных мероприятий материалов контролерам отводится пять дней со дня окончания проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом документы, полученные от самого налогоплательщика (в ходе истребования документов), к указанному акту не прилагаются.

Акт предлагается вручать налогоплательщику, в отношении которого проводилась налоговая проверка (или его представителю), под расписку. Допускается также его передача иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

В случае уклонения от получения акта по результатам проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля это обстоятельство отражается в акте, причем последний направляется по почте заказным письмом по месту жительства физического лица (в данном случае датой вручения акта считается шестой день со дня отправки заказного письма).

В заключение отметим, что предлагаемый законопроект нацелен на пересмотр подходов к мероприятиям налогового контроля. По мнению депутатов, сделать это необходимо в первую очередь по причине реформирования действующей на сегодняшний день системы регулирования налогового контроля. Она была сформирована более 15 лет назад, а за это время и в экономической жизни страны в целом, и в организационной контрольной работе налоговых органов в частности произошли значительные изменения (внедрение новых инструментов и форм контроля). Так, законопроект (в скором времени планируется его рассмотрение в первом чтении), помимо вышеизложенного, предлагает сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Об итогах работы законотворцев мы обязательно сообщим читателям.

Продолжительность камеральной налоговой проверки составляет

Сроки проведения камеральной проверки

Инспекторы начинают камеральную проверку в тот день, как получили от вас отчетность. При этом длительность ревизии составляет 3 месяца, а по декларации НДС всего 2 (п. 4 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК). Правда, инспекторы могут продлить ее еще на месяц, если заподозрят нарушения. К примеру, в случаях, если расходятся данные в счетах-фактурах покупателя и продавца, либо со сведениями самой ИФНС.

Образец запроса

Общество с ограниченной ответственностью «Интерфарт»

117342, Москва, ул. Введенского, 16, стр. 8

Руководителю ИФНС России № 7 по г. Москве

Исх. № 284 от 26 декабря 2018 года

ООО «Интерфарт в порядке подпункта 9 пункта 1 статьи 21 НК просит предоставить копию решения о продлении камеральной проверки декларации за III квартал 2018 года. В случаях, если проверку не продлевали, просим сообщить нам об этом.

Генеральный директор И.И. Кравц И.И. Кравц

Иногда компании, не без оснований заподозрив, что проверка затянулась, пытаются пожаловаться на действия налоговиков. Это, впрочем, не так легко сделать, отмечают эксперты.

Мнение эксперта
Наталья Маликова, юрист юридической фирмы VEGAS LEX
Основные методы, которыми пользуются юрлица:
1. Непредставление документов, по требованиям налоговиков направленным за пределами сроков, установленных для камеральной проверки.
2. Признание в суде недопустимыми доказательств, полученных с нарушением вышеуказанного срока.
3. Оспаривание сроков для принятия мер по взысканию налогов (пени и штрафов) в принудительном порядке, определяя их исходя из того, как если бы они исчислялись при условии соблюдения инспекцией периода налоговой проверки.

Процедура камеральной проверки

Принято считать, что процедура камеральной проверки значительно проще выездной. Это так, ведь ревизию проводят на территории инспекции, без выемки документов. Основной ориентир – на сверку отчетности контрольным соотношениям и ранее поданных вами и вашими контрагентами деклараций (п. 3 ст. 88 НК, письмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

ВИДЕО: Отличия выездных и камеральных проверок

О том, чем отличаются камеральные и выездные проверки, рассказывает Егор Батанов, партнер юридической фирмы «Савельев, Батанов и партнеры»

Это интересно:  Как оплатить штраф за нарушение пдд

В тоже время, некоторые отчеты инспекторы изучают углубленно. Поэтому они вправе запрашивать пояснения и дополнительные документы, а в ряде случаев проводить осмотр. К примеру, по декларациям НДС, когда возмещаете налог из бюджета (п. 8, 8.1 ст. 88, п. 1 ст. 92 НК).

Инспекторы могут запросить любые документы по льготам, сделкам, либо контрагентам (читайте про 10 сервисов для бесплатной проверки контрагента). Это могут быть договора, накладные, счета-фактуры, журналы учета, книги покупок и продаж и др. Ответить на их запрос нужно обязательно, причем в установленные сроки (ст. 93, 93.1 НК). В противном случае, налоговики оштрафуют компанию по статье 126 НК.

Отменить штрафы удается лишь в случаях, когда инспекторы запрашивают документы повторно. К примеру, те бумаги, которые вы уже ранее представляли в инспекцию. Но чтобы не конфликтовать с налоговиками, предупредите их, что они не вправе дважды просить одни и те же бумаги. Вместо документов, отправьте им уведомление.

Руководителю ИФНС России № 7 по г. Москве

Исх. № 285 от 10 декабря 2018 года

о повторном истребовании документов

5 декабря ООО «Интерфарт» получило от ИФНС № 7 по Москве требование о представлении документов в рамках камеральной проверки декларации по НДС за III квартал 2018 года, в связи, с чем сообщаем:

ИФНС № 7 просит представить документы по сделкам, которые ООО «Интерфарт» заключило с ООО «Юзион» во II квартале 2018 года. Взаимоотношения с указанным контрагентом длительные, поэтому контракт был подписан единожды – 20.07.2018.

ООО «Интерфарт» уже представляло в инспекцию копию договора по этой сделке, а также разрешительные документы на строительные работы. Поэтому повторное истребование этих документов, считаем незаконным. Это подтверждают описи от 30.07.2018 Исх. № 151, 152.

Согласно пункту 5 статьи 93 НК ООО «Интерфарт» не обязано повторно не направлять ранее поданные документы. Штраф по статье 126 НК в этом случае, будет незаконным.

Генеральный директор И.И. Кварц И.И. Кварц

Итоги камеральной проверки

Итак, проверка завершена. Что же дальше ждет компанию? Если нарушения не выявлены – то ничего: главбух и финдиректор могут более-менее расслабиться – до следующей проверки.

Если в ходе ревизии инспекторы обнаружили нарушение, составят акт камеральной проверки. Его оформляют в двух экземплярах по строго утвержденной форме — для компании и ИФНС. Ознакомьтесь с ним в приложении 23 к приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Акт содержит в себе реквизиты проверяемой компании, вид отчетности и само нарушение. Формально инспекторы не вправе ссылаться на ошибки, а должны их раскрывать и давать ссылки на документы, из которых следует, что компания-нарушитель.

Тем не менее, как получили акт, направляйте возражения. Для этого у вас есть месяц, как получили документ. Оформить возражение можете произвольно или по рекомендованной форме ФНС (см. образец, который можно скачать в начале статьи).

Выслать в инспекцию возражения можете любым способом, но безопаснее сдать нарочно. Инспекторы назначат дату, когда будут рассматривать материалы камеральной проверки. Вы вправе ознакомится с ними, причем не в этот же день, а заранее. Разрешено снимать копии с документов, и даже фото. Вам это пригодится, чтобы сформулировать аргументы в возражениях.

Безопаснее на рассмотрение отправить директора вместе с главбухом и юристом. Возражать вы вправе также устно, любые доводы инспекторы обязаны принять и отразить в решении. Если ваши аргументы окажутся неубедительными, то инспекторы вынесут решение по камеральной проверке.

ВИДЕО: Как оспорить акт проверки

О том, как получить и оспорить акт проверки, смотрите на видео. Советует Егор Батанов, партнер юридической фирмы «Савельев, Батанов и партнеры»

Свежие материалы

ВСЁ, ЧТО КАСАЕТСЯ КОМПАНИИ БУРМИСТР.РУ CRM система КВАРТИРА.БУРМИСТР.РУ СЕРВИС ЗАПРОСА ВЫПИСОК ИЗ РОСРЕЕСТРА И ПРОВЕДЕНИЯ…

Камеральный контроль – это контроль, осуществляемый органами налоговой службы на основе изучения и анализа представленной…

Акт камеральной налоговой проверкиСпасибо за внимание и всем удачи!По завершении проверки должностные лица налогового органа…

6.1. Порядок рассмотрения материалов налоговой проверки

Следующий этап после составления акта проверки и представления возражений на него со стороны налогоплательщика – рассмотрение руководителем налогового органа (его заместителем) этих документов и вынесение решения по результатам проверки.

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки должна осуществляться лично руководителем налогового органа, который проводил проверку, или его заместителем.

Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ решение по итогам налоговой проверки должно быть принято в течение 10 рабочих дней с момента истечения срока, который отведён на подачу возражений. Таким образом, материалы должны быть рассмотрены и решение по камеральной проверке должно быть принято в течение 25 рабочих дней с даты получения акта камеральной налоговой проверки.

Срок для рассмотрения материалов проверки и вынесения решения может быть продлен на один месяц решением руководителя налогового органа (его заместителя) (п. 1 ст. 101 НК РФ). Конкретный перечень оснований для продления срока рассмотрения материалов проверки налоговым законодательством не установлен.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка (п. 2 ст. 101 НК РФ).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения её материалов направляется ответственному участнику этой группы. Обязанность извещать участников консолидированной группы налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов проверки лежит на ответственном участнике этой группы. Получив извещение от налогового органа, он самостоятельно извещает других участников. Налоговый орган не обязан извещать всех участников консолидированной группы.

Процедура рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки представлена на рис. 5.

Рис. 5. Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки состоит из следующих этапов.

1. Подготовительные мероприятия (п. 3 ст. 101 НК РФ).

2. Исследование материалов налоговой проверки (пп. 4, 5 ст. 101 НК РФ).

Перед тем как приступить к рассмотрению материалов проверки, руководитель налогового органа (его заместитель) должен произвести ряд действий (п. 3 ст. 101 НК РФ):

1) представиться и огласить, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;

2) проверить явку лиц, приглашённых на рассмотрение материалов проверки, а если приглашённые лица не явились, то выяснить, извещены ли они надлежащим образом.

Прежде всего, к таким лицам относится налогоплательщик, который имеет право на участие в рассмотрении материалов проверки лично или через своего представителя (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ). Кроме налогоплательщика, к рассмотрению материалов проверки могут быть привлечены и другие лица, например свидетели, эксперты, специалисты (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ);

3) принять решение о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников или об отложении рассмотрения материалов проверки, если участие неявившихся лиц признано необходимым;

4) удостовериться в полномочиях представителя, если вместо налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов проверки будет участвовать его представитель;

5) разъяснить участвующим лицам их права и обязанности.

Руководитель налогового органа может принять решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в следующих случаях:

1. Неявка налогоплательщика (его представителя) при отсутствии доказательств надлежащего извещения о времени рассмотрения и месте проведения проверки.

В такой ситуации рассмотрение материалов переносится в обязательном порядке (п. 2, пп. 2, 5 п. 3 ст. 101 НК РФ).

Разумеется, налогоплательщик должен быть извещён о новой дате рассмотрения материалов проверки.

2. Неявка налогоплательщика при наличии доказательств надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения.

В этом случае руководитель налогового органа решает, является ли присутствие налогоплательщика или его представителя необходимым и, следовательно, надо ли откладывать рассмотрение (п. 2, пп. 2 и 5 п. 3 ст. 101 НК РФ).

3. Неявка другого лица (не налогоплательщика), приглашённого на рассмотрение (пп.

Налоговым законодательством не определён срок, на который может быть отложено рассмотрение материалов налоговой проверки, но данный срок не может превышать общий срок рассмотрения.

После завершения подготовительных действий происходит собственно исследование материалов налоговой проверки. В ходе исследования изучаются обстоятельства нарушений, которые, по мнению проверяющих, допустил налогоплательщик, оцениваются представленные доказательства, а также возражения и объяснения налогоплательщика.

В результате руководитель налогового органа (его заместитель) либо приходит к определённым выводам, которые позволяют ему принять решение по результатам проверки, либо предпринимает меры для того, чтобы прояснить ситуацию и получить дополнительные доказательства для принятия решения (пп. 4–6 ст. 101 НК РФ).

Иногда материалы, которые собраны в ходе проведения налоговой проверки, не содержат всех сведений, необходимых для принятия решения по её результатам. Тогда руководитель налогового органа в ходе рассмотрения материалов проверки может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ в качестве дополнительного мероприятия может быть назначено:

– истребование документов как у самого налогоплательщика, так и у третьих лиц (ст.ст. 93 и 93.1 НК РФ);

– допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ);

– проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ).

По результатам рассмотрения по существу материалов налоговой проверки руководитель налогового органа (его заместитель) должен вынести одно из следующих решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формы этих решений приведены в Приложениях № 12 и 13 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ и являются обязательными для применения налоговыми органами (пп. 1, 3 Приказа ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@).

Независимо от того привлекается налогоплательщик к налоговой ответственности или нет, в итоговом решении по налоговой проверке должны быть указаны (абз. 3 п. 8 ст. 101 НК РФ):

– срок на обжалование вынесенного решения;

– порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу);

– наименование и место нахождения налогового органа, который уполномочен рассматривать дела по обжалованию выносимого решения;

– иные необходимые сведения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отражаются (абз. 1 п. 8 ст. 101 НК РФ):

1) обстоятельства налогового правонарушения, которое совершил проверенный налогоплательщик.

Указанные обстоятельства должны быть описаны так, как они установлены проверкой, т.е. так же, как они зафиксированы в акте налоговой проверки;

2) документы и сведения, которые подтверждают выявленные обстоятельства;

3) доводы проверенного налогоплательщика в свою защиту и результаты их проверки;

4) решение привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные правонарушения с указанием соответствующих статей НК РФ;

5) размер недоимки по налогам, сумма штрафов и пеней.

Помимо этого в решении должны содержаться прочие обязательные реквизиты согласно абз. 3 п. 8 ст. 101 НК РФ.

Решение, принятое по итогам налоговой проверки, должно быть вручено налогоплательщику (его представителю) не позднее 5 рабочих дней после вынесения решения на основании п. 9 ст. 101 НК РФ.

Если у налоговой инспекции отсутствует возможность вручить налогоплательщику решение, то оно направляется по почте заказным письмом. В таком случае решение считается полученным по истечении шести рабочих дней. Течение указанного срока начинается на следующий день после отправки письма (пп. 2, 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 101 НК РФ).

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения налогоплательщику или его представителю.

Камеральная проверка: когда нормы диктует судебная практика

Налогоплательщики обычно считают камеральную налоговую проверку менее важной, чем, например, выездную налоговую проверку. Но на практике несоблюдение требований, предъявленных налоговыми органами по результатам камералки, может иметь значительные негативные последствия для компании. Проанализируем положения Налогового кодекса РФ, а также разъяснения контролирующих органов, посвященные камеральной налоговой проверке, с учетом складывающейся судебной практики.

Камеральная налоговая проверка проводится автоматически по каждой представленной декларации (расчету) (п. 2 ст. 88 НК РФ) и как минимум в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений. Проверка проводится в отношении следующих деклараций (расчетов, в том числе расчетов сборов):

— декларации и (или) расчета авансовых платежей по налогу на прибыль;

— декларации (расчета) по налогу на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков;

— декларации по НДС;

Это интересно:  Можно ли снять деньги с пенсионного счета

— налогу на имущество;

— налогу, взимаемому при применении УСН;

— земельному налогу и иным налогам;

— единой (упрощенной) декларации по налогам (абз. 2 п. 2 ст. 80 НК РФ, Порядок заполнения единой (упрощенной) налоговой декларации, утв. приказом Минфина России от 10.07.2007 № 62н);

— расчета финансового результата инвестиционного товарищества по месту учета управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (абз. 2 п. 1 ст. 88 НК РФ), расчета сбор (абз. 4 п. 1 ст. 80 НК РФ), в том числе в связи с представлением уточненной декларации (расчета по авансовым платежам) по указанным выше налогам (п. 1, 7 ст. 81 НК РФ).

Обратите внимание на исключения. В отношении специальной декларации, представляемой в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 № 140-ФЗ (п. 1 ст. 88 НК РФ), камеральная проверка не проводится. Кроме того, камеральные проверки не проводятся (за некоторыми исключениями) при представлении деклараций (расчетов) за налоговые (отчетные) периоды, за которые осуществляется налоговый мониторинг (п. 1.1 ст. 88 НК РФ).

Место проведения камеральной проверки

При переходе организации из инспекции в инспекцию в период камеральной проверки учетное дело пересылается в новый налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня снятия с учета в старой инспекции. Решение по проверке в этом случае также выносит тот налоговый орган, который ее проводил (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Срок камеральной проверки

Если отчетность направлена по почте, срок проведения камеральной проверки ФНС России исчисляет не с даты, когда отчетность считается представленной в силу абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ, а со дня получения письма (письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ (п. 2), постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 № А66-376/2012).

Однако за пределами трехмесячного срока в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ, Определение КС РФ от 27.05.2010 № 650-О-О). При этом налоговики вправе:

— истребовать документы у налогоплательщика или лиц, которые располагают сведениями о нем (ст. 93, 93.1 НК РФ);

— допрашивать свидетелей (ст. 90 НК РФ);

— назначать экспертизу (ст. 95 НК РФ).

Особенности проведения камералки

Итак, камеральная проверка любой декларации (расчета) начинается с того, что данные отчетности заносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог).

Далее проводится сверка контрольных соотношений, анализируется следующая информация:

— представил ли налогоплательщик декларации в установленные сроки (подп. 4, 5 п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ);

— соответствие показателей представленной отчетности и иных документов и сведений, имеющихся у налогового органа, соответствуют друг другу, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Углубленные камеральные проверки включают проведение различных мероприятий налогового контроля, которые осуществляются в следующих случаях:

— если в ходе проверки контрольных соотношений налоговый орган выявил какие-либо противоречия, несоответствия между представленной налоговой отчетностью и иными сведениями, документами, при этом налоговый орган запрашивает у налогоплательщика пояснения или требует внести изменения в отчетность, так как обнаружил противоречия между этой отчетностью и уже имеющимися у него документами (п. 3, п. 8.1 ст. 88 НК РФ);

— при предоставлении налогоплательщиком отчетности по НДС, в которой сумма налога заявлена к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ, п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57);

— если организация (индивидуальный предприниматель) представила отчетность, в которой заявлены налоговые льготы. При этом налоговый орган запрашивает у налогоплательщика пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, или истребует документы, подтверждающие право на такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);

— при подаче налогоплательщиком декларации по налогу, связанному с использованием природных ресурсов, при этом истребуются соответствующие документы (п. 9 ст. 88 НК РФ).

При получении сообщения о выявленных ошибках, противоречиях и (или) несоответствиях (п. 3 ст. 88 НК РФ) у налогоплательщика есть два варианта действий:

— либо внести изменения в отчетность и представить в ИФНС уточненную декларацию (расчет) в установленный срок — пять рабочих дней в случае обнаружения в отчетности факта (фактов) неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате (п. 1, 7 ст. 81, п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ), представить пояснения к уточненной отчетности (подп. 7 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ);

— либо представить пояснения с приложением подтверждающих документов (п. 3, 4 ст. 88 НК РФ) в случае, если оснований для подачи уточненной декларации (расчета — п. 7 ст. 81 НК РФ) нет (приложение к письму ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).

Представлять пояснения можно в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) через оператора электронного документооборота (приложение к письму ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).

В ходе углубленной камеральной проверки налоговики могут проводиться следующие мероприятия налогового контроля (ст. 86, 90—97 НК РФ), которые длятся по общему правилу не более одного месяца (п. 6 ст. 101 НК РФ):

— привлечение специалиста, переводчика;

Итак, документы, которые налоговики получают или оформляют в ходе мероприятий налогового контроля, являются частью материалов налоговой проверки, на основании которых принимается решение по итогам камеральной проверки.

Налоговые органы не могут ссылаться при принятии решения по итогам проверки на полученное в ходе мероприятия налогового контроля доказательство, если:

— допущены нарушения установленной процедуры проведения мероприятия налогового контроля;

— проведение данного мероприятия не допускается в рамках камеральной проверки.

Истребование документов

Истребование документов проводится в следующих случаях:

— при проверке декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88, п. 1 ст. 176 НК РФ, п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57) — документов, которые подтверждают правомерность вычетов налогоплательщика по ст. 172 НК РФ (абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ);

— при камеральной проверке налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ);

— при проверке декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций или НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества (п. 8.2 ст. 88 НК РФ) — сведений, которые отражают (п. 8.2 ст. 88 НК РФ):

— период участия налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества;

— приходящуюся на него долю прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества;

— при проверке уточненной декларации (расчета), в которой сумма налога к уплате меньше либо сумма убытка больше, чем в ранее поданной отчетности за тот же период, если такая «уточненка» подана по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной отчетности за соответствующий период (п. 8.3 ст. 88 НК РФ):

— первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой отчетности;

— аналитические регистры налогового учета, на основании которых были сформированы указанные показатели налоговой отчетности до и после их корректировки;

— при проведении камеральных проверок деклараций (расчетов), представленных участниками региональных инвестиционных проектов, по налогам, при исчислении которых они использовали льготы, предусмотренные для указанных участников Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов РФ (п. 12 ст. 88 НК РФ) (п. 12 ст. 88 НК РФ).

— при выявлении любого противоречия (несоответствия), названного в п. 8.1 ст. 88 НК РФ, если оно свидетельствует о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ):

— декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком, иным лицом, обязанным подать декларацию по НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ;

— журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленного в инспекцию лицами, для которых в главе 21 НК РФ предусмотрена такая обязанность.

— при применении льгот по проверяемому налогу (п. 6 ст. 88 НК РФ) — документы, которые подтверждают заявленную льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Указанное ограничение не распространяется на следующие случаи (п. 5 ст. 93 НК РФ):

— если ранее налогоплательщик представил подлинники документов и получил их обратно;

— если налоговый орган утратил документы в результате пожара, затопления или другого подобного обстоятельства непреодолимой силы.

В каком виде нужно представлять документы

Документы по требованию налогового органа могут быть представлены двумя способами.

Первый способ

Документы представляются в виде заверенных копий, передаются в налоговый орган лично или через представителя либо направляются по почте заказным письмом (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Если документ многостраничный, заверяют прошитую копию в целом на оборотной стороне последнего листа (либо на отдельном листе) получившейся подшивки (письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ (п. 21)).

Листы документов, представляемых на бумажном носителе, нумеруются и прошиваются в соответствии с требованиями, утверждаемыми ФНС России (п. 2 ст. 93 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе (далее — Положение о ФНС России), утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506).

— прошивка должна обеспечить возможность свободного чтения текста документа, всех дат, виз, резолюций и т.д.;

— подшивка (пачка) не должна разрушаться (расшиваться) при изучении копии документа;

— необходимо обеспечить возможность свободного копирования каждого листа подшивки (пачки) современной копировальной техникой;

— все листы подшивки (пачки) следует последовательно пронумеровать и при заверении указать общее количество листов в подшивке (пачке).

Второй способ

Документы передаются в электронной форме по форматам, установленным ФНС России, по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ, п. 1 Положения о ФНС России).

За непредставление налогоплательщиком документов по требованию налогового органа предусмотрены:

— налоговая ответственность для самого налогоплательщика (п. 4 ст. 93, ст. 126 НК РФ) — штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. А если в течение 12 месяцев налогоплательщик уже привлекался к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа составит 400 руб. за каждый непредставленный документ (п. 2, 3 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ);

— административная ответственность для должностных лиц организации-налогоплательщика — штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 4 ст. 108 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 17.09.2009 № 08-15/097090@).

Кроме того, возможна выемка подлинников истребованных документов (п. 1 ст. 87, п. 8 ст. 94 НК РФ).

Снизить размер штрафа можно при наличии смягчающих обстоятельств:

— незначительный пропуск срока;

— необходимость доставки документов из другого населенного пункта;

— большой объем истребованных документов;

— отсутствие (увольнение, отпуск, командировка) главного бухгалтера и т.п.

Налоговый орган не вправе заблокировать расчетные счета налогоплательщика за не исполнение требования о представлении документов (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Встречная проверка

Встречная проверка — это одно из мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, письмо ФНС России от 16.04.2007 № ШТ-13-06/103@), по итогам которого налоговые органы получают необходимые документы и информацию о проверяемом налогоплательщике от третьих лиц.

Как правило, основными целями проведения встречных проверок является подтверждение:

1) реальности существования контрагента налогоплательщика;

2) реальности совершенных операций с проверяемым лицом;

3) совпадения данных по финансово-хозяйственным операциям у контрагента и проверяемого налогоплательщика.

Встречная проверка может проводиться в следующих случаях (п. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ):

2) после окончания выездной (камеральной) проверки в период рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ). В данном случае, встречная проверка выступает в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет ему требование в течение пяти рабочих дней после получения поручения об истребовании документов (информации) (п. 6 ст. 6.1, п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ, п. 4 Порядка, утв. приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@). К требованию обязательно прилагается копия указанного поручения (п. 4 ст. 93.1 НК РФ, п. 4 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@).

В течение пяти рабочих дней после его получения контрагент должен представить документы (информацию) или сообщить об их отсутствии. Этот срок может быть продлен налоговым органом (п. 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Это интересно:  Срок годности справки психиатра нарколога

Если документы или информация не могут быть переданы в течение установленного срока, налогоплательщик вправе подать уведомление в налоговый орган в порядке, установленном п. 3 ст. 93 НК РФ.

Руководитель организации (финансовый директор, главный бухгалтер), который будет признан виновным в том, что требование не исполнено или исполнено с опозданием, может быть привлечен к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (абз. 2 ст. 2.4, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 17.09.2009 № 08-15/097090@).

Завершение камеральной проверки

Документом, который безусловно свидетельствует о завершении камеральной проверки, является акт камеральной проверки.

Акт камеральной проверки составляется, если выявлено, что проверяемое лицо нарушило законодательство о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ). Он должен быть оформлен в течение десяти рабочих дней после окончания камеральной проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 100 НК РФ). В противном случае акт не оформляется и налогоплательщик не уведомляется (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403@).

Исключение — камеральная проверка декларации по НДС, в которой налог заявлен к возмещению (п. 2, п. 3 ст. 176, п. 12, п. 13 ст. 176.1 НК РФ).

Акт камеральной проверки должны вручить, а налогоплательщик имеет право представить в налоговый орган возражения на него (п. 5, 6 ст. 100 НК РФ). После этого налоговый орган должен вынести решение по итогам камеральной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ), а налогоплательщик — участвовать в процедуре рассмотрения материалов проверки (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ).

Итак, результатом камеральной проверки является один из следующих выводов налогового инспектора:

— налогоплательщик допустил нарушения налогового законодательства;

— или налогоплательщик не допустил нарушений налогового законодательства.

Если нарушения законодательства о налогах и сборах не выявлены, акт камеральной проверки от налоговых органов не требуется (ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 № 14883/10, Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009 № 09АП-22444/2009-АК, письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» (подп. 4 п. 2.4), от 18.12.2014 № ЕД-18-15/1693).

Требования к составлению акта налоговой проверки

Требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются ФНС России (п. 4 ст. 100 НК РФ, п. 1 Положения о ФНС России). Они содержатся в Требованиях к составлению акта налоговой проверки, приведенных в приложении № 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@:

— акт камеральной проверки составляется в двух экземплярах;

— инспектор должен составить акт в течение десяти рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);

— экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ), при этом налогоплательщик вправе отказаться от подписания акта (например, если не в состоянии на месте ознакомиться с ним из-за его большого объема).

В таком случае налоговый инспектор должен указать на это во всех экземплярах акта (п. 4 Требований к составлению акта налоговой проверки, которые приведены в приложении № 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@).

Акт камеральной проверки должен быть вручен налогоплательщику или его представителю под расписку о получении или иным способом, свидетельствующим о дате получения акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Если акт камеральной проверки будет направлен по почте заказным письмом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленного подразделения) или месту жительства физического лица (п. 5 ст. 100 НК РФ), то датой вручения акта будет считаться шестой рабочий день с момента отправки заказного письма (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Течение срока начинается со дня, следующего за днем отправки такого письма (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Моментом окончания камеральной проверки понимается наступление наиболее ранней из следующих дат (письма ФНС России от 23.07.2012 № СА-4-7/12100, от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (п. 3.4)):

— даты истечения трехмесячного срока проведения камеральной проверки, установленного п. 2 ст. 88 НК РФ;

— даты окончания проверки, которая указана в акте.

Налоговый орган вправе не составлять акт проверки, если подача уточненной декларации предшествовала составлению акта. При этом, проводя камеральную проверку на основе уточненной декларации (расчета), налоговый орган должен использовать документы (сведения), полученные в ходе камеральной проверки по ранее поданной отчетности (письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (п. 3.7), от 21.11.2012 № АС-4-2/19576@ (п. 3)).

Если налогоплательщик в ходе камеральной проверки налоговой отчетности представляет за этот же период уточненную декларацию (расчет), проверка первичной отчетности прекращается и начинается новая — уже по уточненной (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Обжалование акта камеральной проверки

У налогового органа есть десять рабочих дней по окончании срока подачи возражений для того, чтобы рассмотреть материалы проверки и вынести решение по ее результатам (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Итоговое решение по налоговой проверке

По результатам рассмотрения по существу материалов налоговой проверки руководитель налогового органа (его заместитель) должен вынести одно из следующих решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику или его представителю.

Течение указанного срока начинается на следующий день после даты вручения решения налогоплательщику, а истекает срок в соответствующее дате вручения число следующего месяца (п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ).

Если налогоплательщик в течение одного месяца после получения решения обжалует его в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган, решение налогового органа вступает в силу (абз. 2 п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ):

— в части, в которой оно не отменено и не обжаловано, — со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе;

— в случае оставления вышестоящим налоговым органом без рассмотрения апелляционной жалобы — со дня принятия им соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.

Вышестоящий налоговый орган может полностью отменить решение нижестоящего налогового органа и принять по делу новое решение. Такое решение вступит в силу со дня его принятия вышестоящим налоговым органом (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Налоговый орган должен принять решение по поданной налогоплательщиком апелляционной жалобе в течение одного месяца с момента ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Срок вынесения указанного решения может быть продлен руководителем налогового органа (его заместителем) не более чем на один месяц для получения документов (информации) от нижестоящего налогового органа, необходимых для рассмотрения жалобы, а также при представлении заявителем жалобы дополнительных документов (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Таким образом, максимальный срок вступления в законную силу вынесенного по результатам налоговой проверки решения с даты его вручения налогоплательщику (его представителю) может составить три месяца:

1) один месяц — максимальный срок для подачи апелляционной жалобы;

2) один месяц — срок для принятия решения по апелляционной жалобе;

3) один месяц — максимальный период, на который может быть увеличен срок для принятия решения по апелляционной жалобе.

После вступления решения в силу налоговый орган должен направить вам в установленный законом срок требование об уплате сумм налога, пеней, штрафов (п. 2, 3 ст. 70 НК РФ). Если решение не исполнено добровольно в срок, который указан в требовании, то, как правило, производится взыскание этих сумм в порядке, предусмотренном ст. 46—48 НК РФ (п. 2, 8 ст. 45 НК РФ).

При неисполнении требования налоговая инспекция может направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сделать это она обязана при одновременном выполнении следующих условий (п. 3 ст. 32 НК РФ, ст. 198, 199, 199.1 УК РФ):

— если налогоплательщик не исполнил требование в полном объеме в течение двух месяцев со дня окончания срока его исполнения. Обратите внимание: ИФНС обязана направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, даже если задолженность по требованию погашена частично (письмо ФНС России от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 (п. 4));

— если указанное требование направлено налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— если размер недоимки позволяет сделать предположение о факте совершения налогового преступления.

Направить материалы в следственные органы налоговики обязаны в течение лесяти рабочих дней с даты выявления указанных обстоятельств (п. 3 ст. 32 НК РФ).

Вступившее в силу решения налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган в течение года с момента вынесения (абз. 2 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Далее решение можно обжаловать в ФНС России в течение трех месяцев со дня принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) (абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ) или в суд (п. 2 ст. 138, ст. 142 НК РФ).

Срок рассмотрения — не более трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Председатель арбитражного суда может продлить этот срок до шести месяцев в связи с особой сложностью дела или значительным числом участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с принятым решением арбитражного суда, у него есть право на пересмотр этого и последующего решений в вышестоящих инстанциях (разд. VI АПК РФ).

Возможные нарушения в акте проверки

Перечислим нарушения в акте проверки, которые могут стать основанием для отмены решения.

Фактические ошибки

В акте проверки могут быть:

в) арифметические ошибки и прочие технические ошибки в расчетах сумм недоимки и пеней.

В случае отражения неправильного расчета в решении вы сможете оспорить его на этом основании, но только в части суммы, которая начислена вам неправомерно. Факт арифметической ошибки не может быть основанием для снятия претензий по всему эпизоду.

Формальные нарушения требований к содержанию и форме акта

Общее правило состоит в следующем: п. 14 ст. 101 НК РФ не относит нарушения требований к содержанию акта камеральной проверки к числу однозначных оснований для отмены решения, вынесенного по ее итогам. Такие нарушения не обязательно повлекут отмену решения налогового органа, хотя и могут стать основанием для нее согласно абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ.

В отношении большинства требований к акту проверки можно сказать, что их нарушение если и выступит основанием для отмены решения, то только в совокупности с другими, более существенными обстоятельствами.

Перечислим существенные формальные нарушения, на которые обращают внимание суды:

Исполнение решения

Налогоплательщик, к которому применили обеспечительные меры, вправе обратиться в налоговый орган с просьбой заменить эти меры (п. 11 ст. 101 НК РФ):

1) на банковскую гарантию, которая подтверждает, что банк (гарант) обязуется уплатить сумму недоимки, пеней и штрафов, начисленных на основании итогового решения по налоговой проверке, если налогоплательщик не сделает этого в установленный налоговым органом срок (п. 2, 9 ст. 74.1, подп. 1 п. 11 ст. 101 НК РФ);

2) на залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, который оформлен в порядке ст. 73 НК РФ (подп. 2 п. 11 ст. 101 НК РФ);

3) на поручительство третьего лица, которое оформлено в соответствии со ст. 74 НК РФ (подп. 3 п. 11 ст. 101 НК РФ, ст. 361—367 ГК РФ, письмо ФНС России от 21.03.2013 № АС-4-2/4829).

Статья написана по материалам сайтов: ecoafisha.ru, sci-book.com, www.eg-online.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector