+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Закон о бухгалтерском учете и отчетности

О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

22 ноября 2011 года

29 ноября 2011 года

Судебная практика и законодательство — 402-ФЗ О бухгалтерском учете

приказ Минприроды России от 10.03.2015 N 94 О вводе в промышленную эксплуатацию информационных систем Минприроды России»; постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; приказ Минфина России 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти»; Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ О бухгалтерском учете; Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации

аудитор также выпустил аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности политической партии, состав которой установлен Федеральным законом «О бухгалтерском учете», подготовленной за тот же период;

от аудитора не требуется сообщать информацию о ключевых вопросах аудита в соответствии с МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», и он не принял решение сделать это по каким-либо иным причинам;

2. Настоящий формат (часть CV, версия 5.07) разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02.08.2010 N 18023) с учетом последующих изменений, утвержденных приказами Минфина России.

В обоснование своего требования административный истец указал, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Нарушение своих прав административный истец связывает с тем, что при рассмотрении арбитражными судами конкретных дел с участием ПАО «ВНИПИгаздобыча» были применены оспариваемые положения нормативного правового акта.

4. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480 «Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

Перечень основных услуг БУ и ставок на услуги БУ, применяемых для определения базового тарифа БУ (далее — Перечень БУ), составлен исходя из необходимости учета хозяйственных операций, проведения активных и пассивных операций, отражения операций в регистрах бухгалтерского учета и составления отчетности в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона «О бухгалтерском учете», нормативных актов Банка России и внутренних регулятивных документов Агентства.

1.2. Инвентаризация имущества финансовой организации (далее — инвентаризация) проводится в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность финансовых организаций.

49. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете».

50. Организации представляют первичные статистические данные о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по утвержденным формам федерального государственного статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

аудит проводился в отношении полного комплекта годовой бухгалтерской отчетности, состав которой установлен Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

годовая бухгалтерская отчетность составлена руководством аудируемого лица в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными в Российской Федерации;

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» №129-ФЗ

«О бухгалтерском учёте» №129-ФЗ

Принят Государственной Думой 23 февраля 1996 года.
Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года.
(в редакциях Федеральных законов от 23.07.1998 №123-ФЗ, от 28.03.2002 №32-ФЗ,
от 31.12.2002 №187-ФЗ, от 31.12.2002 №191-ФЗ, от 10.01.2003 №8-ФЗ,
Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 №61-ФЗ,
Федеральных законов от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 03.11.2006 №183-ФЗ).

Глава I.
Общие положения

Статья 1. Бухгалтерский учёт, его объекты и основные задачи

  1. Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
  2. Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
  3. Основными задачами бухгалтерского учёта являются:
    • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчётности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчётности;
    • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

    • Руководитель организации — руководитель исполнительного органа организации, либо лицо, ответственное за ведение дел организации.
    • Синтетический учёт — учёт обобщённых данных бухгалтерского учёта о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведётся на синтетических счетах бухгалтерского учёта.
    • Аналитический учёт — учёт, который ведётся в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учёта, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счёта.
    • План счетов бухгалтерского учёта — систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учёта.

Бухгалтерская отчётность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте

    Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте являются: обеспечение единообразного ведения учёта имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчётности.

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учёт доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

В целях настоящего Федерального закона адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учёта хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Организации, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учёта, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения, ведут учёт доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Организации, применяющие упрощённую систему налогообложения, ведут учёт основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте.

Статья 5. Регулирование бухгалтерского учёта

  1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
  2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
    • а) планы счетов бухгалтерского учёта и инструкции по их применению;
    • б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учёта хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчётности;
    • в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учёта;

г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учёта и отчётности для таможенных целей.

В планах счетов бухгалтерского учёта, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощённая система бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учёту, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учёт, самостоятельно формируют свою учётную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Статья 6. Организация бухгалтерского учёта в организациях

  1. Ответственность за организацию бухгалтерского учёта в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
  2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учётной работы:
    • а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
    • б) ввести в штат должность бухгалтера;
    • в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
    • г) вести бухгалтерский учёт лично.

Принятая организацией учётная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учёта.

При этом утверждаются:

    • рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности;
    • формы первичных учётных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности;
    • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
    • правила документооборота и технология обработки учётной информации;
    • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта.

Принятая организацией учётная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учётной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учёта, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта или существенного изменения условий её деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учёта изменения учётной политики должны вводиться с начала финансового года.

Статья 7. Главный бухгалтер

  1. Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.
  2. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несёт ответственность за формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчётные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций, документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несёт всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Глава II.
Основные требования к ведению бухгалтерского учёта.
Бухгалтерская документация и регистрация.

Статья 8. Основные требования к ведению бухгалтерского учёта

  1. Бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведётся в валюте Российской Федерации — в рублях.
  2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
  3. Бухгалтерский учёт ведётся организацией непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация ведёт бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций путём двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учёта.

Данные аналитического учёта должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта.

    Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учёта без каких-либо пропусков или изъятий.

В бухгалтерском учёте организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Статья 9. Первичные учётные документы

  1. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт.
  2. Первичные учётные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
    • а) наименование документа;
    • б) дату составления документа;
    • в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
    • г) содержание хозяйственной операции;
    • д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
    • е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность её оформления;
    • ж) личные подписи указанных лиц;

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учётных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Первичный учётный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после её окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учётных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учёте, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

  1. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учётные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
  2. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учётных документов составляются сводные учётные документы.
  3. Первичные и сводные учётные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счёт копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Первичные учётные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Статья 10. Регистры бухгалтерского учёта

Регистры бухгалтерского учёта предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учёта и в бухгалтерской отчётности.

Регистры бухгалтерского учёта ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учёта в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учёта.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учёта обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

    При хранении регистров бухгалтерского учёта должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учёта должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

Содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней бухгалтерской отчётности является коммерческой тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учёта и во внутренней бухгалтерской отчётности, обязаны хранить коммерческую тайну. За её разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Оценка имущества и обязательств

Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности в денежном выражении.

Оценка имущества, приобретённого за плату, осуществляется путём суммирования фактически произведённых расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведённого в самой организации, — по стоимости его изготовления.

Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчётном периоде.

Применение других методов оценки, в том числе путём резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учёта.

Бухгалтерский учёт по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведётся в рублях на основании пересчёта иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции.

Статья 12. Инвентаризация имущества и обязательств

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

  1. Проведение инвентаризации обязательно:
    • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
    • перед составлением годовой бухгалтерской отчётности;
    • при смене материально ответственных лиц;
    • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
    • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
    • при реорганизации или ликвидации организации;
    • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  2. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учёта отражаются на счетах бухгалтерского учёта в следующем порядке:
    • а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на увеличение финансирования (фондов);

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счёт виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов).

Глава III.
Бухгалтерская отчётность

Статья 13. Состав бухгалтерской отчётности

  1. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учёта бухгалтерскую отчётность.
  2. Бухгалтерская отчётность организаций, за исключением отчётности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
    • а) бухгалтерского баланса;
    • б) отчёта о прибылях и убытках;
    • в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
    • г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчётности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

д) пояснительной записки.

Состав бухгалтерской отчётности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощённый состав годовой бухгалтерской отчётности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.

Формы бухгалтерской отчётности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учёта, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчётности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчётности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчётный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчётности.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учёта в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учёта рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчётности организация объявляет изменения в своей учётной политике на следующий отчётный год.

Бухгалтерская отчётность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Бухгалтерская отчётность организаций, в которых бухгалтерский учёт ведётся централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учёт.

Бухгалтерская отчётность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчётности в установленной форме на бумажных носителях.
При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчётности, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, организация может представлять бухгалтерскую отчётность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Отчётный год

    Отчётным годом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчётным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчётность за первый отчётный год.

Месячная и квартальная отчётность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчётного года.

Статья 15. Адреса и сроки представления бухгалтерской отчётности

Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчётность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам её имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчётность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчётность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчётность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Представляемая годовая бухгалтерская отчётность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

  1. Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчётность вышестоящему органу в установленные им сроки.
  2. Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчётность только один раз в год по итогам отчётного года в упрощённом составе:
    • а) бухгалтерский баланс;
    • б) отчёт о прибылях и убытках;
    • в) отчёт о целевом использовании полученных средств.

Бухгалтерская отчётность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через её представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Пользователь бухгалтерской отчётности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчётности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчётности о принятии и дату её представления. При получении бухгалтерской отчётности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчётности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.

Днем представления организацией бухгалтерской отчётности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата её отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

Статья 16. Публичность бухгалтерской отчётности

Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счёт частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчётность не позднее 1 июня года, следующего за отчётным.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и их представительства и филиалы на территории субъектов Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также иные организации в случаях, установленных федеральными законами, обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчётность.

Публичность бухгалтерской отчётности заключается в её опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчётности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчётность, а также в её передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Статья 17. Хранение документов бухгалтерского учёта

  1. Организации обязаны хранить первичные учётные документы, регистры бухгалтерского учёта и бухгалтерскую отчётность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
  2. Рабочий план счетов бухгалтерского учёта, другие документы учётной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчётности в последний раз.

Ответственность за организацию хранения учётных документов, регистров бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности несёт руководитель организации.

Глава IV.
Заключительные положения

Статья 18. Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте

Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учёта, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учёта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учёта, искажения бухгалтерской отчётности и несоблюдения сроков её представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. О введении в действие настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Нормативные акты по бухгалтерскому учёту, изданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей ему.

Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль
21 ноября 1996 года
№129-ФЗ

Закон «О бухгалтерском учете». Практические вопросы применения

В целом рассматривать данную тему целесообразно в последовательности, заданной положениями Федерального закона от 6.12.11 г. № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ), но начать необходимо со ст. 30 «Особенности применения настоящего Федерального закона».

О необходимости стабильности в эпоху перемен

Значимость приведенного положения трудно переоценить. Смысл его в том, что какими бы «отсталыми» с точки зрения МСФО ни были действующие сегодня российские ПБУ, они тем не менее должны до их отмены или замены неукоснительно выполняться и отчетность должна составляться именно в соответствии с их требованиями. Напомним, что:

во-первых, достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная по правилам, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.07.99 г. № 43н, далее – ПБУ 4/99). Безусловно, имеются в виду российские нормативные акты;

Указывая на то, что отчетность аудируемой организации составлена в соответствии с российскими правилами, аудиторы берут на себя соответствующую ответственность перед пользователями отчетности.

Поэтому при наличии применяемых российских правил использовать при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности, игнорируя их, МСФО неправомерно.

Обратим также внимание на то, что в п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ речь идет о продолжении применения не нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, а именно правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Потому что, как увидим ниже, с одной стороны, в силу исторических причин в указанных актах содержатся и небухгалтерские нормы, к которым ст. 30 Закона № 402-ФЗ не относится, а с другой – далеко не во всех нормативных актах по бухгалтерскому учету содержатся правила в строгом понимании этого слова.

Что есть противоречие Закону

В связи с этим необходимо определить, в какой из двух возможных ситуаций нужно считать, что положения нормативных актов по бухгалтерскому учету, сформулированные в соответствии с утратившим силу Федеральным законом от 26.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ), противоречат Закону № 402-ФЗ:

в Законе № 402-ФЗ сказано иное, чем в нормативном акте;

в Законе № 402-ФЗ ничего не сказано по данному вопросу, а в нормативном акте соответствующее положение имеется.

Первая ситуация не вызывает сомнений в том, что противоречие налицо, и применяться, безусловно, должно правило, установленное Законом № 402-ФЗ. А вот считать противоречием второй случай, аргументируя тем, что нормативный акт предоставляет не предусмотренные Законом № 402-ФЗ права или налагает не установленные им обязанности, было бы, думается, нелогичным. Противоречие предполагает наличие как минимум двух сторон, элементов, аспектов, между которыми оно и возникает. Здесь же есть только одна сторона (элемент) – положение нормативного акта, и чему же оно противоречит? Как-то не вяжется со здравым смыслом!

Таким же пониманием второй ситуации, как видится, руководствуется и Минфин России. Об этом свидетельствует, например, указание в Информации № ПЗ-10/2012 на то, что руководителем экономического субъекта должен утверждаться перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Такая норма, содержавшаяся в п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, в Законе № 402-ФЗ отсутствует, но сохранилась в п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н (далее – Положение по ведению бухгалтерского учета). Считая дальнейшее применение данной нормы вполне возможным, Минфин России тем самым рассматривает ее как не противоречащую Закону № 402-ФЗ.

Отчетность организаций, применяющих «упрощенку»

Вопрос о том, должны ли быть в бухгалтерской отчетности организаций – «упрощенцев», составляемой в 2013 г., сравнительные данные за предыдущие периоды, решается на основе норм ПБУ 4/99. Эти нормы требуют, чтобы бухгалтерская отчетность давала достоверное и полное представление в том числе об изменениях в финансовом положении организации, что достигается путем приведения по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, данных минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному (пп. 6, 10 ПБУ 4/99).

Может ли организация, которая на основании п. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ прежде не составляла бухгалтерскую отчетность, считать, что для нее 2013 г. является первым отчетным периодом и соответственно не приводить в отчетности сравнительные данные? Вопрос неоднозначный.

С одной стороны, согласно обоим законам «О бухгалтерском учете» истекший год может не считаться первым отчетным периодом только у организаций, созданных в IV квартале (пп. 1, 2 ст. 14 Закона № 129-ФЗ, пп. 1, 2 ст. 15 Закона № 402-ФЗ). С другой, если организация не должна была ранее составлять бухгалтерскую отчетность, то, возможно, для нее первым отчетным периодом будет считаться год, когда такая обязанность возникла.

Отметим, что никто не собирается заставлять небольшие организации (а именно они используют упрощенную систему налогообложения) применять в полной мере все действительно непростые правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО, которые уже содержатся и будут в ускоренном темпе появляться в российских стандартах в ближайшие два года . Уже сейчас во многих ПБУ имеются нормы о возможности неприменения субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями отдельных положений или всего ПБУ целиком. Сводный список этих возможностей представлен Минфином России в Информации № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (с учетом дальнейших не отраженных в нем нововведений).

Предполагается, что План Министерства финансов Российской Федерации на 2012 – 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденный приказом Минфина России от 11.11.11 г. № 440 (далее – План по развитию бухгалтерского учета), будет выполнен в основном в 2013–2014 гг.

Кроме того, приказами Минфина России от 17.08.12 г. № 113н и от 04.12.2012 № 154н субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям дано право составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по упрощенным (укрупненным) формам. Микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации могут вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи) (приказ Минфина России от 18.12.12 г. № 164н). И в Информации № ПЗ-10/2012 Минфин России всячески «успокаивает» небольшие организации: для применяющих упрощенную систему налогообложения допустимым является применение для регистрации и накопления информации о всех фактах хозяйственной жизни только одного регистра бухгалтерского учета – книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни.

Наконец, в Законе № 402-ФЗ в качестве одного из принципов регулирования бухгалтерского учета установлено упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций (п. 3 ст. 20) .

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства и микропредприятиям содержатся в п.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.07 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с учетом постановления Правительства РФ от 9.02.13 г. № 101), к социально ориентированным некоммерческим организациям – в п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.96 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Особая роль Отчета о движении денежных средств

Таким образом, теперь Отчет о движении денежных средств (ОДДС) законодательно приравнен по своей значимости к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. От этого ОДДС не перестал быть частью приложений к двум первым отчетам (п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ, пп. 2, 4 приказа Минфина России от 2.07.10 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»), но из всех приложений он один назван в Законе № 402-ФЗ отдельно.

Чем это обусловлено, понятно: баланс и отчет о финансовых результатах составляются «по начислению», вследствие чего стандартной является ситуация, когда бухгалтерская прибыль есть, а денег нет, и для выплаты дивидендов приходится брать заем или кредит. Может быть и наоборот: прибыли нет, а оборотных денежных средств достаточно. Поэтому, чтобы пользователь бухгалтерской (финансовой) отчетности имел более полное и точное представление о финансово-экономической ситуации, в которой находится отчитывающаяся организация, важно дополнить данные, сформированные на основе принципа начисления, информацией, составленной «по оплате».

Поэтому и в РСБУ, и в МСФО есть отдельный стандарт, посвященный ОДДС, – Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011), утвержденное приказом Минфина России от 2.02.11 г. № 11н, и МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств».

Практический вывод из сказанного будет следующим. В позапрошлом году при первом применении ПБУ 23/2011 многие организации не смогли полностью реализовать все его требования, например по свернутому отражению денежных потоков, связанных с НДС (п.п. «б» п. 16). И аудиторы вынуждены были иногда смотреть на это сквозь пальцы. С вступлением в силу Закона № 402-ФЗ, подчеркнувшим особую значимость ОДДС, такие вольности и поблажки должны уйти в прошлое.

Бухгалтерский стандарт – прежние прерогативы

Что такое способ учета, определяется в п.4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 6.10.08 г. № 106н. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Как видим, методологической основой способа учета являются способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов. Способы группировки фактов хозяйственной жизни, т.е. их квалификации (например, еще незавершенные капитальные вложения или уже основное средство) определяются тем, что в каждом ПБУ названо условиями признания. Способы погашения можно считать частью оценки, поскольку тем самым устанавливается, по какой нетто-стоимости будут показаны в балансе погашаемые активы и обязательства.

Значит, никакой другой документ, кроме ПБУ (стандарта), регулировать эти вопросы – условия признания и оценка – не имел права.

Не изменилась эта ситуация и с вступлением в силу Закона № 402-ФЗ. В нем установлено, что стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 3), к которым относятся те же условия признания и оценка: определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия их принятия и списания в бухгалтерском учете, допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета, порядок пересчета их стоимости, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета (п.п. 1–3 п. 2 ст. 21).

Практическое значение изложенного заключается в том, что оно дает ключ к решению целого ряда спорных вопросов формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе остающейся актуальной, как показывает аудиторская практика, проблеме расходов будущих периодов.

Факт шире и «влиятельнее» операции

Определение сделки дается в ст. 153 ГК РФ: сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В свете этой дефиниции открытым остается вопрос о том, имелось ли в виду в Законе № 402-ФЗ то, что в перспективе в бухгалтерском учете и отчетности должно будет отражаться одно лишь заключение гражданско-правовых договоров, поскольку они в соответствии с рассматриваемым определением способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Событием, по-видимому, должно считаться то, что происходит независимо от желания и воли организации. Примеры таких фактов хозяйственной деятельности приведены в приложении 1 к Положению по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденному приказом Минфин России от 25.11.98 г. № 56н (далее – ПБУ 7/98).

Тогда на долю операции остаются такие, скажем, действия, как создание различных резервов, которые, с одной стороны, не являются сделками (не меняют права и обязанности организации) или событиями (предпринимаются по воле организации), а, с другой, оказывают влияние на финансовое положение (стоимость актива в балансе показывается за вычетом резерва) и финансовый результат деятельности организации (сумма резерва отражается в прочих расходах).

Вместе с тем внутреннее перемещение ценностей, даже отражаемое по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты», не является операцией, поскольку влияния ни на что перечисленное не оказывает. В качестве примера сделки, не оказывающей в соответствии с правилами бухгалтерского учета влияния на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации, укажем ситуацию, предусмотренную п. 21 проекта нового ПБУ «Доходы организации», размещенного на официальном сайте Минфина России: выручка не признается в бухгалтерском учете в случае обмена продукции, товаров, работ, услуг на сходные по характеру использования в деятельности организации и стоимости продукцию, товары, работы, услуги.

Актив и имущество: в чем различие

Имущество – категория не бухгалтерская, а гражданско-правовая, означающая вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права (ст. 128 ГК РФ). В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 132 ГК РФ).С имуществом неразрывно связан вопрос о правах на него, при этом для вещной части имущества основным из этих прав является право собственности: собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1 ст. 209 НК РФ).

Из связки «имущество – собственность» неизбежно следовало, что и имущественная обособленность организации («мое» – на балансе, «не мое» – за балансом) определялась Законом № 129-ФЗ через сугубо правовой признак права собственности: имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации (п. 2 ст. 8). А это в свою очередь препятствовало реализации в полной мере требования приоритета содержания перед формой, в соответствии с которым отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности должно производиться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Причем само это требование было введено в российский бухгалтерский учет почти 20 лет назад (п. 2.3 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94), утвержденного приказом Минфина России от 28.07.94 г. № 100).

Актив – понятие не гражданского законодательства, а бухгалтерского, и вопрос о праве собственности на актив не ставится, поэтому в Законе № 402-ФЗ данное право не упоминается. В то же время принцип имущественной обособленности остается незыблемым: согласно п. 5 ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности). Однако определяться имущественная обособленность будет в дальнейшем на основе уже не права собственности, а, как это и делается в МСФО, перехода связанных с активом рисков (его утраты и повреждения, причинения им вреда) и выгод (возможности извлекать с его помощью доход).

На практике это возможно будет сделать только по мере включения условия о переходе рисков в федеральные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ) (условие о возможности извлечения дохода в них уже есть). До тех пор, пока условием признания выручки от реализации товаров является переход права собственности на них от организации-продавца к покупателю (п.п. «г» п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. № 32н), имущественная обособленность в силу п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ должна по-прежнему определяться на основе права собственности на вещную часть имущества организации.

Расходы будущих периодов

Внимательный читатель сразу отметит сходство приведенной формулировки с нормой п. 32 Положения по ведению бухгалтерского учета о том, что при составлении бухгалтерской отчетности организация руководствуется настоящим Положением, если иное не установлено другими положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Именно на основе этой нормы в совокупности с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и решался в 2011–2012 гг. вопрос о представлении в бухгалтерском балансе расходов будущих периодов. С вступлением в силу Закона № 402-ФЗ этот подход не изменился, а только еще более утвердился посредством приведенной формулировки. Состоял он, напомним кратко, в следующем.

Расходы будущих периодов могут являться «законным», правомерным объектом бухгалтерского учета и отчетности (выделяемым при его существенности по отдельной строке баланса в составе группы статей «Запасы») только в случаях, когда они упоминаются в положениях (стандартах) по бухгалтерскому учету. Таких случаев, как известно, два: п. 39 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденного приказом Минфина России от 27.12.07 г. № 153н, и пп. 16, 21 Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденного приказом Минфина России от 24.10.08 г. № 116н. Соответственно упоминание расходов будущих периодов в документах, не являющихся ПБУ (стандартами), например в п. 94 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.01 г. № 119н, не дает основания для автоматического появления такого объекта учета, как расходы будущих периодов, в бухгалтерском учете и отчетности.

Закон № 402-ФЗ эту позицию подтвердил и закрепил, поскольку четко обозначил, что только федеральные стандарты (к которым Методические указания не относятся) могут вводить или допускать иные объекты учета, чем активы. Причем именно те активы, условия признания которых, как сказано в п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета, установлены нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если, конечно, при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности серьезно относиться к тому, что написано в законодательстве и не считать, что слова «федеральными стандартами» (а ранее – «положениями (стандартами)») являются лишь художественным образом, который каждый волен толковать по-своему.

Надо ли составлять промежуточную отчетность

В п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и в п. 51 ПБУ 4/99 однозначно сказано, что промежуточная отчетность составляться должна. Казалось бы, все ясно. Однако дело в том, что в обоих ПБУ и в Законе № 129-ФЗ наряду с приведенными нормами о составлении отчетности есть нормы и о ее представлении. В Законе № 402-ФЗ эти два вопроса как бы «слиты» в один, что вполне логично, ибо зачем составлять промежуточную отчетность, если ее не надо никому представлять. Поэтому для окончательного прояснения ситуации необходимо обратиться к нормам ПБУ о представлении отчетности.

Пункт 86 Положения по ведению бухгалтерского учета ничем помочь не может, поскольку в нем сказано, что организации обязаны представлять квартальную отчетность в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Круг замкнулся: Закон № 402-ФЗ отсылает к нормативным правовым актам, нормативный правовой акт апеллирует к законодательству о бухгалтерском учете, частью которого согласно ст. 4 Закона № 402-ФЗ являются нормативные правовые акты.

Зато п. 52 ПБУ 4/99, которым установлено, что представление промежуточной бухгалтерской отчетности производится в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации, дана подсказка: если вопрос о представлении промежуточной отчетности не решен на законодательном уровне, пусть организация решит его для себя самостоятельно. При этом следует иметь в виду, что принимать решение о необходимости и частоте составления промежуточной отчетности должен не главный бухгалтер, а единоличный или коллегиальный орган управления организации. Учитывая предстоящий пересмотр ПБУ 4/99, не обязательно закреплять это решение в учредительных документах.

Такова формальная сторона вопроса. На практике, как показывает зарубежный опыт, крупный и средний бизнес вряд ли откажется от ежеквартального составления промежуточной отчетности. Небольшим ООО с 2–3 учредителями (один из которых к тому же еще является и генеральным директором), которые «и так все знают» из данных оперативного управленческого учета, промежуточная отчетность, возможно, действительно не нужна. Тем более что в налоговые органы и в органы статистики надо представлять только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 5 ст. 23 НК РФ, ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

Нелегкая судьба Методических указаний

В настоящее время важно понимать, какие из действующих документов, регулирующих бухгалтерский учет, имеют статус нормативных актов по бухгалтерскому учету и содержат правила бухгалтерского учета. Прежде всего это касается Методических указаний, которых сейчас насчитывается пять .

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.03 г. № 91н, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфином России от 28.12.01 г. № 119н, Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.02 г. № 135н, Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденные приказом Минфина России от 17.02.97 г. № 15, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 129-ФЗ Методические указания имели двойственный статус. С одной стороны, они были обязательны для исполнения, с другой – не являлись нормативными актами по бухгалтерскому учету, о чем говорилось в букве «и» в п.п. «в» данного пункта («другие нормативные акты и Методические указания по вопросам бухгалтерского учета»).

Таким образом, Методические указания не относились и не относятся к тем актам, которым должна была соответствовать бухгалтерская отчетность, чтобы быть достоверной.

Кроме того, на положения Методических указаний не распространяется норма п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ. Методические указания (и даже «другие нормативные акты») не были документами, устанавливающими правила бухгалтерского учета, поскольку эта функция Законом №129-ФЗ делегирована положениям (стандартам) по бухгалтерскому учету (п.п. «б» п. 2 ст. 5). Не предусматривает таких документов, как Методические указания, и ст. 21 «Документы в области регулирования бухгалтерского учета» Закона № 402-ФЗ.

По-видимому, правы те специалисты, которые полагают, что с формальной точки зрения с 1 января 2013 г. Методические указания утратили силу. Хотя в практическом отношении для целого ряда случаев это порождает трудноразрешимые проблемы, например для учета операций по договору лизинга.

Исходя из того, что согласно п. 2 ст. 5 Закона № 129-ФЗ правила бухгалтерского учета могли устанавливать только положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, требует отдельного анализа вопрос, распространяется ли норма п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ о действенности прежних правил бухгалтерского учета на положения не являющихся ПБУ и методическими указаниями «других нормативных актов по бухгалтерскому учету», которые не должны были содержать таких правил. Одним из наиболее актуальных примеров такого акта является приказ Минфина России от 2.07.10 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – приказ № 66н).

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Внимание: новый Закон о бухгалтерском учете!

С 1 января 2013 г. бухгалтерский учет в Российской Федерации получит новую законодательную базу. Президентом РФ 6 декабря 2011 г. подписан Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который кардинально меняет систему регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Основные задачи нового Закона о бухгалтерском учете состоят в сближении концептуальных требований к учету и отчетности, содержащихся в российской системе учета и МСФО, а также в реализации новой схемы утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и разъяснений к ним.

Результатом принятия закона может стать еще большее отдаление отчетности, создаваемой для контроля за финансовым положением компаний (бухгалтерской отчетности), от отчетности, подведомственной налоговым органам.

Действие нового Закона о бухгалтерском учете распространится на все коммерческие и некоммерческие организации, филиалы и представительства иностранных компаний, находящиеся на территории РФ, организации, осуществляющие доверительное управление имуществом или деятельность в рамках соглашения о разделе продукции, а также на Центральный банк РФ. Закон обязаны будут применять и бюджетные организации при составлении отчетности, а также в целях учета изменения своих активов и обязательств.

Кроме того, положения нового закона распространятся на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой. Между тем для указанных категорий лиц, а также для филиалов и представительств иностранных компаний новым законом предусмотрена возможность не вести бухгалтерский учет, если эти лица учитывают доходы и расходы в соответствии с налоговым законодательством (п. 2 ст. 6).

Организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, данной возможности лишатся: с введением нового закона они будут вести учет и оформлять бухгалтерскую отчетность.

Что касается компаний — участниц проекта «Сколково», они смогут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства. Никаких ограничений по сумме выручки для них не установлено.

Напомним, что сейчас организации, имеющие статус участников проекта «Сколково», могут вести учет доходов и расходов по правилам главы 26.2 НК РФ и соответственно не осуществлять бухгалтерский учет, если годовой объем их выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает миллиарда рублей (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — действующий Закон о бухучете).

Основные требования к бухгалтерскому учету

Согласно действующему Закону о бух­учете первичные учетные документы могут приниматься к учету, если они составлены по унифицированным формам (п. 2 ст. 9). И только при отсутствии утвержденных унифицированных форм первичные учетные документы могут быть оформлены по усмотрению компании с соблюдением требования о наличии обязательных реквизитов.

Требование об обязательных реквизитах учетных документов в новом законе сохранено. К таким реквизитам отнесены наименование документа и экономического субъекта, дата составления, содержание операции, величина натурального и денежного измерения операции, наименование ответственного лица, подписи ответственных лиц.

Тем не менее с введением нового закона все формы первичных учетных документов будут утверждаться руководителем экономического субъекта на основании предложений ответственного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Данное нововведение не будет распространяться на организации государственного сектора, для которых формы учетных документов должны устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Важным достижением нового закона является то, что первичные учетные документы теперь могут оформляться как в бумажном виде, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Однако оформление электронных учетных документов не освободит организации от представления по требованию другой стороны копии электронных документов на бумажном носителе, если это отвечает условию заключенного сторонами договора или если контрагентом выступает государственная организация.

Напомним, что в настоящее время предусмотрена возможность составлять документы на бумажных и машинных носителях информации (п. 7 ст. 9 действующего Закона о бухучете). При этом в последнем случае организация обязана также изготовить за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры.

Бухгалтерские регистры также можно будет заполнять в электронном виде и заверять электронной подписью.

Основные требования к бухгалтерской отчетности

По новому закону отчетным периодом для составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности по-прежнему остается календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Сказанное не относится к вновь образованным, реорганизованным или ликвидированным юридическим лицам.

Для вновь созданных организаций (кроме кредитных) устанавливается пролонгированный год, если они зарегистрированы после 30 сентября: первым отчетным годом для них может являться период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом их государственной регистрации, включительно. Однако руководство компании может установить иной временной период своей первой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Отметим, что данное правило не распространяется на реорганизованные и ликвидированные предприятия. Порядок составления ими бухгалтерской (финансовой) отчетности закреплен в законе отдельно.

Новый закон содержит требование об обязательном оформлении годовой бухгалтерской отчетности компаниями, но упраздняет составление квартальной отчетности. Это еще одно важное изменение. В качестве отчетного периода для формирования промежуточной отчетности компании (составляемой на добровольной основе или по иным основаниям) может быть выбран любой временной период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Закон устанавливает, что бухгалтерская отчетность должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Для кредитных организаций состав отчетности регулирует Центральный банк РФ (см. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Бюджетные организации должны руководствоваться требованиями бюджетного законодательства.

И еще один важный момент. Новый закон предусматривает обязательное представление экземпляра бухгалтерской отчетности только в орган государственной статистики. Установлен максимальный срок представления отчетности — три месяца со дня окончания отчетного периода.

Требования о представлении одного обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности в территориальный орган статистики обусловлено задачей создания единого государственного информационного ресурса, доступного всем заинтересованным лицам (за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен). Порядок представления обязательного экземпляра отчетности, а также правила пользования государственным информационным ресурсом утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности.

Бухгалтерская отчетность реорганизованного юридического лица

В новом законе подробно описан порядок формирования отчетности реорганизованными компаниями. В частности, последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого юридического лица составляется на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

Указанная последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникшего юридического лица (внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ). Аналогичная информация включается и в первую бухгалтерскую (финансовую) отчетность нового юридического лица, которая должна быть сформирована по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами.

Бухгалтерская отчетность ликвидируемого юридического лица

Необходимость освещения в новом законе порядка составления бухгалтерской отчетности при ликвидации юридического лица вызвана не только тем, что в деятельности ликвидируемых компаний не соблюдается принцип непрерывности, что должно быть реализовано в отчетности, но и фактом возбуждения в ряде случаев процедур банкротства.

В пункте 2 ст. 17 нового закона сказано, что последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом. Отчетность формируется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Последняя отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Требования к главному бухгалтеру

Согласно п. 3 ст. 7 нового закона руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации должен возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

Если действующий Закон о бухучете возлагает на руководителя организации ответственность за состояние учета, но допускает ведение бухгалтерского учета им лично (п. 2 ст. 6), то согласно новому закону (п. 3 ст. 7) вести учет лично смогут только руководители малых и средних предприятий.

Напомним, что критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Впервые новый закон закрепляет квалификационные требования к главному бухгалтеру (п. 4 ст. 7):

  • наличие высшего профессионального образования;
  • стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Квалификационные требования установлены для главных бухгалтеров:

  • открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций);
  • страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • акционерных инвестиционных фондов;
  • управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;
  • иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
  • органов управления государственных внебюджетных фондов;
  • органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Данные требования относятся также к компаниям, привлекаемым для ведения бухгалтерского учета. Компании, оказывающие услуги по ведению бухгалтерского учета перечисленным экономическим субъектам, должны иметь не менее одного сотрудника, работающего по трудовому договору и отвечающего установленным выше требованиям.

Требования к руководителям бухгалтерских служб кредитных организаций устанавливает ЦБ РФ.

Документы, регулирующие бухгалтерский учет

Новым законом предусмотрен перечень документов, которые будут регулировать систему бухгалтерского учета в Российской Федерации (п. 1 ст. 21). В него вошли:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты утверждаются нормативными правовыми актами. В них отражаются:

  • определение и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
  • допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
  • порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
  • требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
  • условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  • состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
  • состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты также могут регулировать порядок бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы или устанавливать требования к бухгалтерскому учету в отдельных видах экономической деятельности.

Отраслевые стандарты предусматривают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению.

Рекомендации в области бухгалтерского учета будут выпускаться саморегулируемыми организациями. Задача рекомендаций к федеральным и отраслевым стандартам — сокращение затрат на ведение учета, распространение передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

Рекомендации будут применяться на добровольной основе.

Стандарты экономического субъекта должны устанавливаться субъектами самостоятельно и применяться равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства.

Субъекты регулирования бухгалтерского учета

Особым образом в новом законе (ст. 27) прописаны порядок утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и механизм разделения функций федеральных органов и саморегулируемых бухгалтерских организаций в части утверждения стандартов и рекомендаций (разъяснений) к ним.

Закон различает следующие субъекты регулирования бухгалтерского учета, которые будут принимать участие в разработке стандартов бухгалтерского учета:

  • органы государственного регулирования бухгалтерского учета — уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ;
  • субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета — саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

За органами государственного регулирования бухгалтерского учета новым законом закреплены конкретные функции (ст. 23).

Уполномоченный федеральный орган:

1) утверждает программу разработки федеральных стандартов в порядке, установленном настоящим федеральным законом;

2) утверждает федеральные стандарты и в пределах его компетенции отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;

3) организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета;

4) утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;

5) участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;

6) представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

7) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

Центральный банк РФ в пределах его компетенции:

1) утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;

2) участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов;

3) участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов;

4) участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;

5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

В отношении субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета в новом законе закреплены следующие функции (ст. 24):

1) разработка проектов федеральных стандартов, проведение публичного обсуждения этих проектов и представление их в уполномоченный федеральный орган;

2) участие в подготовке программы разработки федеральных стандартов;

3) участие в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;

4) обеспечение соответствия проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта;

5) разработка и принятие рекомендаций в области бухгалтерского учета;

6) разработка предложений по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;

7) участие в разработке международных стандартов.

Как видим, с вступлением в силу нового закона не на Минфин России, а именно на субъекты негосударственного регулирования будут возложены функции создания отечественных стандартов бухгалтерского учета и комментариев к ним.

Напомним, что согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180, к ведению органов государственной власти относился также контроль за соблюдением законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности. Обращает на себя внимание тот факт, что в новом законе ничего не говорится о том, кто и как будет контролировать соблюдение субъектами законодательства о бухгалтерском учете. Из этого можно сделать вывод, что после вступления в силу нового закона вопрос надзора за достоверностью бухгалтерской отчетности должен постепенно сойти на нет. В этом случае вопрос доверия к бухгалтерской отчетности компаний станет исключительно проблемой самих экономических субъектов, а также заинтересованных пользователей их отчетности.

Новый закон предусматривает создание при уполномоченном федеральном органе совета по стандартам бухгалтерского учета. Совет по сути будет являться посредником между государственными и негосударственными органами регулирования. Он будет состоять на 2/3 из представителей негосударственных субъектов регулирования и 1/3 государственных (всего 15 членов).

Состав совета по стандартам бухгалтерского учета будет утверждать руководитель уполномоченного федерального органа. Но председателем совета будет представитель организации негосударственного регулирования.

Основной задачей совета станет анализ (экспертиза) проектов федеральных стандартов на предмет:

  • соответствия законодательству РФ о бухгалтерском учете;
  • соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  • обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;
  • обеспечения условий для единообразного применения федеральных стандартов.

Порядок разработки стандартов

Новый закон фактически содержит подробный регламент разработки бухгалтерских стандартов — от составления программ до утверждения стандартов (ст. 26—28).

Согласно п. 1 ст. 26 нового закона федеральные стандарты разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов.

Программу утверждает уполномоченный федеральный орган (по согласованию с Центральным банком РФ) по факту внесения предложений государственными и негосударственными органами регулирования. Программа должна ежегодно уточняться и быть доступной всем заинтересованным лицам.

Инициатором и фактическим разработчиком какого-либо стандарта может выступить любой негосударственный субъект регулирования. Сама процедура разработки стандарта аналогична процедуре принятия международных стандартов.

Разработчик направляет уведомление о разработке стандарта в уполномоченный федеральный орган. Уведомление публикуется в печатном издании, определяемом уполномоченным органом, и на официальных сайтах уполномоченного органа и разработчика.

Не позднее десяти рабочих дней после опубликования уведомления в печатном издании разработчик публикует в этом издании и на своем сайте сам проект.

После этого в течение не менее трех месяцев проходит публичное обсуждение проекта.

Согласно п. 5 ст. 27 нового закона в период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик:

  • принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме. Разработчик не может отказать в приеме замечаний в письменной форме;
  • проводит обсуждение проекта федерального стандарта и полученных в письменной форме замечаний;
  • составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким изложением содержания таких замечаний и результатов их обсуждения;
  • дорабатывает проект федерального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний.

О завершении публичного обсуждения проекта разработчик уведомляет уполномоченный федеральный орган, соответствующая информация опубликовывается также в печатном издании и Интернете.

По завершении публичного обсуждения разработчик направляет в уполномоченный федеральный орган доработанный проект стандарта вместе с перечнем комментариев, полученных в ходе обсуждения.

Экспертизу нового стандарта должен проводить Совет по стандартам бухгалтерского учета в срок не более двух месяцев. По ее результатам уполномоченный федеральный орган обязан принять федеральный стандарт либо отклонить его в течение одного месяца. Таким образом, минимальный срок от начала обсуждения стандарта до его принятия — шесть месяцев.

Стандарты для государственного сектора будет разрабатывать уполномоченный федеральный орган. Он готовит федеральные стандарты и в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.

Статья написана по материалам сайтов: bmcenter.ru, www.klerk.ru, www.eg-online.ru.

»

Это интересно:  Характеристика современного международного политического процесса
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector