+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Управление системой образования в рф

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.

Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.

Как уже было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.

Полномочия — это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.

При этом очень важно понимать, что полномочия — это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.

Учитывая наличие большого числа дотационных территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.

В настоящем подразделе приведены основные полномочия всех трех уровней управления системой образования в Российской Федерации, а также те полномочия, которые законодательно переданы от федерального центра субъектам Российской Федерации. Передача полномочий может осуществляться также от региональных властей органам местного самоуправления.

(Материал подготовлен на основании положений Закона Российской Федерации Об образовании», Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, Положения о Федеральном агентстве по образованию.)

Управление образованием

Организационно-правовая система управления образованием

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Право на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Сейчас каждый третий — около 50 млн. россиян — учится или повышает свою квалификацию.

Под основным общим образованием в настоящее время понимается девятиклассное образование.

За последние восемь лет система высшего и среднего образования в Российской Федерации подверглась реформированию, что в первую очередь нашло выражение в пересмотре действующего законодательства в этой сфере. Вместе с рыночной экономикой получили развитие негосударственные образовательные учреждения, частные школы, колледжи, вузы. Самыми престижными сегодня считаются профессии юристов, менеджеров, финансистов, экономистов, врачей, журналистов.

13 января 1996 г. принята новая редакция Федерального закона «Об образовании». В соответствии с законом общество, государство, власти всех видов, форм, уровней должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, так как образование — это будущее страны.

Законом гарантированы общедоступность и бесплатность общего полного (среднего) и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В общеобразовательные учреждения и учреждения начального профессионального образования принимаются без конкурса все желающие и обучаются бесплатно.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно-общественный характер управления образованием.

Важен и принцип непрерывного образования, преемственность различных его ступеней, возможность не только продолжения, но и смены типа образования.

Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образование может быть получено: в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт. Однако существует перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или форме экстерната не допускается. Эти ограничения установлены постановлением Правительства от 22 ноября 1997 г. В основу перечня положен такой критерий, как степень влияния будущей профессиональной деятельности выпускника вуза на жизнь и здоровье человека (что, естественно, касается всех медицинских специалистов), состояние окружающей среды, обеспечение безопасности общества и государства. Учитывается возможность получения студентами в процессе обучения сведений, содержащих военную и государственную тайну, а также прохождения практики на режимных предприятиях. Кроме того, имеется в виду и невозможность получения профессиональных знаний, умений и навыков без непосредственных (аудиторных) занятий с преподавателем.

В целях создания необходимых условий для получения общего образования лицами, осужденными к наказанию в виде лишения свободы, приказом Министра образования РФ от 9 февраля 1999 г. утверждено Положение о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах.

Однако в последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными. Поэтому Правительство ставит своей целью вывести Россию из кризиса в сфере образования, для чего необходимо обеспечить:

  • реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;
  • сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
  • формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
  • воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
  • создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования;
  • стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
  • предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования; доступность учебной и научной литературы для студентов среднего и высшего профессионального образования;
  • законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь, в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот для работников образования и обучающихся;
  • активный выход на рынок образовательных услуг, расширение участия в образовательных программах международных организаций и сообществ, а также решение других задач по вопросам образования, которые относятся к сфере ответственности и интересов всего государства.

Органы управления образованием

В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием (см. схему 30):

  1. Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;
  2. федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);
  3. государственные органы управления образованием субъектов Федерации.

Схема 30. Организация управления образованием

Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

К компетенции государственных органов управления образованием относятся:

  • разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
  • разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;
  • государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
  • установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов;
  • формирование структуры системы образования;
  • разработка перечня профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
  • прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
  • разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
  • контроль за исполнением законодательства в области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России), согласно постановлению Правительства от 10 декабря 1999 г., является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном порядке деятельность иных федеральных органов исполнительной власти.

Это интересно:  Что бывает за дачу ложных показаний

Оно осуществляет функции бывших Министерства общего и профессионального образования РФ и Высшей аттестационной комиссии РФ.

Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 5 апреля 1997 г.*, являются:

  • осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных правграждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;
  • разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования;
  • реализация кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности;
  • совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования.

В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России:

  • разрабатывает и реализует концепцию развития образования;
  • координирует и контролирует в пределах своей компетенции ее выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования;
  • разрабатывает целевые федеральные, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования;
  • организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений;
  • формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию.

Министерство обеспечивает контроль за реализацией законодательства в сфере образования и сфере научной деятельности; разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях; определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Оно координирует деятельность государственных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов; устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся; устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и профессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений.

После того как Указом Президента от 15 октября 1999 г.* Высшая аттестационная комиссия РФ исключена из числа федеральных органов исполнительной власти, ее задачи возложены на Минобразование России: проведение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; участие в формировании научного потенциала страны; экспертиза научных и технических программ и проектов.

Минобразование России в соответствии с возложенными на него задачами:

  • создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), утверждает персональный состав советов и устанавливает перечень научных специальностей, по которым предоставляется право приема к защите диссертаций;
  • присуждает на основании ходатайства соответствующего диссертационного совета ученую степень доктора наук;
  • присваивает по представлению соответствующего ученого (научно-технического) совета ученое звание профессора по специальности;
  • проверяет выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук;
  • оформляет в установленном порядке дипломы доктора наук и кандидата наук и аттестаты профессора по специальности;
  • осуществляет в пределах своей компетенции переаттестацию научных и научно-педагогических работников — граждан России, имеющих ученые степени (ученые звания), присужденные (присвоенные) им в государствах, с которыми Российской Федерацией не заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степеней и ученых званий.

Для научной экспертизы представленных диссертаций, а также для рассмотрения вопросов о присвоении ученых званий создаются экспертные советы из числа ведущих ученых и специалистов в области науки, техники, образования и культуры.

Постановлением Правительства от 24 октября 1994 г. утверждено Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоении научным работникам ученых званий. Учеными степенями являются степени доктора наук и кандидата наук, а учеными званиями — звания профессора по специальности и старшего научного сотрудника по специальности. Положением определены требования к диссертациям, порядок представления и защиты диссертации т.д.

Минобразование России вправе издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним; инспектировать любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием.

Ведомственными органами управления образованием являются различные подразделения соответствующих ведомств (главные управления, отделы и др.). Они могут быть специализированными и управлять подведомственными образовательными учреждениями либо осуществлять такие функции наряду с другими функциями.

В субъектах Федерации управление образованием осуществляют: в республиках — соответствующие министерства или комитеты, в других субъектах Федерации — департаменты, главные управления, отделы образования. Их компетенция аналогична компетенции Минобразования России, но осуществляется с учетом масштабов их деятельности и региональных особенностей.

Правовой статус высшего учебного заведения

Особого внимания государства заслуживает высшее профессиональное образование, которое имеет целью готовить специалистов с высшим образованием для всех отраслей и сфер жизни страны. Высшие учебные заведения также активно участвуют в развитии науки, поскольку здесь сосредоточена половина научных кадров страны. В России имеется 595 государственных и 334 негосударственных вуза, в которых учатся около 3 млн. студентов.

Вузы приобрели значительную административную и хозяйственную самостоятельность. Академические свободы (возможность создавать кафедры, учебные программы и т.д.) были подкреплены экономически. вузы получили в пользование землю, сооружения, будучи свободными от налогов на нее. На основании Порядка приема в государственные вузы, утвержденного приказом Министра образования РФ от 16 марта 1999 г., вузы разрабатывают собственные правила приема, не противоречащие этому документу.

Установлены три ступени высшего профессионального образования — высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют соответственно не менее чем 4, 5 и 6 лет. Соответственно этому различаются и дипломы об образовании.

Различаются государственные вузы, находящиеся в ведении Российской Федерации, субъектов Федерации, а также муниципальные вузы.

Законом определен порядок приема в вуз и подготовки специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием (аспирантура, докторантура).

Управление вузом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом вуза на принципах единоначалия и коллегиальности.

Общее руководство государственным или муниципальным вузом возлагается на выборный представительный орган — ученый совет. Его состав, полномочия, порядок выборов и деятельности определяются уставом вуза.

Непосредственное управление вузом осуществляет ректор. Ректор государственного или муниципального вуза в порядке, установленном уставом вуза, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз.

Согласно Положению о статусе ректора государственного вуза Российской Федерации федерального подчинения, утвержденному постановлением Правительства от 11 июня 1996 г., ректор несет ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью государственного вуза, исполнение законодательства РФ, реализацию решений органов государственной власти и в части обеспечения выполнения указанных задач осуществляет функции представителя государства в учебном заведении.

Основным звеном вуза является кафедра во главе с ее заведующим. Кафедра ведет учебную, методическую и научную работу по соответствующим дисциплинам, проводит воспитательную работу среди студентов, осуществляет подготовку научно-педагогических кадров.

Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций. Положение о нем утверждено постановлением Правительства от 26 июня 1995 г.

В интересах использования научного потенциала вузов и улучшения материального положения профессорско-преподавательского состава формируется новая сфера бизнеса — образовательные услуги, которые во всем мире считаются одной из самых прибыльных отраслей. В Москве создан Международный технологический университет (МТУ). В мире аналогов этому пока нет. Основное назначение МТУ — использование и распространение уникального дидактического и методического опыта российской инженерной школы для повышения квалификации специалистов учебных заведений зарубежных стран по их заявкам, прежде всего по дисциплинам, связанным с авиастроением, космонавтикой, машиностроением, металловедением, композиционными материалами.

Новым явлением стала подготовка управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций народного хозяйства Российской Федерации в российских образовательных учреждениях и за рубежом, предусмотренная Указом Президента от 23 июля 1997 г и постановлением Правительства от 15 сентября 1997 г. Специальными положениями определены порядок и условия участия в конкурсном отборе специалистов и требования, предъявляемые к российским образовательным учреждениям, для участия в реализации государственного плана подготовки таких кадров.

Образовательные учреждения должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности в области высшего профессионального и(или) дополнительного образования по экономическим и управленческим специальностям, пройти аккредитацию, дающую право на выдачу документов государственного образца о профессиональной переподготовке и(или) повышении квалификации, а также иметь опыт реализации программ подготовки управленческих кадров высшего и среднего звена не менее трех лет.

Образовательные учреждения

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Они могут быть следующих типов:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования (аспирантура, докторантура);
  • специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
  • учреждения дополнительного образования;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Так, к числу общеобразовательных учреждений относятся: начальные, основные, средние школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии.

Учреждения начального профессионального образования — это профессиональные училища; профессиональные лицеи — центры непрерывного профессионального образования; учебно-курсовые комбинаты (пункты); учебно-производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и другие образовательные учреждения данного уровня.

Учреждения среднего специального образования: техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреждения), а высшего профессионального образования — университеты, академии, институты.

Деятельность различных типов образовательных учреждений урегулирована многочисленными нормативными актами. Среди них: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; утвержденные Правительством типовые положения: об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста; о начальных, основных, средних образовательных учреждениях; о вечернем (сменном) общеобразовательном тельном учреждении; об образовательном учреждении дополнительного образования детей; о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным развитием; об образовательном учреждении начального, среднего профессионального образования и т.д.

Это интересно:  Ст 124 ук рф состав преступления

Новеллами явились положения о возможности получения общего и среднего профессионального образования в форме экстерната, а также в семье. Право дать семейное образование имеют все родители или лица, их заменяющие. Перейти на эту форму обучения, так же как и вернуться обратно в школу, ребенок может на любой ступени. Родители заключают со школой договор, в котором оговариваются все детали, как-то: периодичность промежуточных аттестаций, обязанности и права образовательного учреждения и родителей и др.

В системе образования возможно как бесплатное, так и платное обучение. Среди бесплатных учебных заведений основное место занимают муниципальные школы. Помимо государственных (и, соответственно, бесплатных) школ различного вида в России работают более 600 частных школ, где учится всего лишь 50 тыс. детей.

Учреждения начального профессионального образования реализуют профессиональные образовательные программы, направленные на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, специалистов и служащих) по основным направлениям общественно полезной деятельности, в соответствии с государственными образовательными стандартами. Эта сфера образований совершенствуется на основе утвержденной Правительством 21 июля 1997 г. Концепции реформирования системы начального профессионального образования. Все учреждения этой системы предполагается разделить на четыре группы: государственные федерального уровня; государственные уровня субъектов Федерации; муниципальные; негосударственные. Основными признаются учреждения субъектов Федерации, где будут реализовываться программы по большинству профессий в соответствии с потребностями территориальных рынков труда.

Порядок приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования утвержден приказом Министра образования РФ от 5 марта 1999 г.

В средних учебных заведениях формами самоуправления являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. В Указе Президента от 31 августа 1999 г. «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» отмечено, что создание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях попечительских советов необходимо в целях установления общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений. Непосредственное руководство учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения утверждено постановлением Правительства от 10 декабря 1999 г.

Государственная аккредитация образовательного учреждения — это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки обучающихся (слушателей) государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам. При положительных итогах государственной аккредитации образовательное учреждение получает свидетельство о государственной аккредитации установленного образца. Действие свидетельства подтверждается каждые пять лет. Государственную аккредитацию высшего учебного заведения (института, академии, университета), имеющего лицензию на ведение образовательной деятельности, проводит федеральный орган управления высшим профессиональным образованием в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства от 2 декабря 1999 г. Свидетельство о государственной аккредитации является документом, подтверждающим статус вуза и его право на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Согласно Федеральному закону «Об образовании», образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о полученном образовании и(или) квалификации. Порядок проведения аттестации выпускников определен соответствующими положениями.

Важное значение имеет обеспечение работы образовательных учреждений на базе единого государственного минимума — стандарта образования. Государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Образовательные стандарты устанавливаются применительно к типам образовательных учреждений.

При осуществлении реформы образования разрабатываются государственные образовательные стандарты с новой профессионально — квалификационной структурой подготовки кадров, которая носит вариантный характер и отражает три уровня подготовки — общеотраслевой, общепрофессиональный и специальный.

Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях — функция органов исполнительной власти, осуществляющих управление образованием. Они контролируют исполнение законодательства в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины. Контроль осуществляется ими также в процессе лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

Осуществление такого контроля за качеством образования в государственных аккредитованных образовательных учреждениях возложено на Государственную аттестационную службу. Она может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и(или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта. Основаниями для рассмотрения Службой вопроса о направлении рекламации могут быть: решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся образовательного учреждения; официальное представление отделения Государственной аттестационной службы по месту нахождения образовательного учреждения; решение общего собрания обучающихся образовательного учреждения; официальное представление государственной службы занятости населения. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации.

Управление образовательной системой в РФ

Система образования в РФ

Система образования в Российской Федерации – это комплекс обучающих программ и госстандартов образования, которые взаимодействуют меж собой. Реализующие их образовательные сети состоят из независимых один от других учреждений со своими типами и формами организационно-правового подчинения контролирующим и управляющим органам.

Как функционирует

Российская система образования выступает как мощная совокупность сотрудничающих структур. Далее следует описание таких структур.

I. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные типы и дополнительные. К основным общеобразовательным программам относят:

У основных профессиональных встречаются такие:

  • Средне-профессиональные;
  • Высокопрофессиональные, куда относится выпуск бакалавров, специалистов и высококвалифицированных магистров;
  • Послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько последовательных форм освоения обучения в зависимости от реалий человеческой занятости и потребностей индивидуума:

  • В стенах аудиторий – очная, очно-заочная (вечерняя) заочная;
  • Внутрисемейное;
  • Самообразование;
  • Экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

II. Научные и образовательные институции. Они функционируют ради реализации учебных программ. Само понятие системы образования в РФ невозможно без определения, что же такое образовательное учреждение. Это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Еще учебное учреждение обеспечивает содержание и правильное воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ (России) выглядит так:

  • Первое звено – дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии);
  • Второе звено – общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование;
  • Третье звено – среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи);
  • Четвертое звено – высшее образование (университеты, институты, академии);
  • Пятое звено – послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Учреждения образования бывают:

  • Государственными – регионального и федерального устройства;
  • Муниципальными;
  • Негосударственными, то есть частными.

В любом случае это юридические лица и они определяют структуру системы образования в России, о которой речь пойдет ниже. Заведения образования распределены на:

  • Дошкольные;
  • Общеобразовательные;
  • Начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • Военного высшего профобразования и дополнительного обучения взрослых;
  • Дополнительного образования;
  • Специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, предполагающих управленческие и контрольные функции для работы с образовательной сферой и подведомственными им институциями.

ІV. Объединения юрлиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.

Структура

Учреждения – это главное звено структуры системы образования РФ. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу. Для нее разрабатываются специальные планы и своды правил.

Кратко систему образования в РФ описать очень сложно, поскольку она многообразна и основывается на разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности по мере каждой образовательной ступеньки. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения складываются в российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

  • Государственное;
  • Дополнительное;
  • Самообразование.

Из каких компонентов складывается

Программы образования в педагогической системе РФ выглядят как самодостаточные и управляемые целостные структуры, состоящие из компонентов:

  • ФГОС, которые охватывают более 70% образовательных программ;
  • Национально-региональный.

Компоненты образования отражают диалектическое происхождение педагогики и ее цельный характер, а потому должны обеспечивать полноценное функционирование обучающих программ.

Профобразование

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении ею глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям либо конкретным специальностям. Иными словами, человеку необходимо совершенствоваться. Система профессионального образования в России не была бы возможна без участия Петра I, придумавшего специализированное обучение 300 лет тому назад.

К основным задачам профобразования относятся:

  • Совершенствование материальной основы профобразования;
  • Создание на предприятиях центров практики;
  • Привлечение с производств специалистов для их участия в подготовке кадров;
  • Формирование специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Нормативные документы

Описать кратко систему образования в России маловероятно, поскольку она сегодня настолько впечатляющая, что не уложилась в основополагающую «бумагу» – закон «Об образовании», вышедший в 2015 году уже в четвертой редакции. В этом документе изложено лишь отношение к процессу обучения, и как оно подкреплено финансовой составляющей – ведь обучение для каждого жаждущего в стране считается бесплатным. Поскольку процесс обучения все время находится на стадии реформирования и совершенствования, возникает необходимость в цельной нормативной базе системы образования РФ. Ежедневно из-под пера чиновников появляются все новые документы, а потому завершить перечень нормативных бумаг вряд ли получиться, его можно только дополнять:

1. Конституция РФ;

2. Целевая программа развития образования;

3. Федеральные законы – «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования»;

4. Приказы Минобрнауки – «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы»;

5. Примерные положения об организации учебного процесса;

6. Концепция модернизации системы образования в России;

7. О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования;

8. Типовые положения о дополнительном обучении.

В перечень следует включить законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» в образовательной системе.

Это интересно:  Срок уплаты ндпи в 2020

Управление образовательной системой в РФ

Характеристика системы образования в России выглядела бы неполной без упоминания роли управленцев в процессе обучения. Директора школ, чиновники всех уровней входят в одну «семью» под именем «Управление системой образования».

На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины в учебной сфере и написанием нормативно-правовых документов. Далее располагаются Федеральные агентства и кабинеты исполнителей на муниципальном уровне. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.

Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые могут быть делегированы на совершение определенных действий. Полномочия передаются от высшего уровня низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает передачу права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.

Осуществление контрольной и надзирающей миссии за общими положениями управления передано государственно-общественной системе управления образованием в РФ. Подобные организации заняты в основном функционированием школ и тем, как внутри таких заведений выполняются принципы:

  • Гуманного и демократичного подхода в управлении;
  • Систематичности и целостности;
  • Правдивости и полноты сведений.

Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием, проходящая через все уровни:

  • Центральные;
  • Вневедомственные;
  • Республиканские;
  • Автономно-областные;
  • Автономно-окружные.

Благодаря тому, что система управления образованием РФ сочетает в себе централизованное с децентрализованным внутриучебное управление, удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций на благо коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений профессионально без дублирования, что приводит к повышению координации в действиях каждого из подразделений образовательной системы.

Управление образованием в России

Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.

Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

Необходимо отметить, что деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.

К компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относятся:

  • 1) разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
  • 2) разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности документов об образовании;
  • 3) государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
  • 4) установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам данных педагогических работников;
  • 5) формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
  • 6) прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
  • 7) создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;
  • 8) разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
  • 9) прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;
  • 10) контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Законом определяется, что органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) своего устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.

б) Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений

Органы управления образованием осуществляют процессы лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных учреждений.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии.

Экспертная комиссия создается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, по заявлению учредителя и проводит свою работу в месячный срок. В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители государственного органа управления образованием, соответствующего органа местного самоуправления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, действующих образовательных учреждений, общественности.

Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются.

Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем. В лицензии, выдаваемой образовательному учреждению, фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников и срок действия этой лицензии.

Отрицательное заключение по результатам экспертизы и основанный на нем отказ в выдаче лицензии образовательному учреждению могут быть обжалованы учредителем в суде.

Контроль за соблюдением образовательным учреждением независимо от его организационно-правовой формы предусмотренных лицензией условий обеспечивает государственный орган управления образованием или орган местного самоуправления, выдавший лицензию. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию.

Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение. Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, а также право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое дошкольным образовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей, подтверждает государственный статус соответствующего образовательного учреждения, уровень реализуемых им образовательных программ, категорию этого образовательного учреждения. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. Государственная аккредитация высшего учебного заведения осуществляется на основе аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Свидетельство о государственной аккредитации устанавливает (подтверждает на очередной срок) статус высшего учебного заведения, перечень направлений подготовки (специальностей), которые прошли государственную аккредитацию и по которым высшее учебное заведение имеет право выдавать выпускникам документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, а также ступени высшего профессионального образования и квалификации (степени).

Высшие учебные заведения могут получать общественную аккредитацию. Общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций.

Общественная аккредитация не влечет за собой финансовых или иных обязательств со стороны государства. Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой либо по ее поручению или по ее доверенности органами государственной власти, органами управления образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности.

Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет.

Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников.

Первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования — начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.

Аттестационное заключение государственной аттестационной службы может быть обжаловано в суд только в части процедуры аттестации. Образовательное учреждение вправе потребовать повторной аттестации не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.

Аттестация дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждений дополнительного образования, а также вновь созданных экспериментальных образовательных учреждений проводится соответствующим государственным органом управления образованием в порядке, предусмотренном типовыми положениями об этих образовательных учреждениях.

Аттестация высшего учебного заведения проводится государственной аттестационной службой по заявлению высшего учебного заведения или по инициативе федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, в ведении которых находится высшее учебное заведение. Ц

елью и содержанием аттестации высшего учебного заведения является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям).

Критерии аттестации, порядок функционирования государственной аттестационной службы определяются Правительством Российской Федерации.

Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации. Филиалы (отделения) образовательных учреждений проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в общем порядке, установленном для образовательных учреждений настоящим Законом. Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства со стороны государства.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, megalektsii.ru, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector