+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Вопрос какой закон запрещает подключение аварийному дому

Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 11

Подключать оборудование к внутридомовым инженерным системам (ВИС), являющимся общим имуществом собственников помещений в МКД, без согласования с управляющим домом (УК, ТСЖ) и соответствующей оплаты коммунальных услуг запрещено. Расскажем о последствиях выявления несанкционированного подключения с учетом положений новых Правил предоставления коммунальных услуг (далее — новые Правила).

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Новые Правила запрещают потребителям несанкционированно подключать оборудование к ВИС или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения в ВИС (пп. «е» п. 35). Обнаружив несанкционированное подключение внутриквартирного оборудования (ВО) к ВИС, исполнитель обязан незамедлительно устранить его и доначислить плату за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого осуществлено такое подключение (п. 62 новых Правил). Фактически демонтаж подобного подключения означает ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя (пп. «в» п. 115 новых Правил). Таковы основные положения нормативного документа, касающиеся несанкционированного подключения. Рассмотрим их подробнее.

Что такое несанкционированное подключение?

Напомним определения ВИС и ВО (п. 2 новых Правил). Под ВИС понимаются являющиеся общим имуществом собственников помещений в МКД инженерные коммуникации (сети), оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до ВО. В свою очередь, ВО — это находящиеся в жилом и нежилом помещении в МКД и не входящие в состав ВИС инженерные сети и оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг. Таким образом, ВИС — это объект общего имущества, тогда как ВО находится в частной собственности.

Вопросы разграничения ВИС и ВО регламентированы Правилами содержания общего имущества . В частности, по сетям холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения границей является первое отключающее устройство на ответвлениях от стояков, по сетям водоотведения — первое стыковое соединение на ответвлении от стояков, по сетям электроснабжения — ИПУ электрической энергии, а по сетям отопления — отключающие устройства на ответвлениях от стояков при их наличии .

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.

Подробнее об этом см. статью И.Н. Калининой «Правила пользования жилыми помещениями» (N 9, 2011).

Исходя из изложенного, определим, в каких случаях подключение рассматривается как несанкционированное. Повторим, что потребителям запрещено подключать ВО, в частности, к ВИС напрямую или в обход счетчиков. Поскольку ИПУ воды и газа устанавливаются, как правило, сразу после первых отключающих устройств, подключение какого-либо оборудования уже после ИПУ вполне законно. В свою очередь, если оборудование подключено еще до счетчика, хоть и на участке частных сетей, соответственно, расход ресурса ИПУ не фиксирует, мы имеем дело с несанкционированным подключением. Если же ИПУ отсутствует и расчеты с потребителем ведутся по нормативам потребления, подключение оборудования также после первых отключающих устройств уже на участке сети, считающемся частной собственностью, не повлечет никаких негативных последствий.

К сведению. На практике встречается такая ситуация: собственники и пользователи нежилых помещений в МКД потребляют коммунальные услуги, но не вносят за них плату ни РСО, ни исполнителю (соответственно, не имеют ИПУ). Чаще всего их ВО подключено к сетям, находящимся в их частной собственности, факт несанкционированного подключения отсутствует. Имеет место лишь потребление услуг без внесения платы. Происходит это потому, что управляющий домом не располагает информацией о существовании таких потребителей, поскольку последние не сообщили ему об этом, а сам управляющий не осуществлял осмотров и обследований находящегося в его управлении дома, полагаясь на данные, предоставленные предшественниками. Кстати, нередко в подобных случаях имел место спор о принадлежности подобных помещений (являются ли они частной собственностью либо общей собственностью всех жильцов). Тем не менее фактическое пользование помещением в МКД налицо, как и потребление услуг. Правоотношения сторон не регулируются п. 62 новых Правил о несанкционированном потреблении. В данной ситуации исполнитель вправе потребовать от потребителя оплаты коммунальных услуг в пределах общего срока исковой давности (три года), естественно, с учетом фактического периода осуществления им деятельности по управлению домом (предоставлению коммунальных услуг). Плата должна быть рассчитана в общем порядке, в том числе с учетом платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. По мнению автора, при наличии ОПУ в этой ситуации перерасчету подлежит плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, начисленная другим собственникам помещений в МКД. Основание — ошибочный расчет, заключающийся в излишнем начислении платы в связи с оплатой коммунальных услуг, потребленных собственниками нежилых помещений.

Что касается подключения к ВИС (то есть до первых отключающих устройств на сетях водо- и газоснабжения), оно будет незаконным независимо от наличия или отсутствия ИПУ, который установлен уже на внутриквартирных сетях. И дело здесь не столько в безучетном потреблении коммунального ресурса, хотя при наличии ИПУ подключение к ВИС осуществляется в обход счетчика. Подключив потребляющее оборудование напрямую к ВИС, потребитель тем самым создал еще одну (параллельную имеющейся) сеть и внес изменения в конструкцию ВИС. Сделав это без согласования с исполнителем, который несет ответственность за надлежащее состояние ВИС, потребитель поставил под угрозу их безопасную эксплуатацию, в связи с чем такое подключение будет незамедлительно демонтировано при обнаружении. Кстати, из формулировки пп. «в» п. 53 прежних Правил более ясно видно разграничение таких незаконных действий потребителя, как самовольное подключение к ВИС (без упоминания о счетчиках) и подключение к таким сетям в обход ИПУ.

Правила предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.

Дополнительно отметим: в новых Правилах подразумевается, что несанкционированное подключение осуществляется именно потребителем, а подключается именно ВО. Под потребителем понимается лицо, пользующееся на законном основании помещением в МКД и потребляющее коммунальные услуги. Определение ВО мы приводили выше. Выходит, что формально новые Правила не охватывают ситуацию, когда к ВИС подключено энергопотребляющее оборудование лиц, которые не пользуются помещением в МКД (например, операторов связи или владельцев временных торговых и иных объектов, размещенных на придомовой территории). Между тем данные лица потребляют коммунальные ресурсы, а их оборудование (пусть оно и не отвечает признакам ВО) подключено к ВИС, тем самым внесены изменения в ВИС, что и составляет суть несанкционированного подключения. Тот факт, что подобное подключение совершено лицом, законно или незаконно получившим доступ к общему имуществу, а не лицом, на законных основаниях пользующимся помещением в доме, по мнению автора, не должен иметь решающего значения для квалификации подключения в качестве несанкционированного.

Порядок доначисления платы

В п. 62 новых Правил подчеркнуто, что при обнаружении несанкционированного подключения исполнитель обязан произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги. Если ВО подключено в обход ИПУ, очевидно, что фактически потребленные коммунальные услуги не были учтены и в связи с этим должны быть оплачены. Если же в помещении отсутствует ИПУ, а расчет платы ведется по нормативам потребления, может возникнуть вопрос о том, нужно ли доначислять плату, если и при установлении нормативов потребления были учтены объемы коммунальных ресурсов, необходимые для удовлетворения всех потребностей граждан. Представляется, что в ситуации, когда к ВИС подключено именно ВО в понятии, примененном в новых Правилах, оснований доначислять плату нет (впрочем, вообще нелогично осуществлять подключение к ВИС в отсутствие ИПУ, если можно подключиться непосредственно к ВО, соблюсти закон, тогда у исполнителя не возникнет никаких претензий). Другое дело, если подключено оборудование, которое не находится в помещении МКД (известны случаи, когда жильцы подключали к ВИС электроснабжение своих гаражей, находящихся рядом с домом), соответственно, доначисление платы в данном случае необходимо.

Это интересно:  Информационная система проверок генеральной прокуратуры

Как следует из п. 62 новых Правил, при доначислении платы учитывается объем коммунального ресурса, равный произведению мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и времени его работы. Считается, что такое оборудование работало круглосуточно начиная с даты осуществления несанкционированного подключения до даты устранения его исполнителем. Заметим, до 01.09.2012 перерасчет размера платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги был правом, а не обязанностью исполнителя и осуществлялся исходя из нормативов потребления с учетом показаний ОПУ при его наличии (п. 34 прежних Правил).

В свою очередь, дату несанкционированного подключения следует указать в акте о его выявлении, который составляется исполнителем коммунальных услуг с привлечением РСО. Как правило, обследования ВИС на предмет самовольных подключений производятся по заявлениям собственников помещений в домах, оснащенных ОПУ. Также факты несанкционированных подключений нередко выявляются при проведении проверок правильности снятия потребителем показаний ИПУ, состояния этих ИПУ. Назначая комиссию для проведения таких проверок, исполнитель приглашает для участия в ней и представителя РСО. Кстати, уведомить РСО о сроках проведения проверок правильности снятия показаний ИПУ УК и ТСЖ обязаны в силу пп. «е» п. 18 Правил заключения договоров ресурсоснабжения . При составлении акта можно воспользоваться положениями законодательства об энергоснабжении (см., например, п. 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.

Если дату осуществления несанкционированного подключения установить невозможно, доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено несанкционированное подключение (п. 62 новых Правил). Кстати, прежние Правила устанавливали конкретный период перерасчета, равный шести месяцам, предшествующим месяцу, в котором было выявлено несанкционированное подключение (п. 34). Примечательно то, что раньше исполнитель мог (но не был обязан) приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в случае выявления факта самовольного подключения потребителя к ВИС лишь через месяц после письменного предупреждения потребителя (пп. «в» п. 80 прежних Правил). Одновременно потребителю предоставлялась возможность устранить выявленные нарушения, а до тех пор расчет платы велся с учетом нормативов потребления.

Подчеркнем, что в новых Правилах говорится о доначислении платы за коммунальные услуги, потребленные без надлежащего учета, расчет объема которых производится с учетом мощности подключенного ВО. О перерасчете платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, не упоминается. Действительно, если ОПУ отсутствует, такая плата рассчитывается по нормативам потребления и уже была начислена потребителю, который пользуется помещением в доме (если лицо, самовольно подключившее свое оборудование к ВИС, не является законным пользователем помещения, по мнению автора, взимать с него плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, не следует). Однако, если дом оснащен ОПУ, объем коммунальных услуг, плата за которые доначислена нарушителю, ранее был начислен в составе платы, предоставленной на общедомовые нужды, иным собственникам помещений в МКД. Исключение этого объема из объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в целом по дому, повлечет уменьшение соответствующей платы для всех собственников помещений, в том числе для самовольно подключившегося собственника, естественно, если ранее ему такая плата начислялась. Если же данному потребителю плата не начислялась вообще, есть все основания сделать это: потребители, добросовестно выполняющие свои обязанности и вносящие плату за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды, не могут быть умалены в правах по сравнению с потребителями, осуществившими несанкционированное подключение и не получавшими от исполнителя платежных документов с указанием начисленной платы.

Новые Правила закрепили правовое основание для подобных исков собственников помещений. Так, в силу п. 62 данного документа, если несанкционированное подключение потребителя к внутридомовым инженерным системам повлекло возникновение убытков у другого потребителя (потребителей), в том числе в виде увеличения начисленной ему (им) исполнителем и уплаченной им (ими) платы за коммунальную услугу, то такой потребитель (потребители) вправе требовать в установленном гражданским законодательством РФ порядке возмещения причиненных ему (им) убытков с лица, которое неосновательно обогатилось за счет такого потребителя (потребителей). Излишне начисленная плата за услуги, предоставленные на общедомовые нужды (если в доме есть ОПУ), вносилась исполнителю коммунальных услуг. Одновременно исполнитель получит эту же сумму с нарушителя. В связи с этим неосновательно обогатившимся лицом следует считать именно исполнителя коммунальных услуг.

Если в МКД отсутствует ОПУ, исполнитель обязан перечислять РСО плату за коммунальный ресурс в том же объеме, в котором он начисляет плату за коммунальные услуги потребителям. Отсутствие у исполнителя (и, как следствие, у РСО) данных о несанкционированном подключении означает, что реальные убытки понесла РСО. Однако взыскивать их она будет с исполнителя, если оборудование нарушителя подключено к ВИС, ведь точкой поставки является внешняя граница ВИС. В этом случае налицо факт потребления исполнителем коммунального ресурса без оплаты. Если установить дату несанкционированного подключения не удастся, плата за соответствующий коммунальный ресурс может быть взыскана с исполнителя, по мнению автора, за тот же период, за который новые Правила позволяют доначислить плату за коммунальные услуги нарушителю.

Несмотря на то что новые Правила не дают определения понятия «несанкционированное подключение», можно прийти к выводу, что потребляющее оборудование подключено несанкционированно, если оно подключено к ВИС независимо от наличия в помещении потребителя ИПУ, а при наличии индивидуального счетчика — в его обход (при этом неважно, относятся ли сети к общему или частному имуществу). Также несанкционированным можно считать подключение к ВИС оборудования, принадлежащего лицам, не имеющим прав на помещения в доме и, значит, не являющимся потребителями коммунальных услуг. Доначисление платы производится по мощности подключенного оборудования с учетом его круглосуточной работы за установленный в ходе проверки период.

Если же исполнитель услуг не имел информации о потреблении услуг в каком-либо определенном помещении дома (при этом все потребляющее оборудование размещено на сетях, не являющихся общим имуществом) и не выставлял собственнику платежные документы, говорить о несанкционированном подключении не приходится, однако есть все основания требовать внесения платы за коммунальные услуги, исчисленной в общем порядке, в пределах общего срока исковой давности.

Однако и в том, и в другом случае иные потребители коммунальных услуг в доме, оснащенном ОПУ, вправе требовать от исполнителя перерасчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, поскольку им без законных оснований была предъявлена плата за услуги, фактически потребленные третьим лицом.

Вопрос какой закон запрещает подключение аварийному дому

Оптимальные
Инженерные решения
в Электроэнергетике

Будьте в курсе новостей

Основные темы

Опосредствованное подключение (присоединение) Абонентов к электрическим сетям

Опосредствованное подключение (присоединение) Абонентов к электрическим сетям

Опосредствованное подключение (присоединение) Абонентов к электрическим сетям

Документы для справок и примененные термины:

  • Федеральный Закон №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон).
  • Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее Правила доступа).
  • Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее Правила присоединения).
  • Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 N 1044 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее Постановление).
  • Абонент — это юридическое либо физическое лицо, потребитель электрической энергии, энергоустановки которого присоединены к сетям энергоснабжающей организации.
  • Субабонент — это юридическое либо физическое лицо, являющееся третьим звеном в цепочке «Энергоснабжающая организация — Абонент — Субабонент», т.е. имеющий опосредованное присоединение к электрической сети Энергоснабжающей организации. Таким образом, Субабонент заключает договор с Энергоснабжающей Организацией по передаче ему электроэнергии опосредованно через электрическую сеть, принадлежащую Абоненту при согласии Абонента.
Это интересно:  Как узнать остаток материнского капитала через госуслуги

Под собственно опосредствованным присоединением (подключением) понимают присоединение потребителя к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки других потребителей — производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые присоединены к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций непосредственно.

В соответствии со ст. 26 п. 4 Закона владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики (далее Абонент), ранее технологически присоединенного в соответствии с Правилами присоединения по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить (подключить) к своим сетям иного владельца (Субабонента) объекта электроэнергетики (иного потребителя) при условии соблюдения выданных ранее технических условий.

Способы опосредствованного присоединения к сетям

Ниже кратко описаны способы опосредствованного присоединения к электросетям в зависимости от технических возможностей и статуса «Абонента». Опосредствованное подключение может быть осуществлено следующим образом:

1. К объектам лиц непосредственно присоединенных к сетям сетевого оператора, не осуществляющих услуги по передаче электрической энергии (мощности). В этом случае говорят о перетоке электроэнергии (мощности).

Согласно п. 6 Правил доступа Абонент не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Однако, он имеет право получить разрешение на передачу электроэнергии за плату. Для этого ему необходимо обратиться в соответствующий орган для получения тарифов на передачу электроэнергии. Однако, в этом случае отношения между конечным потребителем (Субабонентом) и таким Посредником (Абонентом) будут регулироваться пунктами Правил доступа, применяемыми к сетевым организациям (абз.2 п. 6 Правил доступа).

2. К объектам лиц непосредственно присоединённых к сетям сетевого оператора и имеющих избыточную мощность, которую они могут перераспределить в пользу иного потребителя. В этом случае говорят о перераспределении мощности.

С кем заключать договор при опосредствованном присоединении

Если подключение производится к Абонентам, не осуществляющим услуг по передаче электроэнергии, или бесхозяйным объектам, конечный потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки Абонента (п. 5 Правил доступа). Порядок присоединения регулируется ФЗ №34, Правилами доступа, Правилами присоединения.

Если присоединение производится к Абоненту, осуществляющему передачу электроэнергии перетоком или перераспределением максимальной мощности, договор о техническом присоединении заключается между ним и конечным потребителем по установленным ФЗ № 34, Правилами доступа, Правилами присоединения основаниям.

Ограничения по присоединению с перераспределением и перетоком мощности

Постановлением Правительства от 30.09.2015 г. внесено изменение в наименование главы IV Правил присоединения. Изменение действительно значимое, поскольку удаление из заголовка словосочетания «между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями», снимает формальные ограничения на возможность опосредствованного технологического присоединения к электросетям, если в качестве Посредника (Абонента) выступает частное лицо. Таким образом, возможности присоединить к своим объектам иных потребителей на условии перераспределения имеющейся максимальной мощности могут следующие лица:

  • физические лица, мощность энергопринимающих устройств которых свыше 15 кВт и которые присоединены к сетевой организации не позже 1 января 2009 г.;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, мощность энергопринимающих устройств которых превышает 150 кВт и которые присоединены к сетевой организации не позже 1 января 2009 г.;.

Абонентом-посредником не могут выступать:

  • предприятия, ИП, физические лица, мощность объектов энергохозяйства которых ниже указанной;
  • Абоненты, имеющие лишь временное технологическое присоединение;
  • Абоненты, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения объектов к единой национальной (общероссийской) электрической сети;
  • Абоненты не внесшие или внесшие не в полном объеме плату за технологическое присоединение к электросетям.

Не допускается присоединение Субабонентов, электроснабжение которых должно производиться по 1 и 2 категориям надежности, к сетям Абонентов, электроснабжение которых производится по 3 категории надежности.

По согласованию с сетевой организацией присоединять к своим объектам электросетевого хозяйства сетевой организации иных потребителей могут Абоненты, энергопринимающие устройства которых были присоединены непосредственно к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации не позднее 1 января 2015 г.

Порядок опосредствованного присоединения к электросетям

Порядок технологического присоединения Субабонентов к Абонентам, чьи объекты электросетевого хозяйства ранее присоединены непосредственно к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, определяется п. п. 40 (4) – 40 (1) Правил присоединения.

Вопрос какой закон запрещает подключение аварийному дому

Вы успешно подписались.

Теперь все новые платные вопросы будут поступать вам на почту. Отписаться вы можете в ваших Настройках уведомлений

При поддержке онлайн-чатов

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Время истекло

Время выделенное для редактирования истекло.

Спасибо!

Вскоре наш модератор рассмотрит вашу жалобу.

Правила и рекомендации для написания ответов

  • Запрещено давать бесполезный ответ. Консультация должна быть полной и обоснованной.
  • Запрещено дублировать/копировать ответы других юристов из разных источников.
  • Ваш ответ должен быть авторским и уникальным.
  • Запрещено излишне цитировать законы без разъяснений.
  • Запрещено предлагать свои услуги в обход сайта (указывать контакты).
  • Запрещено давать ссылки на сторонние сайты без острой необходимости или без запроса клиента.
  • Запрещено грубить клиенту
  • Приветствовать клиента;
  • Отвечать полно и обоснованно;
  • Аргументировать указание соответствующих законов;
  • Подводить итог консультации в концентрированном виде.

Консультируя клиентов на Justiva.ru, вы принимаете правила оказания юридических услуг. В случае нарушения администрация вправе удалять ваши ответы и ограничивать вашу учётную запись в использовании некоторого функционала.

Открыть контакты автора

Контактные данные будут видны
только вам

Незаконное отключение электроэнергии без уведомления

Отсутствие электроснабжения доставляет дискомфорт человеку. Если об ограничении в подаче ресурса предупредили, пользователь может подготовиться: отключить сложные электроприборы, поменять планы или уехать к родственникам. Другое дело, когда о выключении не уведомили. В случае аварии остается только ждать ее устранения. Если причины другие, тогда потребитель должен определить правомерность действий ответственной компании. Незаконное отключение электроэнергии признается, когда нарушен утвержденный порядок ограничения.

Законные основания для отключения

Исполнение договорных обязательств между поставщиком электричества и потребителем регламентируется Постановлением Правительства РФ No 442 от 4 мая 2012 года. В документе утверждены правила прекращения электроснабжения, а также законные основания для отключения электроэнергии, которые можно разделить на три группы.

Прекращение действия договора

Договор на электроснабжение по умолчанию заключается на неопределенный срок, если в нем не указано иное. Причины прекращения его действия следующие:

  1. Ввод режима ограничения по заявлению потребителя. Например, собственник не хочет платить за электроэнергию в помещении, которым никто не пользуется. Пользователь отправляет просьбу организации, с которой заключен договор на поставку ресурса. В течение одного дня она передается исполнителю, который отключит электроснабжение.
  2. Окончание срока использования временной схемы электроснабжения или появление повода для досрочного отсоединения от сети. Такая схема применяется преимущественно на стройплощадках и действует в течение 12 месяцев.
  3. Расторжение соглашения на поставку ресурса по согласованию сторон. Ограничение вводится через 3 рабочих дня после получения поставщиком услуги информации о разрыве договора.
Это интересно:  Возврат процентов при досрочном погашении кредита

Прежде чем расторгнуть договор, потребитель обязан оплатить поставленный ресурс.

Необходимость проведения ремонтных работ или устранения аварии

Системы электроснабжения функционируют круглосуточно и требуют постоянного контроля за их состоянием, так как являются высоким источником опасности. Обеспечение их нормальной работы и соблюдение безопасности иногда требует остановки в подаче ресурса, необходимость возникает в следующих случаях:

  1. Обнаружение представителем поставщика неудовлетворительного технологического состояния электроустановок пользователя, повышающего риск аварии или угрожающего жизни людей. Решение об отключении выносит представитель Ростехнадзора. Перед вводом режима ограничения абонента заранее уведомляют.
  2. Угроза или возникновение аварийной ситуации. Законом не регламентируются сроки устранения последствий. Для минимизации ущерба вследствие аварии, если отсутствие электричества может вызвать серьезные и необратимые проблемы, с энергоснабжающей компанией составляется акт согласования технологической и аварийной брони. В документе определяется минимальная величина нагрузки, обеспечивающая нормальную работу электрооборудования.
  3. Плановый ремонт. Сроки и время проведения работ прописываются в договоре. Утвержденные ПП РФ от 27.12.2004 No 861 «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» в п.31 (6) устанавливают лимит допустимого времени ограничения электроснабжения: до 24 часов единовременно и не более 3-х суток в год.

Своевременное выявление и ремонт неисправностей способствуют непрерывному электроснабжению.

Нарушение потребителем обязанностей

Недобросовестные потребители могут оказаться без электроснабжения, не выполняя условия договора или преступив закон. Поводами для отключения являются:

  1. Наличие законного требования судебного пристава об ограничении поставки ресурса. Вводится незамедлительно либо в установленный в судебном решении день, о чем инициатор обязан уведомить потребителя.
  2. Выявление факта самовольного подключения к сети (бездоговорное потребление). Отключение производится немедленно или, если требуются дополнительные мероприятия, не позднее 3-х дней с момента обнаружения нарушения.
  3. Безучетное потребление ресурса (воровство). Отключение от сети производят сразу, как поступает информация о нарушении. Предварительное предупреждение нарушителя не требуется.
  4. Наличие задолженности по оплате более трех месяцев. Долг считается на основании нормативов потребления, а не показаний счетчика. Ограничение вводится по требованию поставщика ресурса с обязательным соблюдением законного порядка: уведомление абонента о применяемых санкциях за 30 дней и составление в день отключения акта. Документ составляется в присутствии должника или двух незаинтересованных лиц. Отказ признать задолженность не препятствие для применения санкций.

ВАЖНО! Если потребитель устранил причины отключения до даты, указанной в уведомлении, режим ограничения к нему не применяется.

Предупредить об отключении можно любым доступным способом: сообщить лично (по смс, в квитанции на оплату, письмом с уведомлением), опубликовать сообщение на сайте компании или в СМИ.

При установлении факта нарушения потребителем режима ограничения электроснабжения, уполномоченная компания отключает его от сети незамедлительно.

Согласно п.20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима электропотребления, утвержденных ПП РФ 04.05.2012 No 442, мероприятия по ограничению и подключению подачи электроэнергии проводятся на платной основе. Если отключение признано незаконными, исполнитель не вправе требовать компенсацию.

Когда отключение незаконно

Отключение потребителя от сети электропередач на законном основании проводится с соблюдением всех правил. Однако нередки ситуации, когда ограничение подачи электроэнергии носит незаконный характер.

  1. Службы ЖКХ не имеют права отключать свет за неуплату коммунальных услуг при отсутствии задолженности непосредственно за электричество.
  2. Отключение при наличии задолженности невозможно зимой в домах, которые, согласно технической документации, отапливаются электроприборами.
  3. Согласно ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике», запрещено веерное ограничение режима потребления электроэнергии. Это значит, что отключение света неплательщику не должно затрагивать права его добросовестных соседей. Энергосбытовая компания обязана обеспечить возможность индивидуального ввода режима ограничения электроснабжения.
  4. Каждый субъект РФ ежегодно до 1 июля устанавливает список потребителей электричества, отсутствие электроснабжения у которых повлечет экономические, социальные или экологические последствия. Например, собственник может предоставить справку о проживании на территории тяжелобольного человека, жизнедеятельность которого зависит от подключенных к сети аппаратов, или маленького ребенка, требующего особого питания.
  5. Нарушена процедура введения режима ограничения подачи электрической энергии.
  6. Отключение электроэнергии на плановый ремонт происходит часто и превышает допустимое время ограничения.
  7. Электроснабжение не восстановлено в течение 48 часов с момента предоставления справки о погашении долга или его реструктуризации.

Факт отключения подтверждается подписями соседей. По возможности нужно пригласить представителя ответственной за поставку ресурса компании и создать специальную комиссию, которая составит акт о нарушении.

Ответственность за незаконное отключение

Ответственность за незаконное ограничение электроснабжения зависит от степени причиненного ущерба. Абонент вправе потребовать возмещения моральной и материальной компенсации.

Административная ответственность

Наступает в ситуациях, когда отключение без соблюдения законной процедуры привело к сбою в работе электрооборудования и является причиной его поломки.

Незаконные действия должностного лица могут быть расценены по ст. 19.1 КоАП РФ как самоуправство и наказываться наложением административного штрафа.

Если свет отключают часто, то к ответственной за поставку ресурса организации или должностному лицу могут быть применены штрафные санкции по ст. 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.

Так как энергосбытовая компания – естественный монополист на рынке энергоресурса, то неправомерные действия могут наказываться наложением штрафа на ответственных лиц по ст. 14.31 КоАП «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке».

Компенсацию морального ущерба можно требовать, ссылаясь на ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей». Закон действует в ситуациях использования электроэнергии в личных целях.

Уголовная ответственность

Незаконное отключение электроэнергии может быть расценено как самоуправство и привлекаться по ст.330 УК РФ. Лицо, ответственное за прекращение электроснабжения, облагается штрафом либо приговаривается к исправительным работам, аресту или лишению свободы, если применялось насилие или была угроза его применения.

Согласно п. 1 ст. 215.1 УК РФ, если незаконное отключение повлекло за собой крупный ущерб, тяжкий вред здоровью или иные последствия, должностное лицо будет наказываться денежным штрафом, исправительными работами или лишением свободы.

Если неправомерные действия привели к смерти человека, должное лицо привлекут к ответу по п.2 ст. 215.1 УК РФ. Возможными мерами наказания будут: принудительные работы с лишением возможности работать на определенной должности или заниматься определенной деятельностью либо лишение свободы.

Куда жаловаться

Если выяснилось, что отключение света происходит незаконно, необходимо составить 2 образца жалобы в произвольном виде. В ней содержатся сведения о потребителе, договоре поставки, дате и времени незаконного отключения и его последствиях. Претензию направляют в компанию, осуществляющую поставку: УК, ТСЖ или сразу в энергосбыт. Если просьбу проигнорировали, жалобу можно подать:

  • в районную администрацию;
  • в роспотребнадзор;
  • в прокуратуру.

Претензию к нарушению правил предоставления коммунальных услуг отправляют заказным письмом с уведомлением либо относят лично в офис компании и передают под роспись. Ответ должен прийти в течение месяца.

ВАЖНО! При возникновении ущерба вследствие незаконного выключения света можно привлечь к ответственности поставщика, подав иск в районный суд.

В иске указать причины, по которым действия по ограничению подачи света были незаконны, ссылаясь на соответствующие статьи законов, и последствия отсутствия электроснабжения.

Законодательством страны четко определены основания и порядок отключения электрической энергии. Выключение света без предупреждения или явных на то причин вызывает неудобство и возмущение со стороны потребителя. В этих ситуациях закон встает на сторону гражданина и дает возможность отстаивать свои права в суде.

Статья написана по материалам сайтов: www.consultelectro.ru, justiva.ru, ozhkh.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector