+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Закон о континентальном шельфе

Континентальный шельф РФ — это морское дно и недра его подводных районов, которые находятся за пределами территориального моря России. Для регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления деятельности на нем, был принят ФЗ 187.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» был принят ГосДумой 25 октября 1995 года, а вступил в силу законопроект 30 ноября того же года. Последние поправки в ФЗ-187 были внесены 13 мая 2015 года. Также в 2015 вносились изменения в ФЗ №324. Подробности здесь:

Закон состоит из 8 глав и 49 статей, в которых описываются следующие положения:

  • понятие континентального шельфа и описание его границ;
  • перечисление географических координат;
  • права, которыми обладает РФ на континентальный шельф;
  • порядок проведения разведки на нем и обнаружения минеральных ресурсов;
  • допустимость осуществления рыболовных действий на континентальном шельфе;
  • порядок создания и использования на нем искусственных островов, а также установок на них;
  • основания, на которых проводятся морские научные исследования;
  • защита и сохранение морской среды на континентальном шельфе;
  • необходимость в проведении оплаты за использование его территорий;
  • меры наказания за несоблюдение положений ФЗ 187.

Последние поправки, внесенные в закон о континентальном шельфе

Федеральный закон №187 был отредактирован в мае 2015 года. Изменения коснулись следующей статьи:

Статья 6

Пункт 3 ст 6 утратил силу. В нем шла речь о необходимости утверждения гос программы разведки континентального шельфа и находящихся на нем минеральных ресурсов.

В законе также есть ряд важных для рассмотрения статей:

Статья 7 ФЗ 187

В положениях ст 187 обозначен порядок предоставления пользователям недр участков континентального шельфа. Они предоставляются гражданам для:

  • проведения геологических исследований на региональном уровне;
  • геологические изучения;
  • проведение разведки и добыча минеральных ресурсов;
  • иные способы.

Параметры предоставляемых участков:

  1. Геометризированный блок.
  2. В лицензии на пользование ими указываются:
    • параметры блоков;
    • площадь морского дна, с указанием границ и глубины недр.

Участки предоставляются без проведения аукциона.

Ст 8

В ст 8 раскрываются особенности проведения разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов. Для осуществления данных действий лицам необходимо получить лицензию, которая выдается Правительством РФ.

Права и обязанности лиц, которые пользуются недрами возникают после государственной регистрации лицензии. Она должна содержать следующие сведения:

  • о мерах, проводимых в случае аварийных ситуаций;
  • об условиях пользования участками в условиях:
    • экологического;
    • гидрометеорологического обеспечения.
  • контроль за состоянием окружающей среды;
  • об условиях завершения проведенных работ;
  • о мерах применения техник и методов уничтожения разливов нефти;
  • о правах пользования недрами.

Согласно положениям закона, запрещается выдавать лицензии гражданам, планирующим проведение геологического изучения и добычу минеральных ресурсов на охраняемых территориях континентального шейфа. Полученное право на пользование участками запрещается передавать третьим лицам.

К правам пользователей недр относят:

  1. Соблюдение принципов и норм международного права.
  2. Осуществлять мероприятия:
    • технологического;
    • гидротехнического;
    • санитарного порядка.
  3. Поддержание связи с береговыми службами России.

Статья 9 ФЗ 187

В ст 9 описан порядок проведения буровых работ на территории континентального шейфа. К условиям их проведения относят:

  1. Типы и характеристики буровых платформ и всего оборудования, использованного в ходе проведения работ.
  2. Данные о наличии соответствий буровых и тампонажных растворов требованиям окружающей среды.
  3. Мероприятия, проводимые для предотвращения загрязнения окружающей среды и водных ресурсов.
  4. Информация о необходимости обеспечения транспортной и судоходной безопасности в процессе проведения буровых работ.

Ст 14.4 закона

В статье 14.4 описаны права и обязанности граждан, которые занимаются рыболовством на континентальном шейфе.

Права:

  1. Добыча водных биоресурсов.
  2. Их приемка.
  3. Выгрузка.
  4. Обработка и транспортировка водных биоресурсов.

Обязанности:

  1. Соблюдать установленные законодательством РФ правила рыболовства.
  2. Не нарушать среду обитания водных биоресурсов.
  3. Контролировать не допуск применения неправомерной акклиматизации ресурсов.
  4. Выполнять условия карантинного режима.
  5. Не препятствовать появлению должностных органов на суднах и способствовать их работе.
  6. Составлять и предоставлять отчеты о проведенной деятельности.
  7. Обладать опознавательными знаками.
  8. Поддерживать связь с речными службами и береговой охранной РФ.
  9. Маркировать судна, на которых осуществляется добыча водных ресурсов.

Также в статье описаны обязанности, которые должны соблюдать иностранные судна, занимающиеся рыболовством на территории континентального шейфа. Они обязаны:

  • предоставлять уполномоченному органу в течение суток информацию о каждом заходе на допустимую территорию;
  • сообщать органам охраны о расположении судов;
  • заниматься рыболовством в присутствии должностного лица или представителя охранной службы;
  • бесплатно доставлять уполномоченного гражданина на судно и обеспечивать его всем необходимым;
  • предоставлять информацию раз в сутки, месяц и декаду о результатах проведения рыболовства. Данные направляются в Федеральный орган исполнительной власти.

Статья 16

В ст 16 обозначены категории лиц, обладающих правом на создание искусственных островов, установок и сооружений на них. К таковым относят:

  1. Федеральные органы исполнительной власти.
  2. Физические и юридические лица.
  3. Представители иностранных государств.
  4. Пользователи недр, которые проводят:
    • региональные геологические изучения;
    • разведку и добычу водных ресурсов на основании зарегистрированной лицензии;
  5. Иностранные и отечественные пользователи, чьи услуги потребовались для создания и использования искусственных островов на территории недр континентального шейфа.
  6. Инвесторы.

Также читайте ФЗ №16 в последней редакции здесь:

Положениями международных договоров РФ устанавливается:

  • порядок создания искусственных островов;
  • меры эксплуатации и сферы их использования;
  • порядок возведения сооружений и постановок на остовах.

В статье 16 также перечислены основания для создания искусственных островов и построек на них:

  1. Для обеспечения безопасности и охраны государства.
  2. Для проведения геологических исследований.
  3. Добыча минеральных водных ресурсов.
  4. Для проведения рыболовства и изучения биоресурсов.
  5. Иные цели.
Это интересно:  Дивиденды в балансе строка

Скачать действующую редакцию 187 ФЗ

Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в процессе определения статуса континентального шейфа и осуществления необходимых на нем исследований и работ. В законопроекте обозначены лица, допускаемые для проведения данной деятельности и требования, предъявляемые к ним. Чтобы подробнее ознакомиться с последней редакцией ФЗ 187 перейдите по ссылке.

«Комментарий к Федеральному закону «О континентальном шельфе Российской Федерации» (постатейный) (Боголюбов С.А., Краюшкина Е.Г.) («Юстицинформ», 2003)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 32-ФЗ,
от 08.08.2001 N 126-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» начинается с преамбулы — вводной, вступительной части, где в концентрированной форме излагаются цели и задачи данного акта. Редкий закон обходится без такой, во многом разъяснительной, пропагандистской части. Однако в ней законодатель уделяет определенное внимание констатации, регулированию, а не только объяснению, разъяснению общественных отношений.
В преамбуле осуществляется определенное размежевание отраслей права и законодательства, регулирующих сходные, смежные отношения, которые надо учитывать при правоприменении.
В комментируемом Законе и, в частности, в его преамбуле не содержится раскрытия, пояснения терминов, формулировок и определений, используемых в Законе, как это делается в ряде других федеральных нормативных правовых актов. Это сделано в ст. 4 комментируемого Закона.
Обращается внимание на Конституцию РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Согласно ст. 15 Конституции РФ законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Упоминаются другие федеральные законы. К континентальному шельфу РФ могут быть применимы и другие нормативные правовые акты. К нормативным правовым актам РФ относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты министерств и ведомств РФ (приказы, инструкции, правила, наставления, положения и т.д.).
Аналогично строится иерархия актов субъектов РФ — конституции, уставы субъектов РФ, их законы, указы президентов и постановления глав администраций и правительств субъектов РФ, акты государственных и иных органов субъектов РФ; они также участвуют в реализации комментируемого Закона. Ряд положений Конституции РФ прямо относится к регулированию охраны и использования континентального шельфа РФ:
об использовании и охране природных ресурсов в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; о возможности нахождения природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); о праве каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ст. 29);
о свободном осуществлении владения, пользования и распоряжения природными ресурсами их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36; в связи с этой нормой уместно напомнить об обязанностях государства — собственника многих природных ресурсов — соблюдать права и интересы природопользователей — физических и юридических лиц; это правило вытекает также из положений ст. 15 Конституции — «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы»);
о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42; эти нормы остались во многом декларативными — см. Комментарий к Закону РФ «Об охране окружающей природной среды» (под ред. С.А. Боголюбова), Инфра-М-Норма, 1997, 1999, 2001);

об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ) и др.
В связи с необходимостью уяснения полномочий России на ее континентальном шельфе возникает давний вопрос о соотношении отраслей законодательства и права, сфер регулирования, науки и знаний. Каждая отрасль российского законодательства регулирует свою конкретную самостоятельную область общественных отношений, складывающуюся между людьми при использовании и охране соответствующих объектов. Предусмотренное в ст. 71 и 72 Конституции РФ разграничение предметов ведения имеет прямое отношение к комментируемой преамбуле настоящего Закона.
Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу РФ, регулируются настоящим Законом, являющимся комплексным, включающим нормы административного, международного права. Иные, смежные, отношения предусматриваются в иных отраслях российского законодательства. Среди них — охрана окружающей природной среды и природопользование, т.е. использование и охрана недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов. Природоохранительные и значительная часть природоресурсных отношений в Российской Федерации регулируются Законом РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В нем предусматриваются право граждан на благоприятную окружающую среду, экономический механизм ее охраны, нормирование качества окружающей среды, экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, зоны экологического бедствия и чрезвычайные ситуации, экологический контроль, разрешение споров и ответственность в области охраны окружающей среды, возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Законодательством предусматривается государственная служба наблюдения за состоянием природных ресурсов и окружающей среды, которая в настоящее время становится первоначальным, а в некоторых случаях и основным, порой — единственным этапом выявления и предупреждения загрязнения окружающей среды и природных ресурсов.
Эта служба организуется с целью наблюдения за происходящими в среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния.
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве.
Государственная служба наблюдения является условием и началом действия системы экологического контроля, который включает также согласно действующему законодательству государственный, муниципальный, производственный и общественный контроль и имеет наряду с наблюдением своими задачами проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей среды.
Законодательство в области охраны континентального шельфа РФ и окружающей среды включает также Федеральные законы от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713), от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024), от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556).
Природоохранное законодательство

Это интересно:  Льготная пенсия матери ребенка инвалида

85. Континентальный шельф: понятие, отсчёт, правовой режим. Закон о Континентальном шельфе 1995.

Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное положение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом прибрежного государства понимается естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Шельф включает дно и недра. Прежде всего в расчет принимаются соображения экономического характера (кораллы, губки, залежи полезных ископаемых и т. д.).

В основе разграничения континентального шельфа между двумя противоположными государствами лежит принцип равного отстояния и учета особых обстоятельств. Прибрежные государства обладают суверенными правами в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том случае, что если государство не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может этого делать без его согласия. Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф уже суверенитета государств на территориальные воды и их недра, являющиеся частью государственной территории.

Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе; сооружать искусственные острова, установки и сооружения, необходимые для разведки и разработки континентального шельфа; разрешать, регулировать и проводить морские научные исследования. Все государства (а не только прибрежные) имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции 1982 г.

Вместе с тем права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами и, следовательно, никак не влияют на режим судоходства и воздушной навигации.

Континентальный шельф

Континентальный шельф — это затопленная морем часть мате­риковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет су­веренные права в целях разведки и разработки его природных бо­гатств.

Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шель­фом понимается поверхность и недра морского дна подводных рай­онов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны террито­риального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким обра­зом, внешней границей шельфа является изобата — линия, соеди­няющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр мор­ского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего промыслового развития при­креплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, грани­ца шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения — по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколь­ко иное определение границ континентального шельфа. Это:

морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественно­го продолжения сухопутной территории до внешней границы под­водной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не про­стирается на такое расстояние;

если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного про­странства над ним. Поскольку морское пространство над континен­тальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все госу­дарства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовст­во, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресур­сов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разра­ботки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие со­оружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.

Это интересно:  Временно пребывающие и временно проживающие отличия

Прибрежное государство вправе определять трассы для проклад­ки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и про­водить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

ФЗ-187 «О континентальном шельфе Российской Федерации»

Статус континентального шельфа Российской Федерации регулируется Федеральным законом 187 ФЗ. Он предписывает суверенные права государства на данную территорию в соответствии с положениями Конституции, нормами международного права и договорами, заключенными Россией. ФЗ 187 регламентирует основные аспекты, связанные с континентальным шельфом, отдельные нормы в данной сфере учитываются общим законодательством РФ.

Общие положения Федерального закона 187

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 октября 1995, стал действующим в день официального опубликования. С момента утверждения в Закон о континентальном шельфе были внесены определенные изменения. Поправки коснулись редакции ряда положений и направлены на устранение неточностей в формулировке.

Отдельные изменения были произведены в связи с доработкой документа и приведения его в актуальное состояние, как с внутренним законодательством страны, так и с международными договорами. Последние коррективы в документ были введены 3 июля 2016.

По своей структуре Закон о континентальном шельфе подразделяется на следующие главы:

  • общие положения документа;
  • изучение континентального шельфа и разработка его ресурсов;
  • рыболовство на заданных территориях;
  • проведение строительных работ по созданию искусственных островов и иных объектов, прокладка труб и кабелей;
  • проведение научных исследований;
  • охрана морской среды и защита от последствий хозяйственной деятельности людей;
  • предписания по экономическим отношениям в сфере использования континентального шельфа;
  • обеспечение выполнения предписаний данного закона.

Общие положения документа регламентируют определение и границы континентального шельфа РФ, определяется его делимитация, координаты и карты. Указываются основные понятия, используемые законом, права России на использование соответствующих территорий, а также компетенция федеральных органов.

Разведка территорий учитывает проведение исследований и предоставление участков для пользователей недр. Определяются особенности добычи минеральных ресурсов и проведения буровых работ.

Законом о континентальном шельфе предписывается возможность рыболовства в соответствующих водах. Определяются следующие виды данной деятельности:

  • промышленное рыболовство;
  • научно-исследовательское или контрольное;
  • учебное или культурно-просветительное;
  • товарное.

Учитывается также рыбная ловля в целях восполнения и акклиматизации водных биологических ресурсов. Подробнее рассматриваются особенности промышленного и научно-исследовательского рыболовства, а также права и обязанности лиц, осуществляющих подобную деятельность.

Создание и эксплуатация объектов на континентальном шельфе определяется следующими положениями:

  • планирование, сооружение и эксплуатация искусственных островов;
  • использование искусственных островов, установок и иных сооружений в геологических исследованиях, разведке и добыче минеральных ресурсов;
  • порядок представления запроса на сооружение объектов, процедура рассмотрения заявок;
  • права и обязанности заявителей, основания для отказа в разрешении;
  • приостановление сооружения объектов;
  • прокладка труб и кабелей, выемка грунта при строительных работах.

Организация морских научных исследований по Закону о континентальном шельфе основывается на принципе мирного изучения, не создающего угрозу безопасности страны. Они могут инициироваться федеральными органами власти, иностранными государствами, а также международными организациями, имеющими соответствующую компетенцию.

Глава 5 ФЗ 187 также определяет порядок предоставления и рассмотрения заявок на научные экспедиции. Предписываются основания для отказа, а также особенности получения разрешения соответствующими международными организациями. Предусматривается передача и опубликование результатов исследований, возможность изменения запланированной программы или ее приостановления.

Защита морской среды и территории континентального шельфа от последствий хозяйственной деятельности определяется следующими предписаниями:

  • организация экологической экспертизы и осуществление надзора и мониторинга со стороны государства;
  • процедура захоронения отходов и иных материалов на указанных территориях;
  • порядок представления запроса на разрешение для захоронения отходов;
  • причины для отклонения заявки;
  • права и обязанности лиц, получивших разрешение;
  • причины прекращения захоронения отходов или приостановление таких работ;
  • морские аварии и устранение их последствий.

Экономические отношения в эксплуатации ресурсов континентального шельфа подразумевают платежи за эксплуатацию. Предписывается, что лица, осуществляющие деятельность на указанных территориях, уплачивают налоги, сборы и иные взносы в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Выполнение предписаний Закона о континентальном шельфе осуществляется посредством соответствующих органов охраны. Определяются права должностных лиц данных учреждений, экономическое стимулирование их деятельности и возможность содействия. Закон определяет государственный контроль над исполнением предписаний, ответственность за нарушения и порядок разрешения споров.

Изменения в Законе о континентальном шельфе

Последние изменения в Законе о континентальном шельфе следует рассматривать в двух направлениях. Поправки, вступившие в силу, последний раз вводились 2 мая 2015. По ним утратил силу пункт 3 статьи 6, а также упразднена статья 6.1 ФЗ 187. Данные изменения вводились в контексте поправок нескольких документов и нацелены на их оптимизацию.

Изменения в законе 187 ФЗ от 3 июля 2016 вступят в силу с 1 января 2020 года. Они касаются статьи 14.1 о видах рыболовства. В части первой «промышленное рыболовство,» дополнится словами «прибрежное рыболовство,». Части 2 и 3 ст 14.1 утратят силу.

Текст Закона РФ «О континентальном шельфе РФ»

Скачать Федеральный закон 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» можно по ссылке. Текст документа содержит изменения, актуальные на август 2017. Представленная редакция будет востребована должностными лицами, правозащитниками, а также теми, чья деятельность связана с работой на регламентируемых территориях.

Статья написана по материалам сайтов: www.lawmix.ru, studfiles.net, 210fz.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector