+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Временно пребывающие и временно проживающие отличия

К временно пребывающим в РФ относят иностранцев, которые временно прибыли в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем ее получения (например, граждане Белоруссии), не имеют вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок пребывания таких граждан определяется длительностью выданной визы, а в случае, не требующем ее получения, не может превышать девяносто суток 2 .

По истечении указанного срока временно пребывающий гражданин обязан выехать из страны. Лицо, прибывшее в Россию в безвизовом порядке и заключившее трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), вправе продлить время пребывания на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год (об этом делается соответствующая отметка в миграционной карте). Данное решение принимают МИД РФ, МВД РФ либо их территориальные органы.

Временно проживающие

В группу временно проживающих входят иностранцы, получившие разрешение на временное проживание. В их паспорте проставляется штамп «Разрешено временное проживание» 3 . Разрешение выдается на три года в пределах ежегодно утверждаемой Правительством РФ квоты 4 . Без учета квоты разрешение можно получить, если иностранный гражданин 5 :

родился на территории РСФСР и в прошлом состоял в гражданстве СССР либо родился на территории РФ;

признан нетрудоспособным и имеет дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

имеет хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;

состоит в браке с гражданином РФ, имеющим российское место жительства;

осуществил инвестиции в РФ в установленном Правительством РФ размере;

поступил на военную службу (на срок службы);

в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Для получения данного разрешения в орган внутренних дел по предполагаемому месту проживания гражданин лично подает следующие документы: 1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание 6 , составленное в двух экземплярах (на русском языке); 2) четыре фотографии размером 35 х 45 мм; 3) документы, удостоверяющие личность и гражданство; 4) документ, подтверждающий наличие или отсутствие у заявителя судимости (выдается полномочным органом государства постоянного проживания); 5) вид на жительство или иной документ, выданный полномочным органом иностранного государства, который подтверждает проживание иностранного гражданина вне государства его гражданской принадлежности; 6) документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи прожиточный минимум при проживании в РФ, или нетрудоспособность гражданина (справку о доходах физического лица; декларацию о доходах с отметкой налогового органа; справку с места работы; трудовую книжку; пенсионное удостоверение; справку органа социальной защиты о получении пособий, подтверждении получения алиментов; справку о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета; свидетельство о праве на наследство; справку о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, или иной документ, подтверждающий получение доходов/нетрудоспособность); 7) свидетельство о браке; 8) свидетельство о рождении и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт – при его наличии); 9) документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в РФ для проживания (подпись заверяется нотариально); 10) сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции; 11) документ, выданный полномочным органом иностранного государства или полномочным учреждением здравоохранения РФ, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, предусмотренных утверждаемым Правительством РФ перечнем 7 ; Если прилагаемые к заявлению документы составлены на иностранном языке, необходимо представить их нотариально заверенный перевод на русский язык. Орган внутренних дел рассматривает поданное заявление в шестимесячный срок и проводит необходимую проверку, по результатам которой принимает решение о выдаче разрешения на временное проживание либо отказе в выдаче. В последнем случае иностранный гражданин имеет право на повторную подачу заявления, но не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления.

Разрешение на временное проживание не выдается, а ранее выданное аннулируется, если иностранный гражданин 8 :

выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создает угрозу безопасности страны или ее граждан;

финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;

представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение на территории РФ либо за ее пределами тяжкого или особо тяжкого преступления, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;

не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

по истечении трех лет со дня въезда в РФ не имеет жилого помещения на основаниях, предусмотренных российским законодательством;

выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;

находится за пределами РФ более шести месяцев;

заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, который признан судом недействительным;

является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции, либо страдает одним из инфекционных заболеваний, предусмотренных утверждаемым Правительством РФ перечнем.

Следует отметить, что лицо, получившее разрешение на временное проживание, не вправе по собственному желанию изменять место проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ 9 .

Временно пребывающие и временно проживающие иностранцы. Сложности приема на работу

Прием на работу иностранца всегда сопровождается определенными трудностями. Ведь для того чтобы правильно оформить все документы с иностранным работником следует учитывать очень много законодательных нюансов. При этом очень важно, какой статус у иностранного гражданина, поскольку от этого зависит порядок его приема на работу. Следует учитывать, что привлечение иностранных работников с нарушениями грозит компании очень серьезными штрафами. Довольно часто возникают сложности в оформлении временно пребывающих и временно проживающих иностранных граждан. Многие работодатели путают эти категории работников, в связи с чем на практике возникают проблемы с миграционными органами. Однако разница между ними существенна. Прежде всего, следует учитывать то, что временно проживающие иностранцы не считаются иностранными работниками. В связи с этим порядок привлечения их к работе более упрощен, чем временно пребывающих иностранцев. Однако в сравнении с российскими гражданами имеются довольно важные особенности осуществления такими работниками трудовой деятельности, которые работодателю необходимо учитывать

Временно проживающие иностранцы могут самостоятельно получить разрешение на работу

Иностранные граждане, которым выдано разрешение на временное проживание в РФ (РВП), приобретают статус временно проживающих в России. Срок действия РВП составляет три года. Как и временно пребывающие в РФ, для осуществления трудовой деятельности в России указанные иностранцы должны получить разрешение на работу. Следует помнить, временно пребывающие иностранцы бывают двух категорий «визовые» и «безвизовые». Процедура оформления разрешительных документов для иностранных граждан, прибывших в РФ по визе и временно пребывающих в стране, состоит из множества этапов. Так, перед получением разрешения на работу для иностранного работника компания обращается в Центр занятости населения со сведениями о потребности в работниках, затем оформляет в территориальном органе в сфере миграции (УФМС) разрешение на привлечение и использование иностранных работников на срок до 1 года. Временно пребывающие в РФ граждане, которые прибыли в Россию в безвизовом режиме, принимаются на работу лишь при наличии оформленного по ходатайству работодателя разрешения на работу без прохождения предварительных этапов. (пункт 4.5 статьи 13, пункт 2 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Подобный порядок предусмотрен и для временно проживающих в РФ иностранцев. Однако в данном случае работодатель освобождается от обращения в службу занятости и от оформления разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, потому что данные обязанности касаются только привлечения иностранных работников. В силу ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон об иностранных гражданах) такими не считаются временно проживающие иностранцы. Поэтому они могут самостоятельно либо через своего представителя, действующего по доверенности, обратиться в УФМС за получением разрешения на работу.

Разрешение выдается в течение десяти рабочих дней на срок действия трудового или гражданско-правового договора, но не более чем на 1 год. В случае отсутствия трудового договора, иностранный гражданин также вправе получить разрешение на работу сроком на 90 суток, то есть на срок временного пребывания на территории РФ согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В течение данного срока иностранный гражданин должен заключить трудовой договор для продления срока действия разрешения на работу. Затем этот срок может быть продлен на срок действия РВП. При этом в законе нет прямого указания, в какие сроки до окончания действия текущего разрешения на работу следует обратиться за его продлением. Таким образом, продление срока действия разрешения на работу, выданного на 1 год, может быть осуществлено сразу на срок действия РВП, то есть до трех лет, при наличии заключенного с работодателем трудового договора. Следует также учитывать, что для получения либо продления срока действия разрешения на работу временно пребывающему в РФ требуются медицинские сертификаты, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина заболеваний согласно установленному Правительством РФ перечню. Это следует из подпункта 10 части 9 статьи 18, подпункта 4 части 7.1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Временно проживающие в РФ иностранцы подобных медицинских сертификатов в УФМС не предоставляют.

Это интересно:  Что значит зарплата до вычета ндфл

Временно пребывающих иностранцев можно принимать на работу только с учетом квоты

Временно пребывающие в РФ граждане могут быть приняты на работу лишь при наличии у работодателя квоты на привлечение иностранных работников на желаемую должность (за некоторым исключением). Напомним, что работодатели должны до 1 мая, представить в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе на предстоящий год. На основании данных заявок формируется квота. Данный порядок установлен Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 783. В тоже время разрешение на работу иностранному гражданину с РВП выдается на любую запрашиваемую позицию согласно общероссийскому классификатору должностей. При этом Административный регламент предоставления Федеральной Миграционной Службой РФ услуги по выдаче разрешений на работу временно проживающим в РФ (утв. Приказом ФМС России от 06.06.2008 № 142) не требует обязательного подтверждения соответствующей квалификации иностранного гражданина в форме диплома о профессиональном образовании.

К категории временно пребывающих в РФ граждан, для привлечения которых не требуется квота, к примеру, относятся высококвалифицированные специалисты и их семьи. Установленная Правительством квота также не учитывается при привлечении иностранных граждан, состоящих в браке с гражданином Российской Федерации, имеющих место жительства в Российской Федерации, а также осуществивших инвестиции в Российской Федерации. Не учитывается квота и при привлечении на работу иностранных граждан, имеющих ребенка и состоящего в гражданстве Российской Федерации. Данные льготы для отдельных категорий иностранных граждан предусмотрены статьей 6 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Следует помнить, что Правительство РФ также ежегодно определяет допустимую долю иностранных работников с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации. При определении доли в первую очередь учитывается приоритетность трудоустройства граждан РФ, а также региональные особенности и необходимость работодателей в привлечении иностранных работников. Также нужно иметь в виду, что допустимая доля иностранных работников устанавливается в зависимости от определенных видов экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Однако в отношении временно проживающих иностранцев данные ограничения не распространяются. На это в частности указало Минздравсоцразвития (Приказ от 01.02.2012 № 71н).

При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения компаниями в соответствие с ней используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора с иностранным работником. Однако следует отметить, что последние три года такая доля остается неизменной: в отношении розничной торговли 0 процентов от общей численности работников и 25 процентов в области спорта.

Временно проживающий иностранец сам уведомляет государственные органы о том, где он работает

При заключении и расторжении трудового договора с временно пребывающим в РФ иностранным гражданином, работодатель уведомляет налоговый орган, а также УФМС и орган занятости населения в случае приема на работу или увольнения гражданина, прибывшего в безвизовом режиме в силу пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Однако компания не обязана уведомлять органы государственной власти о привлечении к трудовой деятельности, а также увольнении имеющего РВП иностранца, поскольку этот порядок предусмотрен лишь для иностранных работников, а временно проживающие в РФ иностранцы таковыми не считаются. Временно проживающий иностранный гражданин обязан самостоятельно уведомлять миграционный орган о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Наряду с подтверждением прилагаются справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Сделать это он должен в течение двух месяцев со дня истечения каждого очередного года, прошедшего после получения им разрешения на временное проживание. Также следует отметить, что с 1 января 2012 года на выплаты в пользу временно пребывающих РФ иностранных граждан начисляются пенсионные взносы в силу п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ. При этом застрахованными признаются иностранные работники, с которыми заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев или на неопределенный срок.

Таким образом, работодатель, в случае привлечения для осуществления трудовой деятельности временно проживающего иностранного гражданина освобождается от ряда административных процедур, что значительно упрощает процесс оформления трудовых правоотношений с иностранным работником.

Следует учесть, что неуведомление государственных органов о привлечении к трудовой деятельности временно пребывающего иностранного гражданина влечет наложение административного штрафа либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток в силу статьи 18.15 КоАП РФ. При этом в случае привлечения к трудовой деятельности двух или более лиц с нарушением установленного порядка влечет наложение административной ответственности на каждого иностранного гражданина в отдельности. Объяснения работодателя о пропуске срока уведомления ввиду недавнего открытия организации либо объема работы, что повлекло неуведомление контролирующих органов, как правило, не принимаются судом во внимание. Так как под привлечением к трудовой деятельности понимается уже сам факт допуска в любой форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. Работодатель также обязан уведомлять орган занятости о предоставлении работнику отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Также работодатель обязан уведомить в трехдневный срок с момента заключения или расторжения договора с иностранным гражданином об этом орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, что следует из пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также разъяснений, данных Федеральной миграционной службой в пункте 2 Приказа №147 от 28.06.2010 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Временно пребывающего иностранца нельзя направить в командировку больше чем на 10 дней

Временно пребывающий в РФ иностранец осуществляет трудовую деятельность в том регионе России, на который распространяется действие его разрешения на работу. При этом, временно проживающий иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в пределах субъекта, где ему разрешено временное проживание. (пункты. 4.2, 5 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Однако при этом временно пребывающий в РФ иностранный работник может быть направлен в иной регион в служебную командировку, где при наличии командировочного удостоверения срок работы может составлять суммарно до 10 календарных дней в течение срока действия разрешения на работу. Если же речь идет о временно проживающем в России иностранном гражданине, то срок командировки может составлять в совокупности не более 40 дней в году.

Если в трудовом договоре с иностранцем будет указан разъездной характер работы, то эти сроки можно обойти. В такой ситуации общий период работы временно пребывающих за пределами региона действия разрешения на работу будет до 60 календарных дней для временно пребывающих, а для временно проживающих до 90 дней. Стоит заметить, что данные сроки не распространяются на высококвалифицированных специалистов.

Указанные сроки утверждены Приказом Минздравсоцразвития от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)». При этом в Приказе установлен список профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин может пользоваться возможностью посещения с рабочими целями прочих регионов РФ. Следует учитывать, что в силу ст. 168 ТК РФ перечень работников, которым может быть установлен разъездной характер работы, должен быть также утвержден локальным актом работодателя.

Это интересно:  Температура в офисных помещениях нормы зимой

Временно проживающий иностранец, работающий в регионе, отличном от региона действия его разрешения на временное проживание нарушает правила проживания в РФ. В связи с этим РВП может быть аннулировано территориальным органом ФМС России, а сам иностранный гражданин должен будет покинуть территорию РФ.

Также по решению суда за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы, как работодатель, так и сам иностранный гражданин могут подлежать административной ответственности с выплатой административных штрафов, аналогичных для временно пребывающих в РФ.

Работодатель не должен ставить временно проживающего иностранца на миграционный учет

По общему правилу иностранцы, посещают Россию по визе, оформленной на срок до 1 года (за некоторыми исключениями). Большинство иностранных граждан, получивших РВП в России на срок до трех лет, оформляют визу временно проживающего лица также на срок до трех лет. Однако на основании международных соглашений о взаимных безвизовых поездках граждане некоторых стран, имеющие разрешение на временное проживание в РФ, могут посещать страну без визы. К ним относятся граждане Италии, Германии, Сербии, Турции, Польши, Македонии и Черногории. Посещать Россию без визы вправе также граждане стран Содружества Независимых Государств. Для пересечения границы им необходим лишь действительный паспорт.

Для обеспечения данной возможности, Правительством РФ были заключены следующие международные соглашения:

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Итальянской Республики об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам Итальянской Республики (заключено 15.06.2004);

2. Соглашение между Правительством СССР И Правительством Итальянской Республики по визовым вопросам (заключено 30.11.1989);

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия (заключено 10.12.2003);

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Сербии (заключено 20.02.2009);

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Турецкой Республики (заключено 12.05.2010);

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о безвизовых поездках по дипломатическим паспортам (заключено 05.11.1999);

7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Польша (заключено 18.09.2003);
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о безвизовых поездках граждан (заключено 13.11.1996);

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Македонии (заключено в 19.06.2008);

10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Черногории об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Черногории (заключено 24.09.2008). Аналогичный порядок распространяется также на лиц без гражданства, получивших РВП в РФ. Порядок миграционного учета временно пребывающих и временно проживающих в РФ иностранцев также разнится. Так, в соответствии с Федеральным законом от 18.07. 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» временно пребывающие в РФ иностранцы обязаны зарегистрироваться по месту пребывания (по адресу компании либо по частному адресу) в течение 7 рабочих дней с момента прибытия в место пребывания. Имеющий РВП иностранец сам регистрируется по адресу фактического проживания на весь срок действия РВП и ежегодно подтверждает адрес своего проживания в УФМС.

Если иностранный гражданин по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения, ему также может быть отказано в выдаче разрешения на временное проживание. Разрешение на временное проживание также аннулируется, если иностранный гражданин находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев. Данные меры предусмотрены пунктами 9, 11 статьи 7 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Миграционными органами было аннулировано разрешение на временное проживание иностранного гражданина. Основанием послужило систематическое нарушение законодательства РФ. Так, например, в течение срока, превышающего год со дня выдачи разрешения на временное проживание, иностранный гражданин не осуществлял трудовую деятельность в РФ, находясь на иждивении гражданской жены, и, соответственно, не имел достаточных для содержания себя средств. Кроме того, прибыв Россию в безвизовом порядке, он не представил в установленный срок в территориальный орган федеральной миграционной службы свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе. Также иностранный гражданин не выполнил обязанность согласно п. 9 ст. 6 Закона об иностранных граждан лично представить в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Суд признал действия миграционных органов правомерными (решение Московского районного суда города Нижний Новгород от 14.07.2011 по делу Шатикяна В.К.).

Однако при соблюдении миграционного законодательства временно проживающий в РФ гражданин может претендовать на получение вида на жительство в России, что освобождает иностранца от необходимости получения разрешений на работу и виз для работы и проживания в России.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что при привлечении к трудовой деятельности временно пребывающего иностранного работника, работодатель сталкивается с рядом дополнительных согласований с контролирующими органами. Это позволяет говорить об очевидных преимуществах в случае привлечения к трудовой деятельности временно проживающего иностранного работника.

*Данная статья была опубликована в журнале «Трудовые споры», №7

«. Хочется отметить не только профессионализм сотрудников этой компании, но и их нацеленность на результат. »
Управляющий гостиничным комплексом.

Постоянно проживающие и временно проживающие

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила N 354) используют понятие количество постоянно и временно проживающих граждан.

Указанное количество применяется при расчетах размера платы и объема потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению в случаях, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета соответствующего коммунального ресурса.

Количество постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан определяется исходя из следующего:

Постоянно проживающими в жилом помещении являются граждане, которые зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту жительства. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее — Правила N 713), местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Таким образом, количество постоянно проживающих в жилом помещении граждан равняется количеству граждан, зарегистрированных в указанном жилом помещении по месту жительства (регистрация по месту жительства является бессрочной, постоянной).

Временно проживающими в жилом помещении являются граждане, зарегистрированные в указанном жилом помещении по месту пребывания. В соответствии с абзацем первым пункта 3 Правил N 713 местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. В случае, если временно проживающий в жилом помещении гражданин не является собственником указанного помещения и не является нанимателем указанного помещения, то есть право пребывания в таком помещении предоставлено гражданину лицом, имеющим право пользования указанным помещением, в качестве одного из документов для регистрации гражданина в качестве временно пребывающего пункт 9 Правил N 713 устанавливает заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение. Именно это заявление указано и в подпункте «б» пункта 57 Правил N 354.

Необходимо отметить, что подпункт «б» пункта 57 Правил N 354 в качестве лица, подающего такое заявление, устанавливает собственника или постоянно проживающего потребителя. Данная формулировка указывает на лицо, имеющее право пользования помещением — таким лицом является либо собственник, либо постоянно проживающий в помещении потребитель.

Это интересно:  Законы о полиции 2020 дпс

В случае, если жилое помещение является собственностью муниципального образования и данное жилое помещение передано нанимателю по договору найма, такой наниматель является постоянно проживающим в помещении потребителем и имеет право оформлять заявление о пользовании указанным жилым помещением временно проживающими потребителями. Документом, подтверждающим право нанимателя использовать указанное помещение, является договор найма — этот документ в обязательном порядке должен предоставляться при оформлении заявления. При этом с учетом того, что муниципальное помещение уже передано нанимателю по договору найма, в указанном случае недопустимо оформление заявления от имени органов местного самоуправления.

Помимо граждан, зарегистрированных в жилом помещении по месту пребывания, к временно проживающим жилищное законодательство относит также граждан, проживающих в жилом помещении без регистрации в указанном жилом помещении — то есть тех граждан, у которых отсутствует регистрация в указанном жилом помещении и по месту жительства, и по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 56(1) Правил N 354 в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (далее — Акт).

Необходимо отметить, что сам по себе указанный Акт не может являться основанием для применения количества указанных в Акте граждан в расчетах платы за коммунальные услуги. Составленный исполнителем коммунальных услуг Акт в соответствии с тем же пунктом 56(1) Правил N 354 в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

После получения Акта от исполнителя коммунальных услуг соответствующие уполномоченные органы проводят проверку и в случае подтверждения факта проживания в жилом помещении граждан, не имеющих в указанном помещении регистрации, составляют Протокол об административном правонарушении. Именно такой Протокол в соответствии с пунктом 58 Правил N 354 количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте «б» пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для определения количества временно проживающих граждан. Применение в расчетах платы за коммунальные услуги Акта, составленного исполнителем коммунальных услуг, в отсутствие составленного уполномоченными органами Протокола об административном правонарушении, недопустимо.

Документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (свидетельство о праве собственности на указанное помещение, выписка из ЕГРП, договор найма на указанное помещение, иные документы, предусмотренные законодательством), являются основанием для внесения оплаты за коммунальные услуги и содержание жилого помещения, но не являются основанием для определения количества проживающих в жилом помещении граждан.

В соответствии с частью 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает: у собственников помещений — с момента возникновения права собственности на помещение; у нанимателей и арендаторов помещений — с момента заключения соответствующих договоров найма и аренды; у членов жилищных кооперативов — с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Был иностранец временно пребывающим, стал — временно проживающим

В рассматриваемой ситуации контролеры могут доначислить страховые взносы на обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также начислить пени и штраф. Но у компании есть шансы оспорить доначисления в суде. Расскажем подробнее.

Cтатус — временно пребывающий

Временно пребывающими в РФ иностранными гражданами считаются лица, приехавшие в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, далее — Закон № 115-ФЗ). Для осуществления трудовой деятельности такой иностранец должен иметь разрешение на работу (если он въехал в Россию на основании визы) или патент (если он въехал в Россию в безвизовом порядке). Один из этих документов иностранец должен представить работодателю при приеме на работу (ст. 327.3 ТК РФ). Сведения из него вносятся в трудовой договор (ст. 327.2 ТК РФ).

Временно пребывающие в России иностранные граждане, работающие по трудовому договору, относятся к застрахованным лицам:

— по обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, далее — Закон № 167-ФЗ);

— обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, далее — Закон № 255-ФЗ);

— обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ, далее — Закон № 125-ФЗ).

Выплаты и вознаграждения в рамках трудовых отношений физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, являются объектом обложения страховыми взносами (п. 1 ст. 420 НК РФ). Следовательно, на выплаты по трудовому договору в пользу временно пребывающих в России иностранных работников начисляются взносы на пенсионное страхование, по временной нетрудоспособности и на травматизм.

Обложение выплат временно пребывающим иностранцам страховыми взносами на пенсионное страхование и на травматизм осуществляется по тем же тарифам, что и выплаты в пользу российских работников. А вот для взносов по временной нетрудоспособности для данной категории иностранцев предусмотрен специальный тариф — 1,8% (п. 2 ст. 426 НК РФ).

Поскольку среди застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию временно пребывающие иностранцы не названы (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», далее — Закон № 326-ФЗ), на выплаты в их пользу медицинские взносы не начисляются (письмо ФНС России от 01.09.2017 № БС-4-11/17467@).

Cтатус — временно проживающий

Иностранные граждане, которые получили разрешение на временное проживание, относятся к временно проживающим в России (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ). Для привлечения к трудовой деятельности данной категории иностранцев разрешение на работу или патент не требуются (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Временно проживающие в России иностранцы относятся к застрахованным лицам:

— по пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ);

— медицинскому страхованию (ст. 10 Закона № 326-ФЗ);

— социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (п. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ);

— социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (п. 1 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).

Следовательно, на выплаты в их пользу нужно начислять все страховые взносы (пенсионные, медицинские, по временной нетрудоспособности и на травматизм). При этом для взносов по временной нетрудоспособности используется общий тариф 2,9% (п. 2 ст. 426 НК РФ).

Нужен ли пересчет?

В письме от 18.12.2015 № 17-3/В-620 Минтруд России рассмотрел ситуацию, когда у временно пребывающего в России иностранного гражданина статус изменился на постоянно проживающего в России. Чиновники разъяснили, что со дня изменения своего правового статуса иностранец становится застрахованным в системе обязательного медицинского страхования. Следовательно, с этого момента страховые взносы с выплат в его пользу должны начисляться по правилам, установленным для иностранцев, постоянно проживающих в России. Отметим, что правила исчисления страховых взносов для иностранцев со статусом постоянно и временно проживающих в России одинаковы.

Таким образом, применительно к нашей ситуации, исходя из позиции Минтруда России, с выплат иностранному работнику, произведенных после получения им разрешения на временное проживание, компании нужно пересчитать страховые взносы по временной нетрудоспособности по общему тарифу 2,9% и начислить на эти выплаты медицинские взносы. Доначисленные суммы надо уплатить вместе с пенями и представить в налоговый орган уточненный расчет по страховым взносам за соответствующие периоды (п. 4, 6 ст. 81 НК РФ). Если это не сделать, компании грозит штраф по ст. 122 НК РФ за неуплату и неполную уплату страховых взносов в размере 20% от неуплаченных сумм.

Статья написана по материалам сайтов: www.levinebridge.com, mostszh.ru, www.eg-online.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector