+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Вопрос о предоставлении жилищного помещения в общежитии

Предоставление жилья в общежитиях возможно исключительно на время обучения, прохождения службы или наличия трудовых взаимоотношений.

Кто имеет право жить в общежитии

Предоставление жилья в общежитиях возможно исключительно на время обучения, прохождения службы или наличия трудовых взаимоотношений. С завершением таких отношений, окончанием учебы или увольнением со службы прекращается действие контракта найма жилья в общежитии.
Решение, согласно которому предоставляется подобное жилое помещение, принимается руководством:

  • унитарного предприятия, в хозведении которого пребывает общежитие;
  • казенного предприятия или организации, в чьем оперативном управлении находится данный объект.

Таким образом, лица, которые поселяются в общежитие, обязаны пребывать в трудовых связях с учреждением или предприятием, в ведении которых находится общежитие. Другие категории, кроме вышеперечисленных, не могут быть вселены в такое жилье. Решение является основанием для заключения контракта найма жилья в общежитии. Подписывается контракт на срок обучения или период трудовых взаимоотношений. В нем указываются основные права и обязанности обеих сторон.

Права и обязанности проживающих в общежитиях

Граждане, которые живут в общежитии, наделены правом:

  • использовать предоставленное жилище, помещения культурно-бытового и другого предназначения;
  • требовать, чтобы была произведена своевременная замена пришедшей в негодность мебели и прочего инвентаря, а кроме этого ликвидации недостатков, имеющихся в жилищно-бытовых вопросах.

В обязанности граждан входит:

  • пользоваться предоставленной жилплощадью исключительно по назначению;
  • придерживаться правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности, соблюдать санитарно-гигиенические нормы;
  • следить за сохранностью помещений, бережно относиться к оборудованию и инвентарю;
  • вовремя вносить плату за проживание;
  • придерживаться правил содержания придомовой территории.

Принципы и нормы предоставления жилых площадей в общежитиях

Статья 105 Жилищного кодекса России устанавливает норму предоставления жилплощади в общежитиях. Она составляет не меньше 6 м2 на одну особу. Семейства могут претендовать на получение изолированного жилья. Оно выделяется на основании решения коменданта (начальника) общежития, в ведении которого находится данный объект. После вынесения соответствующего решения человеку выписывается ордер по определенной форме, который является основанием для вселения в жилую площадь по найму в общежитии.

Люди, которые проживают в таком жилье, не могут по собственному усмотрению распоряжаться занимаемой площадью, например, требовать разделить ее, обменять, сдать в поднаем и т.д.

Также существуют некоторые ограничения относительно заселения комнат, которые освободились в общежитии. Особы, которые проживают в подобном жилье не могут требовать, чтобы им в пользование были предоставлены освободившиеся комнаты. То есть, правила, которые определены статьей 59 Жилищного кодекса России, не распространяются на общежития. Однако им предоставляются дополнительные права, которые вытекают из специфики проживания в общежитии, например, предоставление в эксплуатацию мебели, постельных принадлежностей, прочих предметов домашнего обихода и т.д.

От условий проживания семей зависит их правовой режим. Так, в случае пользования жильем на условиях, которые определены для общежитий, на граждан распространяется порядок и нормы, которые регулируют проживание в нем. В том же случае, если семейство, которое проживает в отдельной комнате, оплачивает коммуналку и жилплощадь на общих основаниях, а не в порядке, прописанном для общежитий, на него распространяются нормы, которые регулируют взаимоотношения по найму жилого помещения. Оплата за жилье и стоимость коммуналки не могут превышать размер платы за подобные услуги, которые предоставляются нанимателям по договорам соцнайма.

Условия прекращения контракта найма жилого помещения в общежитии

Ст. 115 ЖК России определяет также порядок, согласно которому прекращает свое действие договор найма жилого помещения в общежитии. Причинами для этого является окончание трудовых взаимоотношений, уход со службы, окончание термина нахождения на выборной должности. Лица, которые были вселены в общежитие на основании срочного трудового контракта, работники, которые занимались сезонной деятельностью, а также студенты, которые окончили учебу, должны освободить занимаемое жилье.

Если они отказываются выселяться в установленном порядке по своей воле, они будут выселены в судебном порядке.

Данная категория особ выселяется из общежития без предоставления иного жилья в связи с окончанием работы или учебы, поскольку они более не принадлежат к субъектам права использования жилых помещений в общежитии. Исключение составляют только особы, которые перечислены в статье 103 часть 2 Жилищного кодекса.
Какими могут быть основания для окончания трудовых отношений в подобном случае? Увольнение может происходить по заявлению работника, то есть процесс происходит по его личному волеизъявлению, или же инициатором процесса может выступать работодатель.

Таким образом, можно сделать вывод, что подобный контракт заключается исключительно на время трудовых отношений, учебы или несения службы. Прекращение таких отношений является причиной, которая ведет к прекращению действия документа. Граждане выселяются из общежитий таким же образом, как и из служебного жилья.

§ 3 Пользование жилыми помещениями в общежитиях

Пользование жилыми помещениями в общежитиях

В соответствии со ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее 6 квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы являются основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии (ст. 105 ЖК РФ).

Порядок предоставления помещений в общежитиях в домах государственного и муниципального жилищных фондов и пользования ими определяется Примерным положением об общежитиях, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 г. N 328[169] (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 июля 1993 г. N 726).

В соответствии с названным документом под общежития предоставляются специально построенные или переделанные для этих целей жилые дома. Общежития должны быть зарегистрированы в качестве таковых. Они укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них, в соответствии с типовыми нормами.

Студенческие общежития должны быть обеспечены необходимыми условиями для проживания, самостоятельных занятий и отдыха, а также проведения культурно-воспитательной и спортивно-массовой работы[170].

В случае возникновения спорных вопросов суд должен проверять, является ли общежитием помещение, занимаемое ответчиком, для чего необходимо выяснять следующие обстоятельства: находится ли дом, в котором расположено помещение, в ведении истца; построен ли он в качестве общежития либо специально переоборудован для этой цели; имеется ли разрешение санэпидемстанции на его заселение как общежития; выдавался ли в установленном порядке ордер на занятие жилой площади в общежитии; укомплектован ли дом (жилое помещение) мебелью, специальным оборудованием, инвентарем, предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан; имеются ли штаты для обслуживания общежития; взимается ли плата за пользование им и др.[171].

Переоборудование жилого дома (как правило, многоквартирного) под общежитие возможно только по решению органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в ведении или на территории которого расположено общежитие, где производится и его регистрация.

Не допускается использование под общежития жилых помещений в жилых домах, предназначенных для постоянного проживания, пользование которыми осуществляется по договору найма жилого помещения.

В процессе регистрации необходимо проверять подчиненность этих домов санитарным правилам устройства, оборудования и содержания общежитий, а также наличие условий для проживания семей (преимущественно молодых).

Следует иметь в виду, что заселение общежитий должно производиться только после создания в них необходимых жилищно-бытовых условий для проживания и получения соответствующего регистрационного удостоверения.

Жилье в общежитиях, будучи специализированным помещением, согласно ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда не подлежит приватизации. Кроме того, такие помещения не подлежат обмену и разделу (исключение составляют жилые помещения, находящиеся в домах, переданных органам местного самоуправления).

Правила внутреннего распорядка в общежитии после одобрения их на общем собрании проживающих в общежитии утверждаются администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом организации или учебного заведения.

Плата за пользование жилой площадью, коммунальные услуги и другие услуги, предоставляемые проживающим в общежитии, производится по установленным ставкам и тарифам.

Жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На период сдачи вступительных экзаменов в студенческом общежитии могут быть размещены абитуриенты в порядке и на условиях, определяемых соответствующим учебным заведением (п. 22 Типового положения о студенческом общежитии). На основании принятого решения администрацией заключается договор найма жилого помещения в общежитии. Самовольное переселение из одного помещения общежития в другое запрещается.

Как уже указывалось, жилое помещение в общежитии предоставляется в размере не менее 6 квадратных метров на одного человека; семьям выделяются изолированные жилые помещения.

Преимуществом на получение жилой площади в общежитии пользуются граждане, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также другие лица в случаях, установленных решением трудового коллектива и администрации.

Проживающие в общежитии имеют право:

— пользоваться предоставленной жилой площадью, помещениями культурно-бытового и иного назначения, требовать обеспечения мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем общежития, коммунально-бытовыми услугами, а также сохранности принадлежащего им имущества;

— избирать и быть избранными в органы самоуправления общежития, принимать участие в их работе, вносить предложения по улучшению жилищно-бытового и культурного обслуживания проживающих в общежитиях и добиваться их реализации;

— требовать своевременной замены пришедших в негодность мебели, постельных принадлежностей и другого инвентаря общежития, а также устранения недостатков в жилищно-бытовом обслуживании.

Проживающие в общежитии обязаны:

— использовать предоставленную им жилую площадь в соответствии с ее назначением;

— соблюдать правила общежития, внутреннего распорядка, пожарной безопасности и санитарно-гигиенические правила;

— обеспечивать сохранность жилых помещений, бережно относиться к санитарно-техническому и иному оборудованию, инвентарю; экономно расходовать воду, газ, электрическую и тепловую энергию;

— своевременно вносить плату за пользование жилой площадью, предоставляемые коммунальные услуги по установленным ставкам и тарифам;

— соблюдать правила содержания придомовой территории.

Лица, выбывающие из общежития, обязаны сдать все числящееся за ними имущество. При недостаче или повреждении такого имущества выбывающие из общежития возмещают причиненный ущерб.

Администрация общежития обязана обеспечить:

— необходимые жилищно-бытовые условия для проживания в общежитии;

— своевременную выдачу проживающим мебели, постельных принадлежностей и другого инвентаря;

— ознакомление вселяемых с правилами внутреннего распорядка, а также с правилами и обязанностями проживающих в общежитии;

— надлежащее содержание жилых помещений, подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования, а также придомовой территории;

— сохранность имущества граждан, проживающих в общежитии;

— вселение рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в общежитие в строгом соответствии с заключенными договорами.

Администрация организации или учебного заведения, в хозяйственном ведении либо оперативном управлении которого находится общежитие, обязана:

— обеспечивать при строительстве и переоборудовании общежитий необходимые жилищно-бытовые условия, а также условия для культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

— обеспечивать финансирование расходов на содержание общежития и проведение культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в нем, а также периодически отчитываться перед проживающими в общежитии о проводимой в этом направлении работе;

— укомплектовывать общежитие обслуживающим персоналом, а также по согласованию с профсоюзным комитетом устанавливать режим работы этого персонала;

— предусматривать в необходимых случаях выделение помещения для организации в общежитии в установленном порядке столовых, буфетов, оснащение их по действующим нормам торгово-технологическим оборудованием, мебелью и посудой, а также выделение помещений для предприятий бытового обслуживания.

Это интересно:  При достижении 80 лет пенсионеру положено

Прекратившие трудовые или гражданско-правовые отношения граждане, а также лица, закончившие обучение в учебных заведениях, подлежат выселению из общежития, помещение в котором было им предоставлено в связи с работой или учебой, как правило, без предоставления другого жилого помещения. Исключение составляют лица, указанные в ст. 103 ЖК РФ: их выселение производится с предоставлением другого жилого помещения[172].

Представляется, что очень важная норма содержится в ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ, где указывается на то, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовались в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма[173].

Принятие решения о предоставлении жилых помещений в общежитиях

Жилищный комитет
  • МФЦ
  • Традиционный способ

Общее описание

Жилые помещения в общежитиях — это специализированные жилые помещения, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома, т.е. дома, приспособленные именно для проживания указанных выше граждан и имеющие соответствующие санитарно-гигиенические и бытовые удобства.

Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее 6 квадратных метров жилой площади на одного человека.

Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Полное наименование
(в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Результат предоставления услуги

  1. Издание распоряжения Жилищного комитета о предоставлении жилого помещения в общежитии по договору найма.
  2. Заключение с заявителем договора найма жилого помещения в общежитии и выдача заявителю экземпляра договора найма жилого помещения в общежитии.
  3. Направление заявителю уведомления об отказе в предоставлении жилого помещения по договору найма.

Срок предоставления услуги

Рассмотрение обращения заявителя о предоставлении жилого помещения в общежитии составляет не более 30 рабочих дней со дня представления документов.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Граждане Российской Федерации, отвечающие следующим требованиям:

  1. Не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, расположенного в Санкт-Петербурге, или являющиеся нанимателями жилых помещений в общежитиях — в случае предоставления им жилых помещений в общежитиях в дополнение к ранее занимаемому жилому помещению в общежитии.
  2. Работающие (проходящие службу) в учреждениях, предприятиях, организациях, расположенных на территории Санкт-Петербурга, или проходящие обучение в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования, расположенных на территории Санкт-Петербурга, имеющих государственную аккредитацию, и учредителем которых является Санкт-Петербург.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги согласно п. I.
  2. Доверенное лицо.
  3. Законный представитель (опекун, попечитель).

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в Жилищный комитет.
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. В случае принятия Жилищным комитетом решения об отказе в предоставлении государственной услуги — получает уведомления об отказе в предоставлении жилого помещения в общежитии по договору найма по форме.
  4. В случае принятия Жилищным комитетом решения о предоставлении государственной услуги — получает уведомление о предоставлении жилого помещения в общежитии по договору найма по форме.
  5. Получает копию распоряжения Жилищного комитета о предоставлении заявителю жилого помещения в общежитии.
  6. Заключает договор найма жилого помещения в общежитии по форме.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  • При обращении от имени заявителя доверенного лица либо законного представителя не представлены необходимые документы.

Основания для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги:

  1. Гражданин не относится к категории граждан, имеющих права на предоставление жилого помещения в общежитии.
  2. Гражданином не представлены необходимые документы.
  3. Отсутствуют свободные жилые помещения в общежитиях.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Специалист Организационно‑распорядительного отдела Жилищного комитета (далее — Комитет), ответственный за прием и регистрацию документов:

  1. В день поступления заявления по форме и документов в Комитет регистрирует заявление и документы в Системе электронного документооборота и делопроизводства.
  2. После регистрации в тот же день передает документы первому заместителю председателя Комитета, курирующему данное направление (далее — курирующий заместитель председателя Комитета), для рассмотрения и резолюции.
  3. В соответствии с резолюцией первого заместителя председателя Комитета передает документы в Сектор доходных домов для рассмотрения.

II. Подготовка и направление межведомственного запроса о предоставлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных государственных органов и организаций

Специалист Сектора доходных домов:

  1. В течение одного рабочего дня с момента регистрации заявления и документов заявителя осуществляет подготовку и направление межведомственных запросов в:
    • Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт‑Петербургу (далее — Росреестр);
    • Санкт‑Петербургские государственные казенные учреждения «Жилищные агентства районов Санкт‑Петербурга» (далее — ГКУ ЖА);
    • Комитет по делам записи актов гражданского состояния (далее — КЗАГС);
    • Управление Федеральной налоговой службы по Санкт‑Петербургу (далее — УФНС).
  2. После получения ответа на межведомственный запрос должностное лицо Сектора доходных домов в течение 3 рабочих дней формирует персональное дело заявителя и передает его секретарю Комиссии по вопросам предоставления жилых помещений в общежитиях (далее — Комиссия) для рассмотрения на Комиссии вопроса о предоставлении жилых помещений в общежитиях.

Комиссии по вопросам предоставления жилых помещений в общежитиях:

  1. Принимает решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) заявителю жилого помещения в общежитии по договору найма.
  2. Оформляет протокол заседания Комиссии.
  3. Передает протокол заседания Комиссии специалисту Сектора доходных домов, ответственному за подготовку распоряжения Жилищного комитета о предоставлении (либо уведомления об отказе в предоставлении) жилого помещения в общежитии по договору найма.

III. Рассмотрение документов и принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) заявителю жилого помещения в общежитии

Специалист Сектора доходных домов:

  1. Рассматривает представленные заявителем документы и протокол заседания Комиссии.
  2. Готовит проект распоряжения Жилищного комитета о предоставлении жилого помещения в общежитии по договору найма, либо проект уведомления об отказе в предоставлении жилого помещения в общежитии по договору найма по форме.
  3. Передает проект распоряжения Жилищного комитета либо проект уведомления об отказе на согласование начальнику Сектора доходных домов.

Начальник Сектора доходных домов:

  1. Рассматривает проект распоряжения Жилищного комитета либо проект уведомления об отказе.
  2. В случае несогласия с проектом распоряжения Жилищного комитета либо проектом уведомления об отказе — излагает замечания и возвращает должностному лицу Сектора доходных домов на исправление и доработку.
  3. В случае одобрения — передает проект распоряжения Жилищного комитета либо проект уведомления об отказе и комплект документов заявителя на согласование первому заместителю председателя Жилищного комитета (заместителю председателя Жилищного комитета), курирующему данное направление.

Курирующий заместитель председателя:

  1. Рассматривает проект распоряжения Жилищного комитета либо проект уведомления об отказе.
  2. В случае несогласия с проектом распоряжения Жилищного комитета либо с проектом уведомления об отказе — излагает замечания и возвращает начальнику Сектора доходных домов на исправление и доработку.
  3. В случае одобрения — визирует проект распоряжения Жилищного комитета либо проект уведомления об отказе.

Специалист Сектора доходных домов:

  • Передает согласованный с начальником Сектора доходных домов и курирующим заместителем председателя Жилищного комитета проект распоряжения Жилищного комитета либо проект уведомления об отказе в Юридический отдел Жилищного комитета, для проведения юридической экспертизы.

Юридический отдел Жилищного комитета:

  • Проводит юридическую экспертизу проекта распоряжения Жилищного комитета либо проекта уведомления об отказе.

Специалист Сектора доходных домов:

  • После проведения Юридическим отделом Жилищного комитета юридической экспертизы проекта распоряжения Жилищного комитета либо проекта уведомления об отказе, передает завизированный заместителем председателя Комитета, курирующим Юридический отдел, проект распоряжения Жилищного комитета председателю Комитета на подпись, а проект уведомления об отказе на подпись курирующему заместителю председателя.

Председатель Жилищного комитета:

  1. Рассматривает проект распоряжения Жилищного комитета о предоставлении жилого помещения в общежитии по договору найма.
  2. В случае несогласия с проектом распоряжения Жилищного комитета излагает замечания и возвращает курирующему заместителю председателя Жилищного комитета на исправление и доработку.
  3. В случае одобрения подписывает распоряжение Жилищного комитета о предоставлении жилого помещения в общежитии по договору найма.

IV. Информирование заявителя о принятом решении о предоставлении жилого помещения в общежитии по договору найма

Специалист Сектора доходных домов:

  1. Готовит проект уведомления о предоставлении жилого помещения в общежитии по форме.
  2. Визирует проект уведомления у начальника Сектора доходных домов.
  3. Передает проект уведомления на подпись первому заместителю Жилищного комитета, курирующему данное направление.
  4. Передает подписанное первым заместителем председателя Жилищного комитета уведомление в Организационно‑распорядительный отдел для регистрации и направления в адрес заявителя.

Должностное лицо Организационно‑распорядительного отдела: :

  • Выдает на руки или направляет через организации почтовой связи заявителю уведомление о предоставлении жилого помещения в общежитии по договору найма способом, указанным в заявлении.

V. Направление копии распоряжения Жилищного комитета о предоставлении заявителю жилого помещения в общежитии в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Дирекция по управлению объектами государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга» (далее — Дирекция) (ГКУ ЖА)

Должностное лицо Организационно‑распорядительного отдела:

  • Направляет копию распоряжения Жилищного комитета о предоставлении заявителю жилого помещения в общежитии в Дирекцию (ГКУ ЖА) для заключения договора найма.

Специалист Дирекции, ответственный за предоставление жилых помещений по договорам найма:

  • Заключает и выдает заявителю на руки экземпляр договора найма жилого помещения в общежитии.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

А) В случае предоставления государственной услуги гражданам на период их работы (службы)

  1. Заявление гражданина о предоставлении жилого помещения в общежитии по форме.
  2. Письменное ходатайство с места работы (службы) о предоставлении гражданину жилого помещения в общежитии.
  3. Документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи: паспорт гражданина Российской Федерации, временное удостоверение личности, выданное на период его замены, свидетельство о рождении (для несовершеннолетних до 14 лет).
  4. Копия трудовой книжки гражданина или выписка из послужного списка (для граждан, проходящих службу), заверенная работодателем (представителем нанимателя).
  5. Копия трудового договора (служебного контракта) гражданина, заверенного работодателем (представителем нанимателя).
  6. Документы, , содержащие сведения о составе семьи заявителя: свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, свидетельство о смерти, кроме свидетельств, выданных на территории Санкт‑Петербурга.
  7. Справка о регистрации по месту жительства (форма №9) (для нанимателей жилых помещений в общежитиях и заявителей, зарегистрированных по месту жительства на территории Санкт‑Петербурга, в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства осуществляет не ГКУ ЖА в части, возложенной на жилищные организации).
  8. Характеристика занимаемого жилого помещения (форма №7) (для нанимателей жилых помещений в общежитиях и заявителей, зарегистрированных по месту жительства на территории Санкт‑Петербурга, в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства осуществляет не ГКУ ЖА в части, возложенной на жилищные организации).

Б) В случае предоставления государственной услуги гражданам на период их обучения

  1. Заявление гражданина о предоставлении жилого помещения в общежитии по форме.
  2. Письменное ходатайство с места обучения о предоставлении гражданину жилого помещения в общежитии.
  3. Документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи: паспорт гражданина Российской Федерации, временное удостоверение личности, выданное на период его замены, свидетельство о рождении (для несовершеннолетних до 14 лет).
  4. Справка образовательного учреждения, подтверждающего обучение заявителя в образовательном учреждении Санкт‑Петербурга.
  5. Документы, содержащие сведения о составе семьи заявителя: свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, свидетельство о смерти, кроме свидетельств, выданных на территории Санкт‑Петербурга.
  6. Справка о регистрации по месту жительства (форма №9) (для нанимателей жилых помещений в общежитиях и заявителей, зарегистрированных по месту жительства на территории Санкт‑Петербурга, в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства осуществляет не ГКУ ЖА в части, возложенной на жилищные организации).
  7. Характеристика занимаемого жилого помещения (форма №7) (для нанимателей жилых помещений в общежитиях и заявителей, зарегистрированных по месту жительства на территории Санкт‑Петербурга, в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства осуществляет не ГКУ ЖА в части, возложенной на жилищные организации).

II. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. Документы, подтверждающие сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений в собственности гражданина и членов его семьи, полученные в Росреестре.
  2. Справка о регистрации (форма №9) в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства осуществляет ГКУ ЖА в части, возложенной на жилищные организации.
  3. Характеристика занимаемого жилого помещения (форма №7) в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства осуществляет ГКУ ЖА в части, возложенной на жилищные организации.
  4. Сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащиеся в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица, свидетельстве о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, листе записи Единого государственного реестра юридических лиц.
  5. Документы, содержащие сведения о составе семьи заявителя: свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, свидетельство о смерти, выданные на территории Санкт‑Петербурга.

III. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

А) В случае обращения доверенного лица

  1. Документ, удостоверяющий личность:
    • паспорт гражданина Российской Федерации;
    • временное удостоверение личности, выданное Главным Управлением Министерства внутренних дел России по Санкт‑Петербургу и Ленинградской области;
    • документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации от 21.12.1996 №1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», от 14.11.2002 №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»;
    • удостоверение беженца, оформленное на бланках удостоверения беженца по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 №356 «Об удостоверении беженца»;
    • иные документы, удостоверяющие личность в соответствии с действующим законодательством.
  2. Доверенность, договор, содержащий указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при предоставлении государственной услуги, указание закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Б) В случае обращения законного представителя (опекуна, попечителя)

  1. Документ, удостоверяющий личность:
    • паспорт гражданина Российской Федерации
    • временное удостоверение личности, выданное Главным Управлением Министерства внутренних дел России по Санкт‑Петербургу и Ленинградской области
    • документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 25.07.2002 №115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации от 21.12.1996 №1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», от 14.11.2002 №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»
    • удостоверение беженца, оформленное на бланках удостоверения беженца по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 №356 «Об удостоверении беженца»
    • иные документы, удостоверяющие личность в соответствии с действующим законодательством.
  2. Документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя).

Вопрос о предоставлении жилищного помещения в общежитии

Из собственной судебной практики по двум вышеназванным проблемам нами выработаны следующие рекомендации по защите прав жильцов общежитий.

1. оформление договора социального найма на ранее представленное жилое помещение в общежитии с правом его последующей приватизации
22 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. В соответствии со ст. 7 закона все жилые помещения в общежитиях, принадлежавших ранее государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, переданных в ведение органов местного самоуправления, перешли в разряд используемых жильцами на основании договора социального найма. Проще говоря, статус общежития с них снят в силу прямого указания закона (т.е. автоматически) независимо от того, принималось ли решение органа исполнительной власти об аннулировании статуса общежития. Жилищные права граждан в любом случае не могут зависеть от бездействия чиновников, не принимающих решения о переводе бывших общежитий в статус жилых домов социального использования и не заключающих с жильцами письменные договоры социального найма.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2006 г. («Бюллетень Верховного суда РФ», 2006 г., № 9; www:supcourt.ru ).

Наличие или отсутствие решений о принятии общежитий в муниципальный жилищный фонд правового значения также не имеет, поскольку и этот вопрос урегулирован прямым указанием закона.

Таким образом, в России больше нет ни одного муниципального общежития – все они стали обычными жилыми домами социального использования; остались только студенческие общежития — они находятся в государственной собственности. Соответственно жильцы считаются проживающими в таких домах по договору социального найма независимо от того, оформлен ли он письменно.

Изменение законом оснований пользования такими помещениями, когда к соответствующим отношениям применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).

Распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, обуславливает возможность приватизации таких помещений.

Соответственно, к ним уже неприменим запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях, закрепленный в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91 г. В случае, если здание общежития оформлено как объект государственной собственности (например, в реестре федерального имущества, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним либо если имеется иной документ о наличии права государственной собственности), возможны следующие пути решения:

2. ссылка на правовую позицию Конституционного суда РФ, изложенную в постановлении от 03.11.98 г. № 25-П и определении от 10.12.2002 г. № 316-О, согласно которой допускается отказ в приватизации лишь того жилого помещения, целевое назначение которого, его место нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Разрешая споры о выселении из общежитий, Верховный суд РФ рекомендовал правоприменителям проверять, является ли занимаемое жильцами помещение общежитием. Для этого необходимо выяснять следующие обстоятельства:
— находится ли дом, в котором расположено помещение, в ведении соответствующего владельца;
— построен ли он в качестве общежития либо специально переоборудован для этой цели;
— имеется ли разрешение санэпидемстанции на его заселение как общежития;
— выдавался ли в установленном порядке ордер на занятие жилой площади в общежитии;
— укомплектован ли дом (жилое помещение) мебелью, специальным оборудованием, инвентарем, культурно-бытовыми предметами, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан;
— имеются ли штаты для обслуживания общежития; взимается ли плата за пользование им и др.

Полученные доказательства должны быть исследованы в судебном заседании и оценены в совокупности. Только после этого суд вправе решить вопрос о том, распространяется ли на помещение, по поводу которого возник спор, правовой режим общежития.

Уместно также сослаться и на самостоятельную замену жильцами санитарно-технического оборудования /ванн, унитазов и раковин/ либо на их ремонт за свой счет.
Если жильцы уже не имеют трудовых, служебных или ученических отношений с заселившим их владельцем общежития, есть перечисленные выше обстоятельства о фактической утрате зданием целевого использования как общежития, то проживание таких жильцов регулируется нормами о договоре социального найма жилого помещения.

Как уже отмечалось, законным отказ в приватизации будет в том случае, если владелец общежития располагает жильем, которое можно предоставить жильцам в собственность и готов переселить их в него немедленно. Таких случаев в нашей практике еще ни разу не было, поскольку свободным жильем собственники не располагают.

Грубым нарушением закона и прав жильцов является передача зданий общежитий в собственность акционировавшегося предприятия или учреждения (т.е. включение стоимости общежитий в их уставный капитал) независимо от даты этой сделки.

В случае, если здание общежития оформлено как объект частной собственности (т.е. было приватизировано юридическим лицом) решение проблемы следующее:
Все сделки приватизации заселенных зданий общежитий юридическими лицами правовых последствий не порождают и являются недействительными в связи с ничтожностью (ст. 168 ГК РФ), как противоречащие:
— п. 5 раздела 1 «Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным их преобразованием в акционерные общества открытого типа», утвержденного указом Президента РФ от 01.07.92 г. № 721 (стоимость объектов социального и культурно-бытового назначения не включается в уставный капитал акционерного общества);
— п. 6 ст. 2 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 03.07.91 г. (приватизация социально-культурных объектов регулируется иными законодательными актами, а не названным законом);
— ст.ст. 1, 2, 11 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91 г. (приватизация жилья возможна только гражданами, а не юридическими лицами);
— ст. 4 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91 г. (приватизация общежитий запрещена);
— и другим нормам права.

В подавляющем большинстве случаев приватизация общежитий оформлялась решениями Комитетов по управлению имуществом субъектов Федерации либо Российским фондом федерального имущества или Фондами имущества субъектов Федерации, которые не вправе были их принимать, т.к. нестуденческие общежития с 27.12.91 г. отнесены к объектам муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, причем независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.

Между тем, если истек срок исковой давности по оспариванию сделки приватизации, составляющий сейчас 3 года со дня, когда было произведено ее исполнение (т.е. когда была совершена передача имущества), ни в коем случае нельзя заявлять исковое требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки, т.к. в его удовлетворении может быть отказано из-за истечения срока исковой давности (п. 2 ст. 199 ГК РФ, п. 6 ст. 152 ГПК РФ).
В этом случае нужно изложить доводы о недействительности этой ничтожной сделки в описательной части иска, и суд в любом случае обязан дать им правовую оценку в мотивировочной части решения (п. 4 ст. 198 ГПК РФ). Одним из оснований такого иска будет нахождение здания общежития в муниципальной собственности по Закону.

Более того, согласно абз. 2 п. 2 ст. 166 ГК РФ суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе, т.е. признать ничтожную сделку недействительной в резолютивной части решения самостоятельно.

Относительно заявления ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности следует иметь в виду, что если исковых требований о недействительности ничтожной сделки не заявлено, то исковая давность не применяется в соответствии со ст. 195 ГК РФ.

При приватизации (акционировании) государственных и муниципальных предприятий или учреждений — бывших владельцев общежитий здания общежитий должны передаваться в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91 г. (с изм. от 23.12.92 г., вступившими в силу 10.01.93 г.)).

При совершении сделки приватизации государственного или муниципального предприятия и учреждения – бывшего пользователя общежития (а сейчас — собственника) в период с 04.07.91 г. по 10.01.93 г. его должностные лица, возражая против приватизации, ссылаются на ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91 г. в первоначальной редакции, которая, по их мнению, допускала приватизацию жилищного фонда совместно с приватизирирующимся предприятием (т.е. включение стоимости общежития в его уставный капитал).

Эта позиция является незаконной, т.к. исходя из буквального толкования вышеназванной нормы, она допускала возможность приватизации жилищного фонда на условиях, установленных законодательством, которым таких условий реально определено не было.

В опровержение названного аргумента должностных лиц разумно сослаться и на п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.93 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», прямо допускающего приватизацию жильцами помещений, расположенных в любом жилищном фонде, за исключением изначально незаселенных домов, построенных приватизировавшимися предприятиями либо приобретенными на их средства. На практике во всех известных нам случаях приватизировавшиеся предприятия и учреждения приобрели в собственность уже заселенные общежития.

При наличии решения арбитражного суда (как правило, по обращению в суд прокуратуры) об отказе в применении последствий недействительности ничтожной сделки (т.е. о фактической констатации им правомерности сделки), например из-за пропуска срока исковой давности, это решение желательно обжаловать в президиум Высшего Арбитражного суда РФ от имени любого жильца общежития (руководствуясь ст. 42 и ч. 4 ст. 292 АПК РФ), обязательно приложив ходатайство о восстановлении срока надзорного обжалования.

Срок обращения с надзорной жалобой – не позднее, чем через 6 месяцев:
— со дня вступления незаконного решения арбитражного суда в законную силу,
— или со дня, когда заявитель — жилец общежития узнал (или должен был узнать) о вынесении решения арбитражного суда, нарушающего его права.

Также следует иметь в виду, что законная сила решения арбитражного суда об отказе в применении последствий недействительности ничтожной сделки не затрагивает прав лиц, которые в этом арбитражном деле не участвовали (п.п. 2, 3 ст. 61 ГПК РФ). Проще говоря, установленные арбитражным судом обстоятельства не имеют никакого значения для жильцов общежития, не участвовавших в этом арбитражном процессе, и они доказываются вновь на общих основаниях.

2. выселение из жилого помещения в общежитии
Наиболее распространены споры о выселении из общежитий граждан:
— уволившихся с предприятия, учреждения, организации, предоставивших жилье;
— отказавшихся от заключения договора коммерческого найма либо от оплаты за жилье по коммерческим расценкам;
— не имеющих документа о предоставлении занимаемого жилого помещения либо одного из нескольких предоставленных помещений (ордера, договора найма жилого помещения в общежитии, решения администрации и профкома предприятия о предоставлении жилья и др.), в т.ч. так называемое «уплотнение», которое бывает двух видов:
1) без предоставления другого жилья, т.е. переселение лиц, вселенных более чем в одно жилое помещение, в одно из этих помещений (например, переселение из двух занимаемых комнат в одну),
2) либо с предоставлением другого жилья, т.е. переселение в другое жилое помещение взамен занимаемого (как правило, меньшей площади).
2.1. Механизм защиты выселяемых из общежития лиц, уволившихся с предприятия, учреждения, организации, предоставивших им жилье, следующий.
Согласно ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Статьи 108, 110 ЖК РСФСР запрещали выселение без предоставления другого жилья:
— лиц, проработавших на предприятии, предоставившим им жилье в общежитии, не менее десяти лет;
— лиц, уволенных в связи с ликвидацией предприятия либо по сокращению численности или штата работников, либо уволившихся по иной уважительной причине (например, в связи с длительными задержками в выплате зарплаты);
— пенсионеров по старости;
— одиноких лиц с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми;
— инвалидов труда I и II групп;
— семей военнослужащих
и некоторых других категорий граждан.

Все такие граждане могут быть выселены только с предоставлением другого жилого помещения, причем обязательно:

  1. в этом же населенном пункте,
  2. предоставленного по договору социального найма
  3. и благоустроенного применительно к условиям этого населенного пункта (ст.ст. 85 – 89 ЖК РФ).

В некоторых случаях к уволившимся работникам владельцы общежитий предъявляют требования о переселении в меньшее жилое помещение в этом же или в другом общежитии.

Такие требования незаконны, т.к. лицу, прекратившему трудовые отношения с предприятием, предоставившим жилье, не может быть предоставлено жилое помещение в общежитии, т.к. он больше не является работником или служащим.

Если здание общежития находится в собственности юридического лица (т.е. было приватизировано им либо его правопредшественником), то на требование о выселении жильца в связи с прекращением им трудовых отношений распространяется общий срок исковой давности (составляющий 3 года со дня увольнения). Этот вывод следует из ничтожности сделки приватизации общежития, что свидетельствует об отсутствии у владельца общежития каких-либо вещных прав на здание.
Более того, истечение срока исковой давности является дополнительным основанием для признания фактического наличия права пользования предоставленными этим работникам жилыми помещениями на основании договора социального найма, а не найма жилого помещения в общежитии. Правовым основанием для этого является ст. 10 ЖК РФ, согласно которой жилищные права и обязанности возникают в т.ч. из действий и бездействия участников жилищных отношений ли наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

В данном случае владелец жилья своим бездействием фактически согласился с теперь уже бессрочным проживанием своих бывших работников, что изменило правовое положение жильцов, а вместе с этим и правовой статус занимаемых ими жилых помещений.

2.2. Жильцы общежития, отказавшиеся заключать навязываемые владельцем здания договоры коммерческого найма либо оплачивать жилье по коммерческим тарифам, не могут быть выселены из занимаемых жилых помещений по этим основаниям

Статья 209 ГК РФ возлагает на собственника обязанность совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц, т.е. использовать имущество в соответствии с его целевым назначением.
Основным целевым использованием жилых помещений в общежитии как объектов специализированного жилищного фонда является их предоставление гражданам на период работы, службы или обучения с оплатой жилищно-коммунальных услуг по муниципальным тарифам, а не извлечение прибыли, как в жилищном фонде коммерческого использования.

Именно поэтому, т.е. в силу прямого предписания закона, владелец общежития не вправе заключать с гражданами, вселенными в общежитие, договор коммерческого найма даже при их увольнении по любым основаниям, поскольку для этого требуется предварительный перевод здания общежития (либо отдельных жилых помещений) из специализированного жилищного фонда в жилищный фонд коммерческого использования (ч. 3 ст. 19 ЖК РФ).

Кроме того, в силу ч.ч. 1, 2 ст. 445 ГК РФ обязанность заключить договор может быть возложена на лицо только ГК РФ или иными законами.
Как уже отмечалось, ни действующее гражданское, ни жилищное законодательство не преобразует проживание уволившихся жильцов общежитий в коммерческий наем и не обязывает их заключать договор коммерческого найма после увольнения с предприятия, предоставившего жилье.

2.3. Весьма распространенным основанием выселения граждан из жилых помещений в общежитии является отсутствие у жильца документа о предоставлении занимаемого жилого помещения (либо одного из нескольких занимаемых помещений): ордера, договора найма жилого помещения в общежитии, решения администрации и профкома предприятия о предоставлении жилья и др., в связи с чем владелец жилья считает таких граждан самовольно вселившимися
Вменение в вину жильцам собственного бездействия – это один из излюбленных способов злоупотребления правом наиболее недобросовестными владельцами общежитий.

По действовавшему законодательству ордер на вселение сдавался администрации общежития, после чего можно было вселяться в жилое помещение. Поскольку закон не обязывал вселявшихся жильцов оставлять себе ордер при вселении, то ордеров у жильцов, как правило, нет.

Добросовестно вселившись в жилое помещение и длительное время (даже десятилетиями) производя оплату всего используемого помещения, в некоторых общежитиях жильцы столкнулись с требованиями собственников о выселении в связи с предоставлением им по решениям администрации предприятия или по ордеру (которые, как правило, утеряны) в далеком доперестроечном году жилья якобы меньшей площади.

При этом владелец общежития ссылается на предоставление работнику не всего жилого помещения, а лишь его части, именуя это «койкой», либо «койко-местом» и избегает отвечать правдиво на вопрос, почему же все эти годы часть жилых помещений «пустовала» и на каком основании владелец длительное время принимал оплату жилищно-коммунальных услуг исходя из площади всего помещения.

В таких случаях обязанность доказать предоставление жилья меньшей площади возложена законом на владельца общежития, поскольку ордера жильцам не выдаются и жильцы не несут ответственности за их сохранность.

В подтверждение предоставления именно всего занимаемого жилого помещения жильцам следует ссылаться на любые доказательства: выдававшиеся им ранее справки о проживании, о проверке жилищных условий, метраж в старых платежках по квартплате, переписку с владельцем общежития, а также на показания свидетелей (например, бывших работников предприятия, распределявших жилье). Еще можно попробовать истребовать ордер в паспортной службе ОВД, т.к. на его основании жильцам оформлялась регистрация.

Ссылка владельца общежития на предоставление работнику не жилого помещения, а «койки» либо «койко-места» не свидетельствует об отсутствии у жильца права пользования всем занимаемым жилым помещением, а является следствием правовой безграмотности владельца общежития, поскольку вселение возможно только в жилое помещение либо в его часть, но никак не в кровать, в тумбочку, на стул и т.п.

Вселения на некие койко-места и койки жилищным законодательством никогда не предусматривалось. Если речь идет о покомнатном заселении жилья разными лицами, то все эти лица имеют равные права пользования приходящейся на них частью жилого помещения, могут выбрать любого из них нанимателем и, при желании всех проживающих, приватизировать все помещение (комнату) в долевую собственность.

Если владелец общежития располагает сведениями о документе (решении администрации предприятия, ордере и др.), на основании которого работнику было предоставлено жилое помещение меньшей площади, чем занимаемое в настоящее время, то им инициируются дела о так называемом «уплотнении», т.е. переселении в меньшее жилое помещение (например, в одну из двух занимаемых комнат) либо представление другого жилого помещения меньшей площади.
Всякое выселение по любым основаниям при несогласии жильца допускается только в судебном порядке.

Переселение граждан из нескольких занимаемых помещений в одно владельцы общежития именуют выселением с предоставлением другого жилья.
Между тем, по закону такое «переселение» является выселением без предоставления другого жилья, поскольку взамен изымаемого жилого помещения жильцам не предоставляется другого, и кроме того граждане остаются проживать в ранее предоставленном помещении (только теперь в одном из нескольких); их повторное заселение в уже занимаемое помещение абсурдно.

Соответственно, такое выселение будет незаконным по изложенным выше основаниям, и тем более, если жильцы относятся к одной из категорий лиц, перечисленных в ст.ст. 108, 110 ЖК РСФСР (их нельзя выселить без предоставления другого жилья).
Предоставление жилого помещения в общежитии меньшей площади также незаконно как противоречащее требованиям Жилищного кодекса РФ, особенно в случае распространения на проживание жильцов правоотношений социального найма.

— ч. 1 ст. 94 ЖК РФ.
— ч. 2 ст. 105 ЖК РФ.
— п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» от 26.12.84 г. № 5 (в ред. от 10.10.2001 г. № 11). Утратило силу.

Е.А. Бобров, руководитель Правозащитной организации «Восход»,
преподаватель кафедры Гражданского процесса и социальных отраслей права
РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

Статья написана по материалам сайтов: law.wikireading.ru, gu.spb.ru, www.mk-orion.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector