+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Закон о монетизации льгот

Начиная с 2006 года, гражданин может отказаться от социального пакета» (полностью или частично) и получать соответствующие денежные выплаты.

Все остальные льготы были переведены в денежные компенсации, которые должны ежемесячно выплачиваться в размере, установленном законом. Выплачивать их поручено Пенсионному фонду РФ вместе с пенсией. При наличии у человека права на меры социальной поддержки по нескольким основаниям денежная компенсация предоставляется по одному из них. Одновременно с базовой пенсией, которая по законодательству индексируется в зависимости от инфляции, повышаются и социальные выплаты с постоянным коэффициентом индексации.

Региональным властям предписывалось разрабатывать свои механизмы монетизации, но положение льготников не должно было ухудшаться.

Реформа так или иначе затронула более 40 миллионов человек: около 14 миллионов федеральных льготников (например, инвалидов, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, чьи льготы оплачивал федеральный бюджет), и до 30 миллионов региональных (ветеранов труда, пенсионеров, издержки по предоставлению льгот которым лежали на местных бюджетах).

На замену льгот денежными компенсациями в федеральном бюджете 2005 года было заложено 171,8 миллиарда рублей. Чтобы стимулировать местные власти к проведению реформы, центр пообещал в случае проведения монетизации компенсировать регионам 40% расходов.

Полностью монетизировали льготы с 1 января 2005 года только четыре региона: Вологодская, Тверская, Пензенская области и Татарстан.

Ряд регионов, среди которых Красноярский край, Северная Осетия, Хакасия, Дагестан, Ханты-Мансийский автономный округ, Калининградская и Новгородская области, оставили прежнюю систему натуральных льгот. Большинство же ввели смешанную форму социальной поддержки населения.

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Смотреть что такое «Закон «о монетизации льгот»» в других словарях:

Экономика России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Единая Россия — У этого термина существуют и другие значения, см. Единая Россия (значения). Запрос «ЕР» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Единая Россия» … Википедия

ЗУРАБОВ Михаил Юрьевич — (р. 03.10.1953) Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации в правительстве М. Е. Фрадкова с 09.03.2004 г. по 24.09.2007 г. во втором президентском сроке В. В. Путина. Родился в Ленинграде. Отец, лауреат Государственной… … Путинская энциклопедия

Коммунистическая партия Российской Федерации — Запрос «КПРФ» перенаправляется сюда; о мини футбольном клубе партии см. КПРФ (мини футбольный клуб). Коммунистическая партия Российской Федерации … Википедия

Январь 2005 года — 1 января в России вступил в силу закон о монетизации льгот. Это вызвало акции протеста в Москве, Санкт Петербурге, Самаре и ряде других городов страны. 9 января В Палестине состоялись выборы председателя палестинской национальной… … Википедия

ЛУЖКОВ Юрий Михайлович — (р. 21.09.1936) Мэр Москвы с 06.06.1992 г. Родился в Москве. Образование получил в Московском институте нефтегазовой и химической промышленности им. И. М. Губкина (1958). Трудовой путь начал в НИИ пластмасс. С 1964 г. начальник отдела по… … Путинская энциклопедия

Монетизация льгот — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Путин Владимир Владимирович — (Putin Vladimir Vladimirovich) Биография Владимира Путина, карьера и достижения Биография Владимира Путина, карьера и достижения, государственная деятельность Содержание Содержание 1. Биография Детство и юность Служба в КГБ в Санкт Петербурге… … Энциклопедия инвестора

Критика президентства Владимира Путина — Владимир Владимирович Путин президент Российской Федерации с 7 мая 2000 года по 7 мая 2008 года. Исполнял обязанности президента также с 31 декабря 1999 года по 6 мая 2000 года. Содержание 1 Передача власти от Ельцина … Википедия

Содержание

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Комментарии
к Федеральному закону № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Закон принят Государственной Думой РФ 05.08.2004 г., одобрен Советом Федерации РФ 08.08.2004 г., подписан Президентом РФ 22.08.2004 г.

Основной целью настоящего Федерального закона провозглашено установление системы социальной защиты граждан, имеющих право на льготы и социальные гарантии, путем предоставления денежных компенсаций, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
На основании этого закона внесены изменения более чем в 150 законов.

В соответствии со статьей 155 указанного Федерального закона (далее – «закон № 122-ФЗ») он в основном своем объеме вступает в силу с 1 января 2005 года, а такие статьи, как, например: п. 1–13, 15, 16 ст. 13, абз. 33–48, п.9 ст. 125 – со дня официального опубликования закона (т.е. 31 августа 2004 года); абз. 5 и 6 п. 15 ст. 78 в части выделения дополнительных средств на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере 25% стипендиального фонда – с 1 сентября 2004 года; п. 3 ст. 6, п. 1.2 и 4 ст. 17 – с 1 января 2006 года и ряд иных статей в другие, установленные законом сроки.
Статья 153 закона № 122-ФЗ закрепляет положение о недопустимости снижения уровня социальной защищенности граждан.
Первый пункт этой статьи содержит положение о длящихся полномочиях государства, т.е. все обязательства, которые возникли у государства перед теми или иными категориями граждан, в том числе и льготниками, по состоянию на 1 января 2005 года, должны быть обязательно выполнены.
Пункт второй данной статьи содержит положение о недопустимости снижения размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, осуществляемых в денежной форме, а также положение о том, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления ухудшены по сравнению с действующими.
При наличии в Российской Федерации весьма значительного количества дотационных субъектов главной проблемой остаются реальные возможности финансирования намеченных программ.
В рамках данного комментария рассматривается только часть сфер правового регулирования, затронутых законом, такие, как: занятость населения, гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера, социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, социальная защита лиц пожилого возраста и инвалидов, пособия гражданам, имеющим детей, изменения в трудовом законодательстве и т. п.

Изменения в закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1
«О занятости населения в Российской Федерации»
(ст. 2 закона № 122-ФЗ)

Ликвидацией Государственного фонда занятости и отменой страховых принципов финансирования пособий по безработице государство подтверждает и продолжает курс отказа от активной политики занятости, начало которому было положено в 2000 году, и планирует более не рассматривать политику в области содействия занятости как направленную на обеспечение социальной защиты населения (соответствующие изменения вносятся в абзац шестой пункта 2 статьи 5 закона РФ «О занятости»). Существенно изменяется (в сторону сокращения) содержание статьи 12 закона РФ «О занятости», устанавливающей гарантии государства в реализации права граждан на труд.
Закон «О занятости» в действующей редакции содержит ряд гарантий, специально направленных на поддержку безработных граждан, включающий в себя проведение конкретных мероприятий.
Так, в качестве обязательной государственной гарантии сохраняется выплата безработным компенсации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости. Порядок выплаты данной нормы будет определяться Правительством РФ.
Необходимо обратить внимание на порядок определения размера пособия по безработице и стипендий безработным (статьи 29, 30, 33, 34).
Новый порядок вступит в силу с 1 января 2005 года и, вероятно, приведет к снижению размеров пособий по безработице по всей стране. Выплаты по безработице отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации.
В настоящее время размер пособия, как его максимальная, так и минимальная величины, «привязаны» к прожиточному минимуму, исчисленному по субъекту РФ. Так, даже если пособие исчисляется в процентном отношении к среднему заработку безработного, оно не может быть больше указанного минимума. Минимальная граница определяется процентным отношением (40, 30 или 20%) к указанному минимуму.
Законом вводятся новые понятия — минимальная и максимальная величина пособия по безработице. Их размеры будут устанавливаться специальными решениями Правительства РФ ежегодно. Из этого следует, что показатели величины пособий будут соответственно едиными для всей страны, независимо от реально сложившегося уровня цен в каждом регионе, а ежеквартальной индексации минимального и максимального пособия не предполагается.
Реформируется принцип учета районного коэффициента при расчете средней заработной платы для начисления стипендий/пособий и увеличения стипендии/пособия на районный коэффициент.
С 1 января 2005 года перестанут действовать специальные нормы, учитывающие интересы граждан, проживающих и работающих в местностях, где применяются районные коэффициенты за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. П.2 ст. 29 и п.3 ст. 30 закона РФ «О занятости» в действующей пока редакции устанавливается, что указанным гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее установленного времени, средняя заработная плата для начисления стипендии/пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких местностях. Указанные пункты законом № 122-ФЗ исключаются.
Необходимо учитывать, что описанные выше нормы вступают в силу только для тех граждан, которые будут признаны безработными после
1 января 2005 года. Для тех граждан, которые признаны в установленном порядке безработными до 1 января 2005 года, размеры пособий и стипендий будут устанавливаться по нормам действующей пока редакции закона РФ «О занятости» и не могут быть уменьшены. Это следует из п. 4 ст. 154 закона № 122-ФЗ.

Изменения в закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
(ст. 3 закона № 122-ФЗ)

Негативные последствия принятых изменений затронули особую категорию лиц, которую представляют граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы утрачивают право на:
– бесплатное оказание медицинской помощи;
– бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей);
– бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;
– бесплатное ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением;
– бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах транспорта (кроме такси) от места жительства до места лечения;
– первоочередное предоставление инвалидам бесплатно в пользование транспортного средства при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к его вождению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– возмещение органами социального обеспечения расходов, связанных с обслуживанием на дому, при отсутствии проживающих с ними близких родственников;
– бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов, бесплатный проезд с правом первоочередного приобретения билетов по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота один раз в год (туда и обратно), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, на воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте;
– льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
– право на внеочередную установку телефона;
– одноразовое получение беспроцентной ссуды на приобретение или строительство садовых домиков, благоустройство садовых участков, внеочередное обеспечение необходимыми строительными материалами (действие указанной нормы приостанавливалось с 2001 года);
– одноразовое получение беспроцентной ссуды на покупку (приобретение) жилья, кооперативное или индивидуальное жилищное строительство (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий) с погашением 50% ссуды за счет средств федерального бюджета (действие указанной нормы приостанавливалось с 2001 года);
– одноразовое получение беспроцентной ссуды для организации подсобного или фермерского хозяйства (действие указанной нормы приостанавливалось с 2001 года);
– бесплатную передачу по факту владения в личную собственность занимаемых ими жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Взамен перечисленных льгот граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС получают право на ежемесячную денежную выплату в размере 800 руб.
Инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы получают право на ежемесячную денежную выплату в размере 1000 руб.
К числу негативных последствий, внесенных в законодательство, относится отмена нормы об обязательном государственном страховании граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы от риска радиационного ущерба в пределах
20 тыс. руб., действие которой ежегодно приостанавливалось начиная с 2001 года.
Отменена статья о специальном порядке исчисления среднего заработка для назначения пенсии.
Изменен размер компенсации семьям за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Если раньше размер компенсации составлял 50 % минимальной пенсии по возрасту, то теперь он равен 92 руб. 66 коп.
Переходными положениями закона установлено, что впредь до вступления в силу соответствующего Федерального закона, сумма ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки их нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Изменения, внесенные в закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», соответственно изменили гарантии и компенсации, закрепленные за гражданами, подвергшимися радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Это интересно:  Краткий отчет о прохождении практики

Граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), утрачивают право на:
– бесплатное оказание медицинской помощи;
– бесплатное приобретение лекарств;
– обязательное специальное медицинское наблюдение в течение всей жизни;
– первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение (при наличии заболеваний, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации);
– скидку в размере 50% стоимости проезда до места лечения один раз в год (туда и обратно) воздушным, железнодорожным и водным транспортом по территории Российской Федерации;
– первоочередную установку телефона;
– бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов.
Указанной категории установлена ежемесячная денежная выплата — 800 руб.

Изменения в закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года
№ 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

Следует отметить, что ряд статей этого закона признается утратившими силу. Часть статей утрачивают силу, поскольку некоторые вопросы в настоящее время уже регулируются в ТК РФ (в частности, утрачивают силу ст. 6, 7, 12, 15, 21, 22 закона; соответствующие нормы содержатся в ст. 318, 315, 314, 322, 319, 320 ТК РФ).
Признаются утратившими силу:
– ст. 17 – 19 закона, регулирующие жилищные отношения;
– ст. 25 – 31, регулирующие условия пенсионного обеспечения;
– ст. 20 – 23, регулирующие предоставление льгот отдельным категориям населения и т.д.
Гарантии в области занятости населения, оплаты труда, продолжительности отпусков, льгот для отдельных категорий населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, порядок установления трудового стажа исключаются из сферы регулирования закона и регулируются общими нормативными правовыми актами: Трудовым кодексом РФ, законодательством РФ в области социального страхования, пенсионного обеспечения, занятости населения и т.д.

Изменения в Федеральный закон от 29 ноября 2003 года
№ 154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»
(ст. 50 закона № 122-ФЗ)

Установлено, что размер базовой трудовой пенсии лицам, проживающим в указанных районах (местностях), увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, на весь период проживания в этих местностях. При этом сохранено положение о том, что при переезде в другие районы Крайнего Севера размер базовой части трудовой пенсии определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства, а при переезде за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей районный коэффициент не применяется.
Это относится к базовой части трудовой пенсии (трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), государственным пенсиям (пенсиям федеральных государственных служащих, пенсиям военнослужащих и членам их семей, пенсиям участников Великой Отечественной войны, пенсиям граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф и членам их семей, социальным пенсиям нетрудоспособных граждан). Ранее пенсии (базовая часть трудовой пенсии) увеличивались на соответствующие установленные районные коэффициенты к заработной плате.
Соответствующие изменения внесены законом № 122-ФЗ в Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ст. 136) и в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 137).

Изменения в Федеральный закон Российской Федерации
от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
(ст. 53 закона № 122-ФЗ)

Изменена ст.16 закона «О государственных пособиях…», устанавливавшая право одного из родителей (опекуна) на ежемесячное пособие на ребенка из семьи со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума в субъекте РФ, установленную Федеральным законом, до достижения им возраста 16 лет, а для учащихся общеобразовательных учреждений – до окончания обучения, но не старше 18 лет. При этом порядок учета и порядок исчисления среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение такого пособия, устанавливался Правительством РФ.
Теперь установление размера, порядка назначения и выплаты пособия на ребенка отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
Следует обратить внимание на то, что в настоящее время пособие на одного ребенка составляет 70 руб. в месяц и явно не соответствует даже минимальным потребностям в продуктах питания и одежде, не говоря уже об игрушках, развивающих играх и книгах.
Вместе с тем утратила силу ст. 17 рассматриваемого закона, предусматривающая увеличение в двойном размере пособия на ребенка одинокой матери и на 50% на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов.
1 января 2004 года был изменен порядок подсчета среднего заработка для выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования на 2004 год» были установлены новые нормы определения среднего заработка для случаев, если работник фактически отработал менее трех календарных месяцев в расчетном периоде, и введена норма о выплате пособий, исходя из минимального размера оплаты труда.
В прежней редакции ст. 8 закона № 81-ФЗ пособие по беременности и родам рассчитывалось из среднего заработка за три месяца, предшествовавших декретному отпуску. По закону в новой редакции средний заработок рассчитывается за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. При таком порядке подсчета, принимая во внимание инфляцию, женщина, как правило, проиграет в сумме пособия.
Фактически вносит ухудшение в практику положение о том, что средний заработок определяется «…с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными актами об обязательном социальном страховании».

Изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

Изменения, внесенные законом № 122-ФЗ, затрагивают в основном вопросы финансирования данной системы и определяют, какой уровень власти и чей бюджет за что отвечает. Вследствие перевода системы социального обслуживания на уровень субъектов РФ изменения затрагивают и те гарантии и льготы, на которые смогут рассчитывать работники учреждений социального обслуживания.
В результате вносимых изменений к полномочиям федеральных органов государственной власти будут относиться вопросы методического и координационного характера. Субъекты Федерации будут отвечать за реализацию Федерального закона «Об основах социального обслуживания», разрабатывать, финансировать и реализовывать программы социального обслуживания, создавать учреждения социального обслуживания, управлять ими и обеспечивать их деятельность и ряд других полномочий. Социальное обслуживание населения в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов РФ, – это расходные обязательства субъектов. В связи с этим и работники учреждений социального обслуживания, в том числе и медицинские, смогут рассчитывать только на те «меры социальной поддержки», которые сами субъекты РФ решат на них распространить.

Изменения в Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
(ст. 56 закона № 122-ФЗ)

В указанном законе также изменяются нормы, касающиеся учреждений социального обслуживания, гарантированного перечня социальных услуг, источников финансирования системы социального обслуживания. Вся система переводится на уровень субъектов, бюджеты субъектов будут являться основным источником финансирования, а также допускается использование дополнительных внебюджетных средств (например, кредиты банков, доходы от ценных бумаг и т. д.).
С изменениями ст. 31 рассматриваемого закона новым источником финансирования системы социального обслуживания стали денежные средства, как находящиеся на банковских счетах, так и полученные от реализации имущества граждан пожилого возраста, не оставивших завещания и не имевших родственников.
Социальные работники, занятые в государственном секторе социального обслуживания, теперь будут иметь право на другие меры социальной поддержки, которые должны быть предусмотрены для них законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ
«О государственной социальной помощи»
(ст. 125 закона № 122-ФЗ)

Установлено, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может сделать выбор – получать компенсацию в денежной либо в натуральной форме. Если предпочтение будет отдано получению одной или нескольких услуг в натуральной форме, то сумма компенсации соответственно будет вычтена из общей стоимости «пакета». Для отказа от компенсационных денежных выплат и получения установленных льгот в следующем году льготнику следует обратиться до 1 октября текущего года с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, который производит ему ежемесячную денежную выплату.
Право на получение государственной помощи в виде набора перечисленных социальных услуг имеют следующие категории граждан:
– инвалиды войны;
– участники Великой Отечественной войны;
– ветераны боевых действий;
– военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
– лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
– лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
– члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
– инвалиды;
– дети-инвалиды;
– лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан также имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг, в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды при получении социальных услуг имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
В 2005 году все категории граждан, имеющие право на льготы, будут получать только социальные услуги в связи с тем, что рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года, а отказаться от социального пакета и подать заявление на получение денежной компенсации на следующий (2005 год) с соблюдением установленных сроков (до 1октября) невозможно.
Проблема состоит в том, что порядок предоставления льгот, переданных в компетенцию субъектов Федерации, до настоящего времени не имеет механизма правового регулирования. В ближайшее время субъектам Федерации предстоит создать его правовую базу. Кроме того, у большинства субъектов Российской Федерации нет финансовых ресурсов на реализацию положений принятого закона.
При рассмотрении этого положения возникает также вопрос о соразмерности денежных средств, составляющих стоимость «пакета», и реальной стоимости ранее предоставлявшихся соответствующим категориям граждан услуг и льгот.

Изменения, внесенные в ряд законов, регулирующих социальные гарантии и льготы, предоставляемые инвалидам
(ст. 35 и 63 закона № 122-ФЗ)

Из Основ законодательства об охране здоровья исключены нормы, которые закрепляли за инвалидами, в том числе детьми-инвалидами и инвалидами с детства, право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.
В Федеральном законе РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» практически утрачиваются и сводятся к замене денежными компенсациями следующие льготы, предоставляемые инвалидам:
– бесплатный проезд городским транспортом;
– 50% льгота по оплате телефона и радиоточки;
– сезонная 50% скидка на проезд междугородным транспортом и 50% скидка на проезд 1 раз в год в другое время года (т. е. за пределами сезона);
– бесплатное обеспечение спецавтотранспортом по медицинским показаниям;
— выплата компенсации за эксплуатацию специальных транспортных средств.
Инвалиды I, II группы ограничения к трудовой деятельности и дети-инвалиды утрачивают также льготу по бесплатному проезду сопровождающего лица на городском транспорте и 50%-ную скидку на проезд сопровождающего лица на междугородном транспорте.
Эти льготы заменяются следующими денежными компенсациями на период с 1 января по 31 декабря 2005 года на основании п. 6 ст. 154 закона №122-ФЗ:
– инвалидам I группы (III степени ограничения к трудовой деятельности) – 950 руб. в месяц;
– инвалидам II группы (II степени ограничения к трудовой деятельности) – 550 руб. в месяц;
– инвалидам III группы (I степени ограничения к трудовой деятельности) – 350 руб. в месяц;
– детям-инвалидам – 550 руб. в месяц;
– инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов – 50 руб. в месяц.
С 1 января 2006 года инвалиды и дети-инвалиды будут иметь право на ежемесячные денежные выплаты с учетом «социального пакета», установленного ст. 125 закона № 122-ФЗ в размере 450 руб. в месяц, в следующих размерах:
– инвалиды III степени ограничения к трудовой деятельности – 1400 руб.;
– инвалиды II степени ограничения к трудовой деятельности и дети-инвалиды – 1000 руб.;
– инвалиды I степени ограничения к трудовой деятельности – 800 руб.;
– инвалиды, не имеющие степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов – 500 руб.
На основании п.6 ст. 154 закона № 122-ФЗ ежемесячные денежные выплаты устанавливаются без дополнительного переосвидетельствования лицам, имеющим I, II и III группы инвалидности (установленные до 1 января 2005 года), и лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II, и I степени.
Установление порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также размеры компенсаций затрат родителей на эти цели отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации и на расходные статьи их бюджетов.
Весьма вероятно, что предлагаемые компенсации будут не в состоянии покрыть все возможные расходы граждан, которые неизбежно возникнут в связи с отменой вышеперечисленных льгот.
Изменения, внесенные в этот закон, коснулись также вопроса регулирования занятости инвалидов. Государство отказывается от осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов.
Квотирование рабочих мест будет осуществляться в организациях, численность работников в которых составляет более 100 человек (в прежней редакции закона «О социальной защите инвалидов в РФ» — более 30 человек), с одновременной отменой внесения обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты при невыполнении или невозможности ее выполнения.

Это интересно:  Как вернуть деньги за платные медицинские услуги

Изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года
№ 5 – ФЗ «О ветеранах»
(ст. 44 закона № 122-ФЗ)

Поскольку Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает права и льготы для разных категорий граждан, изменениями, установленными законом № 122-ФЗ, эти категории условно разделены на «федеральные» и «региональные».
Расходными обязательствами Российской Федерации будут являться меры социальной поддержки, установленные для:
– инвалидов Великой Отечественной войны,
– участников Великой Отечественной войны,
– ветеранов боевых действий,
– военнослужащих, проходивших не менее 6 месяцев военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года;
– военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
– лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
– лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон, действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.
Субъекты РФ могут предусматривать дополнительные меры социальной поддержки для вышеперечисленных категорий «федеральных» льготников.
Меры социальной поддержки для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 Мая 1945 года не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда отнесены к ведению тех субъектов Российской Федерации, где проживают ветераны этих категорий. Расходы по обеспечению социальной поддержки возлагаются на бюджеты соответствующих субъектов РФ.

Практически все группы ветеранов лишаются:

– льгот по налогообложению (социальные вычеты и возможные льготы для ветеранов предусматриваются только в Налоговом кодексе РФ);
– права на получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– права на первоочередное получение местных строительных материалов для жилищного строительства, отпуск древесины на корню для строительства жилых домов на условиях, определяемых органами местного самоуправления (для инвалидов войны);
– права на первоочередное или внеочередное (в зависимости от категории граждан) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий. Вместо этого гражданам гарантируется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем тех граждан из числа ветеранов, которые встали на учет до 1 января 2005 года; вставшие же на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ;
– права на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов.
Инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны компенсации предоставляются взамен перечисленных ниже льгот:
– льготный проезд междугородним транспортом (лица, сопровождающего инвалида I группы);
– 50% льгота по оплате телевизионной антенны и радиоточки;
– бесплатная установка телефона;
– 50% льгота по оплате за телефон;
– обеспечение бесплатным спецавтотранспортом по медицинским показаниям;
– выплаты компенсации на эксплуатацию транспортных средств и транспортного обслуживания;
– бесплатный проезд городским автотранспортом;
– компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку.

Предполагаемая компенсация из федерального бюджета составит:

Изменения в трудовом законодательстве Российской Федерации
(ст. 29, 94 и 138 закона № 122-ФЗ)

Индексация выплат

Принятый Федеральный закон предусматривает, что льготные выплаты будут индексироваться в соответствии с инфляцией так же, как индексируется базовая часть пенсии.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года
№ 173 Ф–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно выводам экспертов, на протяжении последних лет темпы роста цен на услуги в три раза превышали уровень инфляции. За период с 2001 по 2002 год их уровень составлял 50% при декларированном уровне инфляции от 15 до 18%. В прошлом 2003 году рост стоимости услуг достиг 30%. Таким образом, темпы роста цен на услуги и дальше будут опережать уровень инфляции, а их стоимость не будет компенсироваться индексацией по базовой инфляции. Уже сейчас тарифы естественных монополий существенно выше, чем запланированный уровень инфляции. Следовательно, предусмотренная индексация выплат не компенсирует реального роста цен.

Студенты

Без соответствующей компенсации ст. 78 закона № 122-ФЗ отменены следующие льготы, предоставлявшиеся на основании Федерального закона от 22 августа 1966 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», студентам и аспирантам, обучающимся в государственных и муниципальных высших учебных заведениях:
– право ежегодного бесплатного проезда железнодорожным транспортом туда и обратно и доплаты на питание (студентам);
– право бесплатного проезда железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно или автобусным транспортом при отсутствии железнодорожного сообщения (иногородние студенты и аспиранты);
– право проезда авиационным транспортом один раз в год туда и обратно (студенты и аспиранты, постоянно проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Сибири и на Дальнем Востоке).

Доноры
(ст. 32 закона № 122-ФЗ)

Изменения в Основы законодательстве РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1
(ст. 35 закона №122-ФЗ)

Отменена ст. 28, которая гарантировала:
– гражданам, пострадавшим при чрезвычайной ситуации, право на получение бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного и восстановительного лечения, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий по преодолению последствий чрезвычайной ситуации и снижению риска для их жизни и здоровья;
– гражданам Российской Федерации, проживающим в районах, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, право на бесплатную медицинскую помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях;
– гражданам, пострадавшим при спасании людей и оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, право на бесплатное лечение, включая санаторно-курортное лечение, и все виды реабилитации, а также материальную компенсацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Изменения внесены также в часть третью статьи 42, которая изложена в следующей редакции:
«Для отдельных категорий граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, сохраняется место работы на период их временной нетрудоспособности, устанавливаются меры социальной поддержки, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (п. 34 ст. 35 закона № 122-ФЗ).

Изменения в закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года
№ 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики»
(ст. 22 закона № 122-ФЗ)

Согласно изменениям ст. 3 закона «Об основах жилищной политики», органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают жилищное строительство за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов для предоставления жилья гражданам на условиях социального найма, найма, аренды, купли-продажи.
В части первой ст. 12 этого закона устанавливает, что жилищный фонд социального использования образуется в поселениях для проживания малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях на условиях социального найма.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма возлагается на органы местного самоуправления поселений в порядке и на условиях, определенных муниципальными правовыми актами, принимаемыми представительными органами местного самоуправления поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Основанием для вселения в жилое помещение по договору социального найма является ордер (ст.13 данного закона).
Из закона исключены положения, предусматривавшие, что органы местного самоуправления с учетом специфики регионов и городов обязаны предоставить в пользование, аренду, собственность или продавать земельные участки для жилищного строительства в срок не более одного месяца для физических лиц и двух месяцев для юридических лиц с момента их обращения.
Граждане имеют право на получение или приобретение в установленном порядке земельных участков для жилищного строительства независимо от наличия у них другого жилого помещения (недвижимости в жилищной сфере), в том числе в других населенных пунктах.
Необоснованный отказ органов местного самоуправления в предоставлении и продаже в установленные сроки земельных участков для жилищного строительства влечет за собой штрафные и иные санкции, предусмотренные законодательством.

Изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ
«О пожарной безопасности»
(ст. 41 закона № 122-ФЗ)

Мы отметим только, что в данный закон введена новая статья 12.1, предусматривающая возможность создания частной пожарной охраны как в населенных пунктах, так и в организациях.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.
Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Ст. 18, определяющая полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, дополнена абзацем следующего содержания:
– утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации (п. 20 ст. 41 закона).

Изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации
(ст. 238, часть вторая п.п. 9 п. 1)
(ст. 131 закона № 122-ФЗ)

В подпункте 9 пункта 1 ст. 238 части второй НК РФ слова «законодательством Российской Федерации» заменяются словами «действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами», таким образом, расширен круг нормативных правовых актов, позволяющих исключить из налогооблагаемой базы стоимость проезда лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплачиваемую работодателем.
Теперь эта норма будет иметь более широкое толкование, за счет включения в нее нормативных актов субъектов федерации, органов местного самоуправления, коллективных договоров и трудовых договоров (контракты).

Изменения в ст. 132 Федерального закона от 26 октября 2002 года
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
(ст. 147 Закона № 122-ФЗ)

В частности, пункт 6 данной статьи изложен в следующей редакции:
«Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий». Ранее передача жилищного фонда социального использования, а также социально значимых объектов в собственность муниципального образования осуществлялась с учетом фактического состояния без каких-либо дополнительных условий на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых являлась убыточной. Средства, выплаченные органом местного самоуправления, включались в конкурсную массу.
Пункты 8 – 11 данной статьи, которые предусматривали порядок разрешения разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления по поводу передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность, признаны утратившими силу.

Изменения в Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений»
(ст. 54 закона № 122-ФЗ)

В преамбуле закона исключены «гарантии на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, выделяемых на эти цели».
Отменены следующие льготы, предоставляемые детским и молодежным организациям:
– налоговые льготы, установленные налоговым законодательством;
– получение в пользование имущества, находящегося в государственной собственности;
– льготы на пользование имуществом;
– льготы, выделяемые на государственную поддержку предприятиям, предоставляющим имущество в пользование молодежным организациям;
– на выполнение государственного заказа по созданию социальных служб, информационных, инновационных центров и центров досуга для детей и молодежи, на разработку проектов (программ) по организации социальной работы, дополнительного образования, деятельности в сфере культуры, здравоохранения, экологии, деятельности по предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи, а также на научные исследования и осуществление иных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики;
– федеральные и межрегиональные программы государственной поддержки молодежных и детских объединений.
Финансирование мероприятий по поддержке молодежных и детских объединений предполагается осуществлять за счет средств, предусматриваемых в федеральных целевых программах в области молодежной политики.

Это интересно:  Открыть свою пекарню с чего начать

Статья 156 закона № 122-ФЗ признает утратившими силу ряд законов, в том числе:

Кто может воспользоваться монетизацией льгот в 2020 году?

Незащищенным и особо заслуженным гражданам России положен широкий перечень государственных льгот. Но часто случается так, что льготник не имеет возможности воспользоваться предоставленной привилегией по причине ограниченной подвижности или проживания в отдаленном населенном пункте. В таких случаях становится актуальной монетизация льгот, позволяющая заменить социальные услуги денежной компенсацией.

Закон о монетизации

  1. коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
  2. хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
  3. убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
  4. несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.

Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Официальное название документа состоит из 55 слов и в обиходе практически не используется.

Закон внес следующие существенные изменения в существующий на тот момент порядок.

  1. Льготники были поделены на федеральных и региональных. Соответственно, и помощь им оказывалась из того бюджета, за которым они были закреплены. Так, привилегии для ветеранов труда и пенсионеров теперь стали устанавливаться региональными властями, что по факту привело к потере ими большей части социальных выгод.
  2. Ряд федеральных льгот был заменен денежной компенсацией.
  3. Регионам предоставили выбор способа предоставления льгот – натуральный или денежный. Но при принятии второго варианта субъектам обеспечивались дотации в размере 40% от общего бюджета на выплату компенсаций.

Общество отрицательно отреагировало на введение подобных мер, что выразилось в серии протестов по всей стране. Обостряло ситуацию то, что в первые годы монетизации льготнику не предоставлялся выбор между натуральной и денежной формами получения государственной помощи. Льготы в обязательном порядке подлежали замене денежной компенсацией. С тех пор прошло более 13 лет, и отношение к монетизации изменилось в лучшую сторону, так как многие льготники оценили преимущества такого способа получения господдержки.

Перечень подлежащих монетизации льгот

Монетизации подлежат льготы из так называемого набора социальных услуг (далее НСУ), предусмотренного законом №178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О гос. социальной помощи».

Статья 6.2 закона устанавливает следующий состав НСУ.

  1. Обеспечение бесплатными медицинскими препаратами и изделиями по рецепту врача. Детям-инвалидам дополнительно полагается специализированное лечебное питание.
  2. Предоставление бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения.
  3. Льготный проезд до места лечения на железнодорожном пригородном и международном транспорте в обе стороны.

Несовершеннолетние инвалиды, а также лица с 1 группой инвалидности в рамках НСУ получают дополнительные путевки в санаторий и оплату дороги в обе стороны для сопровождающего лица.

Кто вправе монетизировать льготы?

Гарантированно отказаться от социального пакета в пользу денег могут федеральные получатели НСУ. Их перечень закреплен ст. 6.1 закона №178-ФЗ и представлен следующими категориями граждан:

  • инвалидами войны;
  • участниками ВОВ;
  • участниками боевых действий на территории Афганистана, Чечни и других иностранных государств;
  • блокадниками Ленинграда;
  • лицами, имеющими стаж работы на военных объектах в период ВОВ;
  • гражданами, проходившими военную службу в годы ВОВ, но не участвовавшими в боевых действиях;
  • членами семей погибших участников ВОВ и иных боевых действий;
  • инвалидами, в том числе несовершеннолетними.

Региональным льготникам возможность заменить привилегии денежной компенсацией предоставляется в зависимости от политики местных властей. В большинстве субъектов РФ принята смешанная схема, при которой монетизировать можно только определенные виды льгот. Чаще всего денежные компенсации назначаются за право бесплатного пользования местным общественным транспортом.

Перечни региональных льготников могут различаться, но, как правило, в них попадают:

  • ветераны труда;
  • дети-сироты;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры;
  • лица, пострадавшие от радиации;
  • малоимущие граждане;
  • врачи и учителя из сельской местности.

Региональных льготников не всегда наделяют правом выбора между натуральной и денежной формой предоставления госпомощи. Например, для ветеранов труда ряд льгот заменен фиксированной денежной выплатой.

Оформление денежной компенсации

Федеральным льготникам для отказа от натуральной помощи в пользу денежных выплат необходимо посетить отделение ПФР по месту жительства. Помимо заявления, туда необходимо подать:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право на НСУ (справку об инвалидности, ветеранское удостоверение и т. п.);
  • справку от ПФР о наличии права на льготы (если она получалась ранее).

В заявлении нужно подробно расписать, от каких услуг социального пакета вы отказываетесь.

При желании можно оставить за собой часть льгот, а от тех, в которых нет необходимости, отказаться. Например, если необходимых вам медикаментов нет в федеральном перечне, вы можете подать отказ от льгот на лекарства, но сохранить право на санаторно-курортное лечение и компенсацию проезда до места отдыха.

Заявление о назначении выплат со следующего года должно быть подано до 1 октября текущего года. То есть начать получать компенсацию в 2018 году уже не получится, оформить ее можно только уже на 2020 год. Такой строгий подход к соблюдению сроков объясняется тем, что в 4 квартале закладывают бюджет на выплаты будущего года, и его размер зависит от количества отказавшихся от льгот граждан. При опоздании с подачей заявления следующая возможность монетизировать льготы представится почти через год.

Направить документы в ПФР можно и через многофункциональный центр. Лица, которые не в состоянии лично посетить госучреждения, могут подать заявление через законного представителя, на которого выписана нотариально заверенная доверенность.

Размер выплат

Денежная компенсация НСУ подлежит индексации с 1 февраля каждого года. Ее последняя величина установлена постановлением Правительства №74 от 26.01.2018 года и составляет 1075,19 рублей. В состав выплаты входит:

  • 828,14 рублей за медикаменты;
  • 128,11 рублей за путевки в санаторий;
  • 118,94 рублей за компенсацию проезда до мест отдыха.

Федеральным льготникам выплата ежемесячно перечисляется вместе с ЕДВ. Если какие-то льготы были сохранены, выплата уменьшается на соответствующую им сумму.

Как заменить льготы на денежные выплаты пенсионерам?

Достижение пенсионного возраста не является основанием для назначения выплат на федеральном уровне. Получить компенсацию за льготные лекарства, путевки в санаторий и проезд пенсионер может только при наличии дополнительных факторов, дающих право на пользование НСУ (инвалидность, участие в боевых действиях и пр).

Определенные категории пенсионеров также могут претендовать на компенсацию услуг ЖКХ. Данный вид льгот монетизирован по всей стране. Порядок выплаты компенсации таков: получатель льготы оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, после чего государство возвращает на его банковский счет от 50% совершенного платежа. Такие выплаты в 2018 году предоставляются инвалидам, ветеранам труда, участникам ВОВ и других военных кампаний, чернобыльцам и имеющим государственные награды гражданам.

Пенсионеры, не имеющие дополнительных льготных оснований, могут рассчитывать только на компенсации по капитальному ремонту:

  • после 70 лет – в размере 50%;
  • после 80 лет – в размере 100%.

На уровне субъектов РФ пенсионерам со званием ветерана труда выплачивается ежемесячная компенсация, размер которой в среднем по стране составляет 600 рублей. Состав дополнительных выплат может различаться в зависимости от региона. Это могут быть компенсации проезда в городском транспорте, услуг телефонной связи и т. п.

Закон о монетизации льгот в свое время вызвал бурный протест со стороны льготников, но сегодня многие добровольно отказываются от натуральной помощи в пользу денежных выплат. Это сельские жители, лица, не нуждающиеся в медикаментах, а также те, кто по состоянию здоровья не может отправиться в поездку. Таким гражданам выгоднее получить компенсацию, пусть и в очень скромном размере, чем сохранять льготу, которой они все равно не имеют возможности воспользоваться.

Монетизация льгот — 5 причин взять льготы деньгами

Монетизация льгот – позволяющая заменить льготы пенсионерам денежными выплатами. В этой статье мы подробно разобрались как правильно поступить, от каких льгот можно отказаться в пользу денег, и на какие суммы можно рассчитывать. Читайте обо всем этом ниже.

Законодательная база

Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, была проведена для урегулирования вопроса компенсации официальным категориям льготников, которых до указанного времени «набралось» более половины населения страны. Монетизация льгот должна была восстановить убытки федерального бюджета, которые образовались вследствие обязательного предоставления компенсации.

Понятие «монетизация льгот» и ее воплощение привело к массовым забастовкам по всем городам России. Все основывалось на том факте, что в короткие сроки у людей льготной категории стали «отбирать» определенные привилегии, но при этом предусматривалась денежная доплата, которая могла быть использована для покрытия пробела в собственном бюджете.

Процедура была проведена после заключения, что почти все льготники не могут воспользоваться представленными льготными услугами в полном объеме. К примеру, на инвалида первой группы выделяются средства для посещения санаторно-курортного лечения, но получатель не может воспользоваться подобной возможностью.

Сейчас можно подать отказ от льгот подобного характера и получать за это денежную компенсацию.

От каких льгот можно отказаться в пользу денег

Законами предусмотрены денежные выплаты на:

  • лекарственное обеспечение;
  • санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд в транспорте.

В индивидуальных случаях можно получить выплаты для оплаты коммунальных услуг.

В соответствии с представленным списком возможны следующие действия:

  • отказ от льготы на лекарства;
  • отказ от бесплатного получения лекарств и лечения в государственных медицинских учреждениях;
  • отказ от предоставления денежных средств на проезд.

Отказаться можно только от одной льготно предоставляемой услуги, частично или полностью.

Категории льготников

Монетизация льгот предусмотрена только для определенных категорий граждан. Право на получение денежной замены предоставляется следующим лицам:

  • инвалидам;
  • пенсионерам;
  • многодетным семьям;
  • ветеранам труда;
  • матерям-одиночкам;
  • ветеранам боевых действий;
  • детям-инвалидам.

Каждая из категорий льготников может рассчитывать только на определенные денежные выплаты.

Размер денежной компенсации

Монетизация льгот влечет обязательную ежегодную переиндексацию денежных выплат. На 2020 год замена натуральных льгот денежными компенсациями представляется в следующих размерах:

  • 833 рубля 79 коп. – сумма для оплаты лекарственных средств;
  • 128 рублей 99 коп. – выплаты по пособиям относительно санаторного лечения;
  • 119 рублей 75 коп. – на оплату проезда на пригородном ж/д транспорте и общегородских транспортных средствах.

В соответствии с этим, предусмотрено ежемесячно выплачивать 1082 рубля 53 копейки. Суммы указаны на 2020 год, основные положения не были заменены.

Как оформить отказ от льгот

Монетизация льгот предусматривает обязательное подписание отказа от предоставления «условной» компенсации. Только официальный отказ от льгот влечет предоставление денежной суммы к имеющейся пенсии и дотациям. Чтобы воспользоваться денежной компенсацией, надо осуществить следующие действия:

  1. Написать заявление в Пенсионный Фонд, в котором указать наименование организации получателя, а также собственные данные. Прописать просьбу в отказе от выбранной компенсации.
  2. Заявление на отказ следует подать до 1 октября текущего года. Представленные заявки делают ежегодно, чтобы с января следующего года получать компенсации в денежном эквиваленте.
  3. В случае необходимости можно вернуть льготы до 31 октября – то есть в течение месяца. Для возврата также следует подавать заявление на отказ в монетизации.

Дополнительных действий в монетизации проводить не придется. Поданную заявку рассматривают госслужащие регионального уровня, которые сверяют верность поданной информации о заявителе.

Чтобы получить компенсации, необходимо представить следующий перечень документов:

  • оригинал и копию паспорта гражданина РФ;
  • оригинал и копию пенсионного удостоверения;
  • удостоверение-основание, доказывающее наличие прав пользования льготами заявителю;
  • заявление – зачастую выдают готовый бланк, также заполнить форму могут сами сотрудники Пенсионного фонда.

В зависимости от ситуации, возможно, потребуются дополнительные документы. К примеру, если оформление отказа от льгот проводится представителем ребенка с наличием инвалидности, необходимо дополнительно подать оригинал и копию свидетельства о рождении.

Плюсы и минусы монетизации льгот

Новшество повлекло массовые споры с ни в чем не повинными людьми. Так, при отмене бесплатного проезда представители льготных категорий стали ругаться с кондукторами, которые не имеют никакого отношения к действиям Правительства страны.

К остальным недостаткам относят следующие моменты:

  • споры и недовольства граждан – регулярные изменения влекут массовые протесты с митингами возле администраций населенных пунктов;
  • необходимость ежегодного посещения Пенсионного Фонда с обязательной подачей заявления на отказ;
  • нехватку полученной компенсации для восполнения необходимого приобретения услуг.

Зачастую льготники сетуют на факт, что монетизация льгот в виде полученной единовременной компенсации не может покрыть тот расход, который последовал в текущем месяце. Но при тщательном подсчете затраченных денежных средств льготники остаются с незначительной прибылью.

К примеру, пенсионерам и прочим категориям населения не удается получить льготных средств в результате развития заболевания – приходится тратить собственные деньги. От льгот в виде оплаты лекарственных средств нельзя отказываться в том случае, если имеются хронические заболевания с вероятностью обострения.

Рассмотрим преимущества, которые влечет монетизация льгот:

  • при отсутствии возможности прожить на одну пенсию, можно получить денежную компенсацию за услуги, которыми льготники не могут воспользоваться в полной мере;
  • полученная компенсация тратится на индивидуальные нужды, а не «оседает в карманах» Правительства вследствие не востребованности;
  • значительную помощь теперь получают жители деревень, которые не могут пользоваться общественным транспортом в черте своего населенного пункта.

Ответить на вопрос, полезна ли процедура монетизации для граждан, практически невозможно. В данном случае все индивидуально. К примеру, мама-одиночка имеет возможность получения льготных лекарств на ребенка, который болеет максимум 1 раз в год. Отказавшись от них, она может ежемесячно получать денежную компенсацию, на которую купит что-то необходимое ребенку.

Статья написана по материалам сайтов: www.advokatessa.ru, subsived.ru, lgoty.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector