+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

В состав технологических систем связи входят

11.1 При проектировании систем и сооружений технологической связиследует руководствоваться СНиП2.05.06 [1], ВРД39-1.8-055 [30],настоящими Нормами.

11.2 Для централизованного управления магистральным газопроводом, атакже для руководства работой предприятий следует предусматриватьтехнологическую связь.

11.3 В состав технологической связи входят:

— центральная диспетчерская связь (ЦДС);

— диспетчерская связь ЛПУ МГ;

— линейная диспетчерская связь;

— системы связи для линейной телемеханики;

— системы передачи данных для автоматизированных систем управлениятехнологическими процессами (АСУТП);

— локальные вычислительные сети (ЛВС) АСУ ТП на промышленных площадках;

— внутриобъектная связь на промышленных площадках;

— автоматически коммутируемая телефонная сеть (АКТС) — местная, зоновая,междугородная;

— телефонная связь ручного и/или полуавтоматического обслуживания;

— связь сетевых совещаний (СвСС);

— видеоконференцсвязь (ВКС) (предусматривается при необходимости);

— системы передачи данных автоматизированных систем управленияпроизводственно-хозяйственной деятельности (АСУ ПХД);

— ЛВС АСУ ПХД на промышленных площадках.

11.4 Центральная диспетчерская связь должна обеспечивать оперативнуюсвязь между диспетчерскими службами на следующих уровнях:

— Центрального производственно-диспетчерского департамента (ЦПДД) ОАО«Газпром» с центральными диспетчерскими пунктами предприятий транспорта газа(ЦДП);

— ЦДП с диспетчерскими пунктами (ДП) подчиненных головных сооружений,линейно-производственных управлений, компрессорных станций, подземных хранилищгаза.

ЦДС должна строиться на базе специализированного оборудованиядиспетчерской связи и обеспечивать избирательный, групповой и общий вызовподчиненных абонентов (служб).

11.5 В составе диспетчерской связи ЛПУ МГ следует предусматриватьтелефонную связь диспетчера линейного производственного управления сдиспетчерами компрессорных станций, аварийно-ремонтных пунктов, линейно-эксплуатационных станций, газораспределительных станций, газоизмерительныхстанций, подземных хранилищ газа.

Диспетчерскую связь ЛПУ МГ следует предусматривать:

— по каналам цифровых и аналоговых систем передачи (проводных и радио);

— по физическим цепям кабельных линий связи.

Для организации диспетчерской связи ЛПУ МГ следует использоватьвыделенные каналы. Оборудование диспетчерской связи ЛПУ МГ должно обеспечиватьизбирательный, групповой и общий вызов подчиненных абонентов.

11.6 В состав линейной диспетчерской связи входят:

— телефонная (радиотелефонная) связь транспортных средств ремонтныхбригад, находящихся на трассе газопровода, с диспетчером линейно-производственного управления или оператором компрессорной станции;

— связь между ремонтными бригадами, работающими на трассе газопровода;

— соединение с системой линейной диспетчерской связи смежного линейно-производственного управления;

— соединение канала линейной диспетчерской связи с каналами связисмежных ЛПУ МГ;

— соединение канала линейной диспетчерской связи с каналомавтоматической телефонной связи и выход на местную телефонную связь.

11.7 Линейную диспетчерскую связь следует предусматривать:

— по каналам цифровых и аналоговых систем передачи с использованием УКВрадиостанций;

— с помощью УКВ радиостанций.

Для организации линейной диспетчерской связи следует использоватьвыделенные каналы.

11.8 Передачу данных линейной телемеханики следует предусматривать:

— по каналам цифровых и аналоговых систем передачи с использованием, принеобходимости, УКВ радиостанций;

— с помощью УКВ радиостанций;

— по физическим цепям кабельных линий связи.

При этом рекомендуется использовать выделенные групповые каналы,обеспечивающие возможность подключения нескольких контролируемых пунктовтелемеханики к одному каналу.

11.9 Системы передачи данных для АСУ ТП следует предусматривать:

— на уровне ЦПДД ОАО «Газпром» — ЦДП в составе Единой Ведомственной СетиПередачи Данных Верхнего Уровня (ЕВСПД ВУ);

— на уровне ЦДП — ДП, ДП — ДП в составе Региональных Сетей ПередачиДанных (РСПД).

11.10 Системы передачи данных для АСУ ПХД следует предусматривать:

— на уровне ОАО «Газпром» — Предприятие и Предприятие — Предприятие всоставе ЕВСПД ВУ;

— на уровне взаимодействия внутри предприятия — в составе РСПД.

11.11 Пропускные способности каналов передачи данных определяются в процессепроектирования на основании прогноза потребностей в передаче информации АСУ ТПи АСУ ПХД, исходя из действующих на период расчета критериев по количеству,времени и надежности доставки информации.

Системно-сетевые решения по управлению, адресации, синхронизации,информационной безопасности должны быть взаимоувязаны на стадии проектированияузлов передачи данных.

11.12 ЛВС АСУ ТП следует предусматривать на промышленных площадкахподземных хранилищ газа, компрессорных и газоизмерительных станциях, а также вДП линейно-производственных управлений, ЦДП предприятий и ЦПДД ОАО «Газпром».

11.13 ЛВС АСУ ПХД следует предусматривать во всех структурныхподразделениях ОАО «Газпром», где установлено несколько автоматизированныхрабочих мест (АРМ) и требуется доступ к общему ресурсу и/или обмену информации.

11.14 ЛВС АСУ ТП и АСУ ПХД в производственных и административных зданияхдолжны строиться на базе структурированной кабельной системы и предоставлятьнеобходимое для пользователей качество обслуживания, обмен между зданиями напроизводственных площадках должен осуществляться по возможности с помощью ВОЛС.При проектировании, в случае необходимости, предусматривать запас по пропускнойспособности ЛВС на случай увеличения интенсивности информационного обмена в будущем.

11.15 Внутриобъектную связь следует предусматривать между абонентами,находящимися в пределах одной промышленной площадки, в составе проектируемыхвторичных сетей технологической связи ОАО «Газпром». В её состав следуетвключать:

— диспетчерскую связь средствами проводной и радиосвязи;

— автоматическую телефонную связь;

— связь аудио- видео совещаний;

— систему оповещения о чрезвычайных ситуациях;

Система оперативно-технологической связи

Отделенческая оперативно — технологическая связь (ОТС)

ОТС является одним из важнейших средств связи, предназначенных для оперативного управления эксплуатационной работой железнодорожного транспорта и обеспечения безопасности движения. В систему ОТС входят отделенческая (диспетчерская) оперативно-технологическая проводная связь, станционная оперативно-технологическая проводная связь, магистральная и дорожная оперативно-технологическая проводная связи. С помощью отделенческой (диспетчерской) ОТС, предназначенной для диспетчерского управления эксплуатационной работой железнодорожного транспорта в пределах отделения железной дороги, обеспечивается установление и ведение переговоров диспетчеров различных служб с абонентами соответствующих диспетчерских кругов (в том числе и поездной радиосвязи), находящихся на станциях, перегонах и других объектах.

Это интересно:  Должностная инструкция методиста дополнительного образования 2020

В системе отделенческой ОТС, работающей по аналоговой сети абонентские переговорные устройства (промпункты избирательной связи, коммутаторы КАСС) каждого круга подключены к диспетчеру параллельно по общей физической линии.

Подобная система, удовлетворяющая принципам организации диспетчерской связи, обладает рядом существенных недостатков (значительное затухание, вносимое параллельным подключением большого количества абонентских устройств, низкая устойчивость связи в результате необходимости применения дуплексных усилителей, высокий уровень шума, невозможность обеспечения нормированных параметров уровня приёма от каждого абонента и др.). В состав отделенческой ОТС, в общем случае, входят связи следующего назначения:

? поездная диспетчерская (ПДС), предназначенная для руководства движением поездов;

? линейно-путевая (ЛПС), предназначенная для переговоров работников пути по вопросам текущего содержания путевого хозяйства;

? энергодиспетчерская (ЭДС), предназначенная для руководства содержанием устройств энергоснабжения;

? служебная диспетчерская (СДС), предназначенная для служебных переговоров работников дистанции сигнализации и связи по техническому содержанию и ремонту устройств СЦБ и связи;

? маневровая диспетчерская (МДС), предназначенная для переговоров маневрового диспетчера участка ДЦ с операторами станций, дежурными по станциям, маневровыми диспетчерами станций по вопросам проведения маневровых работ;

? вагонораспорядительная диспетчерская (ВДС), предназначенная для контроля за прохождением подвижного состава и выполнением погрузо-разгрузочных работ;

? транспортной военизированной охраны (СТВ), предназначенная для переговоров работников ВОХР по вопросам обеспечения охраны железнодорожных объектов;

? дежурного по охраняемому переезду (ОПС), предназначенная для переговоров дежурного по охраняемому переезду с дежурным ближайшей станции по обеспечению безопасности движения и контроля внешнего состояния поездов;

? межстанционная (МЖС), предназначенная для служебных переговоров по движению поездов между дежурными смежных раздельных пунктов (станций);

?перегонная (ПГС), предназначенная для переговоров находящихся на перегоне работников с дежурными раздельных пунктов, ограничивающих перегон, поездным и энергодиспетчером, диспетчером дистанции пути, диспетчером информатизации и связи и диспетчером службы сигнализации по вопросам движения поездов и техническому содержанию устройств;

? постанционная связь (ПС), предназначенная для служебных переговоров работников промежуточных станций (разъездов и остановочных пунктов) между собой и с работниками участковых и отделенческих станций.

В состав технологических систем связи входят

Линии технологической связи магистральных трубопроводов

9.1. Линии технологической связи трубопроводов служат для централизованного управления их работой и являются технической базой для автоматизированной системы управления (АСУ) работой трубопроводного комплекса.

9.2. Проектирование линий технологической связи трубопроводов необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по проектированию линий связи, утвержденных МНГ и МСИ в установленном порядке, и настоящего раздела.

9.3. Технологическая связь трубопроводов должна обеспечивать:

магистральную связь центральных диспетчерских пунктов МНГ с диспетчерскими пунктами объединений (управлений) по добыче и транспортированию газа, нефти и нефтепродуктов;

магистральную диспетчерскую телефонную связь диспетчерских пунктов объединений (управлений) по добыче и транспортированию газа, нефти и нефтепродуктов с диспетчерскими пунктами линейных производственных управлений магистральных трубопроводов, КС и НПС, ГРС, наливных станций, ПХГ и нефтяных промыслов;

диспетчерскую телефонную связь диспетчерских пунктов линейно-производственных управлений магистральных трубопроводов с подчиненными им КС или НПС, ГРС или наливными станциями, ремонтно-восстановительными и эксплуатационными службами трубопровода, пунктами замера транспортируемого продукта, линейными ремонтерами (обходчиками), а также с ПХГ и головными сооружениями промыслов;

линейную связь диспетчерских пунктов линейно-производственных управлений магистральных трубопроводов со специальными транспортными средствами и ремонтными бригадами, работающими на трассе трубопровода;

оперативно-производственную телефонную и телеграфную связь МНГ с управлениями магистральных трубопроводов и объединениями (управлениями) по добыче и транспортированию газа, нефти и нефтепродуктов; объединений (управлений) с подчиненными им службами, а также смежных объединений (управлений) между собой;

телефонную связь сетевых совещаний МНГ с объединениями (управлениями) по добыче и транспортированию газа, нефти и нефтепродуктов, управлениями магистральных трубопроводов, основными эксплуатационными службами трубопровода, промыслами, ПХГ;

местную связь промышленных площадок и жилых поселков, а также с пожарной охраной и возможностью выхода на каналы МСИ и других министерств и ведомств;

каналы связи для центральной и линейной телемеханики;

каналы связи для автоматизированной системы управления (АСУ).

1. Связь ГРС с потребителем газа осуществляется средствами местной телефонной связи, строительство которой выполняет потребитель газа. В состав строительства технологической связи газопровода средства местной телефонной связи не входят.

2. Для организации оперативно-производственной телеграфной связи используются, как правило, устройства, входящие в автоматизированную систему управления газопроводом.

9.4. Магистральные линии технологической связи трубопроводов следует предусматривать в виде кабельных или радиорелейных линий, проходящих вдоль трубопровода на всем его протяжении, с отводами к местам расположения трубопроводной арматуры и оборудования.

Соединительные линии связи следует предусматривать в виде кабельных и радиорелейных линий. Сеть местной связи промышленных площадок и жилых поселков надлежит предусматривать в виде кабельных или воздушных линий.

Выбор типа линий связи должен быть обоснован технико-экономическим расчетом. Воздушные линии связи допускается предусматривать только в исключительных случаях.

9.5. Технологическая связь трубопроводов состоит из линейных и станционных сооружений.

К линейным сооружениям следует относить магистральные и соединительные кабели, воздушные линии связи и линии местных сетей промышленных площадок и жилых поселков, а также необслуживаемые усилительные пункты (НУП).

К станционным сооружениям следует относить обслуживаемые узлы связи, радиорелейные станции с антенно-фидерными системами и энергосооружениями.

9.6. Узлы связи трубопроводов следует размещать, как правило, на территории служб трубопровода в помещениях административно-технических зданий, в отдельных зданиях или блок-боксах. Мачты радиорелейной технологической связи трубопровода с обслуживаемыми и необслуживаемыми станциями допускается располагать на территории КС и НПС.

9.7. На трубопроводах, КС и НПС, которые строят в несколько очередей, проектом магистральной кабельной линии технологической связи должны предусматриваться строительство и ввод станционных сооружений технологической связи также в несколько очередей по мере готовности помещений для узлов связи и энергоснабжения.

Это интересно:  Об инвестиционной деятельности в рсфср

9.8. НУП кабельной линии и промежуточные станции радиорелейной линии технологической связи следует размещать вдоль трубопровода в местах, обеспечивающих нормальную работу аппаратуры связи, удобство строительства и эксплуатации линии связи и по возможности приблизив их к линейным сооружениям (к запорной арматуре) трубопровода в пределах допустимого отклонения длины усилительного участка от номинальной длины, обусловленной техническими параметрами применяемой аппаратуры.

9.9. Кабельные линии технологической связи следует предусматривать, как правило, с левой стороны трубопровода по ходу продукта на расстоянии не менее 8 м от оси трубопровода диаметром до 500 мм и не менее 9 м — диаметром свыше 500 мм. Переход кабеля связи на правую сторону от трубопровода должен быть обоснован проектом.

На участках государственного лесного фонда допускается приближать кабель связи на расстояние до 6 м независимо от диаметра трубопровода.

При прокладке в горных районах кабель связи следует предусматривать, как правило, с нагорной стороны в отдельной траншее на расстоянии не менее 3 м от оси трубопровода независимо от диаметра.

При переоборудовании однокабельной технологической магистрали в двухкабельную второй кабель, как правило, прокладывается на расстоянии 3 м от существующего кабеля, при этом допускается приближать кабель на расстояние до 6 м от оси трубопровода.

При одновременном строительстве кабели линейной телемеханики следует прокладывать, как правило, в одной траншее с кабельной линией технологической связи и на расстоянии до 3 м от кабеля связи существующей кабельной линии. При этом допускается приближать кабель на расстояние до 6 м от оси трубопровода.

9.10. При удалении кабельной линии технологической связи от трубопровода на расстояние свыше 10 м надлежит предусматривать устройство специальной грозозащиты кабеля.

9.11. Защиту кабельной линии технологической связи от электрохимической коррозии следует предусматривать совместно с защитой трубопровода.

При удалении кабельной линии от трубопровода на расстояние свыше 40 м необходимо применять самостоятельную защиту.

9.12. В зависимости от характера грунта и условий прокладки следует применять следующие типы кабелей:

с ленточной стальной броней — в грунтах всех групп и при пересечении несудоходных, несплавных рек с незаболоченными устойчивыми пологими берегами и спокойным течением воды;

с проволочной стальной броней — в грунтах всех групп, подверженных мерзлотным деформациям, на крутых склонах, при пересечении болот глубиной свыше 2 м, водоемов, горных, судоходных и сплавных рек (включая заболоченные поймы), а также при пересечении несудоходных и не сплавных рек с заболоченными неустойчивыми берегами или деформируемым руслом;

с пластиковым изолирующим покрытием поверх металлической оболочки — в грунтах и водах, агрессивных по отношению к материалу оболочки;

имеющие дополнительные пластиковые покрытия поверх стальной брони — в грунтах и водах, агрессивных по отношению к броне кабеля, при необходимости сохранения постоянства экранирующего действия кабеля;

в алюминиевой оболочке или имеющие дополнительные экраны, — как правило, на участках, подверженных внешним электромагнитным влияниям линий электропередачи, электрических железных дорог переменного тока, радиотехнических установок и т. п.

9.13. Глубина прокладки кабеля связи в грунтах должна быть не менее:

I-IV группы — 0,9 м;

V группы и выше при выходе скалы на поверхность, а также в грунтах IV группы, разрабатываемых взрывным способом или отбойными молотками, — 0,4 м при глубине траншеи 0,5 м с устройством постели из песчаных грунтов толщиной не менее 10 см и присыпки сверху кабеля на толщину 10 см;

V группы и выше при наличии над скальной породой поверхностного растительного слоя различной мощности, а также в грунтах IV группы, разрабатываемых взрывным способом или отбойными молотками, при тех же условиях — 0,6 м при глубине траншеи 0,7 м с устройством постели из песчаных грунтов толщиной не менее 10 см и присыпки сверху кабеля толщиной 10 см. При этом заглубление в скальную породу не должно превышать 0,4 м при глубине траншеи 0,5 м.

Примечание: глубина прокладки кабеля связи на поливных и пахотных землях, виноградниках и подвижных песках должна устанавливаться с учетом обеспечения сохранности кабеля при проведении сельскохозяйственных работ и эрозии почвы.

9.14. Кабельная линия технологической связи должна быть зафиксирована на местности указательными столбиками, которые следует устанавливать:

у всех подземных муфт кабеля;

в местах отхода кабеля от трубопровода к усилительным пунктам и на углах поворота трассы кабеля;

при пересечении кабелем железных и автомобильных дорог, водных преград, продуктопроводов и водопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи и связи с обеих сторон от этих препятствий.

Указательные столбики не устанавливают в местах размещения контрольно-измерительных пунктов (КИП).

9.15. КИП, по возможности, следует предусматривать совмещенными для кабеля связи и трубопровода.

НУП кабельной технологической линии связи следует предусматривать на расстоянии не менее 10 м от оси трубопровода. В целях исключения попадания нефти и нефтепродуктов в помещения усилительных пунктов (при разрыве трубопровода) площадка расположения усилительных пунктов должна быть приподнята на высоту не менее 0,3 м по отношению к планировочной отметке трассы нефтепродуктопровода.

Дверь в наземную часть НУП надлежит предусматривать со стороны, противоположной трубопроводу.

9.16. Границы подводного перехода кабеля определяются в соответствии с требованиями п. 5.6.1.2.

На подводных переходах трубопроводов в одну нитку укладку кабеля связи следует предусматривать на расстоянии от оси трубопровода в зависимости от инженерно-геологических и гидрологических условий, диаметра трубопровода, а также принятой технологии производства работ по устройству подводной траншеи и укладке кабеля связи с учетом безопасности ведения работ, но не менее 10 м.

Это интересно:  Перерасчет коммунальных услуг в каких случаях производятся

На подводных переходах в две нитки и более, а также на особо сложных однониточных переходах, где трубопроводы укладываются в предварительно разработанные подводные траншеи, основной кабель связи следует прокладывать в траншее основной нитки трубопровода, а резервный кабель — в траншее резервной нитки трубопровода на расстоянии не менее 0,5 м от трубопровода ниже по течению реки.

9.17. На пересечении автомобильных и железных дорог, где проектом предусмотрено устройство защитного футляра трубопровода, укладку кабеля следует предусматривать в стальных трубах (футлярах), размещенных внутри или приваренных снаружи защитного футляра трубопровода.

Для существующих трубопроводов допускается прокладка кабеля связи в асбестоцементных трубах диаметром 100 мм, размещенных на расстоянии 8-9 м от защитного футляра трубопровода, с выводом концов труб по обе стороны от подошвы насыпи или полевой бровки кювета на длину не менее 1 м.

9.18. На пересечении кабелем связи автомобильных дорог, где проектом предусмотрен переход трубопровода без защитного футляра, прокладку кабеля связи следует предусматривать в асбестоцементных трубах диаметром 100 мм, размещенных на расстоянии 8-9 м от оси трубопровода, с выводом концов труб по обе стороны от подошвы насыпи или полевой бровки кювета на длину на менее 1 м.

9.19. На надземных переходах трубопровода через искусственные и естественные преграды прокладку кабеля связи следует предусматривать в стальных трубах, закрепленных хомутами на боковой поверхности трубопровода, или подвешивать к несущему тросу, закрепленному на опорах трубопровода.

9.20. Кабель связи при автономном пересечении с железнодорожными путями и автомобильными дорогами следует прокладывать на глубине не менее 0,8 м ниже дна кювета. В случае дополнительной защиты кабеля от механических повреждений в кювете (плиты и т. д.) это расстояние допускается уменьшать до 0,5-0,4 м.

Угол пересечения кабеля с железными и автомобильными дорогами должен быть, как правило, 90°, но не менее 60°.

Кабель связи при пересечении с инженерными коммуникациями следует прокладывать в асбестоцементных трубах на расстоянии между ними по вертикали в свету не менее:

с газопроводами, нефтепроводами и нефтепродуктопроводами — 0,15 м;

выше водопроводных и канализационных труб — 0,15 м;

ниже тепловодных сетей — 0,15 м;

с силовыми кабелями — 0,15 м;

с другими кабелями связи — 0,1 м.

9.21. Заземляющие устройства положительной полярности линий дистанционного питания усилительных пунктов по системе «провод-земля» следует предусматривать от подземных металлических сооружений на расстояниях, не менее указанных в табл. 30.

В состав технологических систем связи входят

система технологической аудиоконференцсвязи (железнодорожного транспорта) — СТАкс Система железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность коммутационных станций, оборудования студий, линий, каналов, абонентских установок связи, предназначенная для проведения селекторных совещаний по анализу и планированию … Справочник технического переводчика

система технологической аудиоконференцсвязи (железнодорожного транспорта) — 37 система технологической аудиоконференцсвязи (железнодорожного транспорта); СТАкс: Система железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность коммутационных станций, оборудования студий, линий, каналов, абонентских установок связи … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Автоматизированная система технологической подготовки производства — (АСТПП) совокупность технических средств и методов автоматизированного проектирования и реализации технологической системы, обеспечивающих возможность производства летательных аппаратов и других изделий с заданным уровнем качества и в заданных… … Энциклопедия техники

транкинговая система технологической (железнодорожной) радиосвязи — Система железнодорожной радиосвязи с равным доступом абонентов к общему выделенному числу каналов для передачи речи и (или) данных информационных и управляющих систем железнодорожного транспорта в которой конкретный канал закрепляется для каждого … Справочник технического переводчика

транкинговая система технологической (железнодорожной) радиосвязи — 58 транкинговая система технологической (железнодорожной) радиосвязи: Система железнодорожной радиосвязи с равным доступом абонентов к общему выделенному числу каналов для передачи речи и (или) данных информационных и управляющих систем… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

автоматизированная система технологической подготовки производства — Структура гибкого автоматизированного производства. автоматизированная система технологической подготовки производства (АСТПП) — совокупность технических средств и методов автоматизированного проектирования и реализации технологической… … Энциклопедия «Авиация»

автоматизированная система технологической подготовки производства — Структура гибкого автоматизированного производства. автоматизированная система технологической подготовки производства (АСТПП) — совокупность технических средств и методов автоматизированного проектирования и реализации технологической… … Энциклопедия «Авиация»

Система автоматизированного проектирования — Система автоматизированного проектирования автоматизированная система, реализующая информационную технологию выполнения функций проектирования[1], представляет собой организационно техническую систему, предназначенную для автоматизации… … Википедия

Система магистральных нефтепродуктопроводов — совокупность магистральных трубопроводов, площадочных объектов и объектов производственно технологической связи, связанных между собой и обеспечивающих процесс транспортировки нефтепродуктов. Источник: СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ … Официальная терминология

система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Система автоматизированного проектирования — (САПР) авиационной техники организационно техническая система, обеспечивающая автоматизацию проектирования летательных аппаратов, двигателя и других объектов авиационной техники через методическое, программное, техническое, информационное и… … Энциклопедия техники

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, zinref.ru, universal_ru_de.academic.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector