+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Управление в области использования и охраны земель

Понятие и содержание управления в сфере использования и охраны земель

Понятие управления в сфере использования и охраны земель. Сущность управления заключается в целенаправленном управляющем воздействии субъекта управления на объект управления для достижения определенной цели. Объективно существующие интересы общества по рациональному использованию земель и их охране определяют необходимость соответствующей организации процессов использования земель. Для этого создается система органов государственной власти, которые наделяются полномочиями по осуществлению ряда управленческих функций. Кроме того, государство наделяет органы местного управления полномочиями по реализации таких функций. Также определяются содержание и порядок реализации организационных мер, связанных с комплексом управленческих функций.

Правовой основой управления в рассматриваемой сфере является право территориального верховенства государства. Характер деятельности исполнительных органов государственной власти по организации рационального использования и охраны земель обусловлен принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции РФ. Суть этого принципа заключается в разграничении сфер деятельности и полномочий государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Содержание управления в сфере использования и охраны земель. Содержание данного вида деятельности состоит в осуществлении соответствующими органами ряда управленческих функций. Функция управления — особый вид деятельности, необходимый для организации эффективного использования и охраны земель.

К функциям управления относятся: государственный кадастровый учет земельных участков; государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними;

территориальное планирование использования земель;

изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

перевод земель из одной категории в другую;

предоставление земельных участков;

государственный земельный надзор, муниципальный и общественный земельный контроль.

Кроме того, управление использованием и охраной земель осуществляется с помощью организационных мер, к которым относятся землеустройство и мониторинг земель.

Функции управления отличаются от организационных мер тем, что реализация функции управления влечет определенные правовые последствия, а применение организационной меры не влечет. Например, итогом предоставления земельного участка является приобретение права на земельный участок, итогом резервирования земельного участка — запрет на приватизацию участка. В то же время осуществление землеустройства не имеет правовых последствий. Результаты проведения землеустроительных работ приобретают правовое значение только после того, как они утверждены соответствующим органом. Не влечет правовых последствий и мониторинг земель.

Подавляющее большинство функций управления и организационных мер осуществляется в отношении всех категорий земель. Однако применительно к некоторым категориям земель реализуются особые функции управления и организационные меры. Так, государственный лесной реестр применяется в отношении земель лесного фонда, государственный водный реестр — земель водного фонда, а государственный кадастр особо охраняемых природных территорий — земель особо охраняемых территорий и объектов. На землях лесного фонда проводится не землеустройство, а лесоустройство.

Управление в области использования и охраны земель

Понятие и общая характеристика управления земельным фондом

Управление в области использования и охраны земель представляет собой деятельность, направленную на организацию рационального использования и охрану земли как компонента окружающей среды, средства производства, пространственно-операционного базиса, объекта имущественных отношений.

В зависимости от классификационных признаков различают несколько видов управления.

По направлениям деятельности оно включает социально-экономическое, политическое, экологическое управление. Последнее, в свою очередь, включает управление в области охраны и использования окружающей среды и отдельных ее компонентов, основным из которых является земля.

Оно также выступает в виде государственного, муниципального, общественного управления, управления в хозяйствующих субъектах (производственное управление). Государственное и муниципальное управление достаточно близки по своей природе, поскольку, во-первых, и то, и другое по праву можно объединить понятием публичного управления (властного, действующего в интересах большинства населения, проживающего на определенной территории) и, во-вторых, органам местного самоуправления передан ряд функций государственного управления, что само по себе не позволяет противопоставлять эти два вида управления. Непосредственно текущую управленческую деятельность реализуют органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Таким образом, объектом управления в данном случае выступают земельные общественные отношения. Субъектами управления в зависимости от вида управления выступают соответствующие государственные и муниципальные органы, общественные организации или иные ассоциации граждан, субъекты предпринимательской деятельности или их структурные подразделения. Управление в области охраны и использования земель, как и иные виды социального управления, характеризуются регламентированными направлениями деятельности, именуемыми функциями управления, формами и методами.

Под формами управления принято понимать внешнее выражение деятельности субъектов управления. Они подразделяются по различным классификационным признакам: на правовые и неправовые (организационные); нормативные акты и акты индивидуального характера; коллегиальные и индивидуальные; регулятивные и правоохранительные; императивные и диспозитивные; материальные и процессуальные.

Правовой формой управления является правовой документ, принимаемый (составляемый, заключаемый, ведущийся и т. д.) органом исполнительной власти (местного самоуправления). Формы правовых актов управления являются результатом нормотворчества либо правоприменения.

Под методами управления понимаются способы управленческого воздействия или средства практической реализации стоящих перед соответствующими органами задач, функций исполнительной и распорядительной деятельности для достижения управленческого результата. Их обычно подразделяют на метод убеждения и принуждения либо на следующие методы:

  • экономические (оценка земли, которая в ближайшее время должна трансформироваться в оценку объекта недвижимости как имущественного комплекса);
  • внеэкономические (к ним можно отнести метод контроля и надзора).

В основе управления охраной и использованием земель лежат следующие принципы:

  • общеправовые — присущи системе государственного управления социально-экономическим развитием;
  • специфические — вытекают из объективных законов развития общества и природы и учитываются при организации процесса управления (общеэкологические принципы);
  • отраслевые земельно-правовые.

К общеправовым принципам управления относятся следующие принципы: федерализма, местного самоуправления, вертикальной соподчиненности (он характерен для системы федеральных органов исполнительной власти), ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. К принципам экологического управления относятся принципы, предусмотренные в ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Отраслевые земельно-правовые принципы закреплены в ст. 1 ЗК РФ.

Система и полномочия органов управления

Органы управления в области охраны и использования земель подразделяются на органы общей и специальной компетенции. По уровням осуществления управление в указанной области общественных отношений делится на федеральное, региональное (на уровне субъекта РФ) и муниципальное.

Высшим органом управления общей компетенции выступает Правительство РФ, компетенция которого, наряду с Конституцией РФ, установлена в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», законодательных актов, регулирующих земельные отношения.

Компетенция высшего органа исполнительной власти субъекта РФ и его высшего должностного лица определяется рядом нормативно-правовых актов и в первую очередь ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»2, законодательными актами субъектов РФ, определяющими правовой статус и полномочия указанных органов, а также актами, составляющими земельное законодательство, включая законодательство субъектов РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 ЗК РФ субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.

Значительный объем компетенции возложен и на органы местного самоуправления, которые в соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Земельная управленческая компетенция этих органов закреплена также в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3. Наряду с органами общей компетенции управление в области охраны и использования земель осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти и местного самоуправления.

В настоящее время создана трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти, структура и правовая регламентация которой содержится в указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и в последующих его редакциях. Новая система федеральных органов исполнительной власти включает:

  • министерства;
  • федеральные службы;
  • федеральные агентства, а также их территориальные подразделения.

Наибольшим объемом полномочий в области управления охраной и использованием земель наделено Министерство экономического развития, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии. В его ведении находится Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии на основании постановления Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастре и картографии», а также Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, действующее на основании постановления Правительства от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

В полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии входят:

  • государственная регистрация и ведение Единого государственного реестра прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним;
  • государственный кадастровый учет недвижимого имущества;
  • ведение государственного кадастра недвижимости;
  • ведение государственного реестра кадастровых инженеров, единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, сводного государственного реестра арбитражных управляющих и единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
  • государственный метрологический и геодезический надзорв областигеодезическойикартографической деятельности за передачей геодезических и картографических материалов и данных в картографо-геодезические фонды, а также за хранением и использованием этих материалов и данных;
  • контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций;
  • контроль за проведением землеустройства;
  • государственный земельный контроль;
  • государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);
  • предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
Это интересно:  Снятие с регистрационного учета через суд

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, действующее на основании Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432, является уполномоченным органом исполнительной власти в области приватизации и наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти.

Министерство сельского хозяйства осуществляет реализацию федеральных целевых, ведомственных и иных программ в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий, а также выполняет ряд других функций в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» осуществляет функцию экологической экспертизы.

Федеральная служба надзора в сфере природопользования согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370»3 уполномочена осуществлять государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда на землях особо охраняемых природных территорий.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), действующая на основании положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) согласно положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», находится в ведении Министерства сельского хозяйства и осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы. Она осуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, обеспечения биологической и химической безопасности и др.

Исходя из полномочий органов государственной власти можно выделить функции управления в области охраны и использования земель. Под функциями государственного управлениятрадиционнопонимаютсянаправления деятельностиорганов,осуществляющихуправление.

Конкретные виды и содержание функций в первую очередь зависят от цели управления. Цель управления совпадает с целью всего организационно-правового механизма охраны и использования земель, а именно:

  • обеспечением охраны земли как важнейшей составной части природы;
  • организацией рационального и целевого использования земельных ресурсов;
  • защитой законных интересов субъектов земельных отношений.

К основным функциям управления в области охраны и рационального использования земли относятся:

  • информационная функция, включающая ведение государственного кадастра недвижимости, иной документации, содержащей сведения о землях и земельных участках; мониторинг земель, сбор и обобщение иной информации, прямо или косвенно связанной с состоянием земель;
  • планирование и прогнозирование мероприятий в области использования и охраны земель;
  • землеустройство;
  • нормирование воздействий на окружающую среду, в том числе почву;
  • экологическая экспертиза;
  • государственная регистрация прав на земельные участки;
  • земельный контроль;
  • распоряжение земельными участками;
  • сбор земельного налога.

Наряду с функциями как видами регулярно осуществляемой деятельности органы управления выполняют иные отдельные юридически значимые действия. В области регулирования земельных отношений это может быть перевод земель из одной категории в другую.

Охрана земель

Общественные отношения, складывающиеся в области охраны земель, регулируются нормами многих отраслей права, и в первую очередь земельного и экологического. Поэтому охрана земель — это один из центральных комплексных, межотраслевых институтов земельного и экологического права. Исходя из этого и определение понятия «охрана земель» также носит комплексный межотраслевой характер.

Основными видами негативного воздействия на землю являются водная и ветровая эрозия; опустынивание; переувлажнение и заболачивание; загрязнение земель в результате воздействия промышленных выбросов вредных веществ; захламление земель промышленными и бытовыми отходами. Так, более чем в 75 городах содержание тяжелых металлов в почвах значительно превышает допустимый уровень ПДК или фоновый уровень. К опасной или умеренно опасной категории загрязнения почв такими тяжелыми металлами, как цинк, свинец, кадмий и другие, относятся более 25 городов Российской Федерации, в том числе Москва, Нижний Тагил, Череповец.

Хозяйственная и иная деятельность всех субъектов земельных отношений, оказывающая негативное воздействие на землю и окружающую среду в целом, должна осуществляться на основе определенных принципов, которые можно разделить на специальные (земельные) и общеэкологические. Только их комплексный учет может обеспечить эффективные охрану и рациональное использование земель. К специальным относятся принципы, закрепленные в ст. 1 ЗК РФ. Общеэкологические принципы содержатся в ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и носят экосистемный характер.

На основе указанных принципов формируются основные цели охраны земли и меры, направленные на их реализацию.

Поэтому земли должны использоваться способами, обеспечивающими сохранение, улучшение и восстановление благоприятных качественных свойств земли.

В п. 2 ст. 12 ЗК РФ определены две основные цели охраны земель. Первая цель — профилактическая, направленная на сохранение земли в процессе ее хозяйственного использования способами и приемами, предотвращающими негативные воздействия. Вторая цель — обеспечение восстановления и улучшения земель, уже подвергшихся негативным (вредным) воздействиям в процессе хозяйственной деятельности. Под восстановлением понимаются главным образом меры по рекультивации земель. Улучшение состава земель означает меры мелиоративного характера, в результате которых повышается плодородие земель.

Понятие и содержание управления в сфере использования и охраны земель

Государственное управление представляет собой организованный процесс руководства, регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием различных сфер общественной и государственной жизни (экономики, культуры и т.д.).

В административном праве государственное управление (регулирование) рассматривается как одна из функций государственного управления, выражающаяся в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся условий. Государственное управление представляет собой форму реализации исполнительной власти.

Что касается определения управления в области охраны и использования земель, то существуют разные точки зрения по данному вопросу.

По мнению Р.К. Гусева, управление земельными ресурсами представляет собой урегулированную нормами права деятельность государственных, муниципальных и иных управленческих органов (структур), должностных лиц, призванную обеспечить рациональное использование и охрану земель (земельных ресурсов).

О.И. Крассов понимает под управлением в сфере использования и охраны земель подзаконную исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленную на обеспечение эффективного и рационального использования земель, повышение почвенного плодородия и их охрану.

Наконец, И.А. Иконицкая под государственным управлением земельными ресурсами понимает организующую деятельность государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами, имеющими права на земельные участки, в различных сферах социально-экономической жизни общества).

Управление в сфере использования и охраны земель представляет собой подзаконную исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленную на обеспечение эффективного и рационального использования земель, повышение почвенного плодородия и их охрану. Правовой основой управления в рассматриваемой сфере является право территориального верховенства государства. Характер деятельности исполнительных органов государственной власти по организации рационального использования и охраны земель обусловлен принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции РФ. Суть этого принципа заключается в разграничении сфер деятельности и полномочий государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власти.

Содержание управления в сфере использования и охраны земель состоит в выполнении соответствующими органами управленческих функций. Функции управления — особые виды деятельности по специальным направлениям и характеру, необходимые для организации эффективного использования и охраны земель.

Характер функций управления определяется социальными, экономическими, экологическими и научно-техническими требованиями, предъявляемыми к организации рационального использования и охраны земель.

К числу функций органов управления относятся:

Во-первых, управление земельными ресурсами: распределение и перераспределение земель (определение категории, зонирование, предоставление, изъятие и т.д.).

Во-вторых, зонирование (закрепляется в правилах землепользование и застройки) которое осуществляют органы местного самоуправления.

В-третьих, осуществление землеустройства и внутрихозяйственная организация землепользования (ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации — далее ЗК РФ).

В-четвертых, ведение государственного кадастра недвижимости — земельных участков (ст. 70 ЗК РФ).

В-пятых, мониторинг земель (ст. 67 ЗК РФ).

В-шестых, охрана земель и контроль за правильным их использованием и соблюдением земельного законодательства (гл. 12 ЗК РФ).

В-седьмых, государственная регистрация прав на землю (ст. 25, 26 ЗК РФ).

В качестве функции управления до последнего времени считалась деятельность по разрешению земельных споров, которые рассматривались главным образом в административном порядке. Порядок разрешения земельных споров изменялся. До начала 30-х гг. существовал судебный порядок разрешения земельных споров. После коллективизации сельского хозяйства и установления «социалистических форм землепользования» земельные споры приобрели иной характер. В содержании таких споров, как считалось в то время, перестал превалировать имущественный элемент. В связи с ликвидацией кулачества как класса были упразднены земельные суды, главной задачей которых было обеспечение защиты прав землепользования трудящихся крестьян от притязаний кулаков. Земельные споры в основном возникали между колхозами и другими землепользователями по поводу неудобств и установления границ. Такие споры стали разрешаться землеустроительными органами, а впоследствии Советами народных депутатов.

В настоящее время согласно ст. 64 ЗК РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Рассматривать разрешение земельных споров как одну из функций управления означало бы нарушение принципа разделения властей.

Это интересно:  Возмещение ндс при импорте

Охрана правового режима земельных участков представляет собой систему организационных, экономических, правовых и иных мероприятий, направленных на рациональное использование земельных участков, предотвращение необоснованного изъятия земель из оборота, защиту от вредных воздействий, восстановление продуктивности земель, воспроизводство и повышение плодородия почв. Необходимо подчеркнуть, что в понятие «охрана правового режима земельных участков» входят: защита прав собственников земельных участков и иных правообладателей, разрешение земельных споров, контроль за использованием и охраной земельных участков. Гражданско-правовая и иные формы ответственности за нарушение правового режима земельных участков также являются важными элементами в системе охраны земельных участков.

При хозяйственном использовании земельного участка перед его собственником, землевладельцем, землепользователем, арендатором возникает множество практических вопросов, как организовать рациональное использование земельного участка с его природно-естественными особенностями, присущим ему правовым режимом, потребностями именно данного участка земли в его охране от вредного воздействия внешних факторов, улучшении его экологического состояния, повышении доходности и т.д.

Земельный участок, каким бы малым по своим размерам он ни был, к какой бы форме владения ни относился, является неотъемлемой частью окружающей нас природной среды. Он неразрывно связан с другими ее частями: водами, лесами, флорой и фауной, природными ископаемыми. Без права на земельный участок практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно наносит вред окружающей среде, не только приводит к эрозии, засолению, заболачиванию, химическому и радиоактивному загрязнению, разрушению почвы, но и сопровождается экологическим ухудшением всего природного комплекса. Поэтому охрана земельных участков неразрывно связана с обеспечением жизни и деятельности населения, созданием условий для устойчивого развития общества . Следовательно, охране подлежат все земли и отдельные их участки с различным правовым режимом. Приоритета в этом плане заслуживают земельные участки сельскохозяйственного назначения и земли особо охраняемых территорий. Режим использования и охраны последних определен Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Например, дело по заявлению о признании недействительным договора купли-продажи, применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязании возвратить земельный участок передано в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как вывод суда о том, что если границы округа горно-санитарной охраны не вынесены на местность и не зарегистрированы в государственном кадастре недвижимости, то спорный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий, является необоснованным.

Целями охраны земельных участков являются:

  • — предотвращение деградации в результате порчи земель, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
  • — обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности;
  • — сохранение почв путем стимулирования применения экологически безопасных технологий производства и проведения агротехнических, лесомелиоративных и иных почвозащитных мероприятий;
  • — внедрение в практику экологических нормативов землепользования;
  • — рациональная организация территории.

Российское законодательство предусматривает специальные меры охраны земельных участков. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим требованиям проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации земельных участков, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земельных участков с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ.

Субъектами управления в зависимости от вида управления выступают соответствующие государственные и муниципальные органы, общественные организации или иные ассоциации граждан, субъекты предпринимательской деятельности или их структурные подразделения. Управление в области охраны и использования земель как иные виды социального управления характеризуются также регламентированными направлениями деятельности, именуемыми функциями управления, формами и методами.

Под формами управления принято понимать внешнее выражение деятельности субъектов управления. Они подразделяются по различным классификационным признакам на правовые и неправовые; нормативные акты и акты индивидуального характера; коллегиальные и индивидуальные; регулятивные и правоохранительные; императивные и диспозитивные; материальные и процессуальные. Правовой формой управления является правовой документ, принимаемый органом исполнительной власти. Формы правовых актов управления являются результатом нормотворчества либо правоприменения.

Под методами управления понимаются способы управленческого воздействия или средства практической реализации стоящих перед соответствующими органами задач, функций исполнительной и распорядительной деятельности для достижения управленческого результата. Они подразделяются на методы убеждения и принуждения либо на экономические и внеэкономические методы. К последним можно отнести метод контроля и надзора. К экономическим методам относится оценка земель.

В основе управления охраной и использования земель лежат общеправовые принципы, присущие системе государственного управления социально-экономическим развитием, специфические принципы, вытекающие из объективных законов развития общества и природы и учитываемые при организации процесса управления, отраслевые земельно-правовые принципы.

Функции государственного управления в области использования и охраны земель.

Земельным кодексом РФ предусматриваются основные сферы управления в области использования и охраны земель.

К полномочиям РФ в сфере управления в области использования и охраны земель относится государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра. РФ осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). К полномочиям по управлению в области использования и охраны земель следует также отнести:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

4) установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

5) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В Государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

К полномочиям субъектов РФ в сфере управления в области использования и охраны земель относится разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ. Субъекты РФ осуществляют управление участками, находящимися в собственности субъектов РФ.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Землеустройство.

Согласно ст. 68 Земельного кодекса РФ и ст. 1 ФЗ от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» землеустройство включает мероприятия, направленные на изучение состояния земель, планирование и организацию рационального использования земель и их охраны, образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства и установление их границ на местности, организацию рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также на организацию территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Объектами землеустройства считаются: территории субъектов РФ, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.

Различают два основных вида землеустройства: межхозяйственное и внутрихозяйственное.

Межхозяйственное землеустройство – это землеустроительные мероприятия по комплексной организации территории нескольких собственников, пользователей, владельцев, арендаторов, т.е. при проведении этих мероприятий затрагиваются права и интересы двух и более субъектов, использующих землю.

Внутрихозяйственное землеустройство производится в пределах границ отдельных землепользований и имеет целью создание территориальных условий для рационального использования и охраны земель в рамках этого землепользования. Внутрихозяйственное землеустройство связано с разработкой землеустроительных проектов, предусматривающих устройство земельных территорий и защиту почвы земельных участков от эрозии, засоления, подтопления, заболачивания, иссушения и других негативных процессов.

В нормах ФЗ «О землеустройстве» выделяются также два вида землеустройства: внутрихозяйственное и территориальное.

В соответствии со ст. 18 названного Закона внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни.

При проведении территориального землеустройства происходят: образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства; межевание объектов землеустройства. Порядок проведения территориального землеустройства определен Правительством РФ.

– мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство);

– мероприятия по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

К видам землеустроительной документации относятся:

Это интересно:  Приказ о создании структурного подразделения

– генеральная схема землеустройства РФ, схемы землеустройства территорий ее субъектов, муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель;

– проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства;

– карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства;

– проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от негативных воздействий;

– материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

– тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Организация и порядок проведения землеустройства. Основанием проведения землеустройства являются решения уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, решение суда. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

При осуществлении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить работы по землеустройству при наличии специальной лицензии(разрешения).

Функции по землеустройству реализуются Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, которое осуществляет землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в федеральной собственности, оказание услуг в сфере землеустройства, государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости, проведение экспертизы землеустроительной документации.

Мониторинг земель.

Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель. Мониторинг (лат.) – предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий. Мониторинг земель выполняет базовую, связующую роль всех иных мониторингов и кадастров природных ресурсов.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ. Мониторинг земель включает непрерывное наблюдение за использованием земель в соответствии с категориями и целевым назначением земель.

Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ.

Цели мониторинга земель – выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.

Задачами мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Принципы ведения мониторинга земель:

– достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;

– единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность и эффективность;

– взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;

– централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;

– наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Содержание мониторинга земель – систематическое наблюдение за состоянием земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользований; плодородия почв, зарастания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель; состояния береговых линий водоемов, гидротехнических сооружений; образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений; состояния земель поселений, объектов неф-те– и газодобычи, очистных сооружений, свалок, складов горючесмазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, захоронения промышленных отходов.

Виды мониторинга земель. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.

Методы ведения мониторинга земель: 1) натуральные наблюдения (экспедиционные, стационарные, комплексные, фоновые, дистанционные); 2) автоматизированная система мониторинга земель (информационно-поисковая система, система обработки данных, система комплексной интерпретации данных, прогнозно-диагностическая система и система управления); 3) договорные формы на выполнение проектных и изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель.

42)Плата за землю: виды, содержание.

Согласно ст. 65 3К использование земли является платным. Порядок исчисления и взимания земельных платежей определен в Законе РФ от 11 октября 1991 г. «Оплате за землю»[1]. Действует также Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю»[2] (с изм. и доп.).

Существуют две формы платы за землю: земельный налог и арендная плата. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Статья 15 Налогового кодекса РФ относит земельный налог к местным налогам. Земельный налог в будущем должен быть заменен налогом на недвижимость.

Арендная плата взимается за земли, переданные в аренду. Комплекс вопросов, связанных с взиманием арендной платы за пользование землями, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, регулируется соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъекта Федерации или органами местного самоуправления. Что касается арендной платы за пользование частными землями, то условия ее взимания регулируются в договоре аренды, заключенном между частным собственником и арендатором.

Законодательство, которое действовало до принятия ЗК, в качестве формы платы за землю признавало нормативную цену земли. Нормативная цена земли по своей правовой природе является своеобразным методом расчета платежей за использование земельных участков. В связи с этим законодатель отказался от признания нормативной цены в качестве формы платы за землю.

В настоящее время понятие «нормативная цена земли» заменено понятием «кадастровая стоимость земельного участка», которая также не является формой платы за землю. Важно иметь в виду, что в соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, когда кадастровая стоимость земли не определена, применяется нормативная цена земли.

Законодательство декларирует, что цели взимания платы за землю заключаются в стимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв. Применение такого инструмента, как плата за землю, должно обеспечить выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, развитие инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов для финансирования этих мероприятий.

В основу правового регулирования платы за использование земель заложен принцип отсутствия зависимости определения размера земельного налога от экономических результатов использования земель. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Пересмотр ставок земельного налога возможен при изменении условий хозяйствования, например, загрязнении, эрозии почв и др., т.е. по причинам, не зависящим от лица, использующего землю.

Объекты налогообложения — земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.

Такими объектами признаются следующие виды земельных участков, находящихся в составе различных категорий земель и предоставленных юридическим и физическим лицам:

земли для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства;

земельные участки для веления личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства;

земельные участки садоводческих, огороднических и животноводческих кооперативов;

служебные земельные наделы, предоставленные категориям работников отдельных отраслей хозяйства (транспорта, лесной промышленности, лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйства);

земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей;

земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;

земли лесного фонда, на которых заготавливается древесина, а также сельскохозяйственные угодья, находящиеся в составе этой категории земель;

земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;

земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях.

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади, в которую включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется отдельно какому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании. За участки, предназначенные для обслуживания строения, являющегося общей собственностью нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения. Если земельные участки не используются или используются не по целевому назначению, то ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.

Пункт 2 ст. 65 ЗК предусматривает, что порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. В законодательстве определен порядок исчисления земельного налога при переходе в течение года права собственности, права пожизненного наследуемого владения или права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками от одного плательщика налога к другому. В таких случаях земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому — начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок. За земельные участки, обслуживающие жилые дома, нежилые строения и сооружения, перешедшие по наследству, земельный налог взимается с наследников, принявших наследство, с момента его открытия. Наследникам, принявшим наследство до наступления срока налогового учета, налог исчисляется с учетом налоговых обязательств наследодателя.

Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и утвержденных ставок земельного налога.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, studwood.ru, infopedia.su.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector